Школьная подготовка. Подготовка детей к школе (программа, методика)

1 7 686

Каждый ребёнок индивидуален. Как же выбрать методику подготовки к школе с учётом характера, интересов и способностей малыша? Рассмотрим самые популярные варианты. Вот наиболее эффективные системы, по которым педагоги готовят детей к походу в первый класс.

Каждый ребёнок индивидуален. Как же выбрать методику подготовки к школе с учётом характера, интересов и способностей малыша? Рассмотрим самые популярные варианты. Вот наиболее эффективные системы, по которым педагоги готовят детей к походу в первый класс.

1. Методика Зайцева

Дети с удовольствием учатся в процессе игры. Выдающийся отечественный педагог Николай Александрович Зайцев поставил этот принцип во главу угла своей образовательной системы - и её результаты впечатляют.

Особенности

  • Для обучения чтению на кубиках печатают не буквы, а слоги.
  • Кубики различаются по весу и цвету.
  • Внутрь разных кубиков помещают разные наполнители, которые при встряхивании издают специфические звуки.
  • Дети осваивают чтение не через зубрёжку, а через тактильные ощущения.

С помощью кубиков Зайцева дети в возрасте двух лет учатся читать примерно за полгода. Шестилеткам бывает достаточно пяти занятий.

Плюсы: С помощью этой методики учатся читать даже те малыши, которые больны аутизмом или страдают нарушениями зрения и слуха.

Критика: При произношении малыши часто проглатывают слоги и пропускают окончания. Когда дети идут в школу, им сложно усвоить, что такое фонемы и морфемы.

2. Методика Гленна Домана

Гленн Доман был военным врачом, но в какой-то момент ему пришлось начать заниматься развитием детей с травмами мозга. Он пришёл к выводу: если оказывать систематическое воздействие на один из органов чувств, можно повысить активность мозга в целом.

Согласно учению Домана, учёба наиболее эффективна в период роста мозга - в первые три года жизни ребёнка. К семи годам мозг практически перестаёт расти. Таким образом, чем раньше начать развивать малыша (как умственно, так и физически), тем лучше.

Особенности:

  • Урок длится не более 10 секунд.
  • В день проводится как минимум 10 уроков - но желательно больше, вплоть до 50.
  • Для обучения детей чтению используют демонстрационные карточки с крупно и ярко написанными словами.

Плюсы: По этой методике успешно учатся читать даже дети с особенностями развития. Более того: они начинают превосходить в физическом плане своих здоровых сверстников.

Критика: Дети становятся пассивным объектом обучения. Как следствие, в будущем у них могут возникать трудности с применением полученных знаний на практике. Творческое начало у малышей практически не развивается.

3. Система Монтессори

Итальянка Мария Монтессори произвела настоящую революцию в системе дошкольного образования в начале ХХ века. Изначально она работала с детьми, у которых наблюдались проблемы в умственном развитии. Ей хотелось, чтобы у всех малышей были равные возможности - и поэтому она разработала систему индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Особенности:

  • Основной принцип - самостоятельная оценка собственной работы, творческий поиск своих ошибок и правильных решений.
  • В одной группе могут оказаться дети разного возраста: при этом старшие будут помогать младшим так же, как это происходит в семье.
  • Каждый ученик имеет право развиваться в своём собственном темпе.
  • Большое внимание личному пространству - персональное рабочее место на коврике или за столом для каждого ребёнка в группе.

Плюсы: Максимальное раскрытие индивидуальных особенностей ребёнка.

Критика: Система Монтессори не предполагает соревнований и конкуренции. Мало внимания уделяется развитию творческих способностей. После учёбы по Монтессори ребёнку трудно приспособиться к нормам и правилам обычного общества.

4. Методика Л.Г. Петерсон

Российский педагог-методист Людмила Георгиевна Петерсон заметила, что дети нередко испытывают страх перед чем-то новым. Следовательно, чтобы новая информация усваивалась легче, надо сделать процесс обучения интересным и весёлым.

