Как проявляется детский психоз, и как его преодолеть. Симптомы психоза

Детские психозы (childhood psychoses)

Д. п. представляют собой смешанную группу тяжелых расстройств с грубыми отклонениями от ожидаемых соц. и интеллектуальных возрастных норм. Детский аутизм и детская шизофрения - два наиболее распространенных психотических расстройства детского возраста.

Почти каждый аспект проблемы психозов детского возраста - от названий и критериев определения до интерпретации механизмов и тактики лечения - отмечен разногласиями. Несмотря на существующие противоречия, проявления психотических расстройств всеми описываются как «глубокие», «всепроникающие» и «тяжелые». Не подвергается тж сомнению, что эти заболевания длятся на протяжении всей жизни, хотя небольшой процент больных и демонстрирует существенные улучшения. Неблагоприятные исходы болезни связывают с низкими (соотв. умственной отсталости) показателями теста интеллекта, проводимого во время постановки диагноза, отсутствием речевых навыков до 5-летнего возраста, проявлением признаков психоза в возрасте до 10 лет и обнаружением у детей интроверсии, робости и заторможенности еще до появления трудностей.

Симптомы аутизма и детской шизофрении в значительной мере перекрывают друг друга. Группа британских психиатров предложила девять признаков, характеризующих эти и др. формы Д. п.:

1. Серьезные устойчивые нарушения межличностных отношений. Они приобретают форму ухода в себя при аутизме и обсессивной привязанности (часто к матери) при детской шизофрении.

2. Видимое отсутствие сознания личной идентичности, проявляющееся в гротескных позах и нанесении себе увечий.

3. Повышенный интерес к неодушевленным объектам и необычные действия с ними, часто без понимания их обычной функции.

4. Крайнее сопротивление к переменам любого рода и ритуалы, направленные на поддержание однообразия.

5. Патологическое восприятие, приводящее к преувеличенным, дефицитарным или непредсказуемым реакциям на сенсорную стимуляцию. У мн. пациентов имеются нарушения концентрации внимания и отсутствие реакций на окружающую обстановку.

6. Повышенная, острая, неадекватная тревога; в нек-рых случаях - панический страх обычных предметов домашнего обихода.

7. Тяжелые нарушения речи - обычно потеря или задержка развития речевых навыков. Речь нек-рых пациентов неадекватна, напр. они неправильно используют местоимения или не пользуются флексиями.

8. Нарушения моторики, в т. ч. судорожные спазмы, обездвиживание, гиперактивность и манерные стереотипии. Часты попытки аутостимуляции в виде вращения корпуса, хождения на цыпочках, хлопанья в ладоши и раскачивания, в особенности в условиях относительной моторной депривации в мед. учреждениях.

9. Общая задержка развития интеллектуальных навыков. Свыше 50% больных постоянно остаются на сниженном уровне развития. Однако дети с аутизмом иногда демонстрируют нормальное или даже высокое интеллектуальное функционирование в специфических областях, таких, напр., как память, музыка или арифметика - способности, редко наблюдаемые у детей с шизофренией.

Эти девять признаков наблюдаются не исключительно при психозах и не у всех детей с диагнозом психоза. На практике часто трудно отличить психотические расстройства от задержки умственного развития, органического повреждения мозга и симптомов, сопровождающих слепоту или глухоту.

Помимо нарушений соц. приспособления и интеллекта есть и др. ключевые признаки дифференциального разграничения аутизма и детской шизофрении. Симптомы аутизма типично выражены с самого начала жизни, в то время как ребенок с шизофренией обычно выглядит нормальным до определенного момента, к-рый наступает после первых 30 месяцев жизни (вплоть до 12-летнего возраста). Аутичный ребенок прилагает немало усилий, чтобы сохранить сложившийся распорядок жизни, тогда как ребенок, больной шизофренией, иногда совершенно не заинтересован в этом. У ребенка с аутизмом развита моторика, в то время как при шизофрении наблюдаются нарушения координации и равновесия. Ребенок с аутизмом демонстрирует повышенный интерес к механическим объектам, к-рые не вызывают аналогичного отношения у пациентов с шизофренией. Окружающую обстановку больные аутизмом скорее игнорируют, тогда как больные шизофренией обнаруживают спутанность в ее восприятии.

Существует также характерная разница в социальном происхождении больных аутизмом и шизофренией. Дети с аутизмом - выходцы из семей, принадлежащих к относительно высоким слоям общества, в роду у них низкая представленность случаев шизофрении. Дети с шизофренией - преимущественно выходцы из бедных семей и имеют повышенный уровень наследственной отягощенности шизофренией.

Этиология

Этиология этих психотических состояний неизвестна. Однако этиологические теории исходят из предположений о многофакторном генезе этих расстройств. Данные исслед. подтверждают роль физиол. механизмов.

