Учим русский язык. Окончание (флексия)

Русский язык, не зря говорят - самый богатый и самый красивый, но при этом и самый сложный в мире. Ни в одном языке мира не существует такого огромного количества правил и исключений из них, а также ни один из них не может похвастаться таким большим разнообразием не только слов, но и их форм, которые могут образоваться, если, например, просклонять существительное по падежам, либо проспрягать глаголы. Особую сложность составляют окончания, поскольку они связывают все слова в предложении в единое целое. Также проблемы может вызвать определение нулевого окончания. Более подробно разобраться в том, что такое нулевое окончание попробуем в данной статье.

Что представляет собой окончание?

Окончание - это одна из морфем, которая указывает на связь этого слова с другими словами в одном словосочетании или же в предложении. Окончание чаще всего находится в конце предложения, но существуют и некоторые исключения. Их мы затронем чуть позже. Окончания в отличие от остальных морфем не влияют на значение слова, поскольку не являются словообразующими. Именно благодаря ему можно определить род, падеж, число и лицо данного слова. Например, в слове «материкА» окончание -а указывает, что данное слово в единственном числе, родительного падежа и мужского рода, а в слове «думаЕТ» окончание -ет говорит, что данная конструкция третьего лица единственного числа.

Случаи, когда окончание находится не в самом конце слова

При определении окончания у некоторых людей могут возникнуть сложности, поскольку они уверены, что оно обязательно должно находиться в конце слова. Случаи, при которых окончание может находиться в середине слова:

При наличии в слове постфикса окончание будет располагаться перед ним. Например: убиралАсь, кОГО-либо, чЕГО-нибудь, идЁМте.

В сложных количественных числительных окончание присутствует как в середине слова, так и в конце, то есть окончание будет после каждой основы. Например: пятьØдесятØ, четырЕстА. Однако не стоит путать и порядковые числительные либо прилагательные, которые от них образованы. Например: пятидесятЫЙ, четырёхсотЫЙ,тридцатипятитысячнЫЙ, восьмиэтажнЫЙ, трехлетнИЙ, первокласснЫЙ, семиугольнЫЙ.

Грамматические значения окончаний

Окончания являются очень значимой морфемой, поскольку они полностью влияют на лексическое значение слова и всего предложения в целом. Ведь порой легче всего выявить среди толпы людей иностранцев получается именно благодаря тому, что правильное использование окончаний в словах им дается с большим трудом.

Все окончания в словах могут обозначать следующие грамматические значения:

Числа, рода и падежа у таких частей речи как, например, (например: полотно - окончание -о говорит о том, что слово в именительном падеже, еще оно в единственном числе и среднего рода); имя прилагательное (например: чистое полотно - окончание -ое указывает на единственное число, на средний род и именительный падеж); причастие (например: выстиранное полотно - окончание -ое также гласит, что перед нами слово в единственном числе, в именительном падеже и среднего рода); некоторые местоимения (например: твоё полотно - окончание -ё также указывает на слово в единственном числе, именительном падеже и среднем роде) и некоторые числительные (например: одно полотно - окончание -о показывает на слово в единственном числе среднего рода и в именительном падеже);

Только падежа у некоторых местоимений (например: нет чего - окончание -ого говорит о родительном падеже) и части числительных (нет семи - окончание -и говорит, что данное слово в родительном падеже);

Лишь лица и числа у глаголов в будущем и настоящем времени (например: пишу - глагол первого лица единственно числа);

Только числа и рода у глаголов в прошедшем времени (например: говорила - глагол женского рода и единственного числа).

Что такое нулевое окончание?

Также некоторые сложности могут возникнуть при определении окончания, если оно нулевое. Для того чтобы его с легкостью выявить в слове, необходимо разобраться, что такое нулевое окончание. Слова с подобными окончаниями часто путают со словами вообще без окончаний.

Нулевое окончание слова - это окончание, которое не выражено ни буквами, ни звуками. Несмотря на то, что материально данный вид окончания никак не выражается, при анализе морфологического строения слова обязательно следует обозначить его в виде пустого квадрата.

Виды слов с нулевыми окончаниями

Нулевое окончание имеют в русском языке следующие виды слов:

Имена существительные первого лица в родительном падеже и множественном лице. Например: птичекØ, пломбØ, коровØ, питомцевØ.

Качественные имена прилагательные, а также причастия в краткой форме единственного числа мужского рода, например: находчивØ, индивидуаленØ, склоненØ, великолепенØ, задержанØ, вооруженØ.

