Лидер и руководитель: общее и отличия. Чем отличается руководитель от лидера: особенности и отличия

Лидерство рассматривается в энциклопедической литературе как социально-психологический феномен отношения доминирования и подчинения в социальной группе. Данное психическое явление определяется объективными и субъективными факторами. К объективным факторам лидерства относятся: цели и задачи группы, текущие условия ее жизнедеятельности. К субъективным – индивидуально-типологические особенности членов группы и ее лидера, динамика межличностных отношений в группе, ситуативно возникающие тактические задачи группы, обусловленные динамикой межличностных отношений, организаторские способности лидера. Лидерство в группе определяется принятой лидером социальной ролью – ролью профессионала или социально-эмоционального авторитета, способного разрешать внутригрупповые конфликты.. Эффективное лидерство связано с сочетанием в одном лице обеих вышеуказанных ролей. Специфические групповые особенности предъявляют ряд требований к лидерству в данной группе. В ситуации выбора стиля лидерства, ориентированного на групповую задачу или на членов группы, предпочтительнее ориентация на групповую задачу.
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции. Объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы.
Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический – в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный аспект власти, связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.
Различия между лидером и руководителем:
1)лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;
2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;
3)лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство.
4)руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер, он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможность использовать только неформальные санкции.
5) Различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно.
Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы.
Некоторые социально-психологические аспекты влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. В некоторых источниках феномены руководства и лидерства рассматриваются как идентичные. Так, Д.Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведет за собой группу. При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

В обычном понимании слово “лидер” примерно равно по смыслу “руководитель”. Однако в этих понятиях есть отличия. Например, в крупной компании, где руководителей назначают приказом, такой руководитель может совершенно не быть лидером для той группы людей, которой он управляет. Таким образом, лидерство и руководство не обязательно равны друг другу.

Обычно руководитель – это формальная должность, занимая которую, человек просто осуществляет функции контроля над процессом. Он следит, чтобы подчиненные не допускали ошибок, которые бы сбивали отлаженный процесс. То есть, другими словами, такой руководитель – это менеджер более высокого или менее высокого ранга. Зачастую при наличии руководителя роль лидера в коллективе выполняет кто-то другой, не наделенный формальными полномочиями. Так называемый неформальный лидер.

Лидерство – это психологический феномен. Руководство – это технология. Формально лидером быть невозможно. Лидеров не назначают. Но руководитель может стать лидером. И тогда лидерство и руководство взаимно усиливают друг друга. Такое дополнение для руководителя может быть полезно по следующим причинам.

· Во-первых, лидер затрачивает меньше сил на руководство, потому что он является примером для своей группы. Он знает о том, что происходит в коллективе, умеет найти общий язык с каждым членом команды. Люди доверяют ему и охотно за ним следуют.

· Во-вторых, находясь в курсе дел (не только дел компании, но и отдельно каждого), лидер может гораздо легче спрогнозировать ситуацию и принять более правильное решение по управлению коллективом.

Еще в 1992 году профессор гарвардской школы бизнеса Абрахам Залезник сформулировал разницу между лидерами и менеджерами. С его слов, лидеры более терпимо воспринимают хаос и неопределенность, и умеют управлять ситуацией более гибко. Тогда как менеджеры стремятся к тотальному контролю и пытаются навести везде порядок еще до того, как поняли смысл возникшей ситуации.

