Муниципальное хозяйство — объект муниципального управления. Муниципальное хозяйство: элементы, основная цель, модели К реализуемым моделям муниципального хозяйства не относится

Министерство образования и науки

российской федерации

ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»

Кафедра Управления и Права

Контрольная работа

по дисциплине

«Экономика муниципального хозяйства»

на тему «Модели муниципального хозяйства»

                    Выполнила:
                    студентка гр. ЗГМУ-31у
                    Арзикеева Е.В.

                    Проверил:
                    кэн.,доц. каф. У. и П.
                    Черкасова Л.А.

Йошкар-Ола

2011г.

Введение

Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественно по своей природе. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества. С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это - учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.).

Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

Существует несколько моделей муниципального хозяйства:

  • Коммунальная модель муниципального хозяйства;
  • Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;
  • Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства;

Безусловно, та или иная модель в чистом виде не существует, однако, роль и место того или иного элемента в различных странах значительно отличаются друг от друга.

Существование той или иной модели зависит от большого числа факторов, главными из которых являются: объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством; наличие и характер основных ресурсов у данной территории; наличие квалифицированных кадров в органах местного само управления и на муниципальных предприятиях; способность населения платить налоги.

B зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

Цель данной работы - раскрыть теоретические модели муниципального хозяйства.

Задача: рассмотреть все модели муниципального хозяйства.

1. Определение муниципального хозяйства

Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие "хозяйство", чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина "муниципальное хозяйство".

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов. С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта.

В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства. Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это "деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения". (Л. Велихов "Основы городского хозяйства", 1928 г., стр. 217.) В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

Связь между государством и населением;

Связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного. Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

2. Модели муниципальных хозяйств

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Рассмотрим подробнее типы муниципальных образований:

  1. сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  2. городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом ―Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  3. поселение – городское или сельское поселение;
  4. муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  5. городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  6. внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  7. межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений.

Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • муниципализация;
  • муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • муниципально-концессионная;
  • концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство, когда местное самоуправление становится, по существу, собственником предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием.

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых), от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления.

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные муниципальные хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципальных хозяйств, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее "благополучных" странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены.

Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

Региональное развитие № 2 2014

МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© 2014 Пыркова Ольга Михайловна

кандидат экономических наук, доцент

© 2014 Шишова Ирина Александровна

Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]; [email protected]

Ключевые слова: муниципальное хозяйство, органы местного самоуправления, муниципалитет, коммунальная модель, коммунально-рентная модель, муниципально-рентная модель.

Рассматриваются подходы о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности. Обосновывается выбор оптимальной для России модели хозяйствования для муниципального образования.

MODEL MUNICIPAL SERVICES

© 2014 Olga Mikhaylovna Pyrkova

candidate of Economics, associate professor

© 2014 Irina Aleksandrovna Shishova

Samara State University of Economics E-mail: [email protected]; [email protected]

Keywords: Municipal service, local governments, municipality, utility model, utility-annuity model, municipal-annuity model.

Approaches are risen on the permissible extent of participation of local governments in economic activity. The choice of the optimum for the Russian economic model for the municipality.

В России муниципалитеты прилагают значительные усилия с тем, чтобы, несмотря на большие сложности институционального, финансовоматериального, организационного плана, успешно решать задачи по оказанию населению услуг в сфере жизнеобеспечения.

Вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества -один из ключевых в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России. В последние годы эта проблема активно обсуждается в муниципальном сообществе, среди участников дискуссии можно отметить А. Г. Воронина, Р.В. Бабуна, В. А. Лапина, Э. Маркварта, А. Н. Широкова и др. Наиболее полно решение этой проблемы аргументирует Э. Маркварт, его поддерживают А. Н. Широков.

Э. Маркварт формулирует два необходимых условия, при одновременном наличии которых муниципальные образования только и могут создавать собственные хозяйствующие субъекты (организаций)1:

1) деятельность этих субъектов необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и соответствует задачам и полномочиям местного самоуправления;

2) соответствующая деятельность в силу объективных причин не осуществляется и не может осуществляться иными хозяйствующими субъектами.

Сохраняющиеся принципиальные проблемы по данному вопросу побуждают сформулировать конструктивные предложения по его решению.

Крайние подходы сторон состоят в следующем:

Первый подход. Хозяйственная деятельность муниципалитетов должна быть сведена

к минимуму функций, обойтись без исполнения которых в силу объективных причин невозможно или явно нерационально. Муниципалитет - некоммерческая организация и ничего не должен зарабатывать сам. Его задача быть органом местной власти, аккумулировать в своем бюджете налоги, перечень которых установлен государством, и выдавать за счет этих средств муниципальные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд силами хозяйственных обществ и муниципальные задания для некоммерческих организаций. Соответственно этому состав муниципального имущества также должен быть минимальным и ограничен закрытым перечнем имущества некоммерческого назначения. Земли городов, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты государственной и муниципальной собственности, должны находиться в частной собственности. Муниципальных предприятий (за исключением некоторых особых случаев) быть не должно.

