Уроки нравственности на страницах русской литературы. Воспитание нравственности на уроках литературы

Примеры сочинений ЕГЭ

Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке и решению важных морально-нравственных проблем, причём не в форме абстрактных рассуждений, а на примере конкретных человеческих взаимоотношений и поступков. Спектр таких вопросов достаточно широк. Рассмотрим, какие важные нравственные уроки чита­тель может извлечь из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Уже сам эпиграф к произведению — «Береги честь смолоду» — указывает на то, что тема чести является основной для А.С. Пушкина. Писатель стремится всесто­ронне осмыслить это морально-нравственное понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться соображения­ми чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходимости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по кото­рым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выпла­чивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Пётр их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой просту­пок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачёвым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов на это. От смерти на виселице его спасла лишь случайность.

Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Шва-

брина, то Гринёв хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству всё равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что про­тивно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводите­ля мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Пётр Гринёв восходит к высшему проявлению чести — самопожертво­ванию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятеж­ным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придется вспомнить все недав­но пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душев­ное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом предателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогорской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторо­ну Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со сво­им врагом — Петром Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая во­преки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем са­мым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вы­вод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произ­ведении. Оно учит читателей не только тому, что честь — это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозмож­ность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимым, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов родины — страшный грех, которому нет про­щения. Именно эти нравственные уроки способно преподать читателю бессмертное произведение А.С. Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить знаменитые слова Д.С. Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа ».

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника - быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени.

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он.

Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.

Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме “Я нужен людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.

Нравится ли вам главный герой? (Нет).

Если бы вы такого человека встретили на улице, то:

а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?

Картина получается безрадостная.

Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.

Что же за человек Юшка?

Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?

Какая черта его характера выходит на первый план?

Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)

За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).

Разве плохо быть не похожим на других? Почему?

А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?

Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?

Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?

Представьте, что он - ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?

Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:

Можно ли быть таким? (Нет)

А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).

Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)

О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?

(Доброта, искренность, беззлобие).

Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?

(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).

Поняли ли люди свою ошибку?

Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).

Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?

(Идет беседа о духовной красоте).

Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои рассказа - обыкновенные люди, два простых русских мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения составляется характеристика литературных героев:

Наум – нестарый, обаятельный, трудолюбивый, расторопный, хозяйственный.

Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть ленивый, своенравный.

Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших отцов, дедов своей хозяйственностью и трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в лес за дровами, а на них напали голодные волки. Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил, убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в большой опасности, волки растерзали его лошадь. Только смелость Ивана спасла его, он выжил, пришел в деревню и решил отомстить тестю за предательство.

Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам нравится ленивый Иван?

Какие людские недостатки страшнее, чем беспечность, леность? (Подлость, предательство).

Встречали ли вы таких людей?

Что хотел сделать Иван после возвращения?

Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на месте Ивана? Милиционера?

Не похожи ли чем - то в данном эпизоде герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить, отплатить злом за зло).

В. Шукшин не делит своих героев на четкие нравственные категории - этот положительный герой, а тот - отрицательный. Он, показывая несовершенство человека, преступающего законы морали, старается избежать назойливой назидательности, “лобовой атаки”.

Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?

Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.

Нравственное воспитание на примерах русской классической литературы


Место работы: МКОУ ШР "ООШ №11" с. Введенщина Иркутской области.
«Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду.»
Василий Шукшин.

Давайте взглянем прямо в лицо нашей жизни: обшарпанные подъезды, железные двери, решетки на окнах, озабоченные лица, маты, пьянство, тоска безденежья и это продолжается не один год. Молодым людям зачастую некуда пойти: нет бесплатных секций, кружков, а если и есть, то находятся другие причины, чтобы остаться в подъезде и попить пиво.
И порой очень трудно достучаться до сердца наших детей, с какой-то там нравственностью.
Как решить эту проблему в наших конкретных условиях? По мнению известного педагога Л.В.Суровой, педагогика существует не в безвоздушном пространстве, и отвечает на вопросы: чему учим, как учим и, когда учим?
Под нравственностью понимается исторически проверенная и не потерявшая своего гуманистического значения система этических норм и ориентиров. Духовность же - это способность бескорыстного, самоценного стремления к абсолютной истине, добру, красоте.
Важным является воспитание у учащихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей поведения», утверждения вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных исторически сложившихся формах, приобщение учащихся ко всем сферам духовного опыта и образования.
Основные направления работы
Воспитание качеств личности, дающее возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях(с опорой на духовный опыт народа, переданный нам русской литературой)
Утверждение основ духовно- гражданского национального самосознания, патриотического сознания личности.
Освоение на основах духовного опыта учащихся установленного государственным стандартом объема знаний по литературе.
Создание предпосылки развития корректного мышления, развитие способности триединого сознания действительности (рационального, образно- эмоционального, религиозного).
Формирование верного отношения к труду, как служению людям, противоположному образу мыслей «общества потребления»
Содействие здоровому, духовному психическому и гармоническому развитию учащегося, укреплению сознательного отношения к своему здоровью, стремление к здоровому, активному образу жизни и эстетическому отношению к нему.

