Витамины для улучшения умственной деятельности. Какие витамины улучшат память школьников

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Причины, влияющие на ухудшение памяти

Рассмотрим основные причины, которые негативно действуют на память:

  1. Приём медикаментов. Есть лекарственные средства, побочными эффектами которых является снижение памяти и .
  2. Употребление , наркотиков в больших количествах. Данные привычки отрицательно действуют на мозговые процессы, замедляя их скорость протекания.
  3. Неполноценный . В результате появляется , и не способен нормально обрабатывать информацию.
  4. Воздействие витамина В1:

  • расслабляет ЦНС;
  • ацетилхолин способствует замедлению процесса старения нервных клеток.


При дефиците тиамина можно заметить:

  • нервозность из-за того, что истощается защитный слой мозговых клеток;
  • вялость и ;
  • тревога, подавленность.

Снабжает мозг , поэтому он важен при интеллектуальных нагрузках. Если рибофлавина организму не хватает, то он берёт полезные элементы из . Вследствие этого ЦНС истощается.

При нехватке В2 отмечается:

  • вялость, сонливость;
  • ухудшение ;
  • может кружиться ;
  • заторможенная реакции на раздражители;
  • болевые ощущения в области глаз и висков.


продуцирует энергию в нервах - это улучшает память на 15-45%, независимо от того, сколько человеку лет. Ниацин не даёт развиваться болезням и Альцгеймера. Симптомы недостатка В3:

  • нарушается сосредоточенность;
  • утомление;
  • беспамятство и несобранность.

Нормализует работу ЦНС, активирует деятельность мозга, сосредоточенность, делает память лучше. Содействует организму в усваивании аминокислот, которые охраняют мозг от негативного действия алкоголя, и других опасных веществ.

Недостаток пиридоксина может вызвать:

  • , подавленность;
  • нервозность;
  • умопомешательство;

Знаете ли вы? Если сравнить человеческий мозг с компьютером, то можно сказать, что человек способен сохранять около 7000000 Мб информации.

приводит в действие энзимные процессы и защищает . Образует оболочку, оберегающую нервные клетки от ослабления, и увеличивает проводимость импульсов. Кобаламин помогает людям привыкать к новым часовым поясам и к переменам фаз работы мозга.


Признаки дефицита В12:

  • вялость;
  • ушной звон;
  • ухудшение зрения;
  • теряется ориентация;
  • кружится голова;
  • у стариков - маразм.
Витамин С (аскорбиновая кислота) с лёгкостью попадает в клетки головы, оберегая их от свободных радикалов.

Важно! Если вы заметили, что у вас проблемы с памятью, то следует посетить доктора для установления причины.

Симптомы недостатка :
  • нервозность;
  • сонливость;
  • болят суставы;
  • дёсны могут кровоточить;
  • подавленность.
ликвидирует свободные радикалы, тормозящие деятельность мозга, вследствие чего могут возникать серьёзные патологии, а также болезнь Альцгеймера.

Дефицит витамина Е проявляется так:

  • становится сухой;
  • появляется агрессия;
  • переменчивое настроение;
  • память становится хуже.


Витамины взрослым по улучшению памяти

Перечень витаминов для улучшения памяти и работы мозга, которые подходят взрослым и подросткам:

  1. «Витрум мемори» . Препарат делает кровообращение лучше, а сосуды в голове - крепче: мозг насыщается кислородом, и ум становится светлым.
  2. «Грифония» - усовершенствует деятельность ЦНС, налаживает сон и бережёт от депрессивных состояний.
  3. «Направит» - помогает быстро передавать импульсы по нервам.
  4. «Супрадин» . Данное мультивитаминное средство содержит все важные и полезные элементы для правильной деятельности и защиты мозга.
  5. «Геримакс Энерджи» . , содержащийся в препарате, активирует долгосрочную память. Даже при отсутствии полноценного сна данное средство помогает легко выдерживать тяжёлые нагрузки на ум.
  6. «Гуарана» - не даёт распространяться свободным радикалам, препятствующим деятельности мозга. Также помогает продуцировать эритроциты и обеспечивает их нормальное попадание в мозг. Устраняет признаки утомления.
  7. предотвращает закупорку артерий, активизирует развитие ума у подростков, уменьшает агрессию.
  8. «Энцефабол» возобновляет обменные процессы. Также препарат помогает захватывать больше глюкозы из еды, чтобы питать мозг. Хороший эффект даёт даже при склерозе и невнимательности.
  9. «Пирацетам» - делает ЦНС более стойкой к воздействию вредных веществ и кислородному голоданию. Положительно действует на мозг, делает лучше процесс запоминания.
  10. «Фенибут» . Благодаря данному препарату умственные расстройства, стресс, раздражительность проявляются меньше. Средство действует успокаивающе на нервы и способствует внимательности.

