Что нужно для венчания в церкви. Венчание в церкви: правила, что нужно для венчания в церкви

Таинство венчания можно назвать самым трепетным и волнительным моментом в жизни молодоженов. Но одновременно с тем, невероятно ответственным шагом, который требует тщательной поэтапной подготовки.

Выбираем дату и храм

Подготовку к венчанию в православной церкви следует начать с выбора храма. За несколько недель до желаемого дня необходимо окончательно определиться с местом. В каждой церкви установлены свои правила. Поэтому такие моменты, как расстановка гостей, длительность венчания, наличие хора могут существенно различаться. Примите к сведению, что возможность фотосъёмки оговаривается также заранее, а стоимость венчания может быть разной в каждом храме.

Молодоженам рекомендуется как можно раньше назначить дату венчания. Отнеситесь к этому серьёзно, так как по церковным правилам далеко не во все даты календаря можно проводить церемонию. Ограничения распространяются на такие дни: Масленичная и Пасхальная недели, четверг, вторник и суббота, в период поста, а также отдельных церковных праздников. Список всех дат вы можете увидеть в церковном календаре или уточнить в самом храме. День венчания необходимо заранее согласовать с батюшкой.

Возьмите также на заметку, что обряд венчания необязательно проходить прямо после бракосочетания в ЗАГСе. Здесь нет временных ограничений, поэтому молодожены могут обвенчаться и спустя 5 лет после официальной женитьбы.

Определяемся со священником


Вы можете не ограничиваться выбором батюшек, предложенных храмом, в котором вы решили проводить церемонию. Молодоженам разрешается пользоваться услугами собственного священника. Главное, чтобы обряд проводил священнослужитель без монашеского обета.

Чтобы подготовка к венчанию прошла успешно, обсудите с батюшкой заранее все интересующие вопросы касательно церемонии. Возможно, вам понадобится почитать до церемонии специальные молитвы, посетить службу или причаститься.

Приобретаем необходимые вещи

Во время подготовки к венчанию молодоженам следует обзавестись набором вещей, которые понадобятся во время обряда:

  1. Венчальные свечи.
  2. Икона Спасителя
  3. Икона Божьей матери.
  4. Четыре белых, желательно хлопковых платка под свечи (можно с вышивкой).
  5. Два чистых белых полотенца, на которых по правилам должны стоять молодожены.

Вы можете приобрести каждую вещь отдельно, либо заранее купить весь комплект в церковной лавке.

Внешний вид и наряды молодоженов


В отличие от свадебного банкета, где молодожены могут выбрать стилизованные наряды и проявить свою фантазию, для церемонии венчания есть определённые правила касательно внешнего вида пары. Здесь сохранились исконно древние традиции: жених, одетый в классический тёмный костюм и будущая жена в белоснежном платье.

Будущей жене нельзя находиться в храме с открытыми плечами, декольте и неприкрытой головой. Обилие украшений также считается неуместным. Чтобы голова была покрытой, можно одеть фату либо платок. Если у вас слишком открытое платье, чтобы не переодеваться лишний раз, можете просто подготовить накидку на время церемонии. Макияж должен быть естественным и неброским. Воздержитесь от высоких каблуков. Лучше подберите удобную обувь, так как венчание может длиться несколько часов. И не забудьте по обручальные кольца, их нужно обязательно принести с собой.

