Положение по списанию медикаментов в бюджетных учреждениях. Учет операций по приобретению аптечек для оказания первой помощи

На счету 233 "Медикаменты и перевязочные средства" учитываются медикаменты, компоненты, бактерицидные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства в больницах, лечебно-профилактических, лечебно-ветеринарных и других учреждениях, в сметах которых предусмотрены ассигнования по коду +1132 "Медикаменты и перевязочные средства". На этом субсчете учитываются также вспомогательные и аптекарские материалы в лечебных учреждениях, которые имеют свои аптеки.

Медикаменты находятся на ответственном хранении лиц, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности.

Медикаменты поступают на склад от поставщиков в соответствии с заключенными с поставщиками договоров и сопровождаются спецификации, счетами и накладными в подотчет фармацевту или другому материально-ответственному лицу, назначенная приказом руководителя учреждения (это может быть главная медицинская сестра). На основе этих документов медикаменты приходуются в подотчет указанным лицам.

В составе ведется книга складского учета в которой ведется предметно-количественный учет. При этом в Книгу складского учета заносят все данные за медикаменты: полное наименование, дозировка, фа-вания и количество.

На основании спецификаций и накладных медикаменты ведется учет выполнения договорных обязательств с поставщиками по форме № 6-МЗ по мере поступления медикаментов, регистрируются фармацевтом.

Отпускаются лекарственные средства со склада в структурные подразделения из расчета на фактическое количество больных на основании заказов-требований по форме № 434. Эти документы составляются в 2-х экземплярах и утверждаются руководителем учреждения. Заказ-требование подписывается руководителем учреждения или начмедом, заведующим отделением, главной медсестрой, старшей медсестрой подразделения.

Полученные из состава лечебные средства хранятся в отделениях в подотчете старшей медсестры по видам в специальных шкафах, наркотические средства - в сейфах, скоропортящиеся - в холодильниках.

Для учета полученных медикаментов старшая медсестра отделения ведет Книгу предметно-количественного учета формы № 8-МЗ, куда записывает поступления медикаментов. В ней указывается наименование медикаментов, дозировки, фасовки и количество. В отдельном журнале произвольной формы ведется учет востребованных и выданных медикаментов, к которому записывают наименование лекарственного средства, единица измерения, количество востребованных и выданных препаратов.

Для постоянного обеспечения потребностей отделения в нужных медикаментах медицинские сестры, работающие на медицинском посту отделения, в манипуляций них кабинетах, первьязочний, операционной осуществляют выборку медикаментов, которых не хватает для работы и оформляют заказ-требование на имя старшей медсестры отделения.

По этим заказам-требованиями старшая медсестра отделения выдает медикаменты и записывает их при этом в журнале выданных медикаментов.

В структурных подразделениях медикаменты учитываются по следующим группам:

Общая группа;

Ядовитые лекарственные средства;

Наркотики;

Этиловый спирт;

Дорогие препараты и перевязочный материал.

На основании ежедневных заказов-требований состоит суммированы ведомость количественных расходов медикаментов. Старшие медсестры отделений сдают в бухгалтерию в начале месяца "Отчет о расходе медикаментов" в количественном выражении, к которым добавляют заказ-требования. Этот отчет является основанием для списания израсходованных медикаментов с подотчета материально ответственного лица.

Главная медсестра ежемесячно подает в бухгалтерию Отчет о движении медикаментов по форме № 2-МЗ. Этот отчет утверждается руководителем учреждения. Бухгалтер проверяет этот отчет и сверяет его данные с данными отчетов старших медсестер данные о передаче медикаментов со склада в подразделения. На основе представленных отчетов и сопроводительных документов к нему в бухгалтерии приходуются полученные медикаменты от поставщиков, как гуманитарная помощь.

Протаксувавшы отчеты старших медсестер подразделений, бухгалтер заносит все данные о расходах медикаментов в отделениях до общего расхода заведения. В бухгалтерии составляется оборотная ведомость (форма № 296), в которой отмечается остатки медикаментов по их названиям, количество, цене и сумме.

Для контроля за медикаментами ежемесячно осуществляется сверка данных бухгалтерского и складского учета. Кроме того, два раза в год проводится их инвентаризация.

Особую группу медицинских средств составляют наркотические средства. Порядок их хранения и использования регулируется "Порядком обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения Украины", утвержденный приказом МЗ Украины от 18.12. 1997 года № 356.