Витамины школьникам, детям

Меню школьников совершенно не идеально, поэтому с продуктами в организм попадают не все нужные витамины. Чтобы восполнить дефицит полезных веществ, рекомендуется принимать средства для усовершенствования работы мозга, внимания и стимуляции памяти:

  1. «Брейн бустер» . Составляющие препарата питают клетки и налаживают движение крови по сосудам. Средство помогает быстрее передавать сигналы по клеткам нервов - информация хорошо усваивается, и мозг легко привыкает к сильным нагрузкам в период учёбы.
  2. «Ортомол ментал» . Помогает школьникам, которые каждый день нагружают свой ум и не высыпаются. Препарат повышает трудоспособность и спасает от утомляемости. Ещё он благоприятствует улучшению зрения.
  3. «Глицин» . Средство безопасно и помогает бороться с переживаниями в период экзаменов и контрольных.
  4. «Фенотропил» . Средство можно приобрести только по рецепту. Вначале его разработали для лечения болезни Альцгеймера, но так как препарат активизирует сосредоточенность, то его стали широко использовать для школьников.
  5. , С и . Благодаря ему нехватка полезных элементов восполняется, а признаки утомления ума исчезают.
  6. «Витрум Юниор» . Предназначен для детей от 7 до 14 лет. В состав входят 10 микроэлементов и 13 витаминов. Благодаря данному комплексу дети легко преодолевают нервно-психическое напряжение. Также «Витрум» помогает правильно развиваться ребёнку.
  7. «Мультитабс» . Существует 7 комплексов, которые рассчитаны на разные возрасты (с рождения и до совершеннолетия). Состоит препарат из всех нужных витаминов и микроэлементов, способствующих правильной работе ЦНС.
  8. «Джунгли» . В состав входят 10 витаминов, способствующих развитию ума и активной деятельности головы. Благодаря фолиевой кислоте и нервные клетки развиваются правильно.
  9. «Компливит» - укрепляет память и нормализует психическое состояние ребёнка.

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Новый учебный год ставит перед всеми родителями одни и те же задачи: как повысить успеваемость своего ребенка, чем можно улучшить его память, ведь школьная программа предусматривает запоминание больших объем информации из разных областей. Зачастую мозг ребенка не может справиться с усваиванием таких размеров информации. Помогут регулярный отдых, здоровый восьмичасовой сон, правильно организованное сбалансированное питание. Конечно же, если память резко ухудшилась в какой-то определенный момент, нужно уточнить – не беспокоит ли ребенка что-то (может что-то болит или есть переживания из-за обстановки в семье, классе), нужно убедиться, что не было травм и ушибов головы. Приучите ребенка делать уроки в полной тишине без музыки и телевизора.


Проведя несложные исследования на добровольцах, ученые разных стран пришли к выводу, что улучшить память, сконцентрировать внимание, повысить реакцию восприятия помогают некоторые продукты питания. Они содержат оптимальный состав из необходимых мозгу витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот, аминокислот.

Что нужно мозгу для улучшения памяти

МИНЕРАЛЫ: I, Mg, Fe, Se, Zn
ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ
ВИТАМИНЫ группы В, А, Е, С

Какие витамины нужны для процессов памяти

Витамин В12 помогает организму ребенка бороться с усталостью, улучшает концентрацию внимания, способствует лучшему восприятию новой информации.

Главным образом это и витамин Е, которые в экстремальных условиях способны улучшить память почти на половину.