Нулевое окончание существительных мужского рода второго типа, а также женского рода в третьем склонении. Например: тараканØ, парканØ, войлокØ, печьØ, речьØ, ночьØ.

Притяжательные имена прилагательные в форме Например: отцовØ, маминØ, коровийØ, лисийØ, СережинØ.

Глаголы единственного числа в повелительном наклонении. Например: учиØ, смотриØ, помогиØ, переведиØ, попросиØ.

Глаголы в сослагательном и изъявительном наклонении в мужском роде в прошедшем времени и при наличии единственного числа. Например: говорилØ - говорилØ бы, слушалØ - слушалØ бы, проголосовалØ - проголосовалØ бы, попросилØ - попросилØ бы.

Часто при люди путают слова с нулевым окончанием со словами, у которых вообще нет никаких окончаний. Чтобы понять все различия, рассмотрим, у каких слов окончание вообще отсутствует.

Слова, у которых вообще нет окончания

Окончание не имеют такие неизменяемые слова и группы слов:

Несклоняемые имена существительные, например: такси, кофе, авто, пальто;

Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки, маренго, нетто, барокко, эсперанто, плиссе;

Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его;

Все наречия, поскольку наречие - это неизменная часть речи и по определению уже не имеет окончания, например: плохо, грустно, заметно, неясно, спутано, окрашено, переделано;

Слова в сравнительной форме, например: сильнее, умнее, быстрее, понятнее, красивее, грустнее, величественнее;

Все деепричастия, поскольку данная часть речи взяла от наречия свою несклоняемость и также, как и наречие, не может иметь окончание, например: прочитав, умывая, поняв, читая, запомнив, запоминая, разбирая, осознав;

Все служебные части речи, например: чтобы, если, не, ни, несмотря на то что, только, едва, как раз, без, над, под, в;

Междометия, например: ну да, да уж, батюшки, ух, ах, шлеп, ба-бах, вот те раз;

Начальная форма глагола в случае, если -ть и -ти воспринимается как суффикс, например: кушать, принимать, чувствовать, понимать, уважать, переживать, действовать.

Также не следует обозначать на письме при морфологическом анализе пустым квадратом слова, у которых вообще нет окончаний. С легкостью отличить слова без окончаний от нулевого окончания поможет одно правило. Слова без окончания не изменяемы, в отличие от слов с нулевым окончанием.

Как определить окончание?

Чтобы определить в любом слове окончание, достаточно просто его просклонять по падежам. Та часть слова, которая будет изменяться, им и является. Именно таким образом легко выявить нулевое окончание. Примеры слов с таким окончанием, а также слов, у которых его вообще нет, представлены в следующей таблице:

Единственное число

Множественное число

Неизменяемое слово

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

зеркалАМ

Винительный

Кого? Что?

Творительный

зеркалОМ

зеркалАМИ

Предложный

О ком? О чём?

зеркалАХ

На данном примере заметно, как с легкостью можно определять данную морфему в словах. Поскольку слово «плиссе» не склоняется по падежам, то это слово без окончания, а в слове «зеркал» представлены лишь корень и нулевое окончание, ведь это имя существительное во и в родительном падеже.

Морфемы, с которыми взаимодействует нулевое окончание

В большинстве рассмотренных примеров чаще всего встречаются слова, у которых среди морфем используются лишь корень и нулевое окончание. С подобным окончанием могут сочетаться и все другие морфемы. Например, слова, у которых присутствует приставка, корень, нулевое окончание: рассказ, переход, вылет, выход, заплыв. Также существуют слова, при морфемном анализе которых можно увидеть приставку, корень, суффикс и нулевое окончание. Например: подросток, положил, предсказал, приурочил. Очень часто используются слова, в которых одновременно присутствуют постфикс и нулевое окончание в русском языке. Например: накрасился, взбодрился, присядьте, помогите, представьте, вооружился.

Мягкий знак при морфемном анализе

Обратите внимание на то, что мягкий знак не может быть окончанием слова. Данный знак не обозначает никакого звука, а лишь указывает на мягкость согласной, которая стоит перед ним. Если слово заканчивается на мягкий знак, то его следует считать, что у него нулевое окончание. Однако это правило не относится к неизменяемым словам. Например, несмотря на то что в конструкциях лишь, прочь, вскачь на конце находится мягкий знак, не стоит эти слова считать с нулевым окончанием. Они являются неизменными, и у них вообще нет окончаний.

