Икона святой мелании. Мелания: значение имени, судьба и характер, именины

В то время, когда христианская Церковь приобретала официальный статус в Римской империи, некоторые женщины из среды высшей римской аристократии, увлеченные рассказами об аскетических подвигах египетских монахов и пламенными проповедями блаженного Иеронима , отрекались от суеты мира и ступали на тесный путь, ведущий в Царство Небесное. Святые Аселла, Фабиола, Маркелла, святая Павла и ее дочь Евстохия, святая Мелания Старшая и ее внучка святая Мелания Младшая - все они оставили свои богатства, мирскую славу и беспечную жизнь, дабы посвятить себя делам милосердия и подвижническим трудам, будь то в Риме или в Святой Земле.

Валерия Мелания родилась в 383 году. В 14 лет она должна была против своей воли стать женой близкого родственника Пиниана. Как только свадебная церемония закончилась, она предложила молодому супругу жить в воздержании. Пиниан в ответ предложил ей сперва родить двух детей, дабы обеспечить наследование, а уже затем вместе оставить мир. Первой у супругов родилась дочь, которую они сразу же посвятили Господу. Продолжая для видимости вести светскую жизнь, подобающую богатой аристократке, Мелания стала носить под одеждами из шелка грубую тунику из конского волоса и начала втайне от всех умерщвлять плоть. В 403 году во время преждевременных родов умер ее сын, сама же она избежала смерти, лишь взяв с мужа клятву не откладывать более принятого решения.

Ее бабка, Мелания Старшая, прибывшая с востока годом ранее после 37 лет отсутствия, всячески поддерживала это святое намерение. Когда смерть единственной дочери и отца Пиниана избавила их от всяких земных привязанностей, супруги оставили роскошный дом и отправились в одно из своих имений в окрестностях Рима. Там они посвятили себя заботе о странниках и помощи больным и узникам.

Мелания сама изготовила для Пиниана грубую тунику. Следуя примеру Того, Кто, будучи богат по Своему Божеству, сделался беден и воспринял нашу человеческую природу, дабы обогатить ее Своей бедностью (см.: 2 Кор. 8: 9), Мелания принялась избавляться от своего несметного состояния, ибо супруги видели во сне высокую стену, которую им надлежало преодолеть, прежде чем по узкому мостику войти в Небесное Царство. Однако задуманное ими дело оказалось отнюдь не простым, ибо их владения были разбросаны по всей империи, от Британии до Африки и от Испании до Италии, а их роскошные имения мог позволить себе приобрести один император. Перераспределение столь огромных богатств могло пагубно сказаться на всем государственном хозяйстве, и некоторые их родственники из числа влиятельных сенаторов прилагали все усилия, дабы воспрепятствовать этому намерению. Все же, благодаря содействию императрицы, Мелания сумела отпустить на волю 8 тысяч своих рабов, дав каждому из них по три золотых. Затем при посредстве доверенных людей святая принялась без счета расходовать свои несметные богатства на богоугодные дела: по всей империи она основывала церкви и монастыри, жертвовала золото, драгоценности, дорогие сосуды и ткани для богослужения, передавала целые имения Церкви или же продавала их, расходуя вырученные средства на милостыню.

В 410 году Рим был разграблен готами под предводительством Алариха. Тогда добродетельные супруги, а с ними 60 монахинь и 30 монахов, перебрались на Сицилию, а оттуда в Тагасту, в Северной Африке. Там они потратили остатки своего имущества на учреждение монастырей и помощь людям, пострадавшим от нашествия варваров. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Не в пример богатому юноше из евангельского рассказа, святая Мелания с радостью рассталась со всем, что имела, чтобы последовать за Господом.

Освободившись от всех земных уз, она ступила на поприще подвижничества. Святая, которой не было еще и 30 лет, ради любви Божией, неудержимо пылавшей в ее сердце, возложила на себя самые суровые подвиги, достойные старцев-пустынножителей. Она не позволяла себе никаких послаблений под предлогом избавления от привычки к изнеженности, усвоенной ею с юных лет. Мелания неизменно носила власяницу и очень скоро приучила себя к полному посту пять дней в неделю, лишь по субботам и воскресеньям она подкрепляла телесные силы скромной трапезой. Только по настоянию своей матери Альбины, сопровождавшей ее во всех странствиях, святая согласилась вкушать немного елея в течение трех дней, следующих за праздником Пасхи.

Наслаждением для святой Мелании было чтение Священного Писания, житий святых и произведений отцов Церкви, которые она читала по-латыни и по-гречески. После короткого двухчасового отдыха она проводила всю ночь в молитвах, побуждая также дев, последовавших за ней в святой жизни, вместе участвовать в бдениях, всем сердцем ожидая Небесного Жениха.

Несмотря на стремление посвятить себя без остатка Господу и никогда не прерывать сосредоточенной молитвы, святая не могла совсем удалиться на пустынножительство, имея многочисленные обязанности. Поэтому дневное время она отдавала делам милосердия и попечению о духовных чадах, ночи же посвящала одному только Богу, затворившись в некоем подобии ящика, в котором невозможно было даже выпрямиться во весь рост. Искушавшему ее бесу тщеславия святая отвечала с насмешкой и презрением, ко всем же людям относилась с величайшей кротостью, сказав перед своей кончиной, что ни единого раза не отошла ко сну со злобным помыслом в сердце.

Проведя семь лет в Африке, святая Мелания отправилась паломницей в Святую Землю вместе с матерью и супругом, ставшим ее духовным братом. Остановившись в Александрии, они посетили святителя Кирилла и старца Нестора, который укрепил их пророческими словами. Прибыв в Иерусалим, святая проводила все дни в храме Воскресения Господня, а с заходом солнца, когда затворялись двери церкви, отправлялась на Голгофу и там проводила всю ночь. Совершив затем еще одну поездку в Египет и побывав у святых старцев Нитрийской пустыни, святая поселилась на Масличной горе в маленькой дощатой келье, которую ее мать велела соорудить в отсутствие дочери. Там она и прожила следующие четырнадцать лет с 417 по 431 год. Каждый раз с наступлением Великого поста, от Богоявления до Пасхи, святая затворялась в этой келье, облаченная во вретище и возлежа на пепле. Она не допускала к себе никого, кроме матери, супруга и брата во Христе Пиниана и молодой родственницы по имени Павла, дочери святой Павлы.

Столь строгое затворничество не препятствовало, однако же, святой Мелании принимать живое участие в жизни Церкви. Пылая ревностью о чистоте Православия, она решительно выступила против последователей Пелагия, придававших слишком большое значение свободе человеческой воли. В этом она следовала учению святого Иеронима, с которым познакомилась во время его пребывания в Вифлееме, и святого Августина, относившегося к святой с большим восхищением и посвятившего ей свой труд «О благодати Христовой и первородном грехе».

По смерти матери в 431 году святая Мелания покинула затвор и основала на Масличной горе монастырь, в котором был принят римский богослужебный обряд и который вскоре собрал в своих стенах 90 дев, благодаря усердию Пиниана, в свою очередь вставшего во главе мужской обители из 30 монахов. Сама же святая Мелания по глубочайшему смирению отказалась руководить новой обителью, но назначила другую настоятельницу, взяв на себя лишь духовное окормление сестер как поучительным словом, так и живым примером своей богоугодной жизни.

Подражая Господу Иисусу Христу, святая добровольно сделалась слугой для всех, незаметно для других навещая и утешая больных сестер и выполняя своими руками самую черную работу. Она учила сестер освящать душу и тело хранением святого девства и неустанно принуждать себя, по слову Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12), дабы отречься от своей воли и на камне послушания строить духовный храм добродетели. Приводя примеры из жизнеописаний святых отцов, Мелания призывала послушниц к усердию в духовной брани, к трезвению перед кознями лукавого, к ревности о Боге и стяжанию сосредоточенности ума в ночной молитве, но прежде всего - к любви Христовой.