  • Витамины группы В. Витамины В1 и В2 влияют на концентрацию памяти. Витамин В6 улучшает использование полиненасыщенных жирных кислот. Витамин В12 нужен для улучшения запоминания, борется с усталостью, снижает утомляемость маленького организма, успокаивают нервную систему, что помогает сконцентрировать внимание, способствует лучшему запоминанию. В комплексе эти витамины являются незаменимым составляющим при усиленной умственной нагрузке.
  • Витамины Е и не влияют напрямую на улучшение запоминания, зато надежно помогают бороться с ее ухудшением. Витамины А и Е – антиоксиданты, в организме человека они усиливают эффект друг друга, защищают мозг от негативного воздействия, восстанавливают силы.
  • Витамин С. Его антиоксидантные свойства не только способствуют укреплению иммунитета, они улучшают работу мозга и процесс запоминания. Антиоксиданты защищаю организм, а тем более нервные клетки мозга, от разрушающего воздействия радикалов.

Микроэлементы для памяти детей

  • . Обеспечивает ясность ума. При недостатке йода в организме ухудшается память и интеллект, из-за недостатка йода не может нормально работать щитовидна железа, это проявляется сонливостью и общей усталостью. В йоддефицитных регионах повышена частота встречаемости детского слабоумия.
  • . Активно снабжает кислородом все клеточки мозга, а значит, и мозг насыщает кислородом, улучшает кровоток.
  • Селен. Великолепный антиоксидант, необходимый для функционирования памяти. Необходим для усвоения витамина Е и йода.
  • . Улучшает процессы передачи нервного импульса, что в итоге улучшает всю работу головного мозга, снимает лишнее возбуждение.
  • . Необходим для обмена витамина Е в организме, только совместно с цинком витамины группы В успокаивают нервную систему, улучшают память, повышают внимание и настроение. У людей с пониженным уровнем цинка в организме хуже работают познавательные функции.

Советую 1–2 раза в год употреблять курсами комплексы витаминов с содержанием микро- и макроэлементов, которые нужны как для иммунитета, так и для всего организма, в том числе они улучшат и работу мозга.

Полиненасыщеные кислоты


Полиненасыщенные жирные кислоты питают мозг ребенка, повышая его умственные способности и моторно-зрительную координацию

С самого рождения ребенок особо нуждается в тех веществах, которые его организм сам не вырабатывает. К этим веществам относятся полиненасыщенные жирные кислоты. Всасываясь из пищи в кишечнике, основная их часть поступает в головной мозг, поэтому именно мозг в первую очередь чувствителен к их недостатку. С их участием осуществляется передача и восприятие всей поступающей информации, регуляция основных мозговых функций. Доказана связь между их поступлением и обеспечением мозга глюкозой, улучшением кровотока. По данным американских ученых, жирные кислоты группы омега-3 определяют умственные способности ребенка, его мелкую моторику и моторно-зрительную координацию.

Интересно знать! Американские и австралийские медики провели исследование, в котором приняли участие гиперактивные дети с расстройством внимания. Эти дети в течение 3–4 месяцев принимали таблетированные препараты полиненасыщенных жирных кислот. Уже по истечении двух месяцев родители исследуемых детей заметили результаты: исчезла лишняя активность, их дети стали более внимательными, отмечалось расширение словарного запаса. Ученые пришли к выводу, что употребление продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами, действует положительно на детей с проблемами обучения, рассеянностью.

Ароматерапия для улучшения памяти

  • Розмарин. С целью улучшения памяти как нельзя кстати подойдет розмарин. Из всех трав и растений он лучше справляется с данной задачей. Благодаря содержанию антиоксидантов и карнозиновой кислоты розмарин прекрасно улучшает трудоспособность мозга, а прекрасное вещество 1,8-цинеол влияет на химические процессы, на основе которых и происходит запоминание. Считается, что вдыхание запаха розмарина позволяет усваивать огромное количество информации из разных областей. Можно использовать как эфирное масло розмарина, так и цветы или листья растения. Можно в ванну добавить пару капель масла розмарина, настоя из самого растения, поставить на рабочем столе ребенка маленький букетик из веток этого чудо-растения. Кроме того, розмарин прекрасно подойдет в качестве специй на кухне каждой хозяйки, незабываемый аромат подарит розмарин мясу, овощам, картофелю.
  • Шалфей. Помогает быстрее восстанавливаться уставшим клеткам головного мозга и воспринимать новую порцию полезной информации. С этой же целью можно использовать женьшень и имбирь.
  • Для поднятия тонуса и заряда энергии следует использовать эфирные масла лимона, мяты и кипариса.
  • Если же ребенок нуждается, наоборот, в расслаблении, то в этом случае ему подойдет масло розы или герани.