Особенности морфемного анализа слова

Окончание - единственная изменяемая часть в слове. Все остальные морфемы составляют вместе его основу. При морфемном анализе, пожалуй, легче всего выявить в слове именно окончание, поскольку для этого достаточно лишь немного видоизменить слово.

Небольшие трудности, которые могли возникнуть при правильном определении окончания - это отличить слова, у которых нулевое окончание, а также слова вообще без окончания. Поскольку в данной статье было выяснено, что такое нулевое окончание, то при анализе данная морфема не составит никаких сложностей.

Вызывает много вопросов у тех, кто изучает теорию русского языка, будь то русские школьники или иностранцы. Трудности возникают, во-первых, тогда, когда нужно отличить слова без флексии (без окончания) от слов с нулевой флексией (нулевым окончанием).

Главный критерий

В общем, основной критерий различения формулируется просто: слова с нулевым окончанием - это изменяемые слова, а слова без окончания - неизменяемые. Однако такая формулировка проста только для тех, кто хорошо знает, какие именно слова изменяются, а какие нет. Именно в этом и заключается «коварство» этого вопроса: прежде чем разобраться с тем, что такое нулевое окончание, нужно понять, что такое грамматическое изменение, слова каких частей речи изменяются, а каких - нет, что такое окончание, в отличие от всех остальных частей слова (морфем).

Если слова не приспосабливать друг к другу

Только малыши, начинающие говорить, не стараются приспособить слова друг к другу. Они или хитро избегают этой необходимости, «изобретая» такие слова, которые не нуждаются в приспособлении, или составляют «неправильные» с точки зрения взрослых предложения.

Например, русский малыш может говорить: «Мама баи» («Мама спит»), «Машинка тю-тю» («Машинка уехала», «Машинки нет», «Машинка пропала»), «Киса бах» («Киса упала»). Слова «баи», «тю-тю», «бах» не только не имеют возможности как-то измениться, но и не нуждаются в этом. Они могут с равным успехом сочетаться с существительными разного рода и числа: «Дед баи», «Машинки тю-тю», «Котик бах». Предложения с такими словами не выглядят «неправильными», а воспринимаются как «детские».

В других случаях малыши говорят «неправильно», и эта неправильность очень хорошо ощущается взрослыми именно как искажение взрослого языка. Это могут быть личные формы глагола, употребленные неправильно: «Машинки спит» ("Машинки спят"), либо инфинитив, употребленный вместо личной формы глагола: «Машинки спать» ("Машинки спят"), «Вова спать» ("Вова спит").

Изменяемые и неизменяемые слова в детской речи

Как видим, в первом случае предложение не воспринимается как неправильное, так как выбранный глагол не подразумевает своего приспособления к другим словам. Это как бы глагол с универсальной, подходящей для всех единой формой (бах, тю-тю, баи). Это неизменяемые слова, в их составе нет такой части, которая, меняясь, приспосабливала бы глагол к разным существительным.

Во втором случае такой универсальной правильной формы у глагола нет. Каждый раз сочетаясь с существительными разного рода и числа, глагол должен как-то измениться, чтобы получилось правильное словосочетание. У глагола есть для этого возможности, так как у него есть окончание: меняясь, оно меняет форму глагола.

Изменяемые и неизменяемые слова во «взрослом» языке

В общем-то, во «взрослом» языке все обстоит приблизительно так же. Одна часть слов, имея окончания, подразумевает свое изменение, чтобы приспосабливаться к другим словам, а другая часть, не имея окончания, не может изменяться, а сочетаясь с другими словами, остается неизменной.

Например, прилагательное «симпатичный» имеет окончание, которое, меняясь, меняет и форму слова, позволяя ему повторять форму имени существительного: «симпатичная девушка», «симпатичный слоненок», «симпатичные отношения», «симпатичных лиц», «симпатичными людьми» и т. д. Среди таких могут быть и слова с нулевым окончанием. Примеры проще всего найти среди существительных мужского рода единственного числа: «дом», «сад», ключ».

А наречие «далеко», напротив, не подразумевает никаких изменений и, образуя словосочетание с глаголами, никак не меняется: «далеко ушла», «далеко выскочил», «далеко убежали», «далеко уйду» и т. д.

Окончания и формы слов

О форме слова принято говорить только тогда, когда оно может ее менять, то есть когда у него есть окончание. У имени прилагательного «симпатичный» ровно столько форм, сколько окончаний. А у наречия «далеко» нет ни окончания, ни форм.