В этой статье:

Человек так устроен, что собственное чадо ему кажется самым умным, талантливым и красивым. Вот только существует одна проблема: об этом не знают в школе ни экзаменаторы, ни учителя. Они интересуются только цифрами, буквами, картинками и недостающими на них элементами. И никак не поймут эти бесчувственные чурбаны, что именно сейчас они видят самого лучшего ребенка на свете.

Подготовка к школе детей в целом и каждого малыша отдельно – единственное, что умещается в их голове. При этом они ковыряются в детских головках, взламывая родительский мозг, закипающий от негодования каждый раз, когда у ребенка спрашивают что-то из ряда вон выходящее. Чтобы этого не произошло с вами и вашим карапузом, предлагаем заранее подготовиться к экзекуции под названием «тестирование дошкольников».

Подготовка к школе и ее смысл

Есть ли смысл в подготовке ребенка к тестированию, решать только родителям. В принципе, ребенок для того в школу и идет, чтобы учиться, а не учится дома, чтобы попасть в школу. Однако это может «прокатить» только с обычными школами. Если же ваши амбиции и желания толкают вас в объятия более узкоспециализированного или элитного учебного заведения, придется хорошенько «попотеть», чтобы подогнать знания карапуза под соответствующий уровень.

Раньше все было проще. Детей отправляли учиться в близлежащую школу. При этом никто не проходил никаких вступительных экзаменов. В ходе обучения дети получали довольно высокий средний уровень образования и поступали в институт. Сегодня же все несколько иначе. Развитие системы образования требует от детей ответного развития, которого не дают в дошкольном учреждении, а значит, им приходится заниматься дома.

Таким образом, подготовка к школе ложится на плечи родителей, как и ответственность за отсутствие оной. Поэтому при возгласах «Вы не учите ребенка английскому, математике, информатике и прочим предметам? Ай-яй-яй! Как же вам не стыдно? Он же полный ноль!» родители краснеют до корней волос и не знают, куда себя деть. И ничего, что этому «нулю» еще и пяти лет нет, а на него уже приходится возложить огромный информационный груз, также требующий строгого режима, лишающего малыша детства.

Вас это не смущает? И не странно. Большинство современных родителей относится к такой чрезмерной нагрузке на ребенка нормально. При этом забывая о том, каким было их детство. А ведь многие утверждают, что самым лучшим! Не было интернета, компьютеров и планшетов, и все свое время дети проводили на улице. Вот только сегодня именно родители держат детей в четырех стенах и подсаживают на всевозможные гаджеты.

Во-первых, на них закачивается уйма полезной информации и занятий по всевозможным развивающим системам. Во-вторых, ребенок находится дома, на глазах. В-третьих, развитие малыша должно соответствовать развитию сверстников и их интересам, чтобы на фоне других он не выглядел «лузером». Все это принимается за весомые аргументы, и улица с ее развлечениями и разбитыми коленками остается за окном, а в нем мерцает отражение включенного гаджета, в котором растворяется скрюченный в три погибели карапуз, портя зрение и осанку…

Ценность образования понимают только взрослые. Дети «отсиживают» свой срок в выбранном учебном заведении. При этом родители вкладывают в учебу не только силы и личное время, но и значительные финансы. Что из этого следует? Что ребенка надо заинтересовать. Даже если вы планируете начать обучение еще до того, как малыш пойдет в первый класс, делайте это весело, интересно, в игровой форме и в неформальной обстановке.

Готовимся в первый класс заранее

Подготовка к школе – дело важное, сложное и скучное. Как было сказано выше, ее нужно облегчить и «увеселить». Начинать развитие первичных знаний и навыков лучше всего за год до школы. Раньше нет смысла: ребенок слишком много выучит, и тогда ему будет скучно на уроках, что может вообще отбить охоту учиться. А более поздние занятия не успеют дать требуемого результата.

