Может ли человек познать себя? Познание самого себя.

Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Бесконечный внутренний поиск. Вечная жажда познания. Кто-то рассыпал по миру «хлебные крошки» смыслов. А я, будто нищий, долгие годы выискивал их, чтобы утолить свой непонятный другим голод. Познание человеком самого себя было вопросом выживания в этом странном мире вокруг. Я всегда чувствовал, что нечто невероятно важное сокрыто в этом вопросе: «Кто Я?».

Познание самого себя – первые шаги

Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.

Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.

Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.

Я – всё. Лиха беда начало

Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*

В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..

Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!

Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.

Я – ничто. Пустота и «черная дыра»

Я могу выживать на миру, где каждый второй – мой враг.
Развеваться на буйном ветру… Я могу. Но не знаю КАК.*

Время неумолимо просачивалось, как песок сквозь пальцы. А я так ничего и не нашел. Каждому человеку положено было окончить школу – и я ее окончил. А еще человеку полагалось приобрести профессию – и скрепя сердце я отправился штурмовать ВУЗ. Сидя на парах, выяснил, что с каждым днем мне все труднее сосредотачиваться на том, что говорит лектор. Я словно «отключался», не воспринимал информацию. Еще труднее было выдержать голоса одногруппников на перерыве – они орали так, что было больно ушам.

Гораздо позже, на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я узнал, что такие состояния не редкость для человека, обладающего . Они возникают как следствие того, что звуковик искал, но так и не нашел самостоятельно способ, как познать самого себя. Не смог реализовать свое природное устремление к самопознанию и познанию мира вокруг.

А тогда я ничего не понимал. Просто приноровился отгораживаться наушниками с любимой музыкой от этой орущей, невыносимо галдящей толпы. Это не спасало от внутренней пустоты и нарастающей душевной боли. Я стал проваливаться в глубокую депрессию, с черной дырой в сердцевине самого себя. Самооценка с уровня «всемогущий» рухнула до уровня «ничтожество».

Я – ничто. Пустое место. Жизнь бессмысленна и пуста.

Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Какое-то время я пытался наполнить свою непонятную жажду с помощью философии. Помогло ненадолго, да и философия не давала ответ: что мне делать с таким вот самим собой, как жить? И для чего? Какой в этом смысл? Физическое тело отягощало меня все больше, я стал чувствовать его как нечто отдельное от себя.

Были попытки, через которые проходил почти каждый человек со звуковым вектором: я жадно глотал всевозможную религиозную и эзотерическую литературу. На какое-то время помогла : мысль о том, что быть «блаженным ничто» – это здорово, убаюкивала. А упражнения частично вернули мне адекватность восприятия собственного физического тела.

Но эти «околосмысловые сублиманты» лишь притупляли ощущение бессмысленности и пустоты. Потом она наваливалась с еще большей силой, с каждым новым витком боль души становилась сильнее. Невыносимая, адская боль. Казалось, в ней повинно мое тело. Невольно приходили мысли, что если сбросить его через окно – может, вместе со смертью физического тела уйдет боль? И наконец останусь Я – вечный, бесконечный и свободный?

Именно в ту пору, когда я признал бесполезными любые способы познания самого себя и всерьез задумывался о суициде, меня пригласили на вводные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как происходит познание человеком самого себя

В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.

Оказалось, основная задача человека со звуковым вектором – это именно познать, раскрыть сокрытые законы, по которым устроен мир вокруг и душа человека. Но меня не миновала та «ловушка», в которую попадал практически каждый человек со звуковым вектором: я пытался раскрыть эти процессы самостоятельно, полагая, что все необходимое сосредоточено во мне самом.

Благодаря тренингу, пришло осознание, что я не единственный человек с такими свойствами, звуковиков рождается около 5%. Они не заинтересованы потребностями физического тела. Но стремятся раскрыть столь желанный замысел, по которому устроен наш мир.

Наша психика (душа) – едина. Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Ненаполненное желание познать устройство души приводит звуковика к депрессии. Чтобы выйти из нее, необходимо сосредоточиться снаружи: научиться точно определять психику другого человека и, как следствие, выкристаллизовать понимание себя. Это дает наполнение, и суицидальные мысли.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально описывает устройство нашей психики, давая возможность получить познания человеком самого себя. Это радость раскрытия законов, по которым устроен мир вокруг. Радость реализации, жизни в физическом теле. Осмысленность бытия и счастье сотрудничества с другими людьми:

Познай самого себя

Устал от бесполезной философии? Тело тяготит, а попытки разобраться в смысле происходящего не приносят ничего, кроме боли, пустоты и ощущения чего-то ускользающего? Подари себе шанс увидеть жизнь такой, как она есть, на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое “я”. Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: “Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким”. Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: “От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?” Старец отвечает: “Конечно, брать”. Через некоторое время купец снова пишет: “Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание”. И старец отвечает: “И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность”.

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; все остальное – это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: “Вот все мои грехи”, – затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: “Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.”, – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: “Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?”. Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Да, конечно, можно, и это “да, конечно” для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, – но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое – это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное – пустыню или дебри – превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой – материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. – просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, “как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка”; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: “Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?” (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы – Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: “На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят – был ли ты Петей”. Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала – и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня – причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я – реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, – тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, – и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: “ушла жена профессора из дома”. Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, – мы ведь этого не можем. Личность, персона – это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы – это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное – нет. Тогда, изучая эту бровь – технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, – попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, – правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, – если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть – нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия – и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, – тогда действительно можно сказать “нет”. Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это “быть добродетельным”: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания “я” – индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того “я”, которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того “я”, которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того “я”, которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более – что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны – личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается – то есть все больше обнаруживается – и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность – ипостась, которая есть отношение. Личность – которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим – оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.

Познавать окружающих людей необходимо, без этого не обойтись, особенно руководителю. Но еще более важно познать самого себя. Худо человеку, когда вдруг открывается, например, что он не такой умный, как полагал, не столь красивый, как хотелось бы, не так храбр, как считал, и т. д. Мало кому удается при этом сохранить хладнокровие, безболезненно принять нелестную для себя новую самооценку. Не лучше и противоположная ситуация, когда человек вдруг узнает; он от рождения обладал недюжинными задатками, но построил свою жизнь таким образом, что загубил их.