Первоочередные технологические задачи:
1. Осознание значения литературы в системе культуры, овладение основами науки через приобретение минимальных об истории ее развития.
2. Овладение языком предмета и умения мыслить в русле его закономерностей.
3. Овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету, умение самостоятельно совершенствоваться во владении предметом.
Средство решения задач – поурочное изучение предмета и расширение форм внеурочной деятельности учащихся.

«Как ввести ученика в мир культуры, - пишет кандидат педагогических наук В.А. Лазарева в статье «Принципы и технология литературного образования школьников», - помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих конкурентах: мутной телевизионной волны, льющей на детей совсем иные ценности…; кошмара «первоначального накопления капитала», в котором должны «крутиться» их родители, да и сами они нередко в этом принимают участие. Что может противостоять этому? Культура.»
Массовым представителем культуры сегодня является образование.
Именно в нем есть все – науки, литература, искусство, к которым преподаватель может и должен открыть дорогу. Это и будет образованием человека. Литература как часть культуры, и содержит в себе вечные нравственные и духовные ценности. Для их освоения учащимися преподавателю литературы необходимо выработать свою технологию, свою систему пошаговых действий, которая приведет к желаемому результату: формированию духовно и нравственно развитой личности
Литература существует не в безвоздушном пространстве и несет на себе печать времени. Она - та связующая нить, что соединяет поколения, передает эстафету духовных поисков и идеалов народа. И хотя литература не является прямой иллюстрацией истории, историческая энергия в ней проявляется даже в том, как писатель видит мир. Поэтому началом всех начал на уроках литературы становятся экскурсы в историческое прошлое. При этом необходимо наполнить такие обзорные уроки живым трепетом ушедшей жизни, с ее духовными поисками, победами, поражениями, трагедиями.
Учебник по литературе Ю.В.Лебедева дает такую возможность. Разделы о творчестве отдельных писателей предваряются обобщающими главами, которые дают целостную картину развития литературы 1860-х, 1870-х, 1890-х. годов. Автор показывает непростую взаимосвязь литературного процесса с движущейся историей, существующий между ними напряженный диалог. Прослеживается духовное преображение русского общества на переломных, судьбоносных этапах его истории во всей полноте конкурирующих друг с другом умственных движений, оказавших на литературу сложное влияние и по- своему преломившихся в ней. Поэтому рядом с революционерами – демократами в учебнике представлены либерально-западническая и либерально- славянофильская мысль, религиозно-философские течения. Учебник становится важным подспорьем в решении задачи осознания учащимися причастности литературы к проблемам истории русского народа, дает возможность строить уроки в проблемно-диалогическом плане, что вызывает интерес учащихся.
Например: литература 60-70х годов 19 века - диалог с жизнью.
Цели урока:
дать учащимся представление о влиянии истории на литературный процесс и о своеобразном преломлении общественной мысли в литературных произведениях.
продолжить работу по воспитанию исторической памяти.
познакомить учащихся с западниками, славянофилами, революционерами- демократами, сравнить их программы преобразования России и связать борьбу демократии и либерализма с проблемами сегодняшнего дня.
Оформление доски : Слово, слово – великое дело.
План урока:
1.Россия на переломе. Размежевание сил.
А) борьба вокруг конституции
Б) покушение на царя.
2. Вокруг «Современника»
3.Путем реформ.
Тезисы из лекции : 60 годы, история Александра 2, борьба за отмену крепостного права, две силы-социал-демократы, и либералы. Одни хотели перемен путем революции, другие- путем реформ. Свои идеи проводили через книги, критику, журналы. Взгляды революционеров- демократов в «Современнике». Идеологи – Чернышевский и Добролюбов звали Россию к топору.
Либералы делились на две группы: западники и славянофилы.
Первые считали: от Петра Россия должна идти путем запада. Вторые –за самобытность, общинное землепользование. Земский Собор.
В дальнейшем этот обзорный урок станет основополагающим в определении позиций того или иного писателя, его общественных взглядов и мировоззрения. Понятным станет тогда, какую роль сыграл московский период жизни и творчества А.Н.Островского в создании им русского национального театра или почему у И.С.Тургенева произошел разрыв с «Современником».
Знакомство с личностью и биографией писателя, поэта становится вторым важным шагом литературного образования учащихся. И здесь преподавателю важно показать ту питательную среду, истоки, из которых берет начало любое творчество.
Живыми и яркими получаются уроки по творчеству А.Н.Островского с использованием фильма «Дом-музей Островского в Москве», где передана атмосфера народного быта, уют замоскворецких усадеб. С интересом слушают учащиеся рассказ о Ярославско- Костромской дороге, вблизи которой прошло детство Н.А.Некрасова, а потом охотно пишут сочинения миниатюры о первом знакомстве поэта с народом.
Журнал « Литература в школе» для подготовки таких уроков. Вот, например, в каком ключе можно построить рассказ об Есенине, опираясь на статью Н.Зуева «Народные истоки поэзии Сергея Есенина»
«Первые мои воспоминания,- относятся к тому времени, когда мне было три года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который в 40 –ка верстах от нас. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу ноги, а бабушка приговаривает: «Иди, иди ягодка, Бог счастье дает».
