Либерти туризм для инвалидов вконтакте. Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" встретился с создателями первой в России туристической фирмы для инвалидов-колясочников и узнал, что бывает бизнес, который не кормит, но греет душу. За время существования социальных проектов нашего портала "Письмо губернатору" и "Горожане советуют" к нам обратились уже тысячи людей. В первом проекте - петербуржцы жалуются на свои проблемы и просят помощи, во втором - дают свои советы, как правило, социального значения. Ежедневно читая письма горожан, у нас родилась идея разыскать в Петербурге людей, которые не советуют, а уже делают мир лучше.

Начать мы решили с представителей социального бизнеса, которых не только в Петербурге, но и в России, оказалось, можно пересчитать по пальцам.

Нашли свою нишу

Одноклассницы Наталья и Мария со школьной скамьи мечтали о своем бизнесе. О том, что, открыв свое дело, девушкам удастся открыть для кого-то целый мир, подруги вряд ли тогда могли представить.

Идея организовывать путешествия для людей с ограниченными возможностями появилась давно, "внезапно" и "быстро".

"У меня экономическое образование, у Маши - филологическое, - рассказывает Наталья. - Мы обе имели опыт работы гидами; начиная свое дело, нам хотелось остаться в туризме, но при этом и найти свою нишу, чтобы выдержать конкуренцию".

Ниша нашлась неожиданно - девушки до сих пор с возмущением вспоминают увиденную в прошлом картину, как инвалида на коляске "пихают" в обычный туристический автобус.

"Мы поняли, что так быть не должно", - вопросов не осталось, девушки начали действовать.

"Потом уже, спустя годы, порывшись в подсознании, мы сопоставили, что у нас у обеих в глубоком детстве были травмы позвоночника: у Натальи - спортивная травма, а я упала с санок", - рассказывает Мария.

Без помощи государства

"Если бы 8 лет назад мы знали, что это будет так тяжело, наверно, испугались бы, - признаются подруги. - Но теперь в другом себя уже и не представляем".

Турфирма "Либерти" была создана в 2004 году как общество с ограниченной ответственностью. В общероссийском модификаторе экономической деятельности, где каждое предприятие отмечено по роду своего бизнеса, понятие социальное предпринимательство в целом и "туризм для инвалидов" в частности не значится. В комитете по социальной политике, как оказалось, даже не знают такого термина. В России законодательно социальное предпринимательство не закреплено, а значит, и поддержки от государства, как это принято на Западе, русским "добрым бизнесменам" ждать не приходится. Ни беспроцентных займов, ни льгот на аренду помещений, ни какой-либо другой помощи.

"Единственные, кто нас поддержал на таком уровне, это Фонд региональных социальных программ "Наше будущее" - опять же некоммерческая организация. Они выискивают по все стране проекты, занимающиеся социальным предпринимательством. И ежегодно устраивают конкурс. В 2010 году мы выиграли конкурс и получили беспроцентный займ. Администрация узнала о нас случайно, представители комитета по туризму и комитета по инвестициям и стратегическим проектам подошли к нам на выставке в Финляндии... им нужна была консультация. Помощи от государства пока не было".

Все началось с 10 тыс. руб. - минимума, который должен был быть на счету у юридического лица, чтобы открыть свой бизнес. Сначала организовывали только туры для иностранцев по городу. Не было ни офиса, ни своего транспорта.

Недешевый туризм

Стоит отметить, что туризм для людей с ограниченными возможностями сам по себе дороже, чем туризм "на здоровых ногах", так как это немассовые путешествия.

"Если в обычных турах цена снижается за счет количества туристов, то мы не можем набрать целый самолет или автобус, - поясняет Наталья. - У нас либо индивидуалы 2-4 человека, либо мини-группы до 15 человек. Расходы делятся на 15 человек, а не на 50, как в обычных туристических автобусах".

"Если мы работаем с россиянами, то не зарабатываем ни копейки, - признается Мария. - Просто содержим это социальное направление. Мы зарабатываем на иностранцах, здесь мы можем позволить себе рыночную цену. За эти средства и существуем. Не зарабатывать на российских инвалидах мы призываем и наших партнеров, например, просим снизить для нас цены на проживание или питание, на экскурсии. Многие идут на это. Например, наши постоянные партнеры предоставили нам бесплатно наушники для экскурсий".

