Значение и происхождение имени анастасия. Житие святой анастасии

Жизнь лишенная радостей, полная разочарований, угнетений и страданий. Такой период бывал, есть, может еще и будет в жизни каждого человека. Так устроен мир и этого не избежать. Близкие вокруг нее были несчастны, они нуждались в помощи, она им ее дала. За все свои заслуги, щедрость и старания девушка вскоре была награждена. И поныне икона Анастасии Узорешительницы славится своим умением помогать молящимся, исполняя их просьбы.

Сложная жизнь Святой Анастасии

ІІІ век нашей эры. Жуткие темницы Рима, заключенные которых теряли любую надежду. Страх, боль. Времена яростных гонений на христиан. Именно так выглядела эпоха Анастасии. Ее мать была христианкой и именно от нее девочка научилась быть доброй и сострадающей, переняла веру и до конца своих дней не отреклась.

Наибольшее про жизнь и деятельность Анастасии известно в период ее замужества. Тогда Римской империей правил Диоклетиан и большинство христиан подвергались гонениям, заключению в тюрьмы, дабы отменить их права и заставить всю империю совершать языческие жертвоприношения. Жителей держали под стражей, мучили и девушка не могла просто наблюдать за их страданиями. Пока муж не видел, она пробиралась к заключенным, кормила их, ухаживала, перевязывала раны. Но однажды супруг прознал о ее деятельности и, жестоко избив, запер в комнате. Анастасия вытерпела. Даже муж-язычник не мог запятнать столь умное и благочестивое создание (девушка была настолько смышленой, что придумала смертельную болезнь, из-за чего стало невозможным выполнение супружеского долга). После случившегося Святая начала странствовать по миру и помогать осужденным. Всевышний даровал ей способность врачевания. Она давала помощь нуждающимся, избавляла от отчаяния, но за все свои поступки Анастасия получила лишь муки, будучи растянутой между четырьмя столбами и сожженной.

Значение иконы

Не смотря на все трудности жизни, девушка ни разу не переставала верить и помогать окружающим, в этом заключается сила образа. Символ мужества, непоколебимости и настойчивости несет в себе икона Анастасии Узорешительницы.

Значение всех поступков Анастасии неподвластно исчислению, так же как и количество ее добрых деяний, когда она спасала и поддерживала отчаявшихся заключенных. По искренней просьбе перед Узорешительницей поддержка придет ко всем испытывающим страх, боль и унижение.

В чем помогает икона Анастасии Узорешительницы

Икона святой Анастасии содействует каждому истинно просящему. Как за годы земной жизни, так и сейчас она никого не забудет и обязательно поможет. Просьба перед иконой особенно благодетельствует тем, чьи близкие, родственники заключены под стражу. Также Святая Анастасия подает руку непосредственно самим заключенным, которые осуждены, прибывают в местах лишения свободы. Известна также ее способность вселять уверенность и веру в лучшее, поэтому во времена отчаяния и волнения в сложных жизненных ситуациях или перед судовым процессом икона Узорешительницы придаст сил и поможет избежать несправедливости.

Как молиться иконе

Молитва – вот что имеет силу, поэтому не стоит забывать, что важна не только икона. Анастасия прославилась своей честностью и великодушием, вот почему стоит в первую очередь искренне и с чистыми помыслами призывать к ее щедрому сердцу:

Святая Анастасия, Узорешительница! Помоги мне в моей горести, не оставь своей милостью. Душой на небесном престоле стоящая, вкушающая Господнюю милость! Ликом святым почий на стенах мрачного узилища и дай мне, рабу Божьему (рабе Божьей)(имя), вкусить наслаждение славы Божьей. Призри своим оком на стоящего перед тобой, протяни к Господу мои молитвы и испроси душе моей оставление согрешений. За беззаконие своё не смею я вознести очи к высоте небесной, потревожить Всевышнего своей мольбой. Будь же моей заступницей, призываю тебя как молитвенницу за мои прошлые грехи. Ты приняла благодать от Богородицы страсти исцелять и горести изгонять, так склонись же над узником, будь ему в печалях утешительницей, в недугах лютых врачевательницей и в нападениях защитницей. Не презирай меня, недостойного, ходатайствуй у Бога благодати для возлюбившего тебя. Во имя Бога единого в Троице Святой Славимого Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.

Однако стоит помнить и про простую истинную: не желай другим зла, в противном случае все может обернуться не в лучшую сторону и за плохие слова придется платить.

Икона для Анастасии

В последнее время особой популярностью стали пользоваться иконы, подобранные в соответствие с именем ребенка, поэтому хорошим подарком для крестницы может стать именная икона.

Анастасия с древнегреческого переводится как «воскресенье», то есть возвращенная к жизни. Это сильная девушка, уверенная, справиться со всеми трудностями, но и ей нужен покровитель. Подаренная икона будет охранять ребенка от всевозможных бед в настоящем, будущем и нужно с ответственностью подойти к выбору иконы. У Анастасий есть несколько защитниц. И одна из них великодушная мученица, покровитель Святая Узорешительница.

4 января Православная Церковь вспоминает святую великомученицу Анастасию Узозрешительницу. Об истории одного из самых популярных женских имен в России и святых Анастасиях читайте в нашем материале.

Происхождение имени «Анастасия» связано с древнегреческим языком и в переводе означает «воскрешение», «возвращение к жизни». Существует еще и парное мужское имя с тем же значением, но оно не получило широкого распространения в России.

О популярности женского имени свидетельствуют православные святцы. В календаре Русской Православной Церкви мы встретим 15 святых с этим именем, большинство из них (10 человек) – мученицы. Одна преподобная Анастасия – мать преподобного Саввы Сербского, одна александрийская пустынница, по преданию жившая в мужском монастыре под именем Анастасий – евнух, одна страстотерпица – дочь последнего русского императора Николая II, еще одна монахиня и святая Анастасия Латрийская.

Не менее впечатляющ и список святых с парным мужским именем Анастасий – он насчитывает 20 православных подвижников из разных стран – от Египта до Персии, Болгарии и России.

Имя Анастасия на разных языках

Благозвучное звонкое имя давно полюбили не только в России, но и за ее пределами. В Британии мы встретим Stacy(Стейси), в Германии – Nastja, Anastasija (Анастазию), во Франции – Anastasi, Naste (Анастаси и Насте), в славянских языках вариации нашей Анастасии. В общем «Настю» полюбили во всей Европе – от теплой Греции до холодной России. Анастасию можно найти даже в Китае или в Корее.

Настя, Настенька и другие сокращенные и уменьшительные формы имени Анастасия

Редкое русское личное имя может соперничать с Настей по разнообразию уменьшительно-ласкательных форм. Тася, Стася и даже Ася – все эти формы в современном словаре личных имен связаны с привычной нам Настенькой, а еще есть Анастасиюшка, Анастаска, Настася, Настя (Наста), Нася (Наса), Ната, Ная, Наюся, Нюся, Настёна, Тёна, Настёха, Настуся, Туся, Настюля (Настуля), Настюня (Настуня), Настюра, Стюра, Настюха, Настюша, Настяха, Стася, Тася, Тая, Ася, Асюша, Сюша, Асюта, Сюта. Если же человеку нужно обратиться к какой-нибудь «Анастасии Ивановне», то стоит помнить, что у этого имени совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей.

