Сложно ли сдавать химию. Сложно ли сдать ЕГЭ по физике, обществознанию, биологии и химии

). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах - не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии - преподаватель химии и автор телеграм-канала «ФарСмацевтика» Анна Тихонова.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35 . Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые. Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая - ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, - 40, за вторую - 20 . Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии - когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное - не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки. Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

2. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов . В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их - не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает: F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) - наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций - обязательно. Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта. Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций - ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

Фото: chemistrytutor.wordpress.com/2008/05/15/inorg

Как ей пользоваться?

  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице - это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене. Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене. И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте .

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

  • строение атома, периодические свойства элементов
  • типы химической связи
  • классы неорганических веществ
  • гидролиз
  • электролиз
  • взаимодействие веществ между собой и классификация химических реакций
  • задачи на тему «растворы»
  • химическое равновесие
  • органическая химия (классы соединений, их способы получения и химические свойства)

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо. Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день. Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

6. Теория хорошо, но без тестов всё равно никуда

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов - это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций». Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу. И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом. И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена - проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.

Еще в средней школе многие ученики сталкиваются с вопросом, как выучить химию самостоятельно с нуля, потому что эта наука редко усваивается с первого раза. Школьные учителя часто не задумываются, что дети не получают весь необходимый багаж знаний, позволяющий изучать науку на более сложном уровне. Поэтому ребята не понимают все новые и новые задачи, делая вывод о своей плохой предрасположенности к предмету. На самом деле пробелы в знаниях могут возникать не из-за проблем с мышлением, а из-за неправильной методики школьного обучения.

Поговорим о том, как выучить химию самостоятельно с нуля в домашних условиях. Этот вопрос актуален и для выпускников школ, которые собираются сдавать ЕГЭ и поступать в университеты.

Многие студенты, которые учатся в медицинских университетах, сталкиваются с химией каждый день. И при этом далеко не каждый из них хорошо знал эту науку в школе. Вот какие советы они дают подрастающему поколению:

  • Для сдачи экзамена нужны знания всего школьного курса химии. А вот для обучения в университете понадобятся только азы неорганики, всему остальному вас научат опытные профессора. Поэтому развивайте краткосрочную память. Всю лишнюю информацию после сдачи ЕГЭ вам придется выбросить из головы.
  • Занятия с репетитором принесут гораздо больше пользы, чем самостоятельные. Однако если у вас нет возможности посещать индивидуальные уроки, не отчаивайтесь, поскольку химию можно выучить и самому, но для этого придется упорно поработать.
  • Помните о том, что человечество не придумало еще более эффективной методики изучения дисциплин, чем упорная работа над своими знаниями и умениями. Постоянная практика - это ваш ключ к успеху.

Именно непрерывность в обучении является ключевым фактором достижения цели. Для эффективных занятий вам нужно создать соответствующий психологический настрой.

Многих учеников волнует не столько качество полученных знаний, сколько сроки, которые придется потратить на обучение. Поверьте, чем тщательнее вы изучите азы науки, чем понятнее для вас будет смысл каждого уравнения, тем быстрее вы освоите более сложные темы. В данном случае Трудно вам будет только в самом начале. Вникните в суть базовых понятий, а дальше осознание каждого химического закона само придет вам в голову.

Только не обращая внимания на сроки, вы сможете выучить химию быстро. За месяц это сделать реально, если речь идет о школьном курсе. Обычно такую цель перед собой ставят ученики, которые готовятся к сдаче экзамена. Воспользуйтесь методикой, предложенной ниже, для создания соответствующего психологического настроя.

Мотивация - ключ к успеху

Чтобы создать для себя соответствующую мотивацию и удержать ее на протяжении всего времени обучения, воспользуйтесь такими рекомендациями:

  • Поставьте перед собой цель, сформулируйте ее, четко осознавая, какого результата вы хотите добиться.
  • Помните, что не следует пытаться выучить большой объем информации за короткое время. Она не задержится в ваших мыслях надолго, а все формулы сольются воедино.
  • Теоретический материал не будет понятым вами до конца, если вы его не закрепите, решая практические задания. К тому же ваша самооценка значительно повысится, если вы будете уметь решать задачи.
  • Устраивайте для себя зачеты, на которых вы будете проверять степень освоенности материала.