  1. Чтобы пройти обряд венчания, молодожены и свидетели обязаны быть крещёными.
  2. Многие священники рекомендуют, чтобы подготовка к венчанию сопровождалась исповедью молодоженов и утренним причастием. Если вы решили придерживаться данных ритуалов, тогда воздержитесь от употребления алкогольных напитков и сигарет за день до обряда.
  3. Обручальные кольца должны быть освещены на Престоле, поэтому следует заранее передать их батюшке.
  4. Во время церемонии венцы могут либо надеваться на головы молодоженов, либо возможен вариант, когда свидетели их держат над будущими супругами. Постарайтесь узнать у батюшки заблаговременно, как данная традиция соблюдается в церкви. Если венцы необходимо будет возложить на голову, невесте следует побеспокоиться, чтобы из-за этого не испортилась причёска. Рекомендуется надеть хлопчатобумажный белый платок, чтобы венец не цеплялся за волосы и не спадал с головы.
  5. Если вы планируете устроить фотосъёмку в храме, этот момент необходимо заранее уточнить. Возможно, фотографировать разрешено не во всех местах, либо вообще запрещено. Учитывая то, что освещение в храме достаточно специфичное, фотограф должен заранее посетить выбранное место.
  6. Молодые и свидетели должны надеть нательные крестики. Рекомендуется, чтобы все приглашенные также придерживались данной традиции, но для них это не является обязательным.

Чтобы церемония прошла успешно, следует не только осуществить главные этапы подготовки к обряду, но и ознакомиться с правилами венчания, которые понадобятся молодоженам во время самого мероприятия.

Еще век назад обряд венчания был обязательным, сегодня мужчины и женщины вступают в церковный брак исключительно по желанию. Вы тоже решились на венчание в церкви в Москве или области? Это серьезный шаг, к которому следует тщательно подготовиться – я расскажу вам обо всем необходимом.

Благоприятные дни для венчания, Красная горка

В отличие от обычных свадеб, обряд венчания проводится в определенные дни и время суток. Наиболее благоприятные дни для венчания – воскресенья, также церковные браки заключаются по нечетным дням (понедельникам, средам и пятницам). И, напротив, по четным дням обвенчаться невозможно.

В 2018 году есть особенная дата для проведения венчания в церкви в Москве – праздник Красная горка, выпадающий на 15 апреля. Этот день издревле считался лучим для свадьбы, заключенный в этот праздник брак будет долгим, крепким и счастливым.

Обряд проводится в середине дня, он занимает не менее двух часов, что обязательно нужно учитывать при подготовке.


Однако есть не только благоприятные дни для венчания, но и «запрещенные» даты:

  • Святки (с вечера 6 по 19 января 2018 г.);
  • В канун Сретения Господня (14 февраля);
  • На Сырной неделе (семь дней до начала Великого поста, более известна, как Масленица, в 2018 году с 12 по 18 февраля);
  • В канун Благовещенья Пресвятой Богородицы (6 апреля);
  • В Великий пост (семь недель до Пасхи, в 2018 году с 19 февраля по 7 апреля);
  • В Пасхальную неделю (в 2018 году — с 9 по 15 апреля);
  • В канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи, в 2018 году – 16 мая);
  • В канун и день Святой Троицы (49-й и 50-й день после Пасхи, в 2018 году – 26 и 27 мая);
  • В Петров пост (начинается во второй понедельник после Троицы, в 2018 году с 04 июня по 11 июля);
  • В Успенский пост (с 14 по 27 августа);
  • В канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября);
  • В канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября);
  • В канун и день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября);
  • В канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября);
  • В Рождественский (или Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).

Если вы решили заключить союз на небесах, то мы рекомендуем уже сейчас выбрать дату, в противном случае вам просто-напросто не удастся реализовать задуманное.

Сколько стоит венчание, подготовка к обряду

К таинству следует подходить обдуманно и серьезно. Рекомендуется посетить церковь для разговора со священнослужителем. Вы заранее договоритесь о дате и получите все необходимые наставления. И, конечно же, узнаете, сколько стоит венчание в церкви – да, даже заключение церковного брака не происходит бесплатно!


Следует знать, что нужно для венчания, и заблаговременно подготовиться. Список довольно широк:

  • Молодожены и свидетели должны быть крещеным православными;
  • Наличие свидетельства о браке;
  • Соблюдение церковных традиций. Перед обрядом молодожены должны исповедаться, причаститься и поговорить со своим духовником, некоторое время поститься. А за день запрещены интимные отношения;
  • Необходимо приобрести венчальные предметы – обручальные кольца вместе с рушником (специальным белым полотенцем), коны Богородицы и Иисуса Христа, венчальные свечи;
  • Благословение от священнослужителя на фото и видеосъемку. Кстати, свидетелями не обязательно выбирать мужчину и женщину – это могут быть двое мужчин. Напомним, что венчание в церкви в Москве занимает несколько часов, в течение которых свидетели держат венцы над невестой и женихом – обычно мужчинам справиться с этой задачей проще, чем женщинам.