Мужское имя Анастасий

Мужское имя с тем же древнегреческим корнем не часто встретишь в России. Большинство людей вспомнят лишь Анастаса Микояна - советского руководителя с краткой формой имени «Анастасий».

О Микояне сейчас чаще всего говорят в связи с одноименным мясокомбинатом. В 30-е годы Анастас Иванович был народным комиссаром пищевой промышленности и создавал советский фастфуд. В частности не без его участия была придумана знаменитая «Докторская» колбаса и печально известные «рыбные дни» в советских столовых.

Мало кто знает, что Анастас Микоян учился в 1916 году в духовной академии, расположенной в Эчмиадзинском монастыре.

В других странах мужское имя Анастасий было распространено больше, доказательством этого могут служить четыре римских Папы и два византийских императора.

Папа Анастасий IV, живший в XII веке, вошел в историю Церкви как римский епископ с одним из самых коротких сроков пребывания на кафедре вечного города. Он был Папой чуть больше одного года – с 12 июля 1153 года по 3 декабря 1154, но за это время он перенес мощи святой равноапостольной Елены – матери Константина Великого были перенесены в скромную раку, а роскошный античный саркофаг, где ранее хранились останки святой, он приготовил для себя. В этом саркофаге он и был погребен в крипте святого Петра.

А вот среди женщин знаменитостей было море – теннисистка Мыскина, героиня Достоевского Настасья Филипповна, женщина – богатырь Настасья Микулишна, дочь последнего русского императора Николая – вот лишь краткий список исторических лиц и литературных персонажей с именем Анастасия. Еще Анастасией была дочь князя киевского Ярослава Мудрого – королева Венгрии. Ее изображение можно найти на фреске Софийского собора в Киеве. Судьба самой царицы была очень непростой – из Венгрии ей с детьми пришлось бежать в Баварию. Один из ее сыновей поспорил с Анастасией Ярославной и даже поднимал на нее руку.

Имя Настя

В новом тысячелетии редко найдешь школу, институт или работу, где не было бы девочки или девушки Насти. В 1978-1981 году Анастасиями называли 31 младенца из тысячи, и это имя было всего лишь на 11 месте. Но затем начался стремительный рост популярности:

В 80-е годы прошлого столетия Юрий Антонов спел «Анастасию»:

Жизни даль распахнув мне настежь,
Ты явилась, весны красивей.
Птицы в небе щебечут: «Настя»,
Травы вторят: «Анастасия».
Счастлив я, покоренный властью
Этих глаз васильково-синих.
Губы с нежностью шепчут: «Настя»,
Сердце вторит: «Анастасия».

С тех пор популярность имени постоянно возрастает.

В 2011 году 53 из ста новорожденных москвичек звали Анастасией. Несколько раз за последние 15 лет это имя выходило на первое место по популярности. В 2013 году оно было вторым, уступив в Москве первенство Марии.

Именины Анастасии

Редкие обладатели имени могут похвастаться таким обилием святых покровителей. Насти могут праздновать именины 4 января, 23 марта, 5 апреля, 28 апреля, 10 мая, 1, 5 и 9 июня, 4 июля, 17 июля, 10 августа, 11 и 12 ноября, 17 декабря.

Святые с именем Анастасия

В православном календаре можно найти не менее пятнадцати святых с этим именем, попробуем немного рассказать о самых знаменитых подвижницах.

Среди подвижниц с именем Анастасия на первом месте по известности окажется покровитель заключенных – святая великомученица Анастасия Узозрешительница. Самое раннее ее житие, дошедшее до нас, составлено в VI веке, поэтому о жизни этой святой нам почти ничего не известно.

Великомученица Анастасия пострадала в 304 году во время жестоких гонений императора Диоклетиана. Это был император, желавший спасти распадающуюся Римскую империю. Как отмечает христианский писатель Лактанций в сочинении «О смерти гонителей», преследования за веру были тотальными: «Всех людей, (без различия) пола и возраста, сгоняли на костер; причем их было такое множество, что их окружали не по одиночке, а толпами, и предавали огню; прислугу (же) топили в море, привязав каждому к шее жернов. . Не менее дикое гонение коснулось и прочего народа, ведь судьи, рассеявшись по всем храмам, гнали всех на жертвоприношения.. Застенки были полны, выдумывались неслыханные виды пыток, и, по какому бы делу не вершился суд, в уединенных местах и перед трибуналом были расположены алтари, чтобы участвующие в тяжбе прежде приносили жертвы и при таких обстоятельствах высказывались о своих делах».

Анастасия бесстрашно посещала римские тюрьмы и помогала страдальцам. После смерти своего учителя она путешествовала по провинциям Римской империи, где бушевали гонения. Побывала в Греции и Македонии, облегчала страдания узников –братьев по вере. Вскоре ее схватили и как христианку приговорили к сожжению на костре.

Великомученицу широко почитали на Западе уже в IV веке. Ее честная глава находилась в монастыре святой Анастасии неподалеку от греческого города Салоники, но в ночь с 22 на 23 апреля 2012 года неизвестные украли мощи этой подвижницы.

Анастасия Римлянка или Римляныня

В 250 или в 256 году в Риме после продолжительных пыток обезглавили еще одну мученицу с именем Анастасия. Ставшая сиротой в возрасте трех лет, знатная девушка воспитывалась в христианской общине близ вечного города. Она была очень красива, и в 20-летнем возрасте отвергнутые женихи выдали ее градоначальнику Прову. Тот потребовал отречься от Христа и выйти замуж за какого-нибудь патриция. Анастасия отказала, взбешенный гонитель приказал мучить ее голой пред толпой, но святая продолжала славить Спасителя и в конце-концов была казнена. Ее тело было найдено местными христианами и погребено в окрестностях Рима.

Анастасия Римская

Видимо Рим обладал особой притягательностью для мучениц с именем Анастасия. После проповеди святых апостолов Петра и Павла одна жительница вечного града приняла новую веру. Во время гонений Нерона Анастасия со своей подругой Василисой погребала тела умерших христиан. После пыток ее, как римскую гражданку, обезглавили – в 68 году. (Римские граждане, о чем мы можем узнать, например, из Деяний Апостолов, обладали рядом привилегий: они могли требовать суда императора, поэтому апостола Павла везли в Рим, а сам он провел несколько лет в темнице в ожидании суда. К римским гражданам не могли применяться позорные казни (распятие или съедение дикими зверями на арене), поэтому их казнили мечом.

О причинах гонений Нерона на христиан кратко сообщают античные историки Светоний и Тацит. Текст последнего в XV книге «Анналов» связывает преследования последователей новой веры с великим пожаром Рима и желанием императора свалить вину на христиан:«Вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

Мощи святой мученицы Анастасии находятся в Риме.

Анастасия Романова

Младшая дочь последнего русского императора Николая II родилась 18 июня 1901 года. Она была четвертым ребенком в семье, с 8-летнего возраста получала домашнее образование. В программу обучения входили французский, английский и немецкий языки, история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка.