Химия - это всего лишь наука. Человеческий мозг устроен таким образом, что мы можем запомнить и понять абсолютно любую информацию. Поэтому перестаньте внушать себе, что химия - это не ваше, тогда у вас все получится.

Побудьте педагогом

Как бы странно это ни звучало, лучше всего вы усвоите материал, если объясните его кому-то. Выучили новую тему, но не уверены, что поняли ее до конца? Найдите человека, который совсем не разбирается в ней, и объясните ему суть материала. Поверьте, после этого урока, на котором вы будете выступать в роли педагога, знаний прибавится не только у вашего «ученика», но и у вас.

Почему химия является проблемным предметом

Обычно химия изначально не вызывает восторга у школьников. Уже после первого урока большинство детей ставят крест на изучении этой науки, считая, что способностей у них нет. Это происходит из-за того, что с детства нам внушают, что химия - это наука, которая подарила человечеству массу интересных экспериментов, удивительных зрелищ и потрясающих нововведений. Когда ученики средней школы приходят на первый урок, они готовятся получить незабываемые впечатления и поучаствовать в проведении интересных опытов. Вместо этого школьники видят только сухую теорию и множество непонятных задач. Они разочаровываются в предмете, а когда наступает время сдачи экзамена, понимают, что знаний у них нет.

В этом присутствует вина взрослых людей. Ребенок должен понимать, что зрелища в химии формируются через упорную работу, только приложив определенные усилия, можно проводить интересные эксперименты.

Сдача ЕГЭ

Выпускники часто задумываются о том, как выучить химию самостоятельно с нуля, чтобы сдать ЕГЭ. Ответ на этот вопрос очень простой. Нужно всего лишь учить химию, не задумываясь об экзаменах. Ваши знания будут гораздо качественнее и глубже, если вы будете осваивать предмет для себя, а не для поступления в университет. Вникнув в суть науки, следуя вышеперечисленным советам, вы без труда сможете написать тесты на

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии не относится к перечню обязательных. Сдавать химию стоит лишь в том случае, если ваш выбор будущей профессии лежит в области медицины, строительства, химических или биотехнологий.

Часто школьники задают педагогам вопрос: «Сложно ли сдавать ЕГЭ по химии?» Ответить на него однозначно непросто, но узнать об экзаменационном процессе чуть больше стоит каждому, кто выбрал эту дисциплину.

Экзамен состоит из 40 заданий, которые делятся на три части - А, В и С.

Задания А1-А26 относятся к базовому уровню, а правильный ответ на каждый вопрос приносит ученику один первичный балл. Предлагается четыре варианта ответов, из которых нужно выбрать один правильный.

Рассмотрим, как решать эти типы заданий.

Тип задания Возможная ошибка Действие
Стандартный простой вопрос Поспешный ответ

Дочитайте весь вопрос до конца, отбросьте явно неверные варианты и выберите правильный ответ

Вопрос с отрицанием Ответ на вопрос с точностью до наоборот

Не забывайте об отрицании

Выбор группы

Акцентирование внимания на первом вещ-ве в группе Условию задачи должны отвечать все перечисленные в группе элементы

Два суждения

Незнание некоторых исключительных свойств того или иного вещ-ва

Вспомните правила-исключения из химии

Общие рекомендации:

  • решайте задания в три этапа: на первом отбрасывайте трудные вопросы и решайте только очевидные; на втором - думайте и вспоминайте правила-исключения; а на третьем, если остались нерешенные задания - подключайте интуицию и постарайтесь угадать правильный ответ;
  • помните о шпаргалках: периодической системе, таблице растворимости и ряде напряжения;
  • если вам кажется, что в перечне ответов есть несколько правильных вариантов, перечитайте их несколько раз: возможно, вы пропустили отрицание или факты, которые в принципе возможны, но на практике не используются;
  • помните об особых свойствах некоторых веществ и исключениях из правил.

