Вопрос священнику. Молитвенное правило

Количество записей: 775

Олег

Олег, само слово "акафист" обозначает песнопение, которое совершают стоя. Если уж трудно стоя, то хотя бы – на коленях. Сидя читать акафист как-то уж совсем неприлично. Хотя, когда нам будет лет по сто, Господь, думаю, глядя на нашу дряхлую немощь, простит и это – лишь бы молились.

игумен Никон (Головко)

Слава Богу за все! Грешный и окаянный, мечусь в жизни от своих поступков и мыслей. Пытаюсь выполнять Богородичное Правило. Можно ли читать после него пятичисленные молитвы без благословения духовника или священника, или как его получить? Спаси Вас Господи!

Борис

Борис, без благословения духовника нельзя налагать на себя исполнение молитвенного правила, кроме совершения утренних и вечерних молитв. Попросить благословения можно на исповеди в храме, и лучше у священника, который Вас уже знает. Там же надо искать помощи Божией, чтобы не "метаться от поступков и мыслей". Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! У нас сложная ситуация сложилась - у мужа рухнул бизнес, партнеры отвернулись, контракты сорвались. Он постоянно пытается наладить контакты, наладить свое дело, но как отрезано. Никаких источников дохода нет. Сердце сжимается смотреть на него! У меня - проблема устроиться на работу, хоть у меня и 2 высших образования, внешность хорошая. Уйму резюме отослала, одни отказы, не пойму, почему. Мы в отчаянии. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Кому молиться? Что читать? Заранее спасибо за ответ!

Дарья

Дарья, ну, что же Вы обратились к молитве, когда стало плохо? Ведь мы должны молиться постоянно. Да и потом, искушения бывают и у очень верующих людей, людей, которые и молятся постоянно – такова уж жизнь, таков наш мир. Но через искушения мы познаем волю Божию, а замаливать Бога, чтобы поскорее Он дал нам обратно то, что у нас пропало, неправильно. Настоящие христиане понимают, что жизнь с Богом совсем не обязательно должна быть такой, что у тебя все будет, даже напротив! Посмотрите, каков был Спаситель во время Своей земной жизни? По сути – бедный человек, не имеющий ничего, вплоть до полной нищеты. А Его ученики? Такие же. Бедные рыбаки, очень простые и незнатные люди. А те христиане, что во все века потом шли за Христом – не раздавали ли они сознательно все свое имение? Не жили ли сознательно в нищете, ясно понимая, что настоящая жизнь ждет их впереди, за пределами этой земной жизни?! Да, именно так они и жили. Жить с Богом, Дарья, это не просто, это большой труд и терпение. Поэтому и Вы старайтесь молиться Богу не только, когда Он посещает Вас скорбью, чтобы Вы еще и еще разок задумались о бренности этой жизни, но и на всякий день и час. Не забывайте Его в молитве, не забывайте Пресвятую Богородицу, святителя Николая и всех тех святых, которых Вы особенно любите и почитаете, которые уже не раз помогали Вам. И да подаст Вам Бог все, что нужно для жизни: будет ли это богатство – пусть будет так, будет ли это скудость – и это понесем с благодарностью, так как дается это нам на благо. Господь не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и умер праведником. И потому часто бывает так, что Он избавляет нас от всего вредного для наших душ, всего того, что мы стяжали и к чему прилепились в той жизни, когда мы жили без Него, словно говоря нам: "Если уж ты просишь меня в своих молитвах, чтобы Я спас тебя, то терпи, Я буду спасать тебя!" Смиритесь с промыслом Божиим и ищите спасения своей души, а все нужное для жизни у Вас будет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Переехала в другой город и решила начать новую жизнь, но обстоятельства сильнее? и ничего не получается. Хожу в церковь постоянно, благодарю и прошу о помощи, но все идет наперекосяк. Стоит ли бороться, или нужно смириться и успокоиться? Просто, когда я начала все это, мне казалось, что Господь на моей стороне, а сейчас мне кажется, что все отвернулись от меня. У меня часто случаются срывы и приступы гнева, и я прошу об одном: дать мне силы принять все происходящее, но не могу. Я ничего плохого никому не делала, по крайней мере, специально, научилась прощать завистников, и тех, кто причинял мне боль, но жизнь никак не складывается. Мне скоро 23 года, а я ни с кем даже не встречалась, и уже совсем отчаялась обрести свое женское счастье. Как быть, если не могу с этим смириться и все равно надеюсь на хорошее?