Лечебные средства, относящиеся к этой группе установлены "Перечнем наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законодательством Украины", утвержденного приказом комитета по контролю за наркотиками при МЗ Украины от 23.03.1998 года № 7.

Наркотические средства могут использоваться теми учреждениями здравоохранения, имеющими соответствующую лицензию, которая выдается Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения по согласованию с МВД.

С аптечных складов наркотические средства отпускаются только для медицинских целей государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения, имеющих больничные кровати. Перечень таких заведений утверждается приказом руководителя областного (городского) управления здравоохранения.

Порядок получения и отпуска наркотических и психотропных лекарственных средств отделениями, кабинетами, постами из аптек этих заведений в конкретном лечебном учреждении определяется приказом главного врача.

Во всех лечебных учреждениях, их отделениях, амбулаториях, ФАПах, здравпунктах, медсанчастях и т.п., где разрешено хранить и применять наркотические средства осуществляется их предметно-количественный учет в специальных журналах (книгах) установленной приказом № 356 формы. Эти журналы (книги) должны быть пронумерованных прошиты и заверены:

В ЛПУ - круглой печатью и подписью главного врача;

В амбулаториях, участковых больницах, ФАПах и здоровья пунктах - подписью руководителя с печатью высшего по подчиненности ЛПУ;

На постах - подписью заведующего отделением, к которому относится этот пост, и печатью ЛПУ.

Использование наркотических и психотропных лекарственных средств оформляется сразу же после предоставления больному медицинской помощи. Использованные ампулы из-под указанных средств должны ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней, сдаваться лицами, ответственными по их хранению, в комиссию по уничтожению пустых ампул.

Уничтожение пустых ампул проводится не менее одного раза в 10 дней. После этого немедленно должен быть составлен и подписан всеми членами комиссии акт по установленной приказом № 356 форме № 12.

Комиссия по уничтожению пустых ампул в составе не менее 3 человек создается по приказу главного врача ЛПУ. Возглавляет ее заместитель главного врача по лечебной работе, а в заведениях где такая должность не утверждена - главным врачом.

Неиспользованные наркотические средства, оставшиеся у медработника кажутся ответственному лицу ЛПУ по акту передачи.

Типовые корреспонденции счетов по учету операций с медикаментами приведены в Таблице 45.

Таблица 45

Корреспонденции по поступлению и выбытию медикаментов

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения.В учреждении нет аптеки.Медикаменты выдает главная медсестра в отделения больницы и в участковые больницы на основании требования-накладной.(ф.0315006).Выбытие оформляем актом о списании материальных запасов (ф.0504230).Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения(ф.0504210) должна составляться?

Ответ

По общему правилу в бухучете и учитывайте в составе материальных запасов (п. , Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Учет медикаментов ведите в книге учета материальных ценностей () или карточке учета материальных ценностей () с использованием отдельных страниц по каждому наименованию медикаментов ( , утвержденные ). Если в учреждении медикаменты передаются материально-ответственным лицам, то следует оформлять передачу медикаментов путем их перемещения между материально-ответственными лицами внутри учреждения, с оформлением требования-накладной ().Такой порядок установлен Методическими указаниями к формам , утвержденными .В этом случае внутреннее перемещение медикаментов между материально-ответственными лицами отражайте в регистрах аналитического учета по 0.105.31.000 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения» путем изменения материально-ответственного лица. Следует учесть, что согласно п.119 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения» в книге учета материальных ценностей () или карточке учета материальных ценностей () с использованием отдельных страниц по каждому наименованию медикаментов.

Списание материальных запасов при отпуске в эксплуатацию (в зависимости от их вида) отражайте на основании акта о списании материальных запасов ().Такой порядок установлен и Методическими указаниями к формам ,

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях носит строго регламентированный характер. Правильность учета проверяется ревизорами, а также важна для четкого контроля того, что лекарства имеются в наличии, не повреждены, не испорчены, не украдены.

Основные аспекты учета медикаментов

Учет медицинских средств в лечебных учреждениях, действующих на средства бюджета, ведется согласно инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747. Этот документ действует и на сегодняшний момент. В соответствии с этой инструкцией учитываются лекарства, вакцины, минеральные воды для лечения, материалы, произведенные из лекарственных растений, перевязочные материалы, тара и соответствующие вспомогательные активы.

Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара. Особые указания по работе с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими средствами и по их учету изложены в приказе Минздрава от 03.07.1968 № 523. В учреждении должны быть назначены сотрудники, которые будут отвечать материально за сохранность препаратов. Кроме этого, руководители лично отвечают за правильное хранение, обоснованное использование и учет лекарств.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях с аптекой

Инструкция (приказ № 747) содержит четкие правила составления документов, содержащих информацию по движению медикаментов. Медицинские средства принимаются к бухучету по фактической стоимости и в аптеке, и в бухгалтерии организации. В таблице ниже рассмотрены все документы и регистры по поступлению и выбытию медикаментов, обязательные к использованию в аптеке организации (формы утверждены приказом Минздрава от 30.12.1987 № 1337).

Хозяйственная операция

Документ

Регистры учета, которые ведутся аптекой

Нюансы оформления

Медикаменты поступили от поставщика

Счет от продавца

1. Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку (форма 6-МЗ).

Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения. Согласно отчету в бухгалтерском учете записываются транзакции списания лекарств

Медикаменты выданы из аптеки для использования

Накладная (требование)

1. Книга учета протаксированных накладных (требований) (форма 7-МЗ).

2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

Оформляется 2 экземпляра накладной. 1 экземпляр для аптеки, 2-й — остается у материально ответственного лица отделения, которому были переданы аптекарские запасы. Страницы формы 7-МЗ нумеруются и подписываются главным бухгалтером, итоговые результаты переходят в форму 11-МЗ

Приход/расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

Счет от продавца / накладная (требование)

Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ)

Страницы книги нумеруются и подписываются главным бухгалтером

Расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

Накладная (требование)

Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 1-МЗ)

Ведомость заверяется заведующим аптекой или его замом. Итоговая сумма выданных в этот день материальных ценностей переходит в форму 8-МЗ

Безошибочность составления регистров учета медицинских средств проверяется специально назначенным бухгалтером с интервалом в квартал или чаще, проверка происходит не сплошная, а выборочная. Просмотренные первичные документы и регистры должны быть отмечены подписью работника бухгалтерии.

Вспомогательные материалы относятся к расходам сразу, как только поступили в аптеку. Стоимость невозвратной тары, которая включена поставщиком в стоимость лекарств, списывается на расходы одновременно со списанием соответствующих лекарств.

Также важной процедурой внутреннего контроля медикаментов является ежегодная инвентаризация. Особые лекарственные средства пересчитываются каждый месяц. Глава учреждения обязан лично контролировать результаты инвентаризации.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях без аптеки

В учреждениях, не имеющих собственной аптеки, обеспечение медикаментами происходит из хозрасчетной аптеки. Хозрасчетная аптека работает как коммерческая организация и в основном служит рядовым покупателям, но также может обслуживать небольшие лечебные учреждения и медпункты. Медикаменты выдаются в количестве, необходимом для удовлетворения текущих нужд учреждения; лимиты оговорены инструкцией. Получение лекарств происходит строго по доверенности. В таблице ниже указаны используемые документы для оформления движения медикаментов.

Хозяйственная операция

Документ

Регистры учета

Особенности оформления

Медикаменты поступают сразу в отделение

1. Накладная (требование).

2. Счет от поставщика с приложенными накладными за какой-либо оговоренный период

Накладная (требование) оформляется в 4 экземплярах, отдельно для каждого вида средств по каждому отделению. Работник бухгалтерии списывает израсходованные медикаменты на основании счета

Поступление особых лекарственных средств

Накладная

Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 2-МЗ)

Оформляется 5 накладных для особых лекарств отдельно для каждой группы по каждому отделению

Бухгалтерский учет медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в бюджетных организациях регулируется единым планом счетов и инструкцией к нему, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, а также частным планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для их учета предусмотрен счет 010500000 «Материальные запасы», субсчет 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Подробнее про рабочий план счетов бюджетного учета на 2018 год рассказывает эта .

В зависимости от того, осуществляется ли движение запасов в целях бюджетной или коммерческой деятельности, цифра в 18-м разряде номера счета меняется:

  • 1 — бюджетная деятельность (счет 110501000);
  • 2 — деятельность, которая приносит доход (счет 210501000).

Медикаменты приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит стоимость, уплачиваемая поставщику, суммы за сопутствующие услуги, таможенные пошлины, а также другие расходы, связанные с покупкой материалов. Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:

  • по фактической стоимости отдельного предмета;
  • по средней фактической стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.

