Функционирование анализаторов как физиологические основы ощущений. Психология ощущений

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологиче­ской основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему рецептор,

Анализатор состоит из трех отделов:

периферического отдела (рецептора), являющегося специаль­ным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

афферентных (центростремительных) и эфферентных( цен­тробежных) нервов - проводящих путей, соединяющих пе­риферический отдел анализатора с центральным;

подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализа­тора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анали­затора как целого.

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецеп­тором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает центральной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение и мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раз­дражителя.

1-рецептор; 2-центральное звено; 3-эффектор; 4- афферентный нервный путь; 5- эфферентный нервный путь; 6-7 - канал обратной связи: 1-4-2 - схема анализатора; 1-4-2-5-3 - схема рефлек­торной дуги; 1-4-2-5-3-6-7 - схема рефлекторного кольца.

Классификация ощущений

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

экстероцептивные, отражающие свойства предметов или яв­лений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела:



интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.

проприоцептивные - рецепторы расположены в мышцах и связках: они дают информацию о движении и положении нашего тела в пространстве.

Экстероцептивные ощущения делятся в свою очередь на кон­тактные и дистантные:

Контактные рецепторы передают раздражение при непосред­ственном контакте с воздействующими на них объектами (осязательные и вкусовой рецепторы).

Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходя­щие от удаленных объектов

(зрительный, слуховой. обоня­тельные рецепторы).

В состав осязания входят, наряду с тактильными ощущениями (ощущение прикосновения) входят температурные, регулирующие процесс терморегуляции и теплообмена между организмом и окру­жающей средой. Большую роль в жизни человека занимают вибра­ционные ощущения, ощущения равновесия и ускорения, болевые, мышечно-суставные, статико-динамические.

Общие свойства ощущений

Качество - это основная особенность дднного ощущения, от­личающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность - количественная характеристика ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность - временная характеристика, определяющаяся временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на органы чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый ла­тентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений он состав­ляет 130 мс. для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

Пространственная локализация раздражителя - свойство ощу­щения, дающее человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Закономерности ощущений

Пороги ощущений.

Минимальная величина раздражителя, при которой впервые воз­никает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Так, мы не ощущаем отдельных пылинок, опускающихся на поверх­ность нашего тела.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чув­ствительность органов чувств.

Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (малая ве­личина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.

Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека

Существует понятие относительной или разностной чувстви­тельности - чувствительности к изменению раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызы­вающее едва заметное различие ощущений, называется диффе­ренциальным порогом или порогом различения,

Это значит, что отношение добавочного раздражителя к ос­новному является величиной постоянной. Чем больше величина пер­воначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней, чтобы вызвать ощущение изменения величины раздражителя. Для зрительного анализатора это отношение составляет 0,001; для слухового - 0.1; для тактильного - 0,3.

Адаптация.

Изменение чувствительности анализатора, зависящее от усло­вий среды называется адаптацией органов чувств к окружаю­щим условиям.

Так. чувствительность глаза при переходе из яркой освещенно­сти к темной увеличивается в 200000 раз. Известны также слуховая. температурная, вкусовая и другие виды адаптации.

Существует 3 разновидности явления адаптации.

адаптация как полное исчезновение ощущения при продол­жительном действии раздражителя.

Адаптация как притупление ощущения под влиянием дейст­вия сильного раздражителя.

Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

9.4.3 Взаимодействие ощущений.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздра­жителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный мо­мент на другие органы чувств.

Повышение чувствительности в ре­зультате взаимодействия анализа­торов и упражнения называется сенсибилизацией.

Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характер­ного для других анализаторов называется синестезией.

Встречаются люди с «окрашенным» слухом. Широко известно, что высокие звуки мы рассматриваем как «светлые», а низкие звуки как «темные»

Тема 10 Восприятие.

Восприятие - это познавательный психический процесс отражения действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился и, в том числе, способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления. Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с ощущений.