Формы слова, которое изменяется, принято называть словоформами. Все они для одного и того же слова называются парадигмой словоизменения. Это одно и то же слово, но представленное во всем богатстве своих форм, каждая из которых отличается друг от друга грамматическим значением. Например, у словоформы «симпатичный» такое грамматическое значение: именительный падеж, А словоформы «симпатичными» следующее грамматическое значение: творительный падеж, множественное число. Слова, имеющие нулевое окончание, заведомо являются словоформами, так как любое окончание, в том числе нулевое, призвано образовывать словоформу.

Окончания и грамматическое значение

Формально (зрительно и на слух) эти словоформы отличаются друг от друга именно окончаниями, и именно окончания дают или отбирают у слова то или иное грамматическое значение.

Так, если говорить об окончании «ый» слова «симатичный», то именно оно имеет все перечисленные грамматические значения (как приставка «от» в слове «отбежать» имеет значение «удаления»).

Каждое окончание имеет свое грамматическое значение и может его сообщить словоформе. Однако, разумеется, на это есть жесткие ограничения. Например, окончание «ыми» не может дать значение «творительный падеж, множественное число» существительному «собака», так как у него совсем другая парадигма окончаний.

То же можно сказать про слова с нулевым окончанием. Примеры: нулевое окончания слова «ночь» имеет значение «именительный падеж, единственное число».

Нет звуков, но есть окончание

Если слово изменяемое, значит, у него обязательно есть окончание, абсолютно во всех формах. И неважно, выражено это окончание звуками (буквами) или нет. В большом количестве случаев окончание представлено, как принято говорить, «нулем звука»: после основы нет звуков, однако это не значит, что нет окончания.

Например, в слове «пёс» за корнем не следует никакого звука, однако окончание у этого слова как у изменяемой части речи есть, именно такое окончание называется «нулевым»: пёсØ.

Значение этой словоформы - именительный падеж, единственное число существительного, имеющего мужской род. Нулевое окончание легко «почувствовать», если понять, что именно из-за того, что на месте окончания в данном случае «ноль звука», слово воспринимается как имеющее именно это грамматическое значение. Значит, «ноль звука» здесь имеет значение «именительный падеж, единственное число» существительного мужского рода.

Важно понимать, что нулевое окончание имен существительных омонимично нулевому окончанию глаголов, так как эти два окончания имеют совершенно разные значения и образуют разные словоформы.

Значимое отсутствие

Таким образом, такое отсутствие нельзя назвать отсутствием в собственном смысле слова. Отсутствует окончание у наречия «славно», деепричастия «заевшись», предлога «в», частицы «не». У слова «пёс» окончание не отсутствует, а представлено «нулем звука». А нулевые окончания глаголов образуют форму прошедшего времени единственного числа (нес, вез, мыл), и нельзя говорить, что у этих слов нет окончания.

Само по себе отсутствие здесь является значимым, знаковым. Это можно сравнить с массой чисто бытовых случаев. Например, мы часто договариваемся друг с другом: «Если будет что-то не так, я перезвоню. А если я не позвоню, значит, все в порядке, все идет по плану».

Так же и здесь: если у слова «пёс» окончание представлено «нулем звука», значит, его форма - именительный падеж, единственное число.

Как не спутать «значимое» отсутствие с обычным

Договорившись о том, что, если все в порядке и все идет по плану, нам не перезвонят, мы в назначенное время часто начинаем беспокоиться: а вдруг отсутствие звонка - это не знак того, что все в порядке, а наш партнер просто не может позвонить?

Приблизительно поэтому же часто возникает путаница и с тем, как отличить нулевое окончание от его отсутствия. Как уже говорилось в самом начале статьи, самый главный критерий простой: слова с нулевым окончанием изменяются, а без них - нет.

Чтобы понять, что перед нами: нулевое окончание (значимое отсутствие) или его отсутствие, нужно попытаться изменить слово: «пес» - «пса», «псом». Во-первых, слово изменяется, что само по себе уже показатель того, что у него есть окончание. Во-вторых, на месте нулевого появились другие окончания, составляющие парадигму окончаний этого слова.

При этом важно внимательно относиться к изменению: нужно изменять именно то же самое слово (то есть менять только грамматическое значение), а не образовывать новые. Так, прилагательное «удобная» - это не форма наречия «удобно». При изменении формы слова его часть речи, разумеется, должна оставаться такой же.

