Синдром аффективной асфиксии у детей. Расстройства настроения (f30-f39)

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - "синий" и "бледный".

"Бледные" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. "Бледные" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу "синих". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь "обмякает" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой "двигательной буре" протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение "ужасных двухлеток" в "ужасных двенадцатилеток".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды "стоп" к команде "вперед".

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Читайте еще:

Дети – цветы жизни. И каждый родитель готов дать своему ребенку максимум из того, что имеет сам, чтобы эта самая жизнь не была омрачена болезнями и другими негативными эмоциями. Но случается так, что дети все-таки болеют. Особенно это страшно, когда болезнь добирается до новорожденного или грудного ребенка, который не может сам сказать, что же у него болит. И это чувство бессилия, которое настигает в этот момент родителя, не пожелаешь испытать никому! Но предупрежден, значит вооружен! И сегодня мы разберемся, что же собой представляют аффективно-респираторные приступы у детей и что делать, если это случилось с вашим ребенком.

Что из себя представляют АРП?

Аффективно-респираторные приступы (АРП) — это эпизодичное появление апноэ у детей, которые сопровождаются потерей сознания и иногда судорогами. По МКБ-10 данное состояние классифицируется в статье R06 «Аномальное дыхание». Однако, разбираясь в этом определении, стоит все-таки пояснить и что такое апноэ.

Причины возникновения и помощь при апноэ

Апноэ – это фактическая остановка дыхательных движений более двадцати секунд. При его возникновении у новорожденных появляется бледность кожи, снижение тонуса мышц, вялость и брадикардия. Однако, если имеют место быть именно такие симптомы, то ребенок срочно нуждается в реанимационной помощи!

Так же встречаются случаи, под названием «ложное апноэ», когда у человека перехватывает дыхание при сильном раздражении кожных покровов, например, при резком погружении тела в холодную воду. В этом случае угроз для жизни нет. Но существует отдельный подвид данного заболевания, именуемый «апноэ во сне» и он особенно опасен для новорожденных. Для такого явления характерна остановка дыхания ребенка во сне более чем на 10-20 секунд. Иногда задержка дыхания может составлять до 60% от общего времени сна и на выходе из этого состояния, утром, человек чувствует себя сонным, усталым. Снижается его работоспособность и интеллект. Такие проявления апноэ во сне у детей могут вызвать необратимые последствия – замедление развития, а в тяжелых случаях и летальный исход.

Поэтому, опознав синдром остановки дыхания у грудничка, родителям стоит сразу насторожиться и понять, что вызывает затруднения.

Апноэ во сне у новорожденных может быть следствием:

  • родовой травмы;
  • нарушения анатомии носа (смещением носовой перегородки, врожденные изменения и тд);
  • ожирения;
  • гипертрофии миндалин;
  • отека носоглотки (при воспалении или аллергии).

Данное заболевание отмечается у детей в любом возрасте, но чаще всего проявляется оно с двух до восьми месяцев. Если ваш ребенок постоянно утомлен или наоборот ведет себя беспокойно, прерывисто и часто дышит, некрепко спит, храпит или его грудь вдруг перестает вздыматься при дыхании, срочно обратитесь к врачу! Возможно это проявление случая апноэ во сне.

Если вы заметили у своего ребенка задержку дыхания более, чем на 10 секунд, срочно действуйте! Первым делом вызовите скорую помощь и пока она едет, принимайтесь за дело.

В первую очередь заставьте ребенка проснуться. Затем сделайте ему массаж рук, ступней и мочек ушей, это поможет восстановить нормальный кровоток и быстрее насытит мозг кислородом. Следом за этим запрокиньте голову ребенка и открыв его рот, убедитесь, что в дыхательных путях нет инородных предметов. Если ребенок все еще не дышит, аккуратно обхватите губами рот и нос ребенка и сделайте пять-шесть плавных выдохов. Будьте осторожны, ведь легкие младенца очень невелики и при резких выдохах вы можете их повредить. Параллельно с выдохами нужно делать массаж сердца.