Масла можно добавлять в ванну или использовать их в бане. Более простой метод: накапайте пару капель эфирного масла в носовой платок ребенка.

Внимание! Прежде убедитесь, что у ребенка нет аллергии на используемое вами эфирное масло.

В итоге можно сказать, что самыми необходимыми продуктами для мозга являются: рыба морская, морепродукты, орехи и розмарин. Именно их состав способен улучшить мозговую деятельность.

Не существует какого-то одного экзотического фрукта или продукта, который мгновенно или в течение одного дня делает память феноменальной.

Не стоит пренебрегать и остальными представленными в данной статье продуктами, с их помощью увеличивается разнообразие полезных компонентов, необходимых для разного вида работы мозга, что поможет улучшить остроту реакции, работоспособность, ускорить обработку всей поступающей информации.

Составление меню

Меню лучше составлять заранее на неделю вперед, чтобы убедиться, что ребенок будет получать полезные вещества. Должен быть сытный завтрак и обед и достаточно легкий ужин, чтобы процесс пищеварения не мешал спокойному сну.

  • Заранее предусмотрите, какие продукты в какой день он будет получать, позаботьтесь о том, чтобы необходимые продукты были закуплены на неделю вперед.
    Предлагайте детям морскую рыбу на обед вместо мяса не менее 2–3 раз в неделю.
  • Постарайтесь, чтобы морепродукты присутствовали по возможности чаще в салатах, бутербродах, гарнирах.
  • Составьте заранее на семь дней (бутерброды с рыбой и икрой, орехи, салат из морепродуктов, изюм, другие сухофрукты и т. д. на ваше усмотрение), чередуйте, чтобы ребенку не надоели одни и те же продукты.
  • Орехи ребенок должен есть не менее 5 раз в неделю.
  • Меню из продуктов для усиления памяти должно использоваться не менее 3–4 недель подряд. За этот срок организм успеет накопить необходимый объем нужных мозгу витаминов, минералов, жирных кислот и аминокислот. Перечисленные вещества имеют долгосрочное свойство, их питательное действие будет работать в течение нескольких месяцев, даже тогда, когда «пища для мозга» не будет поступать.

И не стоит забывать о крепком, здоров сне, учите ребенка постоянно тренировать свою память, больше читать. Чем больше мозг запоминает, тем шире становится резерв запоминания.

Еще о способах улучшить память ребенка расскажет программа «Школа доктора Комаровского»:


Человеческий мозг можно сравнить с компьютером. Также запоминаются, сохраняются и в необходимый момент воспроизводятся данные. Но под воздействием стрессов, неправильного питания, болезней происходит заметное ухудшение памяти, и ее приходится поддерживать дополнительными средствами. Улучшить ее вам помогут витамины для памяти.

Медики установили связь между количеством витаминов, находящихся в организме, и уровнем памяти. Чтобы сохранять и регулировать этот баланс, исключить ухудшение памяти, следует больше узнать о том, какие витамины влияют на процесс запоминания и начинать применять их в своем рационе.

Что такое память? Это сложный познавательный психический процесс, который состоит из следующих этапов: запечатление, запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение информации.

Почему происходит ухудшение памяти? Способность мозга запоминать события и пользоваться сохраненной информацией не нарушается, пока организм работает в налаженном режиме.

Как только появляются болезненные или стрессовые ситуации, внимание и память дают о себе знать провалами в памяти. Это выглядит как случайно стертый файл в результате неумелых действий.

