За что отвечают правое и левое полушария головного мозга. Функции левого и правого полушарий головного мозга

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня речь пойдет о левом полушарии головного мозга, которое отвечает за логическое мышление и речь, а также разберем способы как развить и активировать его функции. В предыдущей статье я описывал его “собрата” — , которое больше отвечает за творческие способности. Сбалансировав работу обоих частей можно достичь больших результатов и успехов во всех сферах жизни, поэтому это важная вещь практически для всех людей.

Левое полушарие мозга иногда называют доминирующим. Во-первых, потому что у 90% людей оно более развито чем правое, а во-вторых, роль его психических функций в деятельности человека сложно переоценить. Рассмотрим их более детально.

Функции левого полушария

Мышление

В мышлении участвуют оба полушария, но они отвечают за разные аспекты. Так левое полушарие, в отличии от правого, которое рассматривает ситуацию в целом, обрабатывает информацию последовательно. Оно анализирует каждый отдельный факт и дает логическую оценку.

Вербальная речь

Одна из основных функций левого полушария — вербальная речь. Это наша способность говорить, читать и писать. У людей с поврежденной левой частью мозга происходит нарушение речевых функций и сложности в восприятии информации. Людям с хорошо развитым левосторонним мышлением проще дается изучение иностранных языков.

Счет

За распознавание символов и чисел также отвечает левое полушарие. С его помощью мы решаем математические задачи и уравнения, можем запоминать даты и номера телефонов.

Установление причинно-следственных связей

Благодаря левому полушарию, люди способны прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Поэтому левосторонний склад ума еще называют аналитическим. Люди, у которых преобладает такое мышление часто идут работать следователями, аналитиками и т. д.

Положительные эмоции

В ходе последних психологических исследований было установлено, что левое полушарие отвечает за положительные эмоции, а правое за отрицательные.

Контроль над правой стороной

Левое полушарие контролирует работу правой части тела, и наоборот. То есть когда мы пишем правой рукой или совершаем какие-то другие действия, это значит, что сигнал поступил из левой части мозга.

Свойства левостороннего мышления

Перечисленные выше функции, левое полушарие выполняет у всех людей. Но также у него есть свойства более узкой специализации, которые преобладают у людей с левосторонним мышлением. Им присущи такие качества, как целеустремленность, логика, практичность, быстрая обучаемость, организованность.

В статье о правом полушарии я рассказывал о том, что оно отвечает за творчество. Но если у людей с правосторонним мышлением, левое полушарие развито слабо, им тяжело реализовать свои идеи, из-за непоследовательности действий и отсутствия целеустремленности. Поэтому очень важна гармонизация всего головного мозга.

Активация левого полушария

Существуют специальные упражнения, помогающие включить левое полушарие. Но даже если оно у вас и так доминирует, лишняя тренировка не помешает.

Решение задач

Математические и логические задачки отлично развивают левое полушарие мозга. Можно начинать с простеньких, а затем переходить к более сложным.

Хорошо подойдет разгадывание кроссвордов, особенно судоку, так как они построены на цифрах, и для их решения необходимы логика и анализ.

Физические упражнения

Для активации левого полушария нужно задействовать правую сторону тела. Например, выполнять обычные действия правой рукой (писать, чистить зубы, размешивать чай). Для правшей это не составит никакого труда, а вот левшам придется сложнее.

Также выполняя обычную гимнастику уделяйте больше внимания правой стороне тела. Например, можно попрыгать на правой ноге, делать наклоны в правую сторону и т.д.

Самомассаж

На теле человека есть множество точек, которые отвечают за разные органы, в том числе и за мозг. На основании больших пальцев ног находится точка, отвечающая за мозжечок, а под ней располагаются точки больших полушарий мозга. Массируя точку под большим пальцем правой стопы, вы активизируете левого полушарие.

Мелкая моторика рук

Для развития полушарий очень полезна мелкая моторика рук. Для этого есть специальное упражнение. Прислоните кончик мизинца правой руки к кончику большого пальца левой руки, а мизинец левой к большому пальцу правой. Прокручивайте кисти так, чтобы положение пальцев поменялось местами. Затем тоже самое нужно проделать с безымянными и указательными пальцами.

Но самое лучшее для этого средство — это перебирание четок правой рукой. Тогда вы сразу выполняете 3 функции:

  • активизируете левое полушарие
  • медитируете
  • массажируете точки на подушечках пальцев

Боли в левом полушарии

Многих людей мучает головная боль, локализованная в левой части головы. Наиболее распространенное заболевание, вызывающее такие боли — это мигрень. Специалисты выделяют следующие причины:

  • физическая и психологическая истощенность;
  • обезвоживание организма;
  • стресс;
  • плохое кровообращение головного мозга

Для снятия симптомов мигрени необходимо пить много воды и дать организму отдохнуть. Также в этом может помочь медитация. Особенно хорошо подойдет пранаяма. Дыхательные упражнения помогут насытить мозг кислородом и улучшить кровообращение.