«Любые добродетели и любые подвиги тщетны без любви, - говорила святая. - Диавол способен изображать любую из наших добродетелей, но побеждаем бывает единственно смирением и любовью».

Когда в 432 году скончался духовный брат Мелании Пиниан, она погребла его рядом с матерью Альбиной, возле той самой пещеры, где Господь предсказал апостолам падение Иерусалима. Там же она соорудила для себя новую келью, совершенно лишенную окон и какого-либо сообщения с внешним миром, и провела в ней четыре года. После этого святая поручила ученику и своему будущему биографу, священнику Геронтию, основать на месте Вознесения Спасителя мужской монастырь, в котором сама исполняла обязанности духовника, что явилось исключительным примером в истории Церкви.

В конце 436 года святая Мелания отправилась в Константинополь по просьбе своего дяди, могущественного вельможи Волузиана, закосневшего в язычестве. Прибыв в город, святая обнаружила дядю тяжело больным и с помощью святого патриарха Прокла сумела убедить Волузиана перед смертью принять крещение. В то время столица Восточной Римской империи была охвачена смутами, вызванными еретическим учением Нестория, и святая решительно выступила в защиту православного догмата. Затем она спешно возвратилась в свой монастырь на Масличной горе.

В следующем году в Святую Землю прибыла сама императрица Евдокия для паломничества, которое советовала ей совершить святая Мелания, еще будучи в Константинополе. Евдокия приняла наставления от святой, которую почитала как духовную мать, посмотрела на благообразие ее обители, а также получила от Мелании прозорливые советы по поводу многочисленных и богатых вкладов, которые императрица намеревалась сделать в уже существующие и вновь основанные ею церкви и монастыри.

Хотя Господь незамедлительно даровал исцеления по молитвам святой, она, опасаясь быть уловленной через тщеславие, неизменно давала просившим о помощи либо немного елея от лампад над гробницами мучеников, либо какую-то вещь, принадлежавшую ранее святому человеку, дабы приходивший не подумал, что своим исцелением он обязан ее собственной добродетели.

Проходя так свое поприще, неизменно устремленная навстречу Небесному Жениху, святая Мелания более всего желала наконец «разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1: 23). В 439 году, когда святая пребывала в Вифлееме на празднике Рождества, ее постигла болезнь. Сразу же по возвращении в Иерусалим она собрала сестер своей обители, дабы преподать последние духовные наставления, и обещала всегда незримо пребывать среди них, если только они будут блюсти ее установления и со страхом Божиим хранить горящими свои светильники в ожидании пришествия Спасителя, как подобает мудрым девам (см.: Мф. 25: 1-13). Проведя шесть суток в болезни, святая произнесла последнее наставление монахам, назначив Геронтия настоятелем и духовником обоих монастырей. После этого святая Мелания мирно и радостно отошла ко Господу, произнеся перед смертью слова: «Как угодно было Господу, так и сделалось» (Иов 1: 21).

Монахи, собравшиеся на ее погребение из монастырей и пустынь со всех концов Палестины, отслужили всенощное бдение, а на рассвете, возложив рядом с ней одежды, пояса, куколи и другие предметы, полученные ими с благословением от святых подвижников, предали ее тело земле.

Монастырь святой Мелании был разрушен в 614 году во время нашествия персов, однако ее пещера на Масличной горе и ныне почитается христианами.

Преподобная Мелания , первая из знатных римлянок «с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью», родилась в христианской семье. Родители ее – люди именитые и богатые – видели в дочери наследницу и продолжательницу рода.

В четырнадцать лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: «Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира».

Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Мелании были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу.

Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сняла навсегда свои шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Между тем родители святых противились их желанию посвятить себя Богу.

Только, когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться.

Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании – 20. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, которые содержались там за долги. Продав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали старцам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них благодеяния.

Когда они, покинув родину, отплыли в Африку, во время плавания началась сильная буря. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги, и тем спасли от гибели город и его жителей.

Прибыв в Африку, они и там оказывали помощь всем нуждающимся. По благословению местных епископов жертвовали на церкви и монастыри. В то же время святая Мелания продолжала смирять плоть свою строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные книги и раздавая неимущим. Она сама сшила власяницу и, не снимая, носила ее.

В Африке святые пробыли 7 лет, а затем, освободившись, по заповеди Христовой, от всех своих богатств, направились в Иерусалим. По пути, в Александрии, они были приняты святым епископом Кириллом и встретились в храме со святым старцем Несторием, имевшим дар пророчества и исцеления. Старец обратился к ним, утешая и призывая к мужеству, терпению в ожидании Славы Небесной. В Иерусалиме святые роздали бедным оставшееся у них золото и проводили дни свои в нищете и молитве.

После недолгого путешествия в Египет, где святые посетили многих отцов-пустынников, святая Мелания затворилась в одинокой келлии, на горе Елеонской, лишь изредка видясь со святым Апинианом.

Постепенно возле келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев. Святая Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменией и по-прежнему жила и молилась в одиночестве. В поучениях святая Мелания призывала сестер бодрствовать и молиться, оберегать свои помыслы и возгревать прежде всего любовь к Богу и друг ко другу, соблюдая святую Православную веру и чистоту душевную и телесную. Особо увещевала их быть послушными воле Божией. Напоминая слова апостола, советовала соблюдать пост «не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающих любит Бог». В обители ее стараниями была построена молельня и алтарь, где погребли мощи святых: пророка Божия Захарии, святого Первомученика Стефана и Сорока святых, принявших муку в Севастии.

К этому времени святой Апиниан отошел ко Господу. Святая Мелания погребла мощи блаженного и провела около четырех лет возле этого места в посте и непрестанной молитве.

Святая пожелала построить мужской монастырь на горе Вознесения Христова. Господь благословил ее замысел, послав христолюбца, давшего средства на монастырь. Приняв их с радостью, святая Мелания в один год свершила это великое дело. В воздвигнутом ею монастыре, святые мужи стали неустанно возносить молитвы свои Богу в церкви Вознесения Христова.

Окончив свои труды, блаженная покинула Иерусалим, отбыв в Константинополь к своему дяде-язычнику, в надежде спасти его душу. По дороге она молилась у мощей святого Лаврентия, на месте его мученичества, и получила доброе предзнаменование.

Прибыв в Константинополь, святая нашла там своего дядю в болезни и беседовала с ним. Под влиянием ее бесед больной оставил язычество и умер христианином. В то время многих жителей столицы смущало еретическое учение Нестория. Святая Мелания принимала всех, обращавшихся к ней за вразумлением. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в свой монастырь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах выслушали они ее последние наставления. Испросив их молитв и заповедав блюсти себя в чистоте, с радостью и ликованием приобщившись Святых Таин, кротко и спокойно святая Мелания предала душу свою Господу. Это было в 439 году.

