Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия? Open Library - открытая библиотека учебной информации.

Общение как понятие по-разному воспринимается психологами, философами, творческими личностями и просто людьми, которые не особо задумываются над содержанием этого понятия, когда говорят друг с другом по телефону или обсуждают с близкими семейные проблемы. В определения смысла терминологически строгого слова коммуникация расхождение мнений не настолько выражено. Многие вообще считают, что коммуникация и общение – одно и то же. Так ли это?

Определение

Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми.

Коммуникация – совокупность вербальных и невербальных операций, в результате которых происходит обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия.

Сравнение

Важнейшее свойство общения – универсальность, способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому через взаимопонимание с другими осознавать себя уникальной личностью.

К этим видам относятся, прежде всего, коммуникация, взаимодействие между участниками общения и их непосредственное восприятие друг друга в качестве партнеров, ведущих диалог.

Коммуникация как вид общения обладает важнейшими функциями, включающими, кроме речевой деятельности человека, визуальные и тактильные способы восприятия им информации в виде жестов, мимики, позы, интонации.

В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию речи и собеседнику. Он может улыбаться или хмуриться, произносить фразы в ироничном тоне или подчеркивать важность сказанного легким касанием руки партнера, кивать в ответ на услышанное в знак согласия или, наоборот, чуть откидываться, демонстрируя недоверие к чьим-то словам. Вербальный контакт дополняется невербальной информацией, и только в такой форме становится основой общения.

Коммуникация и все ее процессы тесно связаны со знаковыми системами. В них входят алфавит, числовые и другие символы, дорожные знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы. Их использование позволяет устанавливать дистанционное общение, если непосредственный контакт участников невозможен.

Общение как форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными. Если коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией между людьми, то перцептивная регулирует их восприятие друг другом, а интерактивная способствует организации взаимодействия между ними по типу личного, делового или официального общения.

Выводы сайт

  1. Коммуникация – один из видов межличностного взаимодействия. Общение объединяет все виды человеческих взаимоотношений.
  2. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения информации. Функцией общения является установление и развитие контактов между людьми.
  3. Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и речевой деятельностью. Общение сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными.
  4. В коммуникации важным моментом является получение и оценка информации, включая способ ее подачи. В общении важны и содержание, и эмоциональный фон.

Чем общение отличается от коммуникации?

В понимании сути и раскрытии природы общения нет однозначной позиции. Психологи определяют общение как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности (Психология. Словарь / под ред. Л.В. Петровского, М. Ярошевского, 1990). Философы рассматривают общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, групп, личностей, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; это одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности (Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др., 1983). В трактовке социальных отношений общение - это форма их реализации, обеспечиваются накопление и воспроизводство опыта, кооперацию и разделение труда, разных видов деятельности (Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина, 2001). То есть общение фактически позволяет реализовать всю систему отношений человека как на межличностном уровне (эмоциональные привязанности, предпочтения, неприязнь и др.), так и общественном, безличном по своей природе. В общественном формате общение создает определенную систему связей, условия для развития и объединения людей. Отсюда вытекает, по мнению Г.М. Андреевой (Андреева Г.М., 1997, с. 77), существование общения как реальности и общественных, и межличностных отношений, которые определяются совместной жизнедеятельностью людей.

Представители гуманистической психологии, и в частности А. Мас- лоу (A. Maslow, 1971), относят общение к аффилятивным потребностям личности. Основное содержание аффилятивной (от англ, affiliate - присоединять) потребности проявляется в желании и стремлении личности вступать в контакты с другими людьми, оказывать им помощь или принимать помощь от них, устанавливать и поддерживать хорошие межличностные отношения, забывать обиды и прощать проступки ради поддержания доброжелательных взаимоотношений. Именно общение создает условия для того, чтобы человек почувствовал эмоциональную близость с другими людьми, что его любят и принимают.

Активность и инициативность человека в общении, помощь и поддержка, включенность эмоций и чувств подчеркивают ключевую особенность человеческого общения - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте, в сопереживании. Как подчеркивал В.В. Знаков, общение изначально мотивируется стремлением выявить психологические качества друг друга, в ходе которого формируются межличностные отношения между людьми (Знаков В.В., 1994). Соответственно, пишут Л.Л. Реан и Я.Л. Ко- ломинский, наиболее точно общение можно описать следующим образом: «Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный межличностными отношениями» (1999, с. 269).

