Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс). Почему местоимение так называется

В разделе на вопрос Почему местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они называются личными? заданный автором Двутавровый лучший ответ это Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.
Местоимение я называется местоимением 1-го лица, так как показывает, что говорящий имеет в виду самого себя.
Местоимение ты называется местоимением 2-го лица, так как указывает на того, к кому обращается говорящий.
Местоимения мы и вы – это формы множественного числа местоимений я и ты.
Местоимение множественного числа вы иногда употребляется по отношению к одному человеку для выражения уважения к нему.
Все местоимения 1-го и 2-го лица отвечают на вопрос кто?
Он, она, оно и они – это местоимения 3-го лица, потому что они указывают на того, о ком говорят собеседники.
Местоимения он, она, и оно могут также указывать на неодушевленный предмет. Поэтому местоимения 3-го лица отвечают на вопросы кто? и что?

Ответ от черносотенный [гуру]
Наташа более-менее объяснила.. .
Интересно, что в древнерусском языке ОН, ОНА, ОНО были не личными местоимениями, а указательными -- типа ТОТ, ТА, ТО (или ЭТОТ...) А личными были другие, которых сейчас уже нет.. . почти нет.
Просклоняем: он -- его -- ему и т. д. Но ведь должно быть он -- оного -- оному.. .
Так и есть. В косвенных падежах стоят еще те, древние личные местоимения.

Местоимение

Местоиме́ние

Класс слов, отношение которых к частям речи спорно: очевидно их единство, но они обнаруживаются во всех частях речи. Задача местоимений – не называя явлений действительности (как это делают обычные слова), указывать на них. Указывать же необходимо, чтобы задавать вопросы (Кто? Где? Почему?) и отвечать на них (Это там); высказываться отрицательно (Никто никуда не спешит); неопределённо (Есть кое-что; Нечто странное) или, напротив, определённо (Всё пропало; Любой поймёт). В решении этих задач сложились разряды местоимений: вопросительные, указательные, отрицательные, неопределённые и определительные. В каждом разряде местоимения могут быть эквивалентами существительных, прилагательных, числительных и наречий. Считается, что в рус. языке есть и местоименный глагол что делать. Особое место среди местоимений занимают личные и возвратные. Фонд местоимений пополняется прилагательными следующий, аналогичный, выражениями что попало, чёрт знает куда. Числительное один может использоваться как местоимение: в одном городе.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Местоимение

МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М-ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на отношение тех или других предметов или признаков к данной речи, т.-е. получают различное значение, определяемое из данной речи. М. делятся на личные и неличные . Личные М. (см.) называют тот или другой предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к лицу речи; так, М. «я, меня» и пр. могут относиться к какому угодно предмету, указывая лишь на тождество его с лицом говорящим, и т. д. Из неличных М. притяжательные (мой, твой, свой и пр.) указывают на отношение того или другого предмета к другому предмету, являющемуся лицом речи; остальные - на разные другие отношения данных предметов мысли к данной речи, наприм., на тождество данного предмета или признака с предметом или признаком, названным в речи другим словом (он, сам, самый, такой и пр.) или на то, что название или сущность данного предмета или признака безразлично для данной речи (кто-то, какой-то, некто и пр.); или то, что предмет или признак предмета в данной вопросительной речи представляются неизвестными и должны быть определены в следующей ответной речи (кто, что, какой, чей и пр.), или на то или другое отношение данного предмета к месту или времени речи (этот, тот). Б. ч. М. образует формы склонения как в русском, так и в других индоевропейских языках, отлично от других существительных и прилагательных, что и послужило в свое время поводом к выделению М. в особую часть речи. На самом деле М. в целом отличается от остальных существительных и прилагательных не по грамматическим признакам, а по значению и потому особой части речи или грамматмческой категории не составляет. По значению же М. принадлежит к неграмматическому классу т. н. местоименных слов (см.).

Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Смотреть что такое "местоимение" в других словарях:

    МЕСТОИМЕНИЕ, местоимения, ср. (грам.). Название одной из частей речи слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числ.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи (букв.… … Толковый словарь Ушакова

    МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (он, это, такой и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительно… … Современная энциклопедия

    Часть речи класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не называя его (он, это, такой и т. п.). По значению выделяются разряды местоимений, напр. в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительные,… … Большой Энциклопедический словарь

    МЕСТОИМЕНИЕ, я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия. Личные, возвратные, указательные… … Толковый словарь Ожегова

    Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на… … Словарь литературных терминов

    Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (“он”, “это”, “такой” и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Содержание 1 … Википедия

    Местоимение - Местоимение лексико семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесённости слова с… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Я; ср. Лингв. Часть речи, к которой относятся слова, указывающие или называющие предметы или их признаки, не раскрывая их содержания, и выступающие в речи вместо слов, относящихся к существительному, прилагательному или числительному. Личные… … Энциклопедический словарь

    Калька из лат. prōnōmen, греч. ἀντωνυμία, т. е. вместо имени; см. Томсен, Gesch. 19 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Местоимение "это" и его функциональные омонимы. Монография , Бабайцева Вера Васильевна. Монография посвящена актуальной проблеме функционирования омокомплекса это в простом, сложном предложениях и тексте (сложном синтаксическом целом) в аспекте переход-ности и синкретизма.…

Местоимение - это одна из частей речи - слово, указывающее на имя и приобретающее значение определённого предмета, качества или числа в зависимости от содержания данной речи. Местоимение названо так за возможность "занимать место" (иметь место) других частей речи. Местоимение может использоваться вместо существительного и отвечать на падежные вопросы "кто?", "что?", "кого?" и другие. Например: я, меня, тебе, ими, кем-то. Может занимать место числительного и отвечать на вопрос "сколько?" - несколько, сколько-то, столько. Может использоваться вместо прилагательного и отвечать на вопросы "какой", "какая?", "какие?", "какое?". Например: какой-либо, некий и другие. Местоимение указывает на предмет, признак или количество, не называя их.

В данном задании вам необходимо определить почему местоимения получили такое название.

Запишите происхождения слова местоимение

Местоимения являются значимой частью речи. Они относятся к группе именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословно данное слово переводится как ""вместо имени"". То есть данные слова употребляются вместо имени, чтобы обозначить какое - либо название, указав его в предыдущем предложение.

Определите общее понятие местоимения

Местоимения - являются самостоятельной незнаменательной частью речи, указывающей на предмет, признак либо количество, при этом не называя их.

Местоимения делятся на следующие разряды

  • Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Данные местоимения показывают на людей, участвующих в беседе (я, ты, мы, вы), людей, не принимающих участия в разговоре, либо предметы (он, она, оно, они).
  • Возвратные : себя. Данные местоимения показывают на равенство лица или предмета, являющегося подлежащим, лиц или предметов, названных словом себя. (Она себя не расстроит).
  • Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Данные местоимения говорят о принадлежности предмета лицу или другому предмету (Это моя ручка. Её очень удобно использовать).
  • Указательные : этот, тот, такой, таков, столько. Данные местоимения говорят о признаках или количествах предметов.
  • Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной. Данные местоимения обозначают признаки предметов.
  • Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Данные местоимения относятся к специальным вопросительным словам, обозначают лица, предметы, признак и количество.
  • Относительные : являются такие же местоимения, как вопросительные. Также являются союзными словами.
  • Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Данные местоимения говорят об отсутствии предметов или признаков.
  • Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько. Также к данной группе относятся все местоимения, которые были образованы от вопросительных местоимений с помощью приставки кое- или суффиксов -то, -либо, -нибудь.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

Цели урока:
Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
  • контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности
  • развитие познавательной активности

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности
  • привитие культуры общения
  • воспитание интереса к предмету

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийная приставка
  • экран

Форма проведения урока: урок-игра.
Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.

Ход урока

1. Организационный момент.
Подготовка к уроку. Слово учителя.
Дорогие ребята, тема нашего урока - «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.
Но урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. Класс разделён на 2 команды, которые уже выбрали капитана и помощника-консультанта, к которому команда может обратиться за помощью. Команды не имеют названия. Они их получат только в конце урока, в зависимости от того, кто будет победителем, а кто побеждённым. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов.
Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

2. Повторение и обобщение. Выполнение заданий.
(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).
Учитель:
Почему местоимение имеет такое название?
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
Чем отличается местоимение от этих частей речи?
(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

Конкурс 1 «Кто быстрее». (Слайд 2 «Разряды местоимений»)
Задание: За минуту записать все разряды местоимений.
Учитель:
С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:
1 - я, мы;
2 - ты, вы;
3 – он, она, оно)
Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются ? Ответ подтвердить примерами.
(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).