Церковь не только регламентирует подготовку и проведение венчания, но и ставит запреты:

Запреты для венчания

  • Запрещено венчаться некрещеным или людям иной веры;
  • Обряд невозможен без предварительного посещения ЗАГСа;
  • Запрещено венчаться кровным родственникам до 4-го колена;
  • Запрещено венчаться людям со слишком большой разницей в возрасте, а также если они не достигли установленного законом возраста;
  • Запрещено венчаться людям с наличием психических заболеваний. Наконец, в число запретов для венчания входит и женитьба без благословления родителей.

Наряды молодоженов для венчания

Церковь довольно лояльно относится к одежде и виду молодоженов, однако есть несколько простых требований.

Невесте лучше прийти в скромном белом платье скромного покроя, обязательно наличие фаты либо платка. Макияж не возбраняется, но он не должен быть скромным. Для жениха все проще – он должен прийти в нарядном костюме.

Поэтому решая, что нужно для венчания, подумайте и о подобающих нарядах.

Организация венчания

Задумавшись о венчании, нужно позаботиться о множестве мелочей, они легко могут быть упущены из виду, что подпортит впечатление от таинства. Решить эту проблему помогут услуги свадебного организатора. Я сделаю все необходимое для качественной подготовки венчания – ваш союз будет заключен на небесах, а обряд оставит только лучшие воспоминания!

В ы уже решили, что хотите соединить свою судьбу с любимым человеком, повенчавшись в церкви. и Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. предлагают узнать подробнее о том, как и при каких условиях совершается венчание, и что для этого нужно.

В России венчают так же, как и «расписывают» с 18 лет

1. Самое первое и главное – венчающиеся оба должны быть крещеными православными христианами. Если окажется, что ситуация с крещением не ясна – например, человек не помнит, крестили его или нет, то надо заранее прийти в храм и обговорить это со священником, желательно хотя бы за месяц до предполагаемой даты свадьбы. В некоторых случаях допускается венчание с неправославными христианами (католики, англикане, лютеране и т.д.), но при условии, что дети, рожденные в этом браке, будут крещены в православии.

2. Не венчают, если хотя бы один из новобрачных исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм и др.).

3. Таинство венчания совершается только после регистрации в ЗАГСе, однако, если существуют какие-то мешающие этому обстоятельства, например, проблемы с документами у одного из будущих супругов, то вам всегда могут пойти навстречу. Для этого необходимо заранее подойти в храм и проконсультироваться со священником.

4. Во время постов не венчают. Это важно учитывать при назначении даты свадьбы, потому что пост, как известно, предполагает воздержание не только в пище, но и в телесной близости, первая брачная ночь в пост не является благословенной. Даты постных дней можно посмотреть на сайте www.pravoslavie.ru.

5. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства.

6. В Православной Церкви допускается венчаться трижды в жизни, если человек овдовел, будучи венчанным, или предыдущий брак был расторгнут согласно церковным правилам.

7. Не венчают, если жених или невеста фактически состоят в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак.

Таинство венчания совершается только после регистрации в ЗАГСе


8. Возраст венчающихся ограничивается местными законами – в России венчают так же, как и «расписывают» с 18 лет.

9. На венчании могут присутствовать все, кого новобрачные захотят видеть при этом. Никаких ограничений нет.

10. Венчание можно проводить в один день с походом в ЗАГС, но обычно этого не делают, так как молодым и их гостям просто тяжело выдержать такую нагрузку.

11. Одежда у венчающихся должна быть, конечно же, нарядной, платье невесты может быть любого цвета, традиционно светлых тонов. Желательно, чтобы были рукава, закрытая спина, ну, а если платье без рукавов, то можно использовать накидку на плечи.