Нетрудно заметить, что по своей структуре общение включает как минимум три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) (Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева, М., 2011). Эти три процесса позволяют четко понять, чем человеческое общение отличается от взаимодействия между собой животных, по отношению к которым наиболее корректно использовать не категорию «общение», а понятие «коммуникация». В нем отсутствует процесс социальной перцепции, подразумевающий факт социальной обусловленности восприятия другого.

В 1947 году американский психолог Дж. Брунер (1977) ввел термин «социальная перцепция», обозначивший зависимость нашего (человеческого) восприятия другого объекта не только от его реальных физических характеристик, но от нашего прошлого опыта, целей и намерений воспринимающего, от значимости ситуации. Мы не пассивны и неравнодушны при восприятии других, сосредоточены не только на формировании образа как результата отражения воспринимаемой реальности, но на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия. Вплетаем в процесс познания другого свои эмоции и чувства. Следствием социальной перцепции в общении выступают различные стереотипы при восприятии других (например, приписывание определенных черт людям на основе их антропологических признаков или их принадлежности к определенной национальности/расе), предвзятое отношение, искаженные оценки, проецирование (неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему), идентификация (неосознанное отождествление себя с другим, восприятие другого человека в качестве продолжения себя) и др. Все эти феномены отсутствуют во взаимодействии животных.

Поясним сказанное примером. В животном мире довольно распространенной является ситуация, когда одно животное отзывается на зов другого. Основу их коммуникации составляет влияние на поведение друг друга через систему разных сигналов, совместным кодом которых владеет тот или иной вид животных. Сигналы могут подаваться и восприниматься через разные сенсорные каналы (например вокально-слуховой), в разных сенсорных модальностях, к которым чувствителен организм и в разных социальных контекстах, влияющих на их значение. Например, светляки коммуници- руют с использованием зрительного канала. В активное для них ночное время самки остаются на земле, а самцы летают над ними, испуская вспышки света, интенсивность, цвет, длительность и частота которых видоспецифична. Самки подают ответный сигнал, подзывая самцов для спаривания.

Наиболее широко известными сигналами в слуховой модальности являются песни животных (например, лягушек или птиц). Возможно, пишет Д.Л. Дьюсбери (2003), «самые впечатляющие сигналы такого рода подают горбатые киты. Элементы этих «песен» продолжаются от 7 до 30 минут, после чего повторяются. Эти сигналы могут передаваться на много миль по океанскому звуковому каналу» (с. 307). Химические сигналы в большей степени распространены среди млекопитающих и насекомых. Их основу составляют специальные продукты внешней или внутренней секреции (например феромоны или алломоны), обеспечивающие трансляцию важных социальных запахов. Так, самки крыс выделяют специальный феромон, помогающий детенышам обнаружить их. Кроме того, некоторые животные пользуются коммуникационными каналами, нехарактерными для человека. Науке известны ультразвуковые системы коммуникации летучих мышей или дельфинов, а также электрическая система для обнаружения объектов и коммуникации у некоторых видов рыб.

Нельзя не привести в качестве примера коммуникации животных знаменитый «язык танца» пчел. Пчелы-сборщицы, обнаружившие богатый источник корма, возвращаются в улей и описывают расположение запаса пищи пчелам в улье. Если пища находится в 100 м от улья, используется простой круговой танец. Описание отдаленного источника сопровождается танцем с покачиваниями, рисунок которого напоминает восьмерку. Между двумя петлями восьмерки располагается участок полета «по прямой», длина которого коррелирует с расстоянием до источника пищи, а направление - это направление прямого участка по отношению к вектору силы тяжести относительно солнца. Таким образом, пчела, обнаружившая источник пищи, летит по прямой вверх, когда получатель информации прямо вперед к солнцу, и вниз - если источник пищи находится в противоположном направлении (Дьюсбери Д.Л., 2003). Как и у многих животных, «язык» пчел мультимодален. Их коммуникация сопровождается подачей сигналов с использованием визуального, тактильного, слухового и химического каналов.

