Жесты человека и их значения. Как понять человека по жестам

Физиогномика – это наука, изучающая отражение психологических особенностей и эмоций человека на его лице.

В современном мире люди все чаще интересуются психологией и штудируют книги по изучению техник, помогающие раскрыть внутреннее содержание своего собеседника.

Мимика, жесты, поза, которые принимает человек во время общения, намного точнее передают настоящие мысли и чувства оппонента. Умея их читать, можно с легкостью определить, о чем думает человек и на сколько он расположен к вам. А если правильно воспользоваться знаниями, то можно подстроиться под человека и добиться от него желаемого.

Психология жестов

1.Защита

При опасности или нежелании показывать свое внутреннее состояние, человек пытается скрыться ото всех, инстинктивно закрываясь от внешнего мира. Это можно заметить по рукам на груди или позе «нога на ногу». Когда человек принимает такую позу, то ни о каких открытых чувствах речи быть не может, он не доверяет своему собеседнику и не хочет, чтобы тот лез в его пространство.

Дополнительной преградой в общении может выступать предмет, который держит собеседник перед собой, например, папка или бумаги. Он как бы отстраняется от диалога, держится на дистанции.

Сжатые руки в кулаки говорят о боевой готовности оппонента вступить в открытый конфликт и лучше этого человека не провоцировать.

2. Открытость и предрасположенность

Часто к этим жестам прибегают менеджеры или ведущие тренингов, чтобы внушить доверие клиенту.

При разговоре человек плавно жестикулирует руками , открытыми ладонями вверх или соединяет пальцы на небольшом расстоянии от груди, в виде купола. Это все говорит об открытости человека, что он готов к диалогу, он ничего не скрывает и хочет добить предрасположенности собеседника к себе.

О том, что человек расслаблен в данный момент, свидетельствуют расстегнутые верхние пуговицы на одежде, наклон к собеседнику во время общения.

3. Скука

Такие жесты направлены на передачу информации об отсутствии интереса в беседе, и, возможно, вам пора перевести разговор на другую тему, либо закончить его вовсе.

Об скуки говорит переминание с одной ноги на другую, рука, подпирающая голову, постукивание ногой о пол, разглядывание обстановки в округе.

4. Интерес

При проявлении симпатии к противоположному полу, женщины, например, поправляют макияж, прическу, перебирают локон волоса, покачивают бедрами при походке, появляется блеск в глазах, направленный долгий взгляд при разговоре с собеседником.

5. Неуверенность

О сомнениях собеседника могут сказать перебирание предмета в руках или пальцев рук между собой, человек трет шею, перебирает часть одежды.

6. Ложь

Иногда человек очень уверенно о чем-то рассказывает и вроде бы похоже на правду, но интуиция подсказывает, что где-то есть подвох. Человек, когда врет, подсознательно трет нос, мочку уха, может даже ненадолго закрывать глаза. Он, таким образом, сам пытается отгородиться от этой информации, передавая вам сигналы.

Некоторые дети закрывают рот, когда врут, пытаясь остановить ложь. Подрастая и получив опыт, они могут завуалировать этот жест кашлем.

Психология мимики

1. Радость, счастье

Брови расслаблены, уголки губ и щеки приподняты, проявляются небольшие морщинки в уголках глаз.

2. Раздражение, злость

Брови сведены в центр или опушены, напряженные, рот сомкнут, и вытянулся в единую прямую линию. Уголки губ смотрят вниз.

3. Презрение

Глаза слегка прищурены, уголок рта с одной стороны немного приподнят, губы застыли в ухмылке.

4. Удивление

Глаза округлены и выпучены немного, брови приподняты, рот открыт, как будто, хочет сказать букву «о».

5. Страх

Веки вместе с бровями приподняты, глаза широко распахнуты.

6. Печаль, горе

Пустой взгляд, потухший. Глаза и веки опущены, образуются морщинки между бровями, губы расслабленны, уголки смотрят вниз.

7. Отвращение

Верхняя губа напряженная и приподнятая, брови практически соединились вместе, щеки немного приподнялись вверх, нос сморщился.

Это конечно лишь малая часть жестов мимики, остальные можно самостоятельно изучить, прочитав книжки по физиогномике. Психология – это очень интересная наука, которая никогда не перестанет поражать своими открытиями в области изучения людей.

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике - каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций.

Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии - владея информацией об значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.

Язык жестов универсален для всех

Вне зависимости от воспитания, манеры поведения, привычек, на подсознательном, интуитивном уровне организм каждого человека реагирует на разные ситуации примерно одинаково, поэтому, наблюдая за непроизвольной жестикуляцией и мимикой даже незнакомого человека, с большой вероятностью можно сделать правильные выводы. Однако следует помнить, что все жесты необходимо рассматривать в комплексе, а не по-отдельности - жесты многозначны, их можно верно истолковать только в совокупности с другими невербальными сигналами. Владея начальными знаниями и некоторым опытом, можно правильно распознавать настроение собеседника, его личное отношение к оппоненту. Рассмотрим распространенные жесты.

Защитные жесты

В случае, когда человек чувствует опасность, дискомфорт, испытывает недоверие и антипатию к собеседнику, ощущает себя не комфортно в обществе определенных людей, он подсознательно стремится отгородиться, закрыться от них. Поэтому, если собеседник при общении скрещивает руки на груди, закладывает ногу на ногу, отодвигается назад, держит перед собой в качестве дополнительной преграды между ним и вами какой-либо предмет (папку с документами, бумаги), значит, конструктивного диалога, скорее всего, не выйдет - человек чувствует себя напряженно и подсознательно настроен на защиту. Еще одним красноречивым невербальным знаком негативной реакции и защиты психология жестов называет сжатые в кулаки руки.

Жесты, свидетельствующие об открытости и предрасположенности

В противовес жестам защиты существуют невербальные сигналы, свидетельствующие об предрасположенности, определенном доверии и положительной оценке услышанного (увиденного). Свободная, несколько расслабленная поза, расстегивание верхних пуговиц пиджака или верхней одежды, наклон к собеседнику, демонстрирование открытых ладоней, выпрямление ног, соединение пальцев рук на подобии купола - это жесты открытости. Если собеседник подает вам именно такие невербальные сигналы, значит, он чувствует себя комфортно в вашем обществе и с большой вероятностью общение принесет результаты, на которые вы рассчитываете.

Жесты скуки

Понять, что собеседнику скучно и вам необходимо перевести разговор в другое русло либо закончить беседу, довольно просто. Об скуке свидетельствует постукивание ногой об пол, переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, "пустой" взгляд, постоянные поглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

Жесты личной заинтересованности

В обществе понравившегося человека противоположного пола людям свойственны определенные жесты, свидетельствующие о симпатии. Для женщин такими знаками является поправление прически, одежды, приглаживание волос, покачивание бедрами, поглаживающие движения руками по коленям, блеск в глазах, долгий взгляд, направленный на собеседника. Мужчины в обществе понравившейся женщины поправляют одежду, прихорашиваются, выпрямляют спину, расправляют плечи.

