Полонский Яков: биография, стихи и факты из жизни. Краткая биография полонского Интересные факты из жизни якова петровича полонского

Русский прозаик и поэт Яков Полонский родился в Рязани 6 (по новому стилю - 18) декабря 1819 года в дворянской семье. Он прошел обучение в Рязанской гимназии, окончил ее в 1838 году и довольно рано начал литературную деятельность. В 1837 году он представил будущему императору Александру II свое стихотворение.

Биография Я. Полонского - это биография автора, в жизни которого были свои трудности, но не было резких взлетов и падений. Он избрал стезю юриста и поступил в Московский университет, который успешно окончил в 1844 году. В годы учебы сблизился с А. Фетом и А. Григорьевым, которые высоко оценили его литературное дарование. Он также познакомился с Т. Грановским, А. Хомяковым и П. Чаадаевым. В 1840 году в «Отечественных записках» впервые было опубликовано его стихотворение под названием «Священный благовест торжественно звучит...» Полонский также начал работу в студенческом альманахе под названием «Подземные ключи» и в журнале «Москвитянин».

Первый сборник поэзии Полонского, «Гаммы», вышел в 1844 году. В нем отчетливо видно влияние творчества М. Лермонтова. Уже сюда вошли стихи в жанре бытового романса (такие, как «Зимний путь» или «Встреча»), который Полонский развивал и в дальнейшем. В нем был написал шедевр Полонского под названием «Песня цыганки» 1853 года. Впоследствии Б. Эйхенбаум, литературовед, отметил как главную черту романсов Полонского сочетание повествования с лирикой. Огромное количество бытовых, портретных и других подробностей позволяло отражать внутреннее состояние лирического героя.

Окончив Московский университет, Полонский переселился в Одессу, где в 1845 году вышел его второй сборник - «Стихотворения». В. Г. Белинский оценил книгу отрицательно, не увидев за «внешним талантом» глубокого содержания. Полонский стал в Одессе заметной фигурой среди местных литераторов, верных пушкинской поэтической традиции. Впоследствии он написал роман «Дешевый город» (1879 года), в основу которого положил свои воспоминания о пребывании в Одессе.

В 1846 году Полонского назначили в Тифлис, где определили в канцелярию наместника М. Воронцова. Там же он приступил к работе над газетой «Закавказский вестник» в качестве помощника редактора и начал печатать в ней свои очерки. В 1849 году он выпустил в Тифлисе следующий сборник стихов - «Сазандар», куда включил свои поэмы, баллады, а также стихи, написанные в духе «натуральной школы». Они изобиловали бытовыми сценами и элементами национального фольклора.

В 1851 году состоялся переезд Полонского в Петербург. В 1856 году он написал в своем дневнике, что чувствует «отвращение» от политически окрашенных стихов, которые, даже будучи самыми искренними, полны, по мнению поэта, «лжи и неправды» точно так же, как и сама политика. Оценивая собственный дар, Полонский отмечал, что не наделен «бичом сатиры», да и поэтом его считают немногие (стихотворение 1860 года «Для немногих»). Современники оценивали его как деятели пушкинского направления и отмечали в нем честность, искренность и нежелание казаться кем-то другим (А. Дружинин и Е. Штакеншнейдер).

В Петербурге в 1856 и 1859 годах вышли два сборника поэзии Полонского, а также первый сборник прозаических произведений «Рассказы» 1859 года. В прозе Полонского Н. Добролюбов отметил чуткость поэта к жизни и тесное переплетение явлений действительности с восприятием автора, его чувствами. Д. Писарев занял противоположную позицию и оценивал эти черты творчества Полонского, как черты «узенького психического мира».

В 1857 году Полонский предпринял поездку в Италию, где занялся изучением живописи. Он вернулся в Петербург в 1860 году, и в то же время пережил трагедию - смерть жены и сына, - о чем написал в своих стихах «Безумие горя» и «Чайка» (оба 1860 года). В 1860-е годы он пишет романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867 года) и «Жениться Атуева» (1869 года), где заметно влияние И. Тургенева. Полонский продолжал печататься в разных журналах, что соответствовало его самоощущению - он всю жизнь считал себя «ничьим», о чем писал в письмах А. Чехову.