Если школа не выбрана, то выбирать также лучше за год до начала обучения. Не стоит останавливаться на одном варианте. Лучше подобрать не менее пяти. Но для начала следует определиться с профилем будущего образования карапуза. Выбрали? Теперь подбирайте школы. Зачем так много вариантов? Затем, что в итоге несколько из них могут не подойти именно вам, в парочке – не подойти вы и ребенок, а вот одна из них окажется идеальной.

При выборе школы также следует понимать, кем вы хотите вырастить ребенка. Кстати, не забудьте спросить и его. Однако больше всего могут рассказать задатки малыша. Чем точнее задача, тем проще делать выбор учебного заведения.

Еще один аргумент в пользу заблаговременного выбора школы – это подготовительные курсы. Их проводят на базе школ. Зачастую на эти самые занятия принимают детей, которые впоследствии будут учиться в данной школе.

Как узнать, если в той или иной школе подготовительные курсы? Просто позвонив в приемную директора или посетив сайт заведения. Большинство школ давно «осовременились» и обзавелись собственными интернет-площадками. Также сайт позволит оценить школу со стороны. О многом расскажут фотоальбомы, отчеты о мероприятиях, проделанных работах и прочие выложенные на интернет-портале материалы.

Подготовка по программе тестирования школы

Наши бабушки считали, что для того, чтобы развить у детей математические способности, с ними следует играть в шахматы. Однако это не совсем так. Если вы хотите, чтобы ребенок научился решать задачки – решайте задачки, читать – читайте, петь – пойте, рисовать – рисуйте. Ведь то, что нельзя измерить, просто не существует!

Готовьтесь к школе по ее же требованиям, тестам, заданиям, конкретным примерам вопросов. Абстрактная подготовка требует слишком большого объема материала, который ребенок просто не усвоит. Да и незачем!

Где найти такие задания? Самый простой способ – получить в приемной комиссии. Если там вам отказали – поспрашивать родителей первоклассников. Не нашли таковых? Тогда изучайте материалы из учебников для первоклассников, по которым занимаются в выбранной школе. Идеальный будущий первоклассник должен знать и уметь все то, чему его будут учить в течение первого учебного года.

Что именно? Вот список основных навыков и умений дошкольников:


Если же в школе рекомендуют не учить ребенка читать и писать, мол, научат сами, то чаще всего это провокация. На собеседовании ребенка все равно попросят и написать, и посчитать, и решить не только задачку, но и логическое задание.

Все в целом ясно, но что конкретно нужно для поступления в школу?

Итак, вы родители будущего первоклассника. Стоите на распутье, так как не можете понять, какие конкретно навыки развивать, что изучать, в каком направлении двигаться. Специалисты рекомендуют остановиться на следующих категориях навыков:

    • Логика.

Ребенок должен уметь классифицировать предметы, объединять их в группы, исключать лишние, находить отличия.

    • Арифметика.

Малыш должен быть обучен счету, сложению, вычитанию, составу числа, понятиям больше/меньше.

    • Общая эрудиция.

К таковой относится знание фамилии, имени, отчества, адреса, страны и города проживания, столицы, близлежащей или главной реки. Также развитие ребенка предполагает изучение времен года, месяцев, даты собственного рождения…

    • Мелкая моторика.

Письмо, переписывание текста прописными буквами, срисовывание картинки.

    • Речь.

Это то, с чем у большинства детей имеется большая и серьезная проблема, которая не проходит даже во время обучения в школе. Так, кроха должен уметь пересказывать самые простые истории, сказки, рассказы.

    • Память.

Лучшее развитие этого навыка – это игра с картинками. Пусть ребенок по несколько минут смотрит на изображение, после чего рассказывает, что на нем было изображено – до мелких деталей.

  • Внимание, наблюдательность.

Можно развивать так же, как и память. Однако это не всегда интересно и весело.

Развитие любого из данных навыков может быть более веселым. Например, во время прогулки можно считать красные машинки, встречаемые на пути следования. Во-первых, так ребенок будет изучать счет, ведь машинки надо считать. Во-вторых, будет развиваться внимательность: вам же нужны только красные машинки. В-третьих, следует запоминать
количество проехавших красных машинок – таким образом тренируя память.

