Гвардейский ракетный крейсер "варяг" - денис мокрушин. Героическая и трагическая судьба крейсера «Варяг

Официальная историческая справка:
Крейсер заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе “Имени 61-го коммунара” как ркр “Червона Украина”. Назван по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь.
Спущен на воду 27 июля 1982 года.

01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович.
С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания.
25 декабря 1989 года крейсер принят в состав ВМФ СССР.
07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.
С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо”.

С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг.

Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
В 1991 - 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения.

В 1994 году крейсер объявлен лучшим кораблем 1 ранга на КВФ.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска - Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября).
04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры.
09 февраля 1996 года ркр “Червона Украина” приказом ГК ВМФ торжественно переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг”.
В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит”. Объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой.
03 сентября 1997 г. выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень - списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым НК КТОФ.
В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай - Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе. 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГКВМФ.
В 2004 году с 10 по 15 февраля кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец») под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг». В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея.
В апреле 2004 года в ходе КШУ КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630.
Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор БН от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор БН от 08 февраля 2011 года)
В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе ОБК (бпк «Адмирал Пантелеев», бпк «Адмирал Трибуц» танкер «Печенга») успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) - порт Сингапур- порт Джакарта - порт Саттахип - порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005». Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами.
В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года.
В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса.
В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт.
В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».
В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1».
В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности.
В октябре 2008 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде.
По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.
В апреле 2009 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС НОАК.
В октябре – декабре 2009 года гркр «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009.
Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин.
По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.
В 2010 году гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско.
Борт крейсера посетил Президент РФ Д.А. Медведев.
В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг».
Мне уже довелось побывать этим летом на борту аналогичной "Варягу" "Москвы", но тогда все ограничилось простым осмотром корабля, а здесь, на Камчатке, предстоял выход в море и боевые стрельбы.
Итак, вечером 14 сентября на катере мы направились на корабль. "Варяг" в это время получал припасы с судна снабжения - среднего морского танкера "Иркут"


2. Швартуемся.


3. Гвардейский ракетный крейсер пр.1164 "Варяг", флагман Тихоокеанского флота.

4. Спуск гюйса.


5.
Всю ночь и утро 15 сентября корабли шли к месту проведения завершающего этапа двусторонних учений между объединениями флота, которое находилось в 154 милях от Петропавловска-Камчатского.
Корабли сопровождения.
Малый ракетный корабль пр.12341 "Разлив".


6. Эскадренный миноносец пр.956 "Быстрый".


7. Спереди МРК "Разлив", на втором плане - большой противолодочный корабль пр.1155 "Адмирал Виноградов"


8. Также в учениях участвовали БПК "Адмирал Трибуц", МПК "Кореец", МРК "Мороз".
Что происходило на самих учениях: корабельная ударная группа Приморской флотилии разнородных сил выполняла зенитно-ракетную стрельбу для отражения средств воздушного нападения противника с различных направлений.
К сожалению, корабли сопровождения шли на очень большом удалении, активно использовали помехи и задымление, поэтому их работу снять не получилось. МРК "Мороз" выполнил стрельбу двумя противокорабельными ракетами П-120 "Малахит", которые выполняли роль мишеней для кораблей сопровождения, а МПК "Кореец" отстрелялся ракетой-мишенью "Саман", по которой стрелял "Варяг" ракетой зенитного комплекса С-300Ф "Форт". Также крейсер работал артиллерийской установкой АК-130, но не знаю по какому типу мишени.
Стрельба "Фортом" с двух точек съемки (фотографии сделаны Вадимом Савицким).


9.


10.

11.

12.

13.

14. Стрельбу АК-130 и видео работы "Форта" можно посмотреть в сюжете телеканала "Звезда".
Стрельбу командующий Приморской флотилией назвал успешной.
Небольшая экскурсия по кораблю.
Трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных целей МР-600 «Восход».

15. РЛС МР-123 "Вымпел" управления стрельбой артиллерийской установки АК-630.


16. 30-мм шестиствольная автоматическая артустановка АК-630. Справа - оператор установки.


17.


18. А вот видео с весенних учений, где "Варяг" работал комплексом РЭБ ПК-10 "Смелый" и АК-630.

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 "Смерч-2".


19.


20.


21. Под это крышкой располагается корабельный эенитный ракетный комплекс Оса-М.


21. Ракета 9М33 "Осы-М".


22. Это снимает любой фотограф, посетивший крейсер, - силуэты кораблей и самолетов. Наших и вероятного противника.


