Наука о дельфинотерапии. Дельфиновые Какая наука изучает дельфинов

Общее описание

Скелет (снизу) и макет (вверху) дельфина

Дельфины характеризуются присутствием в обеих челюстях довольно значительного числа однородных конических зубов, оба носовых отверстия соединены обыкновенно в одно поперечное отверстие полулунной формы на вершине черепа, голова относительно небольшая, часто с заостренной мордой, тело вытянутое, есть спинной плавник. Очень подвижные и ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно, водятся во всех морях, поднимаются даже высоко в реки, питаются главным образом рыбой, моллюсками , ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей. Отличаются также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.

У одних дельфинов рот вытянут вперед в виде клюва; y других голова спереди округленная, без клювовидного рта.

Дельфины плавают исключительно быстро, стайки дельфинов часто следуют за кораблями, используя, помимо нижеописанного «парадокса Грея», кильватерную волну кораблей для ещё большего ускорения. Дельфин был любим и популярен с древности: существует множество поэтических сказаний и поверий (предание об Арионе) о дельфинах и их скульптурных изображений.

Слово дельфин восходит к греческому δελφίς (delphis ), которое в свою очередь произошло от индоевропейского корня *gʷelbh- «матка», «лоно», «утроба». Название животного может быть истолковано как «новорожденный младенец» (возможно, из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка).

Физиология

Период беременности дельфинов - 10-18 месяцев. Самка дельфина обычно приносит одного детёныша длиной 50-60 см и некоторое время заботливо его охраняет. Растут дельфины, по-видимому, медленно, и продолжительность их жизни должна быть довольно значительна (20-30 лет). В некоторых случаях учёные наблюдали, что детёныши совсем не спят первый месяц жизни , вынуждая и самок быть активными всё это время. В 1970-х группа учёных Утришской морской станции ИПЭЭ открыла у дельфинов необычный характер сна . В отличие от других изученных на тот момент млекопитающих, в состоянии медленного сна у них попеременно находится только одно из двух полушарий мозга . Пожалуй, главная причина этого в том, что дельфины вынуждены время от времени подниматься к поверхности воды для дыхания.

Развитие мозга

Размер мозга дельфинов в соотношении с размером их тела гораздо больше, чем у шимпанзе, а их поведение указывает на высокую степень умственного развития. Мозг взрослого дельфина весит около 1700 граммов, а у человека - 1400. У дельфина в два раза больше извилин в коре головного мозга чем у человека .

По последним научным данным когнитивной этологии и зоопсихологии дельфины не только имеют «словарный запас» до 14000 звуковых сигналов, который позволяет им общаться между собой, но и имеют самосознание, «социальное сознание» (social cognition) и эмоциональное сочувствие, готовность помочь новорожденным и больным, выталкивая их на поверхность воды .

Движение

С дельфинами связан т. н. «парадокс Грея» . В 1930-х гг. англичанина Джеймса Грея удивила необычайно высокая скорость плавания дельфинов (37 км/ч по его измерениям). Произведя необходимые расчёты, Грей показал, что по законам гидродинамики для тел с неизменными свойствами поверхности, дельфины должны были обладать в несколько раз большей мышечной силой, чем наблюдалась у них. Соответственно, он предположил, что дельфины умеют управлять обтекаемостью своего тела, сохраняя ламинарное обтекание при скоростях движения, для которых оно уже должно становиться турбулентным . В США и Великобритании после Второй мировой войны и на 10 лет позднее в СССР начались попытки доказать или опровергнуть это предположение. В США они практически прекратились в период с 1965-1966 до 1983 года, так как на основе неверных оценок были сделаны ошибочные выводы о том, что «парадокса Грея» не существует, и дельфинам вполне достаточно одной лишь мускульной энергии для развития такой скорости. В СССР попытки продолжались и в 1971-1973 гг. появились первые экспериментальные подтверждения догадки Грея.

Сигналы

Дельфины имеют систему звуковых сигналов. Сигналы двух типов: эхолокационные (сонарные), служат животным для исследования обстановки, обнаружения препятствий, добычи и «щебеты» или «свист», для коммуникации с сородичами, также выражающие эмоциональное состояние дельфина.

Сигналы испускаются на очень высоких, ультразвуковых частотах, недоступных человеческому слуху. Звуковое восприятие людей находится в полосе частот до 20 кГц, дельфины используют частоту до 200 кГц.

В «речи» дельфинов ученые уже насчитали 186 разных «свистов». У них примерно столько же уровней организации звуков, сколько и у человека: шесть, то есть звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст, есть свои диалекты .

В 2006 году коллектив британских исследователей из Сент-Эндрюсского университета провел ряд экспериментов, результаты которых позволяют предположить, что дельфины способны к присваиванию и распознаванию имён .

В настоящее время ряд ученых работают над расшифровкой сложных сигналов при помощи прибора CymaScope, сконструированного в этих целях британским инженером-акустиком Джоном Стюартом Рейдом (англ. John Stuart Reid ) .

