Избавление от гордыни. Гордость, тщеславие и самолюбие

Нам часто недостает знаний о том, как следует выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми – будь то друзья, дети, муж/жена или, к примеру, наши родители. Вследствие чего в отношениях возникает немало проблем – это и легкие недопонимания, и напряженность, или даже агрессия, которые многие никак не могут побороть. И, казалось бы, как только люди получат необходимое знание, то атмосфера в отношениях должна будет начать налаживаться и улучшаться. Но, к сожалению, отношения в подобных случаях, вместо того, чтобы улучшаться, нередко начинают ухудшаться с еще большими темпами, и причина тому — гордыня. Как не допустить ошибок на этом пути, или же, как минимум, сократить их количество, каковы признаки гордыни и как побороть гордыню?

Когда люди чаще всего начинают тянуться к знаниям? Когда они хотят познать смысл жизни и тайны мироздания, когда они хотят докопаться до истины, духовно прогрессировать и привнести в этот мир любовь? Или может, когда в отношениях начинают появляться раздоры, к примеру, между мужем и женой, и они со словами «Знаешь дорогой/дорогая, у нас , любовь тает» берут в руки книги и идут на семинары по психологии? Нет, подобная культура в отношениях просто нонсенс для нашего времени. Как правило, все куда банальней и проще – вам просто стала так тяжела и невыносима жизнь с близкими людьми, которые вам так надоели, что вы не знаете, как дальше жить. И проблемы порой не только с мужем/женой, но и с родителями, коллегами и друзьями.

Конечно, чаще всего проблемы возникают в личной жизни – в семье, муж/жена вас не понимает, вы терроризируете друг друга, пытаясь хоть как-то повлиять на то, чтобы близкий человек исправился в своем поведении в лучшую сторону, начал вас любить и уважать, и наконец, начал исполнять свои мужские/женские обязанности. И, как правило, кто-то один решается сходить на какой-нибудь психологический семинар по улучшению отношений. Слушаете вы лекцию и … начинаете видеть, как вы ошибались, что вы вели себя неправильно, что теперь вы сами начнете следовать всем мудрым советам, о которых вы узнали, а близких людей трогать не будете.

Если бы, чаще всего люди, получая знание, начинают давать оценки и судить мужа/жену, родителей, друзей, соседей, то есть кого угодно, но только не самих себя — таковы признаки гордыни. Гордыня захватывает людей таким образом, что они уже в предвкушении прийти домой и рассказать всю правду о том, как кто живет неправильно, и как им следовало бы жить. Что вот там о тебе рассказывали, и о тебе, в общем, если что плохое, то точно обо всех вокруг, а если что хорошее, так это про вас самих. У нас у многих ум так работает, что если кто и виноват, то только не мы сами , а если даже и виноваты, то не столь сильно по сравнению с окружающими. Что-что, а оправдывать себя мы умеем, гордыня мешает заглянуть нам внутрь себя, но чтобы побороть гордыню, необходимо .

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих» Платон

Мы теперь стали гордые и важные, мы начинаем считать себя лучше других, раньше же мы особо и не знали, как правильно жить, порой не было уверенности в своих словах, а теперь об этом сказал , он та разбирается в этом вопросе. Каковы признаки гордыни — такие люди начинают говорить близким «Ты послушай его выступления и почитай его книги обязательно», то есть пытаются свалить все на других людей. И такое сплошь и рядом. К примеру, у мужа и жены имеются проблемы в отношениях и накопленные обиды. Если подойти к любой из сторон и сказать «Возьми и послушай лекции, они смогут помочь вашим отношениям», то вероятнее всего, каждый из них скажет, что именно другому надо послушать эту лекцию, но никак не ему самому.

Когда мы получаем знание, и вместо того, чтобы применять его в личной жизни, начинаем диктовать другим, как им стоило бы жить — то это верный признак гордыни, и такое знание лишь еще больше усугубляет отношения. Искренне веря, что все должны прислушиваться к нашим советам, мы начинаем не то что восстанавливать, а разрушать, и не только сами отношения, но и подрывать веру в те источники и тех людей, от которых было получено знание. Человек думает, что он свою миссию выполнил – он получил знание, теперь его надо передать, чтобы все вокруг начали ему следовать, но может быть Бог как бы намекает, что раз вы его получили, то вам ему и следовать? Как побороть гордыню — необходимо признать тот факт, что во всем виноваты далеко не только окружающие или ваш близкий человек, но и вы сами.

«Если нет работы над собой, мы начинаем работу над другими» Вячеслав Рузов

Когда я слушал лекции по психологии, то я и сам начал гордиться своими познаниями, порой свысока смотреть на окружающих, считая себя умнее других людей, нередко осуждая поведение всех тех людей, кто поступал неправильно. Многое поменялось, когда я, слушая семинар Олега Торсунова, услышал такие слова «Если вы, слушая меня, смотрели не внутрь себя, и вместо того, чтобы думать о своих недостатках, вспоминали лишь кто из вашего окружения ведет себя неправильно, и что при встрече вы им всю правду расскажете о том, как правильно жить, то лучше бы вы сюда не приходили – ничего хорошего такой настрой не принесет». В этот момент меня пробило и я оглянулся назад, попытавшись вспомнить, что хорошего я привнес в свою жизнь и жизнь других людей, начав изучать психологию – ничего, кроме как усиления собственной эгоистической позиции, своей гордыни и неприязни к окружающим.

