Внешняя политика содержание. Внешняя политика

Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика - это действия государства и его инсти­тутов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов.

Различают внутреннюю и внешнюю политику государств. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спе­цификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутрен­ней. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну за­дачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и ин­тересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы - это система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Сам термин «национальные интересы» возник в американ­ской политической науке, в работах Ганса Моргентау. Нацио­нальные интересы рассматриваются им сквозь призму «интере­сов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин «национальные интересы» введен президентом Т. Рузвельтом (в послании Конгрессу 1904 г.). Окон­чательно понятие «национальный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.

Выделяют несколько типов национальных интересов: во-первых, главные ивторостепенные; во-вторых, краткосрочные и

долгосрочные.

Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они явля­ются социальными по своей природе игосударственными по предназначению. Национальные интересы тесно связаны с нацио­нальной безопасностью. Национальная безопасность - это спо­соб контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства яв­ляются необходимыми для обеспечения самоопределения и авто­номии, процветания и благосостояния.

Базовые национально-государственные интересы Белару­си - сохранение и укрепление независимости и суверенитета на­шей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспе­чения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и ста­бильности в международных отношениях. Экономические инте­ресы: поддержание обеспеченности экономики страны энергети­ческими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие.

С особенностями внешней политики как особой сферы дея­тельности государства связаны ее цели и функции. В качестве ос­новных целей внешней политики современных государств рас­сматриваются следующие: повышение материального и духовного уровня жизни населения; возрастание экономического и полити­ческого могущества государства; укрепление национальной безо­пасности; защита национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в системе между­народных отношений; защита определенных политических и эко­номических позиций во внешней политике.

Важнейшая функция внешней политики - охранительная, ибо одной из главных целей внешней политики является обеспечение безопасности государства. Охранительная функция также связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Охра­нительная функция состоит также в приспособлении внешнеполи­тической стратегии данного государства к системе международ­ных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мир­ных политических решений возникающих спорных проблем. Спе­циальными институтами, предназначенными для этих целей, яв­ляются посольства, консульства, представительства, разведка й контрразведка.

Важнейшей задачей внешней политики является усиление экономического и политического потенциала страны. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционирова­нию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более дешевых ресур­сов (сырьевых и трудовых), более выгодных условий сбыта про­дукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т. д.

Информационно-представительская функция означает созда­ние положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намере­ниях других правительств, обеспечивают контакты своего госу­дарства с другими странами. Эта функция реализуется посредст­вом влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения междуна­родных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на соз­дание благоприятных внешнеполитических условий для деятель­ности государства, на сохранение равновесия в системе политиче­ских связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: мини­стерств иностранных дел, посольств, консульств.

Основные приоритеты и принципы внешней политики госу­дарства, как правило, закреплены в нормативных документах. Ос­новные принципы внешней политики Республики Беларусь изло­жены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. и Конституции Республики Беларусь. Они также были из­ложены на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1991 г.

В современном мире Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содру­жества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содру­жества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь ос­новываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и терри­ториальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудниче­ство, союз с Россией.

2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, 8 декабря 1999 г. народы Республики Беларусь и Россий­ской Федерации заключили договор о создании Союзного госу­дарства. Союз Беларуси и России ставит целью мирное и демо­кратическое развитие обоих суверенных государств, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни своих наро­дов. Союзное государство народов Беларуси и России основыва­ется на принципах их суверенного равенства и добровольности. В современной международной обстановке геополитическая значи­мость Союза Беларуси и России высока. В силу своего геополити­ческого положения Республика Беларусь является своеобразным геополитическим мостом между Европой и Азией.

В настоящее время (по состоянию на 2008 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 162 госу­дарствами мира, в 46 из которых открыто 59 дипломатических представительств. В их числе 45 посольств, 6 постоянных пред­ставительств при международных организациях, 7 генеральных консульств и 1 консульство. Заграницей функционируют 12 отде­лений посольств Республики Беларусь.

Основные приоритеты Республики Беларусь во внешней политике: укрепление Союза с Россией; постепенная консолида­ция постсоветского геополитического пространства в рамках Со­дружества Независимых Государств и Евразийского экономиче­ского сообщества; активное участие в общеевропейских по­литических и экономических процессах; развитие отношений с государствами Ближнего Востока, Китаем, странами Латинской Америки; эффективное сотрудничество с международными орга­низациями, прежде всего с ООН.

