Фолклендский морской бой в истории первой мировой. Тайны фолклендского боя - сто великих тайн первой мировой

Тайны Фолклендского боя

Фолклендский бой - это одно из самых значительных морских сражений Первой мировой войны, состоявшееся 8 декабря 1914 года между германской крейсерской эскадрой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и английской эскадрой вице-адмирала Доветона Стэрди около Фолклендских островов Германская крейсерская эскадра состояла из двух броненосных («Шарнхорст», «Гнейзенау») и трех лёгких («Дрезден», «Нюрнберг», «Лейпциг») крейсеров, двух транспортов и госпитального судна, принял решение нанести удар по английской военно-морской базе Порт-Стэнли на Фолклендских островах, но неожиданно обнаружил на рейде сильную английскую эскадру, прибывшую туда накануне. По сообщениям разведки, на Фолклендских островах не было британских кораблей, поэтому «Гнейзенау» и «Нюрнберг» под прикрытием остальных кораблей должны были разрушить радиостанцию, склады с углём, а также - в качестве возмездия за взятие в плен и недостойное обращение с губернатором Самоа - захватить в плен губернатора острова. Капитан «Лейпцига» фрегаттен-капитан Хаун отдельно указывал на то, что сообщение об уходе англичан, очевидно, является провокацией и что лучшей реакцией на неё были бы проход где-то в 100 милях южнее острова и неожиданное появление возле Ла-Платы, но не был услышан. 1 ноября 1914 года эскадра Шпее в сражении при Коронеле потопила два британских броненосных крейсера - «Гуд Хоуп» и «Монмут». Потери англичан составили 1654 моряка, включая контр-адмирала Кристофера Крэдока. Германская эскадра не понесла потерь. Этот успех вскружил голову германскому адмиралу и побудил его решиться на рискованную операцию по атаке столицы Фолклендов. Английская эскадра в Порт-Стэнли состояла из одного эскадренного броненосца, двух линейных крейсеров, трёх броненосных и двух лёгких крейсеров. Встретив неожиданно сильного противника, Шпее пытался уйти, однако английские корабли настигли германскую эскадру. Шпее приказал лёгким крейсерам и транспортам, пользуясь преимуществом в скорости, уходить в различных направлениях. Их стали преследовать английские броненосные и лёгкие крейсера, а линейные крейсера вступили в бой с германскими броненосными крейсерами и потопили их. Германские броненосные крейсера проигрывали британским линейным крейсерам типа инвинсибл в скорости хода почти 3 узла и не имели шансов спастись. А 16 305-мм орудий британских крейсеров значительно превосходили 16 210-мм немецких орудий главного калибра. Стэрди намеревался вести бой на больших дистанциях, на которых 210-мм снаряды германских броненосных крейсеров не могли пробить борт его крейсеров. Стрельба немцев была меткой, но их попадания практически никак не снижали боевую мощь британских линейных крейсеров. Между тем сами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сильно страдали от 305-мм снарядов. Были также уничтожены два лёгких германских крейсера и транспорты. Лишь крейсеру «Дрезден» и госпитальному судну удалось скрыться. Три линейных крейсера англичан потеряли 1 убитого и 3 раненых, а три британских легких крейсера - 5 убитых и 16 раненых. В плен попало 212 германских моряков, а было убито и потонуло вместе со своими кораблями - 2110 человек.

Фолклендская война — это противостояние Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими островами. Что интересно, ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны, с точки зрения обеих сторон, военные действия представляли собой восстановление контроля над своей законной территорией.

Ночью 21 мая 1982 года в бухте Сан-Карлос, где аргентинцы ожидали атаки десанта противника меньше всего, высадились сухопутные британские войска. Спустя почти месяц война закончилась. Победу одержала Великобритания, которая и контролирует острова по сей день.

Представляем вам небольшую фотохронику этого противостояния.

Десятки тысяч аргентинцев собрались на площади Пласа де Майо в Буэнос-Айресе, чтобы показать свою поддержку президенту Леопольдо Гальтиери, 10 апреля 1982 года

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.



Последствия сражения при Гуз­Грин, Фолклендские острова

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.


Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам, а в ответ на экономические санкции Запада Буэнос­-Айрес запретил полеты в страну авиакомпаний «Люфтганза», «Эйр-­Франс», КЛМ и ряда других.


Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты


Вертолет доставляет боеприпасы британской армии

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления.