Важно донести до учеников, что обретение народной верой, народных основ нарождающейся личности будущего поэта способствовало все его воспитание, весь быт в семье деда по матери Федора Андреевича Титова.
Живые, конкретные детали делают урок по биографии интересным. Из сегодняшнего дня можно и нужно стараться перебросить мостик в прошлое. Так удачно вписался в уроки рассказ о приезде Иркутск праправнука Л.Н.Толстого – Владимира Толстого, ныне директора музея «Ясная Поляна» в1999 году на встрече, с которым я была в областной библиотеке и он рассказывал о трудностях и радостях, которые переживает музей, где работало на тот момент 270 сотрудников.
Насколько дороги эти живые островки литературной истории - должны ощутить наши ученики. Не пустым звуком должны стать для них Спасское – Лутовиново, Щелыково, Шахматово, «атмосфера особой духовности этих спрятавшихся в российском захолустье старых «дворянских гнезд», где нерасторжимо слились природа, музыка, живопись, поэзия, народное искусство, охота, простодушная приветливая архитектура провинциальных поместий с их старинными библиотеками и домашними театрами…». Для этого с помощью учеников накапливается большой иллюстративный материал.
Третьим важным шагом в преп.одавании литературы становится работа со словом. Без конкретного освоения как литературоведческих понятий, так и значения новых слов, невозможно глубокое постижение художественного произведения. Учащиеся сами должны определить корневую основу, например такого слова, как «народ».прежде всего ищут однокоренные слова и делают открытия, что в этот ряд входят и «Родина», и «родник», и «родня». И понятным тогда становятся принадлежность к одному роду, к одному истоку. Приставка «на» подсказывает им, что само понятие народ существует, как преемственно сменяющие друг друга поколения, передающие свои главные ценности- родную землю и язык, культуру. Стоит изменить приставку, поставить «вы» или «от» и совершенно меняется смысл слова – перед нами «выродок» или «отлродье»,тот кто предал свой род, отошел от него. Продолжением начатой работы со словом становится задание – нарисовать, проследить генеалогическое древо своего рода. Такое «путешествие» помогает понять и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и роман Толстого «Война и мир» и пьесы Островского, и произведения Платонова, рассказы и пьесы Чехова и даже повесть Булгакова «Собачье сердце»
Рассматриваются произведения Н.С.Лескова, Г.И.Успенского. «Очарованный странник».
На уроке провожу словарную работу: Очарованный, странник; работаю с толковым словарем, рассказываю о времени, которое описано в произведении, зачитываю отрывки, чтобы передать атмосферу 19 века. Обсуждаем главного героя, выясняем, почему автор дал такое название рассказу.
Именно такая словарная работа духовно обогащает внутренний мир учащегося, помогает ему в дальнейшем ориентироваться как в проблематике произведения, так и жизни.
Следующим важным этапом преподавания литературы становится постижение идейного содержания произведения постижение идейного содержания произведения.
Можно выделить две сквозные идеи на первом и втором курсах училища : любовь к Родине как неприемлемая основа, питающая истоки жизни человека; смысл его жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходит молодой человек. Патриотическая идея выражена в ряде произведений в прямой форме, особенно когда речь идет о защите Родины от внешних врагов. Благодатную пищу для воспитания патриотического чувства дает роман Л.Н.Толстого «Война и мир». При многообразии поставленных автором проблем, центральной остается «Мысль народная».
По- разному можно относится к вопросам веры. Но нельзя отрицать тот исторический факт, что основой культуры, собирающей воедино различные сферы духа, было православие. Не случайно в наше время проводятся международные рождественские чтения,где решаются вопросы, посвященные сотрудничеству светских и духовных образовательных учреждений. По – новому сейчас звучат произведения тех писателей, которые размышляя о вере, видели в ней «священные колодцы духа», воспитавшие в русском человеке долготерпение и жертвенность, тягу к добру, красоте и жизни по совести в соответствии с христианскими заповедями А.П.Чехов «Студент», В.П.Распутин «Мать Ивана, дочь Ивана». «Прощание с Матерой», И.Шмелев «Лето Господне».
Во все времена остается злободневным творчество нашего земляка В.Распутина. в его произведениях звучит мысль о трагических последствиях для человека разрыва с духовными, трудовыми, нравственными традициями родной земли. Нарушение «цепочки человеческой памяти» не может бесследно пройти для людей, живущих на земле. В повести «Прощание с Матерой» автор говорит, что можно построить новые дома и поселки, но нельзя построить новую жизнь, где нет любви и уважения к людям, к их духовным традициям. Итог такой деятельности писатель красноречиво показал в своей повести «Пожар»
Русский характер, русское представление о добре и зле, святости домашнего очага, совести, любви к Родине, жизни в минуты испытаний одним миром, вере, надежде, любви… По- прежнему наши великие классики и современники, по – прежнему наш народ, через свои традиции, говорят с нами об этом. И надо научиться сердцем, слышать их, тогда и дети наши услышат. Тогда не будет проиграна эта борьба за будущее, передовая линия которой, хотим мы этого или не хотим, проходит через наши школы.