Пре-по-доб-ная Ме-ла-ния, пер-вая из знат-ных рим-ля-нок "с юных лет стре-мив-ша-я-ся ко Хри-сту, жаж-ду-щая те-лес-ной непо-роч-но-сти и уязв-лен-ная Бо-же-ствен-ной лю-бо-вью", ро-ди-лась в хри-сти-ан-ской се-мье. Ро-ди-те-ли ее - лю-ди име-ни-тые и бо-га-тые - ви-де-ли в до-че-ри на-след-ни-цу и про-дол-жа-тель-ни-цу ро-да. В че-тыр-на-дцать лет Ме-ла-ния про-тив сво-ей во-ли бы-ла вы-да-на за-муж за знат-но-го юно-шу Апи-ни-а-на. С са-мо-го на-ча-ла сов-мест-ной жиз-ни свя-тая умо-ля-ла су-пру-га жить с ней в непо-роч-но-сти или от-пу-стить неза-пят-нан-ной и те-лом и ду-шой. Апи-ни-ан от-ве-чал: "Ко-гда по ве-ле-нию Гос-по-да мы при-об-ре-тем дво-их де-тей в на-след-ни-ки сво-е-му иму-ще-ству, то-гда вме-сте от-ре-чем-ся от ми-ра". Вско-ре свя-тая Ме-ла-ния ро-ди-ла де-воч-ку, ко-то-рую мо-ло-дые ро-ди-те-ли по-свя-ти-ли Бо-гу. Про-дол-жая жить в су-пру-же-стве, Ме-ла-ния тай-но но-си-ла вла-ся-ни-цу и про-во-ди-ла но-чи в мо-лит-вах. Вто-рые ро-ды Ме-ла-нин бы-ли преж-девре-мен-ны-ми и му-чи-тель-ны-ми. Ро-дил-ся маль-чик, его кре-сти-ли, и он сра-зу ото-шел ко Гос-по-ду. Ви-дя стра-да-ния сво-ей су-пру-ги, бла-жен-ный Апи-ни-ан про-сил Бо-га со-хра-нить жизнь свя-той Ме-ла-нии и дал обет про-ве-сти оста-ток сов-мест-ной жиз-ни в непо-роч-но-сти. Вы-здо-ро-вев, свя-тая сня-ла на-все-гда свои шел-ко-вые одеж-ды. Вско-ре умер-ла их дочь. Меж-ду тем ро-ди-те-ли свя-тых про-ти-ви-лись их же-ла-нию по-свя-тить се-бя Бо-гу. Толь-ко ко-гда от-ца Ме-ла-нии по-стиг-ла смер-тель-ная бо-лезнь, он про-сил у них про-ще-ния и на-пут-ство-вал сле-до-вать из-бран-но-му ими пу-ти, про-ся о нем мо-лить-ся. Свя-тые тут же оста-ви-ли го-род Рим, и для них на-ча-лась но-вая жизнь, це-ли-ком по-свя-щен-ная слу-же-нию Бо-гу. Апи-ни-а-ну бы-ло в то вре-мя 24 го-да, а Ме-ла-нии - 20. Они ста-ли по-се-щать боль-ных, при-ни-мать стран-ни-ков, щед-ро по-мо-гать бед-ным. Об-хо-ди-ли тюрь-мы, ме-ста ссы-лок и руд-ни-ки и осво-бож-да-ли несчаст-ных, ко-то-рые со-дер-жа-лись там за дол-ги. Про-дав име-ния в Ита-лии и Ис-па-нии, они щед-рой ру-кой по-мо-га-ли стар-цам и мо-на-сты-рям, по-ку-пая для по-след-них зем-ли в Ме-со-по-та-мии, Си-рии, Егип-те, Фини-кии и Па-ле-стине. На их сред-ства бы-ло по-стро-е-но мно-го хра-мов и боль-ниц. Церк-ви За-па-да и Во-сто-ка по-лу-ча-ли от них бла-го-де-я-ния. Ко-гда они, по-ки-нув ро-ди-ну, от-плы-ли в Аф-ри-ку, во вре-мя пла-ва-ния на-ча-лась силь-ная бу-ря. Мо-ря-ки го-во-ри-ли, что это гнев Бо-жий, но бла-жен-ная Ме-ла-ния ска-за-ла, чтобы они пре-да-ли ко-рабль во-ле Несу-ще-го его. Вол-ны при-би-ли ко-рабль к ост-ро-ву, на ко-то-ром сто-ял го-род, оса-жден-ный вар-ва-ра-ми. Оса-ждав-шие тре-бо-ва-ли от жи-те-лей вы-куп, гро-зя го-ро-ду уни-что-же-ни-ем. Свя-тые внес-ли нуж-ные день-ги и тем спас-ли от ги-бе-ли го-род и его жи-те-лей. При-быв в Аф-ри-ку, они и там ока-зы-ва-ли по-мощь всем нуж-да-ю-щим-ся. По бла-го-сло-ве-нию мест-ных епи-ско-пов жерт-во-ва-ли на церк-ви и мо-на-сты-ри. В то же вре-мя свя-тая Ме-ла-ния про-дол-жа-ла сми-рять плоть свою стро-гим по-стом, а ду-шу утвер-жда-ла непре-стан-ным чте-ни-ем Сло-ва Бо-жия, пе-ре-пи-сы-вая свя-щен-ные кни-ги и раз-да-вая неиму-щим. Она са-ма сши-ла вла-ся-ни-цу и, не сни-мая, но-си-ла ее.

В Аф-ри-ке свя-тые про-бы-ли 7 лет, а за-тем, осво-бо-див-шись, по за-по-ве-ди Хри-сто-вой, от всех сво-их бо-гатств, на-пра-ви-лись в Иеру-са-лим. По пу-ти, в Алек-сан-дрии, они бы-ли при-ня-ты свя-тым епи-ско-пом Ки-рил-лом и встре-ти-лись в хра-ме со свя-тым стар-цем Несто-ри-ем, имев-шим дар про-ро-че-ства и ис-це-ле-ния. Ста-рец об-ра-тил-ся к ним, уте-шая и при-зы-вая к му-же-ству, тер-пе-нию в ожи-да-нии Сла-вы Небес-ной. В Иеру-са-ли-ме свя-тые роз-да-ли бед-ным остав-ше-е-ся у них зо-ло-то и про-во-ди-ли дни свои в ни-ще-те и мо-лит-ве. По-сле недол-го-го пу-те-ше-ствия в Еги-пет, где свя-тые по-се-ти-ли мно-гих от-цов-пу-стын-ни-ков, свя-тая Ме-ла-ния за-тво-ри-лась в оди-но-кой кел-лии на го-ре Еле-он-ской, лишь из-ред-ка ви-дясь со свя-тым Апи-ни-а-ном. По-сте-пен-но воз-ле кел-лии воз-ник мо-на-стырь, где со-бра-лось до де-вя-но-ста дев. Свя-тая Ме-ла-ния по сми-ре-нию не со-гла-си-лась быть его игу-ме-ни-ей и по-преж-не-му жи-ла и мо-ли-лась в оди-но-че-стве. В по-уче-ни-ях свя-тая Ме-ла-ния при-зы-ва-ла се-стер бодр-ство-вать и мо-лить-ся, обе-ре-гать свои по-мыс-лы и воз-гре-вать преж-де все-го лю-бовь к Бо-гу и друг ко дру-гу, со-блю-дая свя-тую пра-во-слав-ную ве-ру и чи-сто-ту ду-шев-ную и те-лес-ную. Осо-бо уве-ще-ва-ла их быть по-слуш-ны-ми во-ле Бо-жи-ей. На-по-ми-ная сло-ва апо-сто-ла, со-ве-то-ва-ла со-блю-дать пост "не с огор-че-ни-ем и не с при-нуж-де-ни-ем: ибо доб-ро-хот-но да-ю-щих лю-бит Бог". В оби-те-ли ее ста-ра-ни-я-ми бы-ла по-стро-е-на мо-лель-ня и ал-тарь, где по-греб-ли мо-щи свя-тых: про-ро-ка Бо-жия За-ха-рии, свя-то-го пер-во-му-че-ни-ка Сте-фа-на и Со-ро-ка свя-тых, при-няв-ших му-ку в Се-ва-стии. К это-му вре-ме-ни свя-той Апи-ни-ан ото-шел ко Гос-по-ду. Свя-тая Ме-ла-ния по-греб-ла мо-щи бла-жен-но-го и про-ве-ла око-ло че-ты-рех лет воз-ле это-го ме-ста в по-сте и непре-стан-ной мо-лит-ве.