С того времени я старался переключаться с видения недостатков других, на исправление недостатков в себе, хотя и часто не было сил промолчать и не сделать замечание окружающим людям. Знание — это сила, знание — это инструмент, которым надо уметь обращаться . Одним из самых наглядных примеров неправильного использования знания является . Когда мы получаем знание и в этот момент в голове возникает: «Это Марья Ивановна поступает неправильно, а это Федор Степанович», то ничего хорошего из этого не выйдет. Получая знание, мы должны становиться более строгими к себе, и более снисходительными к окружающим — так мы сможем побороть гордыню.

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель

На самом деле, стадию фанатизма проходит практически каждый из нас. Почему? – потому что каждый из нас желает счастья в первую очередь самому себе, а не окружающим, в том числе и, получая знание, мы хотим наполнить именно свою жизнь счастьем. В глубине сердца каждый считает себя хорошим, не придавая большого значения своим грехам, в тоже время, думая, что именно грехи окружающих куда более проблематичны. Период фанатизма (от ненависти к любви) можно сравнить с нашим взрослением — в детстве мы были неразумными, но затем, многие становились старше и мудрее, но кто-то, к сожалению, так и остается в своем развитии на уровне ребенка. В некоторой степени фанатизм даже помогает укрепить нашу веру, так как когда мы загораемся каким-то знанием, то мы начинаем сильнее углубляться в это знание.

Раньше я был идеалистом – надо так, так и так в жизни поступать. Можно конечно написать и сейчас, что фанатиком быть плохо, надо стараться , что-то принимая на веру, что-то отбрасывая, трезво сопоставляя факты – это все правильно, я не спорю, но это теория. Реальность такова, что стадия фанатизма и неприязни к окружающим коснется практически каждого, вопрос лишь в том, как долго человек пробудет на этом этапе. Да, это всего лишь жизненный этап, который надо постараться прожить наиболее правильно. В это время необходимо стараться отслеживать свое состояние, свои чувства, свое отношение к происходящему, не завладела ли нами гордыня, меняемся ли мы, наше окружение и наши отношения в целом, в лучшую сторону.

Мы должны постепенно становиться более внимательными к себе – своим мыслям и действиям, отслеживая признаки гордыни и фанатизма:

  • Да, я вспылил, и обозвал своих родных проклятыми мясоедами.
  • Да, я не сдержался, и начал доказывать своим друзьям атеистам, что Бог существует.
  • Да, я был не прав, что не смог смиренно отнестись к неправильному поведению мужа/жены и вставил неуместные слова и т.п.

Но это не должно выступать как какое-то оправдание – нет, речь о том, что мы избавляемся от собственных грехов, когда видим их проявление в собственной жизни , в собственных действиях. Чтобы побороть гордыню или любой другой грех, достаточно просто замечать из раза в раз его проявление. И затем, хотя бы мысленно необходимо просить прощение и раскаиваться в том, что мы вели себя неправильно, таким образом, постепенно становясь смиренными и более снисходительными. Наша система ценностей в период фанатизма может быть весьма хрупкой и шаткой, поэтому мы пытаемся всем доказать свою философию, мы пытаемся найти поддержку в лице окружающих людей.

«Первое условие исправления — осознание своей вины» Сенека

В первую очередь, как и говорил Сенека, мы должны признать в себе тот факт, что мы поступаем неправильно, таким образом, перешагнув через свое эго. Можно выделить следующие признаки гордыни:

  • Вы не можете позволить собеседнику остаться при точке зрения, отличной от вашей. Вам неприятна эта мысль, после подобного разговора вы можете весь день думать о том, что ваш собеседник не прав — как он мог так сказать, как он может так думать. Вы считаете себя всегда правым «Я все знаю», пытаясь в каждой ситуации оставить за собой последнее слово.
  • Вы не можете терпеть неправильное поведение окружающих людей. Вы критикуете их, когда они допускают ошибки, вы свысока смотрите на всех тех, кто вам уступает, в вас проявляется надменное отношение к людям и неспособность приходить к компромиссным решениям.
  • Вы не можете принимать даже небольшую критику в свой адрес. Вас это сразу выводит из равновесия, вы наливаетесь гневом, пытаясь доказать обратное.
  • Вы постоянно хвалитесь, какой вы умный и разумный, используете в речи умные никому непонятные слова, в голове мелькают фразы «Я все для них, а они …» и таете от похвалы в ваш адрес, хотя даже считаете, что вы лучше, чем о вас говорят.
  • Вы лезете со своими непрошенными советами туда и тогда, где и когда вас совсем не просят, отчего окружающим становится только хуже.

Чтобы побороть гордыню, перестаньте считать, что вы лучше знаете, что нужно другим, старайтесь прислушиваться к нуждам окружающих людей. Если от ваших советов людям лучше не становится, тогда может, стоит остановиться хотя бы на минуту и задуматься, почему ваши отношения продолжают портиться, вместо того, чтобы считать окружающих людей глупцами, не желающими слушать вас и поступать согласно вашим мудрым советам. Гордыня затмевает наш разум, и вместо того, чтобы помочь окружающим, на самом деле у нас внутри возникает желание осудить, то есть мы начинаем считать себя лучше и выше других. Но чистота человека заключается не в том, скольких людей он пытался поставить на путь истинный, а в том, насколько сильно он сумел .