Какие витамины улучшают память

Главные витамины для памяти и мышления – это витамины группы В. Их роль – насыщать мозговые клетки кислородом, защищать от перегрузок и старения. Когда существует недостаток витаминов, нервные импульсы ослабевают, происходит ухудшение памяти и человек перестает качественно запоминать информацию.

  • В1 – тиамин, влияет на познавательные функции;
  • В2 – рибофлавин, снабжает организм энергией;
  • В3 – никотиновая кислота, позволяет стимулировать мозговую деятельность;
  • В5 – пантотенат кальция, отвечает за долгосрочность памяти и вырабатывает антитела, которые защищают мозг от алкоголя и никотина;
  • В6 – пиридоксин, повышает активность мозга и спасает от отравления никотином или алкоголем;
  • В9 – фолиевая кислота, способствует возбуждению и торможению нервной системы;
  • В12 – цианокобаламин, помогает организму переходить в режимы сна и бодрствования.

Другие немаловажные витамины для памяти и иных процессов: С, D, Е, Р.

  • Витамин С – аскорбиновая кислота, надежно предостерегает от перегрузок как физических, так и психических.
  • Витамин D – кальциферол, предотвращает раннее старение и рост раковых опухолей.
    Витамин Е – токоферол ацетат, освобождает ткани от токсинов и сражается против разрушений в мозге.
  • Витамин Р – биофлавоноиды, предостерегает ломкость капилляров и избавляет мозг от кровоизлияния.

Медикаментозное лечение

Ухудшение памяти проходит постепенно. Сначала вы, покинув стенки дома, начинаете мучительно вспоминать: был ли выключен утюг или чайник на плите. Затем просто ищете потерянную вещь и не знаете, где она может в данный момент находиться.

Если не восполнить недостающие витамины, то организм начинает слабеть и перестает бороться с недугом.

Первой помощью для человека станут витамины для улучшения памяти. Но следует знать, что процесс какого-либо нарушения не так просто остановить. Механизм запущен, и для восстановления памяти потребуется определенный период времени и большое терпение.

Существуют специальные препараты, которые улучшают память, концентрируют внимание, способствуют мышлению:

  1. Эффективное средство «Память Форте» поможет снизить возрастные изменения в организме. Его также принимают, когда требуется запомнить большое количество нового материала.
  2. Средство «Фезам» назначают больным с потерей концентрации и способностью запоминать. Иногда употребление препарата улучшает интеллектуальные возможности в период специального обучения.
  3. Лекарство «Витрум Мемори» заставляет мозг в быстрые сроки восстанавливаться, улучшать кровообращение, возобновлять умственную активность и долговременность памяти.
  4. Средство «Интеллан» содержит растительные экстракты, успокаивает нервную систему, лечит депрессию и беспокойство.

Необходимо обязательно знать, что все эти препараты являются, прежде всего, лекарством и о том, что нужно пить в каждом конкретном случае может определить лишь специалист. Проведя полное обследование, ему будут понятны причины и полная картина болезни.

Ухудшение детской памяти должно насторожить родителей, чтобы вовремя обратиться к специалисту. Врач, проанализировав состояние ребенка, определит что нужно пить и назначит витаминные препараты, способные не навредить хрупкому детскому организму.

Продукты – заменители лекарств


Не спешите в аптеку, когда обнаружите у себя ухудшение памяти.

Полноценное питание принесет гораздо больше удовольствий, чем таблетки и капсулы.

Продукты улучшающие память дешевле, доступней и вкуснее.

Просмотрите список и составьте недельный рацион, в котором включите все требуемые витамины:

  1. В1 накапливается благодаря гречневой и овсяной крупе, яйцам, рыбе, свинине, говядине, гороху, орехам;
  2. В2 содержится в мясных и молочных продуктах. Вегетарианцам надо серьезно задуматься о том, как не допустить недостаток витамина;
  3. В3 достаточно много в зеленых овощах, дрожжах, молоке, рыбе, гречневой крупе, курином мясе, яичном желтке, орехах;
  4. В5 заменяет печень, яйцо, молоко, икра рыбы, гречка, горох, капуста, фундук;
  5. В6 находится в картофеле, в капусте, в зерновых, в орехах грецких, в рисе, в бананах, в яйце, в печени и молоке;
  6. В9 предоставляют нам молоко, сыр, тыква, грибы, орехи, баранина, говядина, абрикос, бобовые, крупы, сырые овощи и фрукты (морковь, капуста, финики, апельсины, бананы);
  7. В12 заменяет морская капуста, устрицы, сельдь, говядина, мясо птицы и сыр;
  8. С находится в цитрусовых, черной смородине, капусте, яблоках, киви, абрикосах, болгарском перце, в помидорах, шиповнике, землянике, в облепихе, в картофеле, сваренном в мундире;
  9. D заменяет сливочное масло, икра, рыбий жир, петрушка, яичный желток, молочные продукты;
  10. Е много в растительном масле, орехах, семечках, яйцах, молоке, овсянке, печени;
  11. Р восстанавливают простые продукты: шиповник, рябина, виноград, лимон, черная смородина, яблоко, зеленый чай.

Природные витамины

Снижение памяти можно приостановить с помощью народной медицины. Народные средства для улучшения памяти доступные, свойства полезные, а настойки несложные:

  • Клевер предотвращает развитие склероза, избавляет от шума в голове, понижает внутричерепное давление;
  • Свежие сосновые почки обостряют внимание и память и предохраняют от старения организм;
  • Девясил заставляет мозг активизироваться;
  • Кора рябины освобождает сосуды мозга от избытка холестерина, предупреждая развитие атеросклероза;
  • Черника улучшает остроту зрения и восприятие;
  • Имбирь также участвует в процессе улучшения запоминания информации;
  • Шалфей повышает работоспособность организма, повышает его тонус.

Народные препараты

Сегодня народное средство для улучшения памяти стоит наравне с медициной. Забытые рецепты настоек, хранящие национальные традиции, возрождаются и применяются многими больными:

  • Например, в старину золото опускали в емкость с водой и ставили на огонь. Вода кипятилась до тех пор, пока не уменьшалась в два раза. Полученную «золотую воду» по чайной ложке принимали 2-3 раза в день. Две недели достаточно, чтобы укрепить сердечную мышцу и улучшить запоминание информации.
  • Не менее интересный рецепт: кусочек сахара посыпали золой, клали на вилку и поджигали. Сахар начинал топиться. Капли, попадая в банку (0,5 л.) с водкой (или самогоном) растворялись и окрашивали крепкий напиток. Затем добавлялись сосновые шишки (5 штук), корешки калгана (25 гр.), веточка вереска. Банку накрывали крышкой и настаивали две недели. Одну чайную ложку настойки растворяли в горячем чае и принимали перед сном.

Психологическая помощь и гимнастика ума

Старение организма невозможно предотвратить, но каждый человек может избавить себя от сопутствующих осложнений. Болезнь дается для исцеления души.

Если жизнь протекает по-старому руслу и никаких изменений не происходит, новые болезни могут ослабить организм настолько, что он перестанет бороться. Иммунной системе необходима поддержка. Осознавая причины недугов на психологическом уровне, вы начинаете жить по-другому.

Постепенное ухудшение отчетливой памяти дает толчок к новым размышлениям. Исключение или появление привычек изменяет стиль поведения и отношение к жизни. Человек должен научиться слушать и понимать свой организм, читать книги по самосовершенствованию и следующими упражнениями.

Ухудшение памяти – это не приговор. Доступные средства для улучшения памяти хранятся в серии несложных упражнений:

  1. К примеру, быстрый обратный счет от 100 к 1 или алфавит от «А» до «Я».
  2. Вспомните детские игры – «Женские и мужские имена», «Города», «Продукты», «Животные», «Слова» и другие.
  3. Начните учить стихи, и снижение вашей памяти приостановится.
  4. В конце дня вспоминайте происходящие события и пытайтесь их мысленно оформить в красивую картинку. От этого поднимется настроение, улучшится общее состояние организма.
  5. Приготовьте любимые блюда, забавляя себя смешным рассказом об ингредиентах.

Витамины для памяти порадуют вас. Приемлемые физические нагрузки и отказ от вредных привычек предотвратят ухудшение вашей памяти, а сбалансированное питание насытит организм необходимыми витаминами.