С транспортом тяжелее, скидки выбиваются с трудом. И далеко не со всех.

"Сейчас начали сотрудничество с паромами. Иногда навстречу идут авиакомпании (если часто к ним не обращаться). Когда мы делали свой первый тур в Париж, авиакомпания "Россия" специально из-за наших 9 колясочников меняла самолет, чтобы мы все уместились. А вот автобусы ни разу не предоставляли скидки, - рассказывает Наталья. - У нас есть два микроавтобуса. И сейчас мы планируем обходиться только ими. Один автобус был взят по кредиту с процентами и всеми вытекающими последствиями в 2007 году. Второй автобус в этом году помогла приобрести международная фармацевтическая компания. Они узнали о нас из фонда "Наше будущее" и выделили нам средства по смете".

И тут сразу оговорка. Специальных оборудованных для колясочников автобусов на рынке нет. Поэтому сначала турфирме пришлось покупать фургон, потом искать партнера, который переделает этот фургон под инвалидов (а эта услуга, оказывается, стоит дороже, чем сам автобус).

"В среднем за счет дорогостоящего импортного оборудования - специализированного крепежа для колясок и лифта - автобус для инвалидов стоит на 500 тыс. дороже, чем обычный", - поясняет Наталья.

"Нельзя сказать, что этот бизнес нас кормит. С россиянами и гражданами бывших союзных республик мы стараемся выйти хотя бы в ноль. Иногда доплачиваем сами, чтобы тур состоялся", - добавляет Мария.

До сих пор официально "Либерти" - это два человека, два директора-организатора, остальные работают по договору подряда или на волонтерских началах.

В два раза сложнее

Туризм для инвалидов - это вроде бы все то же самое: проезд - отель - питание - экскурсии, но все же в два раза сложнее. Вся эта цепочка должна быть доступна для человека на коляске. Поэтому перед каждым туром каждое предполагаемое место для поездки должно быть обследовано на наличие пандусов, специально оборудованных туалетов, лифтов и прочего.

"Гостиницы со специализированными номерами появились только недавно, - рассказывает Мария. - Раньше только в 5-звездочных отелях был 1 номер для колясочников. У нас группы туристов, мы не могли брать отель под тур. Потом, где-то лет 6 назад, появился отель Petro Palas с 12 номерами, сейчас таких гостиниц, благо, стало больше".

"Выбрав предполагаемое место путешествия, туда отправляется либо кто-то из нас, либо волонтеры, либо нанятый человек, ищет гостиницу, выстраивает маршрут из доступных музеев и т.д. Мы составляем план, все измеряется рулеткой, проверяется. И мы понимаем, можем мы туда ехать или нет".

Сначала "Либерти" организовывал туры только для иностранцев по более или менее знакомому Петербургу, потом "изучили" Москву. Затем добавились Новгород, Выборг, Золотое кольцо, Киев.

Сейчас "Либерти" готовит легендарный маршрут для иностранных туристов Транссиб: Санкт-Петербург - Москва - Казань - Новосибирск - Екатеринбург - Иркутск - Хабаровск - Владивосток.

"Среди иностранцев очень популярен этот маршрут, многие считают, что хотя бы раз в жизни обязательно нужно проехать Транссибирскую магистраль, - поделились планами наши собеседники. - Путешествовать будем на поезде. У РЖД есть поезда со специально оборудованным купе. Таких составов не очень много, штук 40, в каждом по одному купе. Список этих избранных маршрутов есть на сайте РЖД. Сейчас, например, на парижский тур к нам едет девушка из маленького городка Яранск Кировской области, специально для нее мы подбирали поезд Челябинск-Петербург, на очень маленькой станции, где поезд стоит всего минуту, ее будут поднимать в специальный вагон. Предупреждать о том, что в вагоне будет такой пассажир нужно заранее. Так как инвалиды путешествуют редко, обычно эти купе завалены вещами проводников".

Для россиян самыми популярными являются бюджетные туры по окрестностям Петербурга. Из "дорогих" поездок - город-мечта Париж (куда, кстати, отправилась группа в прошлые выходные), в этом году был паромный тур Петербург-Хельсинки-Стокгольм-Таллин.

