Эрик Берн - Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры (сборник)

На протяжении тысяч лет настольные игры были одним из способов развлечения в различных цивилизациях и культурах. Известны игры, которые появились ещё до возникновения письменности, и игры с религиозной подоплёкой. Мы собрали 10-ку настольных игр, в которые с удовольствием играют современные люди, даже не подозревая, насколько древние это развлечения.

1. Тафл


Тафл был очень популярной игрой среди викингов. Суть игры состоит в том, что один игрок стремится провести своего короля от центра доски к краю, в то время как другие делают все возможное, чтобы захватить его. Тафл распространился по всей Европе и стал по сути шахматами того времени.

2. Игра лендлорда - первая "Монополия"


Игра лендлорда была изобретена в 1903 году Мэрилендской актрисой Лиззи Меги. Настольная игра состояла из квадратной доски, по краям которой были размещены названия того, что игроки могут купить. Настольная игра имела четыре железные дороги, два предприятия, тюрьму. Угловые клетки давали игрокам $ 100 каждый раз, когда их фишка становилась на эти клетки. Не правда ли, звучит знакомо? Но игра лендлорда была запатентована три десятилетия до того, как Чарльз Дэрроу «изобрел» Монополию и продал ее Parker Brothers.

3. Vaikuntapaali


Индийская игра Vaikuntapaali, изобретенная в 16-ом веке и известная как Leela, была инструментом для привития людям морали и духовности. Эта игра в Америке стала популярной под названием «Горки и Лестницы». В оригинальной версии восхождение на лестницу должно было продемонстрировать игрокам значение добрых дел в поисках просветления. Змеи были предназначены, чтобы показать, что такие пороки, как кражи и убийства, приносят грешнику духовный вред.

4. Мельница


Мельница - игра, в которой фишки нужно выстроить в линию из трех фишек подряд. После того, как это удалось сделать, игрок снимает любую фишку противника с поля. Игра считается законченной, когда один из игроков не может построить "мельницу", так как у него осталось 2 фишки или нет возможности сделать ход. Каменные доски для этой игры, датирующиеся 1440 г. до нашей эры, были найдены в Шри-Ланке, бронзовые – а Ирландии, древней Трое и юго-западе Соединенных Штатов.

5. Особняк счастья


Особняк Счастья - поучительная морально-развлекательная игра, которая была издана в Великобритании. В 1843 в неё начали играть и в США. Игра была полностью сделана на основах христианской морали и должна была обучать детей добродетелям настоящего христианина.

6. Сенет


Сенет является старейшей настольной игрой в мире. Наборы для этой игры были найдены в погребальных камерах, датированных 3500 до н.э.. К примеру, в известнейшей гробнице Тутанхамона было найдено 4 комплекта для этой игры. Хотя игра вначале было только светской формой развлечения, вскоре сенет принял также религиозное значение для египтян. Квадраты отмечались различными символами, представляющими богов и другие аспекты жизни после смерти.

7. Манкала


Манкала – серия однотипных настольных игр, которые распространены по всему миру. Некоторые учёные полагают, что манкала еще старше, чем сенет. Для игры нужен всего лишь пятачок мягкой земли и горстка семян или гальки. На земле делаются лунки, которые игроки по очереди засевают камнями. Цель игры - захватить как можно больше камней противника.

8. Чаупар


Индийская игра чаупар и практически идентичная ей пачиси являются предтечей известных сегодня игр типа «крест и круг». На Западе самой известной является намного более упрощенная версия этой игры под называнием людо. Игроки стремятся как можно быстрее обойти фишками по внешнему периметру доски и завести их в «дом».

9. Чатуранга


Чатуранга - игра, которую многие учёные считают прародительницей шахмат. У китайцев есть примерный аналог под названием Xiangqi. Свои версии есть в Корее, Таиланде и Индии. Какой была доска и большинство фигур игры, которая датируется седьмым веком нашей эры, к сожалению, сегодня не известно. Но кажется, создателям чатуранги удалось вывести формулу, которая привела к распространению игры по всему миру: чистая битва мастерства, почти бесконечная сложность и красота.