Что еще можно считать? Ступеньки, собачек, кошечек, девочек с бантиками. А еще можно описывать словами все, что происходит вокруг. Придумывать причины, почему эта тетя выглядит такой печальной и чему так радуется беззубый мальчик в витрине магазина. Фантазируйте, играйте вместе с ребенком. И тогда любое занятие будет интересно, а любая информация легко запоминаема. Но самое главное – ребенок будет получать удовольствие от обучения, в результате чего первое сентября не начнется со слез и капризов, ведь это будет первый день новой жизни – полной познавательных приключений.

Развитие детей дома: что для этого необходимо?

Многие родители и сегодня до последнего сомневаются, нужна ли домашняя подготовка дошкольнику. Особенно остро этот вопрос стоит среди тех, кто учился в советское время. Больше всего на обучение, развитие и нагрузку дома сетуют бабушки. Им жалко внуков, тем более что они не мучили и не нагружали так своих собственных детей, которые при этом смогли выбиться «в люди». Почему сегодня все иначе? Каким образом влияет на становление ребенка конкуренция? И почему в таком возрасте малыш вообще должен с кем-то конкурировать? Им это невдомек. И если одни просто сокрушаются несовершенством современного образования, другие перелистывают сайт за сайтом в поисках актуальной информации, которая
позволит облегчить жизнь будущего первоклассника и лишить его стресса при прохождении собеседования в школе.

Ранее при подготовке к школе учитывались только элементарные навыки. Нынешняя школьная программа рассчитана на более высокий базовый уровень. Согласитесь, дети сегодня знают намного больше родителей в том же возрасте. Почему тогда их следует учить так же? Ведь они, в силу иных условий жизни и развития, намного умнее! Их мозг более активен, а способности более развиты. Значит, и дети более совершенны. То есть в них можно вложить больше и получить в ответ больше.

Кто будет заниматься этим «капиталовложением», решать родителям. Можно обратиться к профессионалам. Но можно подготовить собственное чадо и самостоятельно. Дома и стены помогают. А вместе с мамой или папой и море по колено!

Наглядные материалы и подсказки – все, что нужно для развития навыков

Чтобы подготовиться к поступлению в школу, лучше всего использовать определенную материальную базу. Ее можно приобрести. Так, обучающие материалы имеются в свободном доступе в книжных и интернет-магазинах. Подходящий
сайт легко найти по запросу, а после выбрать нужные пособия и заказать с доставкой на дом.

Для тех же, кто не ищет легких путей, а, наоборот, находится в поисках поводов для совместного времяпрепровождения с ребенком и обучения во время игры, мы предлагаем следующее. Сделайте такие материалы и подсказки собственноручно. Вы можете как скопировать имеющиеся в интернете шаблоны, так и придумать собственные. Зайдя на любой сайт, направленный на развитие детей дошкольного и школьного возраста, можно найти уйму информации и даже готовые макеты с иллюстрациями для занятий, которые останется только распечатать.

Что же это за материалы? Например, плакаты. Так, времена года можно изучать по круглому плакату, сделанному в виде солнышка, часть из которого улыбается, плачет, мерзнет и бежит ручьями. При этом улыбка – это лето, слезы – символ дождей и осени, холод, который можно обозначить теплой шапкой, – зима, а ручьи – весна. Каждое время года можно условно поделить на месяцы, не забыв дорисовать картинку-ассоциацию. Так, сентябрь можно обозначить школьным звонком, октябрь – грибочком, ноябрь – желтым листочком, декабрь – снежинкой, январь – новогодней елкой, февраль – морозными окошками, март – подснежником, апрель – ручьями, май – рюкзаком, а июнь, июль и август детской веселой мордашкой на фоне моря, чаек и солнца.

Вариантов пособий много. Все их можно сделать собственноручно, привлекая к работе ребенка. В таком случае придется меньше объяснять, что значит та или иная картинка. Придется лишь закрепить пройденный материал.