Жесты неуверенности

Уметь замечать невербальные сигналы, свидетельствующие об неуверенности и сомнениях собеседника важно, ведь, заметив жесты этой группы, легко сделать выводы, что человеку нужны дополнительные аргументы, убеждения, чтобы он принял вашу сторону.По наблюдению психологов, такими жестами являются переплетение пальцев рук, потирание шеи, различные движения пальцами, потирание пальцем носа или глаз, подпирающая подбородок ладонь.

Жесты, демонстрирующие превосходство/подчинение

Психология жестов выделяет отдельную группу невербальных сигналов, свидетельствующих о доминировании/подчинении. К признакам внутреннего ощущения превосходства над собеседником и желания доминировать относятся соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи. Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов подчиняться и признает авторитет своего собеседника.

Мимика - лицо расскажет больше, чем слова

Мимика собеседника является не менее важной, чем язык жестов, так как по выражению лица психологи могут многое сказать о человеке. Психология мимики позволяет по малейшим изменениям в мимике понять настроение человека и его отношение к тому, что он слышит, видит или говорит сам. Так как люди не могут полностью контролировать все сокращения и расслабления лицевых мышц, именно они в первую очередь выдают все эмоции.

Спокойные глаза и немного приподнятые внешние уголки губ свидетельствуют об хорошем, приподнятом настроении, а тусклые глаза, сведенные брови и несколько опущенные уголки губ являются признаком печали, плохого настроения. Немного приподнятые брови, слегка расширенные веки - знак искренней заинтересованности, а если к такой мимике прибавлен немного приоткрытый рот - вероятно, человек удивлен. Если собеседник плотно сжимает губы, хмурит брови, ноздри его носа непроизвольно расширяются, значит, он испытывает злость или негодование. Также плохим знаком является вытянутое лицо и приподнятые брови собеседника - такое выражение лица зачастую свидетельствует об неуважении, презрении.

Психология жестов и мимики - это наука, позволяющая "читать" эмоции, подмечать малейшие изменения в настроении оппонента и чувствовать своего собеседника. Умея применять на практике знания этого подраздела психологии, можно достичь успеха в общении практически с каждым человеком и навсегда забыть, что такое недопонимание в разговоре.

Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Профессор Балязин Виктор Александрович , Заслуженный врач Российской Федерации, Профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нервных болезней и нейрохирургии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Мартиросян Вазген Вартанович

Профессор, Доктор медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней РостГМУ с 1958 года, Врач невролог высшей квалификационной категории

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Фомина-Чертоусова Неонила Анатольевна, Кандидат медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии, Врач невролог, эпилептолог высшей квалификационной категории

Эмоции - это форма реакций отражающих состояния нервной системы и настроение человека, возникающих в ответ на различные влияния внутренней и внешней среды организма. Эмоциональные реакции следует рассматривать как одну из форм приспособления организма к условиям существования на основе эволюционного подхода. Дарвин разработал теорию о происхождении эмоций, изучил анатомо-физиологические основы и выражения эмоций, установив при этом, какие мышцы лица и туловища принимают участие в осуществлении эмоциональных реакций. Дарвин выделил 3 основных принципа эмоциональных выражений: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитеза, 3) принцип непосредственного влияния общего возбуждения нервной системы. Дарвин показал генез различных эмоций животных и человека с позиций теории эволюции. Нервный субстрат эмоций связан с корой головного мозга и подкорковыми образованиями (таламусом, гипоталамусом, стриопаллидарной системой), действующими в тесной взаимосвязи между собой. Отдельные подкорковые системы имеют свою специфику. Зрительный бугор дает эмоциональную окраску различного тона и степени, стриопаллидарная система участвует в осуществлении внешнего выражения эмоций, гипоталамус регулирует вегетативные, сосудистые, нейро-эндокринные функции и метаболизм при эмоциональных состояниях. Болевая эмоция вызывает приспособительные движения, предохраняющие от боли,- напряжение мышц, позу или положение туловища, плач, стон, крик и вазомоторные расстройства.

В. И. Ленин говорил, что диалектический путь познания истины, познания объективной реальности осуществляется переходом созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Такова закономерность и эмоциональных реакций при влиянии внешней среды.

Умственная деятельность поддерживается эмоциональным тонусом, что соответствует высказыванию И. П. Павлова о том, что подкорка заряжает кору. Эмоции играют большую роль в жизни человека. Эмоциональные реакции связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, мыслями, т. е. с познавательным процессом. Вот один из примеров влияния эмоций на умственную деятельность. Майер, открывший закон превращения энергии, поехал в Индонезию в качестве пароходного врача. Он писал, что с такой любовью взялся за работу по исследованию закона превращения энергии, что мало интересовался частью света, которую проезжал, и, оставаясь на борту, беспрепятственно отдавался работе, причем чувствовал такое вдохновение, какого ни раньше, ни позже этого времени не ощущал. При поведенческих реакциях эмоции проявляются двояко: 1) как формирование потребности, выражающееся в ожидании, беспокойстве, и 2) как осуществление потребности, связанное с чувством приятного, удовольствия, наслаждения. Эмоции разделяли на отрицательные и положительные. Среди эмоций выделяют печаль, испуг, тревогу, страх, страдание, смущение, гнев, разочарование, горе, радость, любовь, волнение и др. Во время эмоций изменяется тонус поперечнополосатых мышц, происходит спазм или расслабление гладких мышц, колебания артериального давления, изменения позы туловища и координации движений, расстройства обмена веществ. Эмоциональные выражения человека проявляются на ранней стадии развития организма. Так, первичные эмоции (плач, улыбка) обнаруживаются у новорожденного ребенка. У плода, преждевременно изъятого по медицинским показаниям и помещенного в благоприятные условия циркуляции и питания, наблюдаются мимические проявления. На прикосновение щетинкой к верхней губе появляется гримаса, сходная с мимическими реакциями взрослого человека, выражающая отвращение, брезгливость, чувство неприятного. У плода можно наблюдать выражение «скорби», всхлипывания. Маленький ребенок выражает свое недовольство плачем и громким криком. Постепенно ребенок начинает сдерживать свои чувства. Взрослый человек при болях стонет, плачет. Мимика с момента рождения развивается и совершенствуется. У взрослого человека плач бывает не только от боли, но и от радости. Моторика человека изменяется с возрастом. Гипоталамус, четверохолмие, ядра лицевого нерва составляют анатомический субстрат, который участвует в осуществлении мимических реакций, проявляющихся взаимосвязанно с деятельностью коры головного мозга. Экстрапи- рамидная система влияет на тонус мимических мышц, темп их деятельности, интенсивность их иннервации, а также автоматические и выразительные движения. Непосредственным выразителем мимики является мускулатура лица. Мимические мышцы, иннервируемые лицевым нервом, выполняют различные функции, что обусловливает все многообразие мимики. В мимических выражениях принимают участие также глазодвигательные нервы. В мимической деятельности важна соразмерность движений, которая обусловлена комплексными сочетаниями мозжечковой системы с вестибулярными и сенсорными механизмами.