Но необходимо учитывать, что боли в левой части головы могут свидетельствовать и о других заболеваниях, более серьезных чем мигрень, поэтому если вы не знаете в чем их причина, то лучше обратиться к врачу.

Я рассказал вам о функциях левого полушария и о его активации, но для более эффективной работы мозга необходимо развивать обе его части. А какое полушарие ведущее у вас, вы можете написать в комментариях к статье. Также буду рад если вы поделитесь своими знаниями об упражнениях на активацию мозговой деятельности. С уважением, Руслан Цвиркун.

Статья врача-психиатра, психотерапевта . Задачей статьи является попытка приоткрыть тайну нейропсихологических законов развития психики ребенка. Специальная литература на эту тема для обывателя категорически не читабельна. Подобные знания очень наукоемки и практически не популяризируются. При желании самостоятельно изучения вопросов нейропсихологии любознательным родителям придется читать научные труды со словарем.

    • я (раздел статьи вынесен в отдельную публикацию);

Функции полушарий мозга

Полушария мозга человека отличаются в своей работе друг от друга. Правое полушарие, отвечает за следующие основные функции: чувственное восприятие, образное восприятие, запечатление картинок и использование их в творческом воображении и памяти. Продукты работы правого полушария становятся материалом для работы левого полушария, которое их логически связывает, осмысляет, абстрагирует. То есть правое полушарие творит без критики и ограничений, дает, можно выразиться, сырье для переработки левому, мыслительному полушарию.


«Исследования нейропсихологов показали, что работа правого полушария человеческого мозга преимущественно осуществляется на уровне восприятия, перцептивном уровне. На этом уровне идут процессы анализа чувственно-образных свойств, рецепторных раздражителей, вне их понятийных и познавательных качеств. То есть, в правом полушарии происходит распознавание символов без их осмысления. Категориальный уровень – более высоко организованный уровень, где уже анализируются категориальные характеристики стимулов, где оценивается их содержательная сторона, воспринимается смысл, - этот уровень связан с левым полушарием» [Меерсон, 1986; Глозман, 2009].

Левое полушарие определяет существующие причинно-следственные связи, зависимости между событиями и явлениями, обрабатывает и осмысливает информацию, которую передают с помощью знаков и слов, (например, учителя в школе). Короче – сортирует и систематизирует.


Каждое полушарие мозга человека понимает и воспринимает мир, по-своему, иначе, чем другое, второе полушарие, и только в согласованной работе мир предстает таким, какой он есть. Целостность и осмысленность получается только при взаимодействии полушарий между собой.

Межполушарное взаимодействие

Функции между полушариями изначально разделены, но они замещают и дополняют в работе друг друга. И полноценная работа психики человека возможна только при их точном и качественно организованном взаимодействии и сотрудничестве.

Поэтому любая сложная человеческая деятельность обеспечивается сложнейшими сочетаниями в работе между ПП и ЛП. Только их полная и точная координация обеспечивает успешность любой сложной деятельности. Учебная деятельность ребенка - пример такой сложной деятельности.

Если слаженность в работе полушарий головного мозга нарушена – возникают проблемы в обучении, письме, устной речи, запоминании, формулировании ответов, устном и письменном счете, последовательном и логическом изложении мыслей, заучивании текстов и восприятии учебной информации.

Без качественного развития межполушарного взаимодействия страдает анатомо-физиологическая, материальная основа психического развития ребенка. Без соблюдения этого условия требовать от ребенка успеваемости и успехов во всех видах учебной и иной деятельности, высокого интеллектуального развития – бессмысленно.

Так же как пытаться принимать участие в гонке на автомобиле, ее имеющем необходимого технического состояния. Он будет ехать, конечно, но не быстрее, чем позволят его собранные в единое целое детали. И, самое нелепое в такой ситуации, – жать на газ!

Пример взаимодействия полушарий при списывании (с доски или учебника)

Рассмотрим, что происходит при выполнении обычных упражнений по русскому языку. Начнем со списывания с доски или учебника.

При списывании:

  1. Зрительная информация: образы, изображения букв и целых слов, поступает непосредственно в правое полушарие.
  2. Электрические реакции мозга говорят о том, что при выполнении заданий правое полушарие начинает активно воспринимать письменную речь. Здесь происходит ее зрительно-пространственный анализ.
  3. Затем его результаты передаются в левое полушарие для окончательной специализированной обработки, для распознания смысла текста.