Королевская Ура является старейшей известной сегодня настольной игрой, для которой сохранились оригинальные правила. Самые старые наборы для игры были найдены в Ираке в 1920-м, а датируются артефакты 2 600 годом до н.э. Игра королей Ура похожа на сенет: игроки по очереди бросали кости и перемещали свои фишки в сторону цели. Игра была долго считалась прародителем нард, пока Ирвинг Финкель, нашедший правила игры, вырезанные на древней каменной табличке), не наткнулся на удивительные фотографии игрового поля в современной Индии.

Специально для тех, кто заскучал на работе, мы подготовили лайфхак: .

Почему одни люди всю жизнь корят себя за незначительный проступок, а другие постоянно находят виноватого? Почему одним достается все, чего бы они не пожелали, а другие едва сводят концы с концами?

«Игры, в которые играют люди» Эрика Берна, культовая книга о психологии, дает ответы на эти вопросы. В ней человеческие отношения рассматриваются с точки зрения тех сценариев, которые в нас еще с детства заложили родители. Автор пишет простым языком о причинах тех или иных моделей поведения, приводит понятные примеры, а также дает советы о том, как избавится от нежелательных установок.

Эрик Берн (10 мая 1910 - 15 июля 1970) - американский психолог и психиатр, известный своими теориями трансакционного и сценарного анализов. Он родился в Канаде, в семье выходцев из России. Отец Берна был врачом-терапевтом и часто на обход пациентов брал с собой сына. Родная фамилия Берна - Бернсштейн, психологу пришлось ее сменить в ответ на антисемитские настроения. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук, а в 1935 - степени доктора медицины и магистра хирургии.

В 1964 году впервые была опубликована книга «Игры, в которые играют люди». Всего за три года было продано 600 000 экземпляров, и она попала в список бестселлеров The New York Times, где ей удалось продержаться два года - дольше, чем другим научно-популярным книгам того десятилетия.

С «Игр, в которые играют люди» началась популярность книг по психологии в России.

По мнению Эрика Берна, у человека есть три Я: Ребенок, Взрослый и Родитель. В книге раскрываются их взаимодействия, то, как они влияют на наши решения и на наше поведение. Автор подробно рассматривает наиболее распространенные сценарии, например, «Алкоголик», «Загнан в угол» или «Все из-за тебя».

    Ломберный стол - это специальный столик для игры в карты. Название происходит от слова ломбер, так называется старинная карточная игра для троих. Пошло это название от французского lhombre, что означает человек, мужчина.

    Стол для игры в карты называется ломберный стол. своим происхождение он обязан испанцам,своей популярностью- французам, англичанам, а названием русским. Ломберный стол четырехугольной формы, обтянут сукном. Новая мода на винтаж подарила этому предмету мебели шанс- ломберный столик вполне соответствует современному дизайну

    Столик этот называется - ломберный столик. Такое диковенное назнание для русского уха подарили испанцы, основываясь на названии игры ломбер(игра в карты для трех человек), преимущество - столик компактный, может складываться. Зеленое сукно позволяет глазам не уставать и не отвлекаться.

    Название этого стола - ломберный . Испанцы первые изобрели этот стол для придуманной ими игры в карты, которая называлась Ломбер. Этот симметричный, четырхугольный стол обтянутый тканью, очень полюбился французам и англичанам и стал ими использоваться, стал популярен. А русские придумали название этому столу - ломберный. Стол стали делать складным и он стал частью интерьера, потому-что в сложеном состояние его использовали как подставки и журнальные столики, а когда надо было раскладывали для игры, для письменных работ и даже чаепития. За ломберным столом, оказывается, произошли такие исторические факты:

    Это ломберный столик,обычно прямоугольный, обтянутый зеленым сукном.

    Была когда-то популярна такая игра в карты - ломбер.

    Можно купить и сейчас: набери в поисковике ломберный столик купить.