Выполнение части В: углубляемся и сосредотачиваемся

В1-В9 - так маркируются задания повышенного уровня сложности, где необходимо записать краткий ответ . Каждое выполненное задание оценивается от 1 до 2 баллов, а в сумме за правильно выполненные задания можно получить 18 первичных баллов.

Здесь есть градация заданий по типам, и, соответственно, свои нюансы выполнения.

Тип задания Возможная ошибка Действие

Задания на соответствия

Стремление применить каждый предложенный вариант ответа Внимательно перечитайте каждый предложенный вариант ответа. Учтите, что буквы в ответе могут повторяться, а часть предложенных вариантов может быть не применима для решения задачи

Выбор группы

Запутаться в названиях соединений каждой группы из-за необходимости сопоставлять сразу несколько параметров

Для правильного ответа необходимо учитывать взаимодействия вещ-в. Здесь может помочь отбрасывание ненужных вариантов

Соответствия между веществами и коэффициентом ионного уравнения

Забыть о коэффициенте 1, который не пишется. При переходе от полного ионного уравнения к сокращенному многие забывают, что можно сокращать и коэффициенты, если их можно разделить на одно и то же число.

Помните о правилах решения ионных уравнений, о сокращении коэффициентов. Не путайте нумерацию вариантов ответов со значениями ответов

Задания с множественным выбором

Использование только одного варианта или сразу всех.

Запись выбранных вариантов в хаотичном порядке

Помните, что есть специальное поле для предварительных расчетов, и только после того, как вы окончательно решите задание, запишите в бланк ответа варианты в порядке их возрастания.

Как правило, в этом типе заданий 3 правильных варианта ответа

Расчетные задачи Ошибки при округлении Используйте поле для расчетов и записывайте только верный ответ

Общие советы для решения задач части В:

  • не спешите с записью ответов в контрольный бланк;
  • если вы сомневаетесь в задании с множественным выбором, то лучше напишите меньшее количество вариантов ответов.

Часть С: максимум внимания

Задания самого сложного уровня ЕГЭ по химии - С1-С5. Их всего пять, для каждого необходимо дать полный развернутый ответ. Задачи оцениваются в 3 или 4 балла, а максимум, который можно получить за всю часть С - 18 баллов.

Если «застрянете» на первых двух частях, то на решение третьей у вас не хватит времени. Посмотрите на основные типы заданий в части С и те ошибки, которые чаще всего допускают ученики.

Тип задания Возможная ошибка Действие
Уравнения окислительно-восстановительной реакции Даже при правильном решении уравнения многие забывают указать окислитель-восстановитель Определите недостающие вещ-ва реакции и степень окисления, примените стандартный алгоритм электронного баланса. Перепроверьте данный вами ответ
Уравнения возможных реакций для набора неорганических веществ Многие забывают перепроверить записанный ответ Записывайте только те уравнения, в которых вы уверены на 100%, т. к. засчитываются только первые 4
«Мысленный эксперимент» Некоторые экзаменуемые пропускают эту задачу в виду неясности ответа 1) составьте схему реакции; 2) расшифруйте схему, заменив обозначения конкретными формулами; 3) напишите уравнения реакций, расставив все коэффициенты. Сделайте хотя бы один из перечисленных шагов правильно, и это принесет вам балл
Цепочка превращений органических веществ

Не указать помимо основных продуктов побочные. Экзаменуемые не учитывают условия протекания реакции и записывают уравнения без структурных формул