Лидерство и руководство – это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи. Лидер коллектива или менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Для него люди – это коллеги, а не подчиненные. Свое взаимодействие с ними он строит больше на фактах и в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Лидер воодушевляет людей, привносит энтузиазм в работу. Он четко видит конечный результат и знает, как проходить этапы к его достижению. Лидер уверен в том, что он делает, лидер воодушевлен тем, что он делает. Лидер способен сам ставить коллективу достижимую цель. Руководитель имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего он по необходимости ориентируется на кем-то установленные цели свыше и лично в них не заинтересован. Руководитель на первое место ставит порядок во взаимодействии с подчиненными. Эмоциональная составляющая отношений практически исключена. Подчиненные – это работники, выполняющие свои обязанности. Руководитель всегда ожидает и обязан принимать уважение от своих сотрудников. Лидеры умеют учитывать и прислушиваться к потребностям работников, уважают их ценности и движущие эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции в общении, всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства – как любви, так и ненависти. Лидеры не требуют к себе уважения, они его заслуживают. Руководители во имя достижение целей и мотивации подчиненных используют контроль. Наказания преобладают над поощрениями. Недочеты и провалы обсуждаются больше, чем достижения и успехи. Лидеры строят свои отношения с людьми на доверии, мотивируя и вдохновляя их личным примером. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы. Признание успехов и достижений преобладает над ошибками. Ошибки свои и коллективные признаются легко и ищутся пути их исправления. Руководитель при принятии новых решений делает акцент на старый опыт, до минимума сводит возможности поиска новых путей из сложных ситуаций. Лидер, наоборот, предпринимает постоянные попытки по разработке новых и неоднозначных решений проблемы. Пойти на риск и взять за него ответственность – отличительная черта современного лидера. Руководителю трудно стремится к ясности и четкости в выполнении работы. Он предпочитает бумажные отчеты больше чем реально-интересные, но нигде не зафиксированные протокольно события. В коллективе неформально поддерживается посредственность, замалчивается и не признается одаренность сотрудников. Лидеру свойственен постоянный анализ сложившихся дел в коллективе, поощряются наилучшие примеры, продвигается незапланированное, но заслуженное вознаграждение. Руководитель не умеет и не нуждается в делегировании полномочий, ревностно относиться к любым новым идеям, идущим не от него. Лидер без опаски и страха квалифицированно передает полномочия, умеет их направлять и принимать результат. Создает возможность позитивной обратной связи, поддерживает разумную инициативу сотрудников в рамках актуальных целей. Руководитель не умеет налаживать отношения с «трудными» людьми. Не способен защитить коллектив в критические периоды жизни организации, спокойно относится к минимальному вкладу своих сотрудников. Лидер может установить приемлемые отношения с «трудными» людьми, не конфликтуя с ними, но и не занимаясь попустительством в отношениях. Лидер защищает своих коллег, но требует от них максимального вклада в общее дело. Руководителю не получается установить критерий успеха в своей организации. И потому люди под таким руководством плывут безынициативно, без направления и вдохновения на рабочем месте. Лидер имеет образ успеха организации в своем разуме и вдохновляет коллег. Умеет праздновать совместно с коллективом победу! Большая удача, если официально назначенный руководитель какого-нибудь звена обладает лидерскими качествами и закономерно становится лидером коллектива. Быть руководителем не означает автоматически считаться лидером. Сегодня мало быть руководителем. Требования дня – быть лидером коллектива.

Все слышали про наличие лидеров и руководителей в различных социальных сообществах. Но как соотносятся эти термины, разбирается не каждый. Чтобы понять, чем отличается лидер от руководителя, нужно выяснить, что подразумевает каждый из терминов.

Смысл лидерства

Лидер - человек, который, в рамках какого-либо коллектива людей, пользуется признанным авторитетом, влиянием. Социальное влияние лидерства выражается в поддержке остальными членами общества при достижении какой-либо цели.

Лидерство характерно не только для выстраивания общественных отношений людей. Выделение вожаков свойственно и для мира природы. У большинства видов социальных животных происходит выстраивание иерархии, во главе которой стоит вожак. Яркими природными маркерами лидерства являются львы, гиены, волки, некоторые виды обезьян, дельфины.

Вожаки в животном мире получают приоритетный доступ к пищевым ресурсам, праву продолжения рода Взамен лидер поддерживает порядок в группе, защищает от внешних угроз и оберегает свой статус от посягательств конкурентов.

В обществе лидерство имеет похожие критерии. Качественный доступ к возможностям компенсируется ответственностью.

Человеческое лидерство стоит рассматривать как часть иерархической структуры членов какого-либо социума. Иерархия позволяет систематизировать, упорядочить и нормализовать отношения между людьми. Лидер должен направлять всю группу в нужном направлении, предотвращать конфликты, помогать в достижении целей и развитии, поощрять и наказывать. Лидерство позволяет «цементировать» иерархическую структуру, содержать её в порядке, предотвращать от развала и беспорядка.