Вольтер в стихотворении «Неудавшийся портрет (маркизе де Б.)» так выразил сочетание различных эмоциональных нюансов: «Легко ль писать с тебя портрет: строга и весела, капризна и сурова, шалуньей кажешься, но нет, себе наперекор ты благонравна снова». И. М. Сеченов в «Физиологии нервной системы» описал мимические акты, отметив роль врожденных сочетанных движений, показал, что они имеют рефлекторный характер. Всякое мимическое движение лица И. М. Сеченов рассматривает как конец рефлекса, осложненного психическими элементами.

Изучая эмоции, П. Ф. Лесгафт показал значение развития и воспитания, т. е. роль факторов внешней среды, в выражении эмоций. М. И. Аствацатуров разделил эмоции на корковые и подкорковые. Е. К. Сепп высказал положение, что сокращения мимических мышц во время эмоций имеют биологическое значение и создают благоприятные условия для мозгового кровообращения.

Кеннон считал, что физиологической основой эмоций являются нервные процессы, происходящие в зрительном бугре. По И. П. Павлову, физиологической основой эмоций служит не только подкорка, но и кора головного мозга. Во время эмоций происходят изменения дыхания, кровообращения, гормональных функций, состава крови, содержания сахара в крови, симпато-адреналовых веществ. Воздействуя на эмоциональную сферу, можно вызвать изменение физиологических функций, связанных с нашими ощущениями. Путем воображения удается реализовать внушение. Например, представьте себе, что я держу в руке лимон, у которого отрезана одна долька. Я продолжаю резать ножом, с которого капает капля лимонного сока, следующую дольку, причем кожа лимона разрезается с трудом, выжимается косточка, которая падает на блюдце с несколькими каплями сока, затем я отрезаю дольку лимона и продолжаю дальше резать лимон, а у самого при виде этого появляется ощущение кислого во рту и выделяется слюна. Разве вы не ощутили кислоты во рту, если детально воображали себе эту картину?

Многие из вас, вероятно, могли пережить эмоцию страха высоты, когда появляется боязнь, неуверенность, головокружение, иногда чувство тошноты, т. е. эмоция страха с вегетативно-висцеральными проявлениями.

Подкорковые узлы являются центрами важнейших безусловных рефлексов. Благодаря тесному взаимодействию коры головного мозга и подкорки происходит возбуждающее влияние из подкорковых узлов на клетки коры головного мозга и динамика их при ослаблении корковых функций. И. П. Павлов приводил наблюдение военного невроза, при котором бывший командир, засыпая, начинал кричать, махать руками или ногами, отдавал приказы, командовал- словом, переживал сцены войны. Нарушение соотношения между раздражительным и тормозным процессом в коре головного мозга приводит к возникновению отрицательно окрашенных эмоций. Необходимо подчеркнуть ошибочность взглядов Фрейда, который считал либидо основой эмоций. И. П. Павлов писал, что поведение животного складывается из балансирования раздражительного и тормозного процессов, приуроченных к различным агентам. Если вызвать раздражительный процесс и затем ограничивать его тормозным процессом, то животное, испытывая трудность, начинает визжать, лаять, рваться из станка. Наши чувства приятного, неприятного, ощущение легкости и трудности, радости и горя, торжества и отчаяния связаны с изменением нервной динамики в коре головного мозга и подкорке. Чувство всегда сильнее рассуждений (Моруа). Возникновение сильных контрастных переживаний, эмоциональные переживания, которые проявляются у человека при выполнении сложных задач, И. П. Павлов объяснял явлениями взаимной индукции. Эмоции оказывают влияние на способ заучивания путем использования зрительных, слуховых, кинестетических стимулов. У одних запоминается задание при включении зрительных образов, у других - при выключении. Образования и изменения динамических стереотипов, ломка их и сопровождаются эмоциональными проявлениями. При возобновлении временной связи, т. е. при воспоминании о пережитой эмоциональной реакции (обида и др.), могут вновь возникнуть волнения, измениться выражение лица и обычно появляются соответствующие вегетативные проявления на лице и во внутренних органах (сердце). П. К. Анохин создал теорию эмоций, положив в основу ее представление о целостности физиологических образований, осуществляющих эмоциональные реакции. С биологической точки зрения считается, что положительные эмоциональные ощущения закрепляются как механизм, поддерживающий организм на оптимальном уровне.

Значение второй сигнальной системы для возникновения и изменения эмоционального состояния человека, роль слова как раздражителя выявляется в экспериментальных и клинических наблюдениях. Слова - не только возбудитель эмоциональных переживаний, но и раздражитель, вызывающий вазомоторные и другие вегетативные реакции. При внушении можно выявить сосудистые реакции на лице, изменения сердечной деятельности,.. дыхания, пульса, газообмена, функций желудочно-кишечного тракта, мимики и другие проявления, наблюдающиеся при эмоциях. Процессы, происходящие в коре и подкорке, являются физиологической основой эмоций. Эмоциональные реакции осуществляются при участии ретикулярной формации мозгового ствола. Кора головного мозга получает информацию о происшедших в организме реакциях, связанных с эмоциями, в результате чего возникают ощущения приятного удовлетворения или, напротив, неудовлетворения. Разрушение подкорковых образований приводит к нарушению внешнего выражения эмоций. Гесс и сотрудники, раздражая гипоталамус, влияли на поведение животного. При удалении коры головного мозга у «таламических» и «гипоталамических» животных Бард установил, что болевое раздражение дает более отчетливое внешнее выражение ярости и гнева. Новейшими данными установлено участие в процессе эмоций амигдалярного комплекса (рис. 47, А), гиппокампа, коры поясной извилины, орбитальной коры и других областей головного мозга, в частности активирующего влияния ретикулярной формации мозгового ствола (рис. 47, Б). Эти образования являются посредниками между гипоталамусом и корой головного мозга в формировании эмоций. Импульсы к лимбической системе идут от ретикулярной формации; другой путь более сложный: от таламуса в гиппокамп, отсюда по волокнам свода в мамиллярные тела гипоталамуса и далее по мамил- ло-таламическому тракту в переднее ядро таламуса и затем в лимбическую извилину.

Амигдалярное тело связано с подкорковыми узлами и корой головного мозга и может играть роль облегчающего или

Рис. 47. Взаимосвязи коры и подкорки.

А - некоторые связи амигдалярного тела с подкоркой и корой: 1 - лобно*

теменная доля; 2 -■ височная доля; 3 - островок; 4 - амигдалярное тело;

б - хвостатое тело; 6 - гипоталамус; 7 - ретикулярная формация;

Б - влияние ретикулярной формации мозгового ствола: влияние на кору го-
ловного мозга (а), на тонус мышц (б), на сердечно-сосудистую систему (в),
на симпатико-адреналовые функции (г); В - нейро-эндокринные взаимосвязи
и их роль при эмоциях.