Проводка

Описание проводки

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Покупка медикаментов

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача медикаментов от вышестоящего учреждения

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов»

Использование медикаментов в текущей деятельности

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)

Списание просроченных, испорченных медикаментов

Дт 220134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен доход от реализации медикаментов

Кт 210500000 «Материальные запасы» (210521440, 210531440)

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Отражена себестоимость медикаментов

Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кт 230304730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен НДС

Подробнее об учете материалов в бюджетных учреждениях читайте .

Итоги

Ведение бухгалтерского учета в учреждениях, действующих на средства бюджета, строго регламентировано нормативными актами. Каждое движение медикаментов должно быть оформлено законодательно утвержденными первичными документами, записано в регистры учета и отражено бухгалтерскими проводками.

Медицинские препараты имеют определенный срок годности, срок их реализации ограничен. Препараты с истекшим сроком годности уничтожаются. Иногда таких негодных лекарств у организации набирается на весьма внушительную сумму.

Можно ли затраты по уничтоженным лекарствам, а также расходы на их ликвидацию учесть в целях налогообложения прибыли? И как правильно оформить ликвидацию медикаментов?

Правила уничтожения медикаментов

Лекарственные средства с истекшим сроком, пришедшие в негодность и фальсифицированные, подлежат уничтожению (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах"; далее - Закон N 86-ФЗ).

Порядок уничтожения лекарств с истекшим сроком годности прописан в Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной (далее - Инструкция).

Собственник лекарств (независимо от того, кто он - индивидуальный предприниматель, организация оптовой или розничной торговли лекарствами, аптека, фармацевтический завод и т.д.) должен передать изъятые лекарства в предприятие, имеющее соответствующую лицензию, которое произведет их последующее уничтожение (п. 5 Инструкции). Эти операции осуществляются на договорной основе.

При этом ликвидация лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению (п. 6 Инструкции).

Отметим, что ответственность за уничтожение лекарственных средств несут индивидуальные предприниматели и организации оптовой и розничной торговли, занимающиеся реализацией лекарств, в соответствии с законодательством РФ (п. 10 Инструкции).

Негодные лекарства обнаруживаются в ходе инвентаризации

Чаще всего лекарства с истекшим сроком годности, а также лекарства, пришедшие в негодность по другим причинам, выявляются в ходе проведения инвентаризации. Поэтому первоначально факт обнаружения таких лекарств фиксируется инвентаризационной комиссией и материально ответственным лицом (лицами) в инвентаризационных описях, а затем отражается бухгалтером в сличительных ведомостях, составляемых в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).

Наличие на складах лекарств с истекшим сроком годности следует отражать и производить их списание на основании следующих документов:

1. Унифицированная форма N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей" (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Поскольку в Указаниях по заполнению форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации не установлено, можно ли в форме N ИНВ-3 отражать медикаменты с истекшим сроком годности, на наш взгляд, лучше всего данные о просроченных лекарствах показывать в отдельной форме N ИНВ-3. Иными словами, годные лекарства следует заносить в одну опись, а просроченные - в другую, указывая в графах, предназначенных для отражения фактического наличия лекарств и данных бухгалтерского учета, все лекарства, вошедшие в данную опись.

2. Унифицированная форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" (утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26). Испорченные и просроченные лекарства должны быть отражены в графах 6 "Установлена порча имущества" и 10 "Списано сверх норм естественной убыли".

Обратите внимание! Не нужно заносить просроченные лекарства в форму N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей". Ведь данная форма предназначена для выявления отклонений фактического наличия ценностей от учетных данных, а в нашем случае таких отклонений нет - просроченные лекарства находятся на складе, хотя и подлежат списанию в силу своей непригодности к дальнейшей реализации или использованию.

Вместе с тем для подтверждения расходов (убытков), связанных со списанием просроченных лекарств, можно также составить акт о порче лекарств, форму которого можно разработать самостоятельно, с учетом требований, предъявляемых к формам первичных учетных документов, изложенных в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", и закрепить в учетной политике.

Торговая компания, осуществляющая реализацию лекарственных средств, в случае выявления на складе лекарства с истекшим сроком годности для их списания может воспользоваться унифицированными первичными документами формы N ТОРГ-15 "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" (составляемой в трех экземплярах: для материально ответственного лица, для бухгалтерии и для подразделения, в котором хранились лекарства) и N ТОРГ-16 "Акт о списании товаров". Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 .