То есть левое полушарие распознает и понимает, о чем эти слова и для чего эти буквы, а правое просто воспринимает картинки, не озадачиваясь смыслом ни букв, ни слов. Именно при таком распределении ролей письменная информация опознается человеком.

Пример взаимодействия полушарий при устной речи или диктанте

Продолжим рассматривать, что происходит при выполнении упражнений по русскому на примере написания диктантов на слух.

  1. Сначала активируется слуховая зона – височный отдел левого полушария. При поступлении туда, информация сначала перешифровывается в знаки (буквы, слова) и в лобных долях головного мозга вырабатывается алгоритм написания этих слов. Фонемы – звуки слов, произносимых учителем при диктанте, переводятся в графемы – знаковые буквенные изображения слов.
  2. Процесс этой перешифровки и есть передача поступившей информации из левого полушария в правое.

И только потом, после всех этих событий, произошедших в полушариях мозга, ребенок начинает писать, когда подключится уже моторная функция, управляющая кистью и пальцами под контролем лобных отделов головного мозга. Именно и только при таком распределении ролей между отделами головного мозга происходит выполнение письменных заданий по русскому языку. И никак, по-другому.

Важные этапы развития мозга

Результаты многочисленных нейропсихологических исследований состояния высших психических функций в детском возрасте помогли приблизиться к пониманию механизмов, лежащих в основе неодинакового проявления изменений на разных этапах индивидуального развития ребенка.

Если онтогенез (индивидуальное развитие) ребенка происходит согласно норме, изменения в развитии и установлении мозговых процессов идут в установленном порядке и хронологии. На программу развития человека, предопределенную видовой генетической программой развития, воздействуют конкретные особенности развития каждого конкретного ребенка, такие как семья, социальная среда, физические воздействия, перенесенные болезни, особенности протекания беременности и родов у мамы и т.д. Все это вместе как раз дает возникновение индивидуальных различий в развитии и созревании человеческого мозга и огромное количество вариантов психики человек, неповторимой человеческой индивидуальности.

«Скачок» развития межполушарного взаимодействия — этап ползания

Этап ползания в младенчестве является критически важным для формирования межполушарного взаимодействия. Детальное описание вынесено в .

«Скачок» развития левого полушария — развитие речи

В 2-3 года у ребенка начинает активно развиваться речь за счет общения со взрослыми носителями языка, подражанию словам, словосочетаниям, которые ребенок слышит.
Лингвистический объем нарастает в геометрической прогрессии, и поэтому левое полушарие все в большей степени забирает на себя функции анализа и понимания всех видов речи. Правое полушарие в этот период не может с ним в этом конкурировать. Так левое полушарие становится доминирующим, а правое берет на себя функции приемника и расшифровщика знаков (букв и слов), в нем осуществляется зрительно-пространственный анализ и происходит передача в левое полушарие уже обработанной информации для понимания и осмысления. Только при таком раскладе и только в такой последовательности восприятие устной и письменной речи происходит быстро и надежно.

Интересные факты

  • В семьях, где родители являются представителями интеллигенции, дети имеют больше возможностей совершенствования речи поэтому левое полушарие у них развито.
  • Деревенские дети, предоставленные большую часть времени самим себе и природе, обладают более развитым правым полушарием.

«Скачок» развития левого полушария — школа

Дошкольники и первоклассники в первые две четверти обучения в норме демонстрируют более высокую активность правого полушария. В последние месяцы обучения в первом классе ведущим становится левое полушарие . То есть в первом классе в норме происходит смена доминантного полушария. Это происходит потому, что в первом классе при начале обучения самая большая нагрузка ложится на правополушарные мозговые структуры, и это полушарие стимулируется, в ответ на стимуляцию развивается быстрее. К концу первого класса занятия, которые включают большое количество логических операций (развитие речи и др.), приводят к доминированию левого полушария.

Проблема сниженной активности левого полушария

При высоком уровне интеллектуального развития появляются плохие навыки чтения, сложности в усвоении нового материала, ребенок не обращает внимания на целые сказанные ему фразы, «пропускает их мимо ушей». Он сложно обучается навыкам письма и чтения, при написании переставляет слова и буквы, повторяет одни те же ошибки при работе в классе. У такого ребенка часто страдают запоминание и выучивание. Он начинает испытывать затруднения в самовыражении.

Однако трудные задания для детей с пониженной функцией правого полушария даются детям со сниженной активностью левого полушария легче.

Такая левополушарная дисфункция может быть вызвана повышенной функцией правого полушария, которая тем самым мешает созреванию и активности левого.

Проблема сниженной активности правого полушария

Младшие школьники и дошкольники все больше времени проводят в виртуальной реальности.

Из-за этого у них часто наблюдается преимущественное развитие зон левого полушария головного мозга, которые отвечают за сбор информации и рациональное логическое мышление. При этом речевые зоны развиваются в меньшем объеме, не развиваются и даже угнетаются за счет преимущественного развития не речевых зон.

