Русский язык упр 52 изложение сжатое. Учимся сжимать исходный текст

Цели:

учебно-познавательные:

  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста;
  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;

интеллектуально-развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
  • развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в тексте;

воспитательные:

  • раскрыть важную нравственную проблему роли детской дружбы в жизни человека.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа) .

Оборудование урока:

  • дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);
  • тексты памяток написания изложений,
  • пустая таблица для написания микротем;
  • презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргмомент.

Сообщение темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя.

Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения.

Например, о том, как мы всем классом отмечали день рождения родившихся осенью, можно написать на несколько страниц. А можно сообщить кратко: «В прошедшую пятницу вечером мы в своём кабинете отмечали день рождения тех, кто родился осенью».

Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, именно эти умения помогут вам в написании сжатого изложения в 9 классе на экзамене в форме ГИА.

Учитель.

Как вы понимаете, что значит пересказать текст подробно, сжато?

Примерный ответ.

Подробно – это близко к тексту.

Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия.

Слайд 1

III. Работа по памяткам написания изложений (есть у каждого учащегося).

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

  1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.
  2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
  3. Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.
  4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
  5. Составить план (можно цитатный) сжатого изложения.
  6. В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.
  7. Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.
  8. Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.
  9. Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.
  10. Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).
  11. Объём изложения должен быть девяносто (90) слов.

IV. Проверка домашнего задания

Учитель.

Вы получили на дом текст, в котором должны были оставить только необходимую лексику, а слова, без которых могли обойтись, взять в скобки или подчеркнуть цветной пастой.

Два ученика читают получившиеся варианты, остальные проверяют, объясняя, почему убрали некоторые слова.

Учитель.

Каким способом вы сократили данный текст?

Учащиеся.

Все три абзаца сократили способом исключения.

Проверка данного задания после работы с учащимися по слайду.

Учитель.

Сегодня мы продолжим данную работу. Прослушайте текст, который у вас лежит на столах.

Чтение текста учителем.

(У учителя для урока уже выделено в тексте всё необходимое и заполнена таблица микротем. У учащихся текст дан без выделения абзацев, а таблица пустая. Её необходимо будет заполнить в ходе урока)

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей - самых близких, самых нужных. В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приоб­ретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей мо­лодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрос­лым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

(По Д.С. Лихачёву)

Таблица учащихся

Текст учителя

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца : все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей - самых близких, самых нужных.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приоб­ретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей мо­лодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрос­лым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

(По Д.С. Лихачёву)

V. Анализ текста.

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

1. Какова тема и главная мысль этого текста?

(Тема – дружба; основная мысль – настоящая дружба начинается с детства ) В тетрадь по развитию речи пишем. Слайд 2 (на нём тема и идея текста)

2. Слайд 3 Определите тип речи текста. (Повествование с элементом рассуждения)

3. А стиль? (Это текст публицистического стиля (обращение к публике, к читателю)

4. Где в этом рассказе экспозиция, где завязка? (1 и 2 предложения – экспозиция, с 3 – завязка)

6. Укажите развязку в тексте (не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными и будете жить в другом мире )

7. На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3) Слайд 4

9. В какой части текста предложения можно объединить? (Последний абзац)

VI. Сжатие текста. 1 часть.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 1-й части.

1) Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги . 2) То же и у моего отца : все его друзья были друзьями молодости. 3) Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно .4) Именно в молодости формируется характер человека , формируется и кру г его лучших друзе й - самых близких, самых нужных. (25 слов)

Учитель. Способ сжатия?

Исключение. Слайд 5 – проверка

Учитель. Сформулируйте микротему. Запишем её таблицу.

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

2 части .

5) В молодости формируется вся жизнь человека , и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость . 6) Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым . (35 слов)

Слайд 6 – проверка

Учитель. Способ сжатия?

Исключение.

Учитель. Эту микротему пишем во второй строке таблицы.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 3 части .