В 1858-1860 годах он исполнял обязанности редактора в журнале «Русское слово», а в 1860-1896 годах работал в Комитете иностранной цензуры, где добывал себе средства к существованию. В 1860-1870-х годах поэт испытывал тяготы житейской неустроенности и невнимание со стороны читателей. Его интерес к поэзии вновь пробудился лишь в 1880-е годы, когда он вместе с А. Майковым и А. Фетом стал частью «поэтического триумвирата», пользовавшегося почитанием читающей публики. Вновь став знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, он собирал на так называемых «пятницах Полонского» своих выдающихся современников. Полонский поддерживал дружбу с Чеховым, следил за творчеством С. Надсона и К. Фофанова. В своих стихах «Сумасшедший» (1859 года) и «Двойник» (1862 года) он предсказал мотивы поэзии XX века.

В письмах к А. Фету Полонский отмечал, что по стихам можно проследить «всю жизнь мою», и, руководствуясь этой особенностью собственного творчества, он построил свое «Полное собрание сочинений» в 5 томах, которое было издано в 1896 году.

Полонский умер в Петербурге 18 (по новому стилю - 30) октября 1898 года.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Полонского Якова Петровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Яков Полонский родился 6 (18) декабря 1819 года в г. Рязани в семье чиновника-интенданта. Мать поэта, Наталья Яковлевна, была образованной женщиной – много читала, записывала в тетради стихи, песни, романсы.

Сначала Полонский получил домашнее образование, а затем его отдали в рязанскую гимназию. В это время Полонский зачитывался произведениями Пушкина и В. Бенедиктова и сам начал писать стихи. Гимназическое начальство поручило Полонскому написать поздравительные стихи по случаю приезда в Рязань наследника престола Александра с поэтом Жуковским. Маститому поэту понравились стихи юного гимназиста, и он подарил ему золотые часы. Это было в 1837 году , а в следующем году Полонский закончил гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет.

В университете Полонского, как и многих других студентов, восхищали лекции профессора Т.Н. Грановского. Юноша познакомился с Н.М. Орловым, сыном известного генерала, героя Отечественной войны М.Ф. Орлова. В доме Орловых собирались И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Ф.Н. Глинка и др. На этих вечерах Полонский читал свои стихи.

В 1844 г. Полонский окончил университет и вскоре выпустил первый сборник своих стихов – «Гаммы» , встреченный благожелательно в журнале «Отечественные записки».

Осенью 1844 г. Полонский переехал в Одессу – служить в таможенном ведомстве. Там он живет у брата известного впоследствии анархиста Бакунина, бывает в доме наместника Воронцова. Жалованья не хватало, и Полонский давал частные уроки. Весной 1846 г . поэт переехал на Кавказ, куда был переведен наместником М.С. Воронцов. Полонский служит в его канцелярии. Вскоре он становится также редактором газеты «Закавказский вестник».

В газете он печатает произведения разных жанров – от публицистических и научных статей до очерков и рассказов.

Кавказские впечатления определили содержание многих его поэтических произведений. В 1849 году Полонский издал сборник «Сазандар» (певец (груз.)). Служба на Кавказе продолжалась 4 года.

В 1857 году Полонский выехал за границу учителем-гувернером в семье губернатора Н.М. Смирнова. Однако поэт вскоре отказался от роли учителя, так как вздорный характер и религиозная фанатичность А.О. Смирновой-Россет претили Полонскому. Он пытается заняться живописью в Женеве (1858 ), однако вскоре встречается с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, предложившим ему пост редактора в организуемом им журнале «Русское слово». Полонский принял это предложение. До 1860 года поэт редактировал «Русское слово», позднее стал секретарем в Комитете иностранной цензуры, а три года спустя – младшим цензором в том же комитете. В этой должности он находился до 1896 года , после чего был назначен членом Совета главного управления по делам печати.