Неизменяемые слова

Для уверенности в том, что перед вами - нулевое окончание или его отсутствие, очень важно ориентироваться в том, слова каких частей речи - неизменяемые.

К неизменяемым словам относятся следующие:

  • Наречия (наречие - это неизменная часть речи, поэтому нельзя говорить, что у наречия есть нулевое окончание). Примеры: устало, удобно, вмиг, радостно, прекрасно, плохо, грустно, около, далеко. Обратите внимание, что наречия далеко не всегда заканчиваются на «о»: недаром, спьяну, сгоряча, поневоле, вчера, весной, чуть-чуть, много, втройне, дважды, вчетвером, сейчас, утром, завтра, днём, позже, погодя, всегда, вечером, ночью, там, вблизи, здесь, налево, вперед, навстречу, сбоку, вплавь, ползком, вперемешку, навзничь…

Коварным является сходство наречий и некоторых форм прилагательных и глаголов: "Мама устало присела на край дивана" (устало - наречие). "Солнце будто устало и очень быстро скрылось за тучами" (устало - глагол).

  • Несклоняемые имена существительные, например: авто, пальто, барокко, такси, кофе. Правда, есть точка зрения, что у этих слов есть окончания: именно потому, что это существительные (в школьной программе обычно такая точка зрения не рассматривается).
  • Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки.
  • Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его.
  • Эти группы слов запомнить, в общем-то, несложно, но в сложных случаях или случаях неуверенности дополнительным критерием, как уже говорилось, будет возможность изменить конкретное слово.

      Слов с нулевым окончанием много, они в именительном падеже имеют нулевое окончание, а при склонении изменяются.

      К примеру:

      страх (нулевое окончание) - страха(окончание -а-), волк - волком, степь - степью,

      боль- боли

      брат - брату, чтобы понять что есть нулевое окончание достаточно слово изменить по числу или падежам.

      Примеры нулевых окончаний :

      • секретарь;
      • помощь;
      • калькулятор;
      • журнал;
      • жизнь;
      • конюх;
      • батарей;
      • лентяй;
      • занавес;
      • прадед;
      • пришел;
      • светлячок;
      • осуществил;
      • вольт;
      • композитор;
      • водопровод;
      • соловей;
      • чертополох;
      • муравей.
    • Примеры слов с нулевым окончанием могут быть следующими: ход, союз, арбуз, год, город, плод, мост, мышь, ранен, орден, муж, стол, сват, брат, нос, луг, лист, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, красив и прочее.

      Примеры существительных с нулевым окончанием, как правило это слова 2 или 3 склонения, например:

      сирень, казнь, компот, стул, телефон, двигатель, рюкзак, печь.

      Стоит отметить, что нулевое окончание в других падежных формах становится материально выраженным. Сравните:

      сирень - нулевое окончание,

      сирени - окончание И;

      компот - нулевое окончание,

      компотом - окончание ОМ.

      Примеры глаголов с нулевым окончанием, большой пласт таких слов составляют слова мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения, например:

      зашел, закончил, перебежал, высыпал, добежал, заглянул, перепрыгнул, выпил, закончил и т.д.

      Примеры - лисий, задач, ходил, печь.

      Есть определенные правила, устанавливающие определение нулевого окончания. Это правило проходят уже в третьем классе и звучит оно так

      Запоминаем склонение род, число, падеж, какое влияние они оказывает на формирование окончания.

      Примеры слов с нулевым окончанием: стол, кот, мех, грех, топор, пирог, лес, бес, свет, ответ, муж, трон, маг, мир, затвор, закат, ответ, стог, хлев, казак, воин, кузнец, доспех, океан, динозавр, космос. В других формах все эти слова имеют окончания. Например: кузнец-а, кузнец-ом, кузнец-ы. Поэтому все приведнные для примера слова тоже имеют окончание, которое считается нулевым.

      Слова с нулевым окончанием не нужно путать с неизменяемыми словами, поскольку у тех в любых формах окончаний нет.

      Нулевыми называются флексии (окончания в школьной программе), которые мы не произносим и не слышим звуками они не выражены , а также не пишем и не видим буквами они не обозначены . Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов склоняемых или спрягаемых.

      Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы , где флексии выраженные.