7) Храните молодость до глубокой старости .8) Храните молодость в своих старых , но приобретённых в молодости друзьях .9) Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности . 10) Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем , совсем иными» и будете жить в другом мире. (30 слов)

Слайд 7 – проверка

3-й пункт тезисного плана. Запишем его как микротему в листы.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

Учитель.

Пользуясь записями в тетради, перескажите весь текст сжато.

Имеете ли вы право добавлять в пересказ свои слова?

Ученик. Да, особенно, если это союзы или местоимения.

Учитель. Так как мы сдаём экзамен по русскому языку, обратим внимание на орфографию, чтобы написать изложение грамотно.

Критерии оценивания изложения вы знаете, они есть и у вас в пособиях.

Орфографическая и пунктуационная подготовка.

  1. Как определить окончание глагола? (По 1 и 2 спряжению)
  2. Найдите в 1 абзаце текста глаголы 1 спряжения (формируется, выберет, будет).

Выделите зелёной пастой в тексте окончания этих глаголов.

  1. Как определить, когда у существительных на конце пишется Е, а когда И?

Ученик.

У существительных окончание –Е– пишется в Д.п. и П.п. 1-го склонения, в П.п. 2-го склонения, у разносклоняемых и существительных на –ИЯ-ИЕ-ИЙ в Т.п.

  1. Найдите в 1 абзаце сущ. 3 склонения (молодость). Выделите окончание.

Учитель.

Посмотрите в пособие по подготовке к ГИА и скажите, в каком задании предлагается определить лексическое значение слова?

А 2

А определить средство выразительности текста?

– А 3.

Поможет ли вам в написании изложения задание В2?

Да, потому что не всегда запомнишь точно словосочетание, а если понял смысл, можешь его записать по-другому.

Учитель.

РЕШИТЕ ТЕСТ (СЛАЙДЫ) с № 8

А 2 . Укажите, в каком значении используется в предложении 4 слово формируется?

а) развивается б) определяется в) организовывается

А 3. В какой части текста встречается такое средство синтаксической выразительности, как анафора? (в 3-й)

А 7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»? (приобретённ ых )

В 2 . Замените словосочетание душевное богатство , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (богатство души)

В 3 . Выпишите грамматическую основу первого предложения третьего абзаца

(храните – односоставное.)

В 6 . Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. (Три)

Домашнее задание: (оно высвечивается на слайде, чтобы все учащиеся могли записать его)

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Как писать сжатое изложение?

Во-первых, вспомним, что такое изложение.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение – это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста.

В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

Сжатое изложение – это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку. Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения,

необходимо выполнить следующие задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;

2) Применить не менее одного способа сжатия текста;

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

Прослушивание текста

Самая сложная задача - запомнить и записать текст.

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Микротемы

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части - микротемы.

Микротема - содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную.

Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и упрощение (замена) .

1. Исключение

Вводных слов;

Однородных членов предложения;

Повторов;

Однотипных примеров;

Риторических вопросов и восклицаний;

Цитат;

Деталей, содержащих второстепенную, несущественную информацию;

Пояснений;

Рассуждений;

Описаний;

Слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

Ряда предложений, связанных одной мыслью;

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3. Упрощение (замена)

Однородных членов обобщающим словом;

Сложного предложения – простым;

Части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

Прямой речи – косвенной;

Части текста одним предложением;

Части предложения местоимением и т.д.

Сценарий урока «Обучение сжатому изложению» (8-й класс).

Тема урока: «Сжатое изложение».

Цели: учащиеся должны

знать признаки текста и его функционально-смысловые типы; приемы сжатия текста; композицию текста; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные);

уметь определять тему и основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; пользоваться различными приемами сжатия текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; сжато излагать текст.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка целей.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сжатое изложение, познакомимся с приемами сжатия текста, вспомним типы и стили речи, композицию текста.