Как ни больно воспринимается людьми поздно осознанная необходимость переоценки самого себя, тем не менее это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Вот с чем говорят данные зарубежных исследований.

Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни и утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же: почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали не потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их жизнь планировалась ими самими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя. В течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников. И здесь никакого чуда нет, ибо нет людей, ни к чему не способных.

Очень важно познать себя как можно раньше, чтобы не сломаться, взвалив себе на плечи непосильную ношу из-за незнания собственных возможностей, или, наоборот, не похоронить в себе способности, которыми природа наделила каждого психически здорового человека.

Для тех, кто не потерял интереса к самому себе, можно сформулировать правила самопознания.

Правило первое. Нужно помнить, что наше Я довольно многозначно. Специалисты указывают более десятка его значений. Например, Я - каким сам себе кажусь в настоящее время. Это не всегда совпадает с тем, каким я хотел бы стать, каким хотел бы казаться людям, каков я на самом деле, и тем более с тем, каковым считают меня окружающие люди. Можно говорить о фантастическом Я, то есть о таком, каким я мог бы стать, если бы… И это еще не все Я. Так что, собираясь разобраться в своем Я, нужно хотя бы приблизительно определить, о каком из многочисленных значений идет речь.

Конечно, главное внимание следует уделить тому, что я представляю собой на самом деле объективно. Необходимо также знать подлинные представления окружающих людей о себе, ибо от этого зависят их отношение, готовность сотрудничать или конфликтовать со мной. Но отсюда не следует, будто мнения других о себе нужно принимать некритически, как истину в последней инстанции. Полезно оценивать взыскательно не только свои собственные представления о себе, но и представления других.

Правило второе. Человеку присуща потребность в самоуважении, в том, чтобы сохранять собственное относительно высокое мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в строгом соответствии с определенными целями. Можно сказать, что без самоуважения человек во многом перестает быть человеком.

Поучительно в этом отношении следующее высказывание В. И. Ленина:

«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер, - писал он. - Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» (Полн. собр. соч. Т. 16. С. 40).

Такова сила самоуважения: в одних и тех же объективно рабских условиях жизни наличие его делает человека революционером, а недостаток или отсутствие сталкивает на дно социальной жизни.

Правило третье. Человек, стремящийся познать себя, должен постоянно помнить, что психика обладает весьма специфическим свойством: она как бы вытесняет из сферы сознания неприятные, беспокоящие переживания, «забывает» их. Хорошо это или плохо? И то. и другое. Хорошо, потому что легко себе представить, чем бы закончилось непрерывное накопление неприятных переживаний: человек мог бы не выдержать психологического перенапряжения. Плохо, потому что факт выветривания из психики тревожащих переживаний мешает осознанию событий, стоящих за ними, объективной оценке собственной роли в них.

Например, если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро улетучивается из моей памяти под влиянием определенного свойства психики, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыл». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Отсюда правило: тревожащие, не очень ясные переживания надо попытаться осознать, проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

Правило четвертое. Многие поступки человек совершает без предварительного продумывания. Если они не повлекли за собой особых осложнений, то, как говорится, инцидент исчерпан. Но когда вдруг необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям для него самого, человека или других людей, он неудержимо стремится оправдать свой поступок, неуместность которого всем очевидна. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если я без всяких видимых причин нагрубил человеку, за что меня призвали к ответу, то я стараюсь задним числом найти причины моей несдержанности с тем, чтобы мое поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения.

Но если рационализация мотива (так называется это явление в психологии) станет правилом для данного человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать и могут привести к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов с тем, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это очень трудно, болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

Правило пятое. Когда человек сильно возбужден, например под влиянием, неприятного разговора с кем-то, по сам не может ответить ему тем же, то он ищет так называемого «козла отпущения» и «разряжается», подобно молнии, в ничего не подозревающего третьего человека. Так, обида, нанесенная мужем жене, в конечном счете выливается на ребенка, которого мать вдруг начинает ругать без видимой причины. Точно так же поступает продавщица, которой испортил настроение ее начальник: она ни с того ни с сего набрасывается на первого встречного покупателя. От этого страдает не только покупатель, но и сама продавщица, ее самоуважение. Какой же отсюда вывод? Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть, грубо говоря, делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения. Поэтому человек, который задался целью самопознания, не должен доводить себя до такого состояния, когда он фактически теряет самоконтроль. Втянувшись в эмоциональный взрыв, выйти из него чрезвычайно трудно.

Правило шестое. Наблюдательные люди знают: если мальчик неравнодушен к девочке, то он доставляет ей немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от урока и т. д.). В психологии это объясняется следующим образом. Ребенка начало тревожить глухое чувство симпатии к девочке, чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам так же глухо чувствует, что это «что-то нехорошее», за что ни товарищи, ни учителя не похвалят, догадайся они, в чем дело. Отсюда совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция.

Подобное случается не только с детьми. Взрослые тоже не избавлены от противоположных реакций, и но только, конечно, по отношению к другому полу. Так, легко заметить, что в коллективе подхалимы не всегда открыто лебезят перед начальством. Кое-кто из них осознает, что подхалимство осуждается окружающими, да и самому не доставляет большой радости. И тогда образуется противоположная реакция: подхалим начинает наскакивать на начальника, в душе оставаясь подхалимом и ненавидя себя самого за это подленькое качество. Что из этого следует? Поймав себя на мысли, что вас одолевают осуждаемые в коллективе чувства, не надо пытаться их маскировать противоположной реакцией. Этим можно ввести кого-либо в заблуждение, но нельзя обмануть самого себя: качество это все равно себя обнаружит, как его тщательно не скрывай. Надо попытаться проанализировать его, дать ему заслуженную оценку, не щадя своего самолюбия, и постараться преодолеть эту черту характера открыто, без игры на публику.