Учитывайте последовательность протекания реакций, правильно записывайте формулы. Помните о сложных реакциях (окисление перманганатом, электролиз растворов солей карбоновых кислот, взаимодействие галогенпроизводных со спиртовым и водным раствором щелочи и т. д.)
Комбинированная задача Ошибки в номенклатуре, уравнениях реакций. Часто экзаменуемые не понимают разницу между фосфатом и фосфидом, нитритом и нитридом Записывайте все результаты реакций на каждом этапе решения задачи и учитывайте их в последующих расчетах по уравнению реакции
Определение формулы вещества В задачах на продукты сгорания теряется водород, который входит в состав галогенводородов Проверяйте себя на предмет того, чего больше: молекул или атомов. Не увлекайтесь чрезмерным округлением. Помните о записи структурных формул
  • расчет по уравнению реакций обязательно выполняйте в МОЛЯХ, иначе решение задачи не будет зачтено;
  • выполняйте хотя бы часть задания: в этом случае у вас есть шанс заработать хоть несколько дополнительных баллов;
  • записывайте ответы максимально разборчиво, чтобы не потерять баллы из-за небрежности.

ХИМИЯ ОЧЕНЬ ЛОГИЧНА

Валерия Абдрахманова, первокурсница Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, 100 баллов

При подготовке к ЕГЭ по химии важную роль играет то, сколько задач ты решишь. Одну и ту же реакцию зачастую можно описать самыми разными способами, тут только практика поможет в этом разобраться и все выучить. Можно смотреть различные видеоролики с химическими экспериментами.
Вообще химия очень логична, многое можно не зубрить, если понимать механизмы реакции.
К химии я готовилась с мыслями, что очень хочу заработать 100 баллов.
Каждый раз, когда было лень что-то делать, вспоминала, что ошибаться мне нельзя и шла дальше заниматься.
Когда узнала, что известны результаты, еще три часа не могла их посмотреть, было страшно. Домой бежала и чуть не заплакала, когда увидела баллы.

УЧИТЕ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ

Артем Шумков, первокурсник ВолгГМУ, Стоматологического факультета, 97 баллов


Лучше заранее начинать подготовку к ЕГЭ, с 10 класса, потому что выучить все профильные предметы за год, как хотят многие абитуриенты, невозможно. Не всегда получается хорошо подготовиться к экзамену в школах, поэтому лучше заниматься дополнительно с репетиторами – у них индивидуальный подход к каждому ученику.

Учите все, что дают. Не пытайтесь убежать от каких-то источников информации, потому что каждая прочитанная страница, упражнение приблизят вас к цели.

Работайте, работайте и еще раз работайте. Не надо бояться ЕГЭ, мотивируйте себя самостоятельно. Через это проходят все, в этот важный день надо проснуться с хорошим настроением и показать все, на что способны.

Я не мог самостоятельно ввести свои паспортные данные, когда выложили результаты на сайт – попросил сестру. Она мне и сообщила, сколько у меня баллов. Я был счастлив.

НАБИВАЙТЕ РУКУ

Екатерина Харечко, первокурсница СПбГУ, Медицинского факультета, 100 баллов


Самый главный совет – надо набивать руку. За этот год надо прорешать тысячу вариантов, тысячи тестовых и развернутых заданий, даже если они кажутся легкими и однотипными.

Лучше не заучивать все наизусть, потому что, если не будет понимания, на похожих, но других заданиях, можете растеряться и не ответить. Учить надо чуть больше, чем будет в заданиях ЕГЭ, тогда чувствуешь себя уверенно.

За весь год я испытала очень много разных эмоций. Когда-то я говорила и считала: «Я все сдам!», а когда-то: «Я ничего не смогу».

Главное – давать своему организму и мозгу отдых, не заниматься круглые сутки, а отвлекаться на что-то еще, иначе к середине годы вы будете измотаны и потеряете все силы.

В следующий раз вы узнаете, как сдать ЕГЭ на 90+.

Фото из инстаграм @__alina_nor

Как сдать ЕГЭ по химии?

Химия – не простой, но интересный предмет школьной программы. Он не входит в число обязательных экзаменов, сдают его только те, кто желает продолжить обучение в высшем учебном заведении по специальностям: медицина, химическая или пищевая промышленности и другие отрасли. Выпускники, определившиеся с будущей профессией, должны своевременно начать готовиться к такому сложному предмету, как химия.