Лидерство подразделяется на две группы: формальное и не формальное. При формальном лидерстве качества вожака подкреплены занимаемой им должностью. В случае неформального лидерства ключевая позиция занимается за счёт умений, навыков, ресурсов, которые не подкреплены наличием официального статуса руководителя.

Основные теории

В психологии выделяется четыре теории, которые отражают суть лидерства:

  1. Ситуационная. Лидер для решения задач использует один из четырёх стилей поведения в зависимости от ситуации. Выделяются следующие стили, которые определяются характером поведения: директивный (ориентация на задаче, минимум внимания людям), наставнический (сочетание внимания задаче и людям), поддерживающий (ориентация на людей, а не на задачу) и делегирующий (низкая ориентация и на людей, и на задачу).
  2. Функциональная (смотри «Функциональная теория»).
  3. Поведенческая. Лидерство определяется не личностными характеристиками, а характером подхода к группе. Градация типа поведения лидера по отношению к коллективу: от авторитарного до либерального.
  4. Интегральная. Сочетание командного и харизматического подходов при решении задачи.

Смысл руководства

Руководитель - специалист, занимающий должность, функциональные обязанности которой подразумевают контроль, принятие ответственных решений, направление работы подчинённых.

Основные стили

Выделяется несколько стилей руководства коллективом:

  1. Авторитарный. Решения принимает руководитель, система управления сильно централизована. Для членов коллектива определяющими факторами выступают исполнительность, соблюдение правил. Инициатива не приветствуется.
  2. Демократический (распределённый). Решение принимает вся группа.
  3. Либеральный. Руководитель легко делегирует принятие решение членам группы. Стиль способствует росту креативности и инициативности сотрудников.
  4. Нарцисстический. Лидер использует коллектив для решения личных задач в ущерб достижению общих целей.
  5. Токсический. Для мобилизации ресурсов группы лидер осознанно ставит подчинённых в худшие условия.

Конкретный стиль выбирается руководителем исходя из особенностей по следующим критериям:

  • мировоззрение;
  • особенности характера;
  • опыт.

Стили не являются универсальными единицами. Каждый из них оптимален для определённой ситуации, коллектива.

Для достижения цели важно оценивать условия и подбирать оптимальный стиль руководства. Авторитарный стиль подходит для решения экстренных, чрезвычайных задач. Он оптимален в ситуациях, когда квалификация лидера значительно превосходит знания, умения и опыт остальных членов группы.

Демократический стиль оптимален для сплочённых коллективов, в которых уровень компетенции всех членов группы находится на близком уровне.

Соотношений понятий

Наличие в группе и лидера, и руководителя имеет последствия различной значимости. При грамотном выстраивании отношений лидера и руководителя такой союз приведёт к усилению группы, повышению её эффективности, т. к. каждый будет решать свои задачи.

Руководитель решает организационные моменты, а лидер контролирует эмоциональную ситуацию в группе. Отсутствие понимания между лидером и руководителем приведёт к конфликтам, разладу в группе, снижению эффективности при решении задач.

Управленческая решётка

Стили руководства лежат в основе теории управленческой решётки Блейка-Моутона. Теория включает схему, в которую входят 5 стилей руководства. Созданная специалистами в области менеджмента Р. Блейком и Дж. С. Моутоном теория позволяет формировать способы и методы руководства в группах, выбирать оптимальные варианты управления в конкретных коллективах.

Функциональная теория

Британский специалист Джон Эрик Адер предложил функциональную теорию лидерства. Эта модель позволяет лидерство гармонично адаптировать для руководства.

Адер указывал, что руководство - это не процесс управления, а стратегии поведения, направленная на достижение цели. Лидерское поведение в руководстве подразумевает «три круга». Круги соответствуют 3 ключевым составляющим достижения целей:

  • задача;
  • команда;
  • личность.

Круги лидерства Джона Адера:

  1. Главный тип поведения, направленный на достижение целей и решение задач группы. Задача лидера - предлагать различные варианты.
  2. Процедурный тип поведения, направленный на стимулирование работы членов группы. Лидер контролирует обсуждения и направляет их в нужном направлении.
  3. Технический тип поведения, направленный на членов коллектива. Лидер следит за «климатом» в группе, выстраивает взаимодействие в группе.