Правило седьмое. Человеку нередко мешает познать самого себя и то обстоятельство, что, обладая какими-то до конца не осознанными отрицательными качествами, он не может оценить их из-за того, что не хочет плохие качества признавать. Они ему не нравятся. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей. Тем самым он, оправдывая себя, как бы избавляется от плохих качеств. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается. Так, человек, который ворует там, где работает, понимает, что он поступает плохо, это его беспокоит, мешает его душевному равновесию. И тогда он проецирует свои склонности на других людей, начинает считать, что все кругом воруют, отчего ему становится легче. Ложное мнение его успокаивает, действует на его совесть подобно наркотику.

Аналогичный механизм обнаруживается в националистических предрассудках, когда представители одной нации приписывают склонности, осуждаемые ими и беспокоящие их самих, другим нациям и народностям. Знание подобной человеческой слабости позволяет сделать вывод: то обстоятельство, что другие люди, по моему мнению, «хуже меня» или «такие же, как я», не дает права па самоуважение. Более того, оно усыпляет бдительность, мешает объективному самопознанию человека.

Правило восьмое. Жизнь и деятельность каждого включает множество самых разнообразных событий и ситуаций, различающихся по степени трудностей, которые приходится преодолевать. Случаются такие события, в ходе которых поведение и деятельность человека наталкиваются на серьезные трудности, непривычные, ранее пе встречавшиеся ситуации. Именно в этих условиях человек получает наибольшую информацию для самопознания. Вот почему тут нужно быть особенно самокритичным.

Если в обычных условиях многие поступки совершаются. как говорилось выше, без сознательного обдумывания и контроля, то в сложной ситуации плыть по течению недопустимо. Насколько личность оказывается психологически подготовленной к неожиданностям, настолько ее самооценка заслуживает высокого балла. Следовательно, надо обладать способностью непрерывно находиться в состоянии бдительности в житейском и профессиональном отношении. Человек, часто попадающий впросак при внезапном возникновении сложных для него ситуаций, должен глубоко задуматься над своим поведением.

Правило девятое. Редко кто подозревает, какие могущественные резервы таятся в человеке. В первую очередь это касается резервов физического развития, но и умственных способностей тоже, если их постоянно упражнять, решая все более усложняющиеся интеллектуальные задачи.

Неограниченны возможности человека и в отношении совершенствования профессионального мастерства. Простой пример: способные специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Опытный шлифовальщик в 200 (!) раз зорче нетренированного человека: он воспринимает просветы и зазоры до 0,0005 мм, в то время как неспециалист только до 0,1 мм.

Велики возможности человека и в нравственном совершенствовании, в самовоспитании. Никогда не поздно начать воспитывать в себе такие качества, как честность и правдивость, добросовестное отношение к работе, доброта к другим людям и взыскательность к себе. Вот почему в самопознании нельзя ориентироваться только на достигнутые успехи. Какими бы большими они ни были, себя нужно всегда оценивать с точки зрения тех перспектив, которые открыты перед человеком.

Правило десятое. Оно, в отличие от девяти предыдущих, касается только людей, облеченных властью. При прочих равных природных задатках руководителю труднее оценить себя, чем рядовому человеку, не наделенному правом отдавать другим приказы и распоряжения и требовать их неукоснительного исполнения. Он находится в менее благоприятных условиях с точки зрения самопознания, и причин тому много.

Руководитель вправе судить и миловать. От него зависит, как в коллективе распределяются поощрения и ответственность. В случае, когда приходится решать дилемму «кому что», далеко не каждому должностному лицу удается заставить себя отдать «пироги» подчиненному, а «шишки» принять в свой адрес. Чаще поступают наоборот. По-человечески понять это можно, но оправдать нельзя. Человеку, имеющему возможность поступать таким образом, трезво оценивать себя гораздо труднее. Чтобы не дойти до беды, руководителю надо учиться брать на себя неудачи коллектива, беспристрастно анализировать их для поиска ответа на вопрос: «Мог бы я как руководитель заранее подстраховать вероятные неудачи?» Это значит отказаться от принципа «самосвала», то есть стиля, при котором ответственность за промах начальник сваливает с себя на подчиненного. В таком случае у руководителя появляется возможность для более глубокого самопознания. Известно, что своему начальнику с большой охотой докладывают приятные новости, а те, которые могут испортить ему настроение, притормаживают. Теперь уже, разумеется, не то, что в древности, за дурные вести голову не рубят. Тем не менее человеческие слабости сохранились, правда, в виде не очень опасного психологического рудимента,

Случается, что подчиненные иногда в своем простительном, казалось бы, желании обрадовать любимого начальника переусердствуют. Тогда отрицательная информация не просто притормаживается, а умышленно укрывается и до начальника не доходит. Соответственно выпячиваются, приукрашиваются и преувеличиваются приятные вести. Более того, иногда их фабрикуют на пустом месте. Тут уж есть от чего закружиться голове руководителя: где уж там до объективной оценки положения дел на доверенном участке и корректировки самоуважения?

Правило одиннадцатое, и последнее. Опять же в назидание руководителю. Среди подчиненных попадаются разные люди. Одни хорошие, другие не очень, третьи плохие… Работать приходится с теми, кто есть. Но встречаются в коллективах такие активные, от которых иногда хочется бежать на другую работу. Они без утайки режут правду-матку в глаза кому надо и особенно кому не надо, норовят забраться на трибуну при каждом удобном случае. Нет чтобы прийти в кабинет и за закрытой дверью сказать: так, мол, и так, товарищ начальник, мы вас знаем хорошо, стоим за вас горой, любим и ценим. Но вот есть некоторые недоработки по вине таких-то и таких-то товарищей. Тех бы товарищей вмиг привели бы в чувство. Сколько хлопот доставляют эти правдолюбцы, как подводят перед высшим руководством и как плохо действуют на коллектив!

Подхалимы травят правдолюбцев - им обидно: они тоже все видят, но сказать не решаются.

Правило здесь такое: какие бы хлопоты ни доставлял правдолюбец, умный начальник не даст его в обиду, защитит от наскоков улыбчивых угодников. Ведь если коллектив лишится таких людей, непременно со временем в нем начнется застой, поселится всеобщее равнодушие. Так что берегите беспокойных, неудобных правдолюбцев, Они помогают трезво смотреть на дела и поступки люден.