«Любой дурак может заметить дурные качества, для этого семи пядей во лбу не нужно. Ведь мы знаем, что в чужом глазу человек видит соринку. Заметить чужие дурные качества — никаких проблем, у нас очень четко работающий ум и разум для того, чтобы замечать чужие качества. Но культура осознанности не в этом! Культура осознанности в том, чтобы научиться видеть и ценить замечательные качества в других людях — когда другой человек проявляет качества души, когда другой человек служит» Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Необходимо научиться уважать систему ценностей других людей, и их потребности. Любовь – это когда вас понимают и принимают, не так ли, а когда же нас пытаются переделать, да еще и силой, то кому такое понравится, вам? Нет, не нужно навязывать советы, не нужно оскорблять других людей, не надо противопоставлять им полученное вами знание, если даже оно является истиной в последней инстанции, в особенности, когда вас об этом не просят — это всё признаки гордыни, не стоит считать себя самым умным, а других глупцами.

Если вам толкать философию, вы сами к ней прислушаетесь, ответьте себе, вы же не думаете, что человек как робот с кучей тумблеров – включить терпение, прощение, сострадание и слушать меня. Нет, ставьте себя на место другого человека, и вы сразу все поймете, почему окружающие люди ведут себя не так, как вы того желаете. Мы должны признать в себе наличие эгоистического настроя, что причиной того, почему мы хотим напичкать близких людей знанием, является, как правило, наше желание помочь самим себе, а не другим.

«Если и существует некий секрет успеха, он заключается в способности принять точку зрения другого человека и видеть вещи под его углом зрения так же хорошо, как под своим собственным» Генри Форд

Если вы хотите искренне помочь человеку, то попытайтесь хотя бы внимательно выслушать близкого человека, поняв его нужды и потребности, вместо того, чтобы который раз читать мораль. Если близкие не принимают то знание, о котором вы им говорите – ну не рассказывайте им, но как же хочется толкануть философию. Если это ваши друзья, то пусть они останутся друзьями в других сферах, примите, что у них другое мировоззрение. Гордыня толкает нас к тому, чтобы поставить и показать себя выше других в тех или иных жизненных вопросах, но нам нужно спуститься с небес на землю и понять, что на самом деле мы в это время не возвышаемся, а падаем все ниже и ниже.

У меня есть друзья атеисты, которые в своем поведении получше многих верующих будут, и, кстати, нормально уживаемся. Сам я ем мясо, потому что близкие родственники не готовы принять никакое вегетарианство, что мне ругаться с ними что ли? Сам я сторонник зарегистрированных браков, не пью и не курю, но это не значит, что я должен не любить всех тех, кто живет иначе. Чтобы побороть гордыню, необходимо выкинуть из своей головы принцип «Кто не с нами — тот против нас» , не надо зацикливаться в жизни на каких-то принципах, ставя их выше человеческих отношений.

«Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни» Фрэнсис Бэкон

«Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению» Франсуа де Ларошфуко

Вы можете рассказать человеку о каком-то знании, если он вас слушает, но вы не должны привязываться к тому, чтобы он вас услышал. И вероятнее всего, сразу, человек не примет знание, если оно отличается от его мировоззрения – и это нормально. Вот если бы человек сразу загорелся каким-то знанием, то такой человек, скорее всего, сильно доверчивый, и подобные люди часто надолго задерживаются на этапе фанатизма. Если человек сразу не начал следовать тому, что вы сказали – это не значит, что он вас не услышал, возможно, пройдет время, и он постепенно начнет жить в соответствии с тем знанием, о котором вы ему рассказали, в особенности, если он столкнется с теми проблемами, о которых вы ему говорили.

Притча «Что во мне, то и во вне»

Жил на свете мужчина. Он славился своим спокойствием, доброжелательностью и мудростью. Любое дело, за которое он брался, у него получалось отлично. Все его уважали, часто приходили за советом. Однажды к нему пришёл сосед, который ему во всём завидовал. Он был величав и горд.

— У меня в жизни всё есть! — сказал сосед уважаемому мужчине. — Я живу в полном достатке. Но тебя в городе уважают больше, чем меня. Как, по-твоему, на кого я похож?

Мудрый человек улыбнулся и говорит:

— Ты похож на Бога.

сосед довольно улыбнулся. Но ему хотелось сделать какую-нибудь гадость приятелю, поэтому он выкрикнул:

— Зато ты похож на кучу навоза! Мне непонятно, почему весь город к тебе таскается!

Ничего не ответил на это мудрый человек, лишь слегка улыбнулся. Это ещё больше разозлило соседа. Но он продолжал:

— Почему ты не обижаешься на мои слова, ведь ты назвал меня Богом, а я тебя - навозом.

— А на что здесь обижаться? — ответил мудрый человек. — Кто познал в себе Бога, тот видит его и в других людях. А тот, кто полон навоза, видит вокруг лишь навоз.