Анастасия Николаевна не любила грамматику, писала со множеством ошибок, а арифметику называла «свинством». При этом у Анастасии был очень добрый характер – она любила домашних животных, обожала конфеты и сладости и охотно делилась ими с окружающими.

Воспитатели Анастасии говорили, что у девочки легкий характер. Она любила играть в прятки, лапту, серсо (игра, в которой необходимо забросить кольца на колышек). Охотно лазила по деревьям, любила вплетать в волосы цветы и была нежно привязана к своему братуАлексею, проводя с ним целые дни во время приступов его болезни.

Повзрослев, во время Первой мировой войны в госпитале она давала концерты для раненных и помогала сестрам и матери в их служении сестер милосердия.

Вместе с остальными царственными страстотерпцами расстреляна в подвале Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Легенда о спасении Анастасии Романовой

После расстрела царской семьи большое распространение получила история о чудесном спасении младших детей Николая II – Анастасии и Алексея. Самой известной лжеАнастасией была Анна Андерсон, которая утверждала, что ее спас солдат с музыкальной фамилией Чайковский. Самозванку быстро разоблачили, а окончательную точку в этом вопросе поставили две генетические экспертизы, проведенные в 1995 и 2011 годах

Иконы Анастасии

На иконах святых часто можно найти предметы, связанные с их подвигом.

Великомученица Анастасия Узоразрешительница изображается с крестом (символом мученичества) и склянкой с лечебным маслом, которым она облегчала страдания узников.

Анастасия Римлянка часто облачена в иноческие одежды как символ целомудрия.

Иконография святой Анастасии Романовой отличается некоторым портретным сходством. В руках святая держит крест, как символ страданий. На самой распространенной иконе царственных страстотерпцев на голове у Анастасии можно видеть корону или диадему как символ царской

Святая Анастасия, покровительница заключенных (год смерти - 304) родилась в знаменитом городе Риме. Она отличалась своим благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостию. Отец ее, по имени Претекстат, был сенатором и исповедывал эллинскую языческую веру. А мать ея, именем Фавста, веровала во Христа. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения одному достойному мужу, известному своею ученостию, а еще более своим благочестием. Его звали Хрисогоном. Он был христианином, хорошо знал Божественное учение Христа, и впоследствии стал мучеником. От этого святого мужа Анастасия научилась не одной только грамоте; она научилась также познавать Того, Кто есть начало всему видимому и невидимому, цель всех сердечных благочестивых желаний, Единый истинный Бог Создатель и Совершитель всего. И стала она прилежно читать христианские книги, поучаясь в закон Господнем день и ночь и утверждая свое сердце в любви к Богу. Когда Анастасия закончила свое учение у Хрисогона, её негласно стали прославлять, как мудрую и прекрасную деву.

Между тем, отошла от этой жизни блаженная мать Анастасии, Фавста. Отец же святой против ее желания выдал её за некоего Помплия, происходившего также из сенаторского рода и исповедавшего эллинскую веру; и была Анастасия отведена в дом к жениху, верная к неверному, агница Христова к волку. Но Бог, к Которому возносились ея рыдания, пред Которым она молилась день и ночь, сохранил ее. Святая не лишилась своего девства, и нечистый муж не осквернил ея чистого тела. Анастасия притворилась, что у нее постоянная и неисцелимая женская болезнь, и говорила, что не может быть женою своему мужу. Иногда муж насильно, борьбой, хотел добиться от нее удовлетворения своей похоти; но Анастасия, с невидимою по мощию ангела-хранителя, вырывалась из его рук,-и так осталась она непорочною девой.

Часто, сняв свои роскошные одежды и драгоценные украшения и надев тайно нищенское рубище, Анастасия выходила из дому, неведомо для всех, кроме одной рабыни, которая неотлучно сопровождала ее. С этой рабыней Анастасия обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа, служила им с благоговением и усердием, сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, очищала их спутанные волосы, полные сора, отирала кровь их, обвязывала их раны чистым полотном, подавала каждому пищу и питье, Потом, достаточно послужив им, она возвращалась домой.

В этих занятиях часто приходилось ей выходить из дому и не скрылось это от ея мужа. Он узнал, что Анастасия посещает узников, и еще больше разгневался на нее, тем более что и прежде он был раздражен на святую за ея отказ вести с ним супружескую жизнь, и много ей за то досаждал. А о делах Анастасии он узнал от сопровождавшей ее рабыни; эта вероломная женщина рассказала ему все.

Жестоко избив Анастасию, беззаконный муж ея заключил святую в отдельной комнате, приставив к ней стражу, так что она не могла выйти из комнаты. И скорбела духом святая, об узниках за Христа, что не посещает их, не служит им, не снабжает их всем нужным. Особенно же болело сердце Анастасии по учителе ея святом Хрисогоне, что не видит она его. Уже два года святой Хрисогон претерпевал много различных мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Анастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая в заключении и под бдительным надзором, она не могла навещать своего учителя.

Особенно стал притеснять Анастасию ея муж, когда умер отец сей благочестивой жены, Претекстатъ; все значительное имение Претекстата перешло по наследству к Анастасии, как к единственной дочери, ибо у него не было больше ни детей, ни родственников. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за ея несогласие к его плотским желаниям, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все ея имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Это известно из письма ея, тайно написанного ею Хрисогонy и посланного чрез одну старицу. Вот это письмо: "Святому исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии". "Мой отец был идолопоклонник; но мать моя Фавста жила всегда чистою и благочестивою христианскою жизнью. И она сделала меня христианкою с самых младенческих пелен. После ея кончины, я приняла на себя тяжкое иго супружества с язычником. Но, по милосердию ко мне Бога, я успешно уклонялась от ложа его, притворяясь больною, и теперь во дни и в ночи объемлю стопы Господа моего Иисуса Христа. Муж же мой с недостойными скверными идолопоклонниками растрачивает мое наследие, похваляясь богатством моим, как бы своим; а меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, он томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою. Конечно, я должна радоваться, что, пострадав за Господа, умру исповедуя Его; но я глубоко скорблю о том, что вижу, как все мои богатства обещанные Богу, расточаются руками людей нечестивых, и богопротивных. Поэтому прошу тебя, человек Божий, помолись прилежно Владыке Христу, чтобы Он мужа моего или оставил живым, если ведает, что тот когда-нибудь уверует, или, если он будет все продолжать пребывать в неверии, то да повелит ему выйти из среды живых и дать место тем, кто чтит Бога. Лучше ему умереть, чем не исповедывать Сына Божия и препятствовать тем, кто исповедует Его. Призываю Христа во свидетели, что, если я буду свободна, то проведу жизнь мою в служении святым и буду прилежно о них заботиться, как я уже и начала делать... Спасайся, муж Божий, и помилуй меня".