Это последний совет и начальникам, и их подчиненным.

Познание самого себя

Говорят, что человек пришёл на эту Землю, чтобы совершить кратковременное путешествие. Сама жизнь очень богата. А мы люди имеем неправильное понятие о богатстве. Я где-то читала очень простое определение богатства. Ваш капитал может измерятся сколькими угодно нулями после единицы. 100000000000000000…..$. Единица– это ваше здоровье. Если её убрать, то оставшиеся нули не будут иметь никакого значения.

Мы приходим в этот мир голыми и такими же уйдём. Каждый знает, что ничего из накопленного не возьмёте в загробный мир. Поэтому надо беречь самое ценное в вашей жизни – здоровье.

По мере протекания жизни, с одной стороны, становится немножко грустно от мысли, что время безвозвратно, но, с другой стороны, с возрастом приходит опыт и понимание. И это приносит мне радость и спокойствие. Оглядываясь на прожитую жизнь, с грустью думаешь, что, если бы я пораньше поняла смысл жизни, смысл своего рождения, то какую богатую и счастливую жизнь можно было бы прожить. Так как мы живём в эпоху информационных технологий, то почти нет ничего не услышанного и не узнанного нами.

Тем не менее, оказывается, что мы не знаем самого главного. Большинство людей так и умирают, не познав самого себя, смысла своего рождения – как удивительного, уникального и неповторимого индивидуума.

Не так уж трудно, ведя правильный образ жизни, удлинить это путешествие еще лет на 20. Но из-за того, что мы не получили самых элементарных знаний относительно здорового образа жизни, монгольская нация превратились в нацию, средняя продолжительность жизни которого слишком коротка, всего лишь 62–68 лет.

Бывают события, которые сильно, в корне меняют жизнь человека, его взгляды, мысли и отношение к окружающему. Именно такое произошло и со мной. 2010 год был для меня очень трудным. Умер отец, через 27 дней после его кончины ушла из жизни и мать. За отцом ухаживали 3 года. А мама, никогда не жаловавшаяся на болезни, 5 дней пробыла в коме и умерла – все было очень быстро и неожиданно. 12 ноября ко мне домой пришли журналисты одной и газет, взяли интервью и снимали фотографии (смотрите фото). Я с мамой сфотографировалась и мы были очень счастливы вместе. Я не знала, что через 4 часа у мамы будет плохо. Было так горько осознавать, что я не успела её отблагодарить и позаботиться о ней.

Фото: Моя мама Банзрагч Маадорж и я.

Я не врач и не известный научный сотрудник. Но опыт и знания, которые я получила, учась и работая, у всемирно известных учёных-преподавателей в Москве в МГУ на химическом факультете, в научно-исследовательских лабораториях, очень мне пригодились.

Хотя нам кажется, что учиться и развиваться уже в прошлом – нет пределу познания. За свою жизнь человек накапливает в себе огромное количество знаний, которые нельзя своровать, отнять, которые не стареют, не обесцениваются, и которых становится всё больше и больше, которые никогда не убывают.

Я не знаю, то ли современная медицина слишком продвинулась, то ли слишком специализировалась, но мне кажется, что врачи рассматривают человека как набор органов, которые нужно лечить каждый по отдельности. Сегодня большинство врачей лечат не причину заболеваний, а симптомы, бомбордируя организм лекарствами, доводят болезнь до хронического состояния. А наши знахари традиционной медицины, диагностируя по пульсу и леча растительными лекарствами, бывает, что вылечивают даже от рака. Оказывается нет ничего невозможного.

Я твёрдо верю, раз заболевши, можно и выздороветь. По-моему, есть причины болезней и условия их возникновения. Причины – это душевное состояние, а условия – различные факторы, влияющие на возникновение болезней. Мне сейчас кажется, что вообще хронических болезней не должно быть. Если врач ставит такой диагноз – это значит, что у него устаревший подход к лечению болезни.

Я не виню врачей – нет никаких оснований их винить. Если коренным образом не изменить систему здравоохранения, систему подготовки кадров, ничего не изменится, и медицина не выйдет из сегодняшнего тупика бессилия перед некоторыми заболеваниями.

После окончания университета я преподавала химию в медицинском институте. Но даже я не учила будущих врачей познанию биологических причин возникновения заболеваний, биохимических воздействий лекарств на организм человека. Так ведь я сама не знала.

Опираясь на свои знания, изучая последние достижения химии, биологии, стала рассматривать человека как единое целое. Нужно обеспечить биохимическое равновесие человека как неповторимого биологического произведения. Человек может быть здоровым лишь в случае создания благоприятных условий для протекания биохимических реакций и биологических процессов в его организме, в этом уникальном произведении природы-матушки.

В результате я излечилась от 22 видов аллергий, которые мучали меня в течение 28 лет. Я не только избавилась от своего недуга, но и помогла многим своим консультантам стать здоровыми. Когда в 2011 году я сдала все анализы в самой престижной монголо-корейской больнице, то результаты были в норме, я была абсолютно здорова. Так как я перенесла спинно-мозговую травму, то до исследования врач мне сказал, что результаты анализа на содержания кальций в организме могут быть плохими. Но когда он увидел результаты, он был удивлён. Я была очень довольна результатами анализов. Только биологический возраст в больнице не определили.

За последние 3 года я даже забыла, что есть такая болезнь-грипп. Ни разу не обращалась к врачам. Хотя я оздоровилась, сидячий малоподвижный образ жизни за последние 1,5 года дал свои плоды. Я начала набирать вес. Я мало двигалась, появилась одышка при ходьбе, начали болеть ноги. Из-за всего этого не хотелось вообще утруждать себя движениями. Нужно сказать, что ленивый образ жизни стал для меня нормой.