Согласно большинству теорий, детская шизофрения имеет сходство со взрослым вариантом, что предполагает действие одних и тех же этиологических факторов в обоих случаях. Совр. теории подчеркивают роль биохимических отклонений (в особенности, церебрального обмена допамина). В нек-рых случаях решающую роль играет генетический фактор, запускаемый стрессом. Хотя не все пациенты с детской шизофренией имеют признаки повреждений мозга в процессе родов, у них выявляется более высокий процент родовых осложнений и др. признаков патологии нервной системы по сравнению с их сиблингами и здоровой контрольной группой. Все же данные в поддержку наличия специфических дефектов ЦНС являются недостаточно убедительными.

При аутизме - особенно в случаях, где симптомы выражены с младенчества, - исследователи предполагают церебральную патологию вследствие наследственной отягощенности или осложнений при родах. Не все согласны в том, что это за патология, присутствует ли она во всех случаях, вовлечены ли одновременно неск. областей мозга. Тем не менее, есть данные об участии таких факторов, как пренатальные инфекции (например, краснуха), наследственные неврологические расстройства, кровотечения во время беременности и неизвестные генетические расстройства.

Исследователи факторов внешней среды редко различают между собой аутизм и шизофрению в детстве, считая их в принципе одним и тем же расстройством.

Родители психотических детей представляют собой далеко не гомогенную группу. У родителей больных шизофренией часто выявляется патология, включающая психозы, шизоидность и интроверсию. Однако нет очевидного подтверждения того, что расстройства у родителей предшествуют нарушениям у их потомства и провоцируют именно эти нарушения. У родителей детей с аутизмом не выявляются шизофрения и шизофренные симптомы. Имеющиеся у них психол. расстройства, по-видимому, чаще всего вызваны рождением аутичного ребенка или отношением работников здравоохранения, возлагающим вину за болезнь ребенка на родителей.

Авторы, считающие, что это проблема гл. обр. органическая, основываются и на соматическом, и на психопедагогическом лечебных подходах. Гормоны типа тиреоидных, мощная витаминотерапия и др. лекарства могут обеспечить облегчение симптомов, особенно бессонницы, гиперактивности и агрессивности. Программы перевоспитания, часто поведенчески ориентированные, имеют целью развитие навыков копинга и устранение симптомов дезадаптации. Такие высокоструктурированные психопедагогические программы превосходят по эффективности др. формы психосоциальной терапии.

См. также Детский невроз, Наследуемость, Личность, Психоэндокринология, Шизоидная личность, Аномалии половых хромосом

Л. Л. Давидофф

Смотреть что такое "Детские психозы (childhood psychoses)" в других словарях:

    Витамин С (аскорбиновая кислота) наиболее популярный витамин, рекомендуемый сторонниками ортомолекулярной медицины Ортомолекулярная медицина одна из разновидностей комплементарной медицины. Это направление, ка … Википедия

2 6 570 0

Появление у ребенка психоза предвещает скорые проблемы со здоровьем. В наше время это довольно распространенное состояние, поражающее взрослых и детей.

Если у ребенка резко меняется настроение, он не к месту выражает свои эмоции (например, смеется там, где нужно посочувствовать), возможно, он подвержен психозу.

Также признаком этого заболевания считается появление галлюцинаций или бредового состояния. Малыш не может отличить собственную фантазию от реальности.

Психоз – это не отдельная болезнь, а сопутствующее состояние расстройства психики. Угрозы жизни не несет, но существенно ее искажает, препятствуя адекватному формированию эмоций, делая невозможным управление собственным поведением.

Состояние психоза – это определенный риск для здоровья не только первенца, но и окружающих, потому что может сопровождаться агрессией.

Это заболевание хорошо диагностируется, что позволяет своевременно приступить к лечению. В этой статье мы расскажем о причинах появления психоза, его признаках, возможных осложнениях, методах лечения и профилактики.

Что приводит к расстройству

  • К появлению может привести болезнь менингит.
  • Также некоторые лекарственные препараты могут послужить катализатором состояния.
  • К факторам риска возникновения проблемы относится повышенная температура, гормональный дисбаланс, нарушение работы щитовидной железы, стрессовые ситуации.

Врожденный психоз наблюдается у детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем до зачатия ребенка, во время беременности и после. Также если папа или мама страдает психическим расстройством.

Характерные признаки психоза

У маленького ребенка невозможно диагностировать психоз, потому что он еще не умеет разговаривать и выражать свои чувства. Поэтому в двухлетнем возрасте еще сложно выявить заболевание, а вот в три года малыш уже может рассказать о своих страхах и эмоциях. Тем не менее обратить внимание на некоторые признаки стоит.