"Каждый год для россиян мы предлагаем 5-6 туров. Это очень мало, но на большее нам не набрать группу, - признается Мария. - И то обычно набирается всего 2 тура из 5. Так, в прошлом году съездили в Париж, туры в Италию и Чехию не состоялись".

"Россия становится не очень востребованной среди иностранных туристов, - признаются директора "Либерти". - Петербург и Москва слишком дорогие, а о других городах иностранцы знают мало".

Проверено на доступность

Самой доступной для людей на колясках, по исследованиям "Либерти", признана Барселона. Хороший уровень доступности в Германии, однако туда нет спроса.

"Все традиционно хотят в Париж, - признается Мария. - Во французской столице не все просто, например, для нас недоступно метро, нужно знать маршруты автобусов. Есть спрос на Италию, там сложнее, но мы ее тоже делаем".

Если брать Россию, по исследованиям "Либерти", Петербург оказался доступнее Москвы.

"У нас очень много половинчатой, непродуманной доступности, - рассказывает Мария. - Многие гостиницы, музеи, транспорт пытаются сделать доступными, но не знают стандартов. Так, например, одна гостиница объявила, что у них есть 25 доступных номеров. Не веря своему счастью, мы помчались туда, а там только установлен огромный железный пандус. Вход в комнаты - 50 см, полный человек не пройдет, не то, что коляска. В метро установили аппарели, и на этом успокоились. Или в музее есть лифт, а к нему ведет лестница".

Из петербургских музеев самым доступным оказался Эрмитаж. Сюда ежегодно Наталья и Мария приводят туристов на классическую обзорную экскурсию. Но и здесь не все идеально. Ка минимум раз в сезон ломается подъемное устройство у касс, не всегда доступны редкие залы (например, античность), поэтому перед походом обязательно нужно звонить и все уточнять.

"Раз-два в сезон мы выбираемся в музей истории религии. Там удивительно душевная атмосфера. И, конечно, очень важная для нас вещь: огромный грузовой лифт. В Петропавловской крепости и Исаакиевском соборе появились подъемные устройства. В Русском музее сломался подъемник, сейчас он недоступен для инвалидов", - перечисляет по пальцам доступные места Мария.

Бывает, что, увидев, как организованно туристы "Либерти" перемещаются со своими подъемными устройствами, музеи проводят "работу над ошибками" и становятся доступнее. Девушки вспоминают, как долго ходили в Спас-на-Крови со своим 40-килограммовым алюминиевым пандусом.

"Спас-на-Крови включен в программу обязательной обзорной экскурсии, приходилось таскать все с собой, - рассказывают директора "Либерти". - Через 5 лет у них наконец-то появился свой пандус".

Или вот еще пример: "На сайте Екатерининского дворца случайно нашли упоминание, что у них есть лифт. Оказалось, что администраторы сами не в курсе, что он у них есть, он не был введен в эксплуатацию. Дворец пошел нам навстречу и запустил лифт. А это не так просто. Поначалу каждый раз приходилось поднимать три службы Дворца: охрану, техническую службу и администраторов".

Практически у всех музеев все меняется каждый год: у одних что-то ломается, у кого-то наоборот что-то появляется, поэтому исследования должны проводиться ежегодно.

Пока "Либерти" работает только с колясочниками. Если инвалиду нужен сопровождающий, то он едет по такой же стоимости. С инвалидом может поехать вся семья. "Если инвалиду не нужен сопровождающий и он считает, что может справиться сам, мы не требуем, - поясняют организаторы. - Всегда уточняем, какая помощь им нужна, помочь с багажом, порезать еду или что-то еще".

Визы для инвалидов

"Консульства заявляют о том, что визы для инвалидов они делают бесплатно. Сопровождающие же - всегда под вопросом, хотя это, по сути, "бесплатное приложение к инвалиду" и его не нужно рассматривать как самостоятельного туриста, - поясняет Мария. - Мы всегда перед поездкой пишем ходатайство с просьбой освободить нашу группу от сбора, иногда нам идут навстречу. Бывает, что консульство дает визы на таких условиях только инвалидам I группы. Действительно хочется сказать спасибо консульствам за то, что они выдают визы нашим иногородним туристам, то есть той же девушке из Яранска не нужно ехать в визовой центр в Москву, мы делаем ей визу на территории Северо-Запада".

