Что делать в течение года после похорон. Траурные традиции

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ТРАУР ПО УСОПШИМ. ВАЖНО ЗНАТЬ!!! ПРОЧИТАЙТЕ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ! Держать траур по родственникам (траур – от нем. trauern "оплакивать" – форма внешнего выражения печали или горя по причине утраты близкого человека – ред.) – такой традиции церковной нет вообще. Есть местные народные традиции. Например, на Кавказе, если у матери умер сын (а у некоторых народов и шире: брат, мужчина), то женщина надевает черную одежду и носит её минимум год, а в некоторых местах всю жизнь. Есть народы Индонезии, где после смерти мужа или родственника, жена отрубает себе палец. Там можно увидеть женщин фактически без пальцев. Это диковатая, конечно, традиция, народная, ничего общего не имеющая с Православием, с правдой Божией. У православных слова "траур" – нет. Вы обращали внимание, как мы хороним? Мы надеваем чёрные платки, что совершенно не православно. В корне не православно. А православно то, что в традиции церковной делается. В гроб в белом кладем, священники при отпевании в белом облачении, в котором на Пасху служат, в пасхальном. И если посмотреть на обряды отпевания, то это сколок с пасхальной службы. На Пасху в белом? – В белом. Со свечкой в руках? – Да. Почему? – Потому что у нас, православных, нет причины для траура. Вот умер мой близкий. Но, он не умер. Это – неправда. Умерло тело, душа живая продолжает жить. Мы разлучились. С кем? С телом. А с душой – нет. Будем молиться, в молитве в единстве будем. Мы разлучились навсегда! Это – неправда. И с телом не навсегда. Второе пришествие Господа будет: тела воскреснут – и Его, и моё. Мы встретимся опять. Мы прощаемся на время, только на время. Он куда ушел душой и откуда? Он ушел из того места, где много плачут, туда, где не плачут никогда. Поэтому у православных нет традиции траура. Есть традиция усиленной молитвы за усопшего. Умер, значит, наш долг молиться. А тем более первое время, когда человек ещё не похоронен, лежит рядом с нами тело его. Мы знаем, что при этом происходит. Нам открыто из опыта святых: в это время бесы искушают душу умершего. Они не врут, бесы, на мытарствах они говорят правду, но только о грехах. Ведь про каждого человека можно говорить правду, и это будет неправдой одновременно. Вот я про тебя говорю только хорошее или только плохое. Но ведь это – неправда. В нас же, на самом деле, и то и другое есть. Бесы смущают душу умершего, говоря правду о грехах, пугая тем, что хотя Бог и милосерд, но справедлив – по делам ввалит. И человек, когда умирает, душой в состоянии страха пребывает. Поэтому есть традиция такая, когда человек умер, у гроба, у тела сразу Псалтирь читают. Он душой здесь где-то рядышком, и молитва идёт. Молитва эта не даёт бесам подойти к Нему. Вот-вот. Выполняем свой долг – молимся. Есть такая традиция: когда человек умер, приносим его в церковь отпевать, иконочку кладем на умершего; прощаясь, целуем образ. Потом эту иконочку на панихидный стол кладут до сорока дней. Это русская, очень хорошая традиция. Зачем мы это делаем? А чтобы себе напоминать о молитве за усопшего. Это сейчас иконы бумажные, штамповки, а раньше это была дорогая вещь. Дома икону снимали с божницы, клали к покойнику, а потом в церковь на канон ставили, как напоминание. Дома молимся, а иконы-то нет. Она в церкви. Почему? Родной-то наш ушел. Что сразу будет в душе у верующего человека? Молиться за него надо. А в церковь идти? Обязательно, и в церкви за него молиться. В церковь прихожу – наша икона. Он нуждается сейчас в моих молитвах особо. После сорока дней эту икону забирали домой. Поэтому у православных есть традиция после смерти близкого человека как минимум до сорока дней усиленную молитву за усопшего творить. Мы не можем в непрерывном напряжении быть десятилетиями, но нужно постараться первые сорок дней усиленно молиться. Когда меня спрашивают, я всем говорю: "Постарайтесь сорок дней быть в сугубой молитве за усопшего, а дальше потихонечку переходите к той мере, какой сможете молиться в ритме своих обычных дел. Но только, конечно, того, кто от нас ушел, не забываем, молимся". А специальной традиции траура в Православии не существует. То, что до сорока дней чёрный платок надевают – это не православная традиция. Если надевать, то белый платок надо, и петь "Христос Воскрес", как мы, православные, и делаем на Радоницу. Идем в белых одеждах к могилам и поем "Христос Воскрес" на могилах. Не скорбим. По-человечески боль-то есть? А как же. А то, что теперь мы не вместе, так и с живыми бываем далеко. Но только они – с Господом. А мы не знаем, где будем. Мы не знаем, в раю или аду их души. Но знаем: за них есть молитва – мы молимся, надежда есть. А вот мы умрем, как ещё, что будет. Будет за нас кто молиться-то? Сомнения. прот. Владимир Головин