12. На венчании разрешается вести видео- и фотосъемку, только об этом надо заранее предупредить священника.

13. Перед тем, как совершить такой ответственный шаг, как венчание, хорошо было бы исповедаться. Исповедь обычно совершается во время вечернего богослужения по субботам и перед православными праздниками или во время утреннего богослужения соответственно по воскресениям и в праздничные дни.

14. Если пожертвование за венчание для вас слишком велико, то вы всегда можете объяснить ситуацию батюшке и пожертвовать столько денег, сколько сможете

15. И самое главное: если у вас возникнут какие-то конкретные вопросы бытового, организационного или личного характера, обсуждать их надо исключительно со священником, но не с продавщицами в свечной лавке, активными бабушками в храме или церковным сторожем.

Текст: Александра Борисова, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата

Вика Ди 31 мая 2018, 21:21

Венчание – одно из церковных таинств, религиозный обряд заключения брака по церковным уставам, буквально брак перед Богом. Венчаться разрешается только крещенным в православной вере парам, зарегистрировавшим свой брак в ЗАГСе, которые не приходятся друг другу родственниками. Таинство венчания – серьезное решение, принимая которое, нужно ответственно относиться к вступлению в брак по православному канону, поскольку такой союз не развенчивают. После официального развода можно получить лишь благословение на повторное венчание, которое дает архиепископ.

Таинство может проходить в присутствии свидетелей, но это необязательное условие. Накануне венчания молодоженам необходимо исповедаться, причаститься, держать пост желательно не меньше трех суток.

Он разъяснит смысл обряда, важность его для супругов, собирающихся венчаться.

Важно учитывать, что в любой день венчание не проводят . Согласно церковному уставу, таинство не проводят во время постов, накануне и в дни религиозных праздников, накануне однодневных постов (вторник, четверг, суббота). Поэтому предполагаемую дату обряда нужно согласовать со священнослужителем.

Нюанс: девушке не разрешается участвовать в таинствах во время менструации, поэтому лучше выбрать дату на безопасные с точки зрения женского цикла дни .

Что нужно для проведения таинства?

Для проведения обряда нужны венчальные иконы, свечи, рушник, обручальные кольца.

Венчальные иконы – это пара икон, обычно Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, которыми священник благословляет пару во время совершения обряда. Их можно приобрести заранее, либо родители венчающихся могут преподнести иконы в подарок.

Свечи понадобятся во время обряда, супруги будут держать их в руках. Лучше озаботиться платками, чтобы, держа зажженные свечи, не бояться обжечься воском. Их также можно приобрести в церковном магазине. После обряда свечки остаются у супругов , их можно зажигать перед домашними иконами.

Рушник представляет собой отрез белой ткани из хлопка или льна, расшитым по краям вышивкой. Его можно сшить самостоятельно, если невеста рукодельничает или приобрести готовое изделие. Единственное условие к полотенцу – оно должно быть белым.

Обручальные кольца могут быть золотыми или серебряными. Естественно, что на обоих супругах должен быть надет нательный крестик .

Золотая подвеска с фианитами, Калина Золотая (цена по ссылке)

Как проходит церемония венчания в церкви?

Молодоженам следует с утра неплотно позавтракать, если утром они собираются исповедаться и причащаться перед обрядом, то в церковь стоит идти натощак.

Девушке следует одеться благочестиво , голова и плечи должны быть покрыты платком, юбка платья должна быть ниже колена. Поскольку придется долго стоять, то лучше выбрать удобную обувь без каблука. Жениху при входе в церковь полагается снять головной убор.

Как происходит само таинство? Где, когда и с кем проходит венчание? Процедура во всех православных храмах происходит примерно одинаково. На таинстве необходимо присутствовать только венчающимся и священнику, который будет проводить обряд. Свидетели, гости, церковный хор – по желанию венчающейся пары.