И самое главное – не паникуйте. В данной ситуации от ваших действий зависит здоровье и жизнь вашего ребенка.

Симптомы аффективно-респираторных приступов

И если апноэ, это симптом заболевания, и довольно редкого, то аффективно-респираторные приступы не редкость и, зачастую, диагностируются у 25% детей при проявлении очень сильных эмоций. При аффективно-респираторном приступе, младенец, заходящийся в сильном плаче, может резко посинеть и перестать дышать. Длится такой приступ недолго, однако, это и есть основной симптом аффективно-респираторного приступа.

Возникают аффективно-респираторные приступы рефлекторно, но, если они учащаются, необходимо обратиться к неврологу и психологу, ведь АРП у новорожденных проявляются в связи с сильными отрицательными эмоциями, которые вызывают спазм мышц гортани. А найти причины и справиться с такими последствиями этих эмоций помогут только врачи.

Так же, у детей может возникать предрасположенность к возникновению АРП из-за дефицита кальция, который может вызывать спазмы в гортани, или если ребенок страдает повышенной нервной возбудимостью. Врачами же доказана прямая связь между такими приступами и наследственностью. Так что, если ваши мамы и папы когда-то говорили вам, что вы задыхались во сне или у вас диагностировали АРП, помните, ваш ребенок в группе риска и потому будьте внимательнее к любым проявлениям задержки, особенно ночного дыхания.

АРП или синдром задержки дыхания может возникать от 1 раза в год, до нескольких раз в день. Чаще всего отмечены приступы, которые случаются ежемесячно или еженедельно на втором году жизни ребенка. Этот синдром происходит во время сильного надрывного плача. В какой-то момент ребенок просто перестает дышать, замерев с открытым ртом и посиневшими губами. Дальше он просто сползает на пол, обмякнув. Обычно такой приступ не занимает больше 30-60 секунд, но когда родитель наблюдает такое у своего ребенка, эти секунды превращаются в вечность!

Различаются «бледные» и «синие» приступы синдрома внезапной задержки дыхания. Во время бледных приступов ребенок резко белеет, пульс его замедляется, и он теряет сознание. Спровоцировать такие приступы может внезапная реакция на боль (падение или укол).

При синих приступах появляется синюшная окраска кожных покровов. Такие приступы случаются чаще всего от гнева и негативных эмоций, когда ребенок делает слишком резкий выдох и в результате этого возникает спазм гортани, при котором резко перекрывается поступление кислорода. Чаще всего в такой ситуации возникает потеря сознания, ребенок может обмякнуть или же наоборот, выгнуться дугой.

Несмотря на то, что синдром задержки дыхания проходит после 3 лет, необходима консультация опытного невролога. Такой врач должен сразу определить, не являются ли симптомы, описанные выше, симптомами другого заболевания, например, сердечной недостаточности или эпилепсии. А квалифицированный психолог поможет прояснить причины, от чего ребенок испытывает наибольший стресс, который так же может провоцировать АРП.

Лечение синдрома задержки дыхания у детей

Специальное медикаментозное лечение при АРП не назначается. Приступы сами собой проходят к 3-4 годам. Но вы можете помочь своему ребенку пережить приступ и избежать его появления в дальнейшем.

Итак, что делать, если у вашего ребенка АРП?

  1. Не паникуйте и обнимите ребенка. Ваша близость успокоит малыша.
  2. Помогите ребенку восстановить дыхание. Помассируйте мочки ушей, похлопайте по щекам, оботрите лицо влажной салфеткой.
  3. Не мешкайте. Приступ в начале легче купировать.
  4. Только вы лучше всего знаете вашего ребенка. Возможно, чтобы он успокоился и пришел в себя, нужно просто оставить его в покое.
  5. Чтобы не прививать ребенку беспричинные страхи, старайтесь не акцентировать внимание на произошедшем и отвлеките малыша.