Концерты и знакомства

Спрос формирует предложения. Среди петербургских колясочников оказалось много "рокеров", и тогда "Либерти" стала организовывать концерт-туры на выступления рок-групп.

"Один год мы просто не вылезали с концертов, - вспоминает Мария. - Например, в Ледовом дворце есть специальная зона для колясок между сценой и танцполом. Мы просили бесплатный вход, какое-то время они шли нам навстречу".

Поездка в Санкт-Петербург с Либерти, сентябрь 2011. Часть 1. Отель "Новый Петергоф"

Первый раз, тогда ещё в Ленинграде, я был в 1989 году, когда мне было 11 лет и та поездка по большей части запомнилась мне фильмом "Асса", на премьеру которого мы ходили в кинотеатр поздним вечером, необычным метро, в котором в отличие от московского доступ к путям закрыт дверьми, но больше всего поездка мне запомнилась тем, что можно было неограниченно есть сервелат, который я очень любил и который в то время был настоящим, не чета нынешнему и ели мы его только по праздникам:) Тогда мы брали его с собой в качестве сухпайка во время походов по музеям, а ещё запомнилось тем, что брат кормил меня на завтраки пережаренной "Докторской колбасой" - тогда считалось, что эта колбаса делается исключительно из туалетной бумаги и даже кошки брезговали её есть:) Ну ещё конечно Кунсткамера произвела на меня впечатление, но больше всего у меня отложилось в памяти посещение Эрмитажа, точнее дикая усталость от его бесконечных этажей, залов и картинных галерей и тем, что там негде было присесть и отдохнуть. С того раза у меня развилась стойкая неприязнь к такого рода музеям. Так и хочется сказать тем у кого есть маленькие дети - родители, не водите их в раннем возрасте в большие картинные галереи, а то на всю жизнь отобьёте к ним интерес:) (Зато теперь я от души насиделся....и есть острое желание постоять, да побродить:)) В общем, как Вы уже наверное поняли, с той поездки у меня остались в большей степени гастрономические, чем культурно-исторические воспоминания:).


С тех пор прошло уже много лет, Ленинграда уже давно нет, а есть Санкт-Петербург и мне снова хотелось побывать в этом городе, особенно после красочного празднования его 300-летия.
И тут в конце августа, совершенно неожиданно меня пригласили съездить в Санкт-Петербург и присоединиться к группе колясочников, поездку для которой организовывала туристическая компания Либерти: http://www.libertytour.ru/ Поначалу я отказался, т.к. весь мой отпуск уже был распланирован, но потом вспомнил, что в Питер ходит Сапсан и я вполне смогу съездить туда на выходные, если ехать из Москвы на поезде, который ежедневно отправляется в 19:45 и прибывает в 23:30 и вернуться обратно в понедельник рано утром сев на поезд, который отправляется в 06:45 утра. Время в пути занимает всего 4.5 часа.
Даже обрадовался, что не надо будет оформлять никаких виз и куда-либо ехать по московским пробкам, т.к. хотел просто купить билет на сайте РЖД: http://ticket.rzd.ru/isvp/public/ticket . Но не тут то было, я не смог найти информацию на сайте, как гарантированно купить билет на единственное предназначенное для колясочников место в поезде "Сапсан". Место для инвалидов находится в 6-ом вагоне, что можно увидеть на схеме . Пришлось звонить в единый справочный центр РЖД, в котором мне сказали, что билеты на места для инвалидов можно купить только в кассах Ленинградского вокзала, при предъявлении справки об инвалидности МСЭ .
Но и здесь оказалось не всё так просто, потому что без меня маме не хотели продавать билет, но после уговоров таки продали, но только туда, в Питер, обратно не стали, сказали, что обратно можно купить только в Питере (это с учётом того, что там я буду в полдвенадцатого ночи и как там с доступностью вокзала - ясности никакой не было). После очередной консультации со справочным центром и ещё одной поездки на вокзал удалось таки купить и обратный билет. Причём ни о каких скидках речи не идёт, я просто хотел купить билет по обычно цене, но на место предназначенное для инвалида. И это при таких-то ценах. Проще на самолёте слетать.