    Существует множество различных столов. Для игры в карты используются ломберный стол, который изначально был создан не только для игры в ломбер, но и подходит для других карточных игр.

    Ломберный столик представляет собой столешницу, которая обтянута сукном зеленого цвета. Такой столик раскладывается в четыре стороны.

    Стол для игры в карты это специальный стол с полями. Обычно такие столы обтянуты зеленой тканью, главное требование - ткань не должна быть сильно ворсистой.

    Первый такой стол делали специально для игры ломбер , он был обит тканью и имел вогнутый край. Позже ломберным столом начали называть и другие игорные столы , которые обтянуты сукном.

    Столы имеют отличия по форме или размеру, например, для рулетки, покера и других игр - существуют специальные столы.

    Стол для покера:

    Стол для блэкджек:

    Стол, который используется при профессиональной игре в карты, называется ломберным - это название он получил от названия испанской карточной игры - ломбер. Этот столик небольшой по размеру, является раскладным, поверхность его покрыта сукном таким образом, чтобы по всему периметру оставались достаточно широкие поля.

    Стол, который предназначен специально для игры в карты называется ЛОМБЕРНЫМ СТОЛОМ. Он имеет четырехугольную форму и обтянут специальным сукном. Такой стол складывается и раскладывается. Стол получил название ломберный от старинной игры в карты ЛОМБЕР.

    Добрый день!

    Оказывается у стола на котором играют в карты имеется специальное название - Ломберный стол.

    Описание ломберного стола:

    Сейчас ломберные столы имеются у коллекционеров.

    ломберный стол с сукном по средине с прямоугольной столешницей, для игры в карты.

    Из французского языка пришло в русский язык название старинной испанской игры ломбер , в которую играют, как правило три игрока. А столик для карточных игр получил название ломберный . Этот четырехугольный столик является раскладным для удобства игроков. Он обтянут зеленым сукном.

    quot;Не лечить больше душу больную за зеленым сукном казино... Это слова из популярной песенки, в которой как раз и упоминается такой стол - ломберный- специально для игры в карты и обтянут он был зеленым сукном. Сколько за такими столиками выигрывалось и проигрывалось, рушились чьи-то судьбы. Но он как был ломберным, так и остался. Течение времени не изменило его сути.

Список базовых ludems можно продолжать, но мне хотелось бы подробнее остановится на наиболее показательных и характерных элементах, а именно игровых принадлежностях.

3. Игровые принадлежности (оборудование, аксессуары)

3.1 Игровое поле / игровая доска могут быть:
- фиксированные (Шахматы, Гусь);
- составные (например, в начале игры случайным образом формируется поле в новой российской игре Дремучий Лес);
- динамические (изменяемые в процессе игры - Сумасшедший лабиринт);
- формируемые в процессе игры (Кроссакон, Tile Chess).


«Дремучий лес» - каждый ход игрок может переместить свою фишку, открыть соседнюю клетку поля и натолкнутся на очередное испытание…

Игровая доска, как правило, имеет разбиение на квадраты (шахматы), гексы (hex и большинство wargames), треугольники (китайские шахматы) или точки, соединенные по определенной логике (merels).
3.2 Фигуры - олицетворяют самого игрока, его армии, ресурсы (для них чаще используется наименование «фишки»). Могут располагаться на игровом поле (тогда важно не только само наличие, но и их позиция) или просто быть в распоряжении игрока. Как указывалось ранее, фигуры могут быть единообразными или сегментированными на различные классы, каждый со своей ценностью, свойствами и часто в разном количестве.


В игре Блокус в распоряжении каждого игрока 21 фигура, каждая их которых уникальной формы. С одной стороны он стремится избавиться от них всех, с другой - наличие на руках той или иной фигуры позволяет более успешно захватывать территории или мешать продвижению противника
.

3.3 Карты и карточки

В карточных играх сами карты являются единственными или основными элементами и имеют первостепенное значение в механике игры. Есть множество игр с колодой которую в настоящее время принято считать классической (4 масти, 52 или 36 карт), но есть игры использующие оригинальные колоды (например, Uno или Fluxx).
В ряде игр в игре участвует вся колода (Дурак), в других, только текущая раздача (Три листа), в третьих - колода заранее собранная каждым из игроков (Magic The Gathering).