тормозя щего образования, способного снизить или повысить общий тонус эмоционального состояния. Лимбическая система, имеющая отношение к эмоциям и внутренним органам, получает сигналы, идущие через ретикулярную формацию и гипоталамус, и это влияет на проявление эмоционального состояния. Экспериментально при электрических воздействиях на глубинные структуры мозга можно вызвать различные эмоциональные проявления в зависимости от локализации раздражения, силы, частоты и продолжительности действия тока. При электрических раздражениях глубинных структур мозга выявляется усиление эмоционального фона или развитие патологического эмоционального состояния, не связанного с предшествующим настроением. Установлена корреляция между изменением эмоционального состояния и характером электросубкортико- граммы гиппокампа, перегородки и других структур головного мозга. К эмоциям относятся переживания сладострастных ощущений, приятные ощущения, при которых возникает влечение к их повторению. Иногда эмоции проявляются в виде «беспричинной радости», «безотчетного страха» «беспредметной тоски». Для понимания физиологических основ эмоций имеет значение учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, различных в зависимости от силы раздражительного и тормозного процессов. Лица сильного неуравновешенного типа с сильным раздражительным процессом и слабым тормозным процессом (безудержный тип) при неблагоприятной ситуации реагируют бурно, проявляют аффективные реакции с гневом и яростью. При эмоциональных перенапряжениях у них легко возникают растерянность, неуверенность в себе, отчаяние. Лица сильного уравновешенного типа с выраженным раздражительным и тормозным процессами сдержанно реагируют на случившееся и быстро находят выход из затруднительного положения. Сильный уравновешенный спокойный тип высшей нервной деятельности характеризуется достаточно хорошо выраженными раздражительным и тормозным процессами, причем тормозной процесс преобладает над раздражительным. Лица уравновешенные обдумывают каждый шаг и в результате принимают правильное, твердое и обдуманное решение. Таким образом, от типа высшей нервной деятельности зависит эмоциональная реактивность. Индивидуальные различия характера и силы переживаний связаны с особенностями взаимодействия сигнальных систем. И. П. Павлов выделил художественный, мыслительный и промежуточный типы. Одним из важных выражений эмоциональных состояний являются изменения сердечно-сосудистой деятельности. При положительных эмоциях артериальное давление вследствие увеличения работы сердца и сосудов повышается, не оставляя значительных следовых реакций. При отрицательных эмоциях (страх, горе) происходит возбуждение деятельности сердца и сосудов и остается большой след после эмоциональной реакции. Такое отличие связано с особенностями отрицательных эмоций: с генерализованным распространением возбуждения и последующей задержкой выравнивания метаболических сдвигов. При отрицательных эмоциях особенно выявляются функции гипоталамуса и

неспецифических ядер таламуса, ретикулярной формации (рис. 47, В), т. е. систем, которые участвуют в осуществлении реакции «напряжения». Адреналовая система вовлекается не только гуморальным путем, но и через ретикулярную формацию, симпатическую систему и через связи гипоталамуса с гипофизом (адренокортикотропный гормон стимулирует симпатико-адреналовую систему на периферии). Эмоциональные напряжения, волнения, «эмоциональный стресс» играют большую роль в патогенезе гипертонической болезни, висцероспазмов и дискинезий, нейродерматозов, коллагенозов, вегетативных дисфункций, неврозов. Избыточное выделение в кровь адреналина, норадреналина, адренокортикотропного гормона при отрицательных эмоциях вызывает артериальную гипертензию и может вызывать гипертонические пароксизмы и кризы. Фагоцитарная активность лейкоцитов изменяется при неврозах, болевых раздражениях и волнениях (например, у студентов во время экзаменов).

Кеннон считал, что вегетативные реакции, возникающие при эмоциональных напряжениях, направлены на мобилизацию ресурсов организма для выхода из трудного положения. В выражении эмоции участвуют респираторные функции (учащение и углубление дыхания), секреторные функции («губы пересохли» и др.), деятельность сфинктеров желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей и кишечника). Эмоциональные потрясения могут вызвать повышение температуры тела (нарушение терморегуляции, осуществляемой гипоталамусом). Иногда во время эмоциональной реакции человек дрожит, иногда ощущает, что «в жар бросило». Нам нередко удается задержать внешнее выражение эмоций (мимика, речь п др.), но на вегетативные, висцеральные и гормональные (адренергические и др.) проявления трудно повлиять. Эмоции можно рассматривать в эволюционном плане как полезные приспособительные реакции.

Внешним выражением эмоций являются мимика, жесты, поза туловища, моторика. И. М. Сеченов считал, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному явлению - мышечному движению. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Мимические выражения очень вариабельны и по малейшим изменениям мимики можно выявить изменение настроения и эмоционального состояния человека. Первичная интеграция эмоций связана с подкорковыми образованиями и особенно с ядром лицевого нерва, при участии которого реализуются мимические выражения. Па основе связей коры и подкорки с лицевым нервом формируются различные нюансы мимики, при посредстве которой человек проявляет многообразие эмоциональных выражений. Мимика верхней части лица в основном проявляется в наморщивании лба, подъеме бровей кверху, нахмуривании. Дарвин придавал лобной мышце

характер настороженности при явлениях опасности. При напряжении внимания появляются вертикальные складки посередине лба. Нередко при аффекте у человека появляются вертикальные складки лба над переносицей. В покое эти складки разглаживаются. Изменение горизонтального или вертикального расположения бровей наблюдается при эмоциональных выражениях горя, заботы, страдания. Художник имеет также свой стиль, «почерк». Прекрасное выражение мимики страдания представлено в картине Делакруа «Резня в Хиосе», в скульптурной группе «Лаокоон», где изображается страдание в результате борьбы со змеями.

Эмоциональные выражения проявляются не только мимикой, но и состоянием глаз. В картине Веласкеса «Иннокентий X» (1650) художником отражен зловещий взгляд, выражающий хитрость, властность, проницательность, скрытность. Характер взгляда, положение бровей, величина и равномерность глазных щелей, направление взгляда (в сторону, вверх, прямо), блеск или тусклость глаз изменяются при внешних выражениях эмоций. Взгляд может быть зорким, сосредоточенным, холодным, тоскливым, печальным, задумчивым, умоляющим, радостным, лукавым, завистливым, заискивающим, укоряющим, суровым, нежным, гордым, ласковым и т. п. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстым дано большое количество оттенков выражения глаз, отчетливо передающих различное эмоциональное отношение человека. Выражение лица слепого человека застывшее, неподвижное, взгляд устремлен вдаль. Зрачки могут отражать различные нюансы эмоциональных переживаний. В глазах можно увидеть выражение испуга, печали, радости, горя, безучастия («глаза спят»). Во многих художественных произведениях можно найти яркие выражения: «по глазам прочел», «негодующий, суровый взгляд и губы плотно сомкнуты», «выражение глаз говорило». М. Горький описывал глаза: обиженные, грустные, злые, утомленные, влажные. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «В ней всегда поражало выражение глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир». Шопен в дневнике писал, что «в моих глазах отражались ее глаза, теплые, страстные…». «Ее ласкающие взоры отуманили меня» (Ж. Санд).

В нижней половине лица наиболее активно мимика осуществляется в движениях рта. Плотно закрытый рот, стиснутые зубы, крепко сжатые губы выражают определенность и решимость, целеустремленность. Расслабление рта в результате снижения тонуса соответствующих мышц вызывает мимику, указывающую на снижение активности человека. Л. Н. Толстой так описал мимику при волнении: «Щеки его начали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло-шутливо, то испуганно оглядывались» («Война и мир»), Бальзак описал мимическое выражение при тревоге: «Незаметная морщинка, прорезавшая белое лицо, еле уловимое подергивание лица, слегка нахмуренные брови, почти неприметно вздрагивающие губы».

