Презентация на тему "русские былины".

Вашему вниманию предлагается небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но всё-таки, лучше знать мало обо всём, чем много ни о чём. На кого рассчитан словарь. Словарь этот можно отнести к разряду популярных, а следовательно, рассчитан он на самый широкий круг читателей. Что входит в словарь. Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д. Как пользоваться словарем. Словарик построен по принципу записной книжки: справа Вы видите подписанные ярлычки страниц со словарными статьями, выбрав один из них, Вы можете открыть лист со словами, начинающимися на выбранные буквы. Вот список страниц словаря: А-Б|В-Г|Д-Е|Ж-З|И-К|Л-М|Н-О|П-Р|С-Т|У-Ф|Х-Ц|Ч-Ш|Щ-Ы|Э-Я|0-9, A-Z, сокращения|орфоэпия, орфография|список статей|литература Названия статей в большинстве случаев дается в единственном числе, например: «КАНОН», а не «КАНОНЫ». После названия статьи через запятую приводятся возможные синонимы или варианты написания, например: «АУРИПИГМЕНТ, аврепигмент, аврипигмент, урипигмент... желть, раушгельб, ражгиль». Могут приводится данные по акцентологии в квадратных скобках, ударная гласная условно показана красным цветом, например: [апсида] К некоторым терминам в круглых скобках дается краткая этимологическая справка, например: «ХЛАМИДА (лат. chlamidis - плащ) ». Даты приводятся по по двум стилям - «старому» (юлианскому календарю) и «новому» (григорианскому), например: «4 (17) сентября». Ссылочная система словарика построена на основе гиперссылок. Щелчок по слову статьи, являющемуся ссылкой, ведет к соответствующей статье словаря, например: «восьмиконечный нимб » По возможности, я постарался привести иллюстрации к статьям, но из-за экономии места и времени загрузки размеры у картинок достаточно маленькие. Чтобы рассмотреть картинку подробнее, просто щелкните по ней. Часть специфических ссылок обозначается значками: - ссылки на книги и тексты - на изображения (иконы, монументальная живопись и др.) - на архитектурные сооружения - на страницы и сайты в интернете Если же после словарной статьи Вы встретите вот такой значок: , то, щелкнув по нему, можете узнать более подробную информацию о слове или понятии (в произвольной форме).Вы можете также заглянуть в список всех статей Словарика (там, помимо прочего, видно и текущее количество словарных статей) и в список неописанных еще слов Пока не нашлось места и времени для странички об орфоэпии (правильном произношении слов). Список используемых источников приведен на последней странице словаря. О составителях словаря можно узнать на странице «об авторах». Интересна ли Вам его форма и содержание? Может быть, у Вас есть дополнения или замечания? Обо всех найденных ошибках и неточностях сообщайте Несусвету.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Былины

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Историзм В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил 1113-1125). Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке » и немецкой поэме « Ортнит », а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алеша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке. В Новгородской летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлек на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича, а Сухмана Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом (Довмонтом).

Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832-1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831-1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин. Гильфердинг, Александр Фёдорович

Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет). Михаил Врубель. Богатырь. 1898.

Виктор Васнецов. Богатыри на конях. 1896.

Разделяляют былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.

Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878.

К старшим богатырям причисляют только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие - это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни - старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие - оберегателями людей.

« Святогор ». 1942 Николай Константинович Рерих

«Самсон» - центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Младшие богатыри Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович, Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др. Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.

Андрей Рябушкин. Микула Селянинович. 1895.

Андрей Рябушкин. Волга Всеславьевич. 1895.

Иван Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник

Андрей Рябушкин. Алёша Попович. 1895.

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы М Б ОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцева Ольга Николаевна Спасибо!





Сказкабылина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времён. Различия: 1.Сказка - прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта – вымысел. 3.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей. 2. Запечатлевает историческую реальность в обобщённых чертах. 3.Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.













Тонический стих Первое ударение – на первый слог от начала. Последнее ударение – на третий слог от конца. Как скакАл-то ИльЯ со добрА коня, ПрипадАл-то он ко мАтушке сырОй земле. Как стучИт ведь мАтушка сырА земля, Да под тОй же как сторОнушкой востОчной.


Построение Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. Запев Концовка (не связанно с содержанием) Высота ль, высота поднебесная, Ай теперь ему, да после этого Глубота, глубота – окиян – море, А теперь Садку да славу поют Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты днепровские…






Гужики – петля в хомуте скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – из булата, твёрдый, упругий, с узорчатой стальной поверхностью. Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый – о масти лошадей, желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).




Собиратели былин Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, г. Изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Рыбников Николаевич Павел





"Былины"
Рисунки П. Соколова-Скаля
Государственное издательство художественной литературы, 1955 год

В честь праздника - Дня детской книги - хочу представить книгу Русских былин с иллюстрациями Соколова-Скаля. Пересмотрел несколько книг, что бы что-то выбрать. Попались "Былины" с иллюстрациями Павла Петровича Соколова-Скаля. Ага! Корифей социалистического реализма, мастер батальной живописи, автор "Штурма Зимнего", "Гибели начдива (Щорс)", "Чапаева", "Сталина на Царицинском фронте" и прочая и прочая. Дважды Лауреат Сталинской премии. Отметился он и в детской книге. С его иллюстрациями были выпущены "Былины" и "Конек-горбунок".