II. Первое чтение текста. (Распечатанный текст находится на каждой парте).

III. Работа с текстом. (Используем таблицу для обучения школьников сжатому изложению. Таблица лежит перед каждым учеником.

  1. Первое впечатление от текста.
  1. Какое впечатление произвел на вас текст?
  2. К какому стилю речи относится этот текст?
  3. К какому типу речи относится текст?
  4. Какие слова показались вам непонятными?

Словарная работа. Выясняем значение слов поприще, самореализация.

  1. Определение темы текста.
  1. О чем говорится в тексте? Какова его тема? Как определить тему? Обратитесь к таблице.
  1. Запишите ответ в таблицу.

(Здесь же работаем над орфографией и пунктуацией).

  1. Определение идеи текста.
  1. Как вы думаете, для чего автор написал этот текст? Какую мысль хотел донести до нас?
  2. Что помогает нам сформулировать идею текста? Обратитесь к таблице. Сформулируйте идею текста и запишите свой ответ. (Попутно работаем над орфографией и пунктуацией).

Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личность.

  1. В каком предложении сформулирована авторская позиция?
  1. Определение структуры текста.
  1. Что называется композицией текста?
  2. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Обратитесь к таблице.

Вступление. Поиск жизненного пути – важнейшее из решений, принимаемых человеком.

Основная часть.

Заключение.

  1. Проверка записей, работа над орфографией и пунктуацией.

IV. Подведение промежуточных итогов урока.

  1. Что же необходимо сделать после первого прослушивания текста?

(Сформулировать для себя тему текста, его идею, определить структуру текста, кратко записать содержание композиционных частей текста.)

V. Второе чтение текста.

  1. Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы.

Абзац – показатель микротемы. Сейчас тексты лежат перед вами, потому что мы учимся сжимать текст. Когда текста не будет, то вы должны будете на слух определить количество абзацев, а помогут вам в этом большие интонационные паузы. А сейчас мы должны определить микротему каждого абзаца и кратко ее записать. Прочитайте первый абзац.

  1. Определите микротему первого абзаца.
  2. Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?
  3. Какое предложение является основным?
  4. Прочитайте первое предложение. Какие приемы сжатия текста мы можем применить? Обратитесь к таблице «Приемы сжатия текста». (Таблица лежит перед каждым учеником). Что получилось? Запишите.

1-й абзац – 1 микротема:

  1. Прочитайте второе предложение первого абзаца. Какие приемы сжатия текста мы можем применить? Запишите то, что получилось.

О выборе

  1. Прочитайте второй абзац. Определите микротему второго абзаца.
  2. Какая информация является основной? Какая дополнительной?
  3. Какие приемы сжатия текста можем применить? Запишите то, что получилось. (Здесь же работаем над орфографией и пунктуацией.)

2-й абзац – 2 микротема:

Ради такой самореализации человек и живет. Человеку

  1. Аналогично работаем над 3-м и 4-м абзацами. В результате появляются следующие записи:

3-й абзац – 3 микротема:

4-й абзац – 4 микротема:

  1. Моделирование сжатого изложения.
  1. Как соединить содержание микротем в тексте? Какие средства языка мы можем для этого использовать? Обратитесь к таблице.
  2. Используя лексические и лексико-грамматические средства языка, соедините текст, сохраняя абзацное членение. Запишите его.

этом человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свои возможности.

Именно Ему необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.

Но

Поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели. (98 слов).

VI. Подведение промежуточных итогов.

  1. Что же необходимо сделать после второго прослушивания текста?
  2. С помощью каких языковых средств можно соединить содержание микротем в текст?

VII. Подведение итогов урока.

  1. С какими приемами сжатия текста мы сегодня работали?
  2. Какова последовательность работы над сжатым изложением?

VIII. Домашнее задание.

Напишите сжатое изложение по упр. 200 (Текст Д.С.Лихачёва о признаках хорошей публичной речи), используя таблицы, которыми пользовались на уроке.