СМЫСЛ ТРАУРА В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур. Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем: «Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен. У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть – засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо… К довершению горя думаем: умер, не стало… А он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…» Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно – в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти: «Смерть для православного христианина – это переход в иную жизнь, в жизнь вечную – или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа – мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел – скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи. Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь – наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности. Нельзя вообще говорить о трауре – мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен. В советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет – конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть – это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет – рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные. КАК НОСИТЬ ТРАУР? Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия: «Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж. Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь. Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком. … 22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

В вашей семье случилось горе – умер человек. Что делать?

Христианство очень не любит слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Мы употребляем другие выражения, например — успение.

Успение – сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует…

Или другое слово – преставление. Мы молимся о ново-преставленном рабе Божием. Был с нами – переставился в другой мир.

Для христиан – смерть лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан – это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

И проводить человека за границу земного мира мы должны достойно. Достойные проводы – это церковное погребение.

Оно совершается только над крещеным православным человеком.

Придите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Все это — продуманная и, если так можно выразиться, отработанная процедура, так что к вам отнесутся с вниманием и деликатностью и не будут мучить бюрократическими придирками (как часто встречается в государственных органах).

Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя. О нем молятся.

Какие существуют виды молитв за покойного?

Их много. Например, панихида – небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда мы приглашаем священника посетить могилку.)

Высшая форма поминовения – за Литургией. Тогда поминаемые люди становятся участниками Причащения, соединяются со Христом. За любой Литургией причащаются живые, находящиеся в храме (например, мы с вами), и душою причащаются все те, за кого молятся, хотя бы человек даже и умер.

В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: «На обедню» или «На проскомидию». Это как раз и означает поминание за Литургией.

А что такое сорокоуст?

А это поминание покойного за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. (Уточню: многте думают, что сорокоустное поминовение заказывают только об усопших. Это не так: на сорокоуст подают и о здравии.)

Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм. (После революции, когда закрывались храмы и монастыри и из них изымались книги, находили поминальные списки еще домонгольского времени.)

Простите, а если человек был некрещен?..

О некрещеном человеке мы можем молиться только сами — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходиться услышать от несведущих людей. (У меня самого есть некрещеные родственники, о которых я вспоминаю с теплом и любовью.) Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, людей захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Что значат 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти?

Не буду подробно говорить об этом, но это особые дни для души, разлучившейся с телом. В эти дни, а также в годовщину смерти (это как бы новый день рождения, то есть рождения в новую жизнь) нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.

Сколько носить траур?

Несколько дней назад ко мне в храм пришла женщина и попросила благословения выйти замуж. При этом она добавила: «Я вдова». Я спросил, когда она похоронила мужа. «Уже почти полгода…»

Вот это тот самый пример, когда мы делаем что-то не то… До года мы молимся о усопшем как о новопреставленном, это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

В заключение я хотел бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, нашего отечественного подвижника XIX века. Он однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни».

Более того! Человек, который «ушел» от нас, – может участвовать в нашей жизни, он слышит наши просьбы, он любит нас. Когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

И последнее: Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить (когда умрем – уже будет ничего не исправить), покаяться, измениться к лучшему, — воспользуемся этой возможностью.

День траура, к сожалению, случается в любой семье. Как правильно организовать прощание с усопшим, как достойно пережить утрату близкого человека - эти вопросы беспокоят всех, кто столкнулся со смертью. В каждой религии существуют рекомендации, помогающие родственникам проводить покойного в последний путь. Но есть и определенный траурный этикет, соблюдаемый вне зависимости от верований.

Траур: общие замечания

Слово траур происходит от немецкого слова trauern, означающего «оплакивать». Трауром называют внешнюю форму проявления скорби по умершему. Траур может быть личным или государственным.