Помните, аффективно-респираторные приступы не так опасны, как кажется на первый взгляд. В отличии от апноэ. Здесь вам нужно быть очень внимательными и с помощью квалифицированного невролога сразу определить характер задержки дыхания, особенно ночного. И если врач поставит вам диагноз «апноэ» или «апноэ во сне», в таком случае ребенку назначается лечение.

В случаях, когда у ребенка уже зафиксирован случай ночного апноэ, нужно провести тщательное обследование в стационаре. Так же, можно установить специальные датчики дыхания, которые родители могут установить в кроватке новорожденного. Они подают сигнал родителям, если дыхание ребенка останавливается.

Лечение тяжелого течения апноэ во сне возможно с использованием маски для дыхания с положительным давлением и лекарственных препаратов.

Если вы столкнулись с АРП или приступами апноэ во сне у своего ребенка, помните, что, в первую очередь, вам нужно держать себя в руках, как родителю. Сохраняйте здравый ум, чтобы не провоцировать у себя развитие неврозов и не нервировать своими переживаниями малыша. Ребенок все чувствует.

Помните, в дыхании ребенка до года допускаются паузы менее десяти секунд и это совершенно нормально. Не накручивайте себя по пустякам и уделите внимание профилактике этих приступов. Тогда вам не придется их лечить.

Профилактика аффективно-респираторных приступов у детей

Стараясь оградить своего ребенка и себя от повторения АРП, многие родители выбирают моделью своего поведения потакание любому капризу своего ребенка, только бы он не нервничал. Это в корне неверно и так вы делаете своему чаду только хуже, так как чужие люди вряд ли будут лояльны к его капризам. А привыкший к вседозволенности ребенок, будет ждать такого же отношения и от других и не получать этого. Такие ситуации наоборот провоцируют гнев и нервный стресс ребенка и могут вызвать нарушение дыхания.

Чтобы избежать появления или повторения таких расстройств, создайте дома спокойную и дружественную обстановку, в которой ребенок не будет спровоцирован на истерические реакции.

Старайтесь не кричать и не ругаться как на ребенка, так и при нем. Помните, дети не рождаются истеричками. Такое поведение – результат воспитания родителей. Ведь именно мы, стараясь оградить своё чадо от жестокости внешнего мира, в первые месяцы жизни потакаем всем его желаниям, не выстраивая никакой модели поведения и запретов. А когда ребенок подрастает и его начинают «учить уму разуму», он не понимает почему вчера было можно, а сейчас нельзя. Это и провоцирует приступы.

Гиперопека не дает нашим детям ничего кроме неверного представления о внешнем мире. Любите своих детей и позвольте им познать эту жизнь под вашим чутким руководством, даже если для этого им нужно набить пару шишек. И в будущем они скажут вам только «спасибо».

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания)представляют собой наиболее раннее проявление обмороков илиистерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохоконтролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение кдыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого годажизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, чтозадержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делаютэтого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущийребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этотмомент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единогозвука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание иснова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являютсяреакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитатьпульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает.«Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развитияприближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такимиприступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются потипу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненногожелания, гнева. При отказе выполнить его требования, добитьсяжелаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать.Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляетсялегкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается черезнесколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступывнешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступнесколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижениемышечного тонуса – ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либовозникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых,раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерическихприступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возрастахарактерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок принеисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол:беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всяческидемонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре»протеста выявляются некоторые черты истерических приступов болеестарших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическимиреакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или бытьдругие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могутпомочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасныхдвенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка среспираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждениеприступов.
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да ивообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступыраздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью.Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными привыражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны ипрямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими иреспираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научитьдетей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умениемсдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногдаимеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Еслиребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все емуразрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок нерасстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенкаспособны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при такомнеправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могутразвиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношениевсех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовалсемейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний.Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определениеребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычноприступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторныхприступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад,наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива ивновь определить его туда только после соответствующей подготовки спомощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использованиенекоторых «гибких» психологических приемов для предотвращенияприступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали,проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранеепредвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например,избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, простоне отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку,которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкойв ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются наработу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставатьна полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее.Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеетепредупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделатьчто-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбепрекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет,попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратитькрик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (илипросто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать своиэмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делаязаключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства,испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, чтоне получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря начувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя тыи рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможетребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такоеповедение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснитьпоследствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты неконтролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешьпродолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительныхаффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступможет сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибаетсядугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаютсяклонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бываютреже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клоническиесудороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольныммочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальнойдиагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическимиприступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей саффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем иэпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологическиезаболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективныхприступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характерапароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок среспираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытнымдетским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе яростизадерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затемвспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либовоздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.)способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когдаон только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре.Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем,игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, какта же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблениемили судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните егоголову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробноознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПАСУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, чтопроизошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Неотступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторенияэпизодов с задержкой дыхания.