Полонский был в хороших отношениях с Некрасовым, И. Тургеневым, П. Чайковским, для которого писал либретто («Кузнец Вакула», позднее – «Черевички»), с А.П. Чеховым – ему он посвятил стихотворение «У двери».

В 1887 году было торжественно отмечено 50-летие творческой деятельности Полонского.

Скончался Я. Полонский 18 (30) октября 1898 года в Петербурге, похоронен в Льговском монастыре. В 1958 году прах поэта перевезен в Рязань (территория Рязанского кремля).

Полонский писал стихотворения, поэмы, газетные сатирические фельетоны, печатал рассказы, повести и романы, выступал как драматург и публицист. Но из обширного творческого наследия его ценность представляют лишь стихотворные произведения, лирика.

Ключевые слова: Яков Полонский,подробная биография Якова Полонского,критика,скачать биографию,скачать бесплатно,реферат,русская литература 19 века,поэты 19 века

ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович родился в дворянской семье - поэт.

Окончил Рязанскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Четыре года про­служил в канцелярии кавказского наме­стника в Тифлисе.

В 1851 переезжает в Петербург. Некоторое время живет случайными заработками (литературные гонорары, гувернерство).

В 1858-59 - редактор журнала «Русское слово», позже младший цензор комитета иностранной цензуры и, наконец, один из членов со­вета Главного управления по делам печати.

В последние годы жизни организо­вал у себя на квартире «пятницы», на которые собирались петербургские лите­раторы, артисты, ученые.

Несмотря на жанровое разнообразие творчества Полонского Якова Петровича (стихотворения, поэмы, романы), в историю русской литературы он вошел как лирический поэт.

В 1844 вышел первый сборник его стихотворений «Гаммы» еще несет на себе печать подражания ро­мантической поэзии Пушкина и Лермон­това .

В 1849 вышел второй сборник - «Сазандар» (гру­зинское - певец), он отличался большой оригинальностью, написанный по живым впечатлениям пребывания на Кав­казе. Поэту удалось в этой книге передать особенности местного колорита кавказской жизни в ее ежедневных, будничных проявлениях:

«Прогулка по Тифлису» ,

«Выборы Уста-Бати» ,

«Татар­ка» .

С переездом в Петербург Яков Петрович стано­вится постоянным сотрудником журналов «Со­временник», «Отечественные записки», «Рус­ское слово». В обстановке обострившейся борьбы между сторонниками «чистого» и «гражданского» искусства он не примк­нул открыто ни к одному из враждующих лагерей. Не разделяя революционных взгля­дов руководителей «Современника», он вмес­те с тем не замыкается в рамки «чистого искусства», выражая в своих стихах живой интерес к общественным вопросам. Об этом говорит, прежде всего признание Полонского важно­сти гражданской поэзии (стихотворение «И. С. Акса­кову », «Писатель, если только он...» ).

В 50-60-е гг., под влиянием обострив­шегося интереса к крестьянскому вопро­су, поэт пишет стихотворения о бесправии народа, о его подвижническом труде. Особенно ярко эта тематика отразилась в таких его произведениях, как «Беглый» , написанном в форме народного сказа, «В степи» , «Миазм» .

Одним из наиболее сильных в поэтическом отношении произве­дений этого цикла является баллада «Ка­зимир Великий» , созданная автором под влия­нием голодной эпидемии конца 60-х гг. Самодовольству, черствости, корыстолю­бию аристократов в балладе с огромной силой противопоставлены страдания на­рода, гибнущего от голода. Голос поэта поднимается в ней до высокой, скорбной гражданской патетики. Там, где Яков Петрович пи­шет о женщине, он опять-таки шире и де­мократичнее поэтов «чистого искусства».

Его глубоко волнует судьба крестьянки, девочкой взятой в барский дом и лишен­ной радостей семейной жизни («Старая няня» ).

В городе его сочувствие прикова­но к женщинам, обреченным нуждой на тяжелый, а подчас и унизительный труд («Натурщица» ).

Одним из первых отклик­нулся поэт на стремление русской девуш­ки к свету, к знаниям, к осмысленному, вдохновенному труду («В глуши» ).