Британский фрегат HMS Antelope после попадания в него аргентинской ракеты



Аргентинские солдаты занимают позиции возле пролива Сан-Карлос в мае 1982 года

Аргентино-­британский конфликт длился 74 дня. Решающая битва произошла 2 мая 1982 года, когда британская атомная подлодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Погибли 323 человека. После этого аргентинский военно­морской флот капитулировал.


Генерал аргентинской армии, который считался губернатором в Стэнли в течение 73 дней войны, обращается к своим войскам в Дарвине, 25 мая 1982 года


Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года


Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа.


Аргентинские военные патрулируют Фолклендские острова, город Порт-­Стэнли



Сотни аргентинцев собрались возле магазина в Буэнос-Айресе, чтобы узнать последние военные новости, 21 мая 1982 года

14 июня 1982 года Аргентина капитулировала (официально война закончилась 20 июня). В ходе конфликта погибли 258 британцев (включая трех жителей островов) и 649 аргентинцев.


Бывший премьер­-министр Великобритании Маргарет Тэтчер

Фолклендская война привела к резкому росту популярности Маргарет Тэтчер и ее переизбранию на пост премьер-­министра в 1983 году.


Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен


Британский флаг возле залива Аякс

В марте 2013 года жители Фолклендских островов приняли участие в референдуме о политической принадлежности архипелага. 99,8% голосовавших высказались за сохранение за Фолклендами статуса заморской территории Великобритании

В ночь с 7 на 8 декабря 1914, когда вице-адмирал Шпее начал атаку на базу Порт-Стэнли, "Nürnberg " и Gneisenau выдвинулись вперёд для разведки, где их поджидал неприятный сюрприз: капитаны судов увидели в гавани Порт-Стэнли мачты и трубы, что означало, что британцы ввели немцев в заблуждение своими радиопереговорами. Завидев два тяжёлых крейсера, оба немецких судна отступили назад. Шпее попытался отступить как можно скорее на восток, но адмирал Фредерик Доветон Стэрди начал погоню: линейный крейсер "Inflexible ", крейсера "Cornwall ", "Kent " и "Carnarwon ", а также лёгкие крейсера "Glasgow " и "Bristol " устремились за немцами. В 12:00 они открыли огонь по немцам. В 12 ч 45 мин "Inflexible " открыл огонь по заднему мателоту германского отряда, крейсеру "Leipzig ", находившемуся от него в расстоянии 17 000 ярдов (85 кб), 10-ю минутами позже начал стрелять и "Invincible ".


Крейсер "Kent " начал нагонять "Nürnberg " около 5 ч дня, когда последний открыл огонь из своих кормовых орудий. Форсируя ход, "Nürnberg " сжег два котла, и скорость его упала до 19 уз, тогда как "Kent " во время преследования развил до 25 уз - скорость, превышавшую предел, который был дан его машинами на приемных испытаниях в 1902 году (24,1 уз).

В 5 ч оба крейсера шли на SO при ветре WNW/3, легкой пасмурности и начинающемся дожде. "Kent " открыл огонь из передней башни (2 - 6" орудия) в 5 ч 10 мин, при расстоянии 11 000 (55 кб), употребляя снаряды с обычным зарядом. Когда расстояние между крейсерами уменьшилось до 6200 ярдов (5 ч 45 мин), "Nürnberg " повернул влево на 8 R и открыл огонь своим левым бортом, "Kent " также повернул влево, но лишь на 6 румбов и, продолжая сближаться и обгонять своего противника, к 6 ч дня уменьшил расстояние до 3000 ярдов (15 кб). Не выдержав сильнейшего огня своего противника "Nürnberg " стал отводить вправо (чтобы открыть огонь другим бортом), но "Kent " последовал за ним, стремясь сохранить дистанцию и накрыл их залпом всех своих орудий - два 152-мм снаряда, одновременно разорвавшихся на полубаке, смели носовую артиллерию и ее прислугу. В 6 ч 10 мин "Nürnberg " круто повернул влево, желая, по-видимому, таранить своего противника. Но ход последнего был больше, и он прошел у германского крейсера под носом, разошелся с ним на контргалсах, при расстоянии 4000 ярдов (20 кб) и, повернув на 16 R, продолжал бой левым бортом. Ход германского крейсера в это время сильно уменьшился, передняя мачта упала, на нем начался пожар, и огонь поддерживали только два орудия правого борта. В 6 ч 30 мин "Kent " снова повернул на обратный курс, так как расстояние быстро увеличивалось.