Свя-тая по-же-ла-ла по-стро-ить муж-ской мо-на-стырь на го-ре Воз-не-се-ния Хри-сто-ва. Гос-подь бла-го-сло-вил ее за-мы-сел, по-слав хри-сто-люб-ца, дав-ше-го сред-ства на мо-на-стырь. При-няв их с ра-до-стью, свя-тая Ме-ла-ния в один год свер-ши-ла это ве-ли-кое де-ло. В воз-двиг-ну-том ею мо-на-сты-ре свя-тые му-жи ста-ли неустан-но воз-но-сить мо-лит-вы свои Бо-гу в церк-ви Воз-не-се-ния Хри-сто-ва. Окон-чив свои тру-ды, бла-жен-ная по-ки-ну-ла Иеру-са-лим, от-быв в Кон-стан-ти-но-поль к сво-е-му дя-де-языч-ни-ку в на-деж-де спа-сти его ду-шу. По до-ро-ге она мо-ли-лась у мо-щей свя-то-го Лав-рен-тия на ме-сте его му-че-ни-че-ства и по-лу-чи-ла доб-рое пред-зна-ме-но-ва-ние. При-быв в Кон-стан-ти-но-поль, свя-тая на-шла там сво-е-го дя-дю в бо-лез-ни и бе-се-до-ва-ла с ним. Под вли-я-ни-ем ее бе-сед боль-ной оста-вил язы-че-ство и умер хри-сти-а-ни-ном. В то вре-мя мно-гих жи-те-лей сто-ли-цы сму-ща-ло ере-ти-че-ское уче-ние Несто-рия. Свя-тая Ме-ла-ния при-ни-ма-ла всех, об-ра-щав-ших-ся к ней за вра-зум-ле-ни-ем. Мно-го чу-дес со-вер-ши-лось по мо-лит-вам бла-жен-ной. Вер-нув-шись в свой мо-на-стырь, угод-ни-ца Бо-жия по-чув-ство-ва-ла при-бли-же-ние кон-чи-ны и объ-яви-ла об этом пре-сви-те-ру и сест-рам. В глу-бо-кой скор-би и сле-зах вы-слу-ша-ли они ее по-след-ние на-став-ле-ния. Ис-про-сив их мо-литв и за-по-ве-дав блю-сти се-бя в чи-сто-те, с ра-до-стью и ли-ко-ва-ни-ем при-об-щив-шись Свя-тых Тайн, крот-ко и спо-кой-но свя-тая Ме-ла-ния пре-да-ла ду-шу свою Гос-по-ду. Это бы-ло в 439 го-ду.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Преподобная Мелания , первая из знатных римлянок "с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью", родилась в христианской семье. Родители ее - люди именитые и богатые - видели в дочери наследницу и продолжательницу рода.

В четырнадцать лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: "Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира".

Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Мелании были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу.

Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сняла навсегда свои шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Между тем родители святых противились их желанию посвятить себя Богу.

Только, когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться.

Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании - 20. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, которые содержались там за долги. Продав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали старцам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них благодеяния.

Когда они, покинув родину, отплыли в Африку, во время плавания началась сильная буря. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги, и тем спасли от гибели город и его жителей.

Прибыв в Африку, они и там оказывали помощь всем нуждающимся. По благословению местных епископов жертвовали на церкви и монастыри. В то же время святая Мелания продолжала смирять плоть свою строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные книги и раздавая неимущим. Она сама сшила власяницу и, не снимая, носила ее.

В Африке святые пробыли 7 лет, а затем, освободившись, по заповеди Христовой, от всех своих богатств, направились в Иерусалим. По пути, в Александрии, они были приняты святым епископом Кириллом и встретились в храме со святым старцем Несторием, имевшим дар пророчества и исцеления. Старец обратился к ним, утешая и призывая к мужеству, терпению в ожидании Славы Небесной. В Иерусалиме святые роздали бедным оставшееся у них золото и проводили дни свои в нищете и молитве.

После недолгого путешествия в Египет, где святые посетили многих отцов-пустынников, святая Мелания затворилась в одинокой келлии, на горе Елеонской, лишь изредка видясь со святым Апинианом.

Постепенно возле келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев. Святая Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменией и по-прежнему жила и молилась в одиночестве. В поучениях святая Мелания призывала сестер бодрствовать и молиться, оберегать свои помыслы и возгревать прежде всего любовь к Богу и друг ко другу, соблюдая святую Православную веру и чистоту душевную и телесную. Особо увещевала их быть послушными воле Божией. Напоминая слова апостола, советовала соблюдать пост "не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающих любит Бог". В обители ее стараниями была построена молельня и алтарь, где погребли мощи святых: пророка Божия Захарии, святого Первомученика Стефана и Сорока святых, принявших муку в Севастии.

К этому времени святой Апиниан отошел ко Господу. Святая Мелания погребла мощи блаженного и провела около четырех лет возле этого места в посте и непрестанной молитве.

Святая пожелала построить мужской монастырь на горе Вознесения Христова. Господь благословил ее замысел, послав христолюбца, давшего средства на монастырь. Приняв их с радостью, святая Мелания в один год свершила это великое дело. В воздвигнутом ею монастыре, святые мужи стали неустанно возносить молитвы свои Богу в церкви Вознесения Христова.

Окончив свои труды, блаженная покинула Иерусалим, отбыв в Константинополь к своему дяде-язычнику, в надежде спасти его душу. По дороге она молилась у мощей святого Лаврентия, на месте его мученичества, и получила доброе предзнаменование.

Прибыв в Константинополь, святая нашла там своего дядю в болезни и беседовала с ним. Под влиянием ее бесед больной оставил язычество и умер христианином. В то время многих жителей столицы смущало еретическое учение Нестория. Святая Мелания принимала всех, обращавшихся к ней за вразумлением. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в свой монастырь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах выслушали они ее последние наставления. Испросив их молитв и заповедав блюсти себя в чистоте, с радостью и ликованием приобщившись Святых Таин, кротко и спокойно святая Мелания предала душу свою Господу. Это было в 439 году.

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Но так как она была у них единственною дочерью и не было другого наследника бесчисленных их имений и богатств, то, поэтому, когда святой исполнилось четырнадцать лет, они отдали ее, против ее воли, в замужество человеку равному ей знатностью, именем Апиниану, которому шел семнадцатый год. Когда брак был заключен, Мелания не рассталась со своею мыслию и желанием -хранить, если уже не девство, то чистоту, и всячески склоняла супруга своего к воздержанию, часто увещавая его и говоря со слезами:

Как бы счастливы были мы, если бы вместе прожили в чистоте, в юности нашей работая Богу без плотского сопряжения, - чего я всегда желала и желаю! Тогда мы проводили бы с тобою прекрасную богоугодную жизнь. Если же твоя страсть, столь свойственная юности, одолевает тебя и препятствует тебе исполнить мою просьбу, так что ты не можешь победить плотских желаний, - то оставь меня и не будь препятствием моему желанию. В выкуп за себя я предоставляю тебе все мои богатства, рабов и рабынь, сокровища, золото и серебро и другое бесчисленное имущество. Владей всем этим, только дозволь мне быть свободной от плотских сношений.