Начать подготовку необходимо как можно раньше. Если у Вас есть возможность, то можно записаться на курсы или брать дополнительные уроки у преподавателя, потому что самостоятельно готовиться к данному предмету весьма непросто. Но если вы не можете заниматься платно, придётся серьёзно настроиться на самоподготовку. Будет лучше, есть Вы, уже с 10 класса, начнёте систематизировать информацию необходимую для ЕГЭ.

Теоретические знания крайне важны для написания ЕГЭ по химии, но этого может быть не достаточно для великолепного результата. Обязательно нужно уделить внимание разбору всех тестовых заданий в экзамене. Причём их нужно рассматривать с нескольких позиций и искать альтернативные варианты решения, аргументируя своё мнение. Благодаря этому Вы сможете быстро сориентироваться при написании официального ЕГЭ, и даже встретить подобные задачи.

Единый государственный экзамен основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся.

Советы учителям:

Учителям, помня о том, что «нельзя научить плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся 5-11 классов практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки само регуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, ее только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Советы родителям:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его способностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Не критикуйте ребенка после экзамена.

Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы выпускникам:

Подготовка к экзамену

Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Введи в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинка или эстампа в этих тонах.

Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.

Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, 10 минут - перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Выполняйте как можно больше опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на одно задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).

Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого » настроя.

В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 20 минут до начала тестирования.

Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть 3-4 часа.

Перед началом экзамена

В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны! От того, как Вы внимательно запомните эти правила, зависит правильность Ваших ответов.

Во время тестирования

Пробегите глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно его смысл.

Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы вернуться потом к нему. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь

Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните: задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на пяти-семи.

Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции.

Практика показывает, что учитель не может обеспечить полностью подготовку учащихся 9-х классов к ОГЭ и 11-х классов к ЕГЭ по химии на уроках, особенно при 1 или 2-х часовом изучении этого предмета в неделю.

Однако учитель может оказать большую помощь учащимся, придерживаясь определённой методики.

1.Повторение. Это одна из самых важных частей подготовки к экзаменам.

Не нужно откладывать организацию повторения на конец учебного года. Чем раньше учитель начнёт совмещать организацию повторения на уроке с изучением нового материала, те лучше будет результат. Не обязательно выделять повторение на уроке в отдельный блок. На это может не хватить времени. Повторяйте пройденные темы при опросе учащихся, связывайте новый материал с ранее изученным и даже при закреплении новой темы.

Без повторения рассчитывать на высокие результаты при сдаче ЕГЭ не приходится.

0рганизацию повторения нужно внести в календарно- тематическое планирование. Невозможно повторить за несколько месяцев весь пройденный материал. К тому же у каждого ребёнка свои пробелы в знаниях. Учитель должен определить основные темы, по которым учащиеся испытывают трудности.

Нельзя пользоваться проверочными тестами только одного автора или издания. Выпускник должен быть готов справиться с любым заданием, как бы не был сформулирован вопрос.

Кроме того, для каждого ученика можно составить индивидуальную программу для повторения. Но выполнять её он должен самостоятельно. У каждого ученика свои слабые места, потому и акценты будут расставлены по-разному.

Самые распространенные ошибки учеников:

1.Механизмы образования связи. Затруднения в выборе веществ, имеющих связь, образованную по донорно-акцепторному механизму: если в ответе есть соль аммония, ошибок нет, но если следует выбрать озон, угарный газ, комплексное соединение – верных ответов гораздо меньше.

2.Водородная связь. Обязательно следует напомнить классы органических соединений, которые образуют этот вид связи, вспомнить ее влияние на физические свойства.

Часто учащиеся ошибочно считают, что вещества, имеющие ионные кристаллические решетки проводят электрический ток в твердом состоянии, забывая о прочности ионной связи, и, как следствие, о невозможности свободного перемещения ионов.