Люди часто становятся высокомерными, начиная свысока смотреть на других, когда приобретают знание — это наиболее явные признаки гордыни. Но потом они могут все-таки увидеть в себе неправильное поведение, и в этот раз ими опять может завладеть гордыня — мы же видим в себе это, а другие нет. В моей жизни кармические реакции приходят порой очень быстро, особенно, если это касается гордыни. Думаю, вы часто слышали – что мы критикуем, то, мы и притягиваем в свою жизнь, Вселенная как бы говорит нам – раз ты такой умный, посмотрим, как ты поведешь себя в той ситуации, за которую ты осуждал других. И как только я напишу, к примеру, статью о том, как надо жить, так сразу могу попасть в описанную ситуацию, где судьба начинает проверять меня.

С одной стороны это очень хорошо, если конечно вы готовы исправляться и признать в себе ошибки. Кто-то может подумать, что я просто начинаю быть более внимательным и сконцентрированным на том аспекте жизни, о котором я говорю – я не против такого мнения. Или же в комментариях я порой начинаю получать далеко не лестные отзывы, когда как в статье могут писаться очень даже правильные вещи, и все потому, что может чувствоваться совсем другой настрой автора. Я заметил, когда человек только и говорит или пишет лишь о том, как жить не надо, что так и так поступать неправильно, то чаще всего такой человек весьма горд. Такой человек будет пререкаться, доказывая свою правоту, и ему без разницы скольким людям помогут его слова, главное показать себя, насколько он умный, или же продвинуть свои услуги, или же пытаясь таким образом переложить следование знанию на других. Чтобы побороть гордыню, необходимо научиться замечать и распознавать в себе подобное поведение.

В подобных словах часто слышится лишь протест, а не любовь и сострадание. Это в некоторой степени прочувствовал на себе и я сам. Мы часто пытаемся переложить груз знания на чужие плечи — кто-то явно и грубо через критику, ругань и навязывания при прямом разговоре. А кто-то тонко, и порой даже незаметно через какие-нибудь статьи, как порой это делал я. И даже сейчас, когда я пишу эти строки, в моем уме проскальзывают нотки гордыни, что вон я какой молодец — увидел в себе подобные проявления характера. Гордыня — это то качество, которое может завладеть нами в любую минуту , которая может стать частью нас, будь мы в молодости (Я такой молодой, и так много знаю) или в возрасте (Я столько прожил, никто мне не советчик, особенно молодежь). И тем более, если мы начинаем заметно преуспевать в какой-либо области, начиная обладать более обширными и глубокими знаниями, чем другие.

«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми» Томас Карлейль

Когда мы становимся гордецами, мы становимся закрытыми для знания , также как из полного сосуда с водой будет вытекать новая вода, сколько в него не лей. Само тяжело — это учить великих людей, они не способны принять, что они не правы.Во мне, к примеру, когда я начал впитывать знание, выработался весьма критический и придирчивый настрой ко всему вокруг. Я вспоминаю, как я читал одну книгу и поливал автора грязью на каждой странице, и, прочитав ее полностью, так для себя практически ничего и не взял, кроме как еще большее увеличение своей важности — признаки гордыни на лицо.

Когда же я прочитал эту книгу еще раз, после нескольких месяцев, то я ее воспринял совсем по-другому – я нашел в ней очень много полезной информации, и каких-либо негативных отзывов в моем уме совсем не создавалось. Это очень хороший критерий, по которому мы можем определить, горды ли мы — когда мы не пытаемся , понять суть и заглянуть в глубину, когда пытаемся находить не сходства, а различия, когда за буквами мы теряем смысл, когда мы придираемся по мелочам, когда мы пытаемся ухватиться за тонкую нить, за нить, с которой мы не согласны или которая нам не приятна.

«Чем выше считает себя человек, тем он легче держит зло на людей. Чем человек смиреннее, тем он добрее и меньше сердится» Лев Толстой

Необходимо культивировать любовь в своем сердце, сострадательное отношение к людям, а не просто заниматься самосовершенствованием. У многих на этом пути все равно главная цель эгоистическая — просто улучшить свой характер, и люди начинают вкладывать силы только в себя, вследствие чего многими завладевает гордыня и тщеславие, а также пренебрежительное отношение к окружающим. Можно быть терпеливым и эмоционально-сдержанным, можно быть независтливым и нежадным, и в тоже время не любящим. Процесс самосовершенствования должен быть наполнен любовью, мы можем быть далеко не совершенны, но прямо сейчас начать дарить людям любовь. Не зацикливайтесь на собственной персоне, лучший способ борьбы со своими негативными качествами характера – это служение людям, дарите любовь окружающим, и вы сможете побороть в себе гордыню и одержите верх над вашим эгоизмом.

P. S. Я не скрываю того, что сам я молод, и мне еще учиться и учиться, что я допускал и продолжаю допускать порой немало ошибок, но кто из нас совершенен. Я стараюсь быть благодарным за то, что посылает судьба в мою жизнь. Моя первая реакция бывает порой далеко не смиренная, но потом, я стараюсь задуматься над тем, что показывает эта ситуация, и если, к примеру, меня критиковали, даже порой далеко не конструктивно и грубовато, то это часто оказывалось по делу, и за это я благодарен. Необходимо быть просто внимательным к жизни — когда наш ум спокоен, мы способны правильно реагировать на происходящие вокруг события, мы способны замечать в них то, что хочет донести до нас Бог, когда мы спокойны, в наш ум приходят и правильные мысли. Противопоставляйте гордыне и смирение, и вместо претензионного настроения вырабатывайте благодарственное настроение.