Род Вид Русское название
Cephalorynchus Gray, 1846
Пёстрые дельфины
Cephalorhynchus eutropia Белобрюхий дельфин
Cephalorhynchus commersonii Дельфин Коммерсона
Cephalorhynchus heavisidii Дельфин Хэвисайда
Cephalorhynchus hectori Дельфин Гектора
Delphinus Linnaeus, 1758
Дельфины-белобочки
Delphinus capensis Длиннорылая белобочка
Delphinus delphis Белобочка
Feresa Gray, 1874
Карликовые косатки
Feresa attenuata Карликовая косатка
Globicephala Lesson, 1828
Гринды (чёрные дельфины)
Globicephala macrorhynchus Короткоплавниковая гринда
Globicephala melas Обыкновенная гринда
Grampus Gray, 1828
Серые дельфины
Grampus griseus Серый дельфин
Lagenodelphis Fraser, 1956
Малайзийские дельфины
Lagenodelphis hosei Малазийский дельфин
Lagenorhynchus Gray, 1846
Короткоголовые дельфины
Lagenorhynchus acutus Атлантический белобокий дельфин
Lagenorhynchus albirostris Беломордый дельфин
Lagenorhynchus australis Южный белобокий дельфин
Lagenorhynchus cruciger Крестовидный дельфин
Lagenorhynchus obliquidens Тихоокеанский белобокий дельфин
Lagenorhynchus obscurus Тёмный дельфин
Lissodelphis Gloger, 1841
Китовидные дельфины
Lissodelphis borealis Северный китовидный дельфин
Lissodelphis peronii Южный китовидный дельфин
Orcaella Gray, 1866
Иравадийские дельфины, орцеллы
Orcaella brevirostris Иравадийский дельфин
Orcaella heinsohni Австралийский курносый дельфин
Orcinus Fitzinger, 1860
Косатки
Orcinus orca Косатка
Peponocephala Nishiwaki et Norris, 1966
Бесклювые дельфины
Peponocephala electra Бесклювый (широкомордый) дельфин
Pseudorca Reinhardt, 1862
Малые косатки
Pseudorca crassidens Малая косатка
Sotalia van Bénéden, 1864
Длинноклювые дельфины
Sotalia fluviatilis Амазонский дельфин (Sotalia)
Sotalia guianensis
Sousa Gray, 1866
Горбатые дельфины
Sousa chinensis Китайский дельфин
Sousa teuszii Западноафриканский дельфин
Stenella Gray, 1866
Продельфины , стенеллы
Stenella attenuata Узкорылый продельфин
Stenella clymene Короткорылый продельфин
Stenella coeruleoalba Полосатый продельфин
Stenella frontalis Большелобый продельфин
Stenella longirostris Длиннорылый продельфин
Steno Gray, 1846
Крупнозубые дельфины
Steno bredanensis Крупнозубый дельфин
Tursiops Gervais, 1855
Афалины
Tursiops aduncus Индийская афалина
Tursiops australis
Tursiops truncatus Афалина

Всего семейство дельфиновых включает около 40 видов. Из них в водах России встречается 11 видов. Нередко к дельфиновым относят морских свиней .

Дельфинами также называют виды, относящиеся к надсемейству речные дельфины .

Охрана

Некоторые виды и подвиды дельфиновых находятся на грани исчезновения и охраняются местным и международным законодательством. Один из примеров - живущий в Новой Зеландии подвид дельфина Гектора, известный как дельфин Maui (Cephalorhynchus hectori maui ). Всего в водах Северного острова Новой Зеландии обитает менее 150 этих дельфинов .

Дельфинотерапия

Дельфинотерапия - метод психотерапии, который построен на общении человека и дельфина. Проводится в форме общения, игры и простых совместных упражнений под наблюдением специалиста. Часто применяется при лечении у детей таких заболеваний, как детский церебральный паралич , ранний детский аутизм , синдром дефицита внимания с гиперактивностью и т. п.

Боевые дельфины

Дельфинарий - это специальный аквариум для демонстрации зрителям дрессированных дельфинов. Как правило, в больших океанариумах показывают косаток и афалин, а также представления с их участием.

Отражение в культуре

Фильмы о дельфинах

Художественная литература

Научно-популярная литература

  • Супин А. Этот обыкновенный загадочный дельфин. ISBN 5-309-00336-3
  • Прайор К. Несущие ветер: Рассказ о дрессировке дельфинов / Пер. с англ. В.М. Бельковича - М.: Мир, 1981.
  • Лилли Дж. Человек и дельфин / Пер. с англ. - М.: Мир, 1965.
  • Томилин А. Г. Снова в воду: Биологический очерк. - М.: Знание, 1984. - (Библиотека «Знание»).
  • Томилин А. Г. В мире китов и дельфинов. - М.: Знание, 1980. - (Библиотека «Знание»).
  • Сергеев Б. Ф. Живые локаторы океана. - Л.: Гидрометеоиздат, 1980.

Памятники и скульптуры

См. также

Примечания

  1. Жизнь Животных (в 7-ми томах), под ред. академика Соколова В. Е. (второе издание), т. 7 (Млекопитающие), Москва, изд-во «Просвещение», 1989; стр. 367, 369, 378
  2. Membrana: Новорождённые дельфины не спят целый месяц (30 июня 2005 г.)
  3. Мухаметов Л. М., Супин А. Я. Сон и бодрствование у дельфинов // В кн.: Морские млекопитающие. М.: Наука, 1978.
  4. http://www.sevin.ru/jubilee/pdfs/Mukhametov.pdf
  5. Дельфины / Человек и Дельфин
  6. Новости науки | Blog | Новые доказательства наличия интеллекта у дельфинов
  7. Gray J. Studies of Animal Locomotion // J. Exp. Biol. 1933. Vol. 10. P. 88-103.
  8. Gray J. Studies of Animal Locomotion. VI. The Propulsive Power of the Dolphin // J. Exp. Biol. 1936. Vol. 13. № 2. P. 192-199.