В это время людям предписывается совершать определенные действия: отказаться от публичного проявления положительных эмоций, носить одежду особого цвета, соблюдать ряд ограничений в быту и привычках.

На государственном уровне день траура объявляют в том случае, если в стране происходит какая-либо природная или техногенная катастрофа, теракт или ДТП.

Таким же образом могут почтить кончину видного политического или общественного деятеля. Чаще всего государственный траур продолжается несколько дней.

Личный траур длится гораздо дольше. Человек сам выбирает срок, в течение которого он предается скорби.

Траур в сегодняшней России

Как соблюдать траур в современном мире, на какие традиции опираться, спросите вы. Конечно, глобализация позволяет теперь заимствовать обряды из разных культур, можно взять пример с Запада или Востока. Но чаще всего люди обращаются к исконной традиции, характерной именно для их страны.

Обычаи в России основываются на православных канонах. По церковной традиции глубокий траур следует соблюдать по:

  • родителям;
  • детям;
  • дедушке;
  • бабушке;
  • супругам;
  • брату;
  • сестре.

Самый долгий траур предписывается церковью вдовам - два года. Срок скорби по жене, родителям и детям - один год.

Брата или сестру принято оплакивать четыре месяца, дядю, тетю и двоюродных родственников - три.

Светские традиции несколько отличаются от церковных. Так, вдове предписывается носить траур всего год. Такой же срок отводится и для скорби по родителям. По остальным близким родственникам (бабушке, дедушке, брату, сестре) горюют полгода.

Важно помнить, что предписанный обществом траурный этикет может меняться в зависимости от обстоятельств.

В последние годы многие люди вообще отказываются от публичного проявления своего горя. У каждого человека есть право на траур, а сколько его носить и по кому - это личное дело.

Правила соблюдения траура

Смерть всегда приходит неожиданно. Часто родственники покойного теряются и не знают, что делать и как быть в этой ситуации. Траурный этикет отчасти облегчает родным жизнь в первое время после их утраты. Простые и понятные рекомендации, регламентирующие все сферы жизни, позволяют легче пережить кончину близкого человека и адаптироваться к новой ситуации.

Прежде всего определимся с тем, что положено делать в первые дни после смерти человека. Близким родственникам необходимо оповестить всех родных и знакомых покойного о печальном событии.

Считается приличным прийти проститься с умершим, даже если вы не получили личного приглашения. Ведь родственники в своем горе могут легко забыть о ком-либо. Если с усопшим вы находились в натянутых отношениях, то необходимо прийти на похороны, чтобы показать, что неприязнь разорвана смертью.

Если вы не можете посетить похороны, хотя живете в одном городе с покойным и его семьей, необходимо извиниться перед родственниками.

Причины для отсутствия на церемонии прощания должны быть достаточно вескими, чтобы родные усопшего не обиделись на невнимание.

Родственников и друзей скончавшегося человека, живущих в других городах, оповещают письменно. Если они не могут приехать проститься, то должны прислать свои соболезнования и высказать, как дорог им был покойный.

Похоронный обряд предписывает особое поведение всех родственников и друзей. Так, рядом с покойным считается неприличным громко разговаривать и обсуждать вопросы, не связанные со смертью. Недопустимо обсуждать новости, рабочие дела или шутить. Осуждается и слишком явное проявление скорби. Предполагается, что в день траура все пришедшие разделяют сходные чувства. Много говорить о своих соболезнованиях родственникам или о своей любви к усопшему неуместно. Этим вы рискуете только растравить раны близких.

Память покойного отмечают после девяти дней с момента смерти, следом идут сороковины и затем год.

Что надеть на похороны

Траурный этикет предполагает особую форму одежды. В нашей традиции цвет траура - черный. Мужчины обычно надевают на скорбную церемонию черный костюм со светлой или темной рубашкой. Допустимо заменить рубашку водолазкой.

И у мужчин, и у женщин одежда должна быть закрытой.

Праздничные украшения, блеск и яркий декор на похоронах выглядят неприлично. На голову желательно надеть:

  • черный платок;
  • шляпку;
  • шарф.

Если родитель не знает, как одеть ребенка на церемонию прощания, то стоит вспомнить, что для детской одежды действуют такие же правила, как и для взрослой. Сразу оговоримся, траурный этикет допускает, что совсем маленькие дети могут не присутствовать на прощании с дальними родственниками или знакомыми.