Средства реализации внешней политики делятся на поли­тические, экономические, военные, пропагандистские и др. К по­литическим средствам относится в первую очередь дипломатия -официальная деятельность государства в лице специальных ин­ститутов и при помощи специальных мероприятий, приемов, ме­тодов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совеща­ний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосто­ронних соглашений, дипломатической переписки, участия в рабо­те международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обла­дающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает проч­ное положение и на международной арене. Даже небольшие по тер­ритории государства с ограниченными материальными и человеческими ресурсами могут играть существенную роль на ми­ровой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, если они способны распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государства служит Япония. Действенными экономическими средствами явля­ются эмбарго или, наоборот, режим наибольшего благоприятство­вания в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам политики принято относить военную мощь государства, которая включает армию, ее численность и ка­чество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использо­ваться как прямо, так и косвенно. К первым относятся войны, ин­тервенции, блокады, ко вторым - испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.

Пропагандистские средства включают весь арсенал совре­менных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности форми­руется положительный образ своего государства, чувство симпа­тии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские сред­ства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Уже была описана одна из форм внешней политики госу­дарств - стремление к сотрудничеству и интеграции. Республика Беларусь граничит с таким интеграционным образованием, как Ев­ропейский союз. Рассмотрим его структуру и основные институты.

Европейский союз (межгосударственное объединение) (ЕС)

Соглашение о создании Европейского экономического сооб­щества было подписано в 1957 г. шестью учредителями - Бельги­ей, ФРГ, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Современное название это межгосударственное образование при­обрело в 1993 г. В 1999 г. введена единая валюта - евро (кроме Великобритании, Швеции, Дании). До недавнего времени Евро­союз был объединением 15 государств: Бельгии, Германии, Фран­ции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Дании, Ирландии, Ве­ликобритании, Греции, Португалии, Испании, Финляндии, Австрии, Швеции. В 2004 г. членами ЕС стали Эстония, Латвия" Литва, Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Кипр, Мальта, Слова­кия. С 2007 г. в ЕС входит 27 членов.

Основные структуры Европейского союза:

Совет Евросоюза (Совет министров) орган принятия реше­ний. Число представителей от каждой страны определяется ее размерами, количеством населения. Место заседаний - Брюссель (Бельгия). Совет осуществляет межправительственную коопера­цию. Его деятельность развивается в сторону сотрудничества с Европарламентом;

Европейский парламент - разрабатывает законы и вносит по­правки в законопроекты Еврокомиссии. Состоит из 626 членов, избираемых гражданами напрямую. Без одобрения Европейского парламента международно-правовые договоры не могут вступить в силу. Заседания проходят в Страсбурге;

Комиссия Европейских сообществ - Европейская комиссия -главная единица управления Европейского союза. Еврокомиссия следит за выполнением договоров, представляет Совету минист­ров вопросы для обсуждения, распоряжается финансами, фондами помощи и развития;

Европейский Суд осуществляет мониторинг законодательства ЕС, рассматривает споры, принимает арбитражные решения;

Европейский Центральный банк создан 1 июня 1998 г., распо­ложен во Франкфурте-на-Майне. Определяет финансовую поли­тику ЕС.

Итак, внешняя политика государства должна сочетать нацио­нальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных проблем, в контексте современных геополитических моделей.

По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: "Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой". Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

Придает внешней политике общую ориентацию и

Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин "баланс сил", который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями "национальный" и "государственный" интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

Политическая деятельность любого государства осуществляется, прежде всего, в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ - в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу - обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика - это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации.

В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения; обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Следовательно, национальный интерес есть осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Выразителем и защитником национального интереса в практике внешней и международной политики является государство. Понятия национальный и государственный интерес трудно различимы, так как каждая нация, писал М. Вебер , это сообщество чувства, которое может найти свое адекватное выражение только в собственном государстве, а нация может сохранить свою культуру только с помощью поддержки и защиты государства.

