Святая равноапостольная нина, просветительница грузии (†335). Равноапостольная святая Нина, просветительница Грузии: икона, молитва и монастырь

Просветительницы Грузии, где этот праздник называют «Нинооба» и отмечают особенно торжественно.

В связи с праздником, Католикос-Патриарх вся Грузии Илия Второй 27 января утром проведет богослужение в Сионском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Глава грузинской православной церкви также отслужит молебен в честь дня поминовения христианской просветительницы страны 26 января вечером. В Сионском кафедральном соборе Успения Богородицы хранится крест из виноградной лозы, обвитый волосами Святой Нино, с которы просветительница пришла в Грузию. Прихожане смогут приложиться к святыне после молебна и в день поминовения Святой. Святую Нино грузинская православная церковь поминает дважды в год: 27 января, в день ее кончины, и 1 июня – в день ее пришествия в Грузию.

Житие

Святая Нино родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Как и многие святые, она происходила из знатной семьи. Отец ее Завулон был родственником Святого Георгия Победоносца, мать Сусанна – сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Святая равноапостольная Нино

На миссионерский подвиг Нино в значительной степени подвигло событие, произошедшее с ней еще в ранней юности. В 12 лет Нина пришла с родителями в Иерусалим. Здесь ее отец по благословению патриарха ушел в пустынники, а мать была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня.

Нино отдали на воспитание благочестивой старице Нианфоре, которая занималась ее духовным образованием. Святая земля, где родился, проповедовал и совершал чудеса, принял крестную смерть и воскрес Спаситель, потрясла душу девушки.

Однажды, при чтении евангелиста, описывавшего казнь Иисуса Христа, ее посетила мысль, а где сейчас находится Хитон Господень, доставшийся по жребию одному их римских воинов. Не может быть, чтобы столь великая святыня погибла безвозвратно.

У Нианфоры она узнала, что, по преданию, нешвенный Хитон Господень (одежда Спасителя, сотканная Пречистой Матерью) был выкуплен у римских солдат мцхетским раввином Элиозом и отнесен в Иверию (Грузию). И тогда юная Нино решила, что именно она должна найти эту великую святыню. Будущая Святая неустанно молилась Пресвятой Богородице, чтобы Та помогла ей обрести Хитон Господень. И однажды Нино приснилось, что Божья Матерь вручает ей крест из виноградной лозы и посылает в Иверию с проповедью Евангелия. Проснувшись, Нино обнаружила в своей руке этот виноградный крест. Она трепетно поцеловала его. Затем отрезала часть своих волос и обвязала ими крест посередине, тем самым посвятив себя его служению.

Крест святой равноапостольной Нино, которым награждались «лица, принимавшие активное участие в восстановлении православия на Кавказе»

Она пошла к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, чтобы рассказать о видении и о своем решении. Увидев в произошедшем знак Промысла Божия, он благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

Тернистый путь Узнав, что из Иерусалима в Армению направляются царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 христианских дев, которые бежали из Рима от гонений императора Диоклетиана, Нино решила идти вместе с ними.

По пути в Грузию Святая Нино чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Трдата III, которой подверглись все ее спутницы.

Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, Святая Нино продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. Так, в день Преображения Господня по молитве Святой Нино, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, сильной бурей были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим.

Крещение Грузии

Первыми обращенными ко Христу стали бездетный царский садовник и его жена Анастасия, у которых поселилась Святая Нино. Своей молитвой она помогла Анастасии излечиться от бесплодия.

Крест Святой Нино в монастыре Джвари

Узнав о силе молитв праведницы, скоро к ней стали стекаться толпы больных и страждущих. Многие из получавших по молитвам Нино исцеление вскоре крестились.

Грузия находилась тогда под властью Римской империи, где уже утвердилось христианство, поэтому царь Мириан вынужден был не препятствовать Святой проповедовать Христа в своем городе. Однако супруга Мириана – царица Нана, была усердной почитательницей идолов. Излеченная равноапостольной Ниной она уверовала во Христа и из идолопоклонницы стала ревностной христианкой, но ее супруг не спешил обращаться в истинную веру. Существует легенда о том, что во время охоты царя Мириана неожиданно снизошла тьма, царь впервые обратился с мольбой к Богу, которого проповедовала Нино, и свет озарил все небо. Именно после этого случая он уверовал в Бога.