В отличие от поэтов революционного лагеря Полонский не поднимается в своем твор­честве до темы революционного протеста против общественной несправедливости. В своих публицистических статьях он откровенно сочувствует тем, кого он на­зывает «прогрессистами» и «реформато­рами». В поэзии эти тенденции нашли от­ражение в воспевании братской любви, которая должна связать воедино все чело­вечество: «Юбилей Шиллера» , «Из Бурдильена», «Сумасшедший».

Проповедь любви и братства никогда не приводила поэта к успокоению и примирению со злом. Любовь, воспеваемая им, будит людей, заставляет помогать каждому, кто нуждается в защите и сострадании. Так рож­дается в лирике Якова Петровича особый вид героики - героика самопожертвования, воплощенная поэтом в образе Прометея («Прометей» ), в подвиге молодой аристократки, проме­нявшей спокойную жизнь в петербургском свете на самоотверженный труд сестры милосердия («Под Красным Крестом» ). Сю­да же относится одно из лучших стихо­творений этого цикла - «Что мне она?» , посвященное известной революционерке - народнице Вере Засулич.

С поэтизацией любви как чувства, объ­единяющего людей, тесно связана и узко-любовная лирика Полонского. В любимой женщине поэт видит, прежде всего, друга, сестру, человека. Не красота определяет в его поэзии силу чувства, а потребность в за­щите, опоре и вместе с тем желание ока­зать эту помощь любимому человеку:

«Ког­да заботами иль злобой дня волнуем» ,

«Поцелуй» ,

«Финский берег» ,

«Н. А. Гри­боедова» .

В интимной лирике Якову Петровичу удалось создать свой, неповторимый и по-своему очень поэтичный авторский образ. У этого лирического «я» есть и свое социальное и нравственное лицо. В социальном плане это бедняк, разночинец, вечно гонимый нуждой и жизненными неудачами:

«На Женевском озере» ,

«В телеге жизни» ,

«На железной дороге» .

Вместе с тем это че­ловек, глубоко отзывчивый к чужому горю, стремящийся лаской, вниманием смягчить чужую боль, романтически верящий в животворящую силу бескорыстной любви. Эта черта поэзии поэта своеобразно отразилась и на форме мно­гих его стихотворений. Он не замыкает­ся в узкий круг интимных переживаний, а вводит нас в мир чувств своих по­этических героев, общественное положе­ние которых часто указано в названии стихотворений:

«Натурщица» ,

«Старая ня­ня» ,

«Слепой тапер» ,

«Труженица» ,

«Бег­лый» .

При этом стихотворение превра­щается в лирическую исповедь героя, а сам автор как бы сливается с героем в еди­ном, общем чувстве:

«Болгарка» ,

«Натур­щица» ,

«Беглый» ,

«В глуши» .

Излюблен­ная строфа Полонского - катрен с перекрестной рифмой или же с рифмующимися четными стихами. Лиричность содержания, предель­ная простота формы, разговорная есте­ственность интонаций обусловили пере­ход стихотворений в песни и романсы, музыку к которым писали видные компо­зиторы XIX в. Среди этих стихотворений особенно известны:

«Подойди ко мне, ста­рушка» ,

«За окном в тени мелькает» ,

«Ночь» ,

«Степь» ,

«Песня цыганки» .

Поэмы Якова Петровича по своим художественным до­стоинствам менее значительны, чем его лирика. Из них наиболее интересны:

«Куз­нечик-музыкант» (1859),

«Свежее пре­данье» (1861-63).

В первой, носящей ал­легорический характер, поэт рисует свои взаимоотношения с чопорным петербург­ским светом. Особое обаяние придают поэме тонко нарисованные картины при­роды и ее мягкий юмор.

Неоконченная поэма «Свежее преданье» также связана с биографией автора. В ее основу поло­жены воспоминания поэта о студенческих годах в Москве, о московских барских до­мах, хорошо знакомых поэту. Прототипом главного героя поэмы, Камкова, был приятель автора - поэт И. П. Клюшников .