Возраст

Признаки психоза

2 года Меняется характер и поведение малютки. Появляется слабость и ухудшается настроение, отсутствует улыбка, нарушается сон, учащается пульс.
3 года Усложняется ориентирование в пространстве, происходит частая смена настроения, могут появиться головные боли, учащенное сердцебиение.
4 года Появляются беспочвенные страхи, заторможенность, быстрая утомляемость, головные боли.
5 лет Пассивность, вялость, отсутствие инициативы, чередующиеся с повышенной возбудимостью, желанием беспрестанно что-то делать и говорить. Возможно головокружение, одышка.
6 лет Ребенок становится раздражительным и агрессивным, любит гримасничать. У него нарушается аппетит: полный отказ от пищи сменяется прожорливостью.
7 лет Болезнь характеризуется сложными фобиями, появлением навязчивых движений или тиков. При разговоре может перекривлять собеседника. Эмоционально неустойчив.
8 лет Нарушается связность мышления, появляется повышенная агрессивность. Лицо становится бледным с лихорадочным румянцем. Теряется интерес к играм.
9 лет Беспричинная раздражительность, склонность к совершению немотивированных поступков. Лихорадочно блестящие глаза наряду с запекшимися губами и обложенным языком.
10 лет Нарушение опорно-двигательных функций, длительное пребывание в одной и той же позе, сопровождающееся отказом от еды. Настроение становится депрессивным или маниакальным, то есть чередуется пессимизм с беспричинной радостью. Неустойчивое артериальное давление.

Наиболее очевидный признак психоза, характерный для любого возраста – галлюцинация, бред. В этом состоянии ребенок видит, слышит или ощущает то, чего нет на самом деле.

Возможные осложнения у ребенка

Наличие психоза серьезно усложняет ребенку жизнь. Он ведет к нарушению речи, затрудненному мышлению, невозможности контролировать действия и строить отношения в рамках общепринятого социального поведения. Появляется замкнутость, раздражительность, необщительность. Страдает интеллектуальное развитие.

Психоз негативно влияет на здоровье других органов. Поэтому он нуждается в срочном лечении.

Чем и как лечить расстройство

Иногда для того, чтобы избавить ребенка от психоза, необходимо всего лишь устранить причину его возникновения.

Например, прекратить прием определенных лекарственных препаратов, ликвидировать стрессовую ситуацию.

Если психоз был сопутствующей реакцией на какую-то болезнь, то по истечении основного заболевания пройдет и психоз.

Иногда применяются медикаменты для регулирования биохимических процессов. Для подавления агрессии назначаются транквилизаторы.

Как родителям помочь ребенку

От родителей многое зависит в лечении. Прежде всего, необходимо наладить взаимоотношения в семье. Больше уделять времени малышу, ласкать, проявлять любовь. Найти для него занятия по душе (спорт или творческая деятельность). Дать возможность самовыражения.

Формы инфекционных психозов у детей

Инфекционные заболевания требуют пристального внимания детского психиатра. Психические нарушения встречаются не только при инфекциях центральной нервной системы, но и при многих общих детских инфекциях (грипп, малярия, скарлатина, корь и др.). Этим оправдывается общепринятая классификация инфекционных психозов по двум группам. Первая группа включает симптоматические инфекционные психозы – психотические расстройства, развивающиеся во время общих инфекций и являющиеся лишь одним из проявлений основного заболевания. В этих случаях нервная система поражается токсинами, циркулирующими в крови. Ко второй группе относятся органические психозы, возникающие при инфекциях, непосредственно локализующихся в головном мозгу.

Такое деление на симптоматические и органические психозы является искусственным, потому что в настоящее время многие общие инфекции (сыпной тиф, грипп, ветряная оспа, эпидемический паротит) рассматриваются не только как соматотропные, но и как нейротропные. Критерий обратимости психических расстройств, который берется за основу при отграничении симптоматических инфекционных психозов, часто не оправдан, поскольку и в этой группе могут наблюдаться различные исходы. Если чаще всего исход благоприятен и все нарушения обратимы, то в меньшей части случаев изменения в центральной нервной системе являются более стойкими. Однако принципиальное различие между этими двумя группами все же есть, и для практических целей деление на симптоматические и органические психозы удобно.

Еще в старых руководствах по общей психиатрии можно найти указание, что при высокой температуре у больных появляются вялость, адинамия или двигательное возбуждение с галлюцинациями и расстройством сознания – так называемый лихорадочный бред. Э. Крепелин обратил внимание на то, что возникновение психических расстройств при инфекциях нельзя объяснить только высокой температурой, так как отнюдь не всегда психоз развивается при подъемах температуры. Нередко психотические состояния наступают в тот период, когда уже нет повышенной температуры. Причиной инфекционного психоза, по мнению Э. Крепелина, является фактор, непосредственно связанный с патогенезом основного заболевания –аутоинтоксикация вследствие нарушений обменных процессов. Поэтому психоз часто возникает не на высоте заболевания, а в период его затухания. Клинические проявления симптоматических психозов неодинаковы, и эти различия Э. Крепелин объяснял специфическим действием той или другой экзогенной вредности.