Карточки используются на вторых ролях, где с их помощью, например, можно получать задания (Pictionary) или контролировать доступные ресурсы (купленную недвижимость в Монополии).


В игре Pictionary игроки вытягивают карточки и с их помощью получают задание для рисования.

3.4 «Рандомайзеры» или устройства для определения вероятности / везения игрока

Классическим подобным устройством являются игральные кости. Как правило, шестигранные, но встречаются и с 2, 3 , 4, 8, 10, 12, 20 и даже 100 гранями… Чаще всего на костях наносятся числовые значения от одного и выше, хотя есть разновидности костей и со специальными символами (см. статью «Игры в кости»).


Набор игровых костей для игры в ролевые игры Dungeon&Dragons

Элементом случайности также можно считать раздачу / вытягивание карт или карточек.
А в ряде игр используются крутящиеся указатели-стрелки.
В некоторых используются броски монеты или другие двоичные рандомайзеры (генераторы случайных чисел) для определения того, кто первый ходит, выявления победителя при ничейном исходе и т. д.

3.5 Устройства для контроля времени
- шахматные часы позволяют определить, сколько в целом потратил каждый игрок на обдумывание своих ходов;
- песочные часы или секундомер могут отмерять время, отведенное на каждый ход (Pictionary);
- может использоваться устный счет;
- часто в любительских партиях существует просто заданный игроками ритм игры, и можно услышать в некотором смысле субъективное - «ходи быстрее, слишком много думаешь…».


В игре Tamsk роль игровых фигур выполняют песочные часы, соответственно у каждой фигуры в этой игре свой персональный учет времени.

3.6 Специальные инструменты для фиксации текущего счета или состояния игры
- отдельное поле (Crassacone) или совмещенное с основным игровым (Риск), где позицию фиксируют с помощью перемещаемых фигур;
- фишки, жетоны, карточки, для ряда азартных игр могут фигурировать и реальные деньги, являющиеся ставками;
- счет фиксируется на бумаге, причем для ряда игр таблица для фиксации получается довольно замысловатой (Преферанс).

Пример росписи пули в преферансе

3.7 В ряде игр существует специальное, только им характерное оборудование , которое настолько разнообразное, что представляется затруднительным его сегментация. Пример специальное устройство для кодирования / декодирования в игре Mastermind.


Mastermind

Или, скажем, в игре Scotland Yard в комплект игры входит специальный козырек, мешающий преследователям видеть, на какую зону игрового поля направлен взгляд преследуемого.

В гибридной настольной / видео игре Atmosfear в комплект входит DVD диск или видео-кассета. Фишки игроков перемещаются по игровому полю на столе, а вот сами задания и инструкции игроки получают с экрана телевизора, обратная связь осуществляется при помощи дистанционного пульта управления.

Этот пример иллюстрирует и еще одно важное понятие «transmedia игр» - «миграции» их из одного медиаформата в другой. Так, настольная игра Шахматы может быть представлена и в формате компьютерной игры, игры для мобильного телефона. Существуют телевизионные версии ряда игр (как, впрочем, и настольные по мотивам телевизионных игр). А иногда мастерам игры вообще не требуется игрового поля - так продвинутые шахматисты могут разыграть партию у себя в головах, устно обмениваясь очередными ходами.

Интересна роль в этом процессе цифровых технологий: компьютеров, Интернет, мобильных устройств. С одной стороны, предложив обществу новые типы игр и развлечений, они оттянули на себя внимание любителей настольных игр. С другой стороны, они дали им новые способы и форматы игр в настолки. Большое количество популярных настольных игр имеет свою компьютерную версию (Pictionary , Риск , Блокус и т. д.). Это позволяет любителям сражаться как с компьютерным соперником (см. публикацию «Искусственный интеллект в играх»), так и между собой, тем самым облегчая поиск достойного соперника (gambler. ru ).