Уже с античных времен дельфины завораживали человека, становились его друзьями, почитались им как боги. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения дельфинов на стенах египетских храмов, фрески 1500 до н.э., в Кносском дворце.

В греческой мифологии дельфины занимают особое место. Слово дельфин восходит к греческому δελφίς (delphis), которое в свою очередь произошло от индоевропейского корня δελφύς (delphus), «матка», «лоно», «утроба». Название животного может быть истолковано как «новорожденный младенец» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка).

На других континентах также почитали и любили дельфинов. Просто в мифологии австралийских аборигенов дельфины были названы богами во времена сновидений (время сновидений – это описание периода перед сотворением Земли, когда еще не существовало физического, материального мира).

Большинство племен австралийских аборигенов считают, что все живые существа на Земле, являют собою связь и составляют одну большую систему, которая происходит непосредственно от их духовных предков из Времени сна). Римский писатель-эрудит Плиний Старший и его племянник политический деятель, писатель и адвокат Плиний Младший рассказывали о дельфинах, которые совместно с рыбаками ловили рыбу, а часто и спасали тонущих людей.

Для моряков дельфины – это ангелы счастья, и нередко блестящие лоцманы. Так дельфин под именем Пелорус Джек не раз помогал морякам обойти стороной кораблекрушения и погибели. Пелорус Джек появился в проливе между Северным и Южным островами Новой Зеландии на рубеже 19 века.

Хотя интерес человека к дельфинам насчитывает уже несколько тысячелетий, впервые взаимодействие человека с дельфинами становится предметом научного изучения лишь в 1950 -1970гг., благодаря исследованиям Джона Лилли. Целью научных исканий Лилли стало стремление создать язык символов и звуков, позволяющих вступить в близкий контакт с данным видом морских млекопитающих. В результате исследований было открыто, что длительное взаимодействие человека с дельфинами имеет положительные воздействия на человеческий мозг и функции сознания (Lilly, 1978). Было обнаружено, что контакт с дельфинами имеет явно положительное воздействие на процессы сознания, а именно расширение восприятия. Количественно это выражается в увеличении чувствительности, большей концентрации внимания и повышения интеллектуальной активности.

Вдохновленные достижениями психотерапевта из Нью-Йорка Бориса Левинсона – основателя пет-терапии, который начал свои исследования с собак, в Великобритании Хорас Доббс (Dobbs, 1977, 1992, 2004), а в США Дейв Натенсон (Nathanson 1997, 1998) решили изучить дельфинов в качестве пет-терапевтов. В своей работе Хорас Доббс как пионер в области дельфинотерапии описал случай одной пациентки, страдающей анорексией, которая смогла преодолеть депрессивное состояние благодаря дельфину, живущему на воле у побережья Англии. В середине 80−х в Ки-Ларго (Флорида) Натенсон основал центр дельфинотерапии и тем самым стал одним из главных исследователей воздействия дельфинов на человеческий организм.

Его столь часто цитируемые работы „Effectiveness of short-term dolphin-assisted-therapy for children with severe disabilities“ (эффективность краткосрочного взаимодействия с дельфинами для детей с нарушениями здоровья) и „Effectiveness of long-term dolphin-assisted-therapy for children with severe disabilities“ (эффективность длительного взаимодействия с дельфинами для детей с нарушениями здоровья) стали первыми доказательствами положительного воздействия дельфинотерапии. Одновременно с ним Бэтси Смит доказала положительное воздействие дельфинотерапии на эмоциональные и когнитивные способности людей с аутизмом (Smith 1984).

Современные исследования в области дельфинотерапии ученых Николь Кон и Ролфа Ёртер подтверждают результаты Натенсона и эффективность его терапии, названной сокращенно DHT (Dolphin Human Therapie), а также дельфинотерапии в Эйлате (Дельфиний риф, Израиль). Общая оценка результатов дельфинотерапии для детей с особыми возможностями, организованная институтом Dolphinswim (Центр альфа-терапии, Ялта), подтверждает положительные изменения при нарушениях различной этимологии, особенно при агрессии, социальной замкнутости и тревожности.

В области изучения эффективности дельфинотерапии следует в первую очередь отметить работы Людмилы Лукиной – ученого из Украины. Уже в начале 90−х годов Людмила Лукина научно обосновала эффективность дельфинотерапии при различных нарушениях (Lukina, 2003). В ее многочисленных работах и публикациях (за последние десять лет вышло более 20 научных публикаций по вопросам дельфинотерапии) ученый детально рассмотрела влияние дельфинотерапии на динамику развития различных заболеваний.

Среди прочего – влияние дельфинотерапии на функциональное развитие детей, реабилитацию детей с нарушениями психоневрологической этимологии, синдром хронической усталости, энурез, ДЦП, фобии, задержку речевого развития, неврастению и РДА (ранний детский аутизм).

Кроме того, ученой удалось выделить показатели (возраст, вид и степень нарушения, психологические и психические особенности заболевания), которые определяли эффективность дельфинотерапии.