На это письмо к святой Анастасии пришел такой ответ: "Хрисогон-Анастасии. К тебе, смущаемой бурею и волнениями мира сего, скоро придет Христос, ходящий по водам, и единым словом Своим утишит вздымающиеся на тебя ветры наветов вражьих. Находясь посреди возмущенного моря, терпеливо ожидай Христа, Который придет к тебе, и неустанно взывай словами пророка: "что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? уповай на бога; ибо я буду ещё славить его, спасителя моего и бога моего.(Псалом 41, ст. 6.)" Ожидай от Бога двойного воздаяния. Ибо тебе будет возвращено и временное наследство и даровано будет небесное: Господь затем по временам попускает злое и замедляет свои благодеяния, чтобы мы не воздремали в без опасности. Не смущайся, когда видишь, что 6еды постигают людей, живущих в благочестии. Господь не отвергает тебя, но испытывает. Знай и то, что не прочна защита, подаваемая рукою человеческой, по слову Писания: " проклят человек, который надеется на человека и Благословен человек, который надеется на Господа (Кн. пр. Иеремии, гл. 17, ст. 6). Крепко и бодро охраняй себя от всех грехов и ищи утешения от Единого Бога, соблюдая святые заповеди Его. Скоро вернется к тебе мирное время. Как после ночной тьмы возсиявает светозарный день, и как после жестокой зимы наступает теплая весна, так придут к тебе золотые и ясные дни, и тогда ты подашь всем страждущим ради имени Христова временное утешение, а сама, несомненно, сподобишься вечного блаженства... Спасайся о Господе и молись обо мне".

Вскоре Анастасии суждено было испытать от безжалостного нечестивого мужа своего новые смертельные обиды, и она опять написала святому Хрисогону письмо. Вот что было написано в нем: "Исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии. Помяни меня и помолись за меня, чтобы Господь, по любви к Коему я терплю муки, о которых разскажет тебе посланная к тебе старица, принял мою душу".

Святой отвечал ей: "Хрисогон-Анастасии. Свету всегда предшествует тьма, и после болезней часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь. Один и тот же конец для всякого, как для счастливца, так и для страдальца, чтобы скорбящими не овладевало отчаяние, и чтобы в радости люди не предавались самомнению. Одно море, на котором пускаются в путь челны жизней наших, и с единым Кормчим души наши совершают свое плавание. Корабли одних болъе крепки и без вреда проходят чрез волнения, а у других-утлые челны, которые и в затишьи близки к потоплению. Близко время гибели тех, которые не думают придти к спасительному пристанищу. А ты, непорочная служительница Христова, прилепись всею мыслию ко Кресту Христову и приготовь себя к делу Господню; и когда ты послужишь Христу по собственному твоему желанию, то от мучений с торжеством перейдешь в блаженную жизнь ко Христу". Этим письмом святый Хрисогон пророчествовал о скорой гибели жестокого мужа ея Помплия. И действительно, последний вскоре был отправлен в Персию послом к Персидскому царю. Отправляясь в путь, он должен был плыть по морю; корабль, на котором он плыл, во время внезапной бури пошел ко дну и утонул. Так погиб этот окаянный человек. Святая же Анастасия, сохранив свое девство, как птица избавилась от сети ловца.

Вместе со свободой своей она получила и все наследство, оставшееся ей от родителей. И начала она, уже без помехи от кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах. Она служила святым страстотерпцам Христовым не одним только имением своим. Наряду с этим она утешала их, своими благоразумными речами возбуждала их к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа. В то время царь Диоклитиан находился в Аквиле и направлял все свои заботы на то, чтобы ни одному христианину не удалось тайно уйти из его рук. Ему донесли из Рима, что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, несмотря на разнообразные мучения, не отрицаются от своего Христа, и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям. Царь приказал предать всех христиан мукам и смерти, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что, если одолеет его упорство, то легко осилит и прочих христиан.

Когда Хрисогона вели к царю на испытание, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святого мужа, царь начал сперва беседовать с ним, с кротостью увещевая его отречься от Христа.

-"Прими, Хрисогон, мой добрый совет, - говорил беззаконный властитель, - присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбного, полезное вместо неполезного. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великого города Рима". Святый отвечал на это: -"Я познал Единого Бога, и Он для меня дороже всякого света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократ, который говорит о них: "нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы". Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мракъ".

Не мог больше слышать царь таких свободных речей Хрисогона, и повелел воинам взять его и, заведя в пустынное место, отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря, недалеко от жилищ одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни, и трех девиц-сестер телом и духом, Агапии, Хионии и Ирины. Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святого Хрисогона, взял его вместе с усеченною главою, и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома. По истечении же тридцати дней явился ему в видении святый Хрисогон и сказал: -"Знай, что в течение предстоящих девяти дней три живущие близ тебя девицы Христовы будут взяты на мучения. Ты же скажи pa6е Господней Анастасии, чтобы она заботилась о них, возбуждая их к подвигу мужества, пока они не увенчаются мученическими венцами. Будь и ты в благом уповании, что восприимешь сладкие плоды твоих трудов. Вскоре и ты освободишься от здешней жизни и будешь отведен ко Христу с пострадавшими за Него".

Такое же откровение было и святой Анастасии. И вот, вдохновляемая Духом Божиим, она пришла к дому пресвитера которого никогда не знала, и спрашивала у него: -"Где те девицы, о мученической кончине которых ему было открыто в видении".

Потом, узнав место их обитания, она пошла к ним и провела с ними ночь, беседуя с ними о любви к Богу и о спасении души. И своею речью увещевала их мужественно, до крови, стоять за Христа, Жениха их. У пресвитера же Зоила она увидела мощи святого мученика Христова Хрисогона, своего дорогого учителя, и много плакала над ними теплыми слезами, поручая себя его молитвам. Затем она возвратилась в Аквилею.

Вскоре после того предсказание святого Хрисогона пресвитеру Зоилу исполнилось. Этот пресвитер, по истечении девяти дней, перешел к Господу, а святые девы Агапия, Хиония и Ирина были взяты и приведены на допрос к царю Диоклитиану. Долго увещевал он их принести жертву идолам, прибегая то к ласкам, то к угрозам, но не успел в том и, наконец, заключил их в темницу.

Святая же Анастасия, посещая по обычаю своему заключенных, пришла к тем святым девам и утешала их, возбуждая в них упование на неотступную помощь Христову и надежду на славную победу над врагами Господа. Между тем царю надо было, по государственным делам, отправиться в Македонию; поэтому святые девы были поручены мучителю Дулькицию, который их пытал и мучил, а затем передал их на истязание одному комиту, Сисинию. Последний бросил святую Агапию и Хионию в огонь. Здесь они и предали дух свой Богу, оставив тела свои в огне целыми и неповрежденными. А святую Ирину один из воинов Сисиния ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. Чистые тела их взяла святая Анастасия, обвила белыми плащаницами с ароматами и благоговейно положила на избранном месте, ублажая их страдания.