Обряд венчания можно условно поделить на две части: обручение и венчание

Сначала священнослужитель обручает венчающихся, они официально становятся обрученными. Пара три раза обменивается кольцами. Затем их вводят в храм, освящая путь кадилом. После батюшка, благословляя супругов, вручает им зажженные венчальные свечки. Молодожены со свечами становятся на расстеленное на полу полотенце перед подставкой для богословских книг, на котором лежат венчальные короны. Священнослужитель возлагает их на головы венчающихся, короны держат свидетели, или они одеваются на головы молодоженов. Затем читаются молитвы о благословении семьи, даровании им семейного благополучия. Священник освящает вино, трижды дает испить из чаши с вином каждому из венчающихся, потом соединяет руки супругов вместе и накрывает их епитрахилью, что символизирует неразрывность их союза.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

После молитв и благословений, трижды совершается крестный ход вокруг аналоя, священник ведет молодых , за ними идут свидетели, придерживая венцы. По окончания крестного хода священник снимает венцы, супруги целуют образа Пресвятой Девы и Спасителя и получают венчальные иконы из рук священника.

Что нужно делать свидетелям во время венчания? Поручители держат венцы, подают кольца, расстилают рушник

Это общий сценарий венчания. Сколько длится таинство – обычно 40-60 минут . После обряда можно отметить совершение таинства трапезой, но церковь предостерегает от слишком шумных гуляний и чересчур обильного праздничного стола, напоминая о важности скромности и ограничения себя.

Если на обряде присутствуют гости, то после совершения обряда молодым вручаются цветы, подарки, звучат поздравления – как на свадьбе. Важно, чтобы все приглашенные на таинство, соблюдали правила, как вести себя в храме.

Существуют приметы, которые касаются венчальных свечей, якобы какая из них погаснет первой, то супруг, державший ее, умрет первым из пары.

Церковь призывает не верить в глупые суеверия, не поддаваться страхам, основанным на поверьях

Задавая себя вопрос, как правильно венчаться, следует обсудить все детали со священником. Не нужно бояться что-то спросить или уточнить, даже если вопрос кажется глупым, лучше его озвучить, чтобы не теряться в догадках. Некоторые священники советуют даже послушать проповедь, походить в церковь и приблизится к воцерковленной жизни, прежде чем идти венчаться. Все-таки венчание – это не просто процесс, состоящий из определенных действий, это нечто большее.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Славянский обряд венчания проводился схожим образом, только вместо венчальных корон на головы молодых возлагали венки , отсюда и название – венчание. Только обычаи были куда строже, считалось, что нельзя венчаться девушке, которая не чиста, то есть не является девственницей и без этого условия обряд могли не провести.

Фото- и видеосъемка на венчании

Фотосъемка и видеозапись таинства венчания разрешена, но не во всех храмах , поэтому лучше заблаговременно спросить разрешения у священнослужителя. Важно помнить, что в церкви нужно вести себя тихо , поэтому фотограф должен перемещаться аккуратно, не мешая ни молодым, ни священнику, ни гостям во время совершения обряда.

Не стоит пользоваться вспышкой и слишком часто щелкать затвором, чтобы не мешать проведению таинства

Несмотря на ограничения, накладываемые на работу фотографа, есть много ракурсов и способов сделать отличные фотографии, которые останутся на долгую память.

Поскольку церковь – дом Божий , то фотосессию лучше провести на улице после совершения обряда. Венчальная фотосессия – важный момент для молодых, но отнюдь не ключевой в обряде. Из снимков венчания получится замечательная фотокнига, которую можно совместить с фото с росписи в ЗАГСе.

Что нельзя делать после венчания супругов?

Требования после венчания не отличаются от требований общей морали. Не нужно воспринимать венчание, как повинность или наложение морали. Венчание – это брак перед Богом , поэтому после венчания нужно поддерживать желание прожить всю жизнь рука об руку со своей второй половиной.

Не забывайте, что обряд венчания – процесс деликатный и для понимания полной картины происходящего можно посмотреть видео таинства венчания .

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.