Научное исследование, проведенное в Нюрнбергском дельфинарии Брайтенбахом фон Ферзен и Штумпфом, является первым лонгетюдным исследованием. Исследование проводилось в течение 10 лет на территории Нюрнбергского зоопарка. В процессе многих фаз научного исследования целенаправленно менялись составляющие терапии, подсчитывались плюсы и минусы. Согласно полученным результатам, выяснилось, что дельфинотерапия способствует положительным изменениям в сфере коммуникации, социально-эмоциональном поведении и эмоциональной устойчивости детей, положительной динамики в развитии отношений в диаде мать-ребенок. Поэтому дельфинотерапия является самой эффективной из всех видов пет-терапии.

Наряду с этими открытиями Брайтенбах открыл социально-педагогическую модель терапевтического механизма дельфинотерапии. Согласно данной модели, у клиента во время взаимодействия с дельфинами запускаются процессы, способствующие улучшению коммуникативных навыков и умений, особенно при взаимодействии клиента с его родителями. Родители же в свою очередь учатся лучше понимать реакции своего ребенка. Этот так называемый «эффект снежного кома» объясняет возникновение положительной динамики в сфере обучения у клиента гораздо позже проведения самой дельфинотерапии.

Дельфинам удается это за счет их адекватного отношения к людям и их особого социального чувства, а также коммуникативных способностей. Эти базовые способности дельфинов являются следствием их адаптации к морской среде обитания. Благодаря этому у них есть множество умений и способностей, которые отличают их от земноводных млекопитающих.

Дельфины от природы являются любознательными существами и умеют играючи и легко строить взаимодействие с людьми с и без ограничений. При этом их действия целенаправленны – они требуют и побуждают своих клиентов, учитывая их личностные возможности. Так, например, при физических ограничениях возрастает частота и интенсивность взаимодействия дельфина с пораженным участком тела.

При этом дельфины стимулируют не только психическое, но и неврологическое развитие человека. Так показатели ЭЭГ при взаимодействии человека с дельфином показали значительное снижение частоты волн головного мозга до альфа-волн и синхронизацию работы обоих полушарий.

Теория сонофореза Дэвида Кола объясняет данный эффект воздействием ультразвука, производимым дельфином (СОНАР). Согласно данной теории, ультразвук, производимым морским млекопитающим, стимулирует меж и внутриклеточные мембраны, что в свою очередь улучшает обмен веществ и проводимость синапсов.

Ссылаясь на описанные Брайтенбахом психологические аспекты, дельфины оказывают на человека положительное воздействие в сфере преодоления страхов, кроме того вызывают личностные высокоположительные переживания, способствующие созданию внутренних ресурсов. Речь идет о процессе, когда изначально животное является возбудителем страха, позже же благодаря поддерживающему воздействию сонофореза на нервную систему уменьшаются и постепенно устраняются причины страха.

Таким образом, дельфины помогают человеку испытать базисные страхи и в дальнейшем преодолевать их. В случае полного завершения данного процесса человек переживает положительные эмоции, которые ДеМарес описал следующими словами: «В основе желания встречи с дельфином лежит стремление быть полностью слитым с иным существом, с самим собой. Возникающие при этом чувства можно обозначить как единство, радость жизни, гармония и контакт взглядов. Это состояние переносит человека в момент истины, в новую точку отсчета, в отношении которой он может измерять свой личностный опыт».

Важной темой в дельфинотерапии является тема научных индикаторов. Данному вопросу посвящены исследования Норберта Тромпиша. В своих исследованиях ученый рассматривает качество изменений, вызванных дельфинотерапией у клиентов с аутизмом, ДЦП, Даун-синдромом, задержкой в развитии и апаллическим синдромом. При этом было установлено, что эффект терапии существенно зависит от характера проявления болезни.

Так, люди с нарушениями аутистического спектра достигают результатов в социальной сфере, люди с Даун-синдромом и задержкой в развитии – в сфере развития речи, клиенты с ДЦП – в двигательной сфере, и каждый из них приобретает чувство уверенности и самостоятельности, преодолевает свои внутренние страхи.

Терапевтический эффект при тяжелых нарушениях, например, при апаллическом синдроме, не столь значительны.

Данные исследования подтверждают положительное влияние взаимодействия с дельфинами и дельфинотерапии на человека. На сегодняшний день дельфинотерапия в научных кругах рассматривается как эффективное терапевтическое средство в лечении и реабилитации людей с различными психическими и физическими ограничениями. Особое влияние дельфинотерапия оказывает на развитие социальной, коммуникативной, когнитивной сфер и сферы развития речи.

В результате взаимодействия с дельфинами развивается способность воспринимать новую информацию, быстрее справляться со стрессом, укрепляются положительные ресурсы, уменьшаются страхи, иными словами, весь организм человека приходит к гармонии и равновесию. Тем не менее, еще немало вопросов о воздействии дельфинотерапии на физиологию мозга, о роли ультразвука в терапии остаются без ответа и требуют тщательных исследований и наблюдений.

Прежним научным исследованиям в области эффективности дельфинотерапии не хватало методического подхода, в них отсутствует необходимая оценочная база, система научных индикаторов, характеризующих то или иное нарушение. Вопрос определения факторов эффективности в дельфинотерапии сегодня особенно актуален. Кроме того остается неизученным вопрос спектра применения дельфинотерапии в психологии и психотерапии.

Безусловно, дельфинотерапия как наука, таит в себе множество захватывающих вопросов и открытий. Речь идет о междисциплинарном и интегральном подходе, о новой научной области изучения на стыке психологии и зоопсихологии, психотерапии, педагогики и морской био и зоологии и ветеринарии, которая пока еще представляет собой «неизведанную целину» и предлагает молодым ученым широкий простор для безумных идей и их воплощений!