В мимических реакциях иногда угол рта принимает большое участие. Опущение угла рта Дарвин оценивал как рудимент плача. В. М. Бехтерев придавал значение для оценки тонуса состоянию углов рта: при подавленности, тоскливом настроении, депрессивном состоянии и при плаче от боли, горя, радости углы рта опущены. Обратите внимание на известную картину А. Г. Венецианова «Гадание на картах» (1842). Гадающая сосредоточенно смотрит на карты, думает, ищет разгадку, а другая с любопытством и нетерпением ждет ответа (рис. 48).

При состоянии радости, бодрости отмечается определенная собранность, хороший тонус мимических мышц и выравнивание углов рта. При смехе углы рта оттягиваются назад и кверху. Иронический смех сопровождается «искривлением» одного угла рта (функция треугольной мышцы нижней губы). Изменение положения рта может указывать на внешнее выражение эмоций, сопровождающихся насмешкой, сарказмом. Круговая мышца рта вызывает проявление мимики, сопровождающейся смехом. Смех, переживаемый внутри, проявляется закрытым ртом, радостным выражением глаз, иногда в сочетании с мелким дрожанием нижней части лица. Мимическое выражение смеха многообразно. Различают характерный, выраженный, полноценный смех (смех «от души») и абортивный, подавленный, когда человек не хочет смеяться, но из вежливости поддерживает радостное настроение, которое имеется у собеседника. Улыбка, как и смех, может быть различной. При улыбке углы рта растягиваются в сторону. Улыбка может быть торжествующая, когда человек одержал какую-то победу, нежная, добрая при виде ребенка, злобная при виде врага и т. д. Изучение эмоциональных проявлений, отмеченных у Л. Н. Толстого в романе «Война и мир», позволило выделить около 100 оттенков улыбки человека.

Прекрасное изображение эмоции радости и счастья представлено во всемирно известной картине Леонардо да Винчи «Монна Лиза». Рисуя, Леонардо заставлял развлекать Монну Лизу пением и шутками, чтобы на лице ее не было отпечатка грусти, и ему удалось запечатлеть нежную улыбку (рис. 49). И. Е. Репин дал прекрасное изображение различных эмоций в своих картинах (рис. 50, А). К таким шедеврам можно отнести его знаменитую картину «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». В картине обращает на себя внимание эмоция смеха на лицах всех изображенных запорожцев. Смех II. Е. Репин выразил различно: то в виде лукавой усмешки, то в виде громового хохота. Смех показывает уверенность запорожцев в своей мощи, и этим выражаются патриотические чувства (рис. 50, Б).

В портретной живописи знаменитых художников имеется много ярких образов, в которых отражены переживания и эмоциональные выражения. Так, на портрете старика Рембрандт изобразил лоб с глубокими морщинами как результат глубоких раздумий и забот, шдумчиво устремленный вперед взор, отражающий сосредоточенность и усталость, и характерные, натруженные руки. В общем облике показана мудрость и внутренняя сила. В. И. Суриков написал прекрасный портрет «человека с больной рукой, который замкнут.

углублен в свои переживания» («он смотрит на зрителя, но не общается с ним»). Под глазами лежит тень, выступают скулы, щеки запавшие. В. И. Суриков страдал болезнью сердца и умер через 3 года после того, как написал эту картину, в которую вложены его мысли о болезни. В портрете Ф. М. Достоевского, написанным В. Г. Перовым, раскрываются эмоциональные переживания великого русского писателя - певца униженных и оскорбленных, обладавшего огромной силой ума и чувств. Выражение лица характерное: нахмуренные брови, устремленный вперед, сосредоточенный взгляд, сжатые губы, впалые щеки, согнутая поза туловища и выразительный жест рук (пальцы охватывают колени). В этом портрете показаны страдания, мучительные переживания и напряженная работа мысли. При эмоциях имеет выражение пантомимика, т. е. сочетание движения туловища и лица. Так, при большом горе страдание выражается пантомимикой: голова и плечи опущены, спина сгорблена, руки безвольно висят вдоль туловища. Напротив, у человека в радостном состоянии повышена двигательная активность, он возбужден; больной много говорит, усиленно жестикулирует, вскакивает с места и опять садится, ходит по комнате и т. п.

В процессе жизненного опыта вырабатывается способность управлять своими чувствами, сдерживать эмоциональные реакции, человек научается владеть собой. Так, удается подавлять чувство приятного при беседе и поддерживать разговор, не выявляя своего’ отношения. Для того чтобы не расстроить близкого человека, иногда пытаются скрывать свои чувства, и лишь по выражению глаз можно заметить волнение, недовольство или раздражение. Мать В. И. Ленина М. А. Ульянова, приходя на свидание к детям, находящимся в тюрьме, держалась ровно, не выдавая волнения, глядела на детей решительно и спокойно. На свидании с Анной Ильиничной Ульяновой она не выдала горя матери и не рассказала о казни Александра.

Жесты наряду с мимикой, изменением позы туловища применяют актеры для создания у зрителей правдоподобных выражений переживаний человека. Жесты, темп, приемы разговора, манера интонации играли большую роль в истории французского театра. Шекспировский Гамлет говорил: «Не маши без толку руками, соразмеряй жесты со словами, слова с жестами для того, чтобы не насиловать благоразумной умеренности природы». К. С. Станиславский создал систему, в которую включается внутренняя и внешняя работа актера над собой и над ролью, выработка техники выражения эмоциональных состояний, позволяющие вызвать творческое самочувствие и сделать установку моторики, соответствующей передаче внутренних переживаний. Станиславский так охарактеризовал портрет дирижера А. Г. Рубинштейна, созданный Репиным: «Огонь взгляда, движения мышц лица, рук, туловища, вызывавшие бурные порывы и страстную игру оркестра».

Жесты иногда красноречивее слов. Людям, и не только музыкантам, свойственно дирижировать. «Возьмите пианиста, говорит И П. Павлов, вся его механическая выучка, все его движения осно паны на бесконечном числе временных условных рефлексов, происходящих от двигательного аппарата рук и пальцев».

Для выражения эмоций большое значение имеют голос, тон. На это обращал внимание еще В. М. Бехтерев. Эмоциональные выражения варьируют в зависимости от тембра, интонации, силы, выразительности речи. Голос может быть ласковым и, наоборот, суровым, неприветливым. Одно и то же слово изменяет свое эмоциональное значение в зависимости от выразительности, с которой оно произнесено. При неуверенности голос человека звучит робко, нерешительно. Напротив, человек, убежденный в правоте, говорит громко, четко, мягко приводит необходимые доказательства. А. С. Макаренко не случайно писал, что он сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, выработал у себя нюансы в постановке лица, фигуры, голоса. Бернард Шоу считал, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 оттенков слова «нет», а написать эти слова можно только одним способом.