Лечение.
При лечении аффективно-респираторных и(или) истерических приступовнеобходимо учитывать, что они представляют собой первое проявлениедетской истерии и обычно возникают на невропатической (у нервногоребенка) почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.
Во-первых, необходимо правильное воспитание (смотрите соответствующий раздел этих рекомендаций.
Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением рядасредств, укрепляющих нервную систему, седативных (успокаивающих)препаратов, а иногда и противоэпилептических средств.

Давайте рассмотрим одно из таких заболеваний – аффективно-респираторные приступы (АРП) у детей раннего возраста. Проявляется это состояние (болезнью это называть не совсем корректно) внезапной остановкой дыхания, возникающей на пике вдоха после того, как малыш ударился, перенес неожиданный испуг или зашелся в истерике. Во время закатывания ребенок бледнеет или синеет, чем неизменно повергает своих родных в панику.

Природа АРП

Медики уверены, что аффективно-респираторный синдром можно считать ранней предпосылкой развития истерии и обморочных состояний в будущем. Чтобы понять, что такое АРП, обратите внимание на значение слов в его названии. Аффектом называют сильнейшую эмоцию, не подвластную контролю человека, а термин «респираторный» используется для обозначения всего, что имеет отношение к органам дыхания. Получается, АРП – это состояние, когда на почве сильного эмоционального возбуждения у ребенка нарушается процесс дыхания.

В большинстве случаев приступы случаются у легковозбудимых, избалованных и капризных ребятишек. Впервые это происходит в период от 6 месяцев до 1 года, подобные задержки дыхания могут сохраняться до 4 – 6 лет.

Как выглядит АРП у плачущего малыша

В основном АРП возникает, когда ребенок заходится в сильном плаче, выражая злость или обиду по поводу того, что ему не нравится. В момент такого бурного выражения эмоций малыш внезапно резко замолкает и, открывая рот, словно рыба, не может выдавить из себя ни звука. Со стороны может показаться, будто он притворяется, на самом же деле проявление АРП носит непроизвольный характер.

Дыхание у ребенка останавливается на 30 – 45 сек., лицо при этом бледнеет или синеет, что зависит от фактора, который повлиял на развитие АРП. Тип припадка определяют по внешнему виду плачущего малыша. Условно аффективно-респираторные припадки делят на «бледные» и «синие».

Остановка дыхания по типу «бледного» АРП происходит, если непоседа упал или сильно ударился. Болевая реакция иногда развивается так быстро, что кроха не успевает даже заплакать, причем у него не всегда прощупывается пульс, и в целом закатывание напоминает у взрослого человека.