Предварительный просмотр:

Этапы учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Как определить тему?

по началу текста ;

по ключевым словам ;

по ключевым эпизодам;

по заглавию текста.

Это текст о выборе жизненного пути, поиске смысла жизни, который делает человека Человеком.

Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью.

Назовите композиционные части текста.

Тезис

Как сформулировать тезис?

Вступление. Поиск жизненного пути – важнейшее из решений, принимаемых человеком .

Основная часть. Человек живет ради самореализации, его должно оценить общество. Поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека.

Заключение. Сам поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, выделяя его среди живых существ.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Выполните задания:

3.Абзацы пронумеруйте.

К основным

К дополнительным

Исключение

1-й абзац – 1 микротема:

Среди множества решений, принимаемых человеком в жизни, ничто не может сравниться с выбором, по какой дороге пойти и какое поприще выбрать.

2-й абзац – 2 микротема:

Ради такой самореализации человек и живет.Человеку необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.

3-й абзац – 3 микротема:

У каждого человека свои способности и таланты, поэтому поиск смысла жизни - это поиск самого себя, своих ценностей и ориентиров.

4-й абзац – 4 микротема:

Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели.

повтор

Лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова , частицы.

Среди множества решений, принимаемых человеком в жизни, ничто не может сравниться с выбором, по какой дороге пойти и какое поприще выбрать. Об этом человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свои возможности.

Именно ради такой самореализации человек и живет. Ему необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.

Но у каждого свои способности и таланты, поэтому поиск смысла жизни - это поиск самого себя, своих ценностей и ориентиров.

Поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели.(98 слов).

Предварительный просмотр:

Этапы учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

Результат учебной деятельности

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чём этот текст?»

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

по началу текста ;

по ключевым словам ;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора );

по заглавию текста.

2.Этап определения идеи текста

Что нам помогает сформулировать идею?

1.Общая тональность звучания текста.

2.Настроение, которое вызывает прочтение текста.

4. Наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3.Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщённо.

Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

4.Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

Выполните задания:

1.«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

2.«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите её кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?»

3.Абзацы пронумеруйте.

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.).

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – ещё один приём сжатия текста.

5.Этап моделирования сжатого изложения.

Снимите нумерацию абзацев-микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор , однокоренные слова, синонимы;

Лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова , частицы.

Как написать сжатое изложение?

Этапы учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

Результат учебной деятельности

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чём этот текст?»

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

по началу текста ;

по ключевым словам ;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора );

по заглавию текста.

2.Этап определения идеи текста

Что нам помогает сформулировать идею?

1.Общая тональность звучания текста.

2.Настроение, которое вызывает прочтение текста.

4. Наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3.Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщённо.

Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

4.Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

Выполните задания:

1.«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

2.«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите её кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?»

3.Абзацы пронумеруйте.

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.).

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – ещё один приём сжатия текста.

5.Этап моделирования сжатого изложения.

Снимите нумерацию абзацев-микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор , однокоренные слова, синонимы;

Лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова , частицы.

Предварительный просмотр:

Текст для сжатого изложения.

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Учёные считают, что именно ради такой самореализации человек и живёт. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обществом.

Однако, у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашёл, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремиться понять и объяснить своё поведение, своё отношение к окружающим.

(По Г.А.Маслову)

Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся

Основные приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей, деталей.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

2. Обобщение однородных явлений.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст

3.Сочетание исключения и обобщения .

Эти приёмы часто совмещаются.

Языковые

1. Исключение

  1. Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  2. исключение повторов;
  3. исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение;
  4. исключение одного или нескольких синонимов;
  5. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком полно и широко.

2. Обобщение

  1. Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  2. замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение

  1. Слияние нескольких предложений, повествующих об одном и том же предмете речи, в одно;
  2. замена предложения или его части указательным местоимением;
  3. замена сложноподчиненного предложения простым;
  4. замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  5. замена прямой речи косвенной.