Социальные комментарии Cackl e

Любой человек, хоть раз встретившийся с дельфинами, навсегда запомнит свое общение с этими уникальными и удивительными животными. Ласковые, игривые и сообразительные, они ничем не напоминают опасных хищников, а ведь таковыми они и являются на самом деле. Но их любовь к людям настолько велика, что они никогда не демонстрируют нам свои навыки одного из самых сильных жителей морских глубин.

Человек изучает повадки и интеллект дельфинов на протяжении очень долгого времени, но, скорее всего, дельфин успел изучить человека гораздо лучше. Ведь он намного старше современного Homo Sapiens – его возраст более 70 миллионов лет. И кстати, происхождение дельфинов, объясняющее высокоразвитые умственные способности этого вида, овеяно легендами ничуть не меньше, чем появление на земле человека.

Ченнелинг с Дельфинами Мы даем энергию для здоровья и развития

Наследники Атлантиды

То, что когда-то дельфины были обитателями суши, известно учёным достаточно давно. Они вышли из воды, но, со временем, по неизвестной причине вернулись в нее вновь. Объяснить точно, когда и как это случилось, науке пока не под силу. Хотя, возможно, когда человек найдет с этими удивительными созданиями природы общий язык, они сами расскажут нам свою историю, ведь наличие у них коллективного разума и умения передавать знания от одной особи к другой, позволяет предположить, что у дельфинов может быть и своя история.

Недавно проведенные австралийскими учёными исследования, в ходе которых проводилось сравнение ДНК человека и дельфина, дают возможность утверждать, что они – самые ближайшие наши родственники. Возможно, они – просто параллельная ветвь эволюции, отделившаяся от основного вида около четверти миллиона лет назад.

И на основании этих исследований получила свое продолжение старинная легенда – что дельфины – это потомки людей, населявших Атлантиду. Когда эта высокоразвитая цивилизация ушла на дно океана, кто знает, что стало с её обитателями? Может быть, они превратились в жителей морских глубин, навсегда сохранивших память о прошлой жизни и любовь к человеку, как к собственному наследнику?

И даже если это – не более чем красивая легенда, сходство головного мозга, интеллекта и основных структур ДНК не позволяет отказать от неё полностью – ведь есть же у нас что-то общее, значит, должно быть и логичное объяснение этому факту.

BBC. Тайны морских глубин. Волшебный мир дельфинов

Дельфины: родственники или прародители человечества?

Ихтиологи, посвятившие свою жизнь изучению феномена дельфинов, утверждают, что они занимают второе место по уровню развития интеллекта после человека. Наши «дарвиновские» предки, человекообразные обезьяны, к слову, занимают в этой иерархии всего лишь четвёртую ступень. Вес мозга взрослого дельфина в среднем составляет 1,5-1,7 килограмма, что превосходит размер мозга человека на порядок. При этом соотношение размера тела и мозга у них гораздо выше, чем у тех же шимпанзе, а высокая организованность внутри коллектива и сложная цепочка отношений позволяет говорить о наличии особой «цивилизации дельфинов».

А проведение тестов на уровень умственного развития показало поразительные результаты – дельфины набрали всего на 19 баллов меньше, чем представители человеческого рода. И это при том, что тесты разрабатывались людьми и для людей. То есть для дельфинов характерны отличные анализаторские способности вкупе с великолепным пониманием человеческого мышления.

Во многом благодаря этому, известный в научных кругах нейрофизиолог Джон Лилли, работавший с дельфинами на протяжении длительного периода, утверждал, что именно они станут первыми представителями земного животного мира, которые установят сознательный контакт с человеческой цивилизацией. Общение облегчит и тот факт, что дельфины имеют свой высокоразвитый язык, отличную память и когнитивные способности, позволяющие накапливать и передавать знания в «устной» форме от поколения к поколению. Ученые предполагают, что при наличии приспособленных к письму конечностей дельфины без труда освоили бы письменность, настолько схож их разум с человеческим.

Все эти данные невольно порождают предположения о том, что дельфины – не просто боковая ветвь развития человечества. Вполне возможно, именно они, а вовсе не обезьяны, стали прародителями современных людей, сначала выйдя из воды на сушу, чтобы дать начало новой жизни, а потом снова уйдя на морское дно, чтобы дать возможность человеку идти своим путем развития.

В пользу этого предположения говорят и интереснейшие факты, рассказывающие о том, как дельфины в условиях дикой природы спасают человека. Многие попавшие в кораблекрушение или просто имевшие несчастье столкнуть с акулами мореплаватели рассказывают, как дельфины часами отгоняли от них голодных акул, не давая им приблизиться к человеку, и помогали плыть к спасительному берегу. Подобное отношение типично для дельфинов в отношении собственного потомства – возможно, они и человека воспринимают как своего детёныша, попавшего в беду?

Еще один научно установленный факт, говорящий в пользу безусловного превосходства дельфинов над остальными представителями животного мира, это их моногамность. Если все остальные обитатели дикой природы создают пары только на период спаривания и с лёгкость меняют партнера, то дельфины выбирают своего «супруга» на всю жизнь. Они живут настоящими семьями – с детьми и стариками, заботясь о слабых и беззащитных в силу возраста или состояния здоровья родственниках.

Отсутствие полигамии, типичной для животного мира, говорит о том, что дельфины стоят на более высокой ступени развития, чем остальные представители земной фауны. И кстати, они единственные, кто не подтверждает популярный психологический миф о полигамной сущности человеческой природы – ведь они, наши ближайшие родственники, живут крепкими семьями.