В 6 ч 36 мин "Nürnberg " перестал стрелять и остановился, имея большой крен (до 40 градусов) на правый борт и сильно сев кормой, из-под полубака и мостика вырывались громадные языки пламени, Kent также прекратил огонь, но через 10 мин, приблизившись почти вплотную, возобновил его, т. к. уже наступала темнота, а германский крейсер не спускал флага. Стрелявший с 5 ч 45 мин лиддитовыми бомбами, "Kent " теперь вернулся на общий боезапас, но "Nürnberg " уже не мог оправиться; пожар на нем разгорался, и в 6 ч 57 мин крейсер спустил флаг, а в 7 ч 27 мин лег на правый борт и затонул. Подходивший к нему с носа, "Kent " сейчас же спустил оставшиеся целыми шлюпки и до наступления полной темноты (9 ч веч.) поднял из воды всего 12 человек, в том числе 5 трупов. Прочие (315 офицеров и матросов) погибли в бою, ледяной воде или были заклеваны альбатросами. Офицеры "Kent " видели, как перед самым погружением в воду на корме крейсера несколько человек размахивали германским флагом. За время двухчасового боя корабль получил не менее 60 попаданий.

Крейсер затонул в точке с координатами 53°28s/55°04w, из экипажа крейсера погибли 327 человек, спаслись только 7.

В апреле 1982 года между двумя независимыми государствами — членами ООН вспыхнул вооруженный конфликт, за которым напряженно наблюдал весь мир. «Горячей точкой» стала не Юго-Восточная Азия и Ближний Восток — в центре событий оказался небольшой архипелаг в юго-западной части Атлантики. Великобритания, именующая архипелаг Фолклендскими островами, вступила в сражение с Аргентиной, которая называет его Мальвинскими островами.

До континентального побережья Аргентины от Фолклендских островов всего 463 километра, а до Великобритании — 12 000 километров.

В истории Фолклендских островов достаточно много спорных моментов, начиная с их открытия. Великобритания придерживается версии, что архипелаг был открыт в 1592 году английским мореплавателем Джоном Дейвисом . Согласно альтернативному варианту, честь открытия принадлежала испанцам.

Первое поселение на Фолклендах было основано лишь в 1764 году французским мореплавателем Луи Антуаном де Бугенвилем . Поселение на острове Восточный Фолкленд получило название Порт Сен-Луи — сегодня это столица архипелага и его самый крупный населённый пункт Порт-Стэнли.

Капитан Джон Байрон. Портрет художника Джошуа Рейнольдса Фото: Public Domain

В 1765 году английский капитан Джон Байрон , не потрудившись убедиться, живут ли на архипелаге люди, объявил его собственностью английской короны. Год спустя на острове Сондерс было создано первое английское поселение.

И французов, и англичан привлекло главное достоинство Фолклендских островов — они могут выступать в качестве отличного перевалочного пункта на пути из Атлантики и в Тихий океан, а также быть опорным пунктом для контроля над Южной Атлантикой.

Англия диктует свои правила

В 1766 году Франция уступила острова Испании. Испанцы, не желая терпеть присутствие англичан, попытались изгнать их силой, но в итоге была достигнута договорённость, по которой на архипелаге сохранялись и британские, и испанские поселения. При этом и Испания, и Великобритания не отказывались от притязаний на полный контроль за островами.

В последней четверти XVIII века британцы покинули острова, поскольку ресурсы империи были сосредоточены на ведении войны с североамериканскими колонистами. На островах британцы оставили только табличку, которая фиксировала права Великобритании на управление Фолклендами. Испанцы, в свою очередь тоже оставив табличку, покинули острова в 1811 году. С обретением независимости Аргентиной именно эта страна заявила свои права на архипелаг вместо испанцев.

В 1832 году Аргентина попыталась укрепить на островах собственную «вертикаль власти», назначив своего губернатора. Чиновник, однако, был убит в ходе мятежа местных жителей, быстро привыкших к практически независимому существованию. В 1834 году британцы, ещё раз оценившие стратегическое значение спорной территории, положили конец вольнице Фолклендских островов — 10 января 1834 года лейтенант флота Её Величества Генри Смит поднял над городом Порт-Луи флаг Великобритании.