Конкурс 2 «Подумайте». (Слайд 3 «Подумайте». Личные местоимения)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их падеж.

Какими членами предложения они являются?

Конкурс 3 «Отгадай загадки». (Слайд 3)
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (М ы -шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
(Вы -мы -ты )
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я -мы )
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я )

Учитель:
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя )
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

Конкурс 4 «Подумайте». (Слайд 4)
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ Д.п .
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.

Учитель:
–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
– Перечислите притяжательные местоимения.
(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их ) (слайд 5)

Конкурс 5 «Подумайте». (Слайд 5)
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт

(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

Конкурс 6 «Отгадай загадки».
Задание: Найти местоимения. Указать разряд. (Слайд 6)
1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)
2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка) (Что – вопросительное местоимение, мы -личное)

Учитель:
–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?
(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.) (Слайд 7)

Конкурс 7
Задание :
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

Учитель:
–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?
(Неопределённые и отрицательные)
–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)
–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)
(слайд 8)

Конкурс 8 «Подумайте». (Слайд 9)
Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто . Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто , встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то . Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то . Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)

Учитель:
–Объясните правописание данных местоимений. (Слайд 9)
–Перечислите все определительные местоимения . (Слайд 10)
(Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый)

Конкурс 9
Задание: Определить значение фразеологизмов. (Слайд 10)
Сам с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.)
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)

Учитель:
–Назовите ещё устойчивые сочетания, в которых употребляются определительные местоимения. Что они обозначают?
(При затруднении можно обратиться к Фразеологическому словарю.)
1.Сам за себя говорит. – Что-либо настолько очевидно, что не нуждается в объяснении, доказательстве.
2. Самое большее. – Не больше чем (столько-то).
3. Самое меньшее. – Не меньше, чем (столько-то).

Учитель
–Назовите указательные местоимения . (Слайд 11)
(Тот, этот, такой, таков, этот)

Конкурс 10
Задание: Прочитайте пословицы. Чему они учат?
Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж. Почему у местоимения ТАКОВЫ нет падежа? (Слайд 11) Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?

Конкурс 11

Задание: Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)

3. Итог урока
Учитель:
– Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. Ей присваивается название «Аборигены». Команде соперников – «Туристы». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к Толковому словарю.)
А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.

Рефлексия:
1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?

4. Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение».

Используемая литература:

1.Г.Александрова. Занимательный русский язык/ серия «Нескучный учебник». Санкт-Петербург. «Тригон», 1997.– 656 с., илл.
2.Е.А.Быстрова и др..Учебный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся нац.школ.– Л.:Просвещение, 1984.– 271 с.
3.Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7кл. общеобразоват.учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова. Науч.ред. В.В.Бабайцева.– 5-е изд.–М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1998.– 256 с.: илл.
4.С.Е.Ожегов.Словарь русского языка: 70000 слов (Под ред. Н.Ю.Шведовой.– 22-е изд., стер.– М.: Рус.яз., 1990.–921 с.

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
  • замене существительных местоимениями в речи;
  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Ход урока

I. Организация начала урока.

У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

  • березы - (они)
  • ученик - (он)
  • девочка - (она)
  • помидоры - (они)
  • путешествие - (оно)

Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?
  • Какие слова они заменили?

Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

Письмо по памяти.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.

Запомните первые три строчки стихотворения.

Запишите их по памяти.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

Сегодня мы исследуем эти местоимения.

Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)

Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)

Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

(проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..

Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,

В предложении бывают:::::::::::::::::..

Физминутка.

  • Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
  • Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

1. Загадки. (слайд № 10)

Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)

А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

2. "Четвёртое - лишнее"

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)

  1. Он, она, оно, я
  2. Я, ты, они, он
  3. Ты, к, от, за

Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).

3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"

Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Когда __(:) приедете?

__ (:) нарисую елочку.

Почему __ (:) улетают?

Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино.

Какую задачу __ (:) решает?

Проверка.(слайд № 12)

4. Экспресс-опрос "Местоимение".

1. Укажи местоимения 1-го лица.

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.

Конец формы

IV. Итог урока.

Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)

Ребята приклеивают на лист сигналы.

Домашнее задание.

С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
  • Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
  • Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
  • Шарада.
    Первый слог - личное местоимение,
    Второй - детская болезнь.
    А целое - тот предмет, который
    Выбрасывают, когда он нужен
    И поднимают, когда он не нужен.
    Что это? (Я - корь).
  • Ребус. 7 я (семья)