Екатерина

Екатерина, к хорошему нужно стремиться. Руки опускать нельзя, нельзя отчаиваться. Бог испытывает Вас, проверяет Ваше терпение, Вашу решимость. Святые отцы говорят: надо немного пождать пока Бог все устроит, не надо торопить Его. Бывает, мы бьемся, бьемся, - и ничего, а как только мы смиряемся, оно само идет к нам, и еще лучше, чем мы ожидали. Вы требуете от Бога - но так нельзя. Мы молимся, просим, и ждем, и надеемся. Бог нам дает в жизни то, что нам полезно, если это нам во вред - не дает нам. Читайте молитву оптинских старцев - она очень хорошая. Вы смиритесь, успокойтесь, но молитву не оставляйте. Как сказано в Евангелии, "просите, и получите, стучите, и отворят вам". Екатерина, я думаю, Бог вас услышит – даст Вам женское счастье. Пошлет Вам жениха, даст возможность обрести семью. Главное - верить, что в свое время все будет, а я думаю - обязательно будет!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли читать молитвы утренние и вечерние, сидя за столом или на коленях, опершись о кровать? Обязательно нужно стоя?

Наталия

Наталия, Можно, конечно. Если Вы устали, плохо себя чувствуете, но не оставляете молитвы, Господь сугубо воздаст Вам. Укрепи Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Недавно скачал в свой смартфон молитвослов с утренним и вечерним правилами - очень удобный интерфейс, автоматическое переключение правил в зависимости от времени суток. Нет ли чего-то предосудительного в чтении молитв с экрана телефона?

Дмитрий

Дмитрий, никакой разницы нет, читаете ли Вы с листа, или с экрана. Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый вечер. У меня маленький ребенок (2 годика), за последний год с небольшим мы были в больнице на стационаре 10 раз, в настоящее время малыш находится в реанимации. Я не могу сказать, что мой ребенок болезненный, но через каждый месяц мы заболеваем так, что без больницы не можем обойтись. Реакция на прививку, хирургическое вмешательство, невыясненные приступы - вот наши диагнозы. Чувствую, что все дело не в состоянии его здоровья. Ребенок крещеный. У меня впечатление, что его или сглазили, или прокляли, или еще что-то подобное... Я заказывала сорокоуст о здравии в трех церквях, ходили к иконе Пантелеймона Целителя в нашей церкви, сейчас опять заказала сорокоуст о здравии. Хочу спросить - что можно сделать, чтобы защитить моего малыша от каких либо козней людских извне? От зависти, от ненависти? И еще. Дело в том, что ребенок рожден вне брака, его отец женат на другой женщине и он изначально не хотел рождения моего малыша. Было много проклятий в мой адрес и в адрес ребенка. Прошу помощи и совета от Вас.

Оксана

Дорогая Оксана, причину нездоровья Вашего ребенка заочно я не могу определить, но могу посоветовать, кроме обязательного врачебного лечения, регулярное причащение Святых Христовых Таин, совместную ежедневную молитву вместе с ребенком, ежедневное натощак употребление святой воды и просфоры. Заказывать сорокоусты, конечно, хорошо, но намного важнее Ваша личная молитва и приучение к молитве ребенка. Что же до сглаза и прочего, то просто выкиньте это из головы, демоны верующему человеку не могут причинить вреда, а уж один человек другому вообще подобного вреда не может нанести. Все это суеверие!

протоиерей Андрей Ефанов

Скажите, пожалуйста, как правильно надо читать молитвы, если я к утренним и вечерним хочу добавить молитву к Господу Иисусу Христу, Феодоровской Божьей Матери, Богородице "Семистрельной", Матроне, Петру и Февронии и каноны и акафисты. В какой последовательности должны проходить молитвы, и перед утренними и вечерними или после?

Дарья

Дарья, утром сперва всегда читаются утренние молитвы, потом по иерархии: молитвы, каноны, акафисты и т. д. Спасителю, потом Божией Матери, потом святым в таком порядке: великомученикам, мученикам, преподобным, блаженным, праведным). В вашем случае - сначала Петру и Февронии, потом Матроне. Но мне кажется, что-то много обязательств Вы на себя наложили, может быть, чередовать: один день каноны, другой день акафист, третий день молитвы Спасителю, Божией Матери и Святым? Думается, Вам так легче будет. Вечером вечерние молитвы всегда читаются в конце последними.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! В скором времени собираюсь поменять работу. Подскажите, пожалуйста, какому святому нужно молиться о том, чтобы все сложилось благополучно на новом месте? Заранее спасибо за ваш ответ.