Второй подход. Муниципалитет должен быть активным хозяйствующим субъектом -муниципальной корпорацией, обладать всем необходимым для этого имуществом, включая землю и местные природные ресурсы, иметь комплекс эффективно работающих муниципальных предприятий и самостоятельно зарабатывать средства на свое существование, что не исключает поддержку со стороны государства.

Между представленными крайними точками зрения имеется широкий спектр промежуточных взглядов: что-то можно, а что-то нельзя. Очевидно, что степень участия муниципальной власти в хозяйственной деятельности, состав муниципального имущества, источники доходов и объемы расходных обязательств (полномочий) местных бюджетов находятся в неразрывной связи.

В зависимости от объема собственной хозяйственной деятельности и от роли тех или иных элементов муниципального хозяйства в современном мире А.Г. Воронин выделяет три модели муниципального хозяйства: коммунальную, коммунально-рентную

модель и муниципально-рентную модель2.

Коммунальная модель характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на удовле-

творение потребностей муниципальных образований несут сами жители. Органы власти осуществляют процесс накопления и распределения финансовых ресурсов для общественных нужд территории. Муниципалитет не принимает участия в хозяйственной деятельности и не имеет собственного имущества, приносящего доход, следовательно, потребность в финансовых ресурсах является минимальной. Основным источником ресурсов служат налоги. Недостатком этой модели является то, что ресурсы для решения проблем муниципального образования восполняются государством. В современной России этот подход еще не получил своего развития.

Коммунально-рентная модель отличается от коммунальной модели тем, что органы местного самоуправления не только распределяют муниципальные заказы на общественные услуги, но и оказывают жителям бесплатные или частично оплачиваемые услуги, чаще всего социальные. Высокая потребность муниципалитета в денежных средствах восполняется налогами с населения и производителей продукции и дополняется рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории - земля и объекты недвижимости. Но в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

При муниципально-рентной модели ведение муниципального хозяйства (обслуживание населения и решение проблем местного характера) возлагается на органы местной власти, так как они являются полноценным хозяйствующим субъектом муниципального образования. Значительные средства идут на жизнеобеспечение населения, поэтому в качестве источников доходов необходимы крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, а также налоги и рентные платежи.

Коммунальная модель соответствует первому из изложенных выше подходов и реально возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения.

Муниципально-рентная модель соответствует второму подходу. Коммунально-

Региональное развитие № 2 2014

рентная модель занимает промежуточное положение.

Конечно, ни одна из перечисленных моделей не может существовать в чистом виде и в реальной жизни неизбежно их некоторое смешение.

В нашей стране в практической деятельности по управлению муниципальным хозяйством не используется в чистом виде ни одна из моделей, а берется какой-то один из ее элементов. Таким образом, ситуация, имеющая место в современной России, представляет собой сочетание диаметрально противоположных моделей. Выбор той или иной модели зависит от ряда факторов: от объема компетенций органов местной власти, определенного законодательством страны, от наличия и характера основных ресурсов.

С одной стороны, в российских муниципальных образованиях сложилась такая ситуация, что из-за низкой платежеспособности население вынуждает муниципалитет предоставлять большое количество услуг, оплачиваемых частично либо полностью, что говорит о наличии объектов социального значения, находящихся в муниципальной собственности, требующих денежного финансиро-вания3.

С другой стороны, государство провозгласило курс на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов и резкое сокращение состава муниципального имущества, способного приносить доходы, что характерно для коммунальной модели. Сохраняющиеся в городах муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а скорее получателями бюджетных средств через систему дотаций, многие из них имеют статус казенных (бездоходных) предприятий. Предприятия водоснабжения, теплоснабжения, городского транспорта, вывоза и переработки бытовых отходов и другие вполне могут быть нормальными рентабельными предприятиями и приносить доходы в городскую казну, однако для этого потребовалось бы установить на их услуги более высокие тарифы, неприемлемые для населения. Результатом такого дисбаланса между источниками доходов и расходными обязательствами явился хронический дефицит местных бюджетов. Покрытие 70

этого дефицита осуществляется как за счет дотаций из вышестоящих бюджетов, так и путем прямой поддержки социально важных сфер муниципальной деятельности по линии приоритетных национальных проектов и различных целевых федеральных и региональных программ.

Для решения существующих проблем в развитии муниципального хозяйства России целесообразными представляются следующие меры:

♦ совершенствование управления муниципальной собственностью через эффективную деятельность муниципальных унитарных предприятий;

♦ структурная и количественная оптимизация предприятий муниципальной формы собственности (необходимый уровень контроля органов местного самоуправления над отдельными секторами муниципальной экономики);

♦ увеличение количества и качества муниципальных услуг при сохранении объема ресурсов;

♦ достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

♦ поступление хотя бы части средств в местный бюджет за счет местных сборов и налогов;

♦ разработка и использование механизма государственно-частного партнерства4.

Для благополучного развития муниципального хозяйства России на современном этапе наиболее приемлемым будет сочетание элементов коммунально-рентной и муниципально-рентной моделей муниципального хозяйства, что наглядно представлено на рисунке.