«Синие» приступы – пик негативных эмоций ребенка, таких как обида, ярость, несогласие. Чаще всего у малышей 1,5–2,5 лет случаются проявления АРП именно «синего» типа. Не имея возможности добиться своего, ребенок кричит и плачет. На верхней точке прерывистого, но очень глубокого вдоха дыхание непроизвольно задерживается, а на лице появляется синюшный оттенок. В этот же момент иногда возникает или, наоборот, резкое снижение тонуса мышц, из-за чего тело ребенка может выгнуться дугой или обмякнуть. Несмотря на внешне страшную картину АРП, которая до смерти пугает родителей, в большинстве случаев малыши приходят в себя самостоятельно.

АРП и здоровье ребенка

Врачи уверяют, что подобные приступы являются возрастным состоянием и для общего здоровья малыша никакой опасности не представляют. Набирать номер нужно лишь в том случае, если дыхание у ребенка оборвалось более чем на 1 минуту. На прием к неврологу стоит записаться, если приступы случаются чаще 1 раза в 5–7 дней, а также если в начале, развитии или окончании АРП появляются необычные симптомы, несвойственные этому припадку.

Во время аффективно-респираторного припадка родители могут помочь ребенку преодолеть удушье: слегка похлопать малыша по щечкам, подуть в лицо, сбрызнуть прохладной водой, «щекочущими» движениями рук пройтись по телу. После того как малыш начнет дышать и придет в себя, его нужно обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Ни за что нельзя показывать ребенку свой страх!

АРП и судороги

Иногда аффективно-респираторный приступ сопровождается судорогами. Почему так происходит? Если дыхание малыша во время приступа сбилось больше, чем на 60 сек., он теряет сознание. В медицинской практике такое состояние известно как атонический неэпилептический приступ. Возникает он в результате кислородного голодания мозга из-за остановки дыхания и выполняет защитную функцию. Когда человек находится в обмороке, мозг потребляет намного меньше кислорода, чем обычно.

Атоническое состояние далее трансформируется в тоническое. Все мышцы тела сильно напрягаются: ребенок вытягивается или выгибается дугой. Если мозг испытывает достаточно сильную гипоксию, начинаются судороги. Внешне это проявляется подергиванием конечностей и всего тела в целом. В это же время на почве отсутствия дыхания в организме накапливается углекислый газ, за счет которого рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы – у ребенка получается сделать вдох и очнуться. После судорожного АРП малыш крепко засыпает и спит не менее 1,5–2 ч.

И хотя врачи утверждают, что подобные приступы не несут опасности для жизни человека, родителям, которые видели, как судорога сводит тело их ребенка, от этого не легче. Чтобы убедиться в том, что с малышом все в порядке, нужна консультация компетентного специалиста – невролога: иногда в основе подобных судорожных приступов лежат заболевания нервной системы. В единичных случаях у детей, которым пришлось испытать такие приступы, в будущем могут появиться приступы эпилептической этиологии.

Как вести себя родителям

Рассказывая об аффективно-респираторном синдроме, МирСоветов подчеркивает – корни проблемы имеют очень специфический характер, и причины этого патологического состояния следует искать не в малыше, а в той обстановке, в которой он растет и развивается. Основная миссия по борьбе с АРП возлагается при этом не на врачей, а на родителей пострадавшего.

В ходе научных исследований ученые выяснили, что у родителей 25–27% ребятишек, страдающих АРП, в прошлом были такие же приступы. Но это отнюдь не свидетельствует о том, что приступы передаются по наследству. Уместнее всего в этом случае говорить о традициях воспитания в семье, где два поколения – родители и дети - страдали в свое время одинаковой проблемой. Врачи сходятся во мнении, что основным фактором, вызывающим зачатки детской истерии в виде АРП, можно считать конфликты родителей, стрессовые ситуации для ребенка в семье, его чрезмерная опека родителями.

Аффективно-респираторный приступ является в основном невротическим расстройством, поэтому первостепенное внимание родители должны уделить ненавязчивой коррекции психологического мировосприятия малыша.