Аргентинские претензии

Аргентинцы не имели возможности помешать англичанам, но от островов не отказались. В 1940-х годах, при подписании Устава ООН, представитель Великобритании с изумлением узнал от дипломата из Аргентины, что Фолклендские острова должны перейти под контроль Буэнос-Айреса.

Но за век английского господства немногочисленное население островов (менее 3000 человек), стало англоязычным, и присоединиться к Аргентине не стремилось. Местные жители занимались овцеводством, поставляя шерсть в Великобританию, и что-либо менять не хотели.

Вялотекущие переговоры между двумя странами продолжались почти 40 лет, но ни к чему не привели.

К началу 1980-х годов Аргентиной управляла военная хунта, и в 1981 году ее новым лидером стал генерал Леопольдо Галтиери . Диктатор получил поддержку США, но в самой стране власть военных теряла авторитет. И тогда генерал решил сыграть на патриотических чувствах, вернув Аргентине Мальвинские острова.

Операция «Росарио»

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.

Представители Великобритании сочли это покушением на свою территорию, и отправили небольшой отряд военных, чтобы выдворить рабочих. Генерал Галтиери в ответ отправил аргентинских военных для защиты рабочих.

Повод для вторжения был найден. 2 апреля 1982 года армия Аргентины провела операцию «Росарио» — десант спецназа и морской пехоты высадился на Фолклендах, и после непродолжительного боя захватил столицу островов Порт Стэнли. Аргентинцы потеряли одного человека убитым и трех ранеными. Среди англичан убитых не было, но 114 человек, включая 70 морских пехотинцев, были взяты в плен.

Аргентина объявила о возвращении Мальвинских островов. 3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию 502, в которой потребовал вывести аргентинские силы с островов. Резолюция получила 10 голосов «за» и 1 голос «против» (Панама), 4 страны воздержались (включая СССР).

Аргентинский десант на островах. Фото: www.globallookpress.com

«Железная леди» идет на войну

В мире задавались вопросом — а в состоянии ли Великобритания ответить на силу силой? Скептики были даже на самом Туманном Альбионе. Однако премьер-министр Маргарет Тэтчер не колебалась, отдав приказ военным готовиться к операции по восстановлению контроля над островами.

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам.

Английские подводные лодки вышли на охоту за аргентинскими судами. Надводный британский флот отправился в поход к берегам Аргентины, везя с собой сухопутные силы.

25 апреля 1982 года британские солдаты высадились на острове Южная Георгия, с которого начинался конфликт. Аргентинцы, находившиеся на острове, сдались без боя.

Большие жертвы маленькой войны

2 мая 1982 года английская подводная лодка «Конкерор» торпедировала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Санкцию на атаку командир подлодки получил лично от Маргарет Тэтчер. Вместе с крейсером погибли 323 аргентинских военных.

Этот удар заставил аргентинское командование отозвать свой флот. Было решено сосредоточиться на ударах авиации с баз на материке. Расчет был на то, что таким образом удастся нанести англичанам неприемлемый ущерб.

4 мая штурмовик «Супер Этандар» ВВС Аргентины противокорабельной ракетой «Экзосет» поразил новейшим британский эсминец «Шеффилд». На его борту возник пожар, погибли 20 моряков. Неделю спустя эсминец затонул.

Наступила пауза. Британцы готовились к высадке десанта и разминировали подходы к островам. Британские «коммандос» успешно осуществляли диверсии, а попытки ВВС Аргентины наносить удары с воздуха оборачивались потерями самолетов.

Переговоры о прекращении боевых действий при посредничестве ООН ничего не дали. Британцы были уверены в военном успехе, аргентинцы не теряли надежды отбиться.

Обломки самолета ВВС Аргентины. Фото: www.globallookpress.com

Триумф летчика Куриловича и позор подполковника Пьяджи

В ночь на 21 мая 1982 года 3-я бригада морской пехоты Великобритании начала высадку в бухте Сан-Карлос. Операция началась успешно, однако утром район был подвергнут ударам ВВС Аргентины. Британцы потеряли фрегат «Ардент», а ряд кораблей получили повреждения.

Однако летчики допусти ошибку — удары в основном пришлись по кораблям прикрытия, а не по десанту, что позволило англичанам развивать операцию на суше.

25 мая 1982 года аргентинцы добились одного из самых крупных успехов за время конфликта. Аргентинский лётчик Роберто Курилович поразил контейнеровоз «Атлантик Конвейер», который затонул с вертолетами и оборудованием для создания аэродрома на захваченном плацдарме.