23. Оптический пеленгатор ПГК-2.


24. Командный пост корабля. Он практически идентичен "Москве", видеоэкскурсию по которому вы можете посмотреть в соответствующей записи.
Боевая информационная система БИУС "Лесоруб-1164".


25.
Системы навигационной безопасности - комплексы "Бал" и "Вайгач".


26. На данном комплексе отображаются электронные карты.


27. Но бумажные расчеты выполняются всегда, на случай выхода электроники из строя в следствие аварии, боевых действий и т.п.


28. Прибор, транслирующий навигационные данные.


29.
Прибор спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS СН-3101.


30. Таблица сигналов.


31. На посту энергетики и живучести. На монитор транслируется видео с различных отсеков.


32.
На сайте Минобороны есть хорошая виртуальная фотоэкскурсия по крейсеру, там есть и этот пост, очень советую посмотреть http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/varyag.htm .
Вид с вертолетной площадки. Ворота ангара для вертолета Ка-27 и знаменитая "сиська" - РЛС "Волна" антенного поста управления стрельбой ЗРК "Форт".


33. Офицерская кают-кампания.


34. Ессно на стене имеется репродукция знаменитого боя прародителя нынешнего "Варяга" с японцами.


35. Памятные знаки, награды.

36. Матросская столовая.


37. На информационном стенде карта предстоящего похода "Варяга".


38. На камбузе.


38. Это был крейсер "Варяг".

Источники:

Официальная историческая справка:

Крейсер заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе “Имени 61-го коммунара” как ркр “Червона Украина ”. Назван по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь. Спущен на воду 27 июля 1982 года.

01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович. С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания. 25 декабря 1989 года крейсер принят в состав ВМФ СССР. 07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.

С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо” .

С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.

По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год. В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт” .

26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг. Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт” . В 1991 - 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения. В 1994 году крейсер объявлен лучшим кораблем 1 ранга на КВФ. В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска - Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября).

04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры. 09 февраля 1996 года ркр “Червона Украина” приказом ГК ВМФ торжественно переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг” .

В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит” . Объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО. С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой. 03 сентября 1997 г. выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень - списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым НК КТОФ.

В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям. В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ. Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай - Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.

28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным. С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе. 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГКВМФ.

В 2004 году с 10 по 15 февраля кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц» , МПК «Кореец» ) под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг» . В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея.

В апреле 2004 года в ходе КШУ КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630. Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор БН от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор БН от 08 февраля 2011 года).

В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе ОБК (бпк «Адмирал Пантелеев», бпк «Адмирал Трибуц» танкер «Печенга» ) успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) - порт Сингапур- порт Джакарта - порт Саттахип - порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005» . Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами. В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года. В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса. В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт. В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод». В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1» . В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности. В октябре 2008 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде. По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.В апреле 2009 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС НОАК.

В октябре – декабре 2009 года гркр «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009. Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин. По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.

В 2010 году посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско. Борт крейсера посетил Президент РФ Д.А. Медведев. В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг» .

Швартуемся

Швартуемся

Гвардейский ракетный крейсер пр.1164 "Варяг", флагман Тихоокеанского флота

Гвардейский ракетный крейсер пр.1164 "Варяг", флагман Тихоокеанского флота

Спуск гюйса

Спуск гюйса

Всю ночь и утро 15 сентября корабли шли к месту проведения завершающего этапа двусторонних учений между объединениями флота, которое находилось в 154 милях от Петропавловска-Камчатского. Корабли сопровождения. Малый ракетный корабль пр.12341 "Разлив"

Всю ночь и утро 15 сентября корабли шли к месту проведения завершающего этапа двусторонних учений между объединениями флота, которое находилось в 154 милях от Петропавловска-Камчатского. Корабли сопровождения. Малый ракетный корабль пр.12341 "Разлив"

Эскадренный миноносец пр.956 "Быстрый"

Эскадренный миноносец пр.956 "Быстрый"

Спереди МРК "Разлив", на втором плане - большой противолодочный корабль пр.1155 "Адмирал Виноградов"

Спереди МРК "Разлив", на втором плане - большой противолодочный корабль пр.1155 "Адмирал Виноградов"

Также в учениях участвовали БПК "Адмирал Трибуц", МПК "Кореец", МРК "Мороз". Что происходило на самих учениях: корабельная ударная группа Приморской флотилии разнородных сил выполняла зенитно-ракетную стрельбу для отражения средств воздушного нападения противника с различных направлений.