Конспект урока по литературе

Учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ с.Найтоповичи Унечского района –

Скорибченко Валентина Николаевна

Группа №88

Тема: Итоговый урок. Нравственные проблемы русской литературы 19 века.

Предмет_____литература_____9 класс__________________

УМК В.Я.Коровиной

Урок №___102_________________________

Тип урока: урок рефлексии

Цель : активизировать познавательную деятельность старшеклассников, вовлекая их в аналитическую, творческую работу;

Способствовать формированию у обучающихся собственной нравственной оценки прочитанного и услышанного;

Развивать художественный вкус школьников, ассоциативное мышление, умения сравнивать, обобщать, выделять главное, обосновывать свою точку зрения;

Воспитывать нравственные качества личности.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Оборудование : компьютер, проектор

Ход урока:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности ;

Вы получили задание повторить знания о прочитанных произведениях в этом учебном году и подумать над вопросами. Прочтите их вслух и скажите, какой вопрос вызвал наибольшее затруднение.

    Что интересного и полезного вы узнали из курса русской литературы XIX века?

    XIX и XXI века?

    В чем главные особенности русской классической литературы в показе человеческой жизни и человеческих отношений

2) этап актуализации и пробного учебного действия ;

Дайте связный, аргументированный ответ на вопрос, показавшийся вам наиболее интересным.

3) этап локализации индивидульных затруднений;

На вопрос, показавшийся вам трудным, мы ответим вместе.

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

Есть ли у вас предположения, как будет называться тема нашего урока?

Мы определили тему нашего урока. Какие вопросы, по-вашему, нужно рассмотреть, чтобы наиболее полно раскрыть главный вопрос темы? По мере погружения в тему урока заполните таблицу. Заполните таблицу:

Предлагаю при построении проекта использовать метод кластера.

Нравственные проблемы русской литературы XIX века

Работа в парах.

5) этап реализации построенного проекта;

Соедините элементы кластера линиями, стрелками и аргументируйте это соединение примерами из произведений.