В начале мая 2013 года мне определили мой биологический возраст. Результаты были плачевными. Мой возраст был 92 года. Мне пришлось коренным образом изменить свой образ жизни, своё отношение к самой себе. Раньше я думала, что я много занимаюсь собой. Но это оказалось не так. Если в свои 50 лет я имела такие результаты, то через 5 лет меня вообще можно будет списать со счетов жизни.

Биологические возрасты у людей бывают разные. Например, у одной 27-летней девушки биологический возраст определяется как 67 лет, а у другой может быть и 12. Я поняла, что этот возраст определяется степенью чистоты организма на клеточном уровне. Простым глазом это невозможно определить. Бывает и так, что у людей с высоким биологическим возрастом не бывает никаких признаков болезни, и они чувствуют себя совершенно здоровыми. Но это только временное явление. По прошествии определённого времени, внутренняя среда организма обеспечит все условия для развития болезни.

В детстве я слышала как старики говорили, что придёт такое плохое время, когда люди будут по уши в долгах и изнутри их будут пожирать «черви». Наверное, это время пришло. Предположим, что человеческий организм– это извилистый сосуд, имеющий сверху рот, нос, а внизу 2 отверстия для вывода отходов. Положим в него мясные, молочные и мучные продукты, овощи, фрукты, спиртные напитки и сладости. Поставим его в комнату с кислородом и разными токсическими газами на 1, 2, 7, 10 дней, на 1, 2, 30, 40 лет. За этот период ни разу не очищая внутренность, всё время будем менять внешнюю обёртку. Хоть в золотой парче, хоть в бренд-коробке, хоть в простой таре, всё равно внутри сосуда всё будет гнить и будет как в мусорном баке. Особенно в труднодоступных местах будут накапливаться шлаки, в некоторых местах они могут даже окаменеть.

Ещё в 1932 году Отто Варбург получил Нобелевскую премию по химии за определение условий жизни злокачественных опухолей. Клетки опухолей (а также бактерии и патогенные микроорганизмы) великолепно развиваются при закислении крови, т. е. при падении рН ниже 7,2–7,3 единиц. При нормаликации рН опухоли вначале прекращали рост, а затем рассасывались! Если рН крови в норме чужеродные бактерии и микроорганизмы не имеют условий для размножения .

Из результатов этих исследований и ислледований других учёных, у меня появилась надежда на оздоровления многих недугов, которые связаны с окислением клеток и нарушением природного кислотно-щелочного баланса внутренных жидкостей организма. Никто не может отрицать факт излечения печёночных заболеваний, если устранить факторы, разрушающие печёночные клетки. Если все науки (медицина, биология, химия, психология) объединятся, то современная медицина разрешит нынешние проблемы, и такое понятие как неизлечимая болезнь исчезнет.

Неужели земля нас не выдержит? Хочется ещё пожить. Любить себя – это значит быть здоровым. Сделав такой вывод, с 15 мая 2013 года у меня в жизни начался совершенно новый этап сознательного изменения самой себя для здоровой полноценной жизни. За 3 месяца мой биологический возраст с 92 стал 50 лет, вес снизился на 20 кг, одежда стала на 2 размера меньше, избавилась от целлюлита, который был со мной последние 33 года. Я чувствую удовлетворение от проделанной над собой работы.

Из книги Навстречу Жениху автора Блаженный (Береславский) Иоанн

Облекайте Моих детей в достойные их призвания ризы - в белые одежды - Человек забыл Бога. Адам в состоянии векового сомнамбу-листического сна - Человек забыл самого себя - Радость - в чем Она? - Назначение человека - облечься в ризы вышеангельские - Человек

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 4. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги О любви и сексе автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Маски мира автора Зорин Петр Григорьевич

99 ИЛЛЮЗИИ САМОГО СЕБЯ Наши органы чувств в конечном счете состоят из атомов, которые в свою очередь, являются не более как энергетическими вихрями. Нервные проводники также есть не что иное, как в определенной последовательности расположенные атомы, и те центры, в

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

5. Обвинение Самого Себя Эссенция, которую каждый из нас несёт внутри, пришла сверху, с небес, от звёзд...Бесспорно, изумительная Эссенция происходит от ноты "ЛЯ" (Млечного Пути, галактики, в которой мы живём).Прекрасная Эссенция проходит через музыкальную ноту "СОЛЬ" (Солнце),

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

I. Прощение себя самого 1. Ни один Небесный дар не понимался столь превратно, как прощение. По сути, оно стало бичем, проклятьем там, где было призвано благословлять, стало жестокою насмешкой над милосердием, карикатурой на святой покой Господень. Но те, что еще не решили

Из книги Материалы Алого Круга - Серия «e2012» автора Хоппе Джефри

Познание себя Поэтому я задаю здесь вопрос - я попрошу Линду из Исы пойти к доске, чтобы записывать ответы - по шкале от одного до десяти... один... десять... Шкала от 1 до 10: 10 является наибольшим, 1 - наименьшим. 10 - наибольшее, 1 - наименьшее. Я попрошу Дэвида взять

Из книги Огненный Подвиг. часть I автора Уранов Николай Александрович

Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

«Познай самого себя!» В Живой Этике дается не только объяснение природы измененных состояний сознания, но и целое учение о необычных творческих возможностях тонких тел человека.Из истории духовно-философских и религиозных учений известно, что йоги и подвижники умели

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

Познание дня: Истинная стоимость себя Представьте, что наша цивилизация погибла. Ядерная война, глобальное потепление - не важно. Мир в руинах. Нет электричества, нет инфраструктуры, нет привычной системы обслуживания. Семьдесят процентов населения планеты -

Из книги Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели автора Диспенза Джо

Медитация как познание себя В тибетском языке слово медитация значит познание. Соответственно я буду использовать этот термин как синоним понятий самонаблюдение и саморазвитие. В конце концов, чтобы познать некое явление, мы должны понаблюдать за ним. Повторюсь: ключ к

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

В поисках самого себя 4 сентября 1888 года Мохандас Карамчанд Ганди уезжает из Бомбея в Лондон, чтобы учиться. Тогда среди индийской аристократии считалось престижным все английское: английские костюмы, английский язык, английское образование. Уже более 40 лет Индия

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Из книги Школа Вселенского Знания автора Климкевич Светлана Титовна