Таких мастодонтов в сообществе нет. Но графика заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Современных художников и признанных классиков детской иллюстрации много в , а вот подобные работы нечасто встречаются. Мне эти иллюстрации больше всего напоминают Коровина в "Малахитовой шкатулке", возможно интересно будет сравнить их с работами Рейнера. Далее все графические листы, всего их в книге 23 штуки.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве... но об этом в конце, сначала посмотрите.

"Говорит Вольга таковы слова:
"Божья помощь, оратаюшко!"
Орать, да пахать, да крестьяновати"

"Брал-то он сошку одной рукой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.."

"А втепоры Волх, он догадлив был,
Со всей дружиною хороброю
Ко славному царству Индейскому
Тут же с ними во поход пошел"

"Наливаю чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу..."

"И поехали они к Северным горам,
И наехали путем-дорогую на великий гроб,
На том гробу подпись подписана:
"Кому суждено в гробу лежать,
Тот в него и ляжет"

"Ай ты, старый казак,
Старый казак Илья Муромец!
Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!"

"Убил в поле трех татаринов,
Трех собак, наездников,
И сестру родную у них выручил,
Молоду Марфу Петровичну"

"И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,
И привязал к добру коню,
И привез в Киев на княжецкий двор,
Бросил середи двора княжецкого."

"Пошла она в вишенье, в орешенье,
Во свой во хорош, во зеленый сад"

"Пришел Дюк в церковь соборную,
Крест кладет по-писаному,
Поклон ведет по-ученому."

"Рассержалось у Илейки сердце богатырское,
Расходились плечи могучие"

"От славного от города от Киева,
За три версты за мерные
Стояла застава великая:
Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,
Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,
В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.
Да стояло семь братцев Грядовичев..."

"И вскочил Михайлы на добра коня,
И поехал под войско нечестивое,
И начал он рубить с одного края"

"Кто бы сходил во Киев-град,
Снес письмо ко князю Владимиру,
Чтобы отдал стольный Киев-град
Без бою, без драки великая,
Без большого кровопролития?"

"И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,
И сидит старый казак Илья Муромец,
Сидит-то за дубовым столом
И читает книгу Евангелье."

"Срубил ей по плеч буйну голову,
Рассек-разрубил тело женское
И куски разметал по чисту полю
Серым волкам на съедение"

"Больше мне в гусельки не игрывати.
Али взять мне гусли с собой во сине море?"

"Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во сине море."

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве ставил в тупик. Как я уже писал, я публикую собственные книги. А что это у них такие выражения лиц и глаза безумные? Потом, позже, уже подростком я прочел "Поход викингов" (а "Былина" все же младший школьный возраст - Илья Муромец, Алеша Попович, богатыри. Язык, правда, сломаешь с этими былинами, но своего рода сказки) и узнал слово "берсерк". Берсерк — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Вот тогда я и решил, что на иллюстрациях половина берсерков, и они были не только у викингов. Такое вот восприятие советской книжной графики.

Ответ оставил Гость

Вашему вниманию предлагается небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но всё-таки, лучше знать мало обо всём, чем много ни о чём.На кого рассчитан словарь. Словарь этот можно отнести к разряду популярных, а следовательно, рассчитан он на самый широкий круг читателей.Что входит в словарь. Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д.Как пользоваться словарем. Словарик построен по принципу записной книжки: справа Вы видите подписанные ярлычки страниц со словарными статьями, выбрав один из них, Вы можете открыть лист со словами, начинающимися на выбранные буквы. Вот список страниц словаря:А-Б|В-Г|Д-Е|Ж-З|И-К|Л-М|Н-О|П-Р|С-Т|У-Ф|Х-Ц|Ч-Ш|Щ-Ы|Э-Я|0-9, A-Z, сокращения|орфоэпия, орфография|список статей|литератураНазвания статей в большинстве случаев дается в единственном числе, например: «КАНОН», а не «КАНОНЫ». После названия статьи через запятую приводятся возможные синонимы или варианты написания, например: «АУРИПИГМЕНТ, аврепигмент, аврипигмент, урипигмент... желть, раушгельб, ражгиль». Могут приводится данные по акцентологии в квадратных скобках, ударная гласная условно показана красным цветом, например: [апсида] К некоторым терминам в круглых скобках дается краткая этимологическая справка, например: «ХЛАМИДА (лат. chlamidis - плащ)». Даты приводятся по по двум стилям - «старому» (юлианскому календарю) и «новому» (григорианскому), например: «4 (17) сентября». Ссылочная система словарика построена на основе гиперссылок. Щелчок по слову статьи, являющемуся ссылкой, ведет к соответствующей статье словаря, например: «восьмиконечный нимб» По возможности, я постарался привести иллюстрации к статьям, но из-за экономии места и времени загрузки размеры у картинок достаточно маленькие. Чтобы рассмотреть картинку подробнее, просто щелкните по ней. Часть специфических ссылок обозначается значками: - ссылки на книги и тексты - на изображения (иконы, монументальная живопись и др.) - на архитектурные сооружения - на страницы и сайты в интернете Если же после словарной статьи Вы встретите вот такой значок: , то, щелкнув по нему, можете узнать более подробную информацию о слове или понятии (в произвольной форме).Вы можете также заглянуть в список всех статей Словарика (там, помимо прочего, видно и текущее количество словарных статей) и в список неописанных еще слов Пока не нашлось места и времени для странички об орфоэпии (правильном произношении слов). Список используемых источников приведен на последней странице словаря.О составителях словаря можно узнать на странице «об авторах».Интересна ли Вам его форма и содержание? Может быть, у Вас есть дополнения или замечания? Обо всех найденных ошибках и неточностях сообщайте Несусвету.