Кроме всего перечисленного, родителям, занимающимся развитием ребенка, следует учесть следующие моменты:


На сами экзамены, тесты и собеседование лучше идти в приподнятом настроении. Если родителей лихорадит, это не значит, что то же самое должен чувствовать ребенок. Постарайтесь сделать этот день таким же простым и обыденным, и тогда малыш легко ответит на все вопросы. Видя, что мама с папой нервничают и считают этот день особенным, кроха может побояться его испортить, а из-за страха замкнется, и все знания просто перепутаются у него в голове

Знайте: вы сделали все, что смогли! Все остальное должны сделать учителя в ходе обучения. И если вы не пройдете первое собеседование – не переживайте. Пусть переживают те, кому не достался лучший ребенок и самый способный ученик – ваш будущий первоклассник!

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (ПРОГРАММА, МЕТОДИКА)

Поступление в первый класс – это очень ответственный момент в жизни подрастающего ребенка. Родители постоянно беспокоятся о том, когда же нужно начинать заниматься с малышом, чтобы подготовить его к школе и что должен обязательно уметь ребенок к 6-7 годам. Что же такое правильная подготовка к школе? Как определить, достаточно ли у малыша знаний для того, чтобы без проблем начать обучение в первом классе? Какие существуют программы подготовки детей к школе ?

Содержание статьи:

Когда начинать подготовку к школе?

Все родители чаще всего делятся на две категории: первые начинают готовить свое чадо к школе фактически с первых лет его жизни, другие же склоняются к тому, что подготовка к школе в 6 лет – наиболее подходящий вариант. Однако парадокс в том, что ни те, ни другие не правы.

Оказывается, детей не нужно специально готовить к поступлению в первый класс в интеллектуальном плане, ведь главная программа подготовки детей к школе – это все те знания, которые малыш получает, познавая окружающий мир. Когда родители постепенно делятся с ребенком теми знаниями и умениями, которыми владеют сами, малыш усваивает информацию от них, поэтому какая-то особая программа подготовки к школе дошкольников не нужна, при условии, что мама с папой и так достаточно занимаются со своим чадом.

Совсем другое дело, когда родители хотят отдать своего малыша на обучение в какую-либо престижную гимназию – в этом случае действительно стоит рассмотреть дополнительные методики подготовки к школе, но лучше в любом случае делать это непосредственно по программам, рекомендованным в выбранном учебном заведении.

Родителям же будущих школьников, собирающихся поступать в обычное образовательное учреждение, достаточно лишь понять, обладает ли их малыш необходимыми навыками и умениями, требующимися в первом классе, и при необходимости немного потренировать его.

Необходимые для поступления в школу навыки и умения малыша

Большинство родителей отдают детей в школу строго по достижению ими возраста 7 лет, однако некоторые мамы и папы делают это немного раньше – в 6 или 6,5. Для подготовки к школе 6 лет – это тот возраст, в котором ребенок уже должен обладать определенными навыками и умениями, облегчающими его поступление в образовательное учреждение.

Самое первое знание, которым должен обладать дошкольник в обязательном порядке – это умение называть целиком свое имя, фамилию и отчество, а также ФИО ближайших родственников: мамы, папы, брата или сестры, бабушки и дедушки. Для того, чтобы проверить это, достаточно периодически задавать ему соответствующие вопросы.

Программа подготовки к школе подразумевает, что ребенок 6-7 лет должен знать, как называются времена года, дни недели, количество месяцев в году. Проверить это очень легко, задав малышу наводящие вопросы, к примеру:

    В какой день мы ходили на новую площадку?

    Когда у папы будет выходной?

    Как называется время года, когда на улице идет снег, и ты одеваешь теплые вещи?

    Когда можно купаться?

    Когда мы будем наряжать елочку?

    В каком месяце твой день рождения?

В подготовку детей к школе входит и обучение их . Нет ничего страшного в том, что малыш не может быстро и уверенно прочитать целую страницу книги - для поступления в первый класс достаточно уметь читать хотя бы несколько самых простых предложений, можно даже по слогам.