Елена

Елена, молитесь тому, кого больше всего любите и почитаете, кто уже много раз помогал Вам. Но не забывайте в молитвах и о Пресвятой Богородице, и о Самом Спасителе. Молитесь им обязательно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста! Месяц назад я нашла русский сайт, где можно было оставлять записочки и просьбы ко всем святым: Николаю Чудотворцу, Серафиму Сарафскому, Матроне Московской. К сожалению, я потеряла этот сайт. Может, Вы знаете похожий официальный сайт, напишите мне пожалуйста, на мой емеил. Спасибо Вам заранее! Храни Вас Господь!

Людмила

Дорогая Людмила, из тех сайтов, на которых можно подавать записки я могу точно назвать "Поминовение": http://pominovenie-iv.narod.ru/ и "Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца во Владимире": http://stgeorgy.ru/ , так как они создавались при моем участии и я лично знаю священников, которые молятся по запискам, и администраторов проектов. Может быть, администрация сайта подскажет Вам и другие проекты.

протоиерей Андрей Ефанов

Добрый вечер! У меня такая проблема: встречаюсь с парнем, все нормально, но у меня постоянно присутствует чувство обиды на него. Дело в том, что он мне полгода назад сказал, что не знает, есть ли у него ко мне чувства, что ему надо подумать. А потом и вовсе предложил расстаться. Потом через какое-то время познакомился с девушкой, начал с ней общаться, гулять, и даже бывать в тех местах, которые известны только нам с ним (природа). Но потом он как-то перестал с ней общаться и снова пришел мириться ко мне, говорил, что ему плохо без меня, что я ему нужна. Я решила его простить, это было в сентябре. Но простить толком не получилось. Постоянно вспоминаю это, мне неприятно ужасно, кажется, что такое может повториться. Как можно избавиться от этой обиды? Какими молитвами?

Ирина

Ирина, порой, чтобы понять, что тебе кто-то дорог, необходимо сначала потерять связь с этим человеком. Прочитайте евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 11-32), там это показано - сын ушел из семьи и только на чужбине осознал, как он любит своего отца. Постарайтесь простить и дать своему молодому человеку второй шанс.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Когда я была еще в начальной школе, моя руководительница по вокалу пригласила меня в воскресную школу. Я ходила, мне очень нравилось. Мои родители были рады этому. При коммунизме они в церковь не ходили, а сейчас стараются придерживаться всех правил. Меня приучают к тому же. Но в последние полгода на меня нашло страшное уныние. Я не хочу ходить в церковь. Чтение молитв не доставляет мне былого удовольствия. Я вообще во многом разочаровалась. Я потеряла смысл. Я просто живу. Раньше одни только мысли о Боге меня окрыляли. Я была по-настоящему счастлива. Я не понимаю, что со мной происходит. Спасибо за совет.

Наталия, 17 лет

Дорогая Наташа, поверьте, это нормально и закономерно – время от времени мы переживаем кризисы. Из этих состояний есть два выхода – сорваться в крутое пике или прийти к новому, более глубокому осознанию своей жизни. Подобные кризисы помогают нам сбросить отжившую кожу иллюзий и еще на один шаг приблизиться к Истине. Я бы посоветовал Вам побольше общаться с мудрыми и опытными людьми, которые вызывают у Вас доверие и говорить о том, что Вас беспокоит. А еще было бы очень здорово, если бы Вы попробовали бы поучаствовать в волонтерском движении, стали бы по мере сил помогать людям (больным детям, старикам, инвалидам и т.п.). Когда видишь благодарные глаза людей, которым твой труду принес облегчение, начинаешь чувствовать, что во всем происходящем есть смысл. Укрепи Вас Господь, Наташа. Не отчаивайтесь! И пишите нам еще.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте. Меня беспокоит сон, который мне приснился под утро. Во сне я выплевывала зубы. В сонниках говорится, это к тяжелой болезни родных или самого, кто видел сон. Я очень верующий человек и знаю, что сны от лукавого. Подскажите, пожалуйста, как справиться с тем, чтобы психологически не думать о плохом? Какие существуют молитвы, которые нужно почитать? В Храм хожу регулярно по воскресеньям на службу. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, для начала выбросьте Ваш сонник. Снам верить нельзя, Вы говорите, что верующий человек, а верите этой ерунде - Вы, видимо, привыкли рассматривать сны и толковать их. Молитв специальных нет, читайте "Отче наш". Поисповедуйтесь. Вы боитесь, наверное, чего-то? Все в жизни принимайте, как от руки Божией, как написано в молитве Оптинских старцев - кстати, хорошо и ее почитать, она успокаивает внутреннее волнение.

