Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке. "что я знаю о пунктуации"

Пунктуация содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему понять их. Пунктуация- раздел науки о языке, в котором (лат. "пунктум"- точка) излагается система знаков препинания и правил их постановки. В школе изучают 10 знаков препинания; точка, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки, многоточие.


Пунктуация - система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. В конце каждого предложения мы ставим какой-либо знак препинания. Если предложение невосклицательное, то мы ставим точку. Если оно восклицательно, то восклицательный знак, если вопросительное, то ставим вопросительный знак. Точка-это знак препинания при письме во многих языках. Вопросительный знак - знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. Восклицательный знак - знак препинания, выполняющий интонационную функцию, который ставится в конце предложения для выражения изумления. В русской речи есть так же запятые, по другому выделение запятыми называется обособлением. И еще есть дефис. Запятые и дефис обычно используются в диалоге, в прямой речи.

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Конспект

Урока по русскому языку

«Что мы знаем о пунктуации? Обобщение по разделу повторение»

Провела студентка группы ПНК-31: Спицына Н.Г

Место проведения: 4«Г» класс, филиал МБОУ «Новолядинская сош» в

с. Тулиновка

Дата проведения:23.09.2014

Оценка за конспект:….. (…………) учитель: __________/ Т.Н. Зотова/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/ _ Т.Н. Зотова/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/С.В. Демидова/

Тип урока: рефлексия.

Цели урока:

– Развить умения составлять схемы предложений, соотносить схемы и предложения, расставлять знаки препинания и объяснять их выбор.

Закрепить умения различать части речи и находить их в тексте, а также части слова.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Оборудование:

Презентация, раздаточный материал

Литература:

УМК « Школа 2100».

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина « Русский язык»

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Наталия Геннадьевна. Этот урок русского языка буду вести у вас я.

Дети приветствуют учителя.

    Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Итак, давайте приступим к работе. Откройте свои тетради. Что нужно записать?

Правильно.

выполним словарную работу.

Даны слова:

Печка, капитан, корабль, красивый, прогрессивный, шёпот, шорох, памятник, нарочно.

Подчеркните все знакомые орфограммы.

Определите, какой частью речи являются данные слова.

Число, « Классная работа»

Дети выполняют задание.

Печка- существительное, капитан-существительное, корабль -существительное, красивый -прилагательное, прогрессивный -прилагательное,

Шёпот-существительное, шорох -существительное, весна - существительное, памятник – существительное, нарочно -наречие.

    Локализация индивидуальных затруднений.

Ребята, а вы знаете, что такое синтаксис?

Кто может ответить?

Правильно.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание. (задание на слайде)

Подчеркните те слова, которые относятся к этому разделу. Словосочетание, сказуемое, восклицательный знак, точка, второстепенные члены предложения , запятая, подлежащее.

Молодцы. Но, что, же за слова у нас остались неподчеркнутыми?

Прочитайте их. К какому разделу русского языка они относятся?

Правильно.

Кто может ответить на вопрос: что такое пунктуация?

Правильно, молодцы!

Какие еще знаки относятся к этому разделу?

Синтаксис- раздел русского языка, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.

К разделу «синтаксис» относятся слова: словосочетание, сказуемое, второстепенные члены, подлежащее.

Предположения детей

Эти слова относятся к разделу пунктуация.

Пунктуация –это правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте.

Вопросительный знак, тире, двоеточие, многоточие….

    Построение проекта коррекции затруднений.

Кто-то из вас может сформулировать тему этого урока?

Ребята, сегодня мы выясним, что же знаем о пунктуации.

Ответы детей.

    Реализация проекта коррекции затруднений.

Откройте учебники на странице 44,выполним упражнение 53(или страница 50-51 упражнение 43)

Прочитайте задание.

Поработай над своей устной научной речью. Расскажи все, что ты помнишь об однородных членах предложения? Тебе помогут схемы и план.
Прочитайте план. И постарайтесь ответить на вопросы.

Итак, что вы знаете об однородных членах предложения?

    Какие члены предложения называются однородными?

    С какой интонацией они произносятся?

    Какие члены предложения могут быть однородными?

    В каком случае однородные члены предложения разделяются запятой?

Задание. Составьте предложение по схеме:

Ребята, что вы видите на доске? Правильно схему. Схему какого предложения?

А теперь составьте предложения по данной схеме.

Правильно.

2 [ –, – = ].

А это что за схема?

Верно. Составьте простое предложение с однородными подлежащими.

3.[ – = и = ].