♦ четко увязывают сферы хозяйственной деятельности муниципальных образований с законодательно закрепленными предметами ведения местного самоуправления и поэтапно освобождаются от выполнения несвойственных публичной власти задач в экономической сфере, в том числе путем реструктуризации, реорганизации и приватизации муниципальных предприятий, у которых

Государственное и муниципальное управление

Предоставление и потребление некоторых муниципальных услуг

Поставщики

Население Эффективное обслуживание населения Муниципальные

Затраты на финансирование предприятия

Налоги, рентные платежи на общественные нужды

Органы МСУ

Накопление и распределение финансовых ресурсов на общественные нужды через систему муниципального заказа

Рис. Предлагаемая модель муниципального хозяйства в России

предметы деятельности не соответствуют задачам местного самоуправления;

♦ максимально широко внедряют механизмы формирования и конкурсного размещения муниципального заказа в жилищном, коммунальном, транспортном хозяйстве и в других сферах;

♦ активно привлекают некоммерческие организации (муниципальные учреждения, благотворительные и иные некоммерческие организации) к предоставлению населению услуг, которые на данном этапе развития не могут быть самоокупаемыми (социальная защита, образование и др.);

♦ активно привлекают частные предприятия и предпринимателей, предприятия иных немуниципальных форм собственности к предоставлению населению услуг, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления;

♦ получают доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий;

♦ привлекают в сферу муниципального хозяйства как внутренние (за счет средств

муниципальных бюджетов и средств, вырученных предприятиями за оказанные населению услуги), так и внешние инвестиции (в первую очередь, частные - как российские, так и зарубежные);

♦ налоги с населения дополняются возможностью налогообложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования. 1

1 Маркварт Э. Особенности создания муниципальных хозяйственных обществ // Местное право. - 2011. - № 3. - С. 21-32.

2 Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М., 2002. - С.41-42.

3 Бабун Р. Хозяйственная деятельность муниципалитетов и состав муниципального имущества // Муниципальная экономика. - 2009. - № 3. -С. 46-47.

4 Полянскова Н.В., Чудилин Г.И. Интегральная статистическая типология муниципальных районов Самарской области по уровню социо-эколого-экономического развития и устойчивости // Вопр. статистики. - 2012. - № 10. - С. 35-41.

Системный подход к анализу сущности муниципального образования дает возможность трактовать его как сложную социально-экономическую систему, которая локализована на определенной территории и которая является одновременно подсистемой региональной и национальной экономических систем. Анализ элементов, входящих в состав системы, характер их взаимосвязи и взаимодействия позволяют дать трактовку сущности муниципального образования как сложной по своей структуре системе. Это сложившаяся в определенных территориальных границах социально-экономическая система, предстающая как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к региональной и национальной экономическим системам определяется государственными органами и органами местного самоуправления. Муниципальное образование как социально-экономическую систему характеризуют общесистемные и специфические свойства:

Целостность как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

Интегративность как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

Многовариантность как разноплановая организация элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

Адаптивность как свойство системы постоянно приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;

Изоморфизм как соответствие территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

Синергизм - как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода.

К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства; наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального образования и сопряженных с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами.

Потребность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет.

Один из ключевых вопросов в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России - это вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества. По этому вопросу выделяются три модели муниципального хозяйства Воронин А. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: 2006.. с.41 -42..

1. Коммунальная модель.

Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов.

Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества.

2. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных.

Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоговые доходы дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории: земля и объекты недвижимости.

Однако в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

3. Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что органы местного самоуправления несут значительную часть финансового бремени по решению вопросов жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоговые доходы и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, должны быть полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление -- М.: ЭКМОС, 2007 - С.139.

Очевидно, что коммунальная модель муниципального управления возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения.

Для России эта модель преждевременна, ибо «низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели.

Однако муниципально-рентная модель противоречит проводимому государством курсу на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов. Поэтому само собой напрашивается вывод, что для России наиболее приемлемой является промежуточная - коммунально-рентная модель.

Ключевым, наиболее спорным вопросом в формировании российской модели муниципального управления является вопрос о допустимости и целесообразности хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики функции муниципального управления существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. М. : КНОРУС, 2008. - С.97.

Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории.

Существует 3 модели муниципальной экономики: коммунальная модель источник дохода местных бюджетов налоги собираемые с жителей муниципальных образований развития стран Европы Германия; коммунально рентная модель источник местных бюджетов являются налоги собираемые с жителей муниципальных образований а так же рентные платежи получаемые от предоставления пользования земельных ресурсов территории Венгрия и Панама; муниципальная рентная модель источник местных бюджетов являются рентные платежи а так же доходы от дел по развитию...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Экономика муниципального хозяйства

Муниципальная экономика и её характерные особенности.

Муниципальная экономика представляет собой систему экономических отношений, в которые вступают органы МСУ в процессе производства, обмена и потраченных материальных благ и ресурсов территории.