Сколько длится траур по родственникам

Достаточно часто родственников покойного волнует вопрос, сколько длится траур. Срок ношения траура пропорционален степени родства. Также следует помнить, что весь этот период делится на две равных части: траур, когда налагаемые ограничения особенно сильны, и полутраур, призванный постепенно адаптировать человека к повседневной жизни.

Самый глубокий траур - по мужу.

В течение года (или двух лет) женщина не просто избегает ярких цветов в одежде, она еще и меняет свое поведение. В частности, вдове запрещено посещать какие бы то ни было развлекательные мероприятия, а также повторно вступать в брак. По истечении полугода женщина может сменить строгие черные платья на одежду темных цветов. Допустимо использовать белые элементы. А вот от косметики и украшений лучше воздерживаться весь срок траура. Интересно, что духами в этот период пользоваться можно. Традиция этого не запрещает.

Итак, женщины должны скорбеть достаточно долго. Теперь посмотрим, сколько носят траур мужчины, потерявшие жену. Как ни странно, вдовец носит траур полгода. Соответственно, три месяца - глубокий траур, еще три - полутраур. После шести месяцев мужчина может снова вступать в брак и возвращаться к привычной жизни.

Траур по родителям дети носят в течение года. При этом цвет одежды постепенно изменяется с черного на более светлые тона.

Траур по детям, а также по бабушкам и дедушкам принято носить полгода. Однако бывает, что матери, потерявшие своих чад, носят траур всю жизнь.


Особо отметим, что дети моложе 12 лет могут носить траур только по родителям, по бабушке и дедушке.

По кому бы вы ни горевали, следует помнить: траур по умершему - это не только внешние атрибуты, но и особый жизненный уклад. Предполагается, что в это время человек задумывается о вечном. Необходимо соблюдать сдержанность, делать добрые дела в память об усопшем, раздавать милостыню и молиться (если вы религиозный человек). День траура - время, когда человек задумывается о самом себе, своих близких и о смысле жизни.

Соблюдение траура в современном городе часто затруднено: дресс-код на работе, обстоятельства жизни и многое другое часто вынуждают родственников усопшего отказаться от ношения черных вещей.

Сколько дней носить темное, решать, конечно, вам. Но помните, иногда временный отказ от привычных вещей помогает глубже осознать свою утрату и пережить боль.

В этот раз мы опять ответим на некоторые вопросы, которые нам чаще всего задают читатели. Вот чем, в частности, интересовались собравшиеся на одном из последних наших авторских вечеров.

Сколько полагается носить траур по умершему?

Здесь может быть два варианта поведения: в соответствии с собственными представлениями о состоянии скорби по потерянному близкому и по предписанию церковных правил.

В первом случае человек сам решает, как именно и сколько ему следует соблюдать траур. Бывает, что матери, похоронившие единственных своих детей, всю жизнь остаются в трауре. С другой стороны, вряд ли окружающие не поймут потерявшую мужа молодую женщину, которая, спустя некоторое время после похорон, снова выйдет замуж и вернется к обычному образу жизни с соответствующими радостями и развлечениями. К тому же траур - это не обязательно неизменный креп на голове. Это в первую очередь сдержанное, непраздное поведение в быту, в обществе и т.д.

По церковным же правилам срок траура в том или ином случае строго регламентирован. Вдове полагается носить траур два года. В этот период на ней должна быть одежда черного цвета без каких бы то ни было украшений, и ей возбраняется посещать какие-либо увеселительные мероприятия. Вдовцу же предписан куда менее долгий траур - всего полгода. Дети по родителям, а также по бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам носят траур тоже полгода.

Правда ли, что на поминках не полагается употреблять вино-водочных изделий?

Это исключительно по желанию и возможностям родственников и гостей. Если близкие умершего хотят устроить похороны и поминки в соответствии со старыми обычаями, то, действительно, когда-то, во времена стародавние, ничего такого крепкого употреблять на поминальной трапезе не было принято: люди в таких случаях обходились всякими киселями, взварами, квасом и т.п. Но времена меняются. Приходят новые традиции. Уже довольно долго на поминках чаще всего принято пить, как в песне поется, вино с печалью пополам. И это тоже стало традицией. Поэтому каждый волен выбирать из двух традиций ту, которую считает наиболее достойной памяти покойного близкого.

Уместна ла на надгробии фотография покойного?