Выслушав такия слова, Апиниан не отказал ей в исполнении ее желания совершенно, но не дал ей и полного согласия, а только ласково сказал:

Этого не может быть до тех пор, пока у нас не будет наследника нашим имениям. Когда же у нас родится такой наследник, тогда и я не отстану от твоего доброго намерения, ибо нехорошо, если жена опережает мужа в добром деле и стремлении к Богу. Подождем, пока Бог не даст нам плода нашего супружества, и тогда согласно приступим к жизни, к какой ты стремишься.

Мелания согласилась с этим намерением мужа, и вот Бог послал им дочь. По рождении ее, Мелания дала за нее обет девства, как бы платя свой долг: она желала, чтоб дочь ее соблюла то, чего сама она не могла соблюсти, выданная против воли замуж.

Потом, готовясь к иной жизни, она стала приучать себя к воздержанию и умерщвлению тела: постилась, лишила себя всякого угождения плоти, не хотела носить красивых одежд и драгоценных женских украшений, не ходила в баню. А когда муж или родители убеждали ее пойти в баню, то она не обнажала своего тела и выходила оттуда, омыв только лицо, причем запрещала рабыням говорить кому-нибудь о том и делала им подарки, чтобы оне молчали. При этом, она потребовала от мужа исполнения его обещания:

У нас уже есть, - говорила она, - наследница нашему состоянию. Будем же обходиться без брачных сношений, как ты обещался.

Но он не послушал жены.

Мелания, видя его несогласие, замыслила тайно бежать в неведомую страну, оставив отца, мать, мужа, ребёнка и всё богатство: так сильно она была охвачена стремлением к Богу и желанием жить в чистоте. Она сделала бы это немедленно, если б ее не удержали советы некоторых благоразумных людей, которые напомнили ей следующее апостольское слово: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем ", и еще: "почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? " (1Кор.7:10-16).

Итак, удержанная мыслию о спасении мужа, она отказалась от своей мысли о бегстве. Однако ей тяжело было исполнять супружеский долг. Она тайно носила на теле жесткую власяницу, и лишь когда знала, что останется с мужем наедине, тогда снимала ее, чтобы муж не узнал о такой ее жизни. Но как-то узнала об этом сестра ее отца и стала смеяться над этою власяною одеждой, досаждал и понося из-за нее святую. Мелания со слезами умоляла ее никому не рассказывать о том, что она узнала. Вскоре после того Мелания зачала во второй раз, и уже приближалось ей время родить. Наступила память святого мученика Лаврентия 1 . Всю ночь святая провела без сна, молясь с коленопреклонением и воспевая псалмы. При этом она старалась осилить естественную природную боль. Настало утро, но она не прекратила свою многотрудную молитву. Жестокие боли роженицы усиливались до крайней степени, но она всё еще преклоняла на молитву колени и, наконец, изнемогла от всенощного молитвенного труда и от естественной болезни. Тогда она в тяжких муках родила младенца мужеского пола. Приняв святое крещение, младенец тотчас отошел от этого мира к небесному отечеству. После этих родов Мелания сильно заболела и была близка к смерти. Муж ее, стоя у ее кровати, сам остался едва жив от тоски по ней и сожаления. В своем горе он поспешил в церковь, где с рыданием молился Богу, прося у Него исцеления дорогой супруги. Мелания же, видя, что время благоприятно для того, чтобы склонить мужа к своему намерению, послала сказать ему, когда он находился еще в церкви:

Если хочешь, чтобы я и ты были живы, дай обещание перед Богом, что ты больше ко мне не прикоснешься, и будем мы до конца нашей жизни оба жить в чистоте.

Муж Мелании, любя ее невыразимо и ставя здоровье ее выше своего, повиновался ее воле и дал обет пред Богом жить с нею в чистоте. Когда посланный вернулся и рассказал это Мелании, она обрадовалась и ей стало легче. Телесная болезнь ее уступила место духовной радости, и Мелания прославляла Вышнего, Который помог ей, исполнив через болезнь самое заветное желания ее сердца.

Когда Мелания встала от одра болезни, ее дочь, прекрасная отрасль девства, обещанная Богу, отошла к Нему. Смерть ее еще больше склонила Апиниана к хранению чистоты, тем более, что Мелания не переставала убеждать его к этому.

Видишь, - говорила она, когда скончалась их дочь, - как Сам Бог призывает нас к чистой жизни? Если бы Ему угодно было продолжение нашего плотского супружества, Он не взял бы у нас наших детей.

Итак Апиниан и Мелания, после плотского естественного супружества, вступили в супружество высшее, духовное, и побуждали друг друга к добродетели, упражняясь в посте, молитве, трудах, умерщвлении плоти. Они согласились все имения отдать в лице нищих Христу, самим же совсем отречься от мира и стать иноками. Но родители Мелании никак не хотели допустить этого. И вот однажды ночью, когда Апиниан и Мелания много о том скорбели и совещались друг с другом, как бы избавиться им от хитросплетенных сетей мира, внезапно осенила их свыше Божественная благодать. Они ощутили великое благоухание, сходящее с неба, какого не может постигнуть ум и описать язык, и исполнились такой духовной отрады, что забыли всю свою скорбь. С тех пор святыми овладела еще большая жажда духовных благ: мир и всё, что в мире, опротивели им и они решили, бросив всё, бежать куда-нибудь и стать иноками. Но Божий Промысел уготовил им иной путь к достижению желаемаго.

Вскоре умер отец Мелании, и Апиниан с Меланиею стали свободными в своих действиях. Но так как у них было много богатств, которые они обещались посвятить Христу, то они не тотчас расстались с миром и отечеством своим. На то время, пока они не раздадут всего бедным, они избрали для себя местожительством одно свое имение в пригороде Рима и жили, строго храня чистоту. В то время, как эта блаженная чета избрала себе такую богоугодную жизнь, Апиниану начинался 24-ый год, Мелании же заканчивался 20-ый 2 . Поистине великое чудо, что в те годы, в которые юность горит обыкновенно огнём плотских страстей, - эта святая чета, ведя жизнь выше плотского естества, оставалась неопаляемой, подобно отрокам в печи Вавшюнской.

Всё это произошло при руководстве Мелании. Она, как мудрая раба Господня, строго наблюдала и за собою и за мужем, так что была для своего мужа учительницею, наставницею, руководительницею на пути Господнем. Проводя такую дивную жизнь, они продавали свои имения и беспрепятственно оказывали помощь нуждающимся.

В это время Бог послал им одно испытание. Брат Апиниана, именем Север, видя такую жизнь блаженной четы, стал считать Апиниана и Меланию ни во что и отнимать у них некоторые имения. Когда же увидел, что они не сопротивляются ему и не заботятся об отнятом имуществе, стал помышлять о большем, присвояя себе всё. Апиниан и Мелания, по своему незлобию, терпели это, возложив упование на Бога. Печалило их только одно: видя, как имения, предназначенные ими Христу, идут в руки завистливому человеку, они скорбели о том, что расхищается достояние нищих. Но Господь, Который защищает рабов Своих и избавляет их из рук обидящих их, восставил против Севера благочестивую царицу Верину 3 . Она слышала о богоугодной жизни Апиниана и Мелании и, узнав, что Север отнимает у них имения, призвала их к себе и приняла их с почётом. Когда благочестивые супруги, предстали пред царицей в убогой одежде и со смиренным видом, -то царица много дивилась их убожеству и смирению; потом, обняв Меланию, она сказала ей: "Блаженна ты, избравшая себе такую жизнь!" При этом царица обещала отомстить за них Северу. Но Мелания и Апиниан просили ее не прибегать к мести, а только усовестить Севера, чтобы он не делал им больше обид.