- В чем главные особенности русской классической литературы в показе человеческой жизни и человеческих отношений? Этого элемента не хватает в нашем кластере. Эти слова произнес В.Г.Белинский в отношении пушкинского гения - «лелеющая душу гуманность».

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

Как вы считаете, все ли тайны произведений XIX века вы уже раскрыли?

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Вы пришли с любимыми книгами. Прочитайте выбранный вами отрывок из книги – кульминационный момент жизненного испытания героя. Ответьте на вопрос «В чем общечеловеческая значимость проблем, вопросов, тем, поднятых литературой XIX века?». Сверим с эталоном: как об этом сказано в учебнике литературы.

8) этап включения в систему знаний и повторения;

Игра «Узнай произведение по его финалу»

Одинаково или по-разному воспринимали вечные нравственные ценности, отраженные в русской классической литературе читатели XIX и XXI века?

Что общего вы заметили в прочитанных вами произведениях современной русской и зарубежной литературы и русской классике?

В чем общность и разница в восприятии таких понятий как честь, долг, любовь, благородство, гордость, достоинство, жизнь, смерть и др. нашими современниками и русскими писателями XIX века?

Какие спектакли и фильмы, основанные на русской классике, вы видели? Дайте им оценку.

Какие общие проблемы и художественные открытия объединяют русских и зарубежных писателей?

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Чем знание русской классической литературы может помочь читателю, который не свяжет свою будущую профессию с гуманитарными дисциплинами?

Заполните и сдайте таблицу:

-Комментирование оценок урока.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Домашнее задание: - Сформулируем домашнее задание. Составьте похвальное слово ЛИТЕРАТУРЕ

Следующий урок – защита проектов.

Действительно, очень быстро и незаметно пролетел десятый класс. За этот учебный год, я думаю, каждый из нас извлёк для себя какие-либо уроки, узнал много нового, интересного и полезного. Мне очень запомнились уроки литературы. Было очень интересно рассуждать на уроках, почему какой-либо герой поступил именно так, а не иначе. За год мы прошли много хороших произведений: "Обломов" Н.И.Гончарова, "Гроза" Островского, "Отцы и дети" Тургенева,"Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, "Война и мир" Л.Н.Толстого и многие другие произведения.

Я хочу сказать "Спасибо" поэтам, чьи произведения мне понравились и запомнились. Это Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Мне понравились их произведения из любовной лирики. ("На заре ты её не буди", "Сияла ночь").

Безусловно, все произведения нас учат чему-либо, из каждого из них можно сделать выводы. Самый глубокий след в моей душе оставили два произведения: это "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С.Лескова и "Преступлении и наказание" Достоевского.

Говорят, что люди учатся на своих ошибках, а в своей повести Н.С.Лесков учит нас на чужих ошибках. С помощью образа Катерины он передаёт нам те последствия, к которым может привести такое поведение, как у главной героини. Любовь к Сергею ослепила Катерину, из-за него она пошла на несколько ужасных преступлений: убийство мужа, свёкра и племянника. Нет, автор не хотел сказать нам, что любить нельзя. Он показал нам, к каким последствиям может привести слепое подчинение одному человеку, когда совсем не задумываешься о своих окружающих, о том, какой вред можешь принести им ты. Своей любви можно добиться всегда, просто нужно искать для этого другие меры, ни в коем случае не убийство. Я думаю, что это произведение послужит для меня уроком на всю жизнь.

Второе произведение это психологический роман "Преступление и наказание". Он читается не легко, так как там присутствуют монологи, размышления, воспоминания, но всё же роман очень интересный и познавательный. Главный герой - Родион Раскольников - личность весьма своеобразная. В нём сочетаются противоположные качества: жалость к родным, к своей сестре и бессердечность по отношению к старухе-процентщице. Действительно, все мы глядим в Наполеоны и Родион - тоже. После совершения убийства, когда его мучила совесть, он говорил сам себе, что из-за Наполеона погибла многомиллионная армия (что из-за него они участвовали в войне) и Наполеону за это никто ничего не сделал, а он убил одну жалкую старушонку и уже жалеет об этом. Но убийство ни к чему хорошему не привело, а только заставило Раскольникова мучаться и терзать себя угрызениями совести.

Эти два произведения произвели на меня большое впечатление, и я думаю, что буду перечитывать их снова и снова. Спасибо Вам за те жизненные примеры, которые Вы преподнесли нам в своих замечательных произведениях!