Это примерно так же, как если ограниченное количество пищи давать большому количеству рыбок в аквариуме. Будут кушать, и развиваться самые сильные и активные из них. То есть те, которые поели утром, поедят и в обед. Соответственно именно они будут процветать, и развиваться за счет остальных.

При стимуляции развития частей левого полушария с помощью виртуальной реальности, полушарие правое, ответственное за творческую сторону личности, подавляется в своей активности и используется в работе у таких детей все меньше и меньше.

На таких детей обычно оказывается совершенно бессмысленное психологическое и педагогическое воздействие. Его водят на психологическую коррекцию к психологам. Пытаются найти неврологические проблемы. Разыскивают какие-то проблемы в семье. Ищут истину в диапазоне вопросов: Что повлияло? Может, кто напугал? Обидел? Или отчим строгий? И т.д.

Зачем? Если у ребенка просто доминирует другое полушарие, чем необходимо для нормального овладения чтением, или письмом или счетом. Хоть завоспитывайся – сделаешь только хуже. Все ваши усилия, массированное психолого-педагогическое воздействие, только усугубят процесс. Например, любые попытки ускорить процесс овладения чтением или письмом, больше, чем позволяет межполушарное взаимодействие – только утяжеляют и процесс чтения, и процесс письма. И к одной беде добавляется другая - невротические реакции на обучение. Вот тут уже и на растерзание к психологам можно будет.

Помочь таким детям справиться со своими особенностями можно только использованием в обучении оптимального метода и темпа, которые учтут особенности ребенка.

Проблемы при нарушении взаимодействия полушарий

Если образы букв и слов вдруг не поступят в правое полушарие, а направятся сразу в левое? Тогда полученные не по адресу образы мгновенно отсылаются левым полушарием в правое, так как само левое полушарие не разбирается в буквах и изображениях слов, «не понимает», не распознает их. И оно перекидывает их для распознания правому, а то, проделав эту работу, возвращает левому обратно уже для понимания смысла речи, не умея делать это самостоятельно, также хорошо, как левое.

Естественно, что в этом случае время обработки лингвистического материала резко возрастает, а ее точность падает , так как во время двойной пересылки из полушария в полушарие резко возрастает опасность потери или искажения информации. Вот и появляется ребенок, который сидит, старается, но пишет в тетрадке как попало и что попало. На «тройку». Про такого говорят «тормозит на ровном месте». Это происходит при списывании.

Вышеприведенные примеры показывают какие последствия имеют нарушения в развитии нервной системы ребенка. Той самой нервной системы, которая в юном возрасте еще несовершенна, но при этом развивается гигантскими темпами, ежедневно, ежечасно. И, не побоюсь этого слова, - ежесекундно.

В данной статье я не претендую на подробное и доскональное изложение огромного массива нейропсихологической информации. Я просто хочу проиллюстрировать одну маленькую частность – а именно, как нарушается процесс правильного межполушарного взаимодействия, а вместе с ним и все становление ЦНС ребенка, его психика, обучение, качество социальных контактов, и даже физиология и соматическое здоровье.

Повторюсь, одним из важнейших этапов развития межполушарного взаимодействия является ползание. О важности ползания для развития межполушарного взаимодействия . Нередко причиной неуспеваемости детей является отсутствие периода ползания. Родители, стараясь решить проблему неуспеваемости, привлекают психологов и педагогов, но обычно до сути проблемы мало, кто добирается.

Завершение

Теперь, когда вы введены в курс дел о дисбалансе развития мозговых структур, вы должны понимать насколько осторожно необходимо рассматривать вопрос использования развивающих методик. При использовании методик важно учитывать, что ни одна из методик раннего развития не имеет официального подтверждения безвредности, но большинство из них имеют влияние на последовательность созревания мозговых структур и может привести к дисбалансу.

Важно обозначить, что изучением и корректировками развития мозга в зависимости от психики занимается нейропсихология . Причины по которым обычно не используются прямые нейропсихологические способы понять и избавить своего ребенка от проблемы:

  • надо заставить себя много прочитать очень скучной и тяжелой для понимания «не специалиста» литературы;
  • надо потратить много реального времени на понимание того, что происходит с ребенком на самом деле;
  • надо потратить огромное количество усилий в применении полученного знания, потому что нейропсихологическая коррекция очень длительный, скажу даже нудный процесс, в котором самое сложное – найти специалиста;
  • процесс нейропсихологической коррекции напоминает тренировки в спортзале для того, чтобы скорректировать фигуру (ну не вырастет нужная мышца быстрее, чем она может расти);
  • другое дело, что специалист нейропсихолог поможет, как тренер, выбрать нужную методику, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
  • упрощенный путь – «накоплю денег, приведу к психологу и скорректирую, особенно, если с психологом повезет» в данной ситуации не работает.