Значение ощущений:

  1. ощущения позволяют человеку ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оценивать вес и размеры предметов, определять вкус продукта и т.д.
  2. ощущения дают материал для других более сложных психических процессов (например, глухие люди никогда не смогут постигнуть звуки человеческого голоса, слепые – цвета);
  3. особенно развитые ощущения являются условием успешности человека в той или иной профессии (например, дегустатор, художник, музыкант и др.);
  4. лишение человека ощущений приводит к сенсорной депривации (сенсорному голоду – недостатку впечатлений), который может возникать как в естественных, так и в лабораторных условиях. (по Ли, сенсорная депривация – основное условие творчества, так как 95% энергии, тратившейся на преодоление гравитации идёт на творческий потенциал);
  5. существует возможность влияния на состояние человека через ощущения (шум прибоя, пение птиц, ароматерапия, музыка).

Ощущение (лат. sensus – восприятие) – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный момент .

Ощущение не даёт человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знания лишь отдельных свойств предмета (например, о том, что это предмет твёрдый, холодный, гладкий и т.п.).

Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражителей) на органы чувств (зрение, слух и др.). Они свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой. Причём некоторые животные (например, орлы) обладают значительно более острым зрением, чем человек, более тонким обонянием и слухом (собака). Глаза муравьёв различают ультрафиолетовые лучи, недоступные глазу человека. Летучие мыши и дельфины различают ультразвуки, которых не слышит человек. Гремучая змея различает ничтожные колебания температуры – в 0,001 градуса.

Ощущения одновременно и объективны и субъективны. Объективность состоит в том, что в них отражён реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека. Именно об этом говорит известная пословица: «На вкус и цвет товарищей нет».

Связанные с эмоциональной сферой человека, ощущения могут порождать у него различные чувства, вызывать простейшие эмоциональные переживания. Например, ощущение раздавшегося где-то рядом резкого звука автомобильных тормозов может вызвать у проходящего мимо человека неприятные воспоминания о собственной практике вождения машины. Негативные переживания порождаются ощущениями нелюбимого запаха, цвета и вкуса.

Строение анализаторов:

Физиологическая основа ощущений заложена в работе специальных нервных структур, названных И. Павловым анализаторами. Анализаторы – это каналы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внешней среде, так и о собственном, внутреннем состоянии).

Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определённого свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на звуковые, орган обоняния – на запахи и т.д.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1. Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приёма информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор – специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определённого раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2. Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в ЦНС. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передаётся к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3. Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет своё «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определённой чувствительности (сенсорной модальности).

Ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы определённого вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворённых в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Физиологическая основа ощущений


Введение

2. Понятие ощущения

3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

3.2 Свойства ощущений

3.3 Классификация ощущений

4. Виды ощущений

4.1 Зрение

4.3 Вибрационные ощущения

4.4 Обоняние

Список литературы

Введение


Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий - с психических познавательных процессов. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим познанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании существенную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) основывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения, мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (например, более высокая или более низкая температура).

1. Сенсорная организация личности


Сенсорная организация личности - это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека - это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие. Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность. Главная особенность сенсорной организации человека - это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.

2. Понятие ощущения


Ощущение - это проявление общебиологического свойства живой материи - чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма. Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира. Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление. Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через «входы» сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.


2.1 Обработка ощущений


После получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность. Вообще говоря, ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения. Тем не менее, понятно, что количество доступных вариантов и качество выбора различны для разных людей и зависят, например, от: - психических свойств личности; - стратегий взаимоотношений с окружающими; - отчасти физического состояния; - опыта, наличия нужных сведений в памяти и возможности их извлечения; - степени развития и организации высших нервных процессов и т.д.

3. Физиология ощущений


3.1 Анализаторы


Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов - анализаторов, состоящих из 3 частей: - рецептор - воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс); - центральный отдел анализатора - афферентные или чувствительные нервы; - корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов. Определенным рецепторам соответствуют свои участки корковых клеток. Специализация каждого органа чувств основана не только на особенности строения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Анализатор является не пассивным приемником энергии, он рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей.