Функциональная теория акцентирует внимание на процессах управления, а не на личности управленца- лидера. Такой подход позволяет оптимизировать процесс, сэкономить время на анализе личности руководителя, лучше понять характер процессов управления в коллективе.

Однако лидер - не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

В чем разница?

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель - это копия, лидер - это оригинал.
  3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  9. Руководитель подражает, лидер создает.
  10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  11. Руководитель - классический бравый солдат, лидер - это только он сам.
  12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Что говорят работодатели

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорят о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем - неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят только 12% компаний.


«Руководство - больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути - неформальный и социальный феномен. Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника - не более». Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум»

Руководство и лидерство - те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву - если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

Как узнать про способности к руководству?

Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент - тест «Профориентация» . Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности - тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

Кому-то ближе контроль и планирование - тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.


Пример из результатов теста «Профориентация».

Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении - стараться и развиваться дальше.

Пройти «Профориентацию»!

А как относитесь к руководству и лидерству вы?

Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние, как на действия, так и на мнение отдельного ее члена и что становление и развитие группы происходит, в том числе через постепенную кристаллизацию функций ее лидера- человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.

Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление - явления, различающиеся по целому ряду оснований.

Первое отличие - это происхождение. Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например, с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может не принадлежать к данной группе людей.

Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.

Третье отличие связано со сферами влияния лидеров и руководителей. Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снижает влияния на него распоряжений его формального начальника.

Три указанных отличия можно подытожить с помощью различения понятий «формальный» и «неформальный» аспекты группы. Каждая реально взаимодействующая группа имеет формальную и неформальную структуры, которые могут совпадать или не совпадать. Для каждой из названных структур есть лицо или лица, осуществляющие координирующие функции, являющиеся своего рода «цементом», удерживающим других людей в составе группы. Для формальной структуры таковым является руководитель, а для неформальной - лидер. Наиболее простой для рассмотрения случай, когда формальная и неформальная структуры совпадают. В этом случае можно говорить о руководителе-лидере. Быть таким человеком - большая удача и для него, и для членов подобной группы. Такой руководитель - лидер обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов группы. Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, группа гораздо лучше управляема.

На практике, однако, чаще всего бывает иначе. Формальные и неформальные аспекты не совпадают, и более компетентный руководитель нуждается в установлении и поддержании хороших отношений с неформальными лидерами групп, входящих в руководимую им организацию. Менее компетентный руководитель вынужден наиболее полно использовать властные полномочия, предоставленные ему сверху, для того чтобы добиваться решения внешних по отношению к группе и ее членам управленческих задач. Это приводит к разным стилям руководства.

Прежде всего, отмечу, что понятия Руководитель и Лидер - это два разных понятия. Значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако не все лидеры обладают качествами руководителя.

Существует различие между формальным лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются, но ключевой момент здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.


Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на массу различий, которые приведены, лидер и руководитель имеют общее. И тот и другой имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, достижение целей, поиск средств благодаря, которым эти задачи могут быть решены.

Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит в большей степени на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители чаще всего ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Управление, руководство является в некоторой степени тонким искусством. В принципе, руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя и планируя задачи, организуя ресурсы и распределяя роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. Где-то необходимо оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений. Эффективный руководитель должен уметь вести себя по-разному в зависимости от ситуации. Безусловно большим плюсом для руководителя будет, если он владеет мастерством общения, убеждения, диалога, имеет острый ум и хорошую эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работая в первую очередь с людьми, обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями.

Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.

Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей. Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация. Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством. При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия, но и общее между ними. Идеально, когда руководитель обладает лидерскими качествами. Любому управленцу для эффективного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя лидера организации.

Список используемой литературы:

1. Бойчук А.А. Лидер или руководитель? / А.А. Бойчук. - К. : Высшая школа, 2003. - 282 с.

2. Возник Л.А. Теории лидерства / Л.А. Возник. - М. : Феникс, 2004. - 264 с.

3. Парутин И.И. Когда лидер становится руководителем / И.И. Парутин. - М. : Феникс, 2001. - 346 с.

С уважением, Наталья Кандалинцева