Примерно на том же художественном уровне, что и поэмы, стоят, и романы. В некоторых из них слишком ощущается все та же биографическая основа. Так, в романе «Дешевый город» (1879) нашли отражение события, связанные с пребы­ванием автора в Одессе. Более значите­лен роман «Признания Сергея Чалыгина» (1876). В нем идет речь о восстании декаб­ристов, однако само это событие пред­ставлено в книге чрезвычайно скудно и не нашло со стороны автора должной исторической оценки.

Отсутствие четкости, ясности в полити­ческих взглядах поэта определило отно­шение к нему со стороны революционно-демократической критики.

Белинский , не отказывая поэту в талантливости («обладает в некоторой степени чистым элементом поэзии»), ставил ему в вину отсутствие «на­правления и идей» («Русская литература в 1844 году»).

Добролюбов, отмечая спо­собность Якова Петровича «грустить о господстве зла», в то же время указывал на неспособность поэта проникнуться духом «негодованья и мщенья» по отношению к этому злу («Стихотворения Я. П. Полонского. 1859. Кузнечик-музыкант. 1859. Рассказы Я. П. Полонского. 1859»).

Наиболее рез­кий критический отзыв о литературной деятельности Полонского Я. П. принадлежит Салтыкову-Щедрину: «писатель второстепенный и не­самостоятельный» («Сочинения Я. П. По­лонского. Два тома, Спб., 1869»). Статья Салтыкова-Щедрина вызвала резкое воз­ражение со стороны Тургенева, который в «Письме к редактору С.-Петербургских ведомостей», не преувеличивая силу по­этического таланта поэта, оставил за ним право на оригинальность и самобытность («льет хотя из маленького, но из своего стакана».

Умер – , Петер­бург, похоронен в Рязани.

Яков Полонский -русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.

В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. В журнале "Отечественные записки" в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит... Печатался в журнале "Москвитянин" и в студенческом альманахе "Подземные ключи".

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки ("Мой костер в тумане светит...", 1853). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского "сочетание лирики с повествованием". Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя ("Пришли и стали тени ночи..." и др.).

По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе "ни с чем не связанный, чисто внешний талант". В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).

В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты "Закавказский вестник", в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар (Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе "натуральной школы" - т.е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису) или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: "Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике". Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: "Мне не дал Бог бича сатиры... / И для немногих я поэт" (Для немногих, 1860). Современники видели в нем "скромного, но честного деятеля пушкинского направления" (А.Дружинин) и отмечали, что "он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть" (Е.Штакеншнейдер).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых Н.Добролюбов заметил "чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца". Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями "узенького психического мира" и относил Полонского к числу "микроскопических поэтиков".

В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию - смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др. В 1860-е годы написал романы Признания Сергея Чалыгина (1867) и Женитьба Атуева (1869), в которых заметно влияние И.Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А.Чехову: "Я всю жизнь был ничей".

В 1858-1860 Полонский редактировал журнал "Русское слово", в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А.Фетом и А.Майковым он входил в "поэтический триумвират", пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на "пятницах Полонского" собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С.Надсона. В стихах Сумасшедший (1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А.Фету: "По моим стихам можно проследить всю жизнь мою". В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.

Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в

"Отечественных записках" (1840), "Москвитянине" и в студенческом альманахе "Подземные ключи" (1842). Дружит с А.Григорьевым, А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым.

В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского "Гаммы", обративший на себя внимание критиков и читателей.

После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник "Стихотворения 1845 года".

В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты "Закавказский вестник". Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете.

Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов "Сазандар" (Певец), в 1852 - исторической пьесы "Дареджана Имеретинская".

С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками.

В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала "Русское слово".

В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию "любви", противопоставляя ее поэзии "ненависти" ("Для немногих", 1860; "Поэту-гражданину", 1864), хотя и признавал невозможность любви "без боли" и жизни вне проблем современности ("Одному из усталых", 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его "поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию".

В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова.