Интернет версия Блокуса предлагает как живых так и исскуственных соперников.

Компании, работающие в сфере мобильных сервисов, даже предложили термин «remote board games». В эту категорию игр они предложили включать игры с реальными игровыми принадлежностями (те же доски, фигуры и т. д.), с помощью которых отображается игровая ситуация. Противник может быть реальный или виртуальный, а ходы высылаются, скажем, с помощью SMS.

Еще хочется заметить, что компьютерное приложение может выступать в роли тренера (серия ChessMaster http://www.pagat.com/ игровой базы данных (MagicSuitcase www.dumka.ru).
4.2 Коммерческие - вспомогательной программы (программа для генерации персонажа для D&D pcgen. sourceforge. net).

База данных в программе MagicSuitcase позволяет производить поиск по различным критериям по тыcячам карт. Это очень полезно для игроков т. к. более половины успеха в игре - это сбаллансированно собранная колода. Эта же программа позволяет производить учет собственной коллекции.

4. Классификация по правам

4.1 Классические и традиционные - такие игры не имеют правообладателя и, соответственно, производятся свободно любой заинтересованной в компанией. Часто их используют производители сувенирной продукции для предложения своим клиентам корпоративных подарков (www.magicsuitcase.org), правами на эти игры обладает либо непосредственно автор либо компания-правообладатель. Копирование таких игр запрещено законом. Однако саму механику игры защитить очень сложно, поэтому существует большое количество клонов популярных игр, имеющих оригинальные названия, но с незначительной модификацией базовых правил. Так в России в свое время появилось множество клонов монополии: «Менеджер», «Кооператор», «Белая ворона» http://www.76-82.ru/games_table/257. html .

4.3 Игры с лицензиями - получение лицензии на издание игры в антураже раскрученного фильма («Ночной Дозор. Настольная игра.»), литературного произведения (Harry Potter card game), или компьютерного хита (World of Warcraft Board Game) может значительным образом стимулировать продажи. Жаль, что часто в этом случае разработчики забывают о самом геймплее, надеясь, что раскрученный бренд сможет сам себя продать.


Семимиллионная армия фанатов World Of Warcraft будет рада любым продуктам, относящимся к предмету своего обожания.

4.4 Модификации — часто фанаты начинают модифицировать существующие игры, привнося в их основную механику так называемые «house rules» («домашние правила»). Иногда игра действительно становится интереснее или, по крайне мере, более отвечает ожиданиям данной компании игроков. Пример: разнообразные варианты игры в карточный хит «UNO»

Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе (или на чём-нибудь, что может заменить стол) и/или в руках играющих. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве, и, вообще, в любом месте, где имеется стол или могущий заменить его предмет. Они не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения, например пасьянсы или пазлы .

История

Классификация

Возможны различные способы классификации настольных игр.

По количеству игроков можно выделить игры:

  • Для одного игрока. Например, карточные пасьянсы , пасьянс маджонг , собирание пазлов .
  • Для фиксированного числа игроков. Существует большое количество различных логических и азартных игр, в которые играют два игрока, один против другого. Например, шахматы , шашки , го , нарды . Ряд игр требует строго определённого количества игроков, большего двух. Например, многие карточные игры играются только вчетвером.
  • Для произвольного количества игроков. Это ряд карточных и большинство имитационных игр. Здесь количество игроков может колебаться от двух до некоторого верхнего предела. Обычно для каждой такой игры есть некоторый оптимум количества игроков: при большем или меньшем количестве игра становится менее интересной.

По динамике:

  • Пошаговые. Игроки делают ходы в определённой последовательности, заданной правилами. Игрок может сколько угодно обдумывать очередной ход (в официальных соревнованиях может практиковаться контроль времени). Исход зависит от правильности хода, а не от скорости и быстроты реакции. Пример - Цивилизация Сида Мейера: Настольная игра
  • Динамические. Ходы делаются по желанию игроков. В них игрок может не успеть сделать ход, поспешить с ходом. Исход игры зависит не только от правильности действий, но и от реакции, быстроты действий и правильного выбора оптимального момента. Пример - лото .