Диптих иконы Богоматери и Св. Нины из Тбилиси

Царь Мириан и царица Нана вместе с детьми и родственниками приняли Святое Крещение в водах реки Арагви. По прошествии нескольких лет в 324 году христианство было объявлено в Грузии государственной религией.

Первая церковь

Священное Предание свидетельствует, что в I веке нашей эры раввин Элиоз, который присутствовал на распятии Господа и протестовал против несправедливого суда Синедриона, выкупил у римских воинов Хитон Господень и, прибыв во Мцхета, вручил его своей благочестивой сестре Сидонии. Девица, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его Мессией, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.

Служба в храме Светицховели в городе Мцхета

Три века спустя в Грузию пришла святая равноапостольная Нина, которая с детства желала прийти в Иверию, чтобы поклониться великой святыне. Принеся Благую Весть во Мцхета, она попросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить эти кресты на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства.

Когда Древо было чудесным образом спилено и уложено на землю, то из оставшегося столпа стало источаться целебное благодатное миро, которое истекало до XVII века, до нашествия персидского шаха Аббаса. Столп стал именоваться животворящим – по-грузински Светицховели. Над ним возвели первую в Грузии церковь, освященную в честь двенадцати апостолов Христовых. К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306 – 337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно утвердилось в стране.

Храм Светицховели во Мцхета

В первой половине 11 века зодчий Арсукидзе на месте деревянной церкви возвел величественный собор.

Таким образом, главный собор Грузинской церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные церковные события Грузинской церкви, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в .

Апостольское служение

Несмотря на то, что христианство было объявлено в Грузии государственной религией, горные области страны оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона Святая Нино отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда Святая Нино прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Там она вела подвижническую жизнь, постоянно молилась, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Репродукция иконы «Святая Равноапостольная Нина»

Совершив свое апостольское служение в Грузии, Святая Нино была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила прислать епископа Иоанна, чтобы он приготовил ее в последний путь. Царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра Святой Нино были свидетелями многих исцелений.

Наставляя народ, пришедший ей поклониться, Святая Нино, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития Святой Нино. Приобщившись Святых Христовых Тайн, Святая Нино завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу. Случилось это в 335 году на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов.

Могила Святой Нино в Бодбе

На месте захоронения в 342 году царь Мириан основал храм в честь Георгия Победоносца, родственника Нины. Позднее здесь был основан женский монастырь.

Мощи Святой, сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь, причислив Нино к лику Святых, назвала ее равноапостольной, то есть уподобившейся в деле распространения веры ученикам Христа – апостолам.

Традиции

В Грузии почитают Святую Нино, как просветительницу и небесную покровительницу Грузии. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов Святой Нино, где праздник Нинооба отмечается особенно торжественно. В дни, посвященные Святой торжественные службы проходят и во всех православных храмах страны.

Православный праздник Нинооба в Бодбе

Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодежи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии. Маршрут полностью соответствует пути следования Святой Нино по Грузии.

Подвиг своей жизни Святая Нино завершила в селении Бодбе (Кахети, Восточная Грузия). Над могилой святой возведен кафедральный собор во имя небесных покровителей Грузии – Георгия Победоносца и Нино – трехнефная базилика IX века. В настоящее время при храме действует самый большой в Грузии женский монастырь. В ущелье на северо-востоке от монастыря находится источник Святой Нино (Нинос цкаро) с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя ее родителей – Святых Завулона и Сусанны.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 - 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием).

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 - 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею".

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия , ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284 - 305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня , по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.

Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 - 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. "В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь". Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. "Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами". Это событие совершилось 6 мая 319 года.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306 - 337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными, В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342 - 364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

27 января по старому стилю преставилась к Господу святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.