Покорить самого себя 513 = 2012-й год – возвращение к истокам = Знания позволяют избавится от страхов = Наша главная работа – нужно покорить самого себя = Пробудится от страшного сна сознания = Страдание тоже труд, его нужно нести достойно = Что такое партнерство? – Это один

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

260 Свобода от самого себя Просветление – не состояние экстаза; просветление – вне пределов экстаза. В просветлении нет никакого волнения; экстаз подразумевает состояние волнения. Экстаз остается состоянием ума – красивым состоянием, но все же состоянием ума. Экстаз

Из книги Наши скрытые возможности, или Как преуспеть в жизни автора Виилма Лууле

Познание самого себя Для разъяснения сути стрессов я буду пользоваться такими понятиями, как «тюрьма», «пленник», «заключенный». Если эти слова Вам не по душе, подыщите для себя другие. Важно, чтобы Вы научились высвобождать стресс.Пленнику необходима свобода. Сама по

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Самопознание – это стремление человека познать себя, — свои психические и физические особенности, свои способности и в целом все тонкости своей личности. Благодаря самопознанию человек может узнать о себе много нового и интересного, чего он раньше не знал и не понимал, и даже много такого, чего еще никто о себе никогда не узнавал. Также, благодаря самопознанию человек способен в значительной мере осмыслить себя и найти свое место в жизни. Иной раз мы даже не знаем, кем мы можем быть по жизни, где так сказать, наше место в этом мире и чем нам следует заниматься, чтобы в полной мере себя реализовать. Самопознание поможет ответить на эти и многие другие вопросы. Оно поможет каждому человеку обрести веру в себя и свои возможности, и придаст ему сил для реализации всех своих желаний. В этой статье я расскажу вам о том, каким образом самопознание способно помочь вам улучшить себя и свою жизнь и как именно человек может познать себя.

Зачем познавать себя

И все же, несмотря на всю видимую полезность самопознания, вопрос о том, зачем себя познавать, я уверен, возникает в головах многих людей, даже тех из них, кто уже активно занимается самопознанием. Все-таки, самопознание, самокопания, самоизучение, самоанализ – это непростая работа. Нужно немало времени уделять на то, чтобы в себе копаться, чтобы изучать особенности своей личности, а его многим и так не хватает. Да и думать нужно много о себе, своих поступках, своих мыслях, своем поведении, что само по себе непросто. Думать вообще очень тяжело, а о себе самом тем более. Ведь часто при размышлениях о самом себе надо иметь смелость смотреть правде в глаза, чтобы видеть себя таким, какой ты есть, а не таким, каким ты хочешь себя видеть. Вот этой смелости многим людям не хватает. Так что самопознание – непростая работа. Поэтому и встает этот вопрос – зачем это нужно делать? Не для того же, чтобы просто казаться умнее и выше других.

Причин, друзья, на самом деле много, и все они вносят свой вклад в желание человека познать себя. Но я думаю, что главная причина заключается в том, что в один прекрасный момент человеку начинает не нравиться его невозможность управлять собой и своей жизнью так, как ему этого хотелось бы. То есть, он это может делать плохо или во всяком случае не очень хорошо. И в тот момент, когда он начинает более или менее отчетливо понимать, что он плохо управляет своей жизнью и недостаточно хорошо контролирует самого себя, в результате чего многое в его жизни не ладится – у него возникает желание разобраться в себе, чтобы навести наконец в себе и своей жизни порядок. Другими словами, неудовлетворенность собой и своей жизнью – является отличным поводом для самопознания. Все-таки, когда в твоей жизни все хорошо и ты всем доволен, особенно самим собой, то никакого смысла изучать себя у тебя нет. А нет смысла, нет и желания. Человек наслаждается жизнью, совершенно не думая о том, как он может ее изменить, потому что она его полностью устраивает. А ведь чтобы изменить свою жизнь, человеку необходимо сначала изменить себя. Впрочем, и наоборот тоже можно делать – сначала менять свою жизнь, а затем меняться самому. Но все же лучше начинать с себя – это намного лучше.

Есть и такие люди, которые озадачены вопросом о смысле жизни и в поисках ответа на него идут, что называется, вглубь себя, ибо где же еще, как не внутри себя, искать ответы на столь важные и вечные вопросы. То есть, иногда не неудовлетворенность, а любопытство и желание развиваться становится для человека толчком к самопознанию. Правда это встречается редко, намного реже, чем необходимость в самопознании в следствии неудовлетворенности человеком своей жизнью, но встречается. Я считаю, что одно другому не мешает, так как любой порядок в жизни человека подразумевает и ясное понимание им того, ради чего он живет и то, из-за чего он хочет жить лучше. Ведь чем больше человек о себе и вообще о людях знает, тем лучше он понимает, как свои собственные возможности, так и в целом возможности человека, а это в свою очередь раскрывает перед ним более обширное пространство возможностей. Вы, я думаю, согласитесь со мной в том, что мы, люди, очень многого еще о себе не знаем. Мало того, мы не знаем о том, что именно мы о себе не знаем, то есть, не понимаем, что именно мы хотим найти внутри себя. И это завораживает. Это заставляет нас изучать себя так же активно, как, скажем, мы изучаем космос, потому что внутри нас скрыто тайн не меньше, чем в космосе. И кто его знает, что мы можем о себе узнать и как мы на основании этих знаний сможем себя развить, чтобы обрести новые способности и возможности, с помощью которых нам удастся качественно изменить свою жизнь.