Нам, - сказали они, - лучше терпеть обиды, чем обижать кого-нибудь, ибо Божественное Писание повелевает тому, кого ударили в ланиту, подставить обидчику и другую (Мф.5:39). Мы благодарим тебя, владычица, за то, что ты хочешь милостиво защитить нас, но не просим мстить Северу. Наоборот, просим, чтобы ему не было из-за нас сделано никакого зла. С нас довольно, если отныне он перестанет дурно поступать с нами и отнимать то, что принадлежит не нам, а Христу и рабам Христовым, сиротам и вдовицам, нищим и убогим.

Еще просили они царицу, чтобы им можно было свободно, без всяких препятствий, продать их большие имения, которые представляли собою города и селения, находившиеся не только в Италии, в области Римской, но и в Сицилии 4 , в Испании, Галлии и Британии. Так богаты были родители Мелании, что, кроме царя, не было никого богаче их. Царица исполнила просьбу Апиниана и Мелании, и им дана была свобода невозбранно продавать все свои имения, где бы они ни находились. У Мелании было желание дать царской сестре некоторые многоценные дары, но та не захотела взять ничего из предлагаемаго, считая за святотатство взять что либо из вещей, дарованных Христу.

Наконец, Апиниан и Мелания возвратились с великою честью из царских палат к месту своего пребывания.

О размерах принадлежавшего им богатства, которое они отдали Христу, можно судить из того, что в то время никто не мог купить их дома в Риме за соответствующую цену. Только впоследствии, когда дом был подожжен варварами и значительно попорчен пожаром, он был продан за цену, меньшую своей стоимости, и вырученные от продажи его деньги были розданы убогим. Таким образом, можно положительно сказать, что Апиниан и Мелания выказали большее усердия к Богу, чем Иов. Ибо он благодарил Бога, когда лишился богатства помимо своей воли, а эти добровольно отказались от таких богатств, стремясь к нищете. Сначала такая жизнь была для них полна скорбей и казалась весьма трудною, но потом стала лёгка и полна всяких утешений: ибо "иго " Христово "благо " и "бремя легко " (Мф.11:30).

Диавол покушался искусить благочестивых супругов корыстолюбием. Однажды, когда принесено было им множество золота за проданные имения, он стал влагать им в душу какую-то страсть к золоту. Но Мелания, уразумев козни древнего змия, тотчас стёрла его главу, вменяя золото за прах и неудержимо тратя его на убогих. Блаженная рассказывала о себе следующее:

Было у меня одно имение с домом на высоком прекрасном месте; оно было лучше всех наших имений. С одной стороны от него расстилалось море, и с горы было видно, как плывут корабли, как рыбаки ловят рыб. С другой подымались высокия деревья, виднелись засеянные поля, сады и богатые виноградники; в одном месте были устроены роскошные купальни, в другом водные источники; там слышалось пения различных птиц, здесь находились всякого рода звери в огражденных для них местах, и охота за ними была успешна. И враг внушил мне мысль поберечь это имение ради его красоты и не продавать его, но сохранить для себя, чтобы жить в нем. Но, Божиею благодатью, я почувствовала, что это козни врага, и, обратив мой ум к горним селениям, я немедленно продала то имения и вырученные деньги отдала Христу моему.

После продажи благочестивыми супругами их Италийских имений, подаяния их потекли, подобно многоводным рекам, во все концы земли. Они рассылали много милостыни в Месопотамию, Финикию, Сирию, Египет и Палестину - церквам и монастырям мужским и женским, странноприимным домам и больницам, сиротам и вдовам, находящимся в оковах и в темницах, а также и на выкуп пленных. И запад, и восток наполнены были щедротами, шедшими из их рук. Иногда они покупали целые острова, в тихих и малолюдных местах и, построив там монастыри, отдавали их на содержание духовного чина. Повсюду украшали они святые церкви золотом и серебром, священническими златотканными ризами и не щадили денег на церковное благолепие. Потом, оставив малую часть своих земель в Италии непроданною, они, вместе с матерью Мелании, которая была еще жива, сели на корабль и отплыли в Сицилию, отчасти, чтобы самим продать тамошния свои имения, отчасти же, чтобы посетить блаженного епископа Павлина, своего отца духовного.

Вскоре после их отъезда, на Рим напали варвары 5 и опустошили мечём и огнем все окрестности города и всю Италийскую землю. Хорошо сделали святые, что успели, с помощью Божиею, продать свои имения, раньше этого бедствия. Ибо то, чему предстояло погибнуть даром, без всякого воздаяния от Бога, то превратилось для них в стократное воздаяние в вечной жизни. К тому же они сохранили целым и свое временное здравие, покидая Италию, как Лот - Содом 6 , прежде лютого разорения ее варварами. Побывав в Сицилии и по дороге туда повидавшись со святым Павлином епископом Ноланским 7 , они устроили дела касательно бывших там имений и отплыли к Ливии и Карфагену 8 .

Когда они плыли по морю, поднялась сильная буря и великое волнение, которые продолжались много дней. Пресная вода в корабле уже оскудевала, между тем гребцов и слуг было множество, и все они терпели сильную жажду. Святая Мелания, поняв, что Господь не благословляет избранный ими путь в Ливию, приказала повернуть паруса вслед ветру, полагаясь на Бога, что Он направит корабль, куда захочет. Подхваченные ветром, они пристали к одному острову. Незадолго до их прибытия, варвары, внезапно напав на этот остров, завладели им и увели с собою великое множество мужчин и женщин, а оставшимся жителям послали сказать, чтобы они, если хотят, скорее выкупили пленных: иначе все пленные будут обезглавлены. Население острова находилось в сильной печали, так как, по скудости средств, немногие могли заплатить выкуп.

В то время пристал к острову корабль, на котором плыли Мелания и Апиниан. Епископ того острова, услыхав, что к ним пристал корабль из Рима, пришел просить помощи на выкуп пленных и получил больше, чем ожидал. Сжалившись над ними, Мелания и Апиниан дали столько золота, сколько требовалось на выкуп всех пленных. Когда они отчалили от этого острова, подул ветер тихий и благоприятный, и вскоре они достигли Карфагена. Выйдя там из корабля, они творили свои обильные дела милосердия, благотворя церквам и монастырям, облегчая положение нищих и больных.

Творя такия добрые дела, они поселились в одном городе, находящемся недалеко от Карфагена, который назывался Тагаста. Епископом Тагасты был Алипий, друг блаженного Августина 9 , муж искусный в слове и учении, мудро наставлявший всех приходивших к нему. Полюбив этого доброго пастыря, Апиниан и святая Мелания богато украсили его церковь, и купили для нее много угодий; кроме того, они создали там два монастыря, один мужской - на восемьдесят иноков, другой женский - на сто тридцать инокинь, и обеспечили эти монастыри землею и всем нужным. Святая Мелания стала приучать себя постепенно к посту всё более и более строгому, сначала вкушала через день, потом через два, наконец, оставалась без пищи всю неделю, кроме субботы и воскресенья. Иногда она занималась переписыванием книг, так как она писала очень красиво и без ошибок, иногда изготовляла одежды для нищих. Переписанные книги она посылала на продажу, а вырученные этим трудом денъги раздавала нищим. Усердно занималась она и чтением Священного Писания. Когда руки ее уставали от работы или от письма, то она упражнялась в чтении, и как бы задавала работу очам своим. Если же и глаза ее уставали от долгого чтения, ей помогал слух, потому что она приказывала другим читать, а сама слушала. У нея был обычай ежегодно трижды прочитывать ветхий и новый завет; а наиболее важные места она удерживала у себя в памяти и постоянно имела на устах. Спала она ночью едва два часа, и то не на постели, а на земле, на худой рогоже. Она говорила, что всегда нужно бодрствовать, потому что не знаем, в какой час придет вор.