Потом Анастасия стала переходить из города в город и из страны в страну; святая везде служила христианам, содержимым в узах, доставляла на свои средства узникам пищу и питье, одежду и все необходимое и оказывала больным врачебную помощь. Она была отрадою для всех тяжко испытуемых и изнемогающих телом людей, и золотом покупала им облегчение от долговременных тяжких уз. Вот поэтому Анастасия и была названа Узорешительницею, так как своим тайным попечением она многим разрешила узы. Одним она принесла облегчение; другим, врачуя собственными руками, она вылечила от неисцелимых ран, иных, бывших полумертвыми, оживила своим уходом, дав им здоровье и силы на ожидавшие их новые мучения.

Желая помогать больным и несчастным, она выучилась врачебному искусству и сама лечила раненых. Не гнушалась она на руках своих носить тех, которые не могли владеть ни руками своими, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа,-и сама влагала им в уста пищу, поила их, обчищала их гной, обвязывала струпья. И в том только было ея веселье и радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова. Об этом заботилась она всеми силами, к этому стремилась всеми способами и, трудясь в этом деле всею душой, она побеждала природную немощь свою, отличаясь великодушием и мужественностью, любовью к Богу и ближним и заботами о святых страдальцах, которые всегда близки к Богу и о которых она говорила вместе с Давидом: "как возвышены для меня помышления твои, боже, и как велико число их! (Псалом 138, ст.17.)

Будучи в Македонии и занимаясь там обычным своим делом, святая Узорешительница Анастасия познакомилась с одною очень молодою вдовою Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи. По смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Македонии, проводя дни своего вдовства в усердном исповедании христианства и в благочестивых подвигах. Блаженная Анастасия часто жила у той вдовы, любила ее, как верную рабу Христову, и утешалась сладкою беседой с нею о сладчайшей любви к Богу, из-за которой столько святых положили свои души. С течением времени о Феодотии узнали, что она христианка, и честная вдова была схвачена и приведена к царю на допрос.

Когда она стояла на этом нечестивом судилище, один из окружавших царя, именем Левкадий, прельстился ея красотой, так как она была красива и благолепна. Он просил царя не убивать Феодотию, но дать ее ему, чтобы он мог на ней жениться. Царь согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство.

Левкадий взял Феодотию с детьми к ce6е в дом, и чего только ни делал и ни говорил, упрашивая ея, увещевая, лаская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою. Феодотия отвечала ему: -"Если ты хлопочешь, чтобы я была твоей женой, из-за того, что желаешь моих богатств и ИМЕНИЙ ТО я добровольно отдаю тебе все; оставь же меня работать Христу, чтобы мне вместо всех богатств наследовать одного Христа. Если же ты желаешь меня из влечения к красоте моей, и думаешь отвратить меня от моего Христа, то знай, что ты стремишься к невозможному. Ибо легче ты обратишь красоту мою в безобразие и жизнь в смерть, чем отторгнешь от Христа мой ум и вынудишь у меня согласие на брак с тобою".

В то время Левкадию нужно было сопровождать царя, который куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возвращался. Феодотия же, несколько облегченная, служила, вместе со святою Анастасиею узникам, исцеляла больных, погребала мертвых, укрепляла живых к большим подвигам. И вот Диоклитиану снова доносят, что темницы по городам наполнены христианами, и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел умертвить всех заключенных различными казнями, чтобы темницы, освободившись, могли вместить других христиан. Была назначена для того одна ночь, во время которой великое множество мучеников было призвано к немерцающему Дню-Христу Господу. Одни скончались от меча, других потопила вода, некоторых сожгли огненные печи, а других живыми приняли недра земли: глубокие рвы и ямы были наполнены людьми и засыпаны землею и камнями.

На утро христолюбивая и блаженная Анастасия, по обычаю своему, пришла в одну из темниц и, не найдя никого из честных страдальцев, наполнила воздух жалостными криками и рыданиями. Когда случившиеся там воины спросили ее, за чем она так рыдает, она отвечала:

- "Ищу рабов Бога моего, которые вчера были в этой темнице, а теперь - не знаю, где находятся".

Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору. Когда святую привели к игемону, тот спросил ея: -"Ты христианка" Святая Анастасия отвечала: -"Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно". Тогда игемон стал расспрашивать Анастасию об ея происхождении и, узнав, что она из известного римского рода, с удивлением спросил: -"Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда?" Святая отвечала ему: -"Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом". Игемон сказал на это: -"Где тот Христос, Которого ты исповедуешь?" Анастасия отвечала: -"Нет места, в котором бы не было Христа. Он - на небе, в море, и на земли, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними". Игемон спросил: -"Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их". Святая отвечала: -"Доселе они были с нами на земле, живя в тий, теперь же, оставив дольний мир, они на небе и с высоты смотрят на нас. Это блаженство доставила им смерть, принятая за Христа. И я желаю быть в их числе и пойти тем же путем, что и они". Игемон ничего не мог сделать со знатною римлянкою, прежде чем о ней не узнает царь, и потому он, описав все касающееся Анастасии, отправил это в особом донесении Диоклетиану. Диоклетиан знавал родителей Анастасии и мужа ея, равно как и ея самое. Поняв, что она тратит на бедных христиан свое имение, полученное ею от родителей, он приказал привести святую к себе и, увидев ее, стал расспрашивать об ея состоянии, так как больше любил богатство, чем своих богов. -"Где твои богатства, оставшиеся тебе после отца?" Святая мужественно отвечала: - "Если б у меня оставалось еще что-нибудь из сокровищ и имения, которыми бы я могла еще послужить рабам моего Христа, то я не предала бы себя в руки людей, ищущих христианской крови. Но теперь я уже истощила все имущество свое, которое принесла в жертву Христу, и у меня осталось одно лишь мое тело; поэтому я стремлюсь и его принести в дар моему Богу". Видя, как святая свободно говорит, и провидя ея мужество, царь потерял надежду одолеть ея словами и получить что-нибудь из богатств ея, об истощении которых он только что слышал. Он боялся вступать с нею в дальнейшую беседу, чтоб она не пристыдила его своими премудрыми словами, и велел отвести ея к областеначальнику, сказав при этом: -"Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной". Областеначальник ласково спросил святую Анастасию"): - Зачем не хочешь ты принести богам жертвы, как приносил их твой отец; зачем оставила их и почитаешь Христа? Ведь ты не знаешь Его: Он родился среди иудеев и ими же убить как злодей". Анастасия отвечала: -"И у меня в доме были боги и богини, золотые, серебряные и медные. Я видела, как они праздно стояли, служа только седалищем для птиц, жилищем для пауков и мух. Поэтому я бросила богов и богинь в огонь, освобождая их от безчестия, которые им наносили птицы, пауки и мухи. И из огня они вышли у меня монетами золотыми, серебряными и медными. На их деньги я напитала многих голодных, одела нагих, помогла немощным, удовлетворила нуждающихся. И так из тех богов, которые стояли без дела и без пользы, я извлекла пользу для многих". Услышав такие слова областеначальник с яростью воскликнул:

-"Я и слышать не хочу о твоем безбожном поступке". Тогда святая с усмешкой ответила: -"Удивляюсь твоему разуму, судья. Как ты можешь называть мой поступок - безбожным поступком. Если б в тех бездушных идолах было хоть одно чувство или одна какая-нибудь сила, то что помешало бы им освободиться из рук разрушителей их, или отомстить разрушителям, или, наконец, кричать и просить помощи от вас? А они даже не знают сами о себе, не знают, что с ними делается". Прерывая речь святой, судья сказал: -"Божественный царь наш повелел тебе - отложив все лишние разговоры, сделать одно из двух: или согласиться на жертвоприношение богам или погибнуть злою смертью".