Однако дальнейшие наблюдения показали, что при разных инфекциях и интоксикациях клинические проявления психоза нередко очень сходны или даже одинаковы. На этот факт обратил внимание К. Бонгеффер. Такие формы экзогенных психозов с этиологической аспецифичностью были им отнесены к «экзогенному типу реакции». В клинической картине этих форм экзогенных реакций К. Бонгеффер выделил пять синдромов: делирий, аменция, сумеречное состояние, эпилептическое возбуждение, галлюциноз. В продромальной стадии в клинической картине отмечаются симптомы астении, эмоциональной гиперестезии, раздражительной слабости. Характерным для постинфекционного периода К. Бонгеффер считал амнестические расстройства, корсаковский синдром. Что касается других психопатологических проявлений экзогенных психозов – маниакальных и депрессивных, кататонических, параноидных, – то они, по мнению К. Бонгеффера, должны рассматриваться как проявления промежуточного этиологического звена.



Концепция К. Бонгеффера вызвала много возражений. Э. Крепелин обратил внимание на то, что для развития экзогенного типа реакций требуются большая интенсивность и очень острое начало вредоносного воздействия. При более медленном воздействии вредности возникают маниакальные, депрессивные, параноидные и другие синдромы, характерные обычно для эндогенных психозов. Значение остроты и темпа вредоносного воздействия подчеркивал М. И. Шпехт.

Советские психиатры (В. А. Гиляровский, М. А. Гольденберг) отрицали концепцию К. Бонгеффера о наличии промежуточного этиологического звена, ссылаясь на его недоказанность. Не возражая против выделения «экзогенного типа реакции», они все же указывали, что в психопатологической картине экзогенного психоза можно отметить черты, типичные для того или другого этиологического фактора.

Вопрос о специфичности экзогенного типа реакций при воздействии различных токсических факторов правильно решается И. Г. Равкиным. Он считает, что общность психопатологических проявлений при экзогенных психозах является отражением единого типа реагирования, обусловленного особой чувствительностью к токсическим воздействиям таламогипоталамической системы. Клиническими и патологоанатомическими исследованиями доказано, что вегетативные центры гипоталамуса больше всего поражаются при токсическом воздействии, Поэтому под влиянием различных экзогенных вредностей возникает сходная психопатологическая симптоматика.

Но все же при наличии единого типа реагирования в психопатологической картине экзогенного типа реакций можно выявить и ряд симптомов, типичных для того или другого этиологического фактора.

Реакция ребенка на инфекционное заболевание в различные возрастные периоды

в развитии инфекционного психоза и формировании его клинических проявлений большую роль играют особенности возрастной реактивности. Дети в возрасте до 5 лет более чувствительны к токсическим воздействиям, под влиянием которых у них часто наступают судорожные состояния, гиперкинезы, оглушенность, более легко, чем у старших детей, переходящие в сопорозное и коматозное состояния. Выраженная продуктивная психопатологическая симптоматика у них бывают редко. Отмечаются состояния двигательного возбуждения или двигательной заторможенности, рудиментарные делириозные состояния, иллюзии. Чаще же наблюдаются пределириозные состояния, проявляющиеся в повышенной впечатлительности, гиперестезии, капризности, пониженной выносливости к внешним раздражителям и в приступах страха.

Также и в постинфекционном периоде в клинической картине наряду с астенией можно отметить следующие особенности, типичные для детского возраста: а) психопатоподобные изменения поведения: спокойные и послушные дети делаются упрямыми, грубыми, двигательно расторможенными, драчливыми; б) пуэрильные явления – детскость в поведении, не соответствующая возрасту (изменение речи, «сюсюканье», капризы и т. п.), истерические реакции, в возникновении которых большое значение имеют не только беспомощность и астеничность ребенка в этот период, но и атмосфера тепличности, которой его окружают родители; в) наклонность к страхам, часто появляющимся ночью, иногда в связи с обманом восприятия (иллюзии и галлюцинации), нередко с неприятными соматическими ощущениями; г) сумеречные состояния, в переживаниях которых нередко отражаются перенесенные в прошлом психические травмы (вследствие чего они часто неправильно трактуются как психогенные реакции); д) амнестический симптомокомплекс, который у детей выражен нерезко, хотя отдельные элементы его (снижение памяти на текущие события и недостаточная ретенция воспринятого) отмечаются у большинства больных. Корсаковский симптомокомплекс (потеря памяти на текущие события при сохранности памяти на давно прошедшие) в детском возрасте встречается реже, чем у подростков. У детей преддошкольного возраста под влиянием тяжелой инфекции может произойти задержка дальнейшего физического и психического развития.

Психические нарушения при инфекционных заболеваниях у детей

Характерный признак инфекционных психозов-наличие помраченного сознания. Но тип измененного сознания И степень помрачения неодинаковы при разных симптоматических инфекционных и токсических психозах. Здесь имеют значение Тяжесть заболевания, стадия его развития, индивидуальные и возрастные особенности больного. При грубых токсических воздействиях у детей младшего возраста чаще отмечаются состояния Оглушенности, которые иногда быстро нарастают и переходят в Сопорозные и коматозные состояния.