А оптовые организации, торгующие лекарственными средствами, могут также применить формы документов, предложенные в Приказе Минздрава СССР от 08.01.1988 N 14 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений", регламентирующем порядок документирования операций, связанных с движением лекарств в организациях оптовой торговли лекарственными средствами.

В соответствии с данным Приказом при выявлении лекарств с истекшим сроком годности необходимо составить Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме N АП-20 в трех экземплярах (под копирку) отдельно по каждой группе ценностей: два экземпляра акта направляются на утверждение в соответствии с правилами, установленными Положением о бухгалтерских отчетах и балансах (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1979 N 633), а третий экземпляр хранится у материально ответственного лица и прилагается им к товарному отчету при списании соответствующих ценностей.

Данный акт с указанием причин порчи и виновных лиц, если таковые имеются, составляется специально назначенной инвентаризационной комиссией и подписывается всеми членами комиссии.

Документальное оформление ликвидации

Если организация имеет лицензию на уничтожение лекарств с истекшим сроком годности, необходимо составить акт об уничтожении лекарственных средств в соответствии с требованиями, изложенными в п. 9 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2002 N 382).

В акте указываются:

Дата, место уничтожения;

Место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

Основание для их уничтожения;

Сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

Наименование производителя лекарственного средства;

Наименование владельца или собственника лекарственного средства;

Способ уничтожения.

Такой акт подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение.

Если же организация не имеет лицензии на уничтожение лекарств, она должна заключить договор с предприятием, имеющим такую лицензию, передать лекарства на уничтожение на основании соответствующего акта и получить от данного предприятия счет-фактуру и акт приемки выполненных работ по уничтожению лекарств, на основании которых соответствующие затраты будут отражены в бухгалтерском учете организации.

Налог на прибыль

Как известно, чтобы учесть затраты в целях налогообложения прибыли, они должны быть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 27.10.2005 N 03-03-04/4/69 . В данном разъяснении чиновники подчеркнули, что расходы на производство лекарственных препаратов, ликвидируемых по предусмотренным законодательством основаниям, а также затраты на их ликвидацию осуществляются в рамках деятельности, направленной на получение дохода, с учетом предпринимательских целей организации и, следовательно, могут признаваться экономически обоснованными затратами. Такие затраты при условии их документального подтверждения учитываются при формировании налоговой базы в составе внереализационных расходов аналогично затратам на аннулированные производственные заказы (пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ) в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст. ст. 318 и 319 НК РФ .

Такая же позиция выражена и в более поздних разъяснениях финансового Министерства (Письма Минфина России от 14.12.2007 N 03-03-06/1/854, от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397).

Одновременно отмечаем, что указанные Письма являются ответами на частные запросы налогоплательщиков. Они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемые письма Департамента имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этих письмах.

Несмотря на то что нормами гл. 25 НК РФ прямо не предусмотрено отражение в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, стоимости лекарственных средств, уничтоженных в соответствии с требованиями п. 2 ст. 31 Закона N 86-ФЗ , по нашему мнению, организация вправе для целей исчисления налога на прибыль учесть затраты, понесенные в связи с уничтожением лекарственных препаратов, в полной сумме (с учетом стоимости уничтоженных лекарственных средств и расходов на их утилизацию).

Поскольку перечисленные Письма Минфина не являются нормативными актами, все-таки существует риск, что инспектор при проведении проверок не признает расходы в виде стоимости уничтоженных лекарственных средств.

НДС придется восстановить

Что касается НДС, принятого ранее к вычету по медикаментам, впоследствии уничтоженным в связи с истечением срока годности, то позиция налоговых органов по этому вопросу однозначна: суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ , но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет.

Аналогичная позиция высказывалась Минфином России применительно к суммам НДС при списании потерь или недостач или порчи сверх норм естественной убыли (Письма от 20.09.2004 N 03-04-11/196, от 18.11.2005 N 03-04-11/308).

Заметим, что суды высказывают противоположную точку зрения. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2006 N А05-7996/2005-29 указано, что отсутствие фактической реализации товара не является основанием для восстановления сумм НДС в бюджет, а списание стоимости приобретенных товаров на потери от их порчи не обязывает налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет ранее обоснованно предъявленную к вычету сумму НДС.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2007 N А72-4815/2006.

Следует также отметить, что НК РФ не содержит прямого указания на необходимость восстановления НДС в случае списания таких лекарств. Таким образом, если организация не восстановит "входной" НДС (ранее правомерно принятый к вычету), то, вероятнее всего, свою позицию ей придется отстаивать в суде.