Лора Шереметьева - О чем нам поют дельфины. Тело Света. Интересно

Способности дельфинов – чудеса природы или параллель человеческого развития?

  • Перечислить все таланты, присущие этому виду живых существ, весьма затруднительно – их разнообразие способно потрясти воображение даже опытных исследователей животного мира. С каждым годом человек узнает все больше о том, что знают и умеют эти загадочные морские обитатели.
  • Прежде всего, уникальным для всей живой природы является их тонкий слух. Уйдя второй раз жить в толщу воды, дельфины столкнулись с тем, что видимость в ней гораздо ниже, чем в воздухе. Но достаточно быстро приспособившись, они стали обладателями не просто тонкого слуха. Ведь для того, чтобы отлично ориентироваться в воде на больших расстояниях, мало просто уметь передавать звук, нужно уметь заставлять «звучать» те предметы, которым это несвойственно.
  • Для этого дельфины используют звуковую волну – короткий издаваемый ими щелчок, который, достигнув какого-либо препятствия, возвращается под водой в виде своеобразного эха. Этот локационный импульс распространяется в воде со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Соответственно, чем ближе предмет, тем скорее вернется от него «звуковое отражение». Интеллект дельфинов позволяет оценивать этот отрезок времени с феноменальной точностью, а, следовательно, и определять дальность до предполагаемого препятствия.
  • При этом один дельфин, получив подобную информацию о приближающемся препятствии или же о большом косяке рыбы в пределах досягаемости, предаёт эти данные своим собратьям, используя специальные звуковые сигналы, причем на достаточно большие расстояния. При этом каждый дельфин в стае способен различить всех её членов по характерным голосовым интонациям, и у каждого из них есть свое имя. В ходе проводимых экспериментов было установлено, что уровень развития языка позволяет одному дельфину с помощью звуков объяснить своим собратьям, какие действие нужно совершить для добывания пищи. К примеру, во время тренировок, они успешно делились информацией о том, что если нажать на левую педаль – выпадет рыба, а если на правую – то ничего не произойдет.
  • При этом очень развиты у них и способности к звукоподражанию – они могут копировать всё что угодно – от стука колес и до пения птиц, причем с такой степенью сходства, что на звукозаписи различить, где настоящий звук, а где «речь» дельфина практически невозможно. Тренировки с копирование человеческой речи также выявили способность дельфинов подражать ей.
  • Если же говорить о способности этих морских млекопитающих к различению цветов и форм предметов, а также об анализаторских способностях, то здесь дельфины оставили далеко позади весь животный мир планеты. Так, они с легкостью отличают объёмные формы от плоских, различают огромный спектр цветов (затруднение вызывает только синий), без труда могут определить, где искать тот ли иной предмет.
  • Очень интересен эксперимент, проводившийся с дельфинами советскими учеными. Животному показывали мяч, а затем прятали его за ширимой. Когда ширма открывалась, за ней оказывались два предмета – объёмная коробка и круглый плоский щит. При потягивании за привязанную к ним веревку, мяч выпадал в бассейн. Практически все животные обратили бы внимание на круглую форму щита и принялись бы искать мяч в ней, не обращая внимания на объём. Но ни один дельфин не ошибся – они всегда с первого раза безошибочно выбирали коробку, понимая, что в плоском предмете спрятать объёмный мяч невозможно.
  • При этом дельфины – не только способные ученики, способные повторять за тренером даже самые сложные задания. Они и неплохие учителя, которые умеют обучить последовательности действий или непростому трюку своих сородичей. Причем остальные дельфины в стае перенимают новые знания не под влиянием иерархических требований или по принуждению – они делают это из любопытства и любви ко всему новому. Зафиксирована масса случаев, когда проживший определенное время в дельфинарии член стаи мог потом обучить всему узнанному там своих соплеменников.

Дельфины – смелые исследователи

  • В отличие от многих других морских животных, всегда умеют найти оптимальный баланс между осторожностью и любопытством. Они способны защитить себя от опасностей, которые таят в себе жители морских глубин. Так, во время исследования новых территорий, они надевают на нос морскую губку, которая предохраняет их от электрических разрядов скатов или обжигающих укусов ядовитых медуз.
  • Способны дельфины испытывать и вполне человеческие чувства ревности, обиды, любви. Причем и выражать их они будут вполне доступно для человека. К примеру, молодая самка, испытывающая ревность к новому тренеру или просто любопытному человеку (причем чаще всего женского пола), будет всеми силами стараться оттеснить «разлучницу» от своего партнера, при это точно рассчитывая силу своих действий. Она не причинит боли и не травмирует человека, но вполне определенно даст понять, что присутствие около её любимого данной дамы крайне нежелательно.
  • Не применимы в вопросах тренировки дельфинов и агрессия и боль – животное перестает общаться с обидчиком, отворачивается от него и демонстрирует свое возмущение от подобного обращения. Вернуть животное в пару с таким тренером практически невозможно, что лишний раз подтверждает и наличие у них долговременной памяти, способной хранить информацию достаточно длительное время.
  • Ну и самым, пожалуй, потрясающим, фактом, говорящим о том, что разум дельфинов весьма близок к человеческому, является использование ими в условиях естественной среды обитания орудий труда. Для того чтобы извлечь рыбу из щелей в скалах, они зажимают в зубах какую-нибудь палку или мертвую рыбину и с их помощью выталкивают спрятавшийся экземпляр в открытую воду. Эта уникальная способность использовать «подручные» предметы для выполнения сложных действий отчетливо напоминает ту стадию развития человека, в которой он впервые обратился к помощи примитивных орудий труда.