Зачастую в современном обществе люди не имеют возможности обратиться к нейропсихологу и пытаются решить проблемы при помощи психологов, психиатров, психотерапевтов.

Антиреклама. Я сам далек от нейропсихологии. Я – врач-психиатр, психотерапевт. Понимаю, что мое воздействие на ситуацию и помощь ребенку сводится в подобных случаях только к тому, чтобы объяснить родителям и помочь им понять, что в моем лечении, как и в работе с психологом такой ребенок не нуждается вообще. Не приходите к нам на лечении и коррекцию с подобными нарушениями. Ни психотерапевт (я в том числе), ни психолог вам не помогут.

Нейропсихология – очень трудоемкое занятие. Знание там собирается годами по мельчайшим крупицам. Знание очень точное, надежное, не предположительное, не умозрительное и пустое. Специалисты в этой области проводят годами экспериментальные научные исследования и по крупицам собирают знания о законах развития человеческого мозга, нервной системы и психики. О взаимодействии отдельных анатомических единиц и зон мозга человека. На это у них уходит масса времени поэтому они редко занимаются коррекционной практикой. Они, являясь фанатиками науки, а в этой специальности по-другому нельзя, если оказывают помощь, то штучно и с большими затратами сил и времени. Многие родители просто не готовы к такому раскладу. А другого правильного пути нет.

Те, кто уже столкнулся с необходимостью гармонизации мыслительной деятельности ребенка, должны знать, что в таких случаях необходима дифференцированная система подбора корректирующих методик в соответствии с типом, асимметрии его полушарий. Для развития межполушарных связей, а также для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы специальных упражнений. Компетентными специалистами в этих вопросах являются нейропсихологи. Лечение проблем снижения активности представляет собой точную коррекцию учебного процесса. Безусловно, такая коррекция более эффективна на ранней стадии развития этих нарушений, а её профилактика позволяет выявить предрасположенности к данному нарушению и заключается в проведении комплекса предупредительных мер. Медикаментозное лечение при подобных нарушениях имеет недоказанную эффективность и его применение не рекомендуется. Равно, как не рекомендуется и большинство психолого-педагогических методик.

Обратимся к понятию мозга. «Мозг -- центральный отдел нервной системы животных, представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков». Таким образом, наш мозг координирует работу всей нервной системы.

По мнению большинства учёных, функции мозга включают «обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию -- мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи». Отсюда следует, что наш мозг координирует всю нашу деятельность, от малейших эмоций до решения сложнейших задач.

Вероятнее всего, что теория функциональной асимметрии полушарий мозга возникла по аналогии с телом человека. Ведь у человека, как и многих животных, есть парные органы: две руки и ноги, два глаза, два легких. Такие органы обладают физической симметрией, но это не обозначает, что они одинаково функционируют. Так и наш мозг, являясь центром нервной системы, координируя нашу деятельность, состоит из двух одинаковых частей, выполняющих разные функции.

Например, представительство речевой функции у человека локализовано в левом полушарии. Но асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. «Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне». То есть в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, а в правом -- конкретного образного мышления.

Функции левого полушария

Рассмотри подробнее функции обоих полушарий человеческого мозга. Итак, левое полушарие специализируется на речи и абстрактном мышлении. Одна из сфер специализации -- обработка вербальной информации. Левое полушарие отвечает за наши языковые способности и контролирует речь. Оно обеспечивает теоритическое мышление, соответствие правилам, структуру речи, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов. Кроме того, оно отвечает за нашу способность к чтению и письму и формирует ту часть нашего словарного запаса, которая опирается на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты». Также оно запоминает факты, имена, даты и их написание.

Еще одна сфера деятельности левого полушария -- это аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, детализирование. Именно оно анализирует все факты, производит оценку временных соотношений. Кроме того, оно распознает все цифры, математические символы и производит все вычисления. Так же вся информация, которая нуждается в последовательной, логической обработке, оказывается в ведении левого полушария. Оно отвечает за линейное мышление. Благодаря левому полушарию мы можем поэтапно обрабатывать информацию. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Все перечисленные выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. И если у человека лучше других развита одна из этих способностей, то у него доминирует левое полушарие головного мозга.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

Головной мозг – самый важный орган организма, состоящий из . Чтобы понять особенности того или иного человека, важно знать, за что отвечает правое полушарие мозга, а за что – левое.

У человека есть органы чувств, которыми он связан с внешним миром:

  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • вкусовые и тактильные ощущения, через которые он получает информацию.