Многие родители включают в подготовку к школе и обучение ребенка навыкам письма. На самом деле малышу-дошкольнику достаточно уметь печатными буквами написать два-три слова.

Большое значение в методиках подготовки к школе играют базовые математические знания. Малыш-первоклассник должен в прямом и обратном порядке до двадцати, и выполнять самые простые математические действия с числами до десяти: вычитать и складывать их. Проверить, хорошо ли кроха знает начальную математику можно, положив перед ним несколько яблок и попросив его посчитать их. После первоначального счета можно убрать несколько яблок – пусть малыш посчитает, сколько забрали и сколько осталось.

Важное умение, которым должны обладать все дети-дошкольники – это способность объединять слова или предметы по ряду признаков, а также находить сходства или различия между ними, и выбирать лишнее слово или предмет из ряда представленных. Это называется . Программа подготовки детей к школе обязательно должна включать в себя такие упражнения для развития логики:

    Что общего между предметами или картинками?

    Найди различия!

    Выбери лишнее слово в ряду

Ребенок, поступающий в школу, должен обладать нормальным словарным запасом и . Он должен повторить как минимум 7 из 10 названных ему слов, знать, как называются геометрические фигуры, основные цвета, животные и птицы, а также уметь отвечать на логические вопросы типа:

    Что происходит утром – восход солнца или закат?

    Какое время года наступает позже – зима или весна?

    Какое животное больше – овца или лошадь?

    Как называется детеныш лошади? А кошки, собаки, коровы?

Важный момент в программе подготовки к школе – умение малыша сочинять, запоминать и фантазировать. Ребенок должен уметь описывать своими словами, что нарисовано на картинке, сочинять небольшие истории, пересказывать прочитанные сказки или рассказы, а также рассказывать наизусть небольшое стихотворение в 2-3 четверостишия.

Подготовка к школе – это также и . Профессиональных художественных навыков от малыша никто, конечно же, требовать не будет, однако он должен уметь нарисовать , схематичное изображение человека и простые объекты (солнце, домик, цветок и т.д.).

Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе

В программу подготовки к школе дошкольников родители обязательно должны включить обучение малыша основным понятиям. Кроха должен иметь представление о том, что такое добро и зло, чем отличаются плохие поступки от хороших, как вести себя со взрослыми, как общаться со сверстниками.

Не лишним будет включить в процесс подготовки к школе и обучение малыша базовым навыкам самообслуживания. Ребенок к школьному возрасту должен , раскладывать предметы и убирать их на положенные места, приводить себя в порядок, .

Родителям стоит заранее объяснить своему малышу, готовящемуся к поступлению к первый класс, подробности о том, что представляют собой школьные уроки, перемены, домашние задания, учебники, как нужно общаться с учителями и одноклассниками. Важно, чтобы ребенок понимал, что такое дисциплинированность, ответственность и , ведь только тогда его процесс адаптации к новому распорядку дня и незнакомой атмосфере пройдет более легко и спокойно.

Правы те родители, которые задумываются о подготовке к школе своих детей еще в раннем возрасте — ведь куда как лучше, если чадо придет в первый класс, владея навыками чтения, письма, счета! Все-таки представляется неверным подход, когда взрослое поколение считает, что обучать русскому языку, математике и другим предметам должны только учителя начальных классов: мол, программа одна для всех, и пусть она реализовывается, когда придет ее время.

Профессиональные центры, студии, кружки, предлагающие занятия по подготовке к школе, востребованы и популярны по всей стране в целом и в нашем городе в частности. Помимо того что дошколята учатся читать, писать и считать, они нередко занимаются ритмикой, логикой, экономикой, английским языком — и приходят в школу уже подготовленными, имея фору перед теми, кто до 6-7 лет не посещал подобных занятий.