К сожалению, корабли сопровождения шли на очень большом удалении, активно использовали помехи и задымление, поэтому их работу снять не получилось. МРК "Мороз" выполнил стрельбу двумя противокорабельными ракетами П-120 "Малахит", которые выполняли роль мишеней для кораблей сопровождения, а МПК "Кореец" отстрелялся ракетой-мишенью "Саман", по которой стрелял "Варяг" ракетой зенитного комплекса С-300Ф "Форт". Также крейсер работал артиллерийской установкой АК-130, но не знаю по какому типу мишени.

Стрельба "Фортом" с двух точек съемки (фотографии сделаны Вадимом Савицким)

Стрельба "Фортом" с двух точек съемки (фотографии сделаны Вадимом Савицким)

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг » отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг » был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons » в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

подлинные фотографии крейсера «Варяг»

крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию

рейд Алжира, сентябрь 1901 года

крейсер «Варяг», 1916 год

Однако все вооружение «Варяга » было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.

19 октября 1899 года после освещения и молебна был торжественно спущен на воду. «Варяг » поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг » была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг » стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas » они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг » был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга » руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан » для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.

Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг » 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг » отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг » отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг » успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Порт-Артур на карте

Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.

героическая битва крейсера «Варяг»

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг » Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг » бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась «Кореец ». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama ».

27 января командир крейсера «Варяг » получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

На крейсере «Варяг » и канонерской лодке «Кореец » начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

В 11:20 крейсер «Варяг » и канонерская лодка «Кореец » снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге » оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama » открыл огонь по крейсеру «Варяг ». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг » открыл сильный ответный огонь с правого борта.

Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг » фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.

На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

картины с крейсером «Варяг»

битва крейсера «Варяг»

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг » получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец ».

Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

В 12:25 «Варяг » открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha », получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг » под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг » успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг » отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal », англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге » открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец » был взорван.

9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг » лег на левый борт и скрылся под водой.

Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца с моряками «Варяга » и «Корейца » прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг » и канонерской лодке «Кореец ».

вторая жизнь крейсера «Варяг»

после боя

после подъема в августе 1905 года

японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг » затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг ». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг » собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг » находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya ». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины.

Авианосцы - величественные суда, которые символизируют военную мощь государства. Сегодня мы познакомимся с тяжелым авианесущим крейсером «Варяг», история которого была довольно интересной и запутанной. Создавалось судно в СССР, достраивалось на Украине, а сейчас стоит на вооружении Китая. А теперь обо всем по порядку. Начнем с истории создания корабля.

Начало строительства

4 декабря 1985 года Черноморский судостроительный завод спустил на воду головной крейсер проекта «11435». Освободившийся стапель (платформа для постройки) пустовал недолго - вскоре на нем заложили подобный ТАКР (тяжеловесный авианосный крейсер). Этот корабль получил название «Рига». В отличие от головного крейсера, построенного для Северного флота, новый ТАКР рассчитывался на применение Тихоокеанским флотом. Строился он по тому же проекту, что и головная модель, полное название которой, кстати говоря, звучит как «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Однако были некоторые корректировки. Главная из них - замена радиоэлектронного комплекса на более современный.

Спуск на воду

25 ноября 1988 года «Рига» была спущена на воду. Именно на плаву должна была завершиться стройка. 19 июня 1990 г. корабль получил новое имя - «Варяг». Авианесущий крейсер строился довольно стремительно, не отставая от графика. Однако в конце 1991 г., когда начался раздел Советского Союза, строительство остановилось. В 1992 г., когда корабль был готов на 68%, его законсервировали. Ни Россия, ни Украина не смогли продолжить финансирование проекта. Более того, его даже не удалось уберечь. Когда в 1993 году упразднили охрану корабля, оборудование начали разворовывать.

Продажа

Чтобы корабль принес хоть какую-то пользу, его решили продать на металлолом. В 1997 г. был объявлен международный тендер. Самая высокая цена - 20 млн. долларов - была предложена туристической фирмой, расположенной в португальской колонии Макао. В марте следующего года крейсер перешел в ее распоряжение. По данным компании, она собиралась использовать огромный корпус судна для создания плавающего развлекательного центра. Позже выяснилось, что фирма подставная. А сама колония Макао принадлежит Португалии на правах аренды до конца 1999 года. Таким образом, на сегодняшний день уже достоверно известно, что фактическим покупателем «Варяга» стали китайские военно-морские силы.