Святая отвечала на это, что умереть за Христа не значит погибнуть, но - войти в жизнь вечную. Увидев, после долгого разговора, что святая непреклонна, областеначальник доложил об этом царю. Диоклетиан в великом гневе стал раздумывать, что бы сделать со святою Анастасиею. Кто-то из приближенных посоветовал царю передать ее Ульшану, жрецу Капитолискому, чтобы он уговорил ее отречься от Христа, или принудил муками, или, если она не покорится, казнил бы ее смертно, и если после нее останется какое имущество, взял бы его в Капитоли. Этот совет понравился царю, и он передал святую Анастасию Ульшану, верховному жрецу всех богов.

Ульшан с честью привел ея к себе в дом, рассчитывая уловить ее скорее лестию, чем угрозами. После долгих ласковых уговоров он предложил ей на выбор противоположные предметы, заключавшее в себе все великолепие мира и всевозможные орудия мучений, разместив все это друг против друга: с одной стороны драгоценные камни, а с другой обоюдоострые мечи; здесь-золотые ложа, украшенные драгоценной хрустальной отделкой, а там-железные раскаленные одры, наполненные горящими угольями; здесь- монисты, серьги, разные золотые и жемчужные уборы, а там оковы, вериги и железные узы. Здесь светлые зеркала и всевозможные женские наряды, а там железные гребни и рогатины, назначенные для того, чтобы рвать тело. С одной стороны драгоценные одеяния, с другой осколки и деревянные опилки, которыми мучители обыкновенно растравляли раны, нанесенные мученикам. К чему поступил так этот коварный и лукавый человек? К чему положил он против предметов роскоши - предметы истязаний и мук, против радующих - наводящие уныние и против ласкающих - предметы ужасные? Для того, чтобы одними прельстить или другими устрашить невесту Христову. Но она ни на что не обращала внимания: не желала она ничего, что грешит, не боялась и не хотела бежать от предметов, наводящих скорбь и уныние, и с большею охотою смотрела на орудие мучительства, чем на женские уборы. Таким образом, с окаянным случилось то, что говорить пророк: коварный жрец, не предчувствуя, устроил все на свое посрамление и стыд; ибо Анастасия показала тогда еще большее мужество и любовь ко Христу, так что обнаружилась вся суетность коварного умысла языческого жреца, и тщетность его лукавства. Когда он сказал святой: "выбери себе с обеих сторон то, что хочешь",-она, посмотрев на разложенные пред нею предметы роскоши и драгоценности, сказала: -"Все это, диавол, твое и работающих на тебя, с которыми ты и будешь предан вечной погибели". Посмотрев же на вериги и орудия мук, святая Анастасия произнесла: -"Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему-Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленного Господа моего, а то ненавижу". Тогда жрец, щадя ее и не теряя надежды, что она изменить свое желание, дал ей три дня на размышление. Но мученица, опечалившись, сказала: -"Зачем отлагать? Отчего ты не хочешь мучить меня теперь же? Ничего другого ты от меня не услышишь, как только то, что я говорю теперь: я не принесу жертвы твоим богам не исполню воли твоей и твоего царя; а принесу жертву хвалы Царю веков. Единому безсмертному Богу моему, за Которого я полагаю мою душу. Мучения же, которыми ты грозишь, презираю, так как ничего не желаю приобрести, как только одного Христа, в Котором жизнь вечная". Жрец спросил ее: - "Неужели и ты избираешь себе смерть, подобную Христовой?" Мученица, услышав о смерти Христовой, исполнилась радости и сказала; -"Аминь, аминь! да будет так со мною, Христос, Царь мой!" Жрец спросил: -"Что значить это слово - "аминь"? Святая отвечала: -"Ты не достоин ни понимать, ни произносить это слово. Никто из разумных людей не вливает драгоценное миро в гнилой сосуд". Тогда Ульшан приказал отвести святую Анастасию на три дня к знакомым ей женщинам, бывшим когда-то ея соседками и подругами, чтобы они уговорили ее вернуться к отеческим богам. Чего только ни делали те лукавые и нечестивые женщины! Каких советов, каких ласковых и приятных для женщин слов не нашептывали они Анастасии, напоминая ей о красоте и сладости мира! Но святая была как глухая, которая не слышит, и как немая, не отверзающая уст своих. В те три дня она не приняла ни пищи, ни пития в уста свои, но непрестанно в сердце своем взывала к Жениху своему Христу. Через три дня верховный жрец Ульшан, видя, что святая Анастасия была тверда в исповедании веры, как столп непоколебимый и гора неподвижная, осудил ея на муки. Но сперва этот окаянный человек, уязвленный ея красотою, желал осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему голову и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи. Он приказал нести себя в идольский храм, надеясь получить помощь от тех, кому служил, но, вместо помощи, получил больший вред, и вместо жизни - смерть; ибо он изверг свою злобную душу и переселился к своим богам - в ад. Слух об этом чуде распространился среди многих, а святая мученица Анастасия осталась свободною. Выйдя оттуда, она отправилась к вышеупомянутой духовной сестре своей Феодотии, все еще пребывавшей в доме градоначальника Левкадия, и рассказала ей подробно обо всем, что она претерпела, и о том чуде, которое чрез нее совершил Бог, показав над ней милость Свою. Вскоре после того возвратился и Левкадий из Виеинш. Он опять принялся за старое и по прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотию к двум беззакониям - поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в постыдный и ненавистный для нее брак. Наконец, истощив все свои усилия и видя, что ни в чем успеть не может по причине пребывания здесь Анастасии, жестокий воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а Феодотию с ея детьми послал связанной в Виеишю к аноипату Никитию, рассказав ему в письме все касающееся Феодотии. Когда блаженная Феодотия была приведена к этому проконсулу, то последний, при допросе, стал грозить ей муками. На это старший сын Феодотии, по имени Евод, небольшой мальчик, сказал проконсулу: -"Мы, судья, не боимся мук, которые дают телу нетление, а душе безсмертие. Боимся же мы Бога, Который может и душу и тело погубить в геенне огненной". Судья, услышав такие речи, приказал тут же, при матери, бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое страдание. После этого истязания Феодотию отдали одному безстыдному человеку, по имени Гиртаку, чтобы тот осквернил ея. Но едва тот, приблизясь к целомудренной рабе Божией, хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящего возле нее светлого юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в лицо так сильно, что он был окровавлен. Это чудо ясно видел и аноипатъ; но вместо того, чтобы познать Бога, хранящего чистоту целомудренных он обезумел еще больше, приписывая это чарам волхвования. Он велел разжечь как можно жарче печь и бросить в нее мать с тремя детьми. И святая Феодотия с благословенными плодами чрева своего сделалась жертвою благоприятною Богу: она скончалась в огне. В это время святая Анастасия содержалась в оковах у иллиршскаго игемона. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и сказал ей: - "Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твое и сделай меня наследником твоего имения. Сделав так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из наших рук, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу". Премудрая Анастасия благоразумно ответила на это: - "Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим? Кто будет настолько не рассудителен, чтобы дать тебе, утопающему в роскоши и живущему в сладостях и в самоуслаждении, пищу нищих? Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в темницу, тогда я сделаю для тебя, как надобно, все повеленное нам Христом: напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное". Разгневался игемон на эти слова и в ярости повелел заключить святую в мрачную темницу и морить ее тридцать дней голодом. Но она питалась надеждою своею - Христом Господом: Он был ей сладкою пищею и утешением в скорби. Всякую ночь являлась ей святая мученица Феодотия, наполняла радостно ея сердце и укрепляла ее. Анастасия о многом говорила с блаженною, о многом расспрашивала ее. Между прочим, она спросила ее: -"Как ты приходишь ко мне по смерти?" Феодотия объяснила ей, что душам мучеников дарована от Бога особая благодать, чтобы и по своем отшествии от земли, они могли приходить, к кому пожелают, беседовать с ними и утешать их. По истечении тридцати дней, игемон, видя, что Aнacтacия не изнемогла от голода, и остается здоровой и светлой лицом, разъярился против стражей, думая, что они доставляли ей пищу. Наконец, он приказал посадить ее в более крепкую темницу, запечатал вход в нее своею печатью и, приставив самую верную стражу, морил святую Анастасию голодом и жаждою еще тридцать дней. И святая мученица за это время день и ночь питалась одними только слезами и усердно молилась Богу. По истечении других тридцати дней, игемон вывел Анастасию из темницы и, увидев, что она опять не изменилась лицом, осудил ее на смерть вместе с другими приговоренными к казни за различные злодеяния. Всех их определено было потопить в море.