В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Полонский Яков Петрович (06.12.1820) - один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи, родился.в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в московском университете., где его товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П.; в качестве домашнего учителя, провел несколько лет на Кавказе (1846 - 52), где был помощником ред. "Закавказ Вестн." и за границею. В 1857 г. женился, но скоро овдовел; во второй раз 1866 г. женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор любительница, известная, между прочим, бюстом Тургенева, поставленным в Одессе). По возвращении в Россию он долго служил цензором в комитете иностранной цензуры; с 1896 г. состоит членом совета главного управления по делам печати. - В совокупности стихотворений П. нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящею рефлексиею, какими отличаются напр. Гёте, Пушкин, Тютчев. П. был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии. Типичные стихотворения П. имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины - остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у П. он чувствуется иногда в самом звуке его стихов, напр. То не ветер - вздох Авроры Всколыхнул морской туман... В одном из первых по времени стихотворений П. как будто заранее очерчены область и характер его поэзии: Уже над ельником из-за вершин колючих Сияло золото вечерних облаков, Когда я рвал веслом густую сеть плавучих Болотных трав и водяных цветов От праздной клеветы и злобы черни светской В тот вечер наконец мы были далеко И смело ты могла с доверчивостью детской Себя высказывать свободно и легко. И голос твой пророческий был сладок, Так много в нем дрожало тайных слез, И мне пленительным казался беспорядок Одежды траурной и светло-русых кос. Но грудь моя тоской невольною сжималась, Я в глубину глядел, где тысячи корней Болотных трав невидимо сплеталось Подобно тысяче живых зеленых змей. И мир иной мелькал передо мною, Не тот прекрасный мир, в котором ты жила... И жизнь казалась мне суровой глубиною С поверхностью, которая светла. "Пленительным беспорядком" отличаются произведения П.; есть в них и "траур" по миpcкому злу и горю, но голова его музы сияет отражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемого горя с пророческою сладостью лучших надежд; чувствительная - быть может, даже слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них "за колючие вершины земли" "в золотые облака" и там "высказывается свободно и легко, с доверчивостью детской". Исходя из противоположности между тем прекрасным и светлым миром, где живет его муза, и тою "суровою глубиною" действительной жизни, где сплетаются болотные растения зла своими, написан. в 1856 г.). Надежды на спасение "родного корабля" поэт не отделяет от веры в общее всемирное благо. Широкий дух все человечности, исключающий национальную вражду, свойствен более или менее всем истинным поэтам; из русских он всех решительнее и сознательнее выражается, после А. Толстого, у П., особенно в двух стихотворениях, посвященных Шиллеру (1859 г.) и Шекспиру (1864 г.). Не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, П. относился к ним с сердечною гуманностью, особенно к жертвам искреннего увлечения (напр. стих. "Что она мне - не сестра, не любовница"). Вообще, храня лучшие заветы Пушкина, П. "пробуждал лирой добрые чувства" и "милость к падшим призывал". - В ранние годы надежды поэта на лучшую будущность для человечества были связаны с его юношескою безотчетною верой во всемогущество. науки: Царство науки не знает предела, Всюду следы ее вечных побед - Разума слово и дело, Сила и свет. Миру как новое солнце сияет Светоч науки, и только при нем Муза чело украшает Свежим венком. Но скоро поэт отказался от культа науки, познающей то, что бывает, а не творящей то, что должно быть; его муза внушила ему, что мир с могущественной ложью и с бессильною любовью" может быть перерожден лишь "иною, вдохновляющею силой" - силой нравственного труда, при вере "в Божий суд, или в Мессию": С той поры, мужая сердцем, Постигать я стал, о Муза, Что с тобой без этой веры Нет законного союза. Вместе с тем П. решительнее прежнего высказывает убеждение, что настоящий источник поэзии есть объективная красота, в которой "сияет Бог" (стих. "Царь Девица"). Лучшие и наиболее типичные из небольших стихотворений П. ("Зимний путь", "Качка в бурю", "Колокольчик". "Возвращение с Кавказа", "Пришли и стали тени ночи", "Мой костер в тумане светит", "Ночью в колыбель младенца" и др.) отличаются не столько идейным содержанием, сколько силою непосредственного задушевного лиризма. Индивидуальную особенность этого лиризма нельзя определить в понятиях; можно указать только