Мне кажется, что символичным фактом в истории грузинского народа, который очень хорошо раскрывает его отношение к православию, глубоко укоренившемуся в сердце грузин, является завоевание в XVII веке персами Тбилиси. По приказу магометанского шаха из собора была вынесена величайшая духовная реликвия грузинского народа – крест святой Нины. Он был положен на мост через реку Куру. Около ста тысяч тбилисцев были собраны на берегу. Кто из них хотел жить, тот должен был пройти по мосту и переступить через крест, кто этого не сделает – того тут же на месте казнили. Ни один человек из ста тысяч не посмел совершить святотатство. И Кура в тот день стала красной от крови…

Много народов пыталось завоевать Иверию: римские язычники, огнепоклонники-персы, мидяне, парфяне, хазары, турки-мусульмане, но Грузия, сожженная и тонущая в крови, каждый раз воскресала. Возрождалась в православии. До сегодняшнего дня, несмотря на религиозные кровавые геноциды и соблазны многочисленных языческих верований да псевдохристианских ересей, Грузия с глубокой древности остается страной-хранительницей чистоты канонического православия.

Во многом это стало возможным благодаря хрупкой юной девушке, предпринявшей смертельно опасное путешествие по кавказским горам для того, чтобы принести свет Христовой веры в Иверию и стать апостолом для грузин. Ее звали Нина.

Она происходила из святого праведного и весьма знатного каппадокийского рода из города Коластры (сейчас восточная Турция). Там было довольно много грузинских поселений. Возможно, у семьи святой равноапостольной Нины с ними было какое-то родство или близкое знакомство, которое повлияло на дальнейшую жизнь святой. Будущая просветительница Грузии родилась около 280 года. Ее отца звали Завулон. Он занимал при римском императоре высокую должность военачальника. Будучи христианином, Завулон привел к вере множество пленных галлов. Их крестили, а он стал их крестным отцом. Благодаря ему пленники исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Завулон же вступился за них перед императором. Последний за его воинские заслуги помиловал галлов. А их освободитель вместе с новообращенными и священниками прибыли в галльскую страну, где также было крещено множество людей. Родственником Завулона являлся святой великомученик Георгий Победоносец. Мама же Нины Сусанна воспитывалась долгое время при Храме Гроба Господнего. Ее родной брат был Святейшим Иерусалимским Патриархом (некоторые источники называют его Ювеналием).

Когда девочке исполнилось двенадцать лет, Завулон и Сусанна привели ее в Иерусалим. Родители Нины жаждали монашеской жизни. Потому по обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского они расстались, чтобы нести подвиги во имя Христа. Завулон удалился в Иорданскую пустыню, а Сусанна стала диаконисой (1) при Храме Гроба Господнего. Воспитание же Нины было поручено старице Нианфоре. Вскоре отроковица благодаря молитвенному складу, прилежанию, послушанию и любви к Господу твердо усвоила истины веры Христовой. Так, например, с великим усердием она читала Святое Евангелие.

Нианфора много рассказывала Нине о Крестной Смерти Спасителя. Девушку заинтересовала история, связанная с Хитоном Господним.

Вспомним стихи Евангелия: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19:23–24).

По Церковному Преданию, хитон Сыну соткала Пресвятая Богородица. А в Иверии (так в древние времена называлась Грузия) жило очень много евреев, попавших туда во времена вавилонского рассеяния (VI век до Рождества Христова), потому она называлась страной евреев, или Иверией. Там в городе Мцхете жил один благочестивый раввин Елеазар. Он практически был ровесником Господа нашего Иисуса Христа. В Пасху Страданий Спасителя он решил совершить паломничество в Иерусалим, но мать его Элоиза строго-настрого приказала ему не принимать участия в казни Христа. Согласно Церковному Преданию, благочестивая Элоиза в своем сердце даже чувствовала удары молота, которым Пречистые Длани Спасителя прибивали к Древу. Возвестив о смерти Господа своей дочери Сидонии, она скончалась. Сидония же перед этим упросила брата Елеазара привести ей что-нибудь из вещей Христа.

Елеазар прибыл в Иерусалим, когда Спасителя уже распяли на Кресте. Он выкупил Хитон Господень у римского легионера, выигравшего Его путем метания костей. Раввин увез святыню на Кавказ. Праведная Сидония, облобызав Хитон Господень, прижала его к груди и тут же предала святую душу Богу. Никто не мог разжать ладони праведницы и вынуть святыню. Елеазар похоронил сестру в саду Мцхета. Позже этот случай почти забылся. На могиле святой праведной Сидонии вырос огромный кедр. Люди чувствовали, что это святое место, так как ветви и листья дерева исцеляли страждущих от болезней. Множество кавказцев шли к кедру и почитали его великой святыней.