Разделение на динамические и пошаговые игры не абсолютно, есть игры с элементами того и другого подхода. Например, шведские шахматы - в них игра в каждой паре ведётся по пошаговой схеме, но зависимость между одновременно играемыми в парах партиями добавляет в игру динамическую компоненту.

По характеру игры:

  • Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход. Интеллектуальные игры можно ещё подразделить на 2 вида:
    • Начальные условия игры всегда одинаковы (классические шахматы).
    • Начальные условия игры зависят от игрока (Боевые шахматы , «Стратего »).
  • Азартные. Игры, в которых на результат влияет случайный фактор. Роль случайности может быть полностью определяющей (пример - игра в кости), но может быть и ограничена (преферанс , нарды). В последнем случае случайный фактор дополняет логическую составляющую игры, и в действиях игроков появляются два новых (по сравнению с неазартными логическими играми) элемента - суметь максимально эффективно использовать благоприятный случай и по возможности заблаговременно подготовиться к неудаче и смягчить её последствия. Можно отметить, что именно такое определение азартных игр не общепринято: иногда к азартным относят только игры, в которых фактор случайности играет определяющую роль, а те игры, в которых, при наличии фактора случайности, выигрыш в значительной мере определяется умением игрока, определяют как подкласс интеллектуальных игр.
  • Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация. Пример - бирюльки или Микадо .
  • Абстрактные. Игры, прямо не связанные с реальной жизнью. Иногда возможно провести какие-то аналогии между игрой и реальными жизненными ситуациями, но прямой моделью реальности игра не является. Так, те же шахматы исходно были моделью военного сражения, но к настоящему времени аналогия шахматной партии и сражения чисто условна. Го можно трактовать как модель соревнования по освоению территории или рынка, но и это - лишь надуманная аналогия, прямого соответствия между ходами на доске и определёнными действиями в реальном мире нет. Все карточные игры являются абстрактными.
  • Имитационные. Игра более или менее достоверно моделирует определённый реальный процесс, ситуацию, событие. К этой категории можно отнести все «экономические» настольные игры. Сюда же можно отнести игры, в которых имитируются реальные события в вымышленном мире, например, Warhammer 40000

См. также

Ссылки

  • Настольные абстрактные игры онлайн на персональной странице iGoogle

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Настольные игры" в других словарях:

    настольные игры - ramieji stalo žaidimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Ramieji žaidimai prie stalo mąstymui, atminčiai, pastabumui lavinti. Tai domino, loto, šachmatai, šaškės. atitikmenys: angl. table games vok. Tischspiele rus. настольные… … Sporto terminų žodynas

    Настольные игры - (board games), игры на игровом поле в виде разделенной на клетки или секции доски. В большинстве Н.и. участвуют два игрока или две команды. В нек рых играх на доске заранее расставляют в заданном порядке фишки или фигуры; в др. игроки сами… … Народы и культуры

    Настольные игры - Сохранившиеся образцы и рисунки свидетельствуют о существовании Н. и. от крито минойской вплоть до рим. императорской эпохи. Игральные доски Н. и. разграфлялись на поля, по которым, согласно установл. правилам, передвигались фигуры. В… … Словарь античности - Игра вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Также игрой называют форму свободного самовыражения человека, не связанную с… … Википедия

    Игра вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Также игрой называют форму свободного самовыражения человека, не связанную с… … Википедия

    Детские игры игры детей, которые требуют использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Детские игры необычайно полезны как для физического, так и умственного развития детей. Содержание 1 Игры, где есть… … Википедия

    настольные спортивные игры - stalo sportiniai žaidimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Abstraktaus kuriamojo mąstymo, ramūs sportiniai žaidimai, žaidžiami prie stalo. Tokie yra šachmatai, šaškės, bridžas, biliardas. atitikmenys: angl. table sports games… … Sporto terminų žodynas