И всей этой обработкой занимается мозг. Кроме этого, с его помощью осуществляется:

  • действие планирования;
  • принятие решений;
  • координация движений;
  • распознавание эмоций, разделение их на положительные и отрицательные;
  • развитие внимания и памяти;
  • мышление (высшая функция).

Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.

Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.

Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. , под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.

Функции левой половины

Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.

Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:

  • процесс речи (построение фраз, лексический запас);
  • способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • использование графических знаков при письме;
  • важной информации.

Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.

Эта сторона мозга способна не только воспринимать информацию, но и перерабатывать ее. Именно левое полушарие распознает цифры и символы, потому что может их расшифровать.

Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:

  • речь;
  • письмо;
  • решение математических задач;
  • движение правой половиной тела.

Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.

Задачи правой половины

Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.

Доходило до того, что ребенка, который учился писать и брал ручку в левую руку, переучивали и заставляли работать правой рукой.

Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.

Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.

Исходя из этого, возникает вопрос: если у ученого развито логическое мышление, за что отвечает левое полушарие мозга, то зачем ему правое? Может быть, оно ему не нужно?

Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.

Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.

Анализ его мозга показал, что левое и правое полушарие мозга связаны сильнее, чем у обычных людей, а некоторые зоны увеличены. Такая особенность позволила ученому с мировым именем подарить человечеству полезные изобретения.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:

  • ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
  • имеет музыкальный слух и способности к музыке;
  • понимает подтекст сказанного;
  • способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
  • имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
  • обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.

Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.

Развитие полушарий

Мозг ребенка работает иначе, чем у взрослого. Эти различия обусловлены тем, что у малыша все развивается поэтапно, а у взрослого это уже сформировавшийся орган.

Ученые доказали, что наиболее важными периодами, влияющими на развитие эмоций, процессов познания и адаптации в социуме, являются годы от 1 до 4. Скорость формирования новых нейронов у ребенка составляет 700 в секунду. У взрослого человека количество связей постепенно уменьшается (отсюда и забывчивость, невнимательность, замедленность реакций у пожилых людей).

Сначала у ребенка активно развиваются зоны, отвечающие за восприятие – зрение и слух. Затем активизируется область, отвечающая за речь. Потом формируется процесс познания.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался по намеченной им цели. И если малыш не оправдывает их ожиданий, они стараются «перепрофилировать» мозг детей и получить в итоге художника или математика.

Каждый человек владеет инструментом для развития мозга – это его пальцы. Чтобы маленький ребенок быстрее заговорил, с ним делают упражнения на мелкую моторику. Для получения активной работы левого и правого полушарий они стараются в течение дня делать не совсем стандартные действия. Например, любители рисовать пробуют это делать в зеркальном отражении.

Еще одно упражнение – «Кольцо». Делают его из большого и указательного пальцев рук. Затем поочередно большой палец соединяют со средним, безымянным и мизинцем. Это нужно делать как можно быстрее. Сначала одной рукой, а затем двумя одновременно.

Во время обычной зарядки нужно часто соединять противоположные конечности: левую руку с правой ногой и наоборот. Можно левой рукой достать до правого уха, затем все в точности до наоборот. Полезно делать ежедневные дела неактивной рукой:

  • застегивать пуговицы на одежде;
  • писать на бумаге;
  • подметать;
  • вытирать пыль;
  • пользоваться столовыми приборами.

В результате продуктивность разных частей мозга .

Тем, кто хочет заниматься точными науками, не нужно специализироваться только на логических задачах. Развивая образное мышление, можно достичь значительных результатов даже в физике и математике.

О том, за что отвечает левое полушарие, знать нужно в первую очередь родителям, ведь их область ответственности - помогать развиваться малышу. Понимая задачи элементов мозга, можно более эффективно воспитывать чадо, совершенствовать его интеллект и способности.

Общая информация

Мозг - один из самых важных человеческих органов наравне с сердцем. Именно он - центр нервной системы. Природа предусмотрела хорошую защиту этого элемента организма - черепную коробку, помогающую предупредить возможные повреждения. Мозг сформирован многочисленными нейронами, связи между которыми обусловлены синапсами. Нейроны могут взаимодействовать между собой, что становится причиной появления импульсов в левом и правом полушариях. Далее нервная система передает импульсы по организму, контролируя активность разных систем.

Уже довольно давно передовые ученые из разных стран мира пытаются понять, как устроен и как работает человеческий мозг, но и по сей день эта сложная система все еще недоступна нам во всей своей красоте и структурированности. Те немногие данные, которые удалось получить о специфических качествах левого и правого полушарий, связи между ними и влиянии на организм в целом, помогают подвести итоги: каждая половинка жизненно важна, но отличается от другой. Одно полушарие не может заменить другое, и у большинства сильнее развита одна половина, именно она и доминирует. Даже удивительно, насколько мала та область внутри человеческого тела, которой подчинен весь наш организм! Эта загадка будет привлекать ученых до тех пор, пока не удастся найти полное объяснение.