иеромонах Викторин (Асеев)

Может ли батюшка крестить ребенка без крестных? И какие слова говорить при исповеди? Я знаю, что постится, молится надо. Прошу прощения, но чувствую неловкость, будто не то сказала.

Алена

Крестный - это восприемник (от святой купели) младенца. Он отвечает перед Богом за духовный рост младенца, молится за него. Можно крестить с одним крестным, для мальчиков обязательно должен быть крестный отец, а для девочек – крестная мать. Мы исповедуемся не по формуле, а по влечению сердца. Исповедь - это покаяние в своих грехах, чтобы очиститься от них и примириться с Богом. Называйте свои грехи на исповеди – то, о чем болит Ваша душа, что плохого Вы сделали в жизни, что Вас, может быть, мучает.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, как молиться, чтобы Бог ответил мне?

Сергей

В церкви так не говорят: "Бог мне ответил". Правильно говорить "услышал". Если хотите, чтобы Бог Вас услышал, - надо и Бога слышать, понимать, чего Он от нас хочет. Надо исполнять заповеди Божии. "Кто творит волю Божию и исполняет Его заповеди, того Бог слышит" и исполняет наши прошения, а если мы не исполняем, то и Бог может нас не услышать, когда мы его о чем-то просим. Надо быть твердым в молитве, иметь терпение, потому что наше прошение может быть долго не исполнено, а может и сразу быть исполнено – смотря о чем просим, как просим, и есть ли на то воля Божия.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Воцерковляться я стала недавно - год назад. Стараюсь читать, смотреть передачи по "Союзу", читаю Библию, вечерние молитвы (утренние не получается пока, т. к. трое маленьких детей). В церковь ходим редко, читаю Детскую Библию, научила детей молитве "Отче наш". Но чувствую, что как-то все сухо, без чувств. Дети, как стих, оттарабанят молитвы. И я сама читаю, потому что "надо". Бываю на Причастии. С мужем повенчались. Ходили к мощам, прикладывались - а для чего, не понимаю, прошу у Господа и веру дать, и любовь. Может, что не так делаю? Или никаких чувств не надо ждать? Подскажите, пожалуйста.

Екатерина

Екатерина, то что вы ходите в церковь, причащаетесь - уже хорошо. Не все сразу, постепенно. Когда молитесь или бываете в церкви, внимательно вникайте в слова молитвы и не торопитесь. А так - все хорошо, Вы правильно делаете, все придет со временем.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, я благодарна Вам за Ваш ответ на мой вопрос. Сегодня хочу вас спросить вот о чем: святые Отцы говорят, что все в жизни происходит по попущению Божьему, в том числе и скорби (либо за наши прошлые грехи, либо для нашего духовного возрастания). Я воцерковлена, регулярно участвую в Таинствах, но совершенно теряюсь, когда случается какая-то скорбь в моей жизни. Я впадаю в уныние и никак не могу понять, что в конкретном случае хочет через эту скорбь мне сказать Бог. Например, близкий, родной человек предал, отвернулся - почему, за что - без объяснений. У меня, естественно, обида, недоумение, словом - СКОРБЬ. Я начинаю его укорять, обвинять, себя жалеть, плакать о загубленной с ним жизни. В такие минуты я ослеплена своими страстями. Я в недоумении: Господь желает своим детям мира, любви, как же Он может попустить нам обижать и обижаться? Я просила Господа научить меня смирению, терпению. Молилась об этой добродетели и преп. Серафиму Саровскому, зная, что ее-то у меня нет. Значит ли это, что мне ожесточенное сердце ближнего, его предательство, отчуждение ПОПУЩЕНО БОГОМ ДЛЯ МОЕЙ ПОЛЬЗЫ? Как мне относится к ближнему, у которого гордыня как стена меж нами, как относиться к ближнему, который избегает меня - не обращать внимания? Как сохранить мир душевный в такой ситуации, особенно в дни говения перед Причастием? Помогите понять, как увидеть, в чем воля Божья для меня в конкретной ситуации? Еще добавлю: я постоянно молюсь Господу, Богородице о мире в семье, читаю Псалтырь, Евангелие за близких, Заказывала Молебен об умножение любви, Сорокоусты, но ничего не меняется, а скорее наоборот. Как мне это понять?Что еще мне сделать, чтоб Господь услышал меня??? Спаси Господи!