Ответ здесь может быть подобным предыдущему: по желанию родственников покойного. Где-то до 1920-30 годов фотографии на надгробиях устанавливать принято не было. Даже на каменных дореволюционных монументах фотографий за редчайшим, единичным буквально, исключением мы не найдем. О несохранившихся деревянных крестах, составляющих девять десятых всех надгробий досоветского периода, вообще нет речи. На каменных же старинных монументах нередко можно встретить неглубокую прямоугольную или полукруглую пустую нишу, предназначенную, как можно предположить, именно для фотографии. Но на самом деле это не так. В этих нишах когда-то находилось изображение Христа, Богородицы или святых. Лик Христа устанавливали обычно на памятнике покойному, Богородицы - на надгробии покойницы. С изображениями же святых все еще интереснее. Если, скажем, покойного звали Николаем, то на монументе в нише устанавливалось изображение Николая-Чудотворца. Понятно, по какой причине на тех или иных памятниках могли встретиться образы Василия Великого, Иоанна Златоустого, Святителей Петра, Алексия, Филиппа, Татианы Римской и т.д. Вот добрая русская традиция! Если гостям сайта требуется по данному вопросу наше личное мнение, то мы рекомендовали бы установить на надгробии своего близкого не фотографию покойного, а изображение небесного его покровителя.

Почему на кладбищах встречаются могилы, расположенные непараллельно относительно оси «восток-запад»?

Такое можно встретить чаще всего где-нибудь в глубинке. Нам иногда на сельских погостах попадались могилы, расположенные чуть ли не перпендикулярно упомянутой в вопросе оси. Если это захоронения последних десятилетий, то их «непараллельное» расположение объясняется лишь небрежностью могильщиков. Но вот еще в XIX веке, и, естественно, в более ранние времена, подобные отклонения от единообразного расположения холмиков имели, как не удивительно, самую что ни на есть уважительную причину. Вообще могилу принято рыть утром. Причем, не важно, когда именно умер человек - сегодня, вчера или позавчера. В любом случае могилы копали с восходом. И это делалось именно для того, чтобы похоронить покойного, как казалось добросовестным селянам, ногами строго на восток. Понятное дело! - где восходит солнышко, там и восток. Но что же выходило в результате? Линии расположения холмиков преставившегося под Рождество и отдавшего Богу душу вскоре после Троицы порой расходились чуть ли не под прямым углом! Естественно! - солнце в начале лета всходит далеко не там, где оно всходило в начале зимы. И это крестьянам надо было бы учитывать. Но они по каким-то своим высоким соображениям поступали именно так, как сказано выше. Оттого и выходили известные расхождения.

Почему в Москве уже много лет не открывается новых кладбищ?

Последнее открывшееся для захоронений кладбище - Перепечинское - ведет свою историю с 1 июня 1999 года. Если не считать, что в связи с небывалым недавнем расширением столицы в московской городской черте оказалось много разной величины кладбищ, то, действительно, после Перепечинского новых общегородских кладбищ в Москве не открывалось. Почему так? - ответ простой: имеющихся на сегодняшний день площадей для захоронений умерших столице хватает. Но если потребуется нужда в таких площадях, то с 2005 года в подмосковном Дмитровском районе у села Озерецкое правительством Москвы зарезервирован земельный участок площадью в семьдесят гектаров (это чуть больше Ваганьковского кладбища) для организации там нового столичного места захоронений.

Когда в России умерших стали кремировать?

Речь в данном случае идет не о древнем языческом сжигании умерших, а о кремации как о современном технологическом процессе.

Первый в России крематорий был устроен… в Балтийском море. На рубеже XIX-XX веков в форте «Александр I», расположенном на искусственном островке, была устроена особая лаборатория по производству противочумных препаратов. Для такового производства использовались животные - носители вируса. Затем трупы этих животных там же - в форте - и кремировались. Но кроме животных в александровском крематории было кремировано и несколько людей - заразившихся чумой и умерших в результате ученых. Именно потому, что в крематории форта были сожжены люди, его и можно считать первым российским крематорием.

В период гражданской войны в России действовали два, по крайней мере, крематория - во Владивостоке и в Петрограде.