Когда вы, к несчастью, стали свидетелем АРП у своего ребенка, сразу подумайте о том, как вы строите отношения со своим чадом. Может, вы чрезмерно опекаете его, пытаясь оградить даже от незначительных жизненных невзгод, или слишком балуете, ни в чем ему не отказывая? Тем более нужно обратиться к психологу, если в семье отсутствует взаимопонимание между супругами.

Огромное значение для развития крепкой детской психики имеет правильный режим дня, основанный на сбалансированной физической и умственной нагрузке. Внимательно следите за малышом в течение дня – так вы сможете предугадать и не допустить развития АРП. Например, голодный и уставший ребенок будет капризничать больше, чем тот, которого вовремя покормили и уложили спать. Так и во всем остальном: сборы в , поход в гости или в магазин – все должно доставлять малышу наименьший дискомфорт.

Обязательно говорите с маленьким человечком о его чувствах. В некоторых случаях истерики появляются и продолжают повторяться с завидной регулярностью только потому, что ребенок не может совладать со своими чувствами и вовремя остановиться. Помогите капризуле понять, что все его эмоции – гнев, расстройство, обида – естественны, и с ними так или иначе можно справиться. Обязательно научите ребенка искусству компромисса, которое не раз выручит его в будущем.

При тяжелых приступах задержки дыхания врач может назначить малышу курс лечения с применением нейропротекторов и успокоительных препаратов (Пантогама, Пантокальцина) продолжительностью в 1,5–2 месяца.

Однако если мама сможет не подпускать ребенка к той опасной грани, за которой начинаются капризы и истерики, без медикаментозного лечения вполне можно обойтись.

Аффективно-респираторные приступы у детей (АРП, закатывания или англ. breath-holding spells) – проблема, вызывающая многочисленные вопросы у родителей. Редкие родители поведают о том, что им незнакомы детские истерики. Топанье ногами, падения на пол, плач и крик в людном месте, особенно при отказе купить игрушку, конфету, жевательную резинку. Впрочем, список можно продолжать бесконечно. Впервые столкнувшись с подобными пароксизмами (так по-другому называют приступы), особенно с посинением или судорогами, мамы и папы впадают в нешуточную панику.

Аффективные приступы у детей – кратковременная, длящаяся несколько секунд, остановка дыхания на высоте сильного плача, сопровождаемая посинением или побледнением кожных покровов. На фоне эмоциональной ситуации, вспышки гнева, ребенок начинает плакать. Внезапно ревущий малыш замолкает, синеет, обмякает из-за падения мышечного тонуса. Длится это состояние обычно не более минуты. Затем ребенок ведет себя как обычно. В некоторых случаях могут быть судорожные подергивания, а после отмечаться слабость. Это так называемый синий приступ.

Бывают белые пароксизмы. Развиваются они в ответ на какую-либо травму: упал, ударился головой, тотчас побледнел и потерял сознание. В этот момент также возникает остановка дыхания. Длительность такого АРП тоже не превышает 30 – 60 секунд. После появляется сонливость.

Откуда берутся?

Долгое время АРП рассматривались как проявление истерии. Только возраст пациентов, а также годы наблюдений не подтвердили эту теорию. Учеными-неврологами было установлено, что на фоне плача происходит спазм мускулатуры гортани, приводящий к остановке дыхания. В более старшем возрасте у ребенка приступы истерики могут наблюдаться в классическом варианте.

Нужно уметь отличить АРП от синдрома апноэ , который встречается у недоношенных или маловесных детей, а также у малышей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы. Это состояние – фактор риска синдрома внезапной смерти. Сами по себе АРП опасности не представляют, однако в будущем – это предпосылка для развития эпилепсии. Нельзя отрицать тот факт, что моменты отсутствия дыхания приводят к кислородному голоданию мозга, что не может не сказаться на его функционировании. Кроме того, АРП истощают нервную систему, что вызовет впоследствии расстройства памяти, мыслительной деятельности.

Отсутствие своевременной психокоррекции, может привести к нарушению социальной адаптации в детских коллективах.

Как не спутать с другими проблемами?