Социальные животные (кошки, собаки, дельфины, обезьяны и др.), обладающие сложными формами коммуникации, в своем поведении часто используют тактильные сигналы, требующие тесного контакта. Они могут передавать с помощью прикосновений довольно тонкие сигналы, свидетельствующие о заботе, потребности во внимании, защите и т.д. Иногда эти сигналы воспринимаются и интерпретируются человеком как способность животных к общению. Однако основа этих интерпретаций - особенности социальной перцепции, присущей человеку. Именно человек «очеловечивает» поведение животных, наделяя их человеческими качествами. Чтобы удостовериться в этом, достаточно попробовать ответить себе на один вопрос: «Будет ли отличаться поведение и коммуникация, например, собаки, выросшей и живущей вне дома, без заботы человека, от домашнего питомца?» Мысами приписываем домашним животным определенные чувства и потребности. Например потребность принадлежать к группе, потребность в коммуникации, в заботе и совместности (совместная защита, совместное выращивание, совместный поиск пищи) нами может восприниматься как сопереживание, ностальгия по хозяину, сопричастность как человеческое поведение. При этом только человеку присуще осознание своего поведение, способность изменять свое эмоционального состояние в процессе общения, использовать общение не только для коммуникации (обмена информацией), но и для познания другого человека, для формирования отношений между людьми с учетом предыдущего опыта, собственных взглядов и убеждений.

Общение в поведении человека удовлетворяет особую потребность - потребность в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное, а порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной деятельности. Потребность в контакте с другими проявляется у человека с самого рождения. После четвертой недели жизни ребенок начинает улыбаться в ответ на ласку взрослого, а на втором месяце появляется «комплекс оживления», который рассматривается как первая форма общения со взрослым. Это непосредственное эмоциональное общение лежит вне каких-либо форм сотрудничества. Оно выражает радостное отношение к значимому взрослому, обеспечивающему в том числе процессы формирования личности. В детском и взрослом возрасте нарушения общения неизбежно вызывают изменения в личности (например, формируя такие черты, как неуверенность в себе, застенчивость, тревожность, а также неадекватные мотивы и установки). Иными словами, общение - не только одна из сфер нашей жизни, но и механизм формирования и развития личности.

межкультурная коммуникация общение

Социальное бытие человека с необходимостью предполагает взаимоотношения человека с природой, культурным окружением и другими людьми, с которым каждый индивид вступает в прямые или опосредованные контакты. Общение выступает как взаимодействие субъектов, порождаемое потребностями их совместного существования. В процессе общения происходит взаимный обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами, установками и т.п. Именно общение организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нем, координируя свое поведение с действиями и поведением других людей.

В силу своей практической значимости процесс общения привлекает внимание специалистов самых разных областей гуманитарного знания: философии, психологии, социологии, культурологии, этнологии, лингвистики и др. При этом каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты общения, выделяет в этом процессе свой предмет изучения.

Проблемы общения, его сущность и формы проявления сравнительно недавно стали широко исследоваться в отечественной науке. При этом процесс общения рассматривался как обмен мыслями и идеями при помощи языковых знаков.

В отечественной науке появился и получил широкое распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания. Появление нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение», привлекло внимание специалистов из различных областей науки. В результате продолжительных споров, дискуссий и обсуждений различных точек зрения сложились следующие подходы к ее разрешению.

Сущность первого подхода состоит в отождествлении обоих понятий. В качестве основного аргумента этой точки зрения выдвигается этимологическая и семантическая тождественность понятий «коммуникация» и «общение». Исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», обозначающего «делать общим», «связывать», «общаться», сторонники этой точки зрения понимают его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь русское слово «общение» также обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В обоих случаях нет принципиальной разницы в содержании понятий «общение» и «коммуникация», поэтому они равноправны.

Второй подход основывается на разделении понятий «коммуникация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «общение» и «коммуникация» -- пересекающиеся, но несинонимичные понятия. Различие между коммуникацией и общением заключается по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как Коммуникация является чисто информационным процессом -- передачей тех или иных сообщений. Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъектно-объектная связь, где субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соответствии с этим поступать. Таким образом, коммуникация является однонаправленным процессом: информация передается только в одну сторону. Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений -- есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они равно активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер. Коммуникация -- монологична, общение -- диалогично.