И кто знает, возможно, вскоре люди научатся разговаривать с дельфинами и этот диалог откроет перед нами новые знания о мире. И человек будет учиться навигации, умению узнавать погоду и спасаться от морских хищников не у скучных учебников, а у живых знатоков тайн подводного царства.

Лаборатория гипноза. Регрессивный Гипноз. Дельфины. Как родить одаренного ребенка. Лаборатория Гипноза.

Глава

Дельфины
и наука

За последние два десятилетия дельфины вышли на передний край науки. Они оказались превосходными лабораторными животными, которые спокойно относятся к экспериментам и позволяют делать над собой различные, порой очень сложные опыты. На дельфинах сделано много открытий в разных областях знаний.
Изучение дельфинов тесно связано с будущим науки и предстоящей практикой человека.
Как новое лабораторное животное, дельфин очень перспективен: на нем можно изучать важные вопросы физиологии, имеющие прямое отношение к медицине, технике, гидродинамике, бионике и т. д. По своему миролюбивому характеру, высокому уровню организации, исключительной терпеливости к разного рода опытам (в том числе к электростимуляции мозга с пробиванием отверстий в черепной коробке), по замечательным акустическим, эхолокационным, гидродинамическим свойствам и многим другим ценным качествам дельфин выдвигается на одно из первых мест в списке экспериментальных животных. Есть уверенность, что дельфин сыграет не меньшую роль в будущих исследованиях, чем в свое время сыграли «мученицы науки» - лягушка и собака.
В настоящее время на дельфинах очень активно разрабатываются проблемы гидробионики, где выделяются два главных направления: 1) гидродинамическое, включая изучение кожи с целью создания обшивок для скоростных судов, и 2) эхолокационное.
Первое, гидродинамическое, направление, в частности строение и антитурбулентные свойства кожного покрова, уже частично рассматривалось в главе 7 .
В ходе эволюции у китообразных, передвигающихся в плотной водной среде, образовались легко обтекаемая форма тела, упругий кожный покров, способный задерживать появление турбулентных пульсаций в пограничном слое воды, сформировался своеобразный локомоторный орган - хвостовой плавник - эффективный машущий движитель, приводимый в движение сильной мускулатурой.
Однако проблема передвижения китообразных с высокой скоростью была «решена» природой только тогда, когда появились два важнейших приспособления - «саморегуляция гидроупругости плавников» и самонастройка кожи к быстрому плаванию путем демпфирования. Саморегуляция плавников - не известное ранее явление - была открыта советскими учеными
С. В. Першиным, А. С. Соколовым и А. Г. Томилиным в 1968 году 1 на основе разносторонних исследований, проведенных на пяти видах дельфинов и трех видах китов. Эти исследователи установили, что у китообразных происходит автоматическое (рефлекторное) регулирование упругости плавников, особенно хвостового, в зависимости от скорости плавания при помощи специфических комплексных артерио-венозных сосудов, общего распределительного узла кровеносной системы и особой структуры покровных тканей хвостового плавника, включающих покрытие из сухожильных тяжей.

Хотя комплексные артерио-венозные сосуды в плавниках дельфинов были обнаружены одним из соавторов открытия еще около 20 лет назад, физиологическое назначение этих сосудов было установлено авторами совместно лишь в последние годы. Саморегулирование гидроупругости плавников позволяет китообразным двигаться с огромной скоростью и догонять юрких, скоростных рыб и головоногих моллюсков, обеспечивает высокую маневренность, возможность совершать высокие прыжки, внезапные рывки, мгновенные остановки при стремительном ходе и т. п. Экстремальный режим плавания китообразных создал необходимость изменения и регулирования упругих свойств плавников, и прежде всего хвостового плавника. Во время самого быстрого движения плавники дельфинов имеют наибольшую упругость, при отдыхе они расслаблены. Открытие явления саморегуляции гидроупругости плавников китообразных создает возможность технического моделирования разных устройств и конструкций с регулируемой упругостью и жесткостью их некоторых частей.

Другой секрет дельфина - переменное демпфирование его кожи на различных скоростях плавания, что является главной адаптацией кожных покровов китообразных к быстроходности. Советские исследователи (В. В. Бабенко, Л. Ф. Козлов, С. В. Першин, 1972) показали, что демпфирование кожи у дельфина осуществляется в основном сосочковым слоем, обильно снабженным кровеносными сосудами и нервами. Каждый сосочек кожи благодаря увеличению или уменьшению просвета кровеносных сосудов на различных скоростях плавания обладает переменной упругостью. В целом по всей коже это создает оптимальные условия демпфирования в соответствии с той или иной скоростью плавания. Такое регулирование переменного демпфирования совершается животными рефлекторно.
Дельфин при движении тонко использует в различных сочетаниях средства уменьшения гидродинамического сопротивления воды и управления пограничным слоем на поверхности своего тела. Он может улавливать гидродинамическое давление поля движущихся судов.
Второе главное направление гидробионических исследований китообразных - эхолокационное. Дельфины отлично ориентируются в водной среде с помощью превосходно развитого у них гидролокатора. В звуковой ориентации немаловажное значение имеет направленность посылаемых ими звуков.
В 1957 году зоологи из США. К. Норрис и В. Мак-Фарлан, описывая новый вид морской свиньи из Калифорнии, заметили, что лобная поверхность ее черепа подобна форме параболического зеркала, а мягкие части над челюстными костями напоминают линзу. Возникла мысль, что голова морской свиньи может концентрировать звуки, излученные воздушными мешками, как рефлектор и фокусирующий аппарат. Так зародилась гипотеза звукового прожектора и акустической линзы дельфинов, красиво объясняющая точность, прицельность и дальность эхолокации. В дальнейшей разработке этой гипотезы принимали участие как американские (Эванс и Прескотт), так и советские исследователи (А. В. Яблоков, В. М. Белькович, Е. В. Романенко, с соавторами и другие).