Вам никогда не говорили, что гордиться плохо? И мне говорили, давно, еще в школе. Я очень хорошо запомнил, как я недоумевал тогда: как же так, ведь красной нитью через всю школьную полит- и просто информацию проходила гордость.

Гордость за прекрасную страну победившего социализма, за Красную Армию, которая всех сильней, и наших дедов, одержавших величайшую в истории Победу.

Много позже, годы спустя, когда не стало уже той страны, и деды, увы, покинули нас навечно, я узнал, что гордиться можно и нужно, а вот если возгордился – вот это и есть беда. Значит, тебя поразил черный антипод гордости – гордыня. Чем страшна горделивость, почему ее с древности признавали одним из величайших пороков и как отличить ее от гордости – об этом мы поговорим сегодня.

Что такое гордыня

Толковый словарь Ушакова определяет значение этого слова как непомерную гордость, высокомерие, презрительное отношение к другим. Что характерно, в словаре Ушакова данное слово идет с пометкой «книжн., устар .», то есть устаревшее, вышедшее из употребления слово, которое встречается только в книжках.

А вот в более позднем словаре под редакцией Ожегова пометки «устар.» уже нет. Надежды на то, что болезнь горделивости будет побеждена подобно тому, как были навсегда побеждены многие опасные заболевания, не оправдались. Более того, вряд ли вопрос как избавиться от гордыни стоял когда-то так же актуально как сейчас.

Чем же так опасна горделивость? Ведь пораженный нею человек еще не вор, не убийца, не распутник. По большому счету, никому он зла своим пороком еще не принес, почему же христианство относит гордыню к одному из семи смертных грехов, в отличие от тех же воровства или убийства? Дело в том, что этот порок является корнем, отправной точкой и первопричиной всех остальных грехов.

Не зря авраамические религии (то есть религии, чье учение основывается на Ветхом Завете – Христианство, Ислам, Иудаизм) провозглашают этот порок матерью всех грехов, призывая усмирять гордыню с особым тщанием. Согласно их учению все зло пришло в мир после того, как светлейший из ангелов, обуреваемый этим пороком, стал предводителем сил зла и Князем Тьмы.

Особо отвратителен этот порок тем, что усиливая все остальные пороки, он нивелирует, «нейтрализует » все возможные добродетели. Как бы ни был добр, трудолюбив и умен человек, стоит ему возгордиться, и никакие его положительные стороны уже не принесут добра ни ему, ни окружающим.

Гордость или гордыня?

Как видите, гордость и гордыня – антиподы, но как же отличить одно от другого?

Для того чтоб ответить на этот вопрос, давайте обратимся к русскому языку:

  • Первое отличие гордости от гордыни найти нетрудно. Нам повезло – наш язык настолько богат и многогранен, что способен дать ответ на очень многие вопросы, надо только уметь эти ответы искать. Слова «гордость » и «гордыня » имеют один корень, это ясно дает понять, что данные чувства родственны. Но при этом гордиться можно чем-то или кем-то, испытывать чувство гордости можно за кого-то – за страну, за деда, за олимпийскую сборную. Гордыню же испытывать за кого-то невозможно, как невозможно «гордыниться » кем-то. Человек, пораженный этим пороком, всегда обращает его на самого себя;
  • Гордость может быть коллективной, общей, горделивость же всегда индивидуальна. Никто ведь никогда не слышал о «национальной гордыне », правда?
  • Гордость может быть конструктивна, может давать силы и даровать стойкость в трудные моменты жизненных испытаний, горделивость – никогда. Она – всегда тормоз, это ненужный балласт, висящий как ярмо на шее, не давая расти и тянуться вверх;
  • Гордость не может быть направлена против кого-то. Человек, гордый за свою страну и свой народ всегда отнесется с уважением и пониманием к иноземцам, а вот возгордившийся происхождением будет сетовать на «понаехавших » и выдумывать представителям других народов обидные прозвища. Тот, кто горд своими знаниями, навыками и профессиональными достижениями не будет рассуждать о «тупом планктоне » или «недалеких работягах ». Это – признак горделивости.

Как узнать порок

Очевидно, что такой деструктивный порок необходимо искоренять, и сделать это может только сам человек, без усилий с его стороны любое действие извне будет тщетно. Но проблема в том, что возгордившийся подобен алкоголику, для которого, как известно, самое трудное – признаться самому себе: «я алкоголик ». Как же «гордоголику » осознать проблему? Распознать порок в себе поможет знание его признаков.