Музыкальная речь и меняющийся тембр и ритм могут передать внутреннее переживание. Музыка играет большую роль в создании эмоциональных переживаний. Так, в опере сочетаются вокальные мелодии, инструментальная музыка, хореографическое искусство. Выразительность пения, художественность театральных образов, красота декораций создают определенные эмоции. Ритм, темп, гармония, интонация голоса, музыкальная выразительность и мелодия - все это имеет эмоционально-выразительный смысл. В операх Глинки, Чайковского, Верди и др. язык мелодий вызывает эмоциональные переживания. Впечатления от просмотра кинокартины, концерта, театрального представления зависят от воздействия на наши эмоции раздражений, влияющих на зрительный, слуховой анализаторы и специальные зоны в коре головного мозга, реализующие музыкальные эффекты при включении таламо-подкорковых центров, дающих своеобразную выразительность эмоциональным проявлениям. Художественные образы на сцене созданы Ф. И. Шаляпиным, который прекрасно владел голосом, ритмом, пластикой, дыханием, умением подать звук.

В искусстве можно найти прекрасные примеры, отражающие роль эмоций и их внешних проявлений. Выдающийся испанский живописец Гойя, основоположник реализма, открывший путь Домье, Курбе, Мане, выражал эмоции художественным приемом в «капри- чос» (рис. 51, А, Б). И. Крамской искал выразительности эмоций в картине «Неутешное горе». Многие картины художника волнуют и вызывают эмоциональные реакции. В литературе много ярких примеров описания эмоциональных состояний. Альфонс Доде (автор Тартарена из Тараскона», «Короли в изгнании»), страдавший резкими болями, так описал болевую эмоцию: «Боль вползает во все, что я вижу, в мое воображение и в мои рассуждения. Это полное насыщение человека болью». Студентам и врачам важно знать примеры преодоления отрицательных эмоций. Писатель Н. Островский, потеряв зрение и страдая резкими болями в конечностях, писал, что <41 постепенно стал так устанавливать свою психику, чтобы не заме-

Рис. 51. Картины

Гойи.

А - «Сон разума рожлает
чудовищ»;

Б яг «Сон о лжи и непо-
стоянстве»,

чать донимающих его болей, и добился того, что мог выключать боль на любом участке тела. Работая над собой, он научился переключать сознание, не обращать внимания на «крики тела».

В живописи Леонардо да Винчи выработал приемы, пользуясь которыми можно показать мимику и движения тела, характерные для различных эмоций. Большое значение имеет жест в рисунках Делакруа Соколова-Скаля, Брюлова (рис. 52, А, Б, В, Г) и др. Многие крупнейшие художники создавали образцы жеста, отражающего эмоции. Большое разнообразие жестов представлено в замечательных работах Родена, Боттичелли и др. (рис. 53). К. С. Станиславский придавал огромное значение жесту, и это запечатлено в его фотографиях в различных ролях (рис. 54).

При эмоциональных напряжениях нарушается нервная и эндокринная регуляция, изменяется состояние сердечно-сосудистой системы, дыхание, секреторные и моторные функции желудочно-кишечного тракта, температура тела и др. Роль эмоциональных потрясений и нервно-психических перенапряжений обнаруживается в генезе нарушений мозгового и коронарного кровообращения. В развитии некоторых соматических заболеваний имеют значение длительно действующие эмоциональные перенапряжения, например при гипертонической болезни, стенокардии, язве желудка, сахарном диабете, нейродермите и др.

При многих заболеваниях мимика и глаза отражают эмоциональное состояние больного. Страдания и болезни ярко переданы в произведениях многих писателей. И. С. Тургенев в рассказе «Живые мощи» талантливо описал выражение больной бронзовой болезнью: «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая кожа - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета… Лицо не

Рис. 53. Выражение эмоций в скульптурах и картинах известных художников.

а -.«Мысль» Родена; б - «Мыслитель» Родена; в - «Ромео и Джульетта» Родена;

г - «Покинутая» Боттичелли.

Рис. 54. Жесты и поза, выражающие различные эмоции.

а - К. С. Станиславский в роли Гаева; б - доктора Штокмана; в - Фамусова;
г!- Аргона; д, е - позы рук К. С. Станиславского в связи с эмоциями.

только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу - силится… силится и не может расплыться улыбка. Голос словно испарялся из едва шевелившихся губ. Темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами».

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» ярко описал болезнь князя Андрея: «Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся. Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом». Нарушение мозгового кровообращения так описано Л. Н. Толстым: «С графом Безуховым сделался шестой удар. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился, из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение… В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение». Реактивное состояние Наташи Ростовой описано так: «Признаки болезни Наташи состояли в том, что она мало ела, мало спала, кашляла и никогда не оживлялась. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтоб^1 из-за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее». В романе «Анна Каренина» так описана болезнь Анны: «Она покорно легла навзничь и смотрела пред собой сияющим взглядом… Весь день был жар, бред и беспамятство. К полночи больная лежала без чувств и почти без пульса… К утру опять началось волнение, живость, быстрота мысли и речи, и опять кончилось беспамятством». Образно дана в романе характеристика физических страданий Кити Щербацкой, Алексея Вронского и других персонажей: «Исхудавшая и румяная, с особенным блеском в глазах вследствие перенесенного стыда Кити стояла посреди комнаты… Она вспыхнула, и глаза ее наполнились слезами». Л. Н. Толстой писал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этим он показал разнообразие отрицательных эмоций. Так, у больных инфарктом миокарда в глазах можно найти выражение страха, тревоги. У Поля Сезана, который страдал сахарным диабетом, были красные воспаленные глаза, одутловатое лицо, слегка сизый нос, особое выражение лица. Расстройства моторики

Рис. 55. Мимика больных с различными формами заболеваний.

и дрожательный паралич; б -опухоль лобной доли; в - судорога взора при пар-
кпнсонизме; г - атеросклеротический паркинсонизм; д - псевдобульбарный паралич;
«* атеросклеротический гиперкинез лица; ж - герпетический менингит; з-аневризма
правой внутренней сонной артерии; и - атеросклеротическая хорея.

бывают при поражениях лобных долей (изменение мимических движений, апраксия, психомоторные нарушения). На рис. 55, 56, 57, 58, 59 показаны изменения мимики у больных с различными заболеваниями нервной системы.

Мимика нарушается у больных в коматозном состоянии. Нами установлено, что, несмотря на утрату сознания, рефлекторно могут выявляться мимические автоматизмы. Так, при нанесении чрезмерно болезненных раздражений у больного в коме возникают эмоциональные реакции, которые обычно проявляются также при сохранности сознания: расширяется зрачок, появляется мимика страдания, иногда стон. При давлении в надглазничной точке или при вытягивании вперед нижней челюсти возникает мимическая реакция. При раздражении слизистой оболочки носа ваткой, слегка смоченной нашатырным спиртом, появляются чиханье и мимическая реакция, при перкуссии по скуловой дуге возникает движение лицевых мышц на стороне раздражения. При выраженной коме лицо больного ами- мнчпое, взгляд безучастный, веки полузакрыты, зрачки узкие, <: углублением комы черты лица заостряются, взгляд становится стеклянным», зрачки расширяются, появляются вегетативные реак-

Рис. 58. Лица больных миопатией.