К такому подвижническому образу жизни она приучила и прислуживавших ей девиц; но немало и юношей склонила она жить в чистоте и хранить девство. Много душ неверных приобрела она для Христа и привела к Богу.

После семилетней жизни в Карфагене, Мелания пожелала видеть святые места, находящияся в Иерусалиме. Сев на корабль с матерью и с Апинианом, который прежде был мужем ее, а теперь уже духовным братом и спостником, она поплыла вместе с ними по морю. Корабль, на котором они плыли, при благоприятном ветре благополучно пристал к Александрии. Здесь они приветствовали святого Кирилла, архиепископа Александрийского. Насладившись общением с ним, они отправились опять по морю и достигли святого града Иерусалима. Прибыв сюда, они с великим умилением и невыразимою отрадою на сердце обходили святые места, которые освятил святейшими стопами Своими Господь наш и Пречистая Богоматерь. У гроба Господня блаженная Мелания всякую ночь оставалась с вечера для молитвы. Там воссылала она ко Христу Господу тёплые моления, плача, припадая ко гробу Господню, обнимая его и лобызая.

Во время пребывания Мелании и Апиниана во Иерусалиме один верный друг их продал оставшияся италийские имения их и прислал деньги к ним в Иерусалим.

Побывав в Иерусалиме, они пожелали еще отправиться в Египет, чтобы видеть там пустынных отцов и послужить им от своего имения. Они отправились по морю в путь, а мать свою, которая была очень стара и утомлена, оставили во святом граде. При этом ей было поручено построить для их жительства дом на Елеонской горе.

В Египте Мелания, с своим духовным братом, Апинианом, посещали пустынных отцов и получали для души великую пользу от их боговдохновенных речей. В то же время они оказали там великие щедроты нуждающимся. Но при этом они не мало встретили таких нестяжательных отцов, которые не пожелали взять предлагаемой им милостыни и бежали от золота, как от жала змеи. В числе таких был один - именем Ефестион, который, на мольбы их принять несколько золотых монет, отказался от этого. Обходя келлию его и рассматривая имущество пустынника, Мелания нашла только рогожу и водонос, немного сухого хлеба и короб, в котором была соль. Она потихоньку положила золото в этот короб и покрыла солью. Когда они вышли от пустынника, от старца не утаилсн этот поступок Мелании. Он, найдя золото, побежал за ними, громко восклицая, чтобы они остановились и подождали его. Когда они остановились, старец показал им золото, которое держал в своей руке, и сказал:

Не нужно мне этого: не знаю, на что его употребить; возьмите свое добро назад.

Те отвечали:

Если оно не нужно тебе, отдай другим.

Но старец возразил:

Кому здесь нужно это, и на что? Вы видите, что место здесь пустое.

Те всё не хотели взять от старца назад своего золота, и тогда он бросил его в реку и возвратился в келлию.

После того путники прибыли снова в Александрию, затем в Нитрию 10 , всюду обходя жилища пустынников, подобно пчёлам, летающим по различным цветам и собирающим с них. Затем они вернулись в Иерусалим, обогатившись многополезными назиданиями, полученными от святых пустынников. И, как надеялись, нашли уже готовым дом для себя у Елеонской горы. Там они и поселились.

Мелания затворилась в тесной келлии, положив такой завет, чтобы ни ей никого не видать, ни ее чтоб никто не видел. Только раз в неделю ее посещали мать ее и духовный брат Апиниан. В таком затворе она провела четырнадцать лет. В это время преставилась мать Мелании, исполненная добрых дел и благого упования. Святая, сотворив должное поминовение по почившей матери, снова затворилась в еще более тесной и очень тёмной комнате, и провела в ней один год. Повсюду прошла о ней слава, многия стали приходить к ней ради духовной пользы. Тогда Мелания вышла из затвора, чтобы послужить спасению других. Она устроила монастырь, собрав свыше девяноста девиц. К ней собралось много и явных грешниц, и, наставляемые ею на путь покаяния, они начали вести богоугодную жизнь. Для своего монастыря Мелания избрала игумению, сама же стала служить всем, как раба, и заботилась о всех, как мать. Она поучала сестер разным добродетелям, во первых - чистоте, потом - любви, без которой не может быть совершенною ни одна добродетель, затем смирению, послушанию, терпению и незлобию. В назидание она рассказала им следующую повесть. "К одному великому старцу как-то пришел некий юноша, желая быть его учеником. А старец, показывая с самого начала, каким должен быть ученик, велел ему взять жезл и накрепко бить столп, стоящий у ворот, наскакивая на него и ударяя его ногами. Ученик, повинуясь старцу, ударял бездушный столп, сколько было у него сил. Старец спросил юношу:

Оказывал ли тебе этот столп, который ты ударял, сопротивления и оскорбился ли? Побежал ли он с своего места или бросился на тебя?

Юноша отвечал:

Старец сказал тогда:

Бей же его крепче, сопровождай удары самыми жестокими словами: досаждай, укоряй, обесчещивай, поноси и всячески злословь его.

Когда юноша и это сделал, старец спросил:

Разгневался ли на тебя поносимый столп, сказал ли что-нибудь против тебя? пороптал ли или укорил тебя?

Юноша отвечал:

Нет, отче! да и как может разгневаться столп нечувствующий и бездушный?

Старец опять сказал:

Если ты можешь быть таким, как этот столп, не гневаясь на тех, кто бьёт тебя, не бегая от ударов, не прекословя тем, кто приказывает тебе, не возражая укорами на укоры, если ты среди всяких скорбей останешься постоянно непоколебимым, как столп, то приходи, будь нашим учеником. Иначе же не приближайся и к нашим дверям.

Такою повестью блаженная поучала сестёр терпению и незлобию, и они назидались этим примером, который был им на пользу. Поучая и наставляя сестер созданного ею монастыря, святая Мелания в то же время соорудила в том монастыре благолепную церковь и постаралась, чтобы церковь была освящена святыми мощами пророка Захарии, первомученика Стефана и сорока мучеников.

После этих событий, ее духовный брат, бывший прежде супругом по плоти, блаженный Апиниан, угодив Господу Богу, отошел к Нему уже в иноческом чине. Мелания с честью погребла его и потом сама стала готовиться к исходу, ожидая скорой кончины. Но Промысл Божий продлил ее жизнь для спасения других. По смерти Апиниана, Мелания создала еще мужской монастырь и истратила на это уже последнее свое имущество, отдав всё во славу Божию. Таким образом та, которая духом давно уже стяжала нищету, стала нищею телесно.

В то время пришло к Мелании послание из Царьграда, от дяди ее Волусиана Римлянина. Этот Волусиан, получивший тогда должность римского анфипата 11 , с особым поручением от западного императора был отправлен в Византию. Прибыв на Восток, он пожелал увидаться со своей племянницею преподобною Меланиею. Поэтому он нарочно послал к ней в Иерусалим, прося ее приехать к нему в Византию и повидаться с ним. Сперва Мелания не хотела отправляться к дяде, так как он придерживался еллинского многобожия; но потом, по совету духовных отцов, она поехала к нему, побуждаемая надеждою обратить его к Богу. По пути, во всех городах, где останавливалась святая, всюду воздавалась ей великая честь, ибо Бог прославляет прославляющих Его. Ее встречали архиереи и священники, старейшины городские и народ, и все принимали ее с любовью, как бы пришелицу с неба, потому что всему миру сиял свет ее добродетелей и святой жизни. В самой же столице она также была принята с великою честью, царем Феодосием Младшим, царицею его Евдокиею и патриархом Проклом. Дядю своего Волусиана она застала больным. Увидев ее, дядя много удивлялся ее иноческому одеянию и умерщвлению плоти, ибо лицо ее иссохло от долгих постов и трудов и прежняя красота ее увяла. И воскликнул Волусиан:

Какою стала ты, возлюбленная Мелания!