Буксировка судна

Чтобы отбуксировать столь крупное судно через три океана, понадобилось много денег и времени. Процедура усложнялась тем, что на корабль не были установлены силовые установки и системы управления. Из завода судно вывели в июне 2000 года. Из-за проблем с турецкими властями корабль оставался на буксировке в Черном море до ноября 2001 года. В Эгейском море судно попало в шторм и оторвалось от буксира. Через некоторое время сцепку воссоединили, и корабль отправился вокруг Африки через Гибралтар. Затем через Индийский океан и Сингапур он попал в Южно-Китайское море. 3 марта 2002 года, проделав путь в 15000 миль, «Варяг» был пришвартован в китайском порту Далянь.

Дальнейшая судьба

Так как судно продавалось в качестве металлолома, к нему не прилагалось какой-либо конструкторской и строительной документации. Поэтому на протяжении трех лет китайские инженеры изучали его. В 2005 году начались работы по достройке и реконструкции судна «Варяг». Авианесущий крейсер, по предварительным данным, должен был стать учебным судном для молодых пилотов. Неофициально говорилось, что «Варяг» будет переименован в «Ши Лан», в честь флотоводца, который в 1681 году захватил остров Тайвань.

Достройка и реконструкция

Советский авианесущий крейсер «Варяг» был изготовлен очень качественно. За время простоя он покрылся коррозией, однако главные части (корпус, обшивка, котлы и винты) сохранились в неплохом состоянии. Кабели, электрическое оборудование и все остальное, что можно было украсть, было унесено с корабля во время его хранения в Николаеве. Поэтому, чтобы привести судно в боевое состояние, китайцам пришлось осуществить огромную работу. Так как документами они не располагали, систему электрооборудования нужно было разрабатывать с нуля. А еще необходимо было снарядить крейсер вооружением. Делать это на готовом корабле было гораздо сложнее, чем создавать заново.

Китайским кораблестроителям стоит отдать должное. Они справились с задачей и в августе 2011 г. начались испытания ходовых характеристик авианосца. Практически год судно находилось на испытаниях в море и лишь иногда заходило в порт Даляня для устранения нареканий экипажа.

В начале сентября 2012 г. на борт крейсера погрузили боекомплект, для испытаний вооружения. Уже 25 сентября этого же года авианосец официально пополнил ряды ВМС Китая. В честь одной из китайских провинций корабль получил имя «Ляонин». С тех пор не было упоминаний об учебном статусе судна. Сегодня он, по всей видимости, считается полноценной боевой единицей.

Интересным является тот факт, что советский авианесущий крейсер служит в тех же водах, для которых изначально предназначался, только под другим флагом. Теперь разберем техническую сторону судна.

Вооружение

Крейсер не получил вооружение, которое должно было устанавливаться на него по советскому проекту. Он был оснащен минимальным набором оружия, необходимым для самообороны. Подобным образом оборудуются американские корабли такого класса.

Отечественные инженеры предполагают, что шахты под главный ударный комплекс корабля были демонтированы и переоборудованы под хранение топлива и боеприпасов для авиагруппы.

Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», фото которого выглядит очень впечатляюще, при достройке для ВМС Китая получил зенитное вооружение местного производства. По возможностям и составу оно в разы уступает тому, которое предполагалось по проекту. Что касается авиационного вооружения, то для своего авианосца Китай создал специальную версию истребителя J-11. Кстати говоря, данная модель является копией советского самолета Су-27. Переделанный J-11 получил новое имя - J-15.

Кроме самолетов, на палубе будут располагаться вертолеты Z-18 и Z-9. Для дальнего радиолокационного дозора КНР приобрела у России вертолеты Ка-31. В целом состав авиагруппы крейсера состоит из 24 многоцелевых истребителей, 6 противолодочных вертолетов, 4 вертолетов ДРЛО и 2 поисково-спасательных вертолетов.

Средства связи и остальное оборудование

На «Варяг» (авиационный крейсер, который так и не стал новой гордостью советских стран) при строительстве было решено поставить радиолокационный комплекс (РЛК) «Форум» вместо установленного на головной корабль «Марс-Пассата». Поэтому места под антенные посты «Марс-Пассата» были заделаны.

При достройке корабля в КНР на эти места установили антенные решетки РЛК типа 348 китайского производства. Таким образом, «Ляонин» даже сильнее схож с головным кораблем, чем несостоявшийся «Варяг». Авиационный крейсер также получил вращающуюся антенну китайской радиолокационной станции «Морской орел».