а, б - Ландузи-Дежерина; в. г - Эрба.

ции на лице (лицо чаще бледное, цианотичное, нередко пепельно- серое). При травмах головного мозга выпадают мимические реакции, как и при других коматозных состояниях. Динамика мимических расстройств зависит от глубины комы, степени повреждения головного мозга и локализации поражения. При опухолях головного мозга отмечается заторможенность, оглушенность, при которой на лице появляется выражение сонливости, апатии, безразличия, но при опухолях лобной доли больные бывают расторможены, склонны к шуткам, эйфоричны, некритичны к своему состоянию.

Мимические расстройства особенно наблюдаются при поражении лицевого нерва. Лицо при мимических движениях перекашивается в здоровую сторону. Кожные складки, особенно лобные, сглаживаются или исчезают на пораженной половине, угол рта опуска-

Рис. 59. Различные фазы выражения лица у больной с боле-
вым тиком при невралгии тройничного нерва.

ется, щека при выдохе отдувается в результате атонии мышц и при дыхании парусит. Глазная щель на стороне поражения лицевого нерва бывает шире (парез круговой мышцы глаза), моргание становится резким. При зажмуривании глаз на пораженной стороне глазная щель не смыкается, вследствие поражения круговой мышцы глаза (заячий глаз) остается белая полоска склеры (симптом Белла). При взгляде вверх образуется более широкая полоска склеры между нижним веком и роговицей (симптом Негро). При попытке крепко зажмурить глаз из положения с опущенными веками (при парезе) здоровый глаз закрывается, а на больной стороне верхнее веко стремительно поднимается вверх (симптом Дюпюи-Дютана). Иногда возникает парадоксальное приподнимание века на пораженной стороне при взгляде вниз и при желании крепко закрыть глаз (симптом Дюпюи-Дютана-Сестана). Активные мимические движения на стороне поражения значительно ослабевают. Появляются маскообразность половины лица, и при улыбке и смехе еще резче выявляется асимметрия лица.

Своеобразно изменяется мимика больного при лицевом гемиспазме. Судороги появляются в группе мимических мышц и постепенно распространяются на всю половину лица. Чаще спазм начинается с круговых мышц глаза, затем распространяется на другие мимические мышцы: глаз при этом зажмуривается, носогубная складка углубляется, угол рта оттягивается, кончик носа искривляется в ту же сторону, сокращаются мышцы подбородка и шеи, иногда во время спазма подтягивается кверху ушная раковина. Бровь на соответствующей стороне под влиянием сокращения лобной мышцы поднимается кверху, что в сочетании с зажмуренным глазом производит впечатление гримасы.

При лицевом параспазме судорожно сокращаются круговая мышца рта, лобные мышцы, мышцы щек, подбородка и в связи с этим резко изменяется мимика больного. В некоторых случаях голова откидывается назад, напрягаются грудино-ключично-сосковые мышцы. Эмоциональные проявления (смех, плач, пение) могут прекратить, а иногда, наоборот, спровоцировать спазм мимических мышц. При поражении паллидо-нигральной системы наблюдается акинетико-ригидный синдром, при котором гипокинезия или акинезия сочетаются с амимией. При гиперкинетически-гипотоническом синдроме в результате поражения стриатума возникают различные гиперкинезы, захватывающие мышцы лица и резко изменяющие мимику больного. Могут быть паракинезии и дискинезии. В мышцах лица отмечаются гримасничанье, тики, подергивания. Во время ги- перкинезов искажаются комплексные выразительные движения, при которых в первую очередь страдают тонкие дифференцированные проявления мимики.

Внешние выражения эмоциональных реакций при паркинсонизме следующие: лицо амимичное, маскообразное, рот часто полуоткрыт, иногда изо рта вытекает слюна; речь мало модулированная, монотонная, замедленная, без эмоциональной окраски. Эмоциональные реакции становятся застывшими, например мимика плача принимает тонический характер, продолжается значительно дольше, чем обычно, временами наступают судорожные сведения кверху глазных яблок. Поза больных приобретает характерную форму: голова и туловище согнуты, руки приведены к туловищу. При болезни Паркинсона обращает на себя внимание маскообразность лица, отсутствие выражения радости, печали, изумления и других эмоциональных проявлений. Мимические движения, возникнув, имеют тенденцию к застыванию, отмечается редкое мигание (веки при этом полностью смыкаются). Отсутствует жестикуляция, речь невнятная, тихая, монотонная без модуляций. При хорее Гентингтона нарушается эмоциональная сфера, изменяется настроение, утрачивается эмоциональная подвижность, развивается эмоциональная тупость; на этом фоне возникают порывистость, непоседливость. Отмечаются повышенная возбудимость понижение тормозных процессов, склонность к аффективным вспышкам. Выражение лица отражает эмоциональное состояние больного. Мимика изменяется в связи с выраженными гиперкинезами лица, вызывающими гримасничанье, подергивание носом, сопение, всхлипывания, вытягивание губ трубочкой. Нарушается артикуляция, речь прерывистая, голос глухой.

При миопатиях нарушение мимики проявляется в виде характерного признака (лицо миопата): отсутствие морщин, плохое смыкание век, слабость круговой мышцы рта, выпячивание губ. Из-за слабости мышц невозможны свист, надувание щек, смыкание губ. Речь становится нечеткой, смазанной, больные плохо произносят губные звуки. На лице сглаживаются складки кожи, и больные выглядят моложе своих лет. При хронической прогрессирующей офтальмоплегии лицо приобретает особый вид из-за птоза обоих век. Обычно верхние веки опущены, иногда до уровня зрачков, брови подняты кверху, на лбу из-за сокращения мышц выступают поперечные складки. Выражение лица изменяется и напоминает лицо засыпающего человека. При выраженной офтальмоплегии движения глазных яблок отсутствуют, веки опущены и больной может следить за движением предметов, поворачивая голову в сторону и вверх. Выражение лица изменяется, лицо бывает нахмуренным, иногда пробегает

улыбка при которой, как и при плаче, рот широко растягивается и у глаз образуются мелкие морщинки. Наблюдается недостаточна сосредоточенность внимания и безразличие из-за снижения

‘ аЛЭмоции влияют на течение заболеваний. Продолжительность жизни больных раком больше у тех, кто не знает о своей болезни и спокойнее относится к своему заболеванию, и короче у больных, ко торые знают о болезни и волнуются, тяжело переживая свои страда ния. Эти данные позволили Клоперу определять прогноз продолжительности жизни у больных раком.

С эмоциональной сферой связаны так называемые иатрогенные заболевания (от греческих слов «иатрос» - врач, «геннас» - произвожу). У больных могут возникнуть страх, боли в сердце после неудачно сказанного слова врача. Некоторые больные с неврогенными заболеваниями, ознакомившись случайно с медицинской Документацией начинают создавать у себя ложное впечатление болезн, эмоционально переживают и заболевают неврозом. Поэтому всегда надо предупреждать возможность иатрогении.