Итак, признаки гордыни:

  • Необходимость всегда и везде доказывать свое первенство. Если не быть, то, по крайней мере, казаться лучшим;
  • Постоянное недовольство тем, что мир устроен «неправильно », гнев от того, что люди поступают, одеваются, разговаривают и тратят свои деньги как-то «не так»;
  • Ложная жертвенность – постоянное попрекание близких своими, чаще всего, мнимыми жертвами, принесенными на алтарь семейного благополучия. При этом возгордившегося совершенно не смущает очевидный факт, что самого благополучия может не быть и в помине;
  • Постоянное бравирование своими (опять же, обычно мнимыми) заслугами, практически, выпрашивание внимания и похвалы;
  • Постоянное употребление слова «должен », но не в значении «я должен », а в значении «мне должны » (вот, кстати, еще одно отличие от гордости). Горделивому всегда кто-то должен – должно правительство и участковый, должны дети и родители, должны соседи и городские власти;
  • Горделивый всегда всем недоволен и всегда всех критикует. Но при этом критичное отношение к собственным действиям у него отсутствует как таковое;
  • Как ни парадоксально, но горделивость может проявляться и в виде чрезмерного собственного принижения, самоуничижения. Почему так происходит? Принижая себя, возгордившийся самонизводится на уровень ребенка, а ребенок ненаказуем и неподсуден, с ребенка спроса никакого. Зато ему, опять же, все должны!

Как победить порок

Осознав порок, можно вплотную заняться вопросом, как побороть гордыню. Это трудно, но вполне достижимо, если знать основные принципы, борьбы.

Во-первых, помните, что основные враги горделивости – ответственность, истинное самопожертвование и долг.

Во-вторых, нужно переключиться с «мне должны » на «я должен ». Это вовсе не означает, что вам надо демонстрировать христианское всепрощение в отношении нарушения ваших законных прав, но необходимо помнить, что права всегда идут только в комплекте с обязанностями.

В-третьих, приучите себя высказывать пожелания в виде просьб, а за их выполнение благодарить. Да-да, те самые известные всем с детства «пожалуйста » и «спасибо », о которых в зрелом возрасте многие почему то забывают. Всего лишь слова?

На самом деле слова несут огромный информационный заряд. Доказано, что какие слова человек использует в речи, теми же словами он начинает в итоге думать. А образ мыслей оказывает самое непосредственное воздействие на образ действия.

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Гордость полезна и необходима человеку. Она позволяет следовать убеждениям, сохранять внутренний баланс, поддерживать самоуважение, не давать себя унижать, учит ценить себя. Но что делать, если гордость переросла в гордыню – коктейль гордости, эгоизма, высокомерия и зазнайства. Верующие люди считают ее смертным грехом. Психология же скажет, что гордыня мешает личностному развитию, построению отношений, продвижению по карьерной лестнице. За гордыню людям всегда приходится дорого платить. – один из вариантов платы.

Изучение гордыни находится на стыке психологии, философии и этики. Гордыня – противоположность смирению. Горделивый человек не способен идти на компромиссы, уступки, жертвовать чем-то (иногда самим собой).

Гордиться заслуженными успехами не зазорно, но вот постоянно в тему и нет вставлять свое «Я» – не хорошо. Горделивый человек на все смотрит с презрением. И на самом-то деле он самого себя не уважает, хотя и позиционирует чуть ли не как творца всего мира.

Гордыня – это приписывание себе больших заслуг и достоинств, переоценка себя на фоне принижения достоинства других людей. Горделивый человек считает, что только он достоин внимания, похвалы, восхищения. Из-за своих убеждений, что других людей не заслуживает внимания, а с людьми можно и нужно обращаться как с вещами, носитель гордыни получает ненависть окружения и гонение.

Чем еще опасна гордыня:

  • Человек забывает о том, что он не совершенен, что неудачи случаются у всех, и не всегда обстоятельства складываются так, как мы хотим.
  • Чем больше питается и развивается гордыня, тем меньше человек ведет внутренний диалог и тем больше обвиняет саму вселенную, не видит своей вины в причинах неудач.
  • После этого нередко начинается процесс саморазрушения личности, ухода от реальности, да и сами переживания, негативные эмоции оказывают разрушающее влияние на организм.
  • Гордыня не позволяет идти на уступки, провоцирует . В итоге от человека отворачиваются друзья и любимые, но сам гордец не понимает, что это он предал все ради своей гордыни.
  • Если гордыня соединится с жестокостью, то перед нами предстанет тиран.

Гордость и гордыня

Гордость – результат преодоления трудностей, работы над собой, осознанных действий, подтверждение ценности человека. Гордость хочется демонстрировать – и это нормально. Потому героев почитают перед аудиторией, снимают про них репортажи. Если гордиться есть чем, то делать это нужно. Это приятные и полезные эмоции.

Что интересно: для возникновения гордости нужно обязательно идентифицировать себя с поводом гордости. Мы можем восхищаться поступками других людей, но только если это близкий нам человек, мы испытаем чувство гордости за него и свою причастность к этому человеку. По этому принципу можно гордиться другом, семьей, страной.

Чем в итоге отличается гордыня от гордости:

  • Гордость – моральное чувство. Оно включает в себя самодостаточность, чувство собственного достоинства, личностную независимость. В то же время это осознание соответствия поступков ценностям и убеждениям. Гордость можно испытывать за себя или за другого человека.
  • Гордость побуждает и мотивирует к новым свершениям и саморазвитию. Она заставляет человека верить в собственные силы, видеть свои возможности и потенциал, стремиться к лучшему.
  • Гордыня же может быть только в отношении самого человека, его Эго. Притом не обязательно эта личность действительно имеет причины гордиться собой. Гордыня может базироваться на одном и нездоровом чувстве собственного достоинства (значимости). Гордыня замедляет , отделяет человека от общества.