      Рассмотрим как пример маленькое предложение: Братик выполнял домашние задания. В нм две лексемы с нулевыми флексиями: БРАТИК, ВЫПОЛНЯЛ. Лексема БРАТИК в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: БРАТИКА, БРАТИКОМ (флексии -А, -ОМ). То же и в глаголе ВЫПОЛНЯЛ: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛА, ВЫПОЛНЯЛИ) станет ясно: в словоформе из приведнного как пример предложения флексия нулевая.

      Нулевые флексии есть:

      У ИМН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

      числа единственного:

      • 2-го скл. муж. рода в им. пад.: призрак, перебой, интернационализм, павиан, брат;
      • неодушевлнных 2-го скл. муж. рода в вин. пад.: узнаю шкафчик, телефон, подъм, будильник;
      • 3-го скл. в пад. им. и вин.: степень, мышь, мишень, фальшь;
      • разноскл. ПУТЬ в тех же падежах;

      числа множественного:

      • 2-го скл. муж. и средн. рода (не у всех) и 1-го скл. рода жен. и муж. в пад. род.: нет местечек, училищ, земель, сестрнок, круч, дедушек;
      • разноскл. на -МЯ в пад. род. мн. числа (кроме лексем ТЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ у них нет мн. числа): имн, времн, племн, знамн, вымн (непривычно, но лексема ВЫМЯ употребляется во мн. числе), семян, стремян;

      У ИМН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

      • Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) это вс суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? Машин, папин, царицын, дедов, Далев (о словаре), вороний, волчий, медвежий;
      • кратких качественных в числе ед. рода муж.: красив, интересен, великолепен, привлекателен, могуч;

      У МЕСТОИМЕНИЙ

      • указательных и притяжательных в числе ед. рода муж. (падежи им. и, если распространяют существительное неодушевлнное, вин.): этот, тот, свой, мой, наш, твой, ваш;
      • указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ в числе ед. рода муж.;
      • личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные в словах МЫ, ВЫ флексия -Ы);

      У ИМН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:

      • количественных со значением а) единиц (5 9), б) целых десятов (10 80) и в) целых сотен (200 900) в пад. им. и вин. причм в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии: в конце слова и середине, как и по две выраженные в других пад., за исключением двух указанных выше;
      • количественных, обозначающих целые сотенки (200 900) в род. пад. на конце слов: двухсот, четырхсот, восьмисот, пятисот;
      • ОДИН (муж.) в пад. им. и, когда сочетается с сущ. неодушевлнными, в вин.;

      У ГЛАГОЛОВ:

      • наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевл, апробировал, проиллюстрировал, разбросал;
      • наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы, разбросал бы;
      • наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь, отметь;

      У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.

      Кроме того, следует различать слова с нулевыми флексиями и слова, в которых флексий нет .

      Нулевое окончание довольно частый случай в русском языке и слов, которые имеют такое не выраженное звуками или буквами окончание довольно много. Например многие существительные имеют нулевые окончания в именительном падеже: Волк, Заяц, Слон, Дрозд, Мышь, Кролик. При изменении формы слова окончание в этих словах появляется - Волк-Волку-Волка-Волком-Волке.

      Другим случаем наличия нулевого окончания может быть исчезновение выраженного звуком окончания при склонении, например во множественном числе. Так в слове Сова окончание А, но во множественном числе и родительном падеже получаем слово (нет кого?) СОВ, также с нулевым окончанием.

      Нулевое окончание материально не выражено. То есть, оно есть, но мы его не видим. После корня отсутствует звук, чем выражается грамматическое значение. Например, слово дом. При изменении появляется окончание - дому, дома, доме и т.д.

      Сын, грузин, солдат, гранат, ход, год, город, плод, мост, орден, сват, брат, муж, стол, нос, луг, лист, союз, арбуз, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, мышь, ранен, красив и т.д.

    Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

    Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

    Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

    Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

    Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

    Элен, отвечаю здесь
    //----------------------

    Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

    Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

    Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

    Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

    Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

    А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

    При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

    Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

    Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?

    Окончание — изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.

    Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками — это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.

    Окончание — это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы.

    От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.

    Окончание могут иметь только изменяющиеся части речи (склоняемые, спрягаемые или изменяющиеся по родам и числам):

    • склоняемые имена существительные,
    • прилагательные,
    • числительные,
    • местоимения,
    • глаголы,
    • причастия.

    Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова:

    • изменить число:

      луг() — луг(а) ,
      трав(а) — трав(ы) ,
      смел() — смел(ы) ;

    • изменить род для прилагательных и причастий:

      бел(ый) — бел(ое) — бел(ая) , думающ(ий) — думающ(ая) , сидел() — сидел(а) ;

    • падеж у частей речи, которые склоняются: дом() — дом(а) — дом(у) , син(ий) — син(его) — син(ему) ;
    • лицо у глаголов: пиш(у) — пиш(ете) — пиш(ут) .

    Часть слова, которая изменяется при изменении формы слова, является окончанием.

    Окончание не входит в основу слова , так как имеет только грамматическое значение.

    Концы слов разных частей речи могут быть одинаковыми, но их окончания различны, т.е. слова имеют разное морфемное строение. Примеры:

    • маленькие и зрение — прилагательное маленькие и существительное зрение в конце слова имеют -ие . Изменяя род прилагательного: маленьк(ий) — маленьк(ая) -маленьк(ие) , определяем меняющуюся часть — последние две буквы меняются, следовательно, -ие — окончание. Склоняя существительное зрени(е) — зрени(я)- зрени(ем), определяем окончание .
    • зевая и злая — деепричастие зевая не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а прилагательное з л(ая) — зл(ой) — зл(ые)) имеет окончание -ая .
    • зря и земля — наречие зря не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а существительное зем л(я)- земл(ёй) — земл(ю) имеет окончание .
    • знамя и биология — существительные знам(я) — знамен(и)-знамен(ем) и биологи(я)-биологи(ей)-биологи(ю) имеют одинаковые окончания -я.

    Внимание! Глаголы второго лица мн.ч. настоящего и будущего числа и формы повелительного наклонения этих глаголов могут совпадать, но имеют разное морфемное строение,т.е. имеют два варианта морфемного разбора:

    Выполните (повелительное наклонение, вы-полн-и-(те), -и- — повелительного наклонения) вторую задачу после того, как выполните (настоящее время, вы-полн-(ите)) первую.
    вы-лет-и-(те) (повелит. наклонение) — вы-лет(ите) ;
    вы-леч-и-(те) (второе спряжение, повелит.наклонение) — вы-леч-(ите) и т.д.

    В глаголах первого спряжения безударное окончание -(ете) по звучанию совпадает по звучанию с повелительным наклонением, но пишется по-другому:

    выпрыгн-и-(те) (повелит.накл.) — выпрыгн-(ете ) (первое спряжение (прыгнуть), второе лицо, мн.ч.).

    С помощью окончания образуются формы изменяемых слов.

    Окончание выражает различные грамматические значения частей речи:

    • число и падеж у имен существительных, числительных, личных местоимений (без предлога или с )
      сущ. 2-го склонения, Тв.п., ед.ч. кем?, чем? слон(ом ), отц(ом ), кон(ём
    • род, число, падеж у имен прилагательных, причастий, местоимений
    • лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени:
    • род и число у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных

    Кроме различения форм слова, окончания иногда выполняют смыслоразличительную функцию :

    хлеб(а) — хлебные злаки и хлеб(ы) — выпеченные из муки изделия; мужи — мужья, зубы — зубья, листы — листья.

    Иногда по окончанию легко определить не только форму, но и часть речи. Например:

    В словосочетании неизменяемые слова подчиняются главному слову по смыслу, с помощью порядка слов и интонации: быстро бежать, бежать наверх .

    Неизменяемые слова не имеют окончаний:

    Неизменяемые части речи Примеры
    деепричастия видя, слыша, собирая, умываясь
    наречия наголо, весело, лучше, по-немецки, во-первых, невтерпёж, замуж
    несклоняемые существительные (обычно заимствованные): какао, колье, кашпо
    несклоняемые прилагательные: хаки, бордо,беж
    прилагательные в сравнительной степени: сильнее, выше
    притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность третьему лицу: его, её, их
    междометия и звукоподражания: ура, ах!
    Служебные части речи:
    союзы хоть
    около
    пусть

    Внимание! Отсутствие у слова окончания графически не обозначается. При морфемном и словообразовательном разборе нельзя ставить знак нулевого окончания! Все слово входит в основу.

    Деепричастия и наречия — неизменяемые части речи, поэтому окончаний не имеют. Не путайте деепричастий и наречий с окончаниями прилагательных. Окончания прилагательных можно изменять:

    • дум/а /ть — дум/а /я — суффикс деепричастия;
    • мил(ая ) — окончание прилагательного, которое можно изменять: мил(ый), мил(ого).