Польза от таких дошкольных образовательных программ налицо: дети улучшают интеллект, кратковременную и долговременную память, развиваются в эстетическом, духовном и физическом плане. Они также делают первые шаги по реализации личностного потенциала, получают необходимый — и не только игровой и досуговый — опыт общения со сверстниками, готовятся к соблюдению режима дня, распорядку в школе.

Когда ребенку следует начинать обучаться чтению?

По мнению многих современных педагогов, современные дети должны учиться читать с раннего возраста, не дожидаясь поступления в первый класс. Если говорить конкретно, то специалисты рекомендуют знакомить ребятишек с алфавитом уже с 3-4 лет: причем как родители могут выступить «посредниками» в этом деле, так и педагоги студий дошкольного образования. Почему же чтение будет полезно ребенку в таком нежном возрасте? Именно тогда у малышей формируются задатки логического и пространственного мышления, а также память. Чтение благотворно влияет на все перечисленное, и это даже не нужно доказывать. Кроме того, оно расширяет кругозор, учит общаться и выражать словами свое мнение. Что стоит и говорить о знакомстве с букварем подготовленного первоклассника?..

Что нужно знать родителям будущего первоклассника

Начать нужно с того, что, согласно законам, первоклассником может стать ребенок, возраст которого не менее 6,5 лет и не более 8 на 1 сентября. Конечно, есть и особые случаи, которые решаются в индивидуальном порядке (например, мальчику или девочке не хватает нескольких дней до 6,5 лет и пр.). Преимущество при записи в школу имеют те, кто территориально прикреплен к ней. Если родители хотят отдать сына или дочь в другое учебное заведение, то они получает это право только после того, как будут приняты ребята, живущие неподалеку. Записаться можно в 2 этапа. Первый стартует 15 декабря. Уже тогда можно подать заявление на поступление. Если в школе остались дополнительные места, то она может открыть второй этап, но уже к концу августа списки должны быть сформированы. Однако официальной датой окончания приема первоклашек считается 5 сентября. Перечень документов, необходимых для поступления мальчика или девочки - свидетельство о рождении, паспорт подающего заявление (родителя или опекуна), СНИЛС ребенка. Бывает, что школа может попросить и дополнительное подтверждение регистрации ребенка.

Как понять, полностью ли ребенок готов к школе?

Бывает так, что мальчик или девочка к 6-7 годам уже овладевает чтением, письмом и счетом. Это, безусловно, радует родителей и некоторые из них считают, что этой «базы» вполне достаточно, чтобы пойти в первый класс. Однако кроме этого крайне важно, чтобы ребенок был готов к школе и морально, и психологически, и, что называется, в бытовом плане. Учеба и нахождение в классе - это не только получение новых знаний. Это, конечно же, умение вести себя в коллективе и подчиняться нужным правилам. Перед поступлением в школу дети должны научиться усидчивости - ведь их ожидают уроки продолжительностью не менее получаса. Естественно, не умеющий переодеваться и переобуваться ребенок или делающий это «из-под палки» и под бдительным контролем родителей может столкнуться с серьезными трудностями в школе. Кроме этого, будущий первоклассник должен уметь ориентироваться в пространстве, понимать время по часам.

Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.

Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»

Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?

Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.

Задание «Пары слов»

Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень - дождь; ваза - цветы; кукла - платье;
чашка - блюдце; книга - страница; вода - рыба;
машина - колесо; дом - окно; часы - стрелки.

Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:

Повторять вслух и про себя;
- мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
- объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.

Упражнение «Вспомни и опиши»

После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.

Упражнение «Повтори фигуру»

Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.

Онлайн-игры на тренировку памяти и внимания

Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».

Развиваем мышление

Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить.

Начните с подходящих по возрасту заданий

  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
  • 1 класс

Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком .

«Что, зачем и почему?»

Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень - …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова - это телёнок, детёныш овечки - это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

«Какое слово лишнее?»

В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.

Задача четвёртый лишний

На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Упражнение «Кто больше?»

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.

Упражнение «Важные слова»

Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин - продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк - надувной круг, горки, вода, купальный костюм.