Близкую позицию занимает известный социальный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, общение -- категория более широкая, чем коммуникация, она предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанные стороны:

  • · коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая заключается в обмене информацией между общающимися индивидами;
  • · интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;
  • · перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В рамках второго подхода особую точку зрения сформулировал А.В. Соколов. Его позиция заключается в том, что общение - одна из форм коммуникационной деятельности. Основу выделения этих форм составляют целевые установки партнеров по коммуникации, в соответствии с которыми возникают три варианта отношений участников коммуникации:

  • · субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть собственно общение;
  • · субъектно-объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, как средство достижения своих целей;
  • · объект-субъектное отношение, свойственное коммуникативной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте.

Типичным способом реализации коммуникативного общения является диалогдвух собеседников, а способом управленияи подражания -- монолог в устном, письменном и поведенческом виде. Вполне очевидно, что в данном случае коммуникация рассматривается как понятие, более широкое, чем общение.

Наконец, третий подход к проблеме соотношения общения и коммуникации основан на понятии информационного обмена. Этой точки зрения придерживаются те ученые, которые считают, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Данные процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Причем вербальные (словесные) средства составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, а большая часть обмена информацией осуществляется в невербальных формах -- с помощью невербальных сигналов, вещей, предметов и материальных носителей культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, понятие коммуникация» является более общим по отношению к понятию «общение».

Анализ представленных точек зрения позволяет сделать обобщающий вывод, согласно которому процесс общения представляет собой сложную систему взаимодействия людей, включающую в себя такие элементы, как содержание, функции, манеру и стиль.

Общение можно определить как процесс взаимодействия партнеров, в ходе которого формируются и развиваются различные виды отношений между ними, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности.

Если сравнивать понятия «общение» и «коммуникация», то следует обратить внимание на то, что процесс коммуникации также обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информации и обмен ими, но не сводится только к такому его пониманию. Понимание коммуникации как процесса обмена информацией не объясняет специфики феномена коммуникативной деятельности в области человеческого взаимодействия. В этом случае в коммуникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью. Как справедливо отмечает немецкий социолог X. Райманн, «...под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание». Безрезультатная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за Райманном мы будем интерпретировать коммуникацию прежде всего как взаимопонимание. Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопониманию, будем называть коммуникативным процессом. В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «делать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь передать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи.

Исходя из представленных подходов и точек зрения, коммуникация -- это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой при помощи различных средств и имеющий своей целью достижение взаимопонимания.

Таким образом, «общение» и «коммуникация» -- частично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как общие, так и отличительные признаки. Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки выражаются в различных объемах и содержании этих понятий (узком и широком). Будем исходить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и информацией, направленного на достижение взаимопонимания и воздействия друг на друга партнеров по коммуникации. Общение -- это процесс обмена познавательной и оценочной информацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.

Функции общения.

Основные функции общения:

1. Прагматическая – осуществляется при взаимодействии людей при процессе совместной деятельности.

2. Формирующая – формируется в процессе общения со взрослыми.

3. Функция подтверждения – только в ходе общения с другими людьми мы понимаем, кто и что мы, ставим себе оценку, ищем поддержку и т.д.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений

5. Внутриличностная функция – одна из самых важных, поскольку посредством внутреннего диалога принимаются определенные решения, совершаются поступки, т.о. внутреннее общение является универсальным способом мышления человека.

Уровни анализа общения в психологии

Общение можно рассматривать на различных уровнях. Все зависит от того, что берется за основу. Именно поэтому есть немало классификаций уровней общения.

  • макроуровень (человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, что сложились);
  • мезауровень (общение происходит в рамках содержательной темы);
  • микроуровень (это акт контакта: вопрос - ответ).

Классификация видов общения в психологии.

Выделяют следующие виды общения:

  1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.
  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Общение и коммуникация: сходство и различия.



Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи.

Невербальная коммуникация:

Визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), контакт глазами.

Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),

конкуренция (соперничество),

конфликт.

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

уместностью принятых управленческих решений;

четким распределением обязанностей среди сотрудников;

умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общение представляется тремя сторонами.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

познание себя в процессе общения;

познание и понимание собеседника;

прогнозирование поведения партнера по общению.

Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

умением устанавливать психологический контакт;

учетом особенностей коммуникативного воздействия;

аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;

эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума . От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся , не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную . Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией , являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Чем же отличаются

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей , непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы , не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».