3.Закономерности протекания химических реакций

При повторении химической кинетики надо обратить внимание на факторы, влияющие на скорость реакции. Часто, если в вопросе о скорости реакции авторы пособий

уравнении поставили знак обратимости , этого достаточно, чтобы подтолкнуть ученика к неверному ответу, в котором он, вместо факторов, влияющих на скорость, рассматривает факторы, влияющие на равновесие.

При повторении химического равновесия чаще других встречается ошибка, когда рассматривается влияние давления на равновесие и суммируется количества веществ – газов и твердых веществ или газов и жидкостей. Для запоминания того, что объемами жидкостей и твердых веществ в данном случае можно пренебречь, можно сравнить объем 1 моля водяных паров (22400мл) и объем 1 моль жидкой воды (18 мл).

4.Физико-химические свойства растворов. Электролитическая диссоциация. Реакции в растворах электролитов

Уравнения ступенчатой диссоциации многоосновных кислот, многокислотных оснований, а также кислых, основных и комплексных солей. Очень часто встречается ошибка в записи диссоциации кислых солей:

NaHS Na+ + Н+ + S ² ˉ

Обратите внимание на факторы, влияющие на степень диссоциации слабых электролитов. 5. Влиянии разбавления раствора на степень диссоциации (закон разведения Оствальда). Формулировка самого вопроса в тестах «Яркость свечения лампочки усилится…» не всем ученикам понятна.

6.Гидролиз солей

О среде в растворах дигидрофосфатов и гидросульфитов.

О взаимном усилении гидролиза, например, при смешивании растворов хлорида железа (III) и карбоната натрия.

Укажите, что при смешивании солей железа (III) с сульфидами, происходит не взаимное усиление гидролиза, а ОВР.

Необходимо повторить и необратимый гидролиз бинарных соединений (карбидов, силицидов, нитридов, фосфидов, активных металлов).

7.Амфотерные соединения.

Повторите темы, касающиеся продуктов реакций амфотерных оксидов и гидроксидов в растворе и при сплавлении.

Обратите внимание ученика на степень окисления амфотерного металла и зависимость от нее продукта реакции.

Повторите разрушение гидроксокомплексов в кислой среде. Обратите внимание на разрушение их продуктами гидролиза солей слабых оснований и сильных кислот (к комплексу добавляют раствор соли алюминия, цинка, железа).

8.Основные классы соединений. Обратить особое внимание на зависимость продуктов реакции от избытка-недостатка реагентов: например, при взаимодействии щелочей с оксидом углерода (IV) может образоваться как средняя, так и кислая соль.

Обязательно уделите внимание вопросу о термической устойчивости, особенно нитратов.

Напомните ученикам различия между промышленными способами получения веществ и лабораторными. Не забывайте заострить внимание на том, что такое оптимальные условия получения.

Повторите качественные реакции на вещества и ионы.

Для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ учителю рекомендуется реализовать предлагаемый алгоритм:

1. Анализ информации по содержанию и процедуре проведения ЕГЭ.

1.1.Выявить число учащихся, предполагающих сдавать ЕГЭ по химии.

1.2.Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру проведения ЕГЭ (опубликованы на сайтах www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, www.educom.ru, www.mioo.ru, ege.flpi.org)

1.З.Согласовать с руководством образовательного учреждения организационную форму подготовки учащихся к ЕГЭ (консультационные часы, факультатив, спецкурс и т.п.).

1.4.Проанализировать содержание ЕГЭ по спецификации

1.5.Проанализировать учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты) для подготовки учащихся к ЕГЭ.

2.Выявить уровень усвоения учащимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии ЕГЭ.

3.Составить календарно-тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и умений, перечень обязательной номенклатуры. Календарно-тематическое планирование составляется с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к ЕГЭ.

4.В календарно-тематическое планирование необходимо внести сроки и формы диагностики уровня усвоения повторяемого материала.

5.При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной подготовки учащихся. Для этого следует разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к ЕГЭ, и согласовать их с учениками и их родителями.