Так что же мы о себе знаем и что нам нужно о себе узнать? Все-таки, самопознание должно от чего-то отталкиваться и иметь какую-то цель. О себе мы знаем многое и еще большего мы не знаем, и соответственно, самопознание имеет цель не найти что-то конкретное внутри себя, а вообще что-то найти и понять это. Глядя на других людей, мы можем видеть, каким вообще может быть человек, но интересен другой вопрос – а есть ли в нас что-то похожее, что мы наблюдаем у других людей? То есть, если вы смотрите на человека, который обладает такими качествами, которыми хотели бы обладать вы, то можете ли вы развить в себе похожую, а не говорю полностью идентичную, а похожую личность, которая бы вас полностью удовлетворила? Я считаю, что да – все, что вы наблюдаете у других людей, как хорошее, так и плохое, есть внутри каждого из нас. Другое дело, в насколько развитом состоянии в нас живет та или иная личность, те или иные качества, или лучше сказать, какие мы имеем задатки для формирования в себе той или иной личности. Вот с этим еще нужно разобраться. У кого-то из нас в более развитом состоянии имеются одни достоинства и недостатки, у кого-то другие, и в зависимости от нашего желания – мы можем развивать в себе именно те из них, которые нам нужны. Конечно, мы можем найти в себе и то, чего еще никто в себе не находил, и что является своего рода большой наградой для ищущего, но все же найти в себе что-то такое, что тебя привлекает в других людях – это большой соблазн. Поэтому имейте в виду, дорогие друзья – внутри себя вы можете найти любую известную вам личность, чтобы затем ее в себе вырастить. Еще раз повторю – вам необязательно быть на кого-то похожим, человек к этому стремиться не должен, ему нужно развивать собственное Я. Но ориентиром для него вполне могут стать другие люди, достойные люди, чтобы в плане развития своих личностных качеств ему не нужно было заново изобретать велосипед.

Очень полезно заниматься самопознанием для решения различных своих проблем. А их в нашей жизни всегда хватает. Но многие люди оказываются не только неготовыми к ним, но они даже не видят того, как они в принципе могут те или иные проблемы решить. Очень часто, когда мы с моими клиентами решаем какие-то проблемы, с которыми они ко мне обратились, я обращаю их внимание на те личностные качества, которыми они обладают и соответственно возможности, которые они благодаря этим качествам имеют, с помощью которых эти люди могут свои проблемы решить. Но они сами в силу разных причин этих качеств в себе не замечают и поэтому не видят имеющихся у них возможностей. А ведь что значит не знать о тех или иных своих личностных качествах и не видеть имеющихся благодаря им возможностей – это значит не пользоваться этими возможностями для решения своих проблем и заодно задач. Это как охотиться с заряженным ружьем, но не уметь из него стрелять. Понимаете, многие люди могут гораздо больше, чем они думают. И те проблемы, с которыми сталкивается большинство людей в повседневной жизни – для них не такие уж и серьезные, чтобы из-за них переживать и тем более отказываться из-за них от своих амбиций. Но люди воспринимают те или иные, безобидные для них ситуации, именно как проблемы, потому что просто не знают, как им самим их решить или как их избежать.

Я считаю, что не знание и непонимание людьми самих себя, хотя бы в наиболее допустимых для них пределах – это одна из основных проблем для большинства людей. И эту проблему нужно решать в числе первых. Я тоже себя не очень хорошо знаю, но я работаю над этим – я стараюсь познать себя как можно лучше. И должен сказать вам, друзья, что это очень интересно и чудовищно полезно. Это полезно не только в том смысле, что мы получаем возможность стать лучше, развив в себе те или иные качества, сначала обнаружив их в себе, а затем найдя способы их развить, но и в плане нашей самооценки. Ведь знаете, в нашей жизни иногда встречаются такие люди, которые говорят нам, что мы чего-то там не можем и что нам что-то там не дано. Вы с этим сталкивались? Я сталкивался. Мне говорили некоторые люди, что мне не дано то или это, и я им поначалу верил. Но знаете, моя гордость не позволяла мне смириться с мыслью о том, что я чего-то там не могу, что что мне что-то не дано. И я начинал работать в этом направлении, я работал преимущественно над тем, что было важно для меня. И оказывалось, что все мне дано, что все я могу, нужно только развивать в себе необходимые качества, а не уповать на природный дар или на отсутствие оного. Так что самопознание позволяет нам опровергнуть негативное мнение о нас других людей. И это опровержение важно прежде всего для нас самих, оно помогает нам поверить в себя.

Есть и еще один смысл в том, чтобы заниматься самопознанием – таким образом можно познать не только себя, но и других людей. А это в свою очередь поможет вам лучше их понять и наладить с ними отношения удобным для вас образом. Ведь все, что есть в нас самих – есть и в других людях, а то, что есть в других людях – есть и в нас. Иногда для того, чтобы понять другого человека, например, своего ребенка в подростковом возрасте, все что от человека, его родителя, требуется – это вспомнить себя в его годы. В вас ведь живет тот самый подросток, у которого есть свои проблемы и переживания, свои желания и мечты, свое мнение по поводу тех или иных вопросов – поэтому вы все это в себе можете поднять, чтобы найти со своим ребенком, с сыном или дочерью, общий язык. Вот в подростке пока еще нет зрелой личности, в нем нет взрослого человека, которого вы можете хотеть в нем видеть, а в вас его личность есть. Так кто кому должен идти на уступки, кто кого для этого должен постараться понять? Таким вот образом, друзья, мы все можем стать более дружелюбными и отзывчивыми, и у нас появится больше возможностей договориться друг с другом. Познавая себя – мы можем познать других. А познав других – мы можем найти к ним подход, можем найти общий язык с ними.

Как познать себя

Ну а теперь давайте поговорим о том, как познать себя. Первое, что само напрашивается на ум – это наблюдение, или если хотите, самонаблюдение. Для того чтобы познать себя – нужно за собой наблюдать. Но это не так просто делать, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что мы склонны к искажению информации о самих себе. То есть, мы, люди, часто обманываем себя, когда размышляем о себе, о своих качествах, своих достоинствах и недостатках, своих желаниях и возможностях. В большинстве случаев мы хотим казаться в своих собственных глазах лучше, чем мы есть в действительности. Поэтому иногда нужно наблюдать за собой не своими, а чужими глазами, и думать о себе не своим, а чужим умом. Понимаете, о чем я? – Я о чужом мнении о нас, о вас. Оно очень помогает самонаблюдению с целью самопознания. Конечно, чужое мнение тоже не всегда адекватно, но оно часто отрезвляет и уравновешивает наше собственное мнение о самих себе. Правда, кто-то думает о себе хорошо и даже слишком хорошо, а кто-то плохо, поэтому чужое мнение должно принадлежать грамотным людям, а не кому попало. Иначе одни люди вас просто еще больше принизят, а другие необоснованно возвысят и это не поможет вам познать себя, зато поможет сильно исказить вашу самооценку. Так что чужие глаза и чужой ум – нужно еще правильно выбрать. Интересуйтесь мнением о вас у тех людей, которых вы считаете умными.

Обратите также внимание на свою систему ценностей, свой образ жизни, свои желания и мечты – они помогут вам понять, какая вы в данный момент личность. Думаю, о том, какие люди чем интересуются, вы без труда узнаете из умных книг и статей, а затем посмотрите, насколько вы близки к тем или иным людям. Грубо говоря, если человек ведет крайне безответственный образ жизни, тем самым доказывая, что он плохо в ней разбирается, если его система ценностей основывается на удовлетворении примитивных базовых потребностей и этим ограничивается, если он мечтает о всякой малозначительной ерунде, которой хочет обзавестись, а не о, скажем, самовыражении, самореализации, достижении каких-то высоких целей в жизни, имеющих отношение к возвышенным потребностям, то ему определенно есть куда расти. И ему точно не стоит думать, что он знает о жизни все и что ему больше ничего от нее не нужно, и что особенно важно, что ему ничего не нужно от самого себя. Это, вообще-то, довольно-таки серьезная проблема для человека – не знать, что он чего-то не знает. В некоторых случаях только благодаря посторонней помощи человек может выйти за рамки своих представлений о жизни, чтобы узнать больше и о ней, и о самом себе.

Следующий момент, являющийся продолжением предыдущего – это науки о человеке, с их помощью вы сможете понять, что именно вы в себе уже нашли или можете найти. Ну, я могу вам со всей ответственностью заявить, что психология способна очень здорово помочь человеку познать себя. Она объяснит ему, почему в нем есть те или иные качества, почему ему присущи те или иные черты, почему он имеет те или иные желания. К примеру, человек во время самопознания обнаружил, что он чего-то боится, но не знает, чего именно и почему. Допустим, он замечает за собой, что ему страшно только в каких определенных ситуациях, но он не может понять, что эти ситуации означают, почему именно они его пугают, беспокоят. Но начав изучать ту же психологию, он может узнать о разного рода фобиях и о том, почему они возникают, и дальше уже сделать вывод, откуда в нем появился тот или иной страх. Мало того, он узнает о том, что страх присущ и многим другим людям, что поможет ему, например, перестать думать о себе, как о трусе, если он конечно так думает. Или человек хочет узнать о том, на что он способен, — сможет ли он, к примеру, добиться успеха в каком-то деле, или оно ему не по зубам. Из соответствующей литературы он может узнать о том, какие качества необходимы человеку для успешного решения тех или иных задач, для достижения тех или иных целей, и как эти возможности можно в себе развить. Другими словами, самопознание без знаний практически невозможно. Ибо не все, что мы наблюдаем, как в себе, так и у других людей – мы в состоянии объяснить без специальных знаний.

Следующий, тоже очень важный с моей точки зрения момент в самопознании, имеет отношение к таким двум человеческим качествам, как воображение и воля. Я ни раз писал о том, что человек может, что называется, сам себя придумать, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Главное – загореться желанием сделать из себя нужную вам личность, тогда и способы это сделать найдутся. Но прежде, нужно, как бы план своего развития составить, хорошенько подумав о том, кем именно вам хочется быть, какие ваши личностные качества помогут вам стать таким человеком и с чего вам следует начать свое развитие. То есть, понимаете, самопознание в данном случае превращается в самосоздание, человек сам себя создает – он не ищет в себе те или иные качества, он их сначала придумывает, а потом развивает. Скажете, это невозможно? А вот и возможно. И многие люди именно так и поступали в своей жизни, когда хотели кем-то стать. Выше я приводил вам пример с собой, когда говорил, что некоторые люди убеждали меня в том, что я чего-то не могу и что мне что-то не дано, а потом оказывалось, что я очень даже все могу и все мне дано. Откуда мы вообще можем знать, что дано нам, а что нет, если мы старались чего-то достичь? Все это ерунда полнейшая – мы сами решаем, что дано нам, а что нет.

Многие люди познавали себя не посредством поиска в себе чего-то или кого-то, а посредством саморазвития, самосовершенствования, посредством стремления к своим целям. Это совершенно разные вещи. В одном случае мы опираемся на концепцию о том, что кто-то другой нас создал для тех или иных целей, и мы ищем в себе что-то, что укажет нам на эти цели, а в другом случае, мы верим в то, что какими бы мы ни были от рождения, мы сами решаем, кем мы станем и каких целей будем стараться достичь. То есть, в последнем случае ответственность за то, какие мы и что мы можем, полностью ложится на нас. И я считаю, что это самый лучший способ самопознания. Пусть наши дела покажут нам и другим людям, какие мы сейчас и какими мы можем стать, а не наше исследование самих себя. Ибо так или иначе человек становится тем, кем он становится, под влиянием внешних факторов и благодаря своей собственной работе над собой. А то, что дает нам природа от рождения – это ничтожно малая часть нашей личности. Ну это, конечно, мое личное мнение, отчасти подтверждённое наукой, отчасти опровергнутое наукой.

В любом случае, друзья, заниматься самопознанием нужно любыми доступными вам методами. Это, как я уже говорил, и интересно, и полезно. В этом занятии есть смысл. Само по себе самопознание является одним из смыслов жизни. Или даже можно сказать, что самопознание дополняет жизнь человека, наполняя ее большим смыслом. Сократ говорил: познай себя и ты познаешь весь мир. Не знаю, насколько это действительно так, но я абсолютно убежден в том, что познав себя, мы познаем многое, очень многое. Я вам не все способы самопознания описал в этой статье, поэтому в будущем мы с вами обязательно вернемся к этой теме, чтобы еще лучше ее раскрыть. Но главное, чего я хочу добиться – это пробудить в вас интерес к самопознанию, и таким образом – побудить вас к этому достойному занятию.