Оперируя властными отношениями, государство становится выразителем воли нации в международной политике, стремится сохранять и развивать национальную индивидуальность. Принципиальное значение для характеристики внешней политики имеют цели, которые государство ставит перед собой на международной арене.

К основным целям внешней политики относят:

Обеспечение всесторонней и гарантированной безопасности данного государства;

Роста его материального и политического, военного и интеллектуального, а также морального потенциала;


Высокого уровня престижа государства в международных отношениях.

Исходя из целей, определяются функции внешней политики, общие для всех государств: охранительная, представительно-информационная, идеологическая, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторская.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества так, чтобы сделать мировой порядок более безопасным для жизнедеятельности всех субъектов международных отношений.

Представительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

Практическая значимость этой функции состоит и в том, что посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формируется благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывается соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров .

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это дело тонкое. Определенные идеологии, лежащие в основе внешнеполитических действий, могут вызвать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелому противостоянию (вторая мировая война , «холодной война »).

Большинство политологов придерживаются той точки зрения, что идеологический спор между различными системами, в конечном счете, должен решаться путем не политического, военного, экономического, пропагандистского вмешательства спорящих сторон, а открытой демонстрации очевидных преимуществ.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объективный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества.

Суть торгово-организаторской функции заключается в инициативных организаторских действиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств, методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганды , агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости - гнев, осуждение, возмущение и т.п.

Пропагандистские средства внешней политики способствуют завуалированию истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество (ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны). Политические средства внешней политики используются, прежде всего, в сфере дипломатических отношений, где важны правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознать друзей и противников и т.п.

Дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение дву- и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов, представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов.

Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими.

Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на мировой арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способна генерировать научно-технический прогресс. Эффективными экономическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военным средством внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния; наличие военных баз, ядерного оружия. Военные средства могут быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть война, интервенция, блокада; косвенного - учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Ныне многие политологи придерживаются той точки зрения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и иных факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны. Теоретики этого направления считают, что углублением и расширением экономических связей и народнохозяйственной взаимозависимости в масштабах региона и всего мира безопасность все более переплетается с международным сотрудничеством, образуя с ним единое целое.

Теоретики противоположного направления отмечают, что фактор силы вовсе не исчез из мировой политики, что национальная безопасность может быть гарантирована только «национальной военной мощью».

Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики являются государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства. Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм - систему органов внешних сношений.

Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных. К внутригосударственным органам относятся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах и др.).

Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, национальные интересы в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.

Ведущие политологи считают, что доктриной российской внешней политики должна стать концепция «здорового национального прагматизма ». Эта доктрина ориентирована на достижение политических и экономических выгод для России, отсутствие таких внешнеполитических акций, которые имели бы чрезмерную политическую или экономическую цену для страны. Вместе с тем подобный прагматизм не должен перерастать в политическую беспринципность, а строиться на нормах общечеловеческой морали, нравственности и международного права.

Составными компонентами данной доктрины могут быть следующие:

- преемственность внешней политики страны. Новая доктрина должна вобрать в себя все ценное и позитивное, что было в международной деятельности России;

- безусловная независимость в принятии внешнеполитических решений, что не исключает консультаций с другими заинтересованными сторонами;

- опора прежде всего на собственные силы, что не исключает возможности использования иностранной помощи на приемлемых условиях;

- отказ от чрезмерной заидеологизированности внешней политики, характерной для советского периода;

- развитие внешнеполитических связей по всем направлениям, ибо Россия заинтересована в развитии отношений с различными регионами планеты.

Первоочередной задачей российской политики на нынешнем этапе является воссоздание хозяйственных связей между различными республиками бывшего СССР. Весьма важно уделять самое пристальное внимание сотрудничеству России с государствами Восточной Европы, которые в течение длительного времени, особенно в последние десятилетия, были тесно связаны с Россией. В добрососедском сотрудничестве кровно заинтересованы все страны бывшего СЭВ.

Принципиально важное значение имеют отношения России с Западом, учитывая его роль в современном мире. У России нет ни малейшего предубеждения в отношении США, ФРГ, Англии, Франции и любой другой страны этого важнейшего региона планеты. Мы высоко ценим достижения Западной цивилизации, выступаем за то, чтобы творчески воспринимать все ценное и полезное, созданное в ее рамках. Особое значение для России имеет дальнейшее развитие связей с такими субъектами международных отношений, как Китай и Индия. Эти связи, имеющие добрые традиции, способны играть роль мощного стабилизирующего фактора на мировой арене.