3.2 Свойства ощущений


Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Качество - это специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности.

Например, к качествам зрительной модальности относятся

Яркость,

Насыщенность,

Цветовой тон.

Качества слуховых ощущений:

Громкость,

Качества тактильных ощущений:

Твердость,

Шероховатость и т.д.


3.3 Классификация ощущений


Наиболее распространённая, самая ранняя и простая классификация ощущений по модальности (виду) раздражителя. Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала в отличие от сигнала нервного.

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы. К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях -проприорецептивные ощущения (от лат. "-собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений:

- дистантные (зрительные, слуховые),

- контактные (осязательные, вкусовые) ощущения.

4. Виды ощущений


Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений:

Зрительные - возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза; - слуховые - вызываются звуковыми волнами речи, музыки или шума; - вибрационные - способность улавливать колебания упругой среды (вода, воздух, земля, предметы); это разновидность слуховой чувствительности, слабо развитая у человека, но используемая дельфинами, летучими мышами и др. (эхолокация, ультразвук); - обонятельные - отражают запахи окружающих предметов; - вкусовые; - кожные: тактильные (ощущение прикосновения), температурные и болевые. Очень чувствительны к прикосновениям ладони, кончики пальцев и губы - ими мы осязаем. Болевые ощущения имеют сильную эмоциональную окраску - их хорошо слышно или видно другим людям. Температурная чувствительность различна на разных участках тела: наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь. При особых состояниях психики и организма человека могут возникать псевдоощущения - галлюцинации, когда раздражитель отсутствует, а ощущение - есть (мираж, видения, «голоса», бред и т. п.).


4.1 Зрение


Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, ифокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Возможность отражать пространство обеспечивают парность зрительного анализатора, изменение размеров изображения на сетчатке при удалении или приближении к предмету, а также движение (сведение и разведение) осей глаз. Сетчатая оболочка глаза состоит из нескольких десятков тысяч окончаний волокон зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Окончания зрительного нерва различаются по форме и функциям. Рецепторы, напоминающие по форме колбочки, приспособлены к отражению цвета. Они расположены в центре сетчатой оболочки и являются аппаратом дневного зрения. Нервные окончания в виде палочек отражают свет. Они расположены вокруг колбочек, ближе к краю сетчатки. Это аппарат сумеречного зрения. Колбочковое зрение не нарушается при поражении палочек, и наоборот, т. е. ощущения цвета и света имеют свои анализаторные системы.

Из сказанного понятно, что можно выделить две большие группы зрительных ощущений: ощущения ахроматические, отражающие переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета, и ощущения хроматические, которые отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов.



Слуховые ощущения являются также дистантными ощущениями. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, улитке со слуховой мембраной и чувствующими волосками. Ушная раковина, так называемое, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. Чувствующие окончания улитки возбуждаются в результате резонанса, т.е. различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение при определенном числе колебаний в секунду, и полученные сигналы передаются в мозг. Эти колебания возникают в упругих телах и передаются воздушной средой. Из физики мы знаем, что звук имеет волновую природу и характеризуется частотой и амплитудой.

Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука:

Силу (громкий - слабый),

Высоту (высокий - низкий),

Длительность звучания и темпоритмический узор воспринимаемых звуков.

Фонематическим называется слух, используя который можно различать звуки речи. Он формируется в течение жизни и зависит от речевой среды обитания. Хорошее знание иностранного языка предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Способность к обучению иностранным языкам определяется фонематическим слухом, который также влияет и на грамотность письменной речи. Музыкальный слух человека воспитывается и формируется, как и речевой. Способность наслаждаться музыкой является многовековым результатом развития музыкальной культуры человечества. Шумы и шорохи - менее значимы для человека, если только они не мешают ему жить. Шумы могут вызывать приятный эмоциональный настрой, например шум дождя, рокот морского прибоя, а, один мой знакомый администратор компьютерной сети рассказывал, что он не может заснуть, когда не слышит шума работающих вентиляторов от трех-четырех компьютеров. Шумы также могут служить сигналом опасности - шипение газа, топот ног за спиной, вой сирены.