Валентина

Вы не правильно понимаете; что-то совершается по волей Божией, что-то по попущению. Больше и внимательнее читайте православную литературу. Бог хочет нам в нашей жизни не счастья телесного, хотя мы не отвергаем это и все желаем его. Мы так часто ищем счастья и не находим, потому что истинное счастье не здесь, а в царстве Божием. Здесь нет счастья настоящего: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, я победил мир». Псалмопевец Давид говорит: "жизнь человека 70, аще в силах 80 лет, и множая их скобь и болезнь". Бог хочет нас спасти, а как нас спасать, когда все мы грешны и подлежим смерти? Не желая нашей смерти, Он не попускает, а посылает нам скорби и болезни: «кого люблю, того наказую». Святые говорят: чтобы быть счастливым, надо много трудиться, много молиться и творить добрые дела. Когда в человека вселяется Дух Святый, у него наступает покой в душе, блаженство. Вы просите у Бога смирения и терпения, вот Он и посылает вам всякое поношение. Верьте, Бог не желает плохого человеку. Стяжайте мир в душе, больше смотрите вглубь себя. Когда мы молимся, просим о чем то Бога, то Он может и не исполнять наше прошение, или медлить, испытывая нас в твердости. Не торопите Бога, молитесь со смиренным сердцем, то что Вы молитесь, уже достижение. Не оставляйте молитву. Бог увидит Ваше усердие, твердость, смирение и, думаю, не оставит Вашу молитву без внимания.

иеромонах Викторин (Асеев)

Геннадий, Новолукомль

Можно ли читать молитвы на русском языке?

Вы ставите очень серьезный вопрос, ответ на который не так прост, как может показаться на первый взгляд. Для человека, глубоко укорененного в православной традиции, представляется немыслимым, как можно обращаться к Богу на современном русском языке. А для человека, только приходящего к вере, церковнославянский язык непривычен и малопонятен. В храме тексты священного Писания читаются на церковнославянском, а в литературе, в проповедях, в письмах и ответах современникам мы чаще всего используем текст синодального перевода Библии на русский язык. Но мы пользуемся им только для того, чтобы яснее донести мысль до современного человека, хотя и этот перевод довольно архаичен. Попутно замечу, что сейчас ведется работа по изданию старообрядческого перевода на русский язык святого Евангелия.

Надо сказать, что церковнославянский перевод Библии и богослужебных текстов — точнее и ближе к оригиналу, чем синодальный перевод. Специалисты в области языкознания говорят о сложности толкования молитвенных формул и невозможности точно передать богослужебную семантику инструментами современного языка.

Замечательная статья о нашем богослужебном языке напечатана в предисловии к «Молитвеннику», изданному старообрядческой митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви (М., 1988 и др. С. 8-9). Там кратко, но по существу раскрывается значение церковнославянского языка и причины, по которым Церковь не может перейти на современный русский язык. Здесь я только процитирую один абзац.

Многовековой молитвенный опыт Русской Церкви показывает, что церковнославянский язык подходит как нельзя лучше для молитвенного общения с Богом. Ведь беседа с Богом — это не беседа с человеком. Поэтому язык молитвы должен отличаться от языка обычной речи. Церковнославянский язык придает молитвам и славословиям возвышенный стиль, отвлекая душу от суетных земных забот и печалей. В этом отношении язык нашего богослужения является неисчерпаемым сокровищем.

Начните молиться по молитвеннику, и Вы увидите, как органично изливаются слова молитвы из сердца.

Богослужебный и современный русский язык близкородственны. Поэтому я бы советовал вам сделать усилие над собой и постараться освоить церковнославянский. Можно порекомендовать следующий учебник: Плетнёва А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык: Учеб. изд. - 5-е изд., стереотипное. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013 - 272 c . Также необходимо пользоваться словарем, хотя не так много церковных слов требует перевода. Далее, читая священное Писание, обязательно обращайтесь к святоотеческим толкованиям. Сравнивайте церковнославянский и синодальный переводы. Это позволит вам понять, что перевод отнюдь не дает полного уяснения смысла. Ведь и апостолам Господь «отверз ум к уразумению Писаний » (Лк. 24:45). Очевидно, что такая работа требует определенных усилий и времени, но она щедро вознаграждается. Вы будете глубже понимать Библию и богослужение. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений », — говорит Господь (6:6).

Могу вам привести пример. В понедельник Святого Духа в храме читаются следующие слова апостола Павла: «…искупу-ю-ще врéмя » (Еф. 5:16). А в синодальном переводе в том же месте читаем: «… дорожа временем ». Согласитесь, что это наставление по-церковнославянски звучит намного глубже и сильнее? И вот его толкование.