Чтобы отличить приступы истерики у ребенка 2 лет от АРП, следует учесть, что последние – явный протест на отказ родителей выполнить какое-либо желание или запрет заниматься любимым делом. Истерики не сопровождаются потерей сознания, падением мышечного тонуса. Они более продолжительные по времени, имеют целью привлечь максимальное внимание окружающих — ребенок плачет, топает ногами и т.д.

По данным зарубежных исследователей, АРП сопровождаются снижением гемоглобина и уменьшением содержания в крови железа. Это не является специфическим проявлением приступов, но может усугубить гипоксическое влияние на головной мозг.

Диагностический поиск

Для диагностики, а вернее для того, чтобы отличить АРП от других приступообразных состояний, в частности, от эпилепсии, применяется электроэнцефалография (ЭЭГ). Это методика регистрации биоэлектрических потенциалов головного мозга.

ЭЭГ – высокоточный способ отличить истинные эпилептические припадки от приступов другого рода, в том числе АРП. В современных клиниках есть возможность круглосуточной записи показателей физиологической мозговой деятельности одновременно с видеонаблюдением. Наряду с ЭЭГ, требуется электрокардиография для исключения болезней сердца, приводящих к остановке дыхания, а также спирография – метод, позволяющий уточнить причину остановки дыхания. Необходимо такое обследование в случаях сомнений относительно происхождения припадков или недостаточно четкого описания, представленного родителями.

Остановка дыхания вследствие спазма мускулатуры дыхательных путей бывает при бронхиальной астме и попадании инородного тела. При этих состояниях наблюдается кашель с приступами удушья у ребенка, при этом на фоне затянувшегося пароксизма может быть выраженная экспираторная одышка (на выдохе). Здесь не обойтись без прицельной консультации пульмонолога и аллерголога.

Лечение и коррекция поведения

Лечение аффективно-респираторных приступов, как и лечение любого другого заболевания должно быть комплексным и включать как медикаментозные, так и немедикаментозные методы . Коррекция этой патологии лежит в компетенции детского психоневролога, а своевременное перенаправление к узкому специалисту напрямую зависит от педиатра. Назначаются успокаивающие средства и препараты, нормализующие процессы возбуждения и торможения. Ребенок не нуждается в особых мероприятиях по оказанию неотложной помощи (искусственное дыхание или сбрызгивание водой). Приступ проходит самостоятельно. Мало того, ваши действия могут не на шутку испугать малыша.

Если у ребенка приступ возник впервые, сопровождается судорогами, которые трудно отличить от эпилептического даже специалисту, ребенка надо уложить на бок, так как в положении на спине существует опасность западения языка и удушения.

Примите меры для того, чтобы ребенок во время падения не поранился окружающими предметами.

С учетом психологического фактора, сложностей во взаимоотношениях между детьми и родителями, нестабильности детской психики, показаны консультация психолога. Эти методы имеют своей целью не лечение приступов, а стабилизацию внутрисемейного климата для предотвращения ситуаций, провоцирующих АРП.

Нормализация психологического климата

Учитывая незрелость физиологических процессов, регулирующих возбуждение и торможение в нервной системе, надо принимать меры, направленные на формирование у ребенка навыков контроля над эмоциями . Малыш не способен по-другому выразить эмоции и недостаточно хорошо разговаривает. Не стоит потакать чаду во всем и оберегать от переживаний из-за боязни спровоцировать приступ. В дальнейшем любой отказ вызовет реакцию. Если малыш находится постоянно дома, то лучше задуматься о посещении дошкольного заведения любого формата. Если же респираторные приступы у детей – реакция на детский сад, то стоит сделать перерыв в посещениях или сменить группу.

Малыш не должен переутомляться, испытывать чувство жажды или голода. Колебания уровня глюкозы крови тоже провокаторы АРП. Отрицательным моментом нередко служит излишняя любовь современных родителей к развивающим занятиям, когда малышу приходится посещать несколько школ раннего развития одновременно.