некоторые общие признаки, каковы (кроме упомянутого в начале) соединение изящных образов и звуков с самыми реальными представлениями, затем смелая простота выражений, наконец - передача полусонных, сумеречных, слегка бредовых ощущений. В более крупных, произведениях П. (за исключением безупречного во всех отношениях "Кузнечика музыканта) очень слаба архитектура: некоторые из его поэм не достроены, другие загромождены пристройками и надстройками. Пластичности также сравнительно мало в его произведениях. За то в сильной степени обладают они свойствами музыкальности и живописности, последнею - особенно в картинах кавказской жизни (прошлой и настоящей), которые у П. гораздо ярче и живее, чем у Пушкина и Лермонтова. Помимо исторических и описательных картин, и собственно лирические стихотворения, вдохновленные Кавказом, насыщены у П. настоящими местными красками (напр. "После праздника"). Благородные, но безымянные черкесы старинного романтизма бледнеют перед менее благородными, но за то живыми туземцами у П., в роде татарина Агбара или героического разбойника Тамур Гассана. Восточные женщины у Пушкина и Лермонтова бесцветны и говорят мертвым литературным языком; у П. их речи дышат живою художественною правдой: Он у каменной башни стоял под стеной, И я помню: на нем был кафтан дорогой, И мелькала под красным сукном Голубая рубашка на. нем... Золотая граната растет под стеной; Всех плодов не достать никакою рукой; Всех красивых мужчин для чего Стала б я привораживать!... Разлучили, сгубили нас горы, холмы Эриванские! Вечно холодной зимы Вечным снегом покрыты они!... Обо мне В той стране, милый мой, не забудешь ли ты? Хотя к кавказской жизни относится и личное признание поэта: "Ты, с которой так много страдания терпеливой я прожил душой" и т. д" но, как итог молодости, он вынес бодрое и ясное чувство духовной свободы: Душу к битвам житейским готовую Я за снежный несу перевал... Все, что было обманом, изменою, Что лежало на мне словно цепь, - Все исчезло из памяти - с пеною Горных рек, выбегающих в степь. Это чувство задушевного примирения, отнимающего у "житейских битв" их острый и мрачный характер, осталось у П. на всю жизнь и составляет преобладающий тон его поэзии. Очень чувствительный к отрицательной стороне жизни, он не сделался, однако, пессимистом. В самые тяжелые минуты личной и общей скорби для него не закрывались "щели из мрака к свету", я хотя через них иногда виделось так мало, мало лучей любви над бездной зла", но эти лучи никогда для него не погасали и, отнимая злобность у его сатиры, позволили ему создать оригинальнейшее его произведение: "Кузнечик музыкант". Чтобы ярче представить сущность жизни, поэты иногда продолжают ее линии в ту или в другую сторону. Так, Данте вымотал все человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего ада; П., наоборот, стянул и сжал обычное содержание человеческого существования в тесный мирок насекомых. Данте пришлось над мраком своего ада воздвигнуть еще два огромные миpa - очищающего огня и торжествующего света; П. мог вместить очищающий и просветляющий моменты в тот же уголок поля и парка. Пустое существование, в котором все действительное мелко, а все высокое есть иллюзия, - мир человекообразных насекомых или насекомообразных людей - преобразуется и просветляется силою чистой любви и бескорыстной скорби. Этот смысл сосредоточен в заключительной сцене (похороны бабочки), производящей, не смотря на микроскопическую канву всего рассказа, то очищающее душу впечатление, которое Аристотель считал назначением трагедии. К лучшим произведениям П. относится "Кассандра" (за исключением двух лишних пояснительных строф - IV и V, ослабляющих впечатление). В больших поэмах П. из современной жизни (человечьей и собачьей), вообще говоря, внутреннее значение не соответствует объему, Отдельные места и здесь превосходны, напр. описание южной ночи(в поэме "Мими"), в особенности звуковое впечатление моря: И на отмели песчаны Точно сыплет жемчугами Перекатными; и мнится, Кто-то ходит и боится Разрыдаться, только точит Слезы, в чью-то дверь стучится, То шурша, назад волочит По песку свой шлейф, то снова Возвращается туда же... В позднейших произведениях П. явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к вере: "Блажен, кому дано два слуха - кто и церковный слышит звон, и слышит вещий голос Духа". Последнее собрание стихотворений П. достойно заканчивается правдивым поэтическим рассказом: "Мечтатель", смысл которого в том; что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем то очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, П. в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясною тайна времени - та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность (стих.