По внушению Святого Духа равноапостольная Нина, спустя почти триста лет, в начале IV века решила отыскать Хитон Господень. Ее решение было благословлено Богом. Однажды, когда святая уснула после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках две виноградные палочки. Она срезала с головы локон волос и, перемотав ими палочки, связала крест. С ним она отправилась в Грузию. Патриарх Иерусалимский благословил Ее на апостольское служение в Иверии.

Крест святой Нины

В начале пути дева была не одна. С нею путешествовали царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и еще 35 дев, но они все были убиты армянским царем Тиридатом. Святая Нина же чудом избежала смерти. Трудным, исполненным опасности путем, который и сегодня одолеет не каждый мужчина, она пришла в Грузию около 319 года. Поселилась в окрестности Мцхета возле раскидистого куста ежевики. При появлении святой произошло чудесное знамение. Идолы языческих божеств Армаза, Гаци и Гаима, которым поклонялись древние грузинские племена, пали, разбитые невидимой силой на маленькие кусочки. Это случилось во время языческого жертвоприношения и сопровождалось сильнейшей бурей.

Святая равноапостольная Нина всех страждущих лечила своим виноградным крестом. Так, ею была исцелена от бесплодия жена садовника. Позже от тяжкого недуга святая вылечила грузинскую царевну Нану, которая крестилась, стала ревностной христианкой и почитается в Грузии святою.

Несмотря на это, царь Мириан по наущению жрецов решил предать равноапостольную Нину тяжким мучениям. Но по Божьей воле ослеп. Кроме того, солнце скрылось, и на город пала тьма. Только после молитвы Господу нашему Иисусу Христу тьма рассеялась, царь выздоровел. Вскоре, в 324 году, Грузия окончательно приняла христианство.

По просьбе царя Мириана святой равноапостольный император Константин Великий прислал в Иверию епископа, двух священников и трех диаконов. Христианство упрочилось в стране.

Благодаря святой Нине в Грузии произошло еще одно чудо. Благочестивый Мириан решил построить на месте, где была погребена вместе с Хитоном Господним праведная Сидония, православный храм. Для этого целебный кедр над местом захоронения спилили. Ствол дерева решили использовать как колонну-столп в храме, но никто не смог сдвинуть его с места.

Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора сенью.

Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября (ст. ст.) – 14 октября (н. ст.) – в день Покрова Божьей Матери.

Сама же святая равноапостольная Нина мирно отошла к Господу, причастившись Святых Христовых Тайн, 27 января (н. ст.) на 67-м году жизни. Она завещала предать свои святые мощи погребению в месте своего последнего аскетического подвига в городе Бодбе. Царь Мириан и его слуги вначале хотели перенести их в Мцхетский собор, но не смогли сдвинуть гроб подвижницы с места. Тогда по завещанию святой мощи захоронили в Бодбе, а над гробницей воздвигли храм во имя родственника святой Нины – великомученика Георгия Победоносца. Позже здесь образовался женский монастырь в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Мцхета

Ее же виноградный крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Так юная девушка, которой, быть может, на момент ее путешествия в Грузию едва исполнилось 16 лет, победила с Божьей помощью языческих истуканов, усмирила царя и стала для Иверии апостолом, принеся в нее свет Христовой веры. И мы, дорогие братья и сестры, не должны сомневаться, что Господь всегда с нами. Ведь сила Его в нашей немощи совершается. Поэтому не будем унывать. Лучше возьмем с Божьей помощью свое тело и свою душу и свяжем, как святая Нина волосами, своей любовью к Богу из них крестик да и пойдем вслед за Христом. А остальное Он с нами, как милостивый Отец, совершит Сам…

Иерей Андрей Чиженко

Примечание:

1. Диаконисы – церковнослужительницы древней Церкви. Посвящались через особое рукоположение и причислялись к клиру. В их обязанности входило подготовлять женщин к крещению, помогать епископам и священникам при совершении Таинства Крещения над женщинами, выполнять поручения епископов относительно больных и бедных, размещать женщин в храме во время богослужения и следить за порядком. К XI столетию институт диаконис практически упраздняется. Их место занимают монашествующие женщины.