При оглушенности еще нет полного выключения сознания – отмечаются лишь резкая замедленность и обеднение всей психической деятельности. Порог раздражения повышен - внешние раздражители слабо доходят до больного, их анализ и синтез происходят очень медленно. Ответные реакции запаздывают или совершенно отсутствуют. При меньшей степени оглушенности дети сонливы, малоподвижны, на вопросы отвечают не сразу, лишь после нескольких повторений. Они медленно и с трудом ориентируются в окружающей обстановке, выполняют только элементарные задания. Осмысливание окружающего затруднено. Дети ко всему равнодушны и безучастны, мало реагируют даже на приход родных.

При более тяжелом течении болезни оглушенность быстро переходит в сопорозное состояние. Больной не реагирует на обращение к нему, у него сохранена реакция лишь на сильные раздражители и болевые ощущения.

При тяжелом течении болезни наступает коматозное бессознательное состояние, при котором больной не реагирует ни на какие внешние раздражители. В очень тяжелых случаях могут отсутствовать корнеальные и сухожильные рефлексы; возникают расстройства дыхания и сердечной деятельности.

Делириозные состояния у детей так же, как и у взрослых больных, сопровождаются дезориентировкой в окружающем, наплывом галлюцинаций (главным образом, зрительных), резким аффектом страха и двигательным возбуждением. Дети мечутся, пытаются спрятаться от устрашающих видений, просят о помощи. В отличие от делирия у взрослых больных, делириозное состояние у детей характеризуется большей выраженностью аффекта страха, а также кратковременностью и эпизодичностью его. Выраженные делириозные состояния наблюдаются главным образом у детей школьного возраста. У дошкольников отмечаются лишь двигательное беспокойство, гипнагогические устрашающие иллюзии и галлюцинации. В начальной стадии инфекционного заболевания чаще преобладает пределириозное состояние: ребенок становится раздражительным, капризным, у него появляются повышенная чувствительность, тревога, беспокойство, поверхностность восприятия, слабость внимания и запоминания, нередки гипнагогические иллюзии и галлюцинации. При малой интенсивности процесса ответная реакция может ограничиться пределириозным состоянием.

При затяжных инфекционных заболеваниях с токсическим воздействием меньшей интенсивности (при ревматизме, малярии, мозговых инфекциях) чаще наблюдаются онейроидные состояния сознания. Как и при делириях, при онейроидных состояниях наблюдаются обманы восприятий, особенно часты псевдогаллюцинации – зрительные и слуховые. Больные видят сцены из своего прошлого опыта, прочитанных книг, считают себя участниками совершающихся событий, хотя внешне сохраняют в это время полную неподвижность. О характере их болезненных представлений можно судить лишь по выражению лица и мимике.

В том случае, когда при онейроидных состояниях имеется небольшая степень помрачения сознания, у ребенка нет грубой дезориентировки, в окружающем, у него в какой-то мере сохранена связь с реальностью. Иногда отмечается двойная ориентировка: дети считают себя участниками фантастических происшествий, происходящих в других местах и в то же время знают, что находятся в больнице. При более тяжело протекающих инфекционных заболеваниях, обычно в более поздних стадиях болезни при наличии физического истощения может наступить аментивное состояние. Оно характеризуется бессвязностью, спутанностью мышления, нарушением синтеза восприятия, полной дезориентировкой в окружающем и собственной личности. Наряду с выраженными аментивными состояниями у детей наблюдаются и рудиментарные, но и здесь отмечаются дезориентировка и двигательное беспокойство.

Течение и исход инфекционных психозов могут быть различными в зависимости от течения основного заболевания, его патогенеза, степени прогредиентности, а также особенностей реактивности мозга. Поэтому в одних случаях инфекционный психоз представляет собой легко обратимую реакцию, в других случаях возникают более или менее стойкие нарушения нервной системы с морфологическим субстратом, отражающим степень интенсивности и прогредиентности поражения головного мозга. В таких случаях инфекционные психозы должны рассматриваться как органические. Понятно, что характер инфекционного агента, отсутствие или наличие морфологических изменений, степень их выраженности и локализация в головном мозгу не одинаковы при разных инфекционных заболеваниях. Поэтому не одинаковы и психические нарушения, наблюдающиеся при разных инфекциях.

Диагностика инфекционного психоза у детей нередко бывает сложной. Диагностические затруднения чаще появляются в том случае, когда речь идет о психозах, возникающих при инфекциях с рецидивирующим и затяжным течением (малярия, ревматизм, бруцеллез и т. д.), так как их клинические проявления здесь имеют сходство с шизофренией.

Клиническим примером может служить следующая история болезни.

Маша 12 лет. Лицо напряженное, выражает не то удивление, не то страх. Девочка все время оглядывается по сторонам, что-то ищет, в беседу вступает охотно, дает себя осмотреть, небыстро отвлекается. Растеряна, тревожна, не ориентирована в окружающем. Речь бессвязная, с трудом понимает обращенный к ней вопрос. При задачах на счет в пределах 100 грубо ошибается, быстро истощается, не может докончить начатую фразу, опускает голову. Выражение лица утомленное. Настроение неустойчивое; ее легко рассмешить, но наряду с этим быстро начинает плакать, по-детски, всхлипывать, монотонно причитать: «Хочу к маме». Иногда окружающих принимает за знакомых. Временами. беспокойна, бежит к выходу.