Рис. 62.

Изменение формы лобно-носовой (жировой) подушки белухи: до (А) и в момент (Б) фокусировки. Фото К. Рэя.

Тот факт, что эхолоцирующий дельфин, приближаясь к добыче, покачивает головой, как бы нацеливаясь на рыбу своим звуковым лучом, указывает, что звуковые волны дельфины посылают направленно.
Е. В. Романенко, А. Г. Томилин и Б. А. Артеменко летом 1963 года в небольшой бухте Черного моря провели эксперименты и с помощью их показали, что череп и мягкие ткани головы дельфинов действительно концентрируют звуковые колебания и играют роль акустического прожектора и звуковой линзы. Исследователи изучали, как концентрируют звуки очищенный череп и цельная голова обыкновенного дельфина в морской воде на глубине 1 м . Для этого излучатель звука (шарик из титаната бария) помещали в область расположения воздушных мешков - к переносице черепа дельфина. Излучатель подключали к звуковому генератору, работавшему то на одной, то на другой частоте. Колебания излучателя отражались от передней стенки черепа, проходили сквозь мягкие ткани головы в воду и воспринимались приемником в 1,5 м от излучателя (рис. 60). Направленность звука исследовалась путем вращения черепа или головы дельфина около вертикальной оси в горизонтальной плоскости. Приемник четко показывал направленность звука, так как интенсивность принимаемых им звуков при вращении черепа изменялась. Испытания показали, как изменяется направленность звуков, формируемая черепом и целой головой дельфина в зависимости от частоты акустического излучения. Оказалось, что с увеличением частоты от 10 до 180 кгц направленность звуков, обусловливаемая вогнутой передней поверхностью мозговой части черепа и мягкими тканями головы, четко возрастает, и звуковое поле суживается (рис. 61). Одновременно ту же закономерность на продельфине и афалине продемонстрировали американские исследователи Эванс, Сутерланд и Бейл.
Основную роль концентратора звуков выполняет череп, а дополнительную - мягкие ткани головы. Но и носовые мешки помогают в этом, поскольку они действуют как отражательные поверхности (см. ход лучей на рис. 38). В направленности сигналов, видимо, и таится секрет «ультразвукового разглядывания» дельфинами предметов на разных расстояниях. В связи со сменой звукового поля дельфины могут даже менять форму жировой подушки. Ученому США Карлтону Рэю в Нью-Йоркском аквариуме удалось сфотографировать белуху в момент фокусировки звука: в одном случае жировая подушка на ее голове была нормально-округлой, а в другом - заостренной формы (рис. 62).
Образование эхолокационного аппарата и новая роль черепа как акустического рефлектора у зубатых китов отразились на неравномерном развитии костей на левой и правой стороне головы: асимметрия, по мнению биологов К. Норриса и Ф. Вууда, резче всего затронула область ноздрей и тот квадрант черепа, где генерируются звуки. Носовые проходы, как это хорошо видно на черепе карликового кашалота, специализируются: один - как воздухоносный путь, а другой - для выполнения звукосигнальной функции. Так была объяснена асимметрия черепа зубатых китов, долго остававшаяся тайной для биологов мира.
Зубатые киты - это адаптивно измененные локаторщики, чей череп с мягкими частями, звукосигнальный аппарат и орган слуха приспособились для генерации звуков, их посылки, восприятия эха и анализа. Все это наложило очень глубокий отпечаток на особенности биологии, анатомии и физиологии группы.
В последние годы в США изучение эхолокации и сигнализации дельфинов начали проводить прямо в море на предварительно выдрессированных животных, послушно возвращающихся по команде экспериментатора. Это имеет большие преимущества, так как в океанариумах и небольших водоемчиках стенки отражают звуки и мешают точности замеров. Только работа в естественной обстановке позволит окончательно выяснить дальность и точность локации дельфинов, а также влияние глубины погружения на работу их сонара. В этих целях животных обучают следовать за небольшими подводными лодками. Для продолжительных наблюдений за дельфинами в море теперь применяют новую акустико-телевизионную технику: серию гидрофонов, подводные телевизионные камеры, кинокамеры, и т. д. При прослушивании и звукозаписи создают особый режим «молчащего судна»: работа ведется лишь с выключенными двигателями, насосами, холодильниками и др. Гидрофоны выносятся подальше от кораблей на кабеле длиной до 300 м и, чтобы избежать шума волн, размещаются на глубине более 10 м . Ценные результаты в изучении звуковой сигнализации надеются получить, применив звуковидение. Это новое научно-техническое направление, созданное советским акустиком Л. Д. Розенбергом, позволяет преобразовывать звуки в видимое изображение.