Существует 3 модели муниципальной экономики:

Коммунальная модель- источник дохода местных бюджетов, налоги, собираемые с жителей муниципальных образований развития стран Европы (Германия);

Коммунально- рентная модель- источник местных бюджетов, являются налоги, собираемые с жителей муниципальных образований, а так же рентные платежи, получаемые от предоставления пользования земельных ресурсов территории (Венгрия и Панама);

Муниципальная рентная модель- источник местных бюджетов являются рентные платежи, а так же доходы от дел по развитию территории муниципальных образований (Россия).

Базовой целью муниципальной экономики является повышение благосостояния населения муниципальных образований.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Выявление потребностей населения муниципальных образований и разработка стратегических проектов их удовлетворения.

Существует 4 вида товаров, работ и услуг:

  1. Частная- характеризуется индивидуальными потреблениями, а так же что потребителю легко отказать в доступе к ним. (машина)
  2. Общедоступные- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю сложно отказать в доступе к ним. (лес)
  3. Совместно- оплачиваемые- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю легко отказать в доступе к ним.
  4. Коллективные- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю сложно отказать в доступе к ним. (дет.сад)

Занятость населения, её организация

Благоустройство

При принятии управленческих решений органы МСУ должны оценивать как положительные, так и отрицательные последствия этих решений. Например, строительство завода позволит создать дополнительные места и пополнить бюджет за счет налоговых платежей. Приведет к ухудшению экологической обстановки муниципальных образований.

Ресурсы муниципального хозяйства.

Ресурсы муниципального хозяйства - это набор возможностей территории муниципального образования, распоряжение которого отнесено к компетенции органов власти МСУ.

К ресурсам муниципального хозяйства относятся:

Природные- это земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, включая обособленные водные объекты (пруд, озеро). Основная задача органов МСУ- повышение эффективности использования земельных участков с целью пополнения местного бюджета;

Трудовые, к которым относится часть населения муниципального образования трудоспособного возраста (с 16 до 55-60 лет). Основная задача органов МС по развитию территории муниципальных образований- создание благоприятных условий для проживания; увеличения обучения населения муниципальных образований;

Правовые, к которым относят нормативно- правовые акты, наделяющие полномочиями органы МСУ. Основные документы: Конституция РФ, ФЗ №131 «об общих правилах организации МСУ» и др.

Производственно- финансовый потенциал- совокупность организаций, обеспечивающие деятельность муниципальных образований; представляет собой систему отраслей по производству и обслуживанию городского хозяйства, к которым относят:

1. водоснабжение и водоотведение (ОАО «Нижегородский водоканал»)

2. тепло, газ и энергоснабжение (ОАО «Теплоэнерго», «Нижновэнерго», «Нижегородоблгаз»)

3. транспортное обслуживание и складские услуги (транспортное обслуживание пассажиров, перевозка грузов)

4. ритуальные услуги и содержание городских свалок (вывоз снега)

5. жилищное строительство, ремонт и содержание жилищного фонда

6. производственные предприятия (частные, муниципальные)

7. рынки, магазины и другие организации торговли

8. здравоохранение

9. образование

10. благоустройство

11. отрасль культуры

12. отрасль физической культуры и спорта

13. организация досуга и отдыха населения

14. социальная защита

15. услуги связи

16. гостиница и туризм

Муниципальные организации.

Выделяют 2 вида муниципальной организации:

  1. Муниципальные предприятия
  2. Муниципальные учреждения

Муниципальные предприятия как органы- правовая форма являются унитарными и принадлежат муниципальному образованию. Функции собственника исполняют органы власти муниципального образования, которые имеют право:

На создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию

На определение предмета и цели деятельности предприятия

На назначение руководителя муниципального предприятия

На контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Случаи организации новых муниципальных предприятий ограничены. К ним относятся:

Использование имущества, приватизация которых запрещена (очистные сооружения);

Осуществление деятельности в целях решения социальных задач, в том числе реализации товаров и услуг по номинальным ценам;

Введение убыточных производств и осуществление отдельных для датирующих видов деятельности;

Преобладающая или значимая часть продукции работ или услуг предназначена для нужд муниципального образования, например муниципальное предприятие, занимающееся благоустройством;

Муниципальные предприятия действуют во всех отраслях городского хозяйства, оказывая услуги, создавая рабочие места, получая доходы для собственного развития и местной казны, однако большинство из них датируется из местного бюджета.

По уровню производственной и хозяйственной самостоятельности муниципальные предприятия делятся на 3 группы:

  1. Ни надел, ни производственной, ни хозяйственной самостоятельностью, имеют собственные органы управления, но по существу являются подразделениями местных администраций, их доходы и расходы интегрированы в местный бюджет. Такие предприятия функционируют на основании органов МСУ.
  2. Муниципальные предприятия, имеющие хозяйственную самостоятельность, юридический статус; они выведены из структуры администрации, но наиболее важные решения по вопросам их деятельности принимает администрация. В местном бюджете отражаются только результаты финансовой деятельности муниципального предприятия. Выручка, как правило, не покрывает издержек, так как цены устанавливают местные органы власти. Источниками их финансирования служат средства потребителей и услуг и местного бюджета.
  3. Муниципальные предприятия, действующие на коммерческой основе, они выводятся из органов структуры администрации, передаются в доверительное управление, реализуют продукцию по рыночным ценам, могут иметь организационно- правовую форму акционерного общества.