4.3 Вибрационные ощущения


К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что вибрационное чувство является одним из самых древних видов чувствительности, а отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма.

В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Познавательное значение вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрации становятся сигналом неисправностей в работе машины. В жизни глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее действие, длительные и интенсивные - утомляют и способны вызвать болезненные явления.


4.4 Обоняние


Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор. У целого ряда животных обоняние - основной дистантный рецептор: ориентируясь по запаху, животное находит пищу или избегает опасности.

У человека обонятельные ощущения мало связаны с ориентировкой в окружающей среде. Эта функция обоняния подавлена зрением и слухом. О неразвитости и нестойкости обонятельных ощущений свидетельствует отсутствие в языке специальных слов для их обозначения, ощущения не абстрагированы от предмета, который его называет. Говорят: "запах сена", "запах гнилых яблок", "запах ландышей".

Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.



Вкусовые ощущения - контактные, возникающие при соприкосновении органа чувств (языка) с самим предметом. Чувство вкуса обнаруживает молекулы, растворенные в слюне. Существуют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинаций этих четырех ощущений, к которым присоединяются движения языка, и возникает комплекс вкусовых ощущений. Вначале сенсорный процесс происходит во вкусовых сосочках, причем каждый из сосочков имеет от 50 до 150 рецепторных клеток, которые быстро изнашиваются от соприкосновения с пищей и затем обновляются. Затем сенсорные сигналы поступают по нервам в задний мозг, таламус и вкусовую кору, обрабатывающую вкусовые ощущения.

Вкусовые ощущения, как и обонятельные, повышают аппетит человека. Анализируя качество пищи, вкусовые ощущения выполняют также защитную функцию и важны для выживания. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении или пресыщении - понижается



В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем:

Тактильная (ощущения прикосновения),

Температурная,

Болевая.

Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Наибольшее скопление тактильных клеток - на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Кожные рецепторы передают информацию в спинной мозг, контактируя с двигательными нейронами, что делает возможным рефлекторные действия такие, как, например, как отдергивание руки от огня. Осязание - это тактильные ощущения руки вместе с мышечно-суставной чувствительностью.

Температурная чувствительность регулирует теплообмен между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов по коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь.

Сильное давление на поверхность тела вызывает болевое ощущение. Рецепторные окончания болевой чувствительности расположены под кожей, глубже, чем тактильные рецепторы. Там, где больше тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом раздражителем.


4.7 Проприоцептивная чувствительность


Кинестезия

Кинестезическими ощущениями называют ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестезических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц.

Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения. Деятельность двигательного анализатора позволяет человеку координировать и контролировать свои движения.

Речевые кинестезии формируются в младенческом и дошкольном периодах развития человека. Обучение иностранному языку требует выработки таких речевых кинестезий, которые не характерны для родного языка.

Вестибулярное чувство

Статическая, или гравитационная, чувствительность отражает положение нашего тела в пространстве. Рецепторы ее расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха: полукружные каналы и вестибулярные мешочки преобразуют сигналы об относительном движении и силе тяжести и передают их в мозжечок и участок коры височной области. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли, такие, как качание на качелях или морская качка приводят к головокружению - «морской болезни».

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П.Павловым анализаторами . Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящих нервных путей;

3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Анализатор - это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д.Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда - в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами - они носят активный, или рефлекторный, характер.

3. Классификация видов ощущений.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущении по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. Р.Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой).

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 1). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини.

В современной физиологии и психофизиологии роль проприоцепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А.А.Орбели, П.К.Анохиным, а у человека - Н.А.Бернштейном.

Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Рис. 1. Систематическая классификация основных видов ощущений

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но, в то же время, молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или «модальности». Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. В частности, школа Л. Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, по при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Основное положение «слуховой» теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность.

Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит. Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены.

Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Например, генетический подход, предложенный английским неврологом X.Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Известный отечественный психолог Б.М.Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные, на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощущения», Б.М.Теплов рассматривал как внутренние ощущения.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущения. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности .

4. Закономерности ощущений .

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако, не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.

Чувствительность и ее измерение. Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности .

Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные, в том числе импульсы от внутренних органов. Такое положение биологически целесообразно. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы организм к неминуемой гибели. Именно кора больших полушарий стоит на страже жизненных интересов организма и, повышая порог своей возбудимости, превращает неактуальные импульсы в подпороговые, избавляя тем самым организм от ненужных реакций.

Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма. Подтверждением этому служат многочисленные факты, полученные в клинике нервных болезней, когда именно слабые, подкорковые раздражители из внешней среды создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению галлюцинаций и «обмана чувств». Подпороговые звуки могут восприниматься больным как сонм навязчивых голосов при одновременном полном безразличии к настоящей человеческой речи; слабый, еле заметный луч света может вызвать галлюцинаторные зрительные ощущения различного содержания; еле заметные тактильные ощущения - от контакта кожи с одеждой - ряд извращенных острых кожных ощущений.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой:

где Е - чувствительность, а Р - пороговая величина раздражителя.

Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения.

Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показали опыты С.И.Вавилова (1891-1951), способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100-10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях.

Абсолютная чувствительность анализатора не ограничивается только нижним, но и верхним порогом ощущения . Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом . Немецкий физиолог Э.Вебер (1795-1878), проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что разностная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Так, если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущения увеличение веса необходимо добавить около 3,4 грамма. Если же вес груза составляет 1000 граммов, то для возникновения ощущения едва заметного различия нужно добавить около 33,3 грамма. Таким образом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30. Экспериментальная проверка этого положения показала, что оно справедливо только для раздражителей средней силы.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г.Фехнер (1801-1887) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

где S - интенсивность ощущений, J - сила раздражителя, К и С - константы. Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Понятие разностной чувствительности используется не только для характеристики различения раздражителей по интенсивности, но и по отношению к другим особенностям некоторых видов чувствительности. Например, говорят о чувствительности к различению форм, размеров и цвета зрительно воспринимаемых предметов или к звуковысотной чувствительности.

Адаптация . Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Мы упоминали об этом явлении в начале настоящей главы, говоря о своеобразном настрое анализаторов на изменение раздражений. В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т.е. наступает полная адаптация.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая - холод при погружении в воду одинаковой температуры. Вопрос о существовании негативной болевой адаптации долгое время был спорным. Известно, что многократное применение болевого раздражителя не обнаруживает негативной адаптации, а, напротив, действует все сильнее с течением времени. Однако новые факты свидетельствуют о наличии полной негативной адаптации к уколам иглы и к интенсивному горячему облучению.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время темновой адаптации достигает нескольких десятков минут), обонятельный и вкусовой.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что в их рецепторных аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиеся при воздействии раздражителя и восстанавливающиеся при отсутствии такого воздействия. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).

Взаимодействие ощущений . Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В.Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора наблюдается и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.И.Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Сенсибилизация . Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П.Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

Чувствительность и упражнение . Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, может таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У слепоглухонемой Элен Келлер так высоко развита обонятельная чувствительность, что она может ассоциировать многих друзей и посетителей с запахами, исходящими от них, и воспоминания о знакомых так же хорошо связываются у нее с обонянием, как у большинства людей ассоциируются с голосом.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями.

Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме - в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, исполнение на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это - доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Несмотря на большое количество подобных фактов, проблема упражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать исчерпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попытка объяснить повышение осязательной чувствительности у слепых. Удалось выделить тактильные рецепторы - специальные тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей. Для сопоставления было проведено то же исследование на коже зрячих людей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фаланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достигало 186, то у слепорожденных оно составляло 270.