    Нулевые окончания

    Склоняемые или спрягаемые (изменяемые!) части речи в некоторых формах могут иметь нулевое окончание.
    Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой на письме. Обнаружить его можно, изменяя формы слова. Если при изменении формы слова появляется окончание, выраженное буквами и звуками, то э
    Нулевое окончание передает определенное грамматическое значение:

    стол(), конь() — Им. п., муж.род, второе склонение; туч(), луж(), мам() — значение родительного падежа мн.ч.

    При изменении формы таких слов после основы появляется выраженное (звуками, буквами) окончание.

    Нулевые окончания имеют: Примеры
    существительные мужского рода ед.числа 2 склонения в именительном и винительном падежах:

    лес() — лес(а), лес(у);
    дом() — дом(а), дом(у);
    слон() — слон(а), слон(у);
    герой() — геро(я) [г’ирОй"(а)];

    существительные женского рода 3-го склонения в именительном падеже ед.ч.:

    мышь() — мыш(и);
    ночь() — ноч(и),
    сеть() — сет(и)

    существительные в родительном падеже мн.ч. разных родов:

    туч() — туч(а) — туч(и),
    лис() — лис(а) — лис(ы),
    солдат() — солдат(ы),
    окон() — окн(о);
    статей() — стать(я) [стат’й"(а)]

    краткие прилагательные и причастия мужского рода ед.ч.:

    красив() — красив(а), неуклюж -неуклюж(а),
    плох() — плох(а);
    ранен() — ранен(а) — ранен(ы),
    задуман — задуман(а), задуман(ы);

    притяжательные прилагательные в И.п. м.р ед.ч.

    лис-ий() — лись(я) -лись[й"(а) ], акулий(), волчий() (см. ниже почему так)
    мамин(), отцов()

    глаголы прошедшего времени мужского рода ед.ч. в изъявительном и сослагательном наклонении:

    пел(), пел() бы — пел(а),
    умыл()ся — умыл(а)сь;

    у глаголов повелительного наклонения ед.ч.:

    учи(), смотри(), пиши();

    числительные в именительном и винительном падежах:

    десять() — десят(и), десять(ю)

    Внимание! Необходимо различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, т.к. в слове с нулевым окончанием оно указывается при морфемном разборе слова, а в неизменяемых словах — нет (нет окончания)!

    • существительное уж() (уж(у), уж(ом) ) имеет нулевое окончание, а наречие уж — неизменяемое слово и, следовательно, не имеет окончания .
    • сеть() — существительное (сет(и), сет(ям)),
      сес(ть
      ) — глагол, где окончание неопределенной формы(ть) ,
      пуска(ть) — глагол,
      пять() — числительное (пят(и) ),
      путь() — существительное (пут(и), пут(ём) ),
      хоть — союз и неизменяемое слово, поэтому нет окончания,
      пусть , неизменяемое слово — нет окончания,
      думая — деепричастие, неизменяемое слово — нет окончания.

    Окончание может находиться внутри слова:

    • Если у слова есть , то окончание находится перед ним, внутри основы слова: уч(у) сь, уч(ишь) ся, учивш(ий) ся (после окончания стоит глагольный -ся/-сь — самый частый случай); пойд(ем) -те ; в середине составных местоимений: как(ой) -либо, как(ого) -либо, как(ого) -то, к(ому) -нибудь .
    • В некоторых сложных словах: в Комсомольск(е) -на-Амур(е) .

    Два окончания в слове.

    В сложных словах возможно выделение двух окончаний:

    • у существительных: кресл(о) -кровать() — кресл(а) -кроват(и) ;
    • у числительных: пять() десят() — пят(и) десят(и) .

    Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о -лет() , красн-о -кож(ий) .

    Окончание выделяется по звуковому составу

    с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:

    • Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий:

      лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий() , где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый —и — из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’] , а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.

    • В следующих словах суффикс -й- также проявляется в звуковом составе слова: ружья [руж-й’-(а)], ружьё [руж-й’-(о)]; воробья[вороб’-й’-(а)], воробью[вороб’-й’-(у)] ; край, краю [кра-й’-(у)]. Суффикс -й- сохраняется и при образовании родственных слов: ружейный, воробьиный [ вороб’-й’-ин-(ый)] . В этих словах и им подобных (плясунья, ворчунья; ущелье, знание, стремление; май, трамвай и т.д.) не во всех формах окончание обозначено буквами.

    Список использованной литературы

    • Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
    • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
    • Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011 — ISBN 978-5-94776-742-1.