Но к чему долго рассказывать? Отчасти личность Мелании, отчасти святой Прокл 12 , больше же всего Боговдохновенная беседа благочестивой рабы Христовой и полезные ее увещевания сделали вскоре то, что дядя ее отверг еллинское нечестие и принял святое крещение. Сподобившись святых Таин, он чрез немного дней после того предал дух свой Богу и был погребен руками святой Мелании.

Во время своего довольно продолжительного пребывания в Византии, Мелания обратила к правой вере многих из ереси Нестория, которая тогда сильно смущала Церковь, а также сохранила от отпадений многих православных, ибо Господь даровал ей такую благодать, что не могли ее никак одолеть еретические хитросплетенные речи несториан. Преподобная прекрасно знала Писание, употребив все годы своей жизни на его чтение, и исполняясь благодати Святого Духа. С утра до вечера с нею беседовали различные люди и вопрошали ее о православии, а она давала премудрые ответы, так что вся столица дивилась ее премудрости. Потом блаженная снова возвратилась в Иерусалим и, приближаясь к кончине своей, приготовлялась к доброму исходу.

Ей был дан дар исцелений, и она исцеляла многия болезни. Из этих исцелений, совершенных ею, расскажем о некоторых, в доказательство вселившейся в нее Божией благодати.

Царица Евдокия 13 , нарекшая преподобную Меланию своею духовною матерью, прибыла в Иерусалим, отчасти - чтобы поклониться святым местам, отчасти - чтобы посетить свою духовную мать.

По дороге она вывихнула ногу и сильно страдала, так что не могла ступить. Когда же святая Мелания только коснулась ее ноги, - нога стала здоровою.

Одна молодая женщина была мучима бесом, который так заключил ей уста, что их нельзя было открыть, она не могла выговорить ни слова, ни вкусить пищи, и ее ждала смерть - скорее от долгого лишения пищи, чем от мучений беса. Эту женщину преподобная Мелания исцелила молитвою, помазав ее святым елеем. Бес вышел из нея, и ее уста открылись, чтобы славословить и благодарить Бога и, вкусив пищи, она стала здоровой.

Другая женщина была беременной и настало время родить ей; но не могла она сделать этого, так как ребенок умер у нее в утробе. Терзаемая страшными болями, она была при смерти. Но святая Мелания помогла этой женщине своими молитвами. Как только на грудь больной женщины был наложен пояс, она разрешилась от бремени: из нея вышел мёртвый плод, ей стало легче, и она стала говорить, тогда как раньше не могла произнести ни одного слова.

Провидя свое отшествия к Богу, преподобная обошла святые места во Иерусалиме и в окрестностях, в Вифлееме и Галилее. Когда наступил праздник Рождества Христова, она была на всенощном бдении в вертепе, где родился Христос, и там сказала одной из сестер, своей родственнице, которая была при ней неотступно, что уже в последний раз она справляет с ними праздник Рождества Христова. Родственница святой, услышав такие слова, горько заплакала. Потом на день святого первомученика Стефана, Мелания была на всенощном бдении в храме его, находящемся в построенной ею обители. Читая сестра та об убиении святого первомученика, она прибавила к этому от себя, что читает им уже в последний раз. Великий плач поднялся тогда о ней между сестрами: они поняли, что святая вскоре покинет этот мир. Мелания же по своему обычаю, долго утешала их Боговдохновенными речами своими, и поучала добродетелям. Потом она вышла в церковь и стала молиться:

Господи Боже мой, Которого я избрала и возлюбила от начала, Которого я предпочла плотскому мужу, богатствам, славе и сластям мирским, Которому от рождения моего вручила я тело и душу мою, ради Которого я предавалась воздержанию, так что и кости прилипли к плоти моей, - Который руководил десницей Моей и наставлял меня внушением Твоим, - и ныне Ты услышь молитвенный вопль мой. И пусть эти слёзы мои подвигнут потоки милосердия Твоего ко мне. Очисти греховные скверны мои вольные и невольные. Уготовь мне путь к Себе без всякого смущения и препятствия, чтобы воздушные злые бесы не удержали меня. Ты знаешь, Бессмертный, смертное естество наше. Ты знаешь, Человеколюбец, что нет человека без скверны; нет такого, на котором враг не мог бы найти какой-нибудь вины, хотя бы он жил и один день. Но Ты, Владыка, презрев все мои грехи, соделай меня чистою на Суде Твоем.

Так молилась святая Мелания, и, еще не окончив молитвы, начала испытывать телесную боль. Но, хотя она и изнемогала от болезни, всё же не прекращала своего труда, ходила на обычное церковное богослужение и с утра наставляла сестёр поучениями. Потом она причастилась Пречистых и Божественных Таин из рук епископа Елевферопольского 14 , пришедшего с клиром посетить ее, и стала ожидать наступления смерти. При этом она утешала родственницу свою, горько оплакивавшую разлуку со святою, а также и всех сестёр и, простившись со всеми последним целованием, сказала следующия слова:

Как Богу было угодно: так и сбылось.

С этими словами она, лежа на простом одре, предала дух свой в руки Божии, крепко смежив очи и сложив руки на груди крестообразно 15 .

На погребение ее собрались иноки и инокини из всех монастырей, находившихся вокруг святого города, и всю ночь пели над нею псалмы, потом с честью похоронили ее. Святая же ее душа отошла ко Господу Богу, Которого она возлюбила и Которому усердно работала все дни жизни своей. И теперь, со всеми святыми, приобщаясь славы Его, она и о нас грешных молит там Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему слава во веки. Аминь.

___________________________________________________________________

1 Св. мученик Лаврентий, архидиакон римской Церкви, претерпел мученическую кончину в 258 году, будучи распростерт на железной решетке. Память его 10-го августа.

2 Эта перемена в жизни Мелании произошла в 401 г.

3 Верина - супруга императора Гонория, управлявшего западною половиною Римской империи с 396-423 г.

4 Сицилия - большой остров на Средиземном море близ юго-западной оконечности Апенинского полуострова (Италии).

5 Разумеются готфы, народ германского племя, которые осаждали Рим в 408, 409 и 410 годах и, наконец, разграбили его.

6 Лот - племянник родоначальника евреев - Авраама. Отделившись от дяди, он поселился с своим семейством в Содоме - городе, находившемся в долине, на месте которой образовалось Мёртвое море. Когда содомляне своими грехами прогневали Бога и Бог осудил Содом на уничтожение, то Лот, предъуведомленный о том Ангелом, вместе с женою и дочерьми, бежал из Содома.

7 Город Нола находился на юге Италии, в Кампании. Св. Павлин был епископом в Ноле с 409-431 г. Память его месяца января в 23й день,

8 На севере Африки, почти против Италии.

9 Алипий избран был на епископскую кафедру в Тагасте в 391 г

10 Нитрия - гора к югу от Александрии, на запад от реки Нила, близ Ливийской пустыни. Названия горы получилось от нитры или селитры в озерах, примыкавших к горе.

11 Анфипат - начальник области, в состав которой входило несколько провинций.

12 Св. Прокл - патриарх Константинопольский с 434-447 г.

13 Императрица Евдокия - супруга восточного императора Феодосия II, царствовавшего с 408-450 г.