Таким образом, структура рецепторов не является константной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосабливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестраивается и структура анализатора в целом.

Синестезия . Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадений в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н.А,Римский-Корсаков, А.М.Скрябин и др.). Яркое проявление подобного рода синестезии мы находим в творчестве литовского художника М.К.Чурлениса – в его симфониях красок.

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в световые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых – в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т.п. Явления синестезии – еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Таким образом, структура рецепторов не является константной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосабливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестраивается и структура анализа в целом.

Понятие о восприятии. Свойства восприятия.

Классификация основных видов восприятия

1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ

Определение ощущений.

Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятель­ности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонирует­ся (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.

Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущени­ями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование ка­кой бы то ни было познавательной деятельности.

Без ощущений невозможна психическая активность человека.

Физиологические основы ощущений.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внут­ренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецептор­ных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий голов­ного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двига­тельному) нерву.

Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором.

Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движени­ем, либо с перестройкой вегетативных процессов.

Итак, физиологический механизм ощущений может быть охаракте­ризован как механизм условнорефлекторной деятельности анализато­ров, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлек­сов. В первосигнальные механизмы ощущений человека включена дея­тельность второй сигнальной системы.

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ Классификация ощущений.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время нас­читывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

· По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную (з рение, слух, обоняние) и кон­тактную (вкусовую, болевую, тактильную) рецепцию.

· По расположению на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

· По времени возникновения в ходе эволюции животного мира вы­деляют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецеп­цию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структу­ре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.

Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодейс­твие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности.

Понятие порога ощущений , или порога чувствительности выражает психологическую характеристику "зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей.

В психофизиологии различают два вида порогов : порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению .

Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности .

Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхнимабсолютным порогом чувствительности .

Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя су­ществует обратная зависимость: чем большая сила нужна для воз­никновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Поро­ги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Порог чувствительности к различению - та наи­меньшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений.

Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первона­чального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг - 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зритель­ных- 1/100. (ознакомьтесь с исследованиями Вебера).

Адаптация - приспособление чувствительности к постоянно дейс­твующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой.

Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности од­ной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Это объясняется корковыми связями меж­ду анализаторами.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствитель­ность в другой.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ана­лизаторов, а также систематических упражнений называется сенси­билизацией .

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает од­новременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее.

Широко известно явление последовательного контраста. После хо­лодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Последовательный образ - физиологический механизм его возникновения таков: прекращение действия раздражителя не вызывает мгновен­ного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.

Синестезия - возбуждение возникшими ощущениями одной модаль­ности ощущений другой модальности.

Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодейс­твия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувстви­тельности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Си­нестезия усиливает чувственный тон ощущений.

(Так, звук становится окрашенным и т.п.)

СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – характерный для инди­вида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.

В животном мире преимущественный уровень развития чувствитель­ности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) - обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно, на нее влияет деятельность.

3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия .

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ

Общая характеристика восприятия.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокуп­ности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущени­ями, кроме которых оно включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп­ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Основными х-ками восприятия являются константность, пред­метность, целостность и обобщенность.

Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, нес­мотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя орга­ническая взаимосвязь частей и целого в образе.

Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Несколько правил группировки частей в целое были сформулированы Вертгеймером.

1. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выс­тупать сходство по размеру, форме, по расположенности частей.

2. Правило общей судьбы. Множество элементов, движущиеся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются це­лостно, как единый движущийся объект (или когда эти объекты не­подвижны но движется наблюдатель).

3. Правило близости. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко к друг другу, воспринимаются как единый объект.

Целое доминирует над частями. Выделяют три формы такого до­минирования: 1. Один и тот же элемент, будучи включенным в раз­ные структуры воспринимается по разному. 2. При замене отдельных элементов но сохранении соотношений м/у ними структура образа остается неизменной. 3. Структура воспринимается как целое и при выпадении некоторых ее частей.

Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объ­ектов, имеющему название.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожден­ными и развиваются в течении жизни человека.