Родился 6 декабря 1819 года в Рязани. Яков был первенцем в семье Петра Григорьевича (1790-1852) и Натальи Яковлевны (1796-1832).
Образованием Якова занялись рано. Уже с шести лет мама учила его читать и приглашали различных преподавателей. Первым учителем был Иван Васильевич Волков. К семи годам Яков Петрович уже хорошо читал. Когда мальчику было 12 лет – умирает мама. В 1838 году отец помогает с поступлением в гимназию. Так закончилось детство, и начались гимназические будни.
В 1838 году начал обучаться в Первой рязанской мужской гимназии. В гимназии пришла первая слава. Во время приезда в Рязань цесаревича Александра Николаевича (будущий император Александр II) Полонский написал приветственные стихи, которые понравились цесаревичу и его воспитателю Василию Андреевичу Жуковскому. За это цесаревич подарил Якову золотые часы. Это прославило юного поэта на всю Рязань. А вот успехами в учебе Яков похвастаться не мог. Во всех предметах, кроме словесности, которую он знал отлично, у него были средние результаты. В 1838 заканчивает гимназии и отправляется в Москву для поступления в университет.
С 1838 года по 1844 год учится в Московском университете на юридическом факультете. В этот период знакомится с Фетом, Григорьевым, Чаадаевым, Тургеневым и другими. С Фетом и Тургеневым дружил долгие годы. В 1840 году первое издание стихов в «Отечественных записках» благодаря Белинскому. В 1844 году с помощью друзей собирает деньги на издание первой своей книги стихов «Гамма», которая вышла, когда Полонский сдавал выпускные экзамены. Во время учебы Яков Петрович постоянно сталкивался с финансовыми трудностями, и это заставило его подрабатывать репетиторством.
После окончания университета остро становится вопрос заработка, что толкает Полонского на переезд в Одессу. Здесь в 1845 году он издает вторую книгу «Стихотворения 1845 года», которую скромно похвалили на страницах «Современника», но стихи подверглись сильной критике Белинского. Дальнейшие поиски работы подталкивают поэта к переезду в Тифлис в 1846 году, где он работает в «Закавказском вестнике».
В 1851 году уезжает из Тифлиса. Сначала в Рязань, к заболевшему отцу, а потом в Петербург, с творческими надеждами. До 1857 года пытается как-то заработать на жизнь и совмещать свое творчество. В 1857 году едет за границу. Из зарубежной поездки возвращается в 1858 году с молодой женой Еленой Васильевной Устюжской(1840-1860). В 1859 году начинает работать в журнале «Русское слово». Весной 1860 года с помощью друзей устраивается на службу в Комитет иностранной цензуры. Начальником там в то время был Федор Тютчев. В 1863 году получает повышение по службе. В Комитете иностранной цензуры он проработал 36 лет, до 1896 года. В 1866 второй брак с Жозефиной Антоновной Рюльман (1844-1920). В период 60х-70х годов Полонский продолжал свое творчество. Но в этот период очень часто подвергался критике и был не особо любим читателями. Это изменилось в 80х. Пришло читательское признание. Очень популярными в 80х годах стали «пятницы Полонского». Вечера, которые посещали многие знаменитости. В 1896 году Полонский приступает к работе в Совете по делам печати.
Умер Яков Петрович Полонский 30 октября 1898 года в Петербурге. Похоронили его на территории Ольгова монастыря в Рязани. В 1959 году могилу перенесли в Рязанский кремль.