И что мы знаем?

Если спросить ученых, за какие способности отвечает левое полушарие, вряд ли удастся получить точный и исчерпывающий ответ, и по сей день многое еще только предстоит изучить, открыть и исследовать. Как говорят специалисты, человек может контролировать свой мозг лишь на относительно небольшой процент. Кроме того, индивидуум располагает увеличенными мощностями для восприятия мира и принятия решений, что обусловлено разделением мозга на две зоны с разными сферами ответственности.

Полушарий два: правое, левое. Разделение обусловлено наличием мозговой коры. В то же время элементы всегда находятся в тесной связи, взаимодействуя скоординированно, чтобы человек мог полноценно жить. Связь, обмен информацией левого и правого полушарий осуществляет так называемое мозолистое тело. А каковы же функции левого полушария? В общем случае говорят, что расположенная слева мозговая половина позволяет последовательно исполнять все сформулированные человеком задачи.

А что справа?

Знать, за что отвечает левое полушарие, полезно и интересно, но не стоит обходить вниманием и правую сторону. Ученым известно, что эта половина дает возможность в один момент времени справляться сразу с несколькими задачами. Принято говорить, что в большей степени правое полушарие развито у того человека, который отличается творческими успехами. А вот при склонностях к математике, другим точным наукам принято считать, что у человека доминирует левая половина головного мозга.

Подобное мнение сложилось не случайно. Справа расположены такие мозговые центры, которые могут обрабатывать данные, поступающие в главный орган нервной системы. Символы, образы - все это направляется для анализа и формирования реакции именно сюда. А вот левое полушарие мозга устроено немного иначе. Рассмотрим его подробнее.

Слева, но не «левый»

Если спросить у доктора, за что отвечает левое полушарие, врач расскажет, что эта половина головного мозга может эффективно обрабатывать данные по законам логики. Мозг разбирается с конкретной поступившей информацией, не учитывая эмоциональную составляющую или возникающие при этом у человека чувства.

Индивидуальность и норма

Левое полушарие эффективно щелкает как орешки задачи по очереди, одну за другой. Это дает возможность последовательно анализировать поступающую информацию и формулировать адекватные выводы. Условно можно сказать, что левое полушарие отвечает за логику, но в то же время следует понимать: у любого здорового человека эта половина главного органа нервной системы функционирует полноценно, тем не менее некоторые люди обладают своеобразной логикой поступков и рассуждений, и она не вписывается в общепринятое понимание. Это не означает, что нарушены мозговые процессы, а всего лишь отображает индивидуальные особенности конкретного человека.

А не пообщаться и нам?

Если бы у человека не функционировала левая половина главного нервного органа, взаимодействие в социуме было бы крайне затруднительным. Ученые выяснили, что ответственно за речь левое полушарие. Причем это не сводится только лишь к способности произносить слова, но включает в себя весь комплекс вербальных функций.

Благодаря адекватной работе головного мозга человек может читать текст, писать. Уровень развития левой половины определяет, насколько успешно будут освоены навыки письма, прочтения, в том числе скорость восприятия информации. Рассматривая, за что отвечает левое полушарие, необходимо помнить и о возможности использования речи. Именно мозг в левой своей части дает человеку возможность выражать мысли и взаимодействовать через слова с миром вокруг него. Развитие социальных навыков - еще одна область ответственности этой части самого основного нашего внутреннего органа (важного наравне с сердцем, конечно же).

Все держим под контролем

Языковые способности - не единственное, что дано нам благодаря нормальному функционированию рассматриваемой половины органа. В некоторой степени можно сравнить мозг с зеркалом: левая половина отвечает за органы, конечности справа, правая - наоборот. Чтобы поднять правую руку, чтобы сделать вперед шаг, начиная с правой ноги, придется активировать половину головного мозга слева.

Вместе с тем левое полушарие мозга дает человеку возможность считать. Фактически эта функция реализована только через эту половину. Если эта часть мозга функционирует неполноценно, человек не сможет производить математические, иные точные вычисления. Если ведется работа над физической, математической задачкой, мозг направляет соответствующие сигналы телу, что позволяет в конечном счете прийти к некоторому ответу. Такой механизм запускается, когда человек в голове пытается подсчитать общую сумму покупок или вычислить свой бюджет. Если в рамках школьной программы ребенок показывает нестандартные успехи в математике, алгебре, говорят, что у него наиболее сильно развита мозговая половина слева.