Горделивые люди склонны к зависти. Они часто претендуют на чужое место, независимо от того, что совершенно не соответствует ему. У обладателя гордыни всегда завышенные требования, он всегда недоволен и ждет большего. Ибо искренне полагает, что его прекрасная личность заслуживает всего лучшего и постоянно чего-то нового. Такие люди заочно считают мир плохим, стараются каждого человека поставить на свое место (как это видит гордец).

Причины развития гордыни

К сожалению, нормальная и полезная гордость способна перерастать в гордыню – беспочвенную и преувеличенную гордость и ряд других аморальных качеств. Но гордыня и столь надменное отношение к миру не обязательно вытекает из адекватной гордости.

  • Корни могут уходить в , комплексы. Тогда гордыня – вариант гиперкомпенсации.
  • Еще одна возможная причина: человек презирает других из-за своего социального статуса, притом идущего из семьи (родители добились, а сам гордец вообще ничего не сделал, но раздул свое Эго).

Как избавиться

Чтобы побороть гордыню, нужно воспитывать в себе смирение – осознание того, что нет предела совершенству, признание своей неидеальности и способность соответствовать обстоятельствам.

Это не философия рабства или культивирование отказа от своих интересов. Хотя, к сожалению, так многие люди и понимают термин смирение, отождествляя его с терпением. На самом деле это определенная мудрость, смирение с тем, что никто не идеален: ни мы сами, ни мир в целом. Это смирение с тем, что не все подвластно человеку: нам не дано изменить устройство мира и сознание человечества в широком смысле этого слова. Существуют некоторые объективные вещи, законы, а также субъективные мнения других людей. С этим нужно считаться, то есть мириться, учитывать и корректировать свое поведение в рамках этой концепции.

Из чего невольно напрашивается второй элемент избавления от гордыни: избавление от и нездорового эгоизма, развитие адекватного отношения к людям. Притом речь идет не об альтруизме, а именно о золотой середине, когда вы что-то делаете на благо одновременно себя и общества.

Кроме как с помощью самоконтроля свое мышление и поведение не изменить.

  1. Прежде всего, поставьте главную цель: ради чего вы хотите избавиться от гордыни. «Просто потому что это грех и плохо» не подойдет. Распишите на бумаге, чего вас гордыня лишила, а что вы можете приобрести (какие способности, статусы, каких людей), избавившись от нее. Выделите главную цель, например, «избавившись от гордыни, я налажу отношения с любимым человеком, так как я хочу быть с ним».
  2. Далее важно научиться обращаться к людям за советами и интересоваться их мнением. Первое упражнение: попросить составить ваш портрет. Раз вы гордец, то вам пока это задание на самостоятельное выполнение лучше не давать. А вот люди со стороны честно и, скорее всего, адекватно распишут ваши достоинства и недостатки. Примите этот портрет без всяких споров.
  3. Дальше план индивидуален: что написано в отрицательном ключе – убираем, что в положительном – возвращаем, развиваем, прививаем.
  4. . Регулярно спрашивайте их мнение и прислушивайтесь к речам других людей. Вы должны понять, что каждый человек – индивидуальная и интересная личность со своими правами и убеждениями. Хорошее упражнение – просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением. Можно обсуждать с друзьями, а можно пересказывать сюжет от лица разных героев.
  5. Практика и только практика. Каждый день выполняйте что-то, что ниже вашего достоинства (как вам кажется). Только, пожалуйста, не впадайте в крайности, не нужно настоящих унижений. Ваше цель переработать гордыню в гордость, а не убить совсем чувство самоценности.
  6. Не бойтесь добрых слов и благодарности. Их в вашем лексиконе должно стать больше, нежели упреков и критики. Вместе с этим развивайте .

Гордыня – это червь, вызывающий процессы гниения в человеческой душе. Искоренить ее можно, но сделать это непросто, а без помощи вовсе не обойтись. Признать свое несовершенство и попросить о помощи – первый, но самый важный шаг. Если вы смогли сказать «Я страдаю гордыней и тем несовершенен», то вас уже нельзя категорично назвать горделивым человеком.

Главное – не отвергайте эту помощь. Те люди, что согласились помочь, заслуживают вдовое больше приятных слов, ведь терпеть гордеца не просто. Для этого нужно видеть положительный потенциал. И если его кто-то разглядел, то вы имеете все шансы на успех, если и сами разглядите свой истинный потенциал.

Сейчас мы часто слышим разговоры о том, что мир катится в пропасть, стал не таким, как был раньше. Люди много болеют, агрессия разрастается, семьи распадаются. Причитания, осуждение, сожаление о прошлом.… Только вот о причинах всего этого мало кто задумывается.

Сегодня я хочу поговорить о гордыне как об одной из причин человеческих бед, об её проявлениях и о том, как победить гордыню . Не следует недооценивать это качество характера человека. Если начать разбираться глубоко, то можно проследить связь между нею и болезнями, неудачами в жизни людей.

Гордость и гордыня

Эти два понятия очень сходны по корневой части слова и по своей природе. Гордость часто приветствуется в человеке, считается положительной чертой. А замечали ли вы, что гордые люди зачастую закрыты и одиноки? Почему так происходит? Возможно потому, что они по острому острию бритвы, рискуя оступиться и упасть в объятия гордыни…

Гордыня – это осуждение окружающего мира, ощущение собственного превосходства над ним. Человек считает себя лучше других, умнее, красивее, богаче, удачливее. Причём, сам он может этого даже не осознавать. Все эти чувства чаще располагаются в , и лишь заглянув в себя, в свой внутренний мир, можно прийти к пониманию глубинных процессов.