Иногда просто хочется взглянуть в глаза этим конкретным людям, кто придумывает все эти процедуры приобретения билетов на места предназначенные для инвалидов и спросить: За что???!!! Вас что, мама в детстве грудью не кормила (как говорилось в одном хорошем фильме)?

Вот даже интересно, скоро олимпиада будет, а за ней и паралимпиада и захочет какой-нибудь иностранец после Сочи заодно побывать в Москве, а потом и в Питере. И как этот несчастный и убогий иносранец, которого Бог не сделал счастливым обладателем справки об инвалидности от бюро Медико Социальной Экспертизы (МСЭ) будет покупать себе билет на Сапсан???

Ну а теперь о самой поездке.
После того, как в пятницу поздно ночью я приехал на Московский вокзал в Санкт-Петербург, меня встретил Игорь (представитель Либерти) и отвёз в Петергоф, который расположен в 40 минутах езды от Питера, в гостиницу "Новый Петергоф" . Прямо скажу, что не самое лучшее расположение для гостиницы, с учётом того, что каждый день на дорогу туда и обратно приходилось тратить по 40 минут в один конец.

Гостиница "Новый Петергоф":

Центральный вход, в котором расположено лобби отеля:

Фотографии номера 3212, в котором я проживал (номер расположен на 3-ем этаже):

Нет никакого желания критиковать отель, т.к. по правде говоря он мне понравился, но раз уж взялся писать отчёт, то надо быть объективным. Вот фотографии ванной комнаты, сделанные в "лучших традициях" нашей действительности. Как видно на фотографии - слева на стене нету поручня, там где хотелось бы, чтобы он был, а справа есть только крепление для него, но самого поручня тоже нету (хотя тут мне он и не особо нужен, т.к. с этой стороны подъезжаешь на коляске и поручень больше мешает, чем помогает). Раковина расположена слишком низко и в неё упираешься коленями:

Даже обидно! Видно, что гостиница новая, что сделано всё хорошо, но там, где это касается инвалидов - сделано без ума:(

Вот фото душа - аналогичная ситуация. Всё сделано казалось бы цивильно и красиво, но внизу есть достаточно высокий бортик, через который сложно переехать на коляске , особенно когда он влажный:

При этом в другом корпусе, в ещё одном доступном номере, кажется всё сделано правильно, что видно на фотографии размещённой на сайте отеля , во всяком случае бортика там нету.

В стоимость проживания входил только завтрак, при этом обед и ужин достаточно дорогие, а в радиусе нескольких кварталов я не нашёл ни одного доступного магазина или ресторана.

Если Вы планируете ехать в Санкт-Петербург самостоятельно, то этот отель Вам вряд ли подойдёт, т.к. ездить на такси по 40 минут, до Питера и обратно, будет очень накладно, проще сразу найти гостиницу в центре города.

Рядом с отелем расположен Ольгин пруд, вокруг которого можно прогуляться на коляске (купаться было уже достаточно прохладно, поэтому пруд мною не апробирован:)):

А прямо рядом с отелем, через дорогу, расположен очень красивый храм Петра и Павла:

В который можно зайти по некоему подобию пандуса, но только с очень сильной посторонней помощью.

В следующем отчёте рассказ о Петергофе. Поездка в Санкт-Петербург с Либерти, сентябрь 2011. Часть 1. Отель Новый Петергоф

В Москве откроется новое туристическое агентство для инвалидов, сообщают «Известия» . Столичные власти заявляют о готовности оказать проекту информационную и финансовую поддержку.

Новое агентство возглавит создатель интернет ресурса «Открытая планета» Игорь Гаков , сам передвигающийся на коляске. На сайте invtravel.ru представлены истории путешествий людей с инвалидностью, содержится справочный материал об удобстве передвижения и размещения в разных странах, местностях, отелях. Турагентство станет продолжением этого проекта, и в нем будут предусмотрены рабочие места для инвалидов.