Среди приговоренных был один благочестивый муж, именем Евтихианъ; лишенный ради Христа всего своего имения, он осужден был на ту же смерть. И вот их всех посадили на корабль и отплыли с ними в море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку, нарочно для того приготовленную, и поплыли к берегу. И когда корабль уже должен был погрузиться, внезапно находящееся на нем увидели святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу, которого он вскоре и достиг. Все осужденные, видя свое спасение от потопления, изумились и, припав к ногам двух христиан Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить их в веру Христову.

Выйдя на берег неврежденными, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать. Игемон, вскоре узнав об этом, разгневался и издал приказ схватить их и казнить всевозможными казнями, мученицу же Анастасию растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так блаженная Узорешительница совершила страдальчески свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к желанной небесной свободе. Честное же тело ея, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь, на защиту и спасение городу, во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом, во едином Божестве прославляемого во веки. Аминь.

Память святой Анастасии совершается 22 декабря, по новому стилю - 4 января. Считается покровительницей заключенных.

Неподалеку от города Салоники в живописной гористой местности Халкидики находится один из древнейших православных монастырей. Он был основан в честь святой Анастасии Узорешительницы в 888 году царицей Феофанией, также прославленной в лике святых. Она повелела принести в обитель святые мощи Анастасии.

Святые покровители носящих имя Анастасия

Святая преподобномученица Анастасия Римляныня, Солунская
Дни памяти установлены Православной Церковью 29 октября/11 ноября и 30 октября/12 ноября.
Молитва перед иконой Анастасии Римляныни Солунской (Фессалоникийской) помогает, когда необходимо восстановить свою веру в минуту печали, скорби, колебаний, а также обращаемся к ней как к заступнице перед Богом и Царицей Небесной в случаях терзающих душу прегрешений перед Богом. Она поможет в случаях болезни суставов и позвоночника, женских заболеваний, со всеми проблемами все Анастасии могут прибегать к ней.
Анастасия Патрикия, Александрийская, пустынница Однажды авва Даниил у входа в пещеру, где он оставлял хлеб и воду каждую неделю, увидел послание, написанное на черепке. Прочитав его, он ушел, но вскоре вернулся со свертком одежды, вместе с ним пришел инок. Пройдя внутрь пещеры, инок увидел в ней мужчину, который был уже при смерти. Даниил исповедал и причастил его, и когда тот умер, попросил инока переодеть усопшего брата. Только после похорон инок спросил Даниила, знал ли тот, что умерший брат был женщиной. Тогда авва открыл ему тайну, которую он хранил 28 лет. Именно столько прожила в пещере патрицианка Анастасия. Будучи молодой, она овдовела и приняла решение уйти в монастырь. Основав собственную обитель, бывшая аристократка посвятила себя служению Богу. Но через несколько лет спокойной жизни, она узнала, что ее разыскивает император Юстиниан. Овдовев, он решил найти нравившуюся ему раньше Анастасию. Женщина не захотела становиться его женой, и что бы избежать принуждения, обратилась за помощью к авве Даниилу. Тот переодел ее в мужскую одежду, сказав, что теперь ее имя будет Анастасий. Старец отвел ее к пещере и запретил выходить из нее и кого-либо пускать внутрь. Сам он тоже не заходил к Анастасии, только оставлял у входа в пещеру пищу и воду, до тех пор, пока не увидел послание. В нем Анастасия сообщала, что скоро умрет. Мощи преподобной Анастасии в настоящее время находятся в Константинополе.

Анастасия Римская, мученица


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 15/28 апреля.
Святые мученицы Анастасия и Василисса жили в Риме в I веке. Пострадали за Христа в правление императора Нерона, который устраивал жестокие гонения на христиан. Подвиг девушек состоял в том, что, несмотря на преследование, они подбирали тела казненных христиан и предавали их честному погребению. После доноса императору о их деяниях были заключены в темницу и преданы суду. Обе девушки остались верны своему Господу, мужественно претерпели все мучения и были казнены.
Икона Святой мученицы
Анастасии Римской
Россия. XXI век. Иконописная мастерская «Создавая наследие»