Наш справедливее, чем кажется на первый взгляд. И в нём все люди равны и уникальны по-своему. Нет плохих или хороших. В каждом человеке сочетается как белое, так и чёрное. Поэтому никто не имеет права осуждать другого.

Проявления гордыни

В христианстве гордыню считают одним из смертных грехов. Ведь стремление человека превознести свои знания, свою мудрость над остальными людьми, говорит об отрицании ним того же в этих других людях. Но все мы по своей сути равны, в каждом из нас присутствует Божественное начало. А отрицание, или неприятие, подразумевает смерть. Т.е. человек, испытывающий презрение, обиду, ненависть к другому или целой группе людей, а также осуждающий оступившегося или даже государство, на подсознательном уровне желает исчезновения этого. А это и есть смерть.

Кто из нас не знаком с обидой и не обижался никогда? Да это случается сплошь и рядом! Только одни слишком обидчивы, другие в меньшей степени. Многим и в голову не приходит, что обида – это проявление гордыни. «Я такой хороший, а ты не делаешь так, как я хочу! Вот не буду с тобой разговаривать, пусть тебе будет плохо!» И хорошо, если такое состояние проходит быстро, человек искренне просит прощения и обида остаётся в подсознании небольшим сгустком отрицательной энергии, «прячась» где-нибудь в уголочке . А если оно продолжается достаточно долго и часто, несёт эмоциональную окраску, то можно представить, какая разрушительная сила сокрыта в этом. Причём, направлена эта сила в большей степени именно на обижающегося. Выхода она не находит и начинает разрушать человека изнутри – сначала психику, потом переходит на физическое тело. А вы думаете, откуда берутся ?! Да мы сами их себе создаём!

Возьмём другие признаки гордыни — раздражение , осуждение , . Природа и проявления их очень сходны. Человеку не нравится что-то в другом, его это раздражает, и он активно или пассивно осуждает. Накричит или подумает про себя – суть от этого не меняется. материальна и имеет огромную силу, поэтому молчаливое осуждение ничем не лучше рукоприкладства, например. Всё это тоже отрицание, ведущее к разрушению. Причём, обратите внимание, разрушающая волна негативной энергии имеет круговую траекторию, и не может не затрагивать всех окружающих людей. Особенно чувствительны к ней дети, т.к. в детском возрасте закладываются основные черты личности.

Зависть также можно отнести к производным гордыни. Не позволение другим быть лучше себя, оборачивается бедой, прежде всего самому завистнику.

Особое внимание стоит обратить на то, что гордыня имеет два способа проявления – явное и скрытое. Явное — презрение, осуждение, злословие, ненависть, обида. К скрытой форме её проявления можно отнести . Неуверенность в себе порождает угрызения совести и ощущение вины перед кем-то или чем-то. Но такое присутствие совести играет злую шутку с её обладателем. Человек, который считает себя недостойным, плохим и мучается от угрызений в собственной ничтожности, на подсознательном уровне отрицает себя, свою уникальность и право на полноценную жизнь.

Избавление от гордыни

Итак, перед нами встаёт вопрос – как победить гордыню? Любое избавление от чего-либо подразумевает работу человека над собой.
Прежде всего, посмотрите себе в глаза и признайте её существование, в любом проявлении. Она – достойный соперник и справиться с нею будет нелегко. Но если вы дошли до этого места статьи, значит вам под силу её победить.

  • Примите ответственность за свою жизнь на себя. Это значит, что вы и только вы создавали свою жизнь в теперешнем виде изо дня в день. Своими мыслями, желаниями (или нежеланиями), действиями (или бездействием) притягивали определённые события. А раз это делали вы, или позволяли делать за вас другим, то к чему обвинять кого-то?!
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Сумейте увидеть и уважайте в них хорошее, а плохого старайтесь не замечать. Помните, мы замечаем в других то, что уже есть в нас самих. В каждом человеке можно найти положительные черты, даже в самом отъявленном преступнике.
  • Не концентрируйтесь на негативе, не прокручивайте его в мыслях. Идя по улице, обратите внимание на лица встречных людей. Большинство из них озабочены, мрачны. Если вам неловко улыбаться незнакомым людям, хотя бы старайтесь не быть похожими на них, улыбайтесь себе внутренней улыбкой.
  • Делайте комплименты, восхищайтесь людьми, хвалите их за любые поступки, даже если не совсем удачные, поддерживайте и вселяйте надежду. Всем людям одинаково важно одобрение, внимание, искренность. Никогда наказание не было и не будет положительным воспитательным моментом. Только одобрение, в виде материального или нематериального поощрения. И это касается как детей, так и взрослых.

Как видите, все советы направлены на развитие в себе данных от природы положительных качеств. Всё, чему мы уделяем внимание, увеличивается, растёт. Всё положительное, что есть в человеке, точно так же развивается, если на нём сосредотачиваться постоянно. А отрицательное просто самопроизвольно устраняется, уменьшается и становится незаметным. В этом и заключается главный секрет, как победить гордыню .