«Спросила амма Феодора у архиепископа Феофила: какое значение имеет изречение Апостола: «Искупующе время»? Он отвечал: «Это значит, что вся земная жизнь наша подобна производству торговли. Например: когда настанет время, в которое посыплются на тебя поношения, — ты искупи это время смиренномудрием и приобрети для себя пользу (прибыль). Таким образом, все противное и неприязненное нам может обратиться, если захотим, в пользу нам» (Алфавитный Патерик).

Также порекомендую вам ознакомиться с переводами псалмов, сделанными выдающимся русским ученым-филологом, академиком Сергеем Сергеевичем Аверинцевым (1937-2004). См., например: Избранные псалмы / Перевод и комментарии С.С. Аверинцева. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2005. - 176 с. Эти переводы замечательны тем, что они позволяют донести до современного человека смысл псалмов, во-первых, русским языком (в котором исключены современные слова, варваризмы и заимствования), а во-вторых, таким русским языком, который передает еще и образность оригинала, позволяет прочувствовать строй псалмической речи.

В заключение надо сказать несколько слов о современном русском языке. Это словосочетание часто употребляется для обозначения расхожего языка, исключающего все, что звучит «архаично». «Употребление такого языка», — пишет С.С. Аверинцев, — «создает иллюзию, будто среда, в которой происходит действие, — современность. … Бог приходит к верующему в реальность сегодняшнего дня; но боюсь, что Он не придет в изоляционистское идеологическое пространство, не желающее знать ничего, кроме себя » (указ. соч. С. 148 и 150).

Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?

А почему не может? Если молитвы нет — будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: «А, может быть, твоя усталость от бесов», встает и молится. И у человека силы появляются. Так Господь устроил. Для того, чтобы душа была не пустая и были силы, надо приучить себя к Иисусовой молитве — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную) «.

Как провести день пo-Божии?

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят — с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь,…

Не подумайте, что тут разумеется какое-либо очень высокое, недосягаемое для житейских людей состояние. Нет. Оно точно есть высокое состояние, но достижимо для всех. Ведь и всякий иногда чувствует во время молитвы прилив теплоты и усердия, когда душа, от всего отрешась, глубоко входит в себя и горячо модится Богу. Вот это, по временам бывающее, как бы наитие духа молитвенного, надо довести до постоянного состояния, — и будет достигнут предел молитвы.

Конь может быть и черепом коня. Вспомни вещего Олега, рериховские конские черепа на капище и черепа коней под углами домов и в основании древнерусских валов. То есть это эхо еще языческого ритуала. Но дай подумаю. И пришли, пожалуйста, оба вишняковских варианта целиком.«Се го дня - на ча ло на ше го спа се ния. », - по ет ся за бо го слу же ни ем празд ни ка Бла го ве ще ния. Про дол же ни ем его станет жизнь Бо го че ло ве ка Иису са Хри ста – «Вто ро го Ада ма», а за вер ше ни ем - Тай ная ве че…

Не съедайте себя=) В храме иконы и вовсе на каждой стене бывают — волей-неволей спиной к каким-нибудь и стоишь. Это вовсе не должно вас волновать. Вы же во время молитвы не спиной к вашим иконам.

Свет не падает на икону… это также из области того, над чем задумываться не нужно=) свеча и вовсе нужна не для освещения предметов -Свеча церковная.
Если не видно лика, в комнате темно, так как все спят, потому и свет не включить — ну что ж тут такого? Молитесь. Молитва — это разговор с Богом, а Бог — не бюрократ. Главное, чтобы сердце горело, а не свеча! Ему важна искренность молящегося, а внешнее лишь способствует правильному расположению, но не является обязательным. Раньше и вовсе икон не было — и хорошо было. А теперь вот есть, и тоже хорошо=)

Какие ошибки могут быть? самая большая напасть — это наше нерадение. словами молимся, а ум далеко от Бога отстоит. Внимание должно быть и…

православный христианин
(священник)

Тема: #14491
Сообщение: #394070
30.09.02 15:33

Все сообщения Уважаемый Владимир!
В отношении того, как правильно в данном случае употреблять «в» или «на» — допустимо и то и другое, поскольку «в» данном случае обозначает применение внутри страны, а «на» — на территории страны.
За то, что неправильно понял — извините. Я понял поднятый вопрос. как вопрос национализма, а Вами был затронут вопрос т.н. «местничества», когда как чужие воспринимаються все некоренные представители данной местности, даже (что очень часто бывает) одной национальности. Эта проблема стоит достаточно остро и на Украине, когда на Западной Украине к приезжему из восточных регионов относяться не то что пренебрежительно, а часто и враждебно, и наоборот — на Востоке житель Западной Украине воспринимаеться плохо.
В отношении москвичей такое отношение возникло в основном из — за психологии т.н. «лимиты», когда человек,…

В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса) состоялась первая в этом году беседа Епископа Покровского и Николаевского Пахомия с прихожанами. Некоторые вопросы и ответы, прозвучавшие на ней, представляем вашему вниманию.