Схему какого предложения вы видите?

4. подлежащее сказуемое и сказуемое.

[ – = ]. Ребята что это за схема?

Правильно, а теперь придумайте простое предложение.

(учитель вызывает по цепочке к доске).

А теперь ответьте мне на вопрос: « когда мы отделяем однородные члены друг от друга запятой, а когда нет?»

Откройте учебник на странице 46 (или52) и прочитайте правило…

Физкультминутка.

Ребята, вы неплохо поработали, и теперь пришло время отдохнуть и отвлечься. Давайте все выйдем из-за парт и выполним некоторые упражнения.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети читают задание, затем выполняют в соответствии с заданием.

1.Члены предложения называются однородными, если они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, в предложении являются одним и тем же членом предложения.

2.они произносятся с интонацией перечисления.

3.однородые сказуемые, подлеж., второстепенные члены

4. если нет союзов между ними или союз повторяется несколько раз

Дети выполняют задание.

Схему простого предложения с однородными второстепенными членами.

1.в лесу мы увидели березы, сосны, липы.

Схема простого предложения с однородными подлежащими.

2.тюльпаны, ромашки растут у меня в саду.

3.Схема простого предложения с однородными сказуемыми.

Ребята набрали сосновых веток и разожгли костер.

Это схема простого предложения.

Например, Эту чудную картину я увидел из окна.

Ответы детей.

Читают правило.

    Обобщение во внешней речи.

Приступим к следующему заданию. Упражнение 54 на странице 44 (или 51)

Запиши предложения с однородными членами и понаблюдай, как в них расставлены запятые. Составь схему к каждому предложению.

    Мороз щипал уши и лицо.

Найди в этом предложении однородные члены. Есть ли в этом предложении запятые? А почему?

Сделай синтаксический разбор этого предложения.

Какой частью речи выражено подлежащее? сказуемое.

Составьте схему этого предложения.

(Задания выполняются по этому же принципу)

    Мороз щипал уши, лицо, руки.

    Мороз щипал уши, лицо и руки.

    Мороз щипал и уши, и лицо, и руки.

(учитель по цепочке вызывает детей к доске для выполнения задания.

(ученик записывает на доске)

Уши и лицо.

Нет. Потому что между ними стоит союз и.

Мороз подлежащее(сущ), щипал –сказуемое(глаг).

Щипал (что?) уши,лицо(дополнения)(выр. Существительным)

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Карточки с заданиями(сверяют со слайда)

1вариант. Запишите предложение, расставьте знаки препинания(если необходимо).

Избушка там на курьих ножках стоит без окон без дверей.

2вариант. Запишите предложение, расставьте знаки препинания (если необходимо).

Самостоятельно выполняют задание, затем сверяют со слайда.

    Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей

    Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой.

    Включение в систему знаний и повторение.

Запишите предложения.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Расставьте знаки препинания, подчеркните знакомые орфограммы.

Выпишите слова гуляет, подгоняет , сделайте разбор слова по составу.

Что это за разбор?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое окончание? корень? приставка? суффикс?

Расскажите как будете выполнять этот разбор.

(Работа с места).

Выпишите слова: ветер, (по) морю, кораблик. Сделайте разбор слова по составу?

Знаки препинания не ставятся. Так как есть союз и

Разбор слова по составу.

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

    Рефлексия.

Итак, подведем итоги нашего урока.

Какие правила сегодня использовали?

Что нового вы узнали в течение урока?

Домашнее задание: текст.

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке, давайте дружно поаплодируем друг другу.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

У П Т Н К У А Ц И Я ПУНКТУАЦИЯ

Повторение по теме «Пунктуация».

ЧТО такое ПУНКТУАЦИЯ и что она изучает?

Выбери понятия, которые изучает синтаксис Словосочетания. Сказуемое. Вопросительный знак. Точка. Однородные члены предложения. Запятая. Многоточие.

Пунктуация (от лат. пунктум – « точка ») – раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.

Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу! Казнить нельзя помиловать

Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы? Очень-очень Странный вид: Речка за окном Горит, Чей-то дом Хвостом виляет, Пёсик Из ружья стреляет, Мальчик Чуть не слопал Мышку, Кот в очках Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, улетая: -Вот что значит запятая!

Разделы науки о языке. ФОНЕТИКА ГРАФИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС ПУНКТУАЦИЯ ОРФОГРАФИЯ

В реке там рыба, на бугре Мычит корова, в конуре Собака лает, на заборе Поет синичка, в коридоре Играют дети, на стене Висит картина… . .