При соматическом обследовании больной обнаружено удовлетворительное питание, слегка обложенный, суховатый язык, гиперемированный зев, увеличенные шейные лимфатические узлы; границы сердца не изменены, тоны несколько приглушены, пульс мягкий; небольшой цианоз кистей, живот безболезненный, печень у реберного края, селезенка увеличенная, мягкая. Неврологическое обследование не выявило грубых отклонений от нормы. В крови найдены плазмодии малярии (tertianae), лимфоцитоз, РОЭ 50 мм в час. Температура к вечеру в день поступления 39,9°, на следующий день и в последующие – нормальная.

Настоящее заболевание началось несколько дней назад. Девочка, придя из школы, стала жаловаться на головную боль. Побледнела. Ночью была высокая температура, 2 раза возникала рвота. На следующее утро не отвечала на вопросы, плакала, отказывалась от еды Высказывала идеи преследования Следующую ночь спала тревожно, что-то «казалось». Утром была возбужденной, кричала, не узнавала родных, бросала все, что попадало под руки, рвала на себе белье.

До настоящего заболевания девочка была спокойной, послушной общительной, ласковой, смышленой. В школе учится с 8 лет, старательная, прилежная, успеваемость хорошая. В 3 года перенесла скарлатину, осложненную отитом, затем корь и эпидемический паротит.

При установлении диагноза возник вопрос о малярийном психозе. Чтобы обосновать этот диагноз, остановимся несколько подробнее на вопросе о критериях диагностики инфекционного психоза вообще. При анализе клинической картины обычно пользуются для диагностических целей двумя критериями – соматическим и психопатологическим. Соматический критерий является одним из наиболее ценных при диагностике инфекционного психоза.

Тем не менее наличие инфекции еще не говорит о том, что данное психическое состояние является инфекционным психозом. В практике нередки случаи, когда инфекция лишь способствует развитию другого, эндогенного заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). Поэтому для обоснования диагноза в каждом отдельном случае необходимо доказать, что клинические проявления психических расстройств характерны именно для инфекционного психоза.

Симптомы, которые наблюдались у больной, чрезвычайно полиморфны. В начале заболевания отмечались двигательное и речевое возбуждение, бессвязность мышления, нелепое поведение, галлюцинации, бред в дальнейшем – растерянность, тревожность, возможно, обманы чувств. Однако весь полиморфизм симптомов включен в нечто единое: нарушенное сознание и большую лабильность эмоций с характером дистимии. Это сочетание наиболее типично для инфекционного психоза.

Таким образом, и особенности психических расстройств соответствовали диагнозу малярии.

Психоз – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется нарушением способности различать фантазии и реальность. Психоз не позволяет адекватно реагировать на происходящее. Психоз – это общее название для целой серии тяжелых нарушений психического здоровья.

Психоз любого типа может вредить жизни больного, особенно это важно, если это угрожает жизни ребенка. Психоз создает проблемы с мышлением ребенка, в области его организации, с использованием речи, с контролем над побуждениями, над проявлением эмоций и отношений с другими людьми.

Типичное психотическое поведение трудно поддается описанию, потому что принимает различные формы. Одним из признаков психоза являются , при которых больной ребенок может видеть, слышать, осязать, ощущать на вкус то, чего в природе не существует.

Еще одним признаком психоза является бред – неверное толкование намерений или значений несуществующих предметов или образов.

Ещё одним показателем является придумывание слов, шуток, проявление веселья в ситуациях, которые не являются смешными. Дети с психозом проявляют раздражение по пустяковым поводам или без причин.

Галлюцинации и бред позволяют отличить детей с психозом от целого ряда других заболеваний. Например, сказка о золушке у девочки с нормальной психикой вызовет определенные эмоции: ей нравится золушка, она негативно относится к мачехе и мечтает о прекрасном принце. Девочка с психозом начинает верить, что она и есть та самая золушка, о которой написана сказка. Она начинает думать, что злая мачеха существует в действительности, находится рядом и не пускает её на прогулку.

Психиатры на протяжении многих лет ищут вопрос о возможности поражения психозом подростков. Науке известны факты детских и взрослых психозов, а подростковый период является упущенным в психиатрии.

Проявление психоза происходит по речевому описанию состояния человека. Поэтому психоз может диагностироваться у ребенка, овладевшего речью. При этом совершенно не ясно, в какой именно период появились у ребенка признаки психоза.

Психозы у детей могут возникать из-за кратковременных или, напротив, длительных состояний физического плана: повышение температуры, менингиты, нарушение гормонального равновесия, действие определенных групп лекарств, изменения в деятельности щитовидной железы, включая повышение или понижение функций.

Психоз, вызванный временными проблемными состояниями ребенка, заканчивается тогда, когда прекращаются эти самые проблемы. Иногда для полного психического выздоровления нужно дополнительное время. Получается, что, несмотря на то, что физическое состояние нормализовалось, мозгу необходимо дополнительное время для полного восстановления.