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление…

В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса) состоялась первая в этом году беседа Епископа Покровского и Николаевского Пахомия с прихожанами. Некоторые вопросы и ответы, прозвучавшие на ней, представляем вашему вниманию. - Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется? - Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы…

1301. Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.

1302. Можно ли воображать на молитве Господа, святых? Можно ли возбуждать в себе желание увидеть Ангелов или ощутить страдания Иисуса Христа?

Воображать Господа запрещают многие святые отцы, в частности, преп. Симеон Новый Богослов и свт. Феофан Затворник. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о трех образах молитвы, и молитва с воображением не разрешается как молитва прелести.

1303. Что такое «прелесть»?

Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, - вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях, - опять прелесть. Принял похвалу,…

Доходит ли молитва, если ее читаешь на сон грядущий лежа в постели, ночью? И обязательно ли общаться с Господом через молитву, можно ли просить языком общения?

Уважаемый посетитель нашего сайта, конечно же, если Вы на кровати находитесь без сил, трудились целый день, работали, учились, заботились о детях, и кости Ваши ломит и нет возможности подняться на молитву – то Господь не осудит Вас за молитву сидя или лежа. Но если возможность собраться, сосредоточиться, благоговейно встать, осенить себя крестным знамением, привести себя в порядок – есть, то лучше это сделать. Потому что человек – духовно-телесное существо, и через молитву освящается не только душа, но и телесный состав человека.

Если я правильно понял вторую часть Вашего вопроса, то безусловно, молитвы, которые мы читаем по молитвослову, можно и добро соединять с молитвой своими словами, которые естественно мы произносим чаще всего на родном русском разговорном…

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Каждый мусульманин и мусульманка обязаны совершать молитву полноценно, стоя, с ее поясными и земными поклонами. И все эти положения являются условиями молитвы, оставление чего делает ее недействительной. И нет среди ученых разногласий относительно этого. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/89, “аль-Муфхим” 2/342.

Однако есть такие ситуации и положения, когда молитву можно совершать сидя, пешком и даже лежа. Приведем с дозволения Всевышнего Аллаха эти положения:

О совершении молитвы сидя или лежа по причине состояния здоровья

‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня был геморрой, и я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, как мне совершать молитву. Он сказал: «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не…

Для поиска введите слово:

Облако тэгов

Вопрос священнику

Количество записей: 16441

Добрый день. Очень нужна помощь советами и наставлениями. Очень тяжелая ситуация в семье (висит огромный долг, более 1.500.000 рублей), который надо срочно погасить. Есть очень сложные вопросы, на которые сам уже не знаю, как найти ответы. Из-за этого, да и не только, рушатся отношения в семье (у меня жена и дочка). Работу сейчас подходящую не могу найти (есть, но это все не то). Иногда прямо руки опускаются, не знаю что делать. Помогите. Начал молиться Николаю Чудотворцу, Матери Божьей Экономиссе, Спиридону Тримифунстскому. Ездил В Покровский Монастырь к Матрене. Сейчас начинаю читать псалмы. Объясните, пожалуйста, какие правила в чтении псалмов (если очень сложная ситуация — можно ли все псалмы прочитать, или нужно по кафизме в день, или лучше кафизму утром, кафизму вечером?) Псалмы читать на русском или лучше…

Ответ батюшки в еженедельнике «Вечерний Оренбург» (вып. 38 от 14 сент. 2000)
Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться грешно, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Св. Евангелие, а если устал или немощь, то сидя, с благоговением. В общественном транспорте лучше читать Псалтирь (хорошо, переписанную в тетрадь).

Иеромонах Пимен (Цаплинов) на вопрос «Можно ли молиться и осенять себя крестным знамением лежа, сидя и на ходу?» ответил предельно коротко: «Нужно».
(Вопросы священнику. «Богослужение и обряды» http://www.pravoslavie.ru/answers/q_bogosluzh.htm)

В б-ке форума есть замечательный сборник «Носители духа Святителя Игнатия. Мысли о духовной жизни в современном мире» http://beseda.mscom.ru/library/books/nositeli.html
Там подборки по темам. В разделах: О молитве.. и Именем Господним.. Молитва — суд души.. Если сомневаемся, угодно ли Господу.. Клирос или молитва…..