Наконец, в 1927 году в Москве на Новом Донском кладбище был построен, пожалуй, самый известный в нашей стране крематорий. Существуют свидетельства, что еще в 1918 году Ленин велел приобрести за границей печь, или даже несколько печей, для кремирования трупов. В самый тяжелый год гражданской войны - в 1919-й - был объявлен конкурс на проект крематория. Победил в конкурсе талантливый архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов. Он предложил неожиданное, а главное экономичное решение, - в ту пору это было особенно важно. По его проекту, крематорием, после незначительной переделки, должна была стать только недавно построенная Серафимовская церковь на новом Донском кладбище. Оказалось, что под этой церковью были обширные подвальные помещения, вполне пригодные для установки там кремационной печи. Действительно, Осипову и не потребовалось особенно переделывать здание: самой существенной конструкционной переменой стало возведение вместо купола квадратной в плане башни метров двадцать высотой, застекленной вертикальными витражами. Все прочие изменения касались в основном лишь декоративных элементов постройки. В результате здание, выкрашенное под «мокрый бетон», приобрело строгий, подчеркнуто «траурный» вид. В крематории было установлено оборудование - раздвижной помост, лифт для подачи трупа к печам и самые печи - германской фирмы «Топф». Как писали в те годы, обе кремационные печи могли при максимальной нагрузке сжигать до 35 трупов в сутки. Любопытно заметить, что печами этой же самой фирмы - «Топф» - были оснащены крематории Освенцима.

В советской печати тогда широко развернулась агитация за кремацию. Многие большие люди призывали сограждан поддержать своим доброхотным участием прогрессивную идею власти. Так председатель ЦИК СССР М.И. Калинин отечески советовал всем трудящемся отправляться в печь. Такое мнение всесоюзный староста подкреплял обещанием самому последовать в свое время туда же: «Ко мне обратились с просьбой дать свой отзыв о значении кремации. Могу сказать лишь одно: мое желание - после смерти быть сожженным», - говорил он в интервью журналу «Коммунальное хозяйство». Не оставались в стороне от агитационной кампании и инженеры человеческих душ, - писатели. Кому же как ни им - художникам слова, рупорам эпохи - убеждать массы поддерживать политику пролетарского правительства! Так А.С. Серафимович красочно взывал: «Чудовищно отнимать у живых радость, здоровье, их жизнь по кусочкам громадными пространствами гниющей, дымящейся тлением земли. Вместо этой зараженной земли надо всюду развести трепещущую жизнью, радостью, молодой свежестью зелень. Когда я умру, я должен быть обязательно сожжен». Обратим внимание, что ни Калинин, ни Серафимович сожжены не были: оба преданы земле, как теперь говорят, «гробом» - один у кремлевской стены, другой на Новодевичьем.

Предварительное испытание действия московского крематория было произведено 29 декабря 1926 года. Об этом с натуралистическими подробностями рассказывал тот же журнал «Коммунальное хозяйство»: «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вест первого сожженного трупа равен 50,4 кг, второго - 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго - 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа (пепел) представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при легком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскаленного чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании - с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг. = 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг. = 4,7 % от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения». Заметим, что труп сжигается в крематории не собственно на угле, а в струе раскаленного воздуха, подаваемого из печи, где горит топливо в особую камеру с установленным там гробом с покойным. И еще любопытно! - система кремации была устроена таким образом, что горячий воздух, вырабатываемый печью, одновременно обогревал немалое внутреннее пространство крематория: видимо, проходил по каким-то воздуховодам, отдающим тепло в помещения, наподобие китайского кана.

Массовая же кремация москвичей началась почти через год после испытательного сожжения. Аккурат на десятую годовщину великого Октября крематорий заработал на полную мощность. Газета «Вечерняя Москва» в те дни писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в РСФСР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек... Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов...». И продолжалась здесь такая языческо-атеистическая утилизация членов общества кремации и сочувствующих этой идее до 1973 года. Это была запоминающаяся, прямо-таки бухенвальдская картина: из мрачной квадратной башни, господствующей над местностью, отовсюду хорошо заметной, день и ночь поднимался черный дым. Жильцы в соседних домах обычно не развешивали на балконах белье, - ветер мог принести на него сажи.

Многие годы трамвайная остановка, что на юго-западном углу Нового Донского кладбища так и называлась «Крематорий». Автор очерка еще застал в первой половине 1970-х забавное по-своему объявление водителя в 39-м трамвае: «Остановка - «Университет Дружбы народов». Бывшая - «Крематорий».