Что касается авиационно-технической части, то «Ляонин» сохранил все особенности, присущие советскому проекту. Среди них стоит выделить: три стартовые позиции с газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплин вместо катапульт, оптическую систему посадки, а также четыре аэрофинишера тросового типа с гидравлическими машинами для тормозов.

В кормовой части корабля, у левой кромки, по американскому образцу установлен открытый пост руководителя визуальной посадки. В советских ТАКР пост представляет собой остекленную закрытую рубку, которая лучше подходит для Северного и Дальневосточного климата.

Служба

В 1991 году в Советском Союзе начали формирование экипажа для строящегося крейсера. Уже был назначен командир корабля. Им стал Владимир Высоцкий. Ранее мужчина командовал судном «Минск». В 1993 году экипаж расформировали.

С 4 ноября 2012 года вступивший на вооружение авианосец «Ляонин» стал местом для тренировки летчиков морской специализации и испытаний истребителя J-15. 5 ноября этого же года, впервые в истории Китая, была осуществлена посадка самолета на палубу корабля с зацепом троса.

В декабре 2013 года один из кораблей «Ляонинского» эскорта едва ли не столкнулся в Южно-Китайском море с американским крейсером USS Cowpens. Обе стороны обвинили в недоразумении друг друга.

7 ноября 2014 г. на крейсере «Ляонин» побывал министр обороны Америки Чак Хейгел. Приезжая с официальным визитом в КНР, он попросил о возможности взглянуть на первый китайский авианосец. После двухчасовой экскурсии по кораблю Хейгел положительно описал уровень профессиональной подготовки экипажа крейсера. Однако, по его словам, китайцам еще есть чему поучиться в области палубной авиации.

В сентябре 2015 года в ряде СМИ сообщалось, что «Ляонин» прибыл в Средиземное море и ошвартовался в Сирийском порту Тартус. Предполагается, что эта новость является не более чем дезинформацией. Дело в том, что столь габаритный корабль практически невозможно провести незамеченным через Индийский и Тихий океаны.

Корабль в искусстве

«Варяг» - авианесущий крейсер, который до 2000 года стоял в Николаеве около достроечной стенки, стал основой для сюжета фантастической повести «Командировка». Сюжет развернулся вокруг вымышленного недостроенного авианосца «Дмитрий Пожарский». Он с советских времен отстаивался в городе Приморск, а позже был выставлен на продажу. Согласно повести, выстрел из пушки крейсера в 2017 году стал причиной вооруженного восстания, целью которого было возвращение советской власти.

Фантастический рассказ «Операция Копье» А.И. Первушина также издавался под названием «Крейсер Варяг». Авианесущий крейсер, характеристики которого мы сегодня рассмотрели, по сюжету повести был формально продан туристической фирме, а на самом деле отправился к берегам Антарктиды для поиска магического артефакта. В походе кораблю противостояла авианосная группа военно-морских сил Америки, которая также хотела отыскать сокровище.

Вот так авианесущий крейсер «Варяг», фото которого вызывает некоторую грусть, стал олицетворением непонятной для творческих и простых людей геополитики.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, какой непростой была история корабля «Варяг». Авианесущий крейсер, описание которого теперь нам известно, мог бы стать достоянием советской, российской или украинской армии, если бы из-за халатности не был ничтожно продан стратегическим соперникам.

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг», бортовой номер 011, третий корабль проекта 1164 «Слава», флагман Тихоокеанского флота России. 31 июля 1979 года был заложен на судостроительном заводе «Имени 61-го коммунара», город Николаев под наименованием «Червона Украина», 27 июля 1982 года спущен на воду, вошел в состав флота 28 февраля 1990 года. В 1996 году переименован в крейсер «Варяг». Это произошло по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ, которые просили назвать его в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь. Тогда же шефство над крейсером взяли Тульская область и Русская Православная Церковь.

Основные характеристики: Водоизмещение 11490 тонн, длина 186,4 метра, ширина 20,8 метра, высота (по миделю) 42,5 метра, осадка 8,4 метра. Скорость хода 32 узла, экономная скорость 16 узлов. Дальность плавания 7500 морских миль. Автономность плавания 30 суток. Экипаж составляет 480 человек.

Вооружение: 16 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Базальт» (боекомплект 16 ПКР П-500); 2 торпедных аппарата; реактивные бомбовые установки РБУ-6000; 2 130 мм артустановки АК-130; 1 30 мм артустановка АК-630; 2 установки зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА»; 8 установок зенитно-ракетного комплекса С-300Ф «Риф».