Совершенству нет предела

Конечно, на фоне озвученной информации у любого разумного человека возникнет вопрос: как развить левое полушарие? Всякому хотелось бы стать умнее, а совершенствование мозга помогло бы повысить свои способности, вместе с тем - качество жизни. Ученые разработали несколько вариантов, применение которых на практике помогает в некоторой степени развить себя. Многие, к примеру, убеждены, что на мозг положительное влияние оказывают физические нагрузки. Здесь нужно вспомнить о принципе зеркала. Улучшение левой половины мозга возможно через развитие правой половины тела. Конечно, перебарщивать не нужно, желательно в равной степени тренировать все тело, но при наблюдении «перекосов» стоит вспомнить об этой закономерности.

Задача левой половины человеческого мозга - обеспечивать возможности логического мышления. Кроме того, функция этой части - счет. Следовательно, загружая себя математическими задачами, можно тем самым улучшить мозговую деятельность. Чем больше вопросов рассматривает человек, тем выше его шансы на усовершенствование себя и своих мыслительных процессов. Не стоит сразу начинать с университетских задач по высшей математике, сначала стоит разобраться с довольно простыми уравнениями, постепенно переходя ко все более и более сложным вопросам. Такой подход зарекомендовал себя довольно давно, он работает и дает хороший положительный результат.

Что еще попробовать?

Как говорят ученые, логическое мышление можно развить, если постоянно разгадывать кроссворды. Это может показаться невероятным, но только на первый взгляд. Фактически человек с головой погружается в процесс, пытаясь догадаться, какое слово закодировано, располагая количеством клеток, куда нужно уместить заданное. При этом успех возможен только при применении аналитических способностей, а именно левая половина нашего мозга реализует их.

Психологи, не раз уже рассматривавшие проблему развития человеческого мозга, предложили еще один эффективный вариант развития мозга. Это специальные тесты, регулярное прохождение которых помогает активизировать свои способности и натренировать мозг. Такие можно найти в свободном доступе на просторах Всемирной паутины или записаться на прием к врачу в своем городе. Доктор подберет самые подходящие варианты для конкретного клиента и даст рекомендации, как еще можно усовершенствовать свой основной мыслительный орган.

Вместе до конца жизни!

Полноценной жизнью может жить только такой человек, у которого обе половины мозга работают в равной степени эффективно. Порознь они эффективными просто не могут быть - так уж устроен этот орган. Если человек активно работает над развитием одного полушария, необходимо принимать меры по усовершенствованию возможностей второго. Между прочим, устройство нашего социума стимулирует такие процессы: люди, одновременно проявляющие и творческие способности, и логические навыки, наиболее высоко ценятся, пользуются популярностью и в качестве объекта общения, и как ценные работники. Желая создать себе стабильное положение, необходимо внимательно отнестись к этому, расширяя свои возможности.

Кстати говоря, в нашем мире есть левши и правши, о которых знают и слышали все, но есть еще и особенные люди - амбидекстры. Это такие индивидуумы, у которых обе половины головного мозга от природы развиты очень сильно, ни одна из них не доминирует над второй. Наиболее очевидный показатель принадлежности к этой категории - умение в равной степени хорошо писать обеими руками. Впрочем, врачи заверяют, что всякий целеустремленный человек может достигнуть внушительных успехов, если приложит усилия для собственного развития.

Некоторые особенности функциональности

Известно, что за счет деятельности левой половины головного мозга человек может не только анализировать и считать, но еще и хорошо запоминать даты, события. Именно благодаря активности этой половины головного мозга мы помним разнообразные факты. То есть информация и обрабатывается, и классифицируется, и хранится далее именно здесь. Последовательность позволяет делать это систематизировано и упорядоченно, благодаря чему все данные не смешиваются в одну невнятную массу моментов, картинок, слов.

Часть мозга справа лучше воспринимает картинки, нежели слова. Человек, у которого эта часть доминирует, может творить, сочинять. Обычно у него хорошая фантазия, есть предрасположенность к искусству, созданию чего-то нового. Генерирование креативных идей - тоже свойство таких индивидуумов. Часть мозга, расположенная справа, хорошо справляется с распознаванием сложных образов. Именно ее область ответственности - человеческие лица, отражающие эмоции мимические движения. Данные, поступающие в головной мозг, перерабатываются как единое целое, без расчленения на последовательность.

А что со мной, доктор?

Чтобы определить, какое из полушарий доминирует, можно пройти несложные тесты. В то же время разные исследования могут показать различные итоги. Люди отмечают, что активность время от времени меняется. Впрочем, чаще это характерно для амбидекстров.

Считается, что головной мозг наиболее активно развивается в первые несколько лет жизни. Чтобы обеспечить своему чаду лучшее будущее, необходимо развивать ребенка, играть с ним и нарабатывать новые навыки обработки информации. В общем случае считается, что в детском возрасте доминирует полушарие справа, поскольку познание мира обусловлено визуальной информацией, а речевые возможности недостаточно развиты.