К психопатическим проявлениям могут привести многие заболевания. Психозы могут также появляться вне заболеваний и протекать по собственному сценарию: быстро и остро; быстро и вяло; долго с острыми проявлениями; долго и вяло. Иногда психозы могут затянуться не только на месяцы, но и на годы.

Длительные психозы чаще всего вызываются биохимическими отклонениями, которые могут быть у ребенка от рождения, а могут появиться значительно позже по причине применения лекарств или стрессовых ситуаций.

Чаще всего причиной врожденных психозов у детей является алкоголизация беременной матери или в период лактации. Таким же образом могут воздействовать некоторые группы лекарств.

Биохимические отклонения у отдельных людей могут привести к временным приступам проявления психоза, которые провоцируются внешними воздействиями – стрессами, болезнью.

У детей старшего дошкольного возраста могут встречаться галлюцинации, как ответная реакция на стрессовую ситуацию. Так, например, после смерти близких дети могут долгое время ощущать запах свечей или ладана, видеть силуэты умершего родственника, ощущать его прикосновения. В этом случае лучшим лекарем является время и правильное отношение близких людей.

Бывают случаи, когда без видимых причин у детей с рождения появляются признаки психоза, не исчезающие всю жизнь. Это подводит к выводу о том, что стрессы не являются единственной причиной появления психоза. Психиатры до сих пор не могут назвать истинные причины психозов у детей.

Обычно при появлении первых признаков в виде галлюцинаций и бреда ребенка обследует целый ряд врачей: психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед, психолог. Диагностика включает тщательное обследование состояния здоровья, развития (умственное, физическое, речевое), проверку слуха и речи, уровня развития мышления.

Ребенок может быть помещен в стационар для возможности более глубокого обследования. Вполне возможна ситуация, что причина психоза лежит в каком-либо серьезном заболевании. Поэтому важно не только констатировать наличие психоза, но и по возможности попробовать определить его причину, или хотя бы исключить заболевание ребенка, как причину психоза.

Симптомы психозов у детей

  • Двигательные расстройства: ступор или субступор, который проявляется у детей в застывании на месте с широко раскрытыми глазами, страдальческим выражением лица, немигающим взглядом. Часто ступор может смениться двигательным или речевым возбуждением, нередко с к окружающим.
  • Аффективные проявления: страх, эйфория, депрессия, иллюзорные расстройства, зрительные, слуховые, осязательные галлюцинации. Особенно часто у детей наблюдается аффект тоски, сопровождающийся озлобленностью, плачем, непонятной обидой, причитанием, рыданием.
  • Грубые проявления в поведении: , грубые шалости (порча чужого и своего имущества, грубое отношение к вещам и игрушкам), грубые слова и высказывания.
  • Проявления соматических расстройств: головные боли, сонливость днем и нарушение сна, быстрая утомляемость, сонливость. Очень часто эти проявления сменяют друг друга с поразительной скоростью, а могут проявляться одновременно. Соматика психоза часто напоминает лихорадку: зрачки расширены, губы сухие, кожа влажная с наличием холодного пота. Можно наблюдать перемены в артериальном давлении, одышку, учащение пульса.
  • Переменчивость аппетита: от жажды до полного отказа от пищи.

Периодические и эпизодические психозы

В острый период психоза отмечается частичная амнезия. Ребенок не может воспроизвести картины своего поведения. Обычно диагноз ставят по рассказам близких по ряду побочных явлений: травмы, интоксикации.

При периодических психозах наблюдается непродуктивность состояний: неловкость, угловатость движений нарушение координации движений. При этом отсутствуют появления радости, бодрости, внутреннего подъема.

При любых видах психозов возникает потеря в пространстве и времени. Обычно ребенок не может восстановить цепь событий.

Кратковременные эпизоды психозов, вызванные физическим состоянием или нарушением здоровья, проходят достаточно быстро, когда исчезает основное заболевание, являющееся причиной детского психоза. Однако глубоко пораженные психозом дети должны находиться под наблюдением у врача-психиатра, психолога и социального работника.

Некоторым детям достаточно нескольких встреч со специалистами, а другие нуждаются в длительном наблюдении и лечении. Обычно в качестве лечение психозов у детей применяют психотерапию, но часто этого недостаточно и больным детям назначается медикаментозное лечение. Лекарственные препараты призваны компенсировать биохимические нарушения.

Детский психоз - это сложное психическое заболевание, для которого характерно искажённое восприятие реальности, выражающееся в невозможности отделить фантазию от вымысла. Ребёнок склонен давать неадекватные реакции на некоторые бытовые ситуации, что затрудняет его повседневную жизнь. При организации мышления у таких детей происходит сбой, им становится труднее контролировать свои поступки, вписывать их в общепринятые стандарты, принимать адекватные решения и грамотно разговаривать. Психозы среди детей встречаются достаточно редко. Их подразделяют на раннюю (грудные младенцы, дошкольники и школьники) и позднюю стадию (подростки).