Английская пехота лишилась главных средств передвижения на острове, где практически не было дорог. Наступать на Порт Стэнли пришлось пешком. Впрочем, кардинально изменить соотношение сил уничтожение контейнеровоза не могло.

28 мая британские части одержали победу в сухопутном сражении за поселок Гуз-Грин. Потеряв 47 человек убитыми и почти 150 ранеными, не получив подкреплений, аргентинский подполковник Итало Пьяджи отдал приказ своим подчиненным сложить оружие. За это решение по возвращении в Аргентину он был разжалован и с позором уволен из армии.

Обложка аргентинского журнала с изображением Маргарет Тетчер в образе пирата. Фото: www.globallookpress.com

Поражение Аргентины обернулось крахом военной хунты

8 июня аргентинские ВВС нанесли авиаудар по двум британским десантным кораблям, оставшимся без прикрытия. Погибли около 50 англичан, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений.

Тем не менее, спустя два дня английские подразделения блокировали аргентинцев в Порт Стэнли.

В течение 12-14 июня британцы штурмом заняли все господствующие высоты в районе главного города Фолклендских островов. Аргентинское командование на островах, оказавшись в безвыходном положении, капитулировало.

20 июня 1982 года британцы высадились на Южных Сандвичевых островах, окончательно завершив операцию.

В ходе конфликта Аргентина потеряла 649 человек убитыми и пропавшими без вести, 11 000 были зарегистрированы как военнопленные. Были потеряны около 100 самолетов и вертолетов, крейсер, подводная лодка, 4 транспортных судна.

Великобритания потеряла убитыми 258 человек. Потери флота составили 2 фрегата, 2 эсминца, 1 десантный корабль, 1 контейнеровоз, 24 вертолета и 10 самолетов.

В Великобритании победа стала причиной национального подъема — жители Туманного Альбиона вновь ощутили себя гражданами «владычицы морей».

В Аргентине поражение привело к падению режима генерала Галтиери, который был арестован и предан суду.

Британские солдаты на островах. Фото: www.globallookpress.com

Война закончилась, спор остался

Сразу после войны Великобритания занялась развитием инфраструктуры острова — строительством дорог и современного аэродрома. Делалось это прежде всего для обеспечения военных нужд, дабы новые попытки силового захвата архипелага были пресечены на корню.

В марте 2013 года Великобритания провела на Фолклендских островах референдум, но который был вынесен вопрос: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства?»

В волеизъявлении участвовало 1517 из 1672 островитян, имеющих право голоса. В пользу сохранения нынешнего положения , против — только три человека.

Однако Аргентина не отказалась от своих притязаний на Мальвинские острова. Официальный Буэнос-Айрес заявил, что референдум не поменял точку зрения Аргентины.

В 2012 году накануне летней Олимпиады в Лондоне аргентинские спортсмены полуподпольно сняли рекламный ролик в главном городе Фолклендских островов Порт Стэнли.

Такая наглядная агитация вызвала восторг в Аргентине и гнев в Великобритании.

История военного противостояния проявляется самым неожиданным образом. Так, на чемпионате мира по футболу 1986 года в матче Аргентина-Англия аргентинец Диего Марадона забил гол, сыграв рукой. Судья этого не заметил, Аргентина победила, и в ликующей страны многие расценивали победу как «месть за острова».

Марш аргентинских ветеранов войны 1982 года. Фото: www.globallookpress.com

В 2014 году аргентинские ветераны войны 1982 года едва не линчевали команду популярного британского шоу Top Gear. Ведущий Джереми Кларксон прикрепил на свою машину номерные знаки «H982 FKL», что аргентинцы восприняли как издевательский намек на войну за Фолкленды. И хотя англичане уверяли, что это чистое совпадение, им пришлось срочно покинуть страну.

С 2001 года в Аргентине ежегодно 2 апреля отмечается «День ветеранов и павших на Мальвинской войне». В этот день аргентинцы вспоминают погибших и отдают дань уважения живым участникам боев. Аргентина продолжает верить в то, что ее флаг будет поднят над Порт Стэнли.