На борту располагается противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27.

В 2002 г. «Варяг» стал флагманским кораблем Тихоокеанского флота взамен тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».

В конце августа 2013 года отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» вышел из Петропавловска-Камчатского.

11 ноября 2013 года крейсер впервые с неофициальным визитом зашел в египетский порт Александрия, где пробыл до 16 ноября.

27 января 2014 года во Владивостоке ошвартовался отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» под командованием капитана первого ранга Игоря Смоляка, выполнявший задачи боевой службы в составе группировки кораблей ВМФ России в Средиземном море. В ходе пятимесячной боевой службы корабли и суда отряда прошли около 30 тысяч морских миль, преодолели Тихий и Индийский океаны, побывали с деловыми визитами в портах Тринкомали (Шри-Ланка) и Салала (Султанат Оман).

18 мая 2014 года крейсер прибыл в порт Усун, город Шанхай, КНР, где примет участие в совместных китайско-российских военно-морских учениях «Морское взаимодействие-2014», которые пройдут с 20 по 26 мая в акватории северной части Восточно-Китайского моря, расположенной к востоку от устья китайской реки Янцзы. Также в Шанхай прибыли: большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», большой десантный корабль «Адмирал Невельской», эсминец «Быстрый», танкер «Илим» и морской буксир «Калар».

27 мая 2014 года в порту международного пассажирского транспортного центра Шанхай состоялась торжественная церемония проводов флагмана отряда кораблей Тихоокеанского флота ВМФ России – гвардейского ракетного крейсера «Варяг», принимавшего участие в совместном российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2014». Отряд российских кораблей после совершения 4-суточного перехода прибыл во Владивосток 01 июня.

По сообщению на 17 ноября 2014 года продолжают отрабатывать взаимодействие в Филиппинском море. 07 декабря в южнокорейском порте Инчхон российскими военными моряками венков и цветов к памятнику экипажу легендарного крейсера «Варяг». 15 декабря .

По сообщению от 22 декабря 2014 года приза ГК ВМФ в номинации применение ракетного и артиллерийского вооружения по морским и береговым целям в ходе боевой учебы.

По сообщению от 27 апреля 2015 года завершён доковый ремонт и сервисное обслуживание гвардейского ракетного крейсера, который проводил ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод». В ходе ремонта была выполнена замена забортной арматуры и сервисное обслуживание корабля. В полном объёме выполнен доковый ремонт корпуса. По сообщению от 01 июля по морской мишени на максимальной дальности. По данным объективного контроля, морская мишень была успешно поражена. С 20 по 29 августа в совместных учениях «Морское взаимодействие - 2015 (II)» ВМС Китая и России, которые были проведены в заливе Петра Великого, мыса Клерка и в воздушном и морском пространстве Японского моря. По сообщению от 03 ноября в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота под командованием контр-адмирала Александра Юлдашева, состоящего из гвардейского ракетного крейсера «Варяг», эсминца «Быстрый», танкера «Борис Бутома» и спасательного буксирного судна «Алатау», 02 ноября и начал переход в порт Вишакхапатнам Республики Индия, где в декабре пройдут совместные военно-морские учения «ИНДРА НЭВИ-2015». По сообщению от 06 декабря по старинной морской традиции приветствовал индийских военных моряков Салютом наций. 12 декабря завершил визит в порт Вишакхапатнам. После завершения визита принял участие в международном военно-морском учении «Индра Нэви-2015». В конце декабря зашел с деловым визитом в порт Салала (Султанат Оман), где пополнил запасы воды и продовольствия. По сообщению от 03 января 2016 года в Средиземное море. 18 июля 2016 года во Владивосток из дальнего похода.

По сообщению от 13 февраля 2017 года экипаж корабля в море элементы второй курсовой задачи (К-2) с выполнением артиллерийских стрельб по береговым, морским и воздушным целям. По сообщению от 06 марта для проведения инструкторско-методического занятия по отработке элементов курсовой задачи К-2. По сообщению от 28 марта экипаж комплекс задач по отражению массированного удара СВН условного противника. По сообщению от 01 апреля в дальний поход, который продлится более двух месяцев. 11 апреля в порт Пусан Республики Корея. 13 апреля борт корабля корейская делегация. 14 апреля порт Пусан. 20 апреля в порт Манила, Филиппины. 21 апреля борт корабля президент Филиппин Родриго Роа Дутерте. 27 апреля с визитом в порт Камрань, Вьетнам, который