В годы работы Донского крематория через него прошли десятки тысяч трупов. Одних только солдат Великой Отечественной, умерших в московских госпиталях, здесь было кремировано и похоронено в братской могиле пятнадцать с лишним тысяч человек. Все погребенные в кремлевской стене до 1973 года были преданы огню здесь же. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненный или замученных. И сейчас на территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, С.В. Косиора, А.М. Краснощекова, П.П. Постышева, М.Н. Рютина, А.И. Угарова, Н.А. Угланова, В.Я. Чубаря, Павла Васильева, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда и многих других.

В глубине кладбища, на перекрестке двух дорожек, стоит обелиск в память о жертвах репрессий, а вокруг него в землю воткнуты десятки табличек с их именами. Такую табличку здесь может установить каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких.

С момента пуска крематория основным типом захоронения на новом Донском стала урна с прахом, установленная в колумбарии или в самой кладбищенской стене. Иногда пепел кремированного хоронят в землю. И до самого последнего времени здесь не погребали умерших.

В период 1973-1984 в крематории осуществлялись т.н. фальш-кремации: в траурном зале проходил соответствующий обряд прощания с умершим, гроб с телом опускался в нижнее помещение, но не уже не сжигался там, а вывозился затем в Николо-Архангельский крематорий. А в конце 1990-х годов квадратная башня осиповского крематория была вообще разрушена, и над зданием поднялся пирамидальный купол с крестом. Траурный «мокрого бетона» цвет сменил веселенький розовый. В бывшем зале прощания, вместо органа теперь алтарь, а там, где находился постамент с лифтовым механизмом, опускающим гроб к печи, теперь выступает солея. Но самое потрясающее, что в храме в неприкосновенности сохранился весь колумбарий. Он лишь прикрыт легкими временными перегородками. Жуткая картина, по правде сказать. Храм-колумбарий. Такой эклектики еще не знала мировая архитектура. Конечно, об этом говорить уже несвоевременно, но лучше было бы сохранить крематорий проекта Осипова. Это же был подлинный памятник архитектуры и истории.

Траур

В соответствии с общепринятыми этическими нормами семья умершего человека должна носить траур. Требования к соблюдению траура распространяются, как на более длительный срок в течение года, так и на менее продолжительный - в течение шести недель. В это время запрещается вдове выходить замуж, играть свадьбу взрослых детей. Запрет распространяется и на различные гулянья и развлечения. Также после похорон необходимо носить траурную одежду. Обычно это строгая одежда черного цвета, на голову повязывается черный платок. Срок ношения траурной одежды может доходить до года. Также в знак траура в доме умершего человека занавешиваются зеркала, останавливаются часы и выносится телевизор.

Поминки

Традиции после похорон также плотно связаны с поминками по умершему человеку. Со дня смерти необходимо поставить на окно кружку с водой и кусочек хлеба, которое находилось там в течение сорока дней. Вода и хлеб предназначалась для души умершего, которая, по поверьям, каждый день приходит к себе домой.
Традиционно в России похороны завершались поминальным обедом. Затем поминки устраиваются на девятый и сороковой день после смерти. В третий день (после смерти - день похорон) изменяется образ человека, в девятый день распадается тело, а в сороковой истлевает сердце.

Поминальная трапеза

На поминальную трапезу приглашаются только лишь близкие родственники умершего человека.
- Поминальный обед должен начинаться с молитвы.
- Сервировка стола на поминальной трапезе должна быть сдержанной: белая скатерть и посуда, никаких ярких цветов. Также на столе следует поставить рамку с фотографией умершего, перевязанную черной лентой.
- Обязательно надо обозначить место, где любил сидеть умерший. Поставить здесь его прибор и рюмку водки на тарелочке. Никто не имеет право садиться на это место.
- За столом не следует произносить длинных тостов, а также вспоминать анекдоты, который любил покойный. На поминальном обеде не принято долго засиживаться.
- Традиция после похорон предусматривает особую пищу, которая должна подаваться на поминальной трапезе. В первую очередь, это кутья, которая готовится из риса или пшеницы с добавлением меда и изюма. Также к столу необходимо подать рыбный пирог, щи и кисель. Десерты, особенно торты, на поминках не уместны. Что касается спиртных напитков, то можно подать водку.

Другие традиции

Родственники умершего должны заказать в церкви заупокойную службу в продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Во все памятные дни родственники усопшего должны ходить на кладбище и в храм. На кладбище стоит приносить сладости и цветы, а в храме ставить свечку за упокой души. Особое внимание надо уделить родительской субботе (суббота перед Троицыным днем). В этот день необходимо в обязательном порядке сходить на кладбище, чтобы почтить память усопшего человека.