В конце 1914 создалась сложное положение на океанских коммуникациях. Эскадра фон Шпее (два однотипных броненосных крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и три легких крейсеров - «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг»), могла уничтожить все английское судоходство в Южной Атлантике. Под угрозой гибели оказались многочисленные транспорты с войсками, находившиеся в тот момент у побережья Южной Африки. 4 ноября пришел приказ Инвинсибл и Инфлексибл принять полный запас угля и проследовать в Берхэйвен, поскольку «они срочно требуются для заграничной службы». Фишер решил направить их к Фолклендским островам. Командиром соединения был назначен вице-адмирал Стэрди, которому таким образом была предоставлена возможность самому исправить ошибки, допущенные им на посту начальника генерального морского штаба.

В тот момент на английских крейсерах шел текущий ремонт. Стэрди доложил Фишеру 9 ноября, что ближайший срок, когда его корабли смогут отправиться в путь - 13 ноября, пятница. До этого рабочие не успеют закончить кладку перемычек из огнеупорного кирпича между котлами Инвинсибл . Сообщить такое морскому волку старой закалки! Нужно быть полным идиотом, чтобы отплывать 13-го, да еще в пятницу! Последовало распоряжение первого морского лорда: эскадре отбыть в среду 11-го. Вместе с командой на Инвинсибл отправилась бригада рабочих, которые должны были закончить ремонт в пути. Одновременно Фишер отправил линейный крейсер Принсес Роял в Карибское море на тот случай, если бы фон Шпее решил повернуть назад и пройти Атлантику через Панамский канал. Приняв такое решение, Фишер сильно рисковал. По подсчетам профессора А. Д. Мардера, после гибели «Одешесса» и отправки в Южную Атлантику 3 линейных крейсеров в первой половине ноября 1914 г. германскому Флоту Открытого моря предоставилась лучшая за всю войну возможность помериться силами с британским флотом в наивыгоднейших для себя условиях.

Битти был крайне обеспокоен таким ослаблением своей эскадры. 13 ноября он направил Джеллико докладную записку, в которой указывал на недопустимость такого разделения сил. В водах метрополии британский флот теперь располагал только 3 полностью боеготовыми линейными крейсерами (Лайон , Куин Мери , Новая Зеландия), которым противостояли 4 германских линейных крейсера, подкрепленные Блюхер . Правда, имелся еще Тайгер , но он только что вступил в состав флота и был не готов к участию в боевых действиях. Командующий флотом полностью разделял опасения Битти. Он еще ранее направил рапорт первому морскому лорду: «Я считаю, что решение о выделении из состава флота еще одного линейного крейсера должно быть пересмотрено». Однако первый морской лорд остался непреклонен, и последующие события подтвердили его правоту и оправданность риска, на который он пошел.

Упрямый Стэрди не посчитал нужным в точности исполнить приказ Адмиралтейства: «следовать к Фолклендским островам со всей возможной поспешностью». Вместо 3 декабря, по расчетам морских лордов, Инвинсибл и Инфлексибл прибыли в Порт-Стэнли только в 10.30 утра 7- го. Прежде чем начать поиски немецкой эскадры, линейные крейсера должны были срочно пополнить свои запасы топлива. Рано утром 8 декабря угольщик был подан для Инвинсибл и он начал грузиться. Вслед за ним к погрузке приступил и Инфлексибл .

Тем временем эскадра фон Шпее, разгромив соединение Крэдока, продолжала медленно двигаться на юг. По пути немцы захватили канадский пароход с грузом кардифского угля, который был очень кстати. Отконвоировав канадца в уединенную бухту Огненной Земли, уголь перегрузили на германские крейсера. Это заняло несколько дней, и до 6 декабря фон Шпее не мог продолжать плавание. Случайность задержала его как раз на столько времени, сколько потребовалось англичанам, чтобы достигнуть района действий.

Во время совещания офицеров германской эскадры относительно плана дальнейших действий командующий выдвинул в качестве первоочередной задачи нападение на Фолклендские острова с целью уничтожения английской базы в Порт-Стэнли. Некоторые офицеры, в том числе командир «Гнейзенау» Меркер, считали, что было бы разумнее избегать Фолклендских островов, но фон Шпее настаивал на своем опрометчивом решении. Выполнение операции было возложено на «"Гнейзенау» и «Нюрнберг».