Российская внешняя политика может быть не менее активной, чем в советское время, в странах «третьего мира», осуществляя разностороннее сотрудничество с развивающимися государствами Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки.

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика , которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

    Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

    Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Цели внешней политики

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это - обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.



Внешняя политика

Внешняя политика

политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных принципов международной политики государства. Внешнеполи­тические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, госу­дарство осуществляет внешнеполитическую деятельность. Политика государства на международной арене формируется под воздействием как внешних, так и особенно внутренних факторов. Существует тес­ная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международ­ных отношений. Рассмотрим внешнеполитическую деятельность государства на примере России. Так, становление внешней политики России испытывает всю сложность внутренней борьбы по принципиальным вопросам об­щественной жизни, в том числе и выбору пути социально-экономичес­кого развития страны. На сегодняшний день еще не сложилось общероссийское согласие по внутренним проблемам, и внешняя политика нередко будет служить средством в этой борьбе и вызвать диаметрально противоположные оценки по её формированию, осуществлению и анализу. Особенностью «Основных положений концепции внешней политики Российской Федерации» является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий какой-либо политической силы. Постулируется поворот к национальным интересам России и её гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного де­мократического государства.

Эти положения раскрываются следующим образом:

Обеспечение процессов формирования государственности России и защита её территориальной целостности;

Создание условий, обеспечивающих стабильность и необрати­мость политических и экономических реформ;

Активное и полноправное участие России в строительстве но­вой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспе­чено достойное место.

Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу и по влиянию в мире. Россия несёт ответс­твенность за формирующийся постсоветский новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР. Действия, направленные на подрыв целостности Российс­кой Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооружённые конфликты в сопредельных государс­твах, рассматриваются как угроза безопасности страны и жиз­ненно важным интересам её граждан. Особое значение для защиты внешнеэкономических инте­ресов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной сис­темы комплексной безопасности развивается сотрудничество и воен­но-политической сфере. В центре внимания российской внешней политики остаются от­ношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере её интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международ­ных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну. Большую значимость для России имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирую­щееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространс­тво, ядром которого выступает Европейское Сообщество. Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечения на взаимной основе выполнения достигнутых договорён­ностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдения положений Договора по ПРО. В азиатско-тихоокеанском регионе внешнеполитические приори­теты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с ключевыми - Китаем, Японией и Индией. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире.

Коновалов В.Н.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Внешняя политика

деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Внешняя политика" в других словарях:

    Есть имитация войны другими средствами. Жан Франсуа Ревель Главный принцип моей внешней политики хорошее правление внутри страны. Уильям Гладстон Мы не должны отдавать панамцам Панамский канал. В конце концов, мы украли его честно и справедливо.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    внешняя политика - ▲ политика в отношении, иностранный, государство внешняя политика. внешнеполитический (# курс). геополитика. нейтрализм. изоляционизм. экспансионизм. экспансионист. империализм стремление государства к расширению границ. континентализм.… … Идеографический словарь русского языка

    внешняя политика - — EN foreign policy The diplomatic policy of a nation in its interactions with other nations. (Source: WEBSTE) Тематики… … Справочник технического переводчика

    - (внешние сношения государства) общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением… … Википедия

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин внешняя политика используется как в конституциях государств, так и в иных… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - Политика, регулирующая отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. неразрывно связана с внутренней политикой и отражает характер внутригосударственных отношений … Словарь политических терминов

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - – продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с др. государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, В. п. тесно связана с экономикой, общественным и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

    Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: Политическая система Бо … Википедия

Книги

  • Внешняя политика России и положение иностранных держав , Скальковский. Внешняя политика России и положение иностранных держав / К. Скальковский:Типография А. С. Суворина, 1901:К. Скальковский Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1901 года…
  • Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012) , Е. О. Обичкина. Внешняя политика Франции представлена в книге через деятельность ее творцов: от Ш. де Голля до Н. Саркози. Отправной точкой повествования являются трагические дни военного разгрома 1940 г. В…