Равноапостольная Нина (груз. წმინდა ნინო) - апостол всея Грузии, блаженная матерь, как называют ее с любовью грузины. С ее именем связано распространение света христианской веры в Грузии, окончательное утверждение христианства и объявление его господствующей религией. Кроме того, по ее святым молитвам была обретена такая великая христианская святыня как нешвенный Хитон Господень.

Святая Нина родилась около 280 года в малоазийском городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Она была единственною дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и Сусанны, сестры Иерусалимского Патриарха.

В двенадцатилетнем возрасте святая Нина пришла со своими родителями в Святой город Иерусалим. Здесь отец ее Завулон, пылая любовью к Богу ушел и скрылся в Иорданской пустыне. Для всех осталось неизвестным место его подвигов, равно как и место смерти. Мать святой Нины, Сусанна, была поставлена при святом храме Гроба Господня в диакониссы,Нина же была отдана на воспитание к одной благочестивой старице Нианфоре и по прошествии всего двух лет, при содействии благодати Божией, уразумела и твердо усвоила правила веры и благочестия. Старица говорила Нине: « Вижу, дитя мое, силу твою, равную силе львицы, которая страшнее всех четвероногих животных. Или же можно тебя уподобить орлице, парящей в воздухе. Для нее земля кажется маленькой жемчужиной, но лишь только заметит она с высоты свою добычу, как мгновенно, подобно молнии, устремляется на нее и нападает. Такова же точно будет и твоя жизнь».

Читая евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте Его, св. Нина останавливалась мыслью на судьбе хитона Господня. От своей наставницы Нианфоры она узнала, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери, и что жители этой страны до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.

Святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.Пресвятая Дева, явилась ей в сонном видении, и вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест, иди в страну Иберийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа. Я же буду твоей Покровительницей».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест. Она трепетно поцеловала его. Затем отрезала часть своих волос и обвязала ими крест посредине. В то время был обычай: хозяин отрезал волосы у раба и хранил их в подтверждение, что этот человек - его раб. Нина сама себя посвятила служению Кресту.

Взяв благословение у своего дяди Патриарха на подвиг благовестия она отправилась в Иверию. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 53 девы (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана. Направляемая невидимой рукою, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Потрясенная страхом, при виде участи своих подруг, святая увидела светоносного ангела, обратившегося к ней со словами утешения: «Не печалься, но подожди немного, ибо и ты будешь взята в Царство Господа славы; сие будет тогда, когда окружающая тебя колючая и дикая роза покроется душистыми цветами, подобно розе, посаженной и возделанной в саду.»

Подкрепленная сим Божественным видением и утешением, святая Нина с воодушевлением и новой ревностью продолжала свой путь. Преодолев по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх пред зверями, она достигла древнего Карталинского города Урбнисе в 319 году, в котором оставалась около месяца, проживая в еврейских домах и изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.

Однажды огромная толпа народа во главе с царем Мирианом и царицей Наной направилась к горной вершине, чтобы совершить там приношение языческим богам: Армазу – главному идолу, выкованному из позолоченной меди, с золотым шлемом и глазами из яхонта и изумруда. Справа от Армаза стоял другой небольшой золотой идол Каци, слева- серебряный Гаим. Полилась жертвенная кровь, загремели трубы и тимпаны и воспылало тогда ревностью пророка Илии сердце святой девы.По ее молитвам туча с громом и молниями разразилась над тем местом, где стоял идольский жертвенник. Идолы были разбиты в прах, дождевые потоки низвергли их в пропасть, а воды реки унесли их вниз по течению. И снова воссияло с неба светозарное солнце. Это было в день преславного Преображения Господня, - когда воссиявший на Фаворе истинный свет впервые преобразил на горах Иберии тьму язычества в свет Христов.

Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Святая Нина возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и возвратила его матери живым и здоровым.

Вид на Мцхету с Джвари. Мцхета город в Грузии, при впадении реки Арагви в реку Кура. Здесь располагается кафедральный собор Светицховели.