Экономическая эффективность производственно- финансовой деятельности муниципальных предприятий; их дальнейшее развитие определяется по следующим показателям:

Прибыль, убытка от деятельности;

Прибыль, идущая в местный бюджет;

Объём производства в стоймостном выражении;

Темп роста к предыдущему году (в % в сопоставимых ценах, которые переведены в уровень инфляции);

Количество продукции работ, услуг на экспорт (в натуральном выражении);

Среднегодовая численность работающих;

Балансовая стоимость основных средств- остаточная стоимость= первоначальная стоимость – амортизация;

Коэффициент износа основных фондов;

Объём инвестиций в основной капитал:

а) всего

б) инвестиции, финансы за свой счет (прибыль и амортизация)

в) за счёт средств бюджетов;

Ход действия производственных мощностей;

Создание дополнительных рабочих мест;

Фонд оплаты труда;

Дебиторская задолженность, в том числе просроченная;

Кредиторская задолженность, в том числе просроченная;

Прибыль, подлежащая перечислению в местный бюджет;

Чистые активы предприятия

Чистые активы = оборотные активы – краткосрочные обязательства

Финансовая устойчивость предприятия; предприятия считаются финансово- устойчивыми в случае оптимального соотношения собственного и заёмного капитала;

Коэффициент финансовой независимости = (собственный капитал/ валюта баланса) ≥ 0,5

В настоящее время правительство РФ предполагает уменьшение числа муниципальных предприятий с использованием двух путей их ликвидации:

  1. Отчуждение непрофильных активов в соответствии с законом о приватизации, в том числе продажа активов за любую цену;
  2. Приобретение муниципальных предприятий в муниципальные учреждения с правом ведения хозяйственной деятельности для зарабатывания денег сверхустанавливаемой сметой суммы;

Муниципальные учреждения - некоммерческие организации, финансируемые за счет средств местного или регионального бюджета, на них не распределяются требования рыночной доходности, их продукция- это коллективное благо (здоровье граждан, доступность образования, безопасность и т.д.)

Создание муниципальных учреждений осуществляется по решению органов МСУ, который утверждает Устав организации. Источниками формирования имущества муниципальных учреждений являются: регулярные единовременные поступления из местных бюджетов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по ценным бумагам.

Органы МСУ оказывают муниципальным учреждениям поддержку в следующих формах:

Льготы по уплате налоговых платежей для муниципальных учреждений, созданных в образовательных, культурных и научных целях с целью охраны здоровья граждан, развития ф.к. и с;

Полное или частичное освобождение от уплаты за пользование муниципальным имуществом;

Льготы гражданам или организациям по уплате налогов, если эти лица оказывают материальную поддержку муниципальным учреждениям.

Показатели: балансовая стоимость основных средств; продолжительность жизни; дебиторская и кредиторская задолженности.

Система муниципального обслуживания.

Участниками системы муниципального обслуживания являются:

  1. Производитель- тот, кто фактически производит или осуществляет поставку товара, работы или услуги;
  2. Потребитель- тот, кто непосредственно потребляет товар, работу или услуги;
  3. Распорядитель (организатор)- тот, кто организует процесс поставки товара, работы или услуги, т.е. назначение производителя или наоборот.

Существует 10 механизмов донесения товаров, работ или услуг, которые отличаются участниками процесса и источниками оплаты товара, работы или услуги:

  1. Муниципальная услуга- производителем и распорядителем является муниципальное образование, которое осуществляет поставку товара, работ или услуг бесплатно или по регулируемым ценам, использует для этого потенциал муниципальных служащих, например, муниципальная школа по газоснабжению дома; метро;
  2. Продажа услуг в органы МС- производителем является муниципалетет, а частная компания потребителем и распорядителем, и приобретает товар, работу или услуги у муниципального образования;
  3. Муниципальное соглашение- одно муниципальное образование является производителем (строительство и ремонт дорог), а другое потребителем и распорядителем (по уборке снега);
  4. Контракт- производителем является частная компания, а распорядителем и потребителем муниципалетет, который приобретает товар, работы или услуги у частной компании по контрактной основе (ремонт школ, ремонт дорог, кто дешевле сделает, того и выберем);
  5. Привилегия- частник является производителем, муниципальное образование распорядителем, а потребитель, получай товар, работу или услуги, оплачивает её (платные дороги);
  6. Дотация- частник является производителем, муниципалетет- распорядителем, полученную товар, работу или услуги, оплачивают потребитель или муниципалетет (питание в школах, льготный проезд);
  7. Гарантия- производителем является частная компания, муниципалетет является распорядителем, который полностью оплачивает товар, работу или услуги, получаемые населением (заповедник);
  8. Рынок- потребитель и производитель сами организуют процесс донесения товара, работы или услуги (конкуренция, соотношение спроса и предложения);
  9. Добровольные услуги- производителем и распорядителем является добровольная ассоциация (Гринпис, благотворительный фонд);
  10. Самообслуживание- при котором производитель и потребитель одно и тоже лицо (субботник).

Контрактные системы финансирования государственных и муниципальных закупок.

С 1 января 2014 года Правительством РФ разработан и действует ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года « о контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данный закон регулирует:

Вопросы планирования, нормирования и обосн ования закупок

Способа определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей, включая закупки у единственного поставщика

Мониторинг и аудит в сфере закупок

Порядок и исполнения государственных муниципальных контрактов

Приобретение товара, работ и услуг у единственного поставщика возможно в следующих случаях:

Если товар, работы и услуги содержат государственную тайну

При приобретении товара, работ и услуг, имеющих художественную историческую ценность

Когда приобретение товара, работ и услуг другими способами нецелесообразно.

Такой способ выбора поставщика называется неконкурентным.

К конкурентным способам выбора поставщика относят:

  1. Конкурсы, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта
  2. Аукцион, победителем которого признается лицо, предложившее наименьшую цену исполнения контракта
  3. Запрос цен
  4. Запрос предложений.

Чаще проводятся конкурсы, чем аукционы.

Перед приобретением тех или иных товаров, работ или услуг необходимо составить план закупок, а так же план- график закупок.

План закупок утверждается на период составления бюджета. В плане закупок прописывают наименования закупок и обоснования их необходимости.

План- график закупок конкретизирует сроки их осуществления в течении финансового года. Вся информация содержится в единой информационной базе.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5088. Экономика гостиничного хозяйства 84.93 KB
В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса.
16981. Альтернативы экономического роста в России: сырьевая экономика vs. экономика знаний 32.33 KB
В настоящее время с высоких трибун все чаще и чаще произносятся речи о том, что Россия вступила в эпоху модернизации, переходит на инновационный путь развития и строит экономику знаний. Безусловно, за последние годы многое сделано на пути к новой экономике, что ощущается по конкретным результатам: создание технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, особых экономических зон, развитие малого предпринимательства и др.
7473. Система мирового хозяйства 53.05 KB
Ее становление началось в эпоху промышленных революций и распространения капитализма за пределы Европы. Современное мировое хозяйство представлено странами со сложившейся рыночной экономикой и странами больше или меньше ориентированными на формирование рыночных отношений. Все страны которые являются участниками мировой экономики можно разделить на три группы. Промышленно развитые страны.
17664. Ресурсы мирового хозяйства 65.53 KB
Мировое хозяйство не может рассматриваться как простая сумма хозяйств отдельных стран. Она является таким хозяйственным организмом, в котором его отдельные части находятся в той или иной производственной взаимозаменяемости.
1291. Основные составляющие городского хозяйства 258.98 KB
Поэтому первые города чаще всего возникали на перекрестках торговых путей. Градостроительный кодекс РФ классифицирует города по численности населения: малые до 50 тыс. Характерными чертами города как поселения являются: − несельскохозяйственная ориентация...
14084. Проектирование ремонтного хозяйства локомотивов 769.55 KB
В процессе выполнения курсового проекта находят практическое применение теоретические основы пройденного курса методика расчета и проектирования ремонтного хозяйства для конкретных условий. Коэффициент К принимается: для тепловозов – 018; для электровозов 013. Рабочий парк локомотивов для заданных условий эксплуатации определяется из выражения 12 где годовые перевозки данного предприятия млн. руководящий уклон расчетного участка принимаем 14 ; масса состава поезда т; вес локомотива для...
10210. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 88.99 KB
В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше 60 в Германии и Японии 70 в США. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира США Япония Германия Франция и др. В США удельный вес животноводства заметно ниже около 55 во Франции 53 . Численность населения в США 280 млн чел.
734. Управление предприятием городского хозяйства 89.24 KB
Социально–экономические и организационные формы предприятия. Анализ деятельности предприятия ООО Белгранкорм. Переход нашей страны к рыночным отношениям имеет ряд особенностей: – рыночная экономика формируется неэволюционным путем: делается попытка проводить ее в процессе радикальных изменений общественного строя; – внедрение рыночной экономики проходит без достаточно апробированных по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовых актов и нормативов; – государство не поддерживает развитие новых видов предприятий и не...
17792. Разработка проекта карпового полносистемного хозяйства 11.46 MB
Нерестовые пруды нерестовики предназначены для проведения естественного нереста карпа их площадь составляет 01 га. Для быстрого подогрева воды мелководная зона нерестового пруда до 05 м должна составлять 50-70 всей площади а максимальная глубина донного водоспуска 15 м. Ложе пруда должно быть ровным покрытым мягкой луговой растительностью являющейся субстратом для клейкой икры карпа.
20766. Организация снабжения и складского хозяйства предприятия 107.67 KB
С каждым годом общественное питание все больше внедряется в быт широких масс населения, способствует решению многих социально-экономических проблем; помогает лучше использовать продовольственные ресурсы страны, своевременно предоставляет населению качественное питание, имеющего решающее значение для сохранения здоровья

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Тема 20. Муниципальное хозяйство: элементы, основная цель, модели

Введение

1. Понятие и содержание муниципального хозяйства

2. Модели муниципального хозяйства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современный этап общественного развития характеризуется уникальными особенностями: с одной стороны, широкий размах приобретает процесс глобализации экономических процессов и межотраслевой интеграции, ведущей к экономическим союзам и интеграционным группировкам, контролирующим огромные территории, а с другой - каждый человек, проживающий в определенном населенном пункте, входит в состав местного сообщества, которое отличается от других сообществ не только территорией, но и сложившимися хозяйственными и экономическими связями, составом населения и способом включения населения в процесс общественного воспроизводства. В границах местного сообщества совместными усилиями проживающего на данной территории населения ведется хозяйство в целях удовлетворения как коллективных, так и личных потребностей жителей. Каждая территория образуется и функционирует в соответствии с административно-территориальным устройством, а ее управление осуществляется на основе принципов местного самоуправления.

Местное самоуправление призвано не только исполнять установленные законодательством полномочия на соответствующей территории, но и обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований в целях повышения конкурентоспособности территории, повышения качества жизни населения. Переход с одноуровневой на двухуровневую модель местного самоуправления в Российской Федерации предопределил ряд проблем, требующих анализа и изучения, что и подтверждает актуальность темы исследования.

Объектом исследования является муниципальное хозяйство, а предметом - его содержание. Цель работы предполагает структурную характеристику муниципального хозяйства. Этому отвечают задачи работы:

Определение понятия муниципального хозяйства;

Анализ моделей муниципального хозяйства.

1. Понятие и содержание муниципального хозяйства

Муниципальное управление, с одной стороны, предполагает обобщенный характер построения и функционирования, с другой -- оно должно быть привязано к конкретному месту и времени. Природа муниципального управления зависит от вида и типа хозяйственных отношений, существующих в данном обществе в настоящий момент.

Муниципальное хозяйство -- это совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Экономисты, обобщая современные литературные источники, выделяют, по крайней мере, две группы основных определений понятия муниципального хозяйства.

1. Муниципальное хозяйство рассматривается как совокупности предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство). Подобный подход снимает с органов местного самоуправления ответственность за создание условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории Суслова Ю.Ю.Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография - М.: Креативная экономика, 2007. - С.67.

2. Муниципальное хозяйство - это вся совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, так как властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на данной территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования.

Следовательно, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

В основе организационно-экономического механизма управления муниципальным образованием лежит взаимодействие управляемой и управляющей подсистем. Управляющая подсистема представляет структурированную совокупность субъектов управления, включающую органы местного самоуправления, представителей местного сообщества, объединенных общей целью и интересами. Управляемая подсистема представлена объектами муниципального хозяйства, социальной сферой.

Эффективность механизма управления оценивается степенью взаимодействия и соответствия управляемой и управляющей подсистем муниципального образования, а также использованием стратегического и программно-целевого методов управления с опорой на фискальные инструменты управления.

Система местного самоуправления выполняет две важнейшие функции:

1) связь между государством и населением;

2) связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим, экономистами определяются отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного. Местное самоуправление обладает всеми признаками власти, и прежде всего главной обязанностью ее решений для населения муниципального образования. В статье 3 Конституции РФ говорится: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В целом компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на них исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.

При этом важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решении, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам действительности.

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что oсобенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе.

В этом смысле муниципальное хозяйство представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения, собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях рыночной экономики. Системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2007. - С.57.

Процесс формирования муниципальной собственности находится в центре внимания при обсуждении проблем рычагов развития местного самоуправления.

Процедура передачи объектов в собственность - один из рычагов развития муниципальных районов - зависит от того, кто выступает с инициативой, какая цель при этом преследуется. Поэтому экономисты определяют четыре возможные схемы передачи государственной собственности в муниципальную:

1) если передача осуществляется по инициативе федеральных или региональных органов исполнительной власти, соответствующие министерства, комитеты и департаменты, в ведении или оперативном управлении которых находится имущество, вносят предложения в Минимущество РФ или в региональный комитет по управлению имуществом о необходимости передачи объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они расположены;

2) если инициатором передачи государственной собственности в муниципальную выступает муниципальное образование, то предусматривается несколько иной порядок. Органы местного самоуправления самостоятельно подготавливают, рассматривают и утверждают Перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. При этом обязательным является требование сохранить технологическую целостность объектов, обеспечить их безопасную эксплуатацию и централизованное управление;

3) если объекты государственной собственности передаются в целях комплексного социально-экономического развития муниципального образования, то передача осуществляется Правительством РФ или правительством субъекта Федерации;

4) передача федеральных объектов при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусматривает особую процедуру Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Инфра-М, 2009 - С.158.

Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Методика, предложенная при определении самого понятия "муниципальное хозяйство", предлагает подход, исходящий из того, что:
1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

2. Модели муниципального хозяйства

Системный подход к анализу сущности муниципального образования дает возможность трактовать его как сложную социально-экономическую систему, которая локализована на определенной территории и которая является одновременно подсистемой региональной и национальной экономических систем. Анализ элементов, входящих в состав системы, характер их взаимосвязи и взаимодействия позволяют дать трактовку сущности муниципального образования как сложной по своей структуре системе. Это сложившаяся в определенных территориальных границах социально-экономическая система, предстающая как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к региональной и национальной экономическим системам определяется государственными органами и органами местного самоуправления. Муниципальное образование как социально-экономическую систему характеризуют общесистемные и специфические свойства:

Целостность как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

Интегративность как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

Многовариантность как разноплановая организация элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

Адаптивность как свойство системы постоянно приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;

Изоморфизм как соответствие территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

Синергизм - как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода.

К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства; наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального образования и сопряженных с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами.

Потребность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет.

Один из ключевых вопросов в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России - это вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества. По этому вопросу выделяются три модели муниципального хозяйства Воронин А. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: 2006.. с.41 -42..

1. Коммунальная модель.

Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов.

Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества.

2. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных.

Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоговые доходы дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории: земля и объекты недвижимости.

Однако в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

3. Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что органы местного самоуправления несут значительную часть финансового бремени по решению вопросов жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоговые доходы и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, должны быть полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление -- М.: ЭКМОС, 2007 - С.139.

Очевидно, что коммунальная модель муниципального управления возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения.

Для России эта модель преждевременна, ибо «низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели.

Однако муниципально-рентная модель противоречит проводимому государством курсу на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов. Поэтому само собой напрашивается вывод, что для России наиболее приемлемой является промежуточная - коммунально-рентная модель.

Ключевым, наиболее спорным вопросом в формировании российской модели муниципального управления является вопрос о допустимости и целесообразности хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики функции муниципального управления существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. М. : КНОРУС, 2008. - С.97.

Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории.

Заключение

По итогам работы сделаны следующие выводы:

1.Муниципальное хозяйство может рассматриваться как совокупности предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности и как вся совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования.

2.Различают три модели функционирования муниципального хозяйства:

Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, и власти достаётся лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества.

Коммунально-рентная модель предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории и оказания отдельных бюджетных услуг.

Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления.

Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. Низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых ими услуг. Но муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.

Список использованной литературы

муниципальное хозяйство собственность

Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)

Воронин А. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: 2006 - 378 с.

Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях рыночной экономики. Системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2007. - 279 с.

Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография - М.: Креативная экономика, 2007. - 176 с.

Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление -- М.: ЭКМОС, 2007 - 304 с.

Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. М. : КНОРУС, 2008. - 280 с.

Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Инфра-М, 2009 - 400 с.

Размещено на www.allbest.

Подобные документы

    Понятие и правовые основы муниципального управления в сельской местности. Организация управления муниципальным образованием Молочно-Дворское Плавского района. Рекомендации по совершенствованию структуры управления персоналом муниципального образования.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2017

    Муниципальное имущество: понятие, сущность, правовое закрепление. Назначение муниципальной собственности, организационно-правовые основы и принципы управления. Функции, методы управления органов местного самоуправления в сфере муниципального имущества.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Муниципальное управление на современном этапе: экономическое содержание, понятие и сущность. Оценка системы управления муниципальным образованием города Ставрополь. Основные формы публичной власти. Анализ экономической и финансовой основы города.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

    Анализ состояния системы стратегического управления муниципальным образованием. Структура службы стратегического управления города Пенза при городской администрации. Пути развития перспективных возможностей социально-экономической системы города.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2012

    Информационное обеспечение управления муниципальным образованием. Качественный аспект информации в органах муниципального управления. Определение и признаки информации. Качество информационного обеспечения - фактор устойчивого развития органов МО.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Понятие местного самоуправления, проблемы управления муниципальным образованием. Качество информационного обеспечения как фактор устойчивого развития органов муниципального образования. Информационное обеспечение управления в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Муниципальное образование как объект управления, его место в системе местного самоуправления. Характеристика и особенности муниципального образования, его признаки и виды. Осуществление власти в муниципальных образованиях органами местного самоуправления.

    реферат , добавлен 22.04.2012

    Отличия местного самоуправления от государственной власти и муниципального хозяйства от государственного. Характеристика муниципальной собственности. Принципы построения структуры управления муниципальным хозяйством, деятельность унитарного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Экономические модели муниципального хозяйства. Основные элементы муниципального имущества, его формирование и способы распоряжения. Виды муниципальных предприятий и муниципальных некоммерческих организаций. Планирование в муниципальном управлении.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2016

    Определение понятия и сущности местного самоуправления на современном этапе. Анализ экономических и финансовых основ управления муниципальным образованием г. Ставрополь. Направления совершенствования системы управления муниципальным образованием.