Анастасия Узорешительница, Римляныня, Иллирийская, великомученица Святая Анастасия жила в конце второго - начале третьего века. Пострадала за христианскую веру в период правления императора Диоклитиана. Родилась она в семье отца язычника и матери, которая тайно исповедовала христианство. Мама отдала маленькую девочку Анастасию для обучения известному своей ученостью святому Хрисогону, он обучил ее Священному Писанию и Закону Божию. В обучении Анастасия показала себя прилежной ученицей, учитель отмечал ее мудрость и чистоту помыслов. После смерти матери, как святая Анастасия не противилась этому, отец выдал ее замуж за язычника. Но святой Анастасии хитростью удалось соблюсти себя в чистоте. Тайно от мужа она в одежде нищенки посещала темницы, где помогала заключенным христианам, она кормила их, омывала их раны, утешала тех, кто нуждался в утешении. Когда муж Анастасии узнал об этом, то запер ее в комнате и на входе поставил стражу, святая Анастасия скорбела о том, что больше не может помогать христианам. А когда умер отец Анастасии, ее муж задумал извести ее, чтобы завладеть богатым наследством. Она писала своему учителю в темницу о том, что муж так томит ее из-за того, что она противится языческой вере, что в пору умереть. Святой Хрисогон поддерживал дух Анастасии, говоря, что свету всегда предшествует тьма, и предрек скорую смерть ее мужа. И, действительно, вскоре в одной из посольских поездок, корабль, на котором был муж Анастасии затонул, все пассажиры погибли. Получив наследство отца Анастасия употребила его на помощь заключенным христианам, покупку одежды, еды, лекарств. После казни святого Хрисогона, проводив его в последний путь, Анастасия отправилась странствовать, чтобы везде помогать заключенным в темницы христианам. Получив от Господа дар врачевания, она лечила их раны, кормила, утешала. Очень многих людей она освободила от уз отчаяния, страха, боли и беспомощности, поэтому и названа была Узорешительница. О христианке Анастасии стало известно властям, она была взята под стражу и заключена в темницу. Император Диоклитиан пытался обратить ее в языческую веру, но святая Анастасия выбрала страдания и смерть за Христа. Много чудесных явлений произошло с момента ее взятия под стражу и до ее смерти, люди, видевшие эти чудеса, приняли христианскую веру.

В помощь православным христианам дается множество средств. Так, важной частью духовной жизни является почитание икон. Икона - это образ, который относит наш ум к первообразу, к святому, Господу, Богородице. Молитвы перед чудотворными иконами поистине творят чудеса , чему есть множество свидетельств верующих христиан. Так, одной из очень почитаемых является икона святой Анастасии Узорешительницы. Кому она помогает и когда нужно перед ней молиться?

Помощь святой Анастасии

Святая Анастасия - мученица первых веков христианства, которая пострадала от жестоких гонений императора-язычника Диоклетиана. Родилась она в Риме, в семье отца-язычника и матери, которая была тайной христианкой. Именно мать и посадила в душе дочери зерно истинной веры, которое со временем дало свои плоды.

Великомученица Анастасия

Получив хорошее образование, Анастасия прослыла как умная и благочестивая девушка. У нее был духовный наставник, правденик Хрисогон, который поддерживал стремление своей ученицы к христианскому благочестию. Однако отец праведницы решил выдать ее замуж за язычника. Но мученице удалось сохранить чистоту даже в браке, ссылаясь на неизлечимую болезнь, которая препятствовала супружеской жизни.

Во времена императора Диоклетиана римские тюрьмы были переполнены христианами, поскольку истинная вера в Бога жестоко преследовалась. Анастасия выбрала для себя высокое служение - она тайно пробиралась в тюрьмы, где по мере сил помогала и поддерживала узников. Она их кормила, лечила, обрабатывала их раны после пыток и истязаний. Но самое главное - она поддерживала заключенных в стоянии за веру и Христа. Благодаря ей множество мучеников того времени получили облегчение в своем тюремном заточении.

Читайте о молитвах о заключенных:

Интересно! Умерла святая Анастасия тоже как мученица, будучи казненной за свою веру и помощь другим последователям веры Христовой. С тех пор она предстоит перед Престолом Божиим и возносит к Нему наши молитвы, помогая всем верующим, как и при своей земной жизни.

Молитва перед иконой святой Анастасии Узорешительницы помогает:

  • переносить тяготы заключения осужденным в тюрьме;
  • обрести уверенность и силы перед судом;
  • избежать несправедливого осуждения;
  • не потерять веру в самых сложных жизненных ситуациях.

Поскольку в своей земной жизни угодница Божия много помогала заключенным, перед ее иконой принято молиться о тех, кто отбывает сроки в местах лишения свободы. Особым почетом ее образ пользуется у верующих заключенных, в каждой тюремной церкви служат ей молебны.

Как правильно молиться перед иконой святой Анастасиии Узорешительницы

Пожалуй, самый важный момент, который стоит понимать - помогает вовсе не икона. Не доска с краской или бумага с печатью творят чудеса, исцеляют и приносят помощь. Все это дает нам только лишь Господь Бог по своей великой любви к каждому грешному человеку.

Икона - это образ праведника, которому мы молимся. Это помощь нашему уму, который распыляется на все земное даже в молитве. Глядя на образ, человеку проще сосредоточиться на главном и не отвлекаться. Поэтому не стоит наделять православные иконы какими-то волшебными магически свойствами. Образ угодника в нашей церкви почитаем, но именно потому, что он несет изображение человека, который пребывает с Богом в лучшем мире. Именно личность прославленного праведника имеет значение, а не факт нанесения изображения на бумагу или дерево.

Икона Святой Анастасии Узорешительницы

Кроме того, совершенно бессмысленно молится перед иконой, не имея веры в Бога. Святая Анастасия не сможет помочь человеку, который обращается к ней за помощью в мирских делах, совершенно забывая об Отце Небесном. Такое часто встречается в сегодняшней жизни - люди бегут к Божьим угодникам, как к неким волшебникам, способным исполнить то или иное желание.

Приступать к образу Анастасии Узорешительницы нужно с твердым упованием на Промысел Божий и с чистым сердцем. Тогда она обязательно услышит и поможет. Если человек находится в заключении справедливо и несет наказание за действительно совершенное зло - нужно каяться и просить у святой помощи в искуплении греха.

Важно! Совершенно недопустимо стоять перед иконой и просить помощи в каком-то нечестивом деле, например, в сокрытии своей вины и желании уйти от заслуженного наказания.

Если человек ищет Божьей помощи нечестно, обманывая других людей, причиняя им вред - такая помощь никогда не придет. Более того, такой человек еще сильнее отяготит свою душу грехом, поскольку просить Бога помочь в злом деле - это кощунство.

Где лучше молиться перед иконой Анастасии Узорешительницы - дома или в храме?

Большой разницы нет, где припадать к образу, если человек делает это с верой. Другой вопрос, что для верующего христианина посещение церкви - неотъемлемая часть духовной жизни. И если жизненные обстоятельства сложились так, что нужна помощь святой Анастасии, то, конечно же, без посещения храма не обойтись.

Читайте о церковной жизни:

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

Найдя в храме икону Анастасии, можно купить свечу и поставить на подсвечник. Можно также приложиться к святыне и помолится своими словами, рассказать свою беду и попросить помощи и утешения. Кроме того, можно заказать молебен именно этой святой, на котором желательно присутствовать лично.

Помимо посещения храма, можно просить помощи у иконы Анастасии Узорешительницы и дома. Для этого нужно стать перед домашним иконостасом , где есть и образ любимой святой, и попросить ее о помощи. Следует не забывать, что помогает Анастасия Узорешительница не сама собой, а только лишь путем ходатайства за каждого человека перед Богом. Поэтому важно, чтобы в домашнем иконостасе помимо икон любимых праведников на первом месте были иконы Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Девы Марии.

Кроме того, всегда можно взять небольшой образочек с ликом Божьей угодницы с собой в дорогу, или отправляясь, например, в суд. Если человек готов переносить трудности, отдав себя в руки Божьи и всецело предавшись Его воле, то помощь святой обязательно будет, и человек это почувствует.

Видео о житии Анастасии Узорешительницы.