В 8.30 утра два германских крейсера, приблизившись к Порт-Сэнли, увидели низкие холмы, окаймлявшие гавань с юга, и поднимающийся дым. По мере их приближения дым становился все гуще и гуще, так что над всей гаванью навис черный туман. Это обстоятельство не встревожило немцев: они приписали его тому, что англичане уничтожают склады топлива. В 9.25, когда «Гнейзенау» приблизился на дистанцию огня, перед ним взметнулись два водяных столба, и из гавани донесся грохот выстрелов тяжелых орудий. Это открыл огонь «Канопус». Меркер, полагавший, что имеет дело только со старым тихоходным броненосцем, нисколько не смутился. Однако несколько минут спустя немцы увидели «роковые» треногие мачты линейных крейсеров, двигающихся в гавани по направлению к морю. Германский флагман поднял сигнал: не вступать в бой и уходить на северо-восток полным ходом.

Как только Стэрди доложили о приближении к Порт-Стэнли двух вражеских крейсеров, он тут же отдал приказ прекратить погрузку угля, приготовиться к бою и поднять якоря. В начале 11-го часа оба линейных крейсера уже вышли из гавани. Видимость была изумительной; море спокойное и ослепительно голубое; дул легкий северо-западный ветер. В 10.20 на флагмане подняли сигнал «общей погони». Английским линейным крейсерам потребовалось некоторое время, прежде чем они смогли развить свой ход до полного и сблизиться с немецкими кораблями на дистанцию артиллерийского огня. Около 13.00 рявкнули двенадцатидюймовки Инвинсибл . С расстояния 14,5 км он выпустил несколько снарядов по «Лейпцигу», замыкавшему германскую кильватерную колонну. После этого фон Шпее отдал приказ своим легким крейсерам рассредоточиться и уходить. «Нюрнберг», «Лейпциг» и «Дрезден» повернули на запад и дали полный ход. Английские легкие крейсера «Кент», «Корнуэлл» немедленно пустились за ними в погоню. С этого момента сражение распалось на несколько очагов.

Германский адмирал решил дать бой только своими броненосными крейсерами. Поскольку «Шарнхорст» и «Гнейзенау» не могли развить более 18 узлов, избежать сражения было невозможно. Стэрди не стал немедленно сближаться на дистанцию решительного боя, на которой расход боеприпасов был бы наименьшим и которая обеспечила бы ему быструю победу. Он знал о высокой артиллерийской репутации двух своих противников и хотел избежать даже малейших повреждений своих линейных крейсеров. В бою на предельной дистанции риск для кораблей Стэрди отсутствовал вовсе, но зато расход снарядов почти наверняка должен был быть огромным.

Сначала Инвинсибл стрелял по «Гнейзенау», а Инфлексибл - по «Шарнхорсту», поменявшись целями, когда германские корабли изменили свое расположение. Комендоры «Шарнхорста» с третьего залпа попали в Инвинсибл . Когда дистанция уменьшилась до 11 км, немцы ввели в дело и 152-мм орудия. Стэрди увеличил дистанцию до 14 км, а затем вышел за пределы артиллерийского огня. Около 14.00 обе стороны прекратили стрельбу. Фон Шпее в последний раз попытался спасти свои корабли: он круто повернул на юг, направляясь в воды, где можно было ожидать туманов, шквалов и пасмурной погоды. В первой фазе боя стрельба англичан оказалась исключительно плохой. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» получили только по два попадания, и ни один из них не был серьезно поврежден. Разрушительная сила английских 305- мм снарядов оказалась гораздо меньше, чем можно было ожидать.

Примерно через час англичане снова пошли на сближение и возобновили стрельбу. Бой сделался жарким, дистанция вновь уменьшилась до 11 км. «Гнейзенау», который в начальный период боя потерял только 1 убитого и 10 раненых, теперь жестоко страдал. Весь его корпус вздрагивал от ударов тяжелых снарядов, в нескольких местах одновременно полыхали пожары. Вскоре стал явственно заметен крен на левый борт. «Шарнхорст» также страдал от огня. Огромные водяные столбы от падавших в воду 305-мм снарядов заливали пробоины в бортах германских крейсеров, не давая пожарам полностью охватить их. Стрельба англичан была бы точнее, если бы Стэрди не держал Инфлексибл в густом дыму флагманского корабля.