Предпосылками к возникновению детского психоза могут стать самые разные факторы:

  • применение лекарственных препаратов;
  • высокая температура;
  • гормональные сбои;
  • менингит;
  • родовые травмы;
  • интоксикация алкоголем;
  • сильный стресс, психологическая травма;
  • врождённые особенности и пороки развития организма.

При устранении физической причины заболевания (стресса, например), оно благополучно исчезает. Для этого может потребоваться некоторое время - в среднем, 1-2 недели, в течение которых ребёнок приспосабливается к условиям реальной жизни.

Психоз может выступать самостоятельным заболеванием и протекать отдельно от других болезней. Такая ситуация характерна для нарушений здоровья ребёнка вследствие родов, неконтролируемого приёма медикаментов, алкогольного отравления.

Дети, имеющие врождённые отклонения в физическом развитии, нередко испытывают психозы, причём ещё в раннем детстве.

Существует мнение, что не всегда внешние особенности поведения ребёнка обязательно свидетельствуют о наличии у него психоза, если он имел место в раннем возрасте малыша и носил симптоматический характер. Исследователи предпочитают полагаться на данные генетической природы данного явления.

Симптомы

Психоз может проявляться по-разному, но основными признаками для его определения служат:

  • наличие галлюцинаций у ребёнка;
  • бред;
  • потеря ясности сознания;
  • сложности при ориентировании в пространстве и времени;
  • проблемы с восприятием собственной личности.

При появлении галлюцинаций ребёнок видит и слышит то, чего не происходит на самом деле. События интерпретируются им в искажённой форме, малыш может произносить бессмысленные фразы, смеяться над неподходящими вещами, испытывать вспышки беспричинного гнева и раздражения. Такие дети легко включают себя в вымышленный мир сказок и чужих историй. При длительном течении болезни она может накладывать отпечаток на характер ребёнка, его социальное поведение и развитие.

Дети, страдающие психозом, отличаются вялостью, заторможенностью, пассивностью, отсутствием инициативы. Ребёнок проявляет эмоциональную скупость и со временем всё больше замыкается в себе. Могут развиться интеллектуальные нарушения, а процесс мышления носит нецеленаправленный и бессодержательный характер.

Одной из разновидностей недуга является реактивный психоз, или психогенный шок. Он возникает после пережитой психологической травмы, сильного эмоционального потрясения ребёнка. Со временем проявления этого заболевания ослабевают, но остаётся связь характера травмы и проявлений психоза.

К проявлениям болезни также относят аутизм и детскую шизофрению.

Врачи сходятся во мнении, что проявление болезни становится более явным после освоения ребёнком речевых навыков. Хотя в ряде случаев о наличии психоза могут говорить явные поведенческие расстройства.

Диагностика психоза у ребёнка

Диагностика заболевания у ребёнка длится несколько недель и даже месяцев. За это время за здоровьем и поведением малыша тщательно следят несколько специалистов, в том числе, педиатр, невролог, лор, ортопед, логопед. Оценивается физическое и психологическое поведение ребёнка за весь промежуток обследования. Тестируются способность слышать, мыслить, говорить.

Если выявлено, что в основе психоза лежит причина физической природы, задачей

Осложнения

Затяжной психоз может сделать ребёнка замкнутым, необщительным, раздражительным, т.е. могут появиться нарушения в формировании социальных навыков поведения, восприятия себя как отдельной личности, меняется характер. Развиваются навязчивые движения, иногда дети подолгу повторяют одни и те же фразы.

Детский психоз чреват расстройствами интеллектуального развития ребёнка, сбоями в процессах мышления и речи, вспышками агрессии.

Лечение

Что можете сделать вы

Вам важно выстроить грамотные отношения с больным ребёнком. В их поведении должна быть последовательность и уверенность. Следует избегать ситуаций стресса, ссор и домашних конфликтов, обстановка в семье должна быть благоприятной для выздоровления малыша.

При устранении физической причины заболевания, оно постепенно проходит. Поэтому важно правильно выявить источник болезни и приложить усилия для его ликвидации.

При обнаружении отклонений в поведении ребёнка, разумно обращаться за консультацией специалиста.

Что делает врач

Для детей, подверженных психозам, требуется постоянное наблюдение доктора (психиатра, психолога, например). В ряде случаев может потребоваться терапевтическая помощь, индивидуальные или семейные сеансы у психолога, коррекция поведения ребёнка. При сложных формах заболевания доктор может назначить лекарственные препараты.

Профилактика

Главной мерой профилактики детских психозов является работа с причинами, их вызвавшими. Важно избегать повторения травмирующих ситуаций. При устранении фактора, запускающего развитие психоза, ребёнок постепенно идёт на поправку, его поведение меняется, нарушения ослабевают.

Важно создавать в семье благоприятный климат для гармоничного развития ребёнка, защищать его от травмирующих психику происшествий и стрессов. Воспитание детей должно основываться на последовательности, а общение с ними должно происходить без повышения тона, грубых слов и физических наказаний.