«Я всегда осознавал, что людям не будет интересно только читать о том, как кто-то поехал в путешествие, они захотят получить экспертную помощь, - сказал Гаков «Известиям». - Поэтому появление турагентства было предопределено».

Он подчеркнул также, что при формировании маршрута необходимо учитывать приспособленность для инвалидов трансфера от начальной до конечной точки - сервис, предоставляемый авиакомпанией, транспортной компанией, службами такси или аренды машины, и приспособленность места проживания. «Многие отели и владельцы апартаментов ее переоценивают - нужно все измерять (дверные проемы должны быть не узкими, а ванная комната и туалет - иметь специальные приспособления, облегчающие их использование), - рассказал Гаков. - Важный аспект - достопримечательности, доступные для осмотра, мы собираем о них информацию».

Открытие нового туристического агентства для инвалидов можно только приветствовать. Меня, правда, несколько удивил тот факт, что газета «Известия» и ряд СМИ, процитировавших эту новость, упорно называют создающееся агентство первым. А это не соответствует действительности. Таких агентств существует, по крайней мере, несколько. О работе старейших и наиболее качественных рассказывает , например, Владимир Рудак , экспертизе которого невозможно не доверять – он сам объехал в инвалидном кресле всю Россию и многие Западные страны.

Он выделяет два агентства из двух столиц. Туристическая фирма для инвалидов «Либерти» открылась в России первой. В число ее учредителей входит Санкт-Петербургская региональная общественная организация инвалидов и создатели городской социально-политической газеты для инвалидов «Мы - часть общества».

Работу над созданием туристических маршрутов здесь ведут с 2004 года. И с каждым годом специализированных экскурсионных туров появляется все больше: как по России, так и за границу. Все экскурсии проводятся на специализированном автобусе с лифтом. Сотрудники забирают туристов из дома. Если надо - готовы носить их на руках.

Московское агентство — Национальный центр туризма для инвалидов «Инватур» — также работает уже довольно долго. Его создала в 2005 году Татьяна Мелякова , инвалид-колясочник. Сначала она сама проехала по Москве и маршрутам Золотого кольца. Сейчас центр туризма «Инватур» организует экскурсии по Москве, Подмосковью, групповые туры в Санкт-Петербург, по Золотому кольцу, а также в Турцию, Грецию, США. Экскурсии проводятся на комфортабельных автобусах с подъемником для инвалидных колясок. С путешественниками едут всегда готовые помочь волонтеры и медицинский работник.

Кроме этих двух агентств, мне удалось найти еще целый ряд организаций, занимающихся туризмом для инвалидов. Среди них «Агентство ВЕЛЛ» , компания «Амадэль Тур» и другие.

Может быть, эпитет «первое» появился в сообщении в связи с тем, что эту деятельность впервые намерена существенно поддержать московская власть?

Как сообщил «Известиям» и.о. заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников , столичные власти готовы предоставить новому агентству путешествий для инвалидов льготы на аренду помещения и субсидии, а также — информационную поддержку. «Это ниша, которая на сегодняшний день не заполнена», - сказал чиновник, подчеркнув, однако, что власть будет строго следить за тем, чтобы агентство действительно работало с маломобильными группами населения.

● О нас

● Наши партнеры >>

● Отзывы >>

Группа вКонтакте >>

● Контакты

О нас

Туристическая фирма для инвалидов «Либерти» - первая туристическая фирма в России для людей с ограниченными возможностями. Идеи о туризме для инвалидов в России давно витают в воздухе, но никто пока не брался за их реализацию. Это связано с невероятными трудностями, которые туристическая фирма не может решить самостоятельно.

Копания «Либерти» - это энергичная, объединенная одной идеей команда. В число учредителей нашей фирмы входит Санкт-Петербургская Региональная Общественная Организация Инвалидов и создатели городской социально-политической газеты для инвалидов «Мы – часть общества».

Одна из наших целей – продвижение идеи доступности города. Можно, конечно, ждать, пока Петербург изменится сам и будет соответствовать европейским стандартам. Но, к сожалению, в силу особенностей менталитета, у нас еще долго будет действовать принцип «пока жареный петух не клюнет…», а между тем – время идет, и Северная Венеция остается городом, о красотах которого инвалид-колясочник может лишь в книжках прочитать.