Предварительный просмотр:

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Любому из нас в школе приходилось писать диктанты по родному языку. И, наверное, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или лишней запятой. Давайте узнаем, почему этот символ и подобные ему так важны в языке, и какая наука специализируется на этом вопросе.

Что изучает пунктуация?

В конце предыдущего предложения стоит известный всем нам который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не утверждение. Именно на изучении подобных сигнальных элементов и концентрируется такая наука, как пунктуация.

Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но также изучает их историю.

Для чего она нужна?

Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас - если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.

Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.

Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить "бородатый" пример из мультфильма "В стране невыученых уроков" - "Казнить нельзя помиловать".

От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя - Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: "Казнить, нельзя помиловать" - Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: "Казнить нельзя, помиловать", и таким образом спасся.

Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.

Например, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если заменить ее на вопросительный знак - это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".

Этимология термина

Рассмотрев, что изучает пунктуация и для чего она нужна, можно обратить внимание на происхождение этого понятия.

Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое переводится как точка. Исходя из этого, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории является именно точка (во всяком случае в русской пунктуации это так).

Считается, что древние греки стали первыми использовать ее, как знак окончания предложения или даже целого абзаца.

Знаки препинания

Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом. Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей.

Основные из них такие:

  • Разделение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
  • Указывают на грамматические, а иногда и логические связи между словами.
  • Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный тип.
  • Сигнализируют о законченности/незаконченности высказывания/мысли.

В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.

Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом - зеленым, в то время как орфографические - красным.

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки "", скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков - это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.


Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название "удивительная".

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке

Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

  • Интерробанг - гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
  • Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
  • Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
  • Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
  • Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
  • Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
  • Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
  • Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
  • Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.

Пунктуация (от лат. punctum - точка ) - это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания , а также сама система знаков препинания. Пунктуация в русском языке служит для того, чтобы максимально точно передавать на письме то, что хотел выразить автор. Правила пунктуации созданы для того, чтобы регулировать интонационный строй речи, а также синтаксические и смысловые отношения в языке.

Все мы помним о величии и могуществе нашего языка. Имеется ввиду не только его лексическое богатство, но и его гибкость. Это относится и к пунктуации - здесь имеются как строгие правила, так и указания, которые зависят от ситуации, особенностей стилистики и смысла текста.

Пунктуация в русской речи достигается с помощью расстановки знаков препинания. Знаки препинания - это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи.

В русском языке существуют следующие знаки препинания :

1) Знаки конца предложения : точка, вопросительный знак и восклицательный знак;

2) Знаки разделения частей предложения : запятая, тире, двоеточик и точка с запятой;

3) Знаки, выделяющие отдельные части предложения : кавычки и скобки.

Я пришел домой поздно. Почему до сих пор горит свет в спальне? Так и есть, она ждала меня! «Снова дела на работе?» - спросила она устало. В квартире пахло лекарствами (наверное, выпила настойку валерианы, чтобы не переживать), поэтому я постарался успокоить ее и поскорее лечь спать. Перед глазами пронеслись все события этого дня: скандал на работе; выговор от начальника, который несправедливо обвинил меня в случившемся; прогулки по ночному городу в раздумьях.

Знаки препинания могут повторяться и совмещаться. Например, употребление вопросительного и восклицательного знака одновременно говорит о том, что перед нами риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа или ответ на который и так все знают):

Кто же знал, что все случится именно так?!

Доколе?!

Также могут сочетаться запятая с тире . Это сочетание позволяет соединять разные значения:

Подул прохладный ветер, в лесу стемнело, - наступал летний деревенский вечер.

Такое сочетание знаков препинания может еще объясняться употреблением разных конструкций, например, обращения в предложении с тире между подлежащим и сказуемым:

Ты, брат, - самый дорогой человек, который остался у меня на земле.

Несмотря на то, что в русском языке бывают случаи, когда нет строгих правил по употреблению тех или иных знаков препинания, даже в таких случаях существуют определенные рекомендации. Например, а таких случаях есть основной знак препинания , то есть, таковой, которому отдается преимущество. Например, основным знаком препинания при использовании вставных конструкций являются скобки:

После вчерашнего ливня мы все (кроме Анны, у которой оказался дождевик), заболели простудой.

При этом допускается выделение вставной конструкции с помощью тире (второстепенного знака препинания в этом случае):

Он задумчиво присел на лавку - она была мокрой после дождя - и задумался о том, что произошло сегодня.

Все правила расстановки знаков препинания и правила пунктуации мы рассмотрим подробнее в последующих статьях.