В начале 4-го стало ясно, что «Шарнхорсту» приходит конец: он сильно осел, на верхней палубе бушевало пламя. Тем не менее на нем развевался германский флаг, и он продолжал энергично стрелять уцелевшей артиллерией. Англичане были поражены стойкостью немцев, регулярностью и быстротой залпов. В 16.00 Шпее в пылу боя успел просигналить Меркеру, что последний был прав, высказавшись против нападения на Фолклендские острова, и приказал «Гнейзенау» уходить, если он сможет. После этого адмирал повернул свой флагманский корабль и пошел на англичан. Уцелела только одна из четырех труб «Шарнхорста», он имел большой и все возрастающий крен на правый борт, его корма была охвачена пламенем. В 16.04, дав последний залп из носовой башни, он стал медленно переворачиваться, короткий промежуток времени пролежал на борту с вращающимися винтами и наконец скрылся под водой носом вперед.

Так как бой продолжался, британские крейсера не могли оказать помощь команде «Шарнхорста». К тому же вода была настолько холодна, что едва ли немецким морякам можно было чем-нибудь помочь, даже если бы рядом не было «Гнейзенау». Таков закон морской войны - сначала уничтожить противника и только после этого спасать людей. Конец «Гнейзенау» был не менее трагичен. Англичане уже вели спокойную размеренную стрельбу, напоминавшую прицельный огонь по мишеням. Вскоре одним из попаданий был поврежден рулевой привод, и «Гнейзенау» начал описывать циркуляции. Его сопротивляемость ужасающему огню была поразительна. Особенно надо отметить, что ни на одном из германских крейсеров не произошло взрыва боеприпасов. Около 17.30 он еще держался на воде в виде разбитого остова, большая часть его кочегарок была затоплена, все пушки, кроме одной, приведены в негодность, боезапас почти иссяк, на палубе бушевали пожары. Около 600 человек из команды «Гнейзенау» были убиты.

Англичане прекратили огонь и начали подходить к «Гнейзенау» медленно и осторожно, поскольку на нем все еще развевался германский военный флаг. В 17.40 оставшиеся в живых собрались на груде железного лома - все что осталось от надстроек и палубы германского крейсера. В тишине, наступившей после грохотов боя, прозвучало троекратное «ура» и корпус «Гнейзенау» стал опрокидываться на правый борт. Меркер отдал приказ открыть кингстоны и потопить корабль. «Гнейзенау» еще некоторое время лежал вверх килем, а затем исчез, погружаясь кормой вперед.

Хотя в южном полушарии стояло лето, вода в этом районе Атлантики сильно охлаждается айсбергами и холодными течениями, идущими от Антарктиды. Ее температура не превышала 6 градусов выше нуля. Из команды «Гнейзенау» не спасся ни один человек. Общие потери германской эскадры составили 2000 матросов и офицеров. В числе погибших были фон Шпее и один из его сыновей (другой погиб на «Нюрнберге») и оба командира германских броненосных крейсеров. Незадолго перед тем как «Гнейзенау» начал тонуть, погода изменилась - пошел мелкий дождь. Если бы он начался двумя-тремя часами раньше, возможно, германским крейсерам удалось бы ускользнуть. Данный факт показывает опасность промедления решительного удара, которое допустил английский адмирал. Как известно, Стэрди, начав погоню рано утром, в 11.00 отдал приказ замедлить ход и команде приступить к завтраку.

Что касается легких крейсеров, то англичане после погони, длившейся несколько часов, настигли и потопили «Лейпциг» и «Нюрнберг». «Дрездену» удалось ускользнуть. В конце концов он был застигнут двумя английскими крейсерами в уединенной бухте чилийского побережья и уничтожен. Но случилось это только 14 марта 1915 г. Легкий крейсер «Бристоль» и вооруженный пароход «Македония» получили приказ от Стэрди потопить транспорты, сопровождавшие эскадру фон Шпее. Английские корабли довольно быстро обнаружили два германских вспомогательных судна - «Баден» и «Санта-Изабель» - с грузом нефти, угля и различных припасов. Все это отлично пригодилось бы Стэрди, но старший из британских командиров ничего не доложил флагману и бездумно выполнил приказ, пустив ко дну оба этих ценных приза. Так неудачно кончился день, отмеченный крупным успехом англичан.

Впоследствии многие военно-морские историки будут утверждать, что бой у Фолклендских островов явился крупнейшей победой британского флота со времен Трафальгарского сражения. Наверное, оно стало последним сражением надводных кораблей XX века, больше всего напоминавшим времена Нельсона: его исход от начала до конца решила корабельная артиллерия, без использования торпед, морских мин, авиации или подводных лодок.