Большое значение имеют слова врача, и на этом построен большой раздел психотерапевтического воздействия Современные достижения науки позволяют вести решительную борьбу с «ирраци нальным» в патологии, раскрывать причинно-следственные связи в этиологии болезней и объяснять закономерности возникновения развития болезней с учетом расстройств эмоциональной сферы. l.to- ит задача о разработке нейрофизиологических и биохимического аспектов эмоций с целью тренировки нервных функции преодоления отрицательного действия на организм эмоциональных реакции и выработки путей профилактики нейрогенных заболевании.

Ничто так не способно выдать намерения человека, как его телодвижения. Ведь каждая наша мысль сопровождается определенным набором сокращений мышц. Зная эту особенность, многие пытаются имитировать свою мимику и жесты. Однако, человек, знающий язык телодвижений сразу распознает истинные помыслы своего собеседника. Если и вы жаждете обладать такими знаниями, давайте подробно разберем, что означают мимика и жесты человека.

Жесты, мимика и позы

Главный вопрос, который терзает большинство современных людей, касается того, насколько искренне ведет себя с нами тот или иной собеседник. Определить это можно, например, по степени симметричности лица. Чем больше разнятся правая и левая его стороны, тем сильнее ложь, которую вас говорят. Но за намерения человека отвечает не только мимика, но и жесты, и различные позы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проявления тех или иных эмоций и мыслей:

1. Выражения лица:

  • удивление – глаза расширены, поднятые брови образуют небольшую морщину на лбу, рот приоткрыт и округлен;
  • радость – губы сложены в еле заметную улыбку, а вокруг глаз видно мелкие морщины;
  • гнев – мышцы лба сдвинуты вниз, выражение лица нахмурено, губы плотно сжаты, ноздри слегка расширены, а само лицо может быть красным;
  • интерес – веки слегка сужены, либо расширены, а брови могу быть приподняты или опущены;
  • отвращение – внешне кажется, что человек чем-то подавился или хочет сплюнуть. Нос сморщен, брови опущены вниз, а нижняя губа слегка выпячена.

2. Микровыражения глаз:

  • любое изменение в выражении глаз и их движении является реакцией на сказанное;
  • частое моргание – ложь или возбуждение;
  • расширение зрачков – получение удовольствия от информации, интерес от общения. Также может быть проявлением страдания;
  • остановившийся, «стеклянный» взгляд – огромная слабость;
  • ощущение, что глаза блестят – возбуждение или горячка;
  • «бегающие глаза» - стыд, тревожность, обман или страх.

3. Жесты и их значение (стоит помнить, что определять направление помыслов человека можно только по непроизвольной жестикуляции):

  • открытые ладони – жест откровенности;
  • легкие почесывания носа или прикосновения к нему – ложь, неуверенность или подозрение лжи в том, что говорят;
  • суетливые движения руками (дотрагивание до предметов, теребление чего-то в руках) – нервозность, настороженность или смущение;
  • почесывание или прикосновение к различным частям головы (затылок, лоб, макушка, щеки) – неуверенность, смущение;
  • сжатие кулаков – агрессия или внутреннее возбуждение;
  • стряхивание ворсинок с одежды – неодобрение;
  • почесывание или потирание века – ощущение подозрительности со стороны собеседника или ложь;
  • потирание подбородка – момент принятия решения;
  • наклон головы на бок – проявление интереса к тому, что говорят.

4. Если мимика и жесты в общении для вас недостаточно красноречивы, обратите внимание на позу собеседника :

  • опора руками на стул или стол – защита от разговора или ощущение неполного контакта с собеседником;
  • руки за спиной, а голова высоко поднята – чувство превосходства над окружающими;
  • открытые (не скрещенные) конечности, расстегнутая пуговица на воротнике и слегка развязанный галстук – признак доверия и принятия собеседника;
  • скрещенные конечности (так называемая закрытая поза) – скептицизм или защита от собеседника;
  • обхватывание бокала или кружки обеими руками – признак завуалированной нервозности;
  • сцепленные пальцы рук – попытка скрыть разочарование в собеседнике или негативное отношение;
  • частая смена поз или ерзанье – напряженность и внутреннее беспокойство.

Это далеко не все проявления телодвижений, которые можно заметить во время мыслительного процесса нашего собеседника. Наибольший интерес для многих представляет язык жестов в отношениях между мужчинами и женщинами. Давайте наглядно рассмотрим некоторые примеры.

Мимика и жесты влюбленных

Многих женщин всегда интересовала психология мимики и жестов мужчин. Хотя и сильный пол в свою очередь также интересуется, как понять, что женщина проявляет интерес или симпатию. Давайте разберемся, кто во что горазд.

1. Мимика и жесты мужчин. Многие женщины задаются вопросом, как понять, что он заинтересован в общении и проявляет симпатию? Начнем с того, что мужчины хоть и умеют скрывать свои эмоции, но внешние их проявления все равно выдают их намерения. Рассмотрим, что собой представляют жесты и мимика влюбленного мужчины:

  • оценивающий взгляд, пробегающий по всему телу – мужчине достаточно минуты, чтобы понять понравилась ли ему женщина;
  • если при разговоре рот мужчины приоткрыт и губы немного подрагивают – он испытывает чувство симпатии;
  • поза с напряженными мышцами – демонстрация своего тела и желание понравиться;
  • теребление пуговиц на брюках или пиджаке – он нервничает в присутствии собеседницы;
  • если мужчина в присутствии дамы втянул живот и вытянулся по струнке – он невольно старается выглядеть в ее глазах лучше;
  • если мужчина предлагает свой пиджак или куртку – это свидетельство признания женщины в качестве своей избранницы;
  • рука мужчины на плече или талии женщины – желание быть ближе и страх упустить даму из виду.

Язык сексуальных жестов и мимики мужчин:

  • широко расставленные ноги;
  • заткнутый за ремень большой палец;
  • рука часто потирает или дотрагивается до подбородка или горла;
  • также сексуальный интерес со стороны мужчины может выдать игра с предметами округлой формы, напоминающей женские округлости.

2. не менее интересны для наблюдения, хоть слабый пол и умеет скрывать свои намерения:

  • самый частый жест женщин – игра со своими волосами, а в частности откидывание их с лица. Хорошее проявление интереса и желание обратить на себя внимание;
  • заинтересованность женщины можно увидеть по ее запястьям. Если она держит их в поле зрения и демонстрирует гладкость своей кожи, то она рассматривает мужчину как сексуального партнера;
  • поглаживание какого-либо предмета в форме цилиндра дает понять, что женщина недвусмысленно намекает на более близкое общение с мужчиной;
  • если женщину заинтересовал мужчина, она непроизвольно поставит ноги чуть шире, чем обычно. При этом важно обратить внимание на туфли. Их носки будут смотреть в сторону заинтересовавшего ее собеседника.
  • игра женщины с туфелькой тоже имеет много огромное значение. Оголение ножки это явный намек на близость или флирт.

По позе, жестам и мимике человека можно понять очень многое. Главное научиться распознавать насколько легко даются человеку те или иные телодвижения. В будущем такие познания помогут вам понять, что за человек находится перед вами, и какие мысли и ассоциации вы у него вызываете.