А почему бы и нет. Я, лично, в этом ничего страшного не вижу. Вообще то молитву читать можно где угодно и когда угодно (кстати очень помогает успокоиться, особенно в нашем сумашедшем мире). Так что читайте молитву и в постели тоже, главное, чтобы это таинство было сотворено от души.

можно хитрить с людьми, но с высшими силами такие номера не проходят

такую букашку, как человек, они видят насквозь.

Надо иметь какое-то уважение к высшему.

Как человек относится к высокому такой же он получает и ответ.

Небеса ждут от нас духовного служения, а не просьб и тем более не лежания.

Вообще, молиться можно и при ходьбе,и занимаясь делами,и лежа в постели.

Но если вы здоровы и вполне можете помолиться стоя перед иконами,то лучше напрячься ради такого ответственного дела,чем через ленность надеяться получить в ответ на наши молитвы, помощь Божью.

Если человек болен,то может молиться и сидя и лежа,ведь молясь, нужно…

Разрешается ли читать намаз сидя на стуле, в инвалидной коляске? Когда можно читать намаз сидя на стуле, а когда нельзя? И каким образом совершать намаз сидя? Читать ли намаз дома вместо мечети, если саджда получается делать только знаками?

В сегодняшней подборке вопросов фикха мы приведем ответы некоторых исламских ученых ханафитской школы на отдельные вопросы, связанные с совершением намаза. Это чтение намаза в инвалидной коляске, чтение намаза при болях в коленях, читать ли намаз дома или в мечети при физических ограничениях, чтение намаза при невозможности ни стоять ни сидеть, о длительном чтении намаза при недомогании во время таравиха.

Это переводы на русский язык фетв ученых на реальные вопросы людей, испытывающих объективные физические затруднения, но по-прежнему желающих достичь довольство Аллаха. Основным источником является книга «Масаилю Рифкаты Касыми» под редакцией Мухаммада Рифката Касыми

В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса) состоялась первая в этом году беседа Епископа Покровского и Николаевского Пахомия с прихожанами. Некоторые вопросы и ответы, прозвучавшие на ней, представляем вашему вниманию.

— Молитва — это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

— Свобода — это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

— Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

— Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

— Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

— В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

— Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

— Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Так же и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (см.: 1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

— Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (см.: 1 Кор. 11, 10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

— Апостол Павел пишет: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь — можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и встать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

— Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель — со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

— По телеканалу «Союз» транслируют утреннее и вечернее молитвенное правило. Можно ли молиться подобным образом?

— Когда у человека нет сил, когда он болен, то можно, конечно, помолиться и так. Но если позволяет здоровье — лучше молиться самому. Ведь одно дело, когда мы слушаем, как кто-то молится, и повторяем за ним, а другое дело, когда мы молимся сами. Мы спокойно можем поразмыслить над тем или иным отрывком, перечитать его. Но в качестве альтернативы, когда в жизни человека вообще отсутствует молитва, вполне возможно воспользоваться и этим способом.

— Часто во время молитвы рассеивается внимание. Стоит ли возвращаться к тому моменту, где ты «потерял» мысль?

— Стоит в первую очередь бороться с невниманием. Утром рассеяние во время молитвы связано, прежде всего, с тем, что человек торопится на работу. Поэтому стоит понять, сколько времени у нас уходит на прочтение всего правила. Я бы посоветовал читать правило так, как это совершается в храме: с определенным ритмом и интонацией голоса. А лучше по возможности, если мы никому не мешаем дома, читать молитвы вслух.

Когда речь идет о храмовой молитве, которая произносится не вслух, а про себя, есть тоже хороший способ для сосредоточения: нужно не смотреть по сторонам, а закрыв глаза, попытаться сосредоточиться.

— Если время позволяет — читайте и на церковнославянском, и на русском языках. Если нет — то какое-то время хорошо было бы почитать сначала на церковнославянском. Это поможет вам разобраться в службе и понять то, что произносит священник или диакон. А затем регулярно читайте Евангелие на русском языке — так вы более глубоко и внимательно вникните в смысл передаваемого текста.

— Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а станет только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

— Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

— Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

— В дни, когда служба длится всю ночь и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

— Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние — вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Христина Добрынина

Читателям

На сайте «Православное Заволжье» в разделе «Архиерей » в рубрике «Вопрос Архиерею » вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, обрядах, Таинствах, о труднопонимаемых отрывках из Священного Писания и о церковной жизни нашей епархии. Вопрос поступит в редакцию портала «Православное Заволжье» и будет передан для рассмотрения Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию.


Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иноому. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Иерей Андрей Чиженко