Желание найти хитон Господень не оставляло святую Нину. С этой целью она часто ходила в еврейский квартал и спешила им раскрыть тайны царствия Божия. И вскоре еврейский первосвященник Авиафар и его дочь Сидония уверовали во Христа. Авиафар рассказал святой Нине их семейное предание, согласно которому его прадед Елиоз, присутствовавший при распятии Христа, приобрел хитон Господень от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония взяв его, стала целовать со слезами, прижала его к груди и тотчас пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из ее рук священную одежду. Спустя некоторое время, Елиоз тайно предал земле тело сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов. С тех пор никто не знал места погребения Сидонии. Предполагали, что оно находилось под корнями тенистого кедра, который вырос сам по себе посреди царского сада. Святая Нина стала приходить сюда по ночам и молиться. Таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Нина с несомненностью нашла место, где был скрыт хитон Господень.

С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иберийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Иберия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная идолопоклонница, поставившая в Иберии статую Венеры. Однако благодать Божия, скоро исцелила и эту болящую духом женщину. Вскоре она неизлечимо заболела и ей пришлось обратиться за помощью к святой. Взяв свой крест, Святая Нина положила его на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала, таким образом, на ней крестное знамение, и царица тотчас встала с одра болезни здоровой. Возблагодарив Господа Иисуса Христа, царица пред всеми исповедала, что Христос есть истинный Бог и сделала святую Нину своею приближенною подругою и собеседницей.

Сам царь Мириан (сын персидского царя Хозроя и родоначальник в Грузии династии Сассанидов), еще медлил открыто исповедать Христа Богом, а однажды он вознамерился даже истребить исповедников Христовых и вместе с ними святую Нину. Обуреваемый такими враждебными помыслами, царь отправился на охоту и поднялся на вершину обрывистой горы Тхоти. И вдруг внезапно светлый день обратился в непроглядную тьму, и поднялась буря. Блеск молнии ослепил глаза царя, гром рассеял всех спутников его. Почувствовав над собою карающую руку Бога Живого, царь воззвал:

Боже Нины! рассей мрак пред очами моими, и я исповедую и прославлю имя Твое!

И тотчас стало светло все и буря утихла. Изумляясь такой силе одного лишь имени Христова, царь воззвал: «Боже благословенный! на сем месте я воздвигну древо креста, чтобы на вечное время было памятно явленное Тобою мне ныне знамение!»

Обращение к Христу царя Мириана было решительным и непоколебимым; Мириан был для Грузии тем, кем Император Константин Великий был в то время для Греции и Рима. Немедленно Мириан отправил послов в Грецию к царю Константину с просьбою прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его вере Христовой, насадить и утвердить в Иберии святую Церковь Божию. Император прислал Антиохийского архиепископа Евстафия с двумя священниками, тремя диаконами и все необходимое для богослужения. По их прибытии, царь Мириан, царица и все дети их тотчас же в присутствии всех приняли святое крещение. Крещальня была устроена близ моста на реке Куре, там епископ и крестил военачальников и царских вельмож. Несколько ниже этого места два священника крестили народ.

Джвари- грузинский монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты - там, где воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари - по совершенству архитектурных форм это один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.

Царь пожелал еще до прихода священников построить храм Божий и выбрал для этого место по указанию святой Нины, в своем саду, именно - там, где стоял упомянутый великий кедр. Кедр был срублен, и из шести сучьев его вытесали шесть столбов, которые и утвердили, без всякого труда. Но седьмой столб, вытесанный из самого ствола кедра, никакой силой невозможно было сдвинуть с места. Святая Нина осталась на всю ночь на месте постройки молясь и обливая слезами пень срубленного дерева. Поутру ей явился дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко на воздух. Столб блестел подобно молнии и освещал весь город. Никем не поддерживаемый, он то поднимался, то опускался и касался пня, и, наконец, остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными болезнями, с верой мазавшиеся им, получали исцеление. Место это с того времени стали чтить не только христиане, но и язычники. Вскоре было закончено и сооружение первого в Иберийской стране деревянного храма Светицховели (груз. - животворный столб) , который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Деревянный храм не сохранился. На его месте ныне существует храм XI века во имя Двенадцати Апостолов, который числится среди памятников Всемирного наследия и в настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

Светицховели (животворный столб) - кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда по воле Божией хитон был вырыт из земли. В годы нашествия Чингизхана один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню, с молитвой открыл гроб Сидонии, вынул из него пречестный хитон Господень и передал его главному архипастырю. С этих пор хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма, где оставался до XVII века, пока персидский шах Аббас, завоевав Иберию, не взял и послал его как бесценный дар, Всероссийскому Святейшему Патриарху Филарету, отцу государя Михаила Феодоровича, чтобы заручиться расположением Российского царского двора. Царь и патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. В Российской Церкви с тех пор был установлен праздник положения ризы, т.е. хитона Господня.

Избегая славы и почестей, которые воздавали ей и царь и народ, пламенея желанием послужить к еще большему прославлению имени Христова, Святая Нина ушла из многолюдного города в горы, на безводные высоты Арагвы и стала там молитвою и постом приготовляться к новым благовестническим трудам в соседних с Карталией областях. Найдя небольшую пещеру, скрытую за ветвями деревьев, она стала жить в ней.

В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив, таким образом, в Кахетии последнее дело своего апостольского служения в Иберийской стране, святая Нина получила от Бога откровение о приближении своей кончины. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Затем она благоговейно причастилась из рук епископа спасительных Таин Тела и Крови Христовых, завещала предать погребению тело ее в Бодби, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Тело ее похоронили в убогой палатке, как она и хотела, в селении Буди (Бодби). Глубоко опечаленные царь и епископ, а с ними и весь народ вознамерились перенести драгоценные останки святой в Мцхетскую соборную церковь и предать их погребению у живоносного столба, но, несмотря ни на какие усилия, не могли сдвинуть гроб святой Нины с выбранного ею самой места упокоения.

На могиле ее в скором времени царь Мириан заложил, а сын его, царь Бакур, достроил и освятил храм, во имя родственника святой Нины, святого великомученика Георгия.

Тропарь, глас 4
Слова Божия служительнице, / во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, / просветительнице Иверии / и Духа Святаго цевнице, / святая равноапостольная Нино, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2
Придите сегодня все, / воспоем избранную от Христа / равноапостольную проповедницу Божия слова, / мудрую благовестницу, / народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, / Богоматери ученицу, / усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, / Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

, 19 мая (Груз; Память вступления равноап. Нины в Грузию)

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сосанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня , а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре . Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание .

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 -24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Елеазаром в Иверию (Грузию). Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом Христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице , да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Однажды Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала:

"Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею ".

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест , возрадовалась духом и перевязала крест своими косами. Затем, придя к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, она рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата III , которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия , ее наставница Гаиания и 35 дев, обращенные святой Ниной и бежавшие из Рима в Армению из от гонений императора Диоклетиана (284-305). Господь готовил святой Нино другую участь, поэтому Он внушил ей спрятаться в розовом кусте. Когда опасность миновала и каратели разошлись, святая Нино продолжила свой путь.

У озера Паравани она встретилась с пастухами из Мцхета , которые рассказали ей о своём крае и сообщили, что вскоре возвращаются домой. Вновь получив от Господа благословение проповедовать язычникам, Нино попросила разрешения у пастухов сопутствовать им. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, претерпев большие трудности в пути, святая Нина наконец достигла Грузии в году. Она прибыла в город Урбниси и некоторое время оставалась там. Вскоре она вместе с язычниками-Урбнисцами, шедшими на поклонение к Армазскому идолу, прибыла во Мцхету, столицу Грузии.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня , по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз , Гаци и Гаим . Это явление сопровождалось сильной бурей и градом. Перепуганная толпа в страхе разбежалась в разные стороны.

Святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства. Тогда супруги восславили Христа и стали учениками святой девы. К святой Нино потянулись последователи христианской веры, а вскоре она так прославилась, что многие язычники стали обращаться к ней за помощью и, получив её, уверовали в Христа. Святая перешла в уединенное место у северной черты города, где поселилась в шалаше в кустах ежевики (и где затем возникла обитель Самтавро), и оттуда продолжала свою проповедь.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану , которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Но, несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. Однажды, во время царской охоты на Тхотской горе, в то время, как он замышлял казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Мириан внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. "Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило все своими лучами ". Это событие совершилось 6 мая года.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в году Христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень , и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм - вначале деревянный, а ныне каменный собор во имя 12-ти святых Апостолов, Светицховели . К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия , двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию и поселилась в селении Бодбе , в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный