Уныние и печаль – как с этим бороться. Почему уныние считается грехом? Как победить грех уныния

Что такое уныние? Что делать, если унываешь? Опустить руки или можно это жуткое состояние побороть? Опытом делится игумен Нектарий (Морозов).

Один из самых распространенных грехов нашего времени - . То самое, которое погружает человека в какую-то беспросветную тоску, стесняет его сердце, представляет жизнь серой и скучной. То, которое расслабляет волю, лишает сил, приводит к состоянию, напоминающему паралич. Убеждает, что ни в чем нет смысла, ничего не выйдет, что ни делай, а потому и делать не надо. И словно прикладывает к тебе какую-то страшную печать отчаяния, безнадежности: «Не спастись…».

И я не удивляюсь, когда раз за разом слышу на признание: «Батюшка, я не знаю, как мне быть. Я опять унываю!». И не только потому, что уже привык к этому. Но и потому еще, что нередко могу совершенно честно ответить: «И я тоже». Правда с одним небольшим, но существенным отличием: как быть, как справиться с этим состоянием, я знаю. И значит, если хочу, то снова справлюсь - с Божией, конечно, помощью. А я хочу…

Отчего оно вообще наступает - уныние? Иногда в него погружает самое стечение обстоятельств - тяжелых, удручающих душу, «фатальных». Нередко к нему же приводит цепь постоянных неудач (впрочем, кого-то в уныние может вогнать и одна-единственная, причем не особенно серьезная неудача). Порой оно является следствием сильной усталости, как физической, так и душевной.

Но если говорить о нас, людях верующих, то мы, помимо всех вышеперечисленных причин, зачастую унываем уже не столько от чего-то внешнего, сколько… от самих себя. Унываем оттого, что мы такие немощные и маловерные, оттого, что так удобопреклонны ко греху, так часто падаем, так часто приходим на исповедь с одним и тем же - словно под копирку ее пишем. Унываем оттого, что год за годом очень мало изменяемся к лучшему. Хотя потому-то и не изменяемся почти, что унываем…

Очень не хватает нам бодрости душевной, мужества настоящего христианского, ощущения себя не несчастной преследуемой врагом и невзгодами жертвой, а воином Христовым - пусть и терпящим подчас поражение, страдающим от ран и даже обращающимся зачастую вспять, но воином все же. Причем видеть можно, как удобно рядится эта наша слабость в одежды «покаяния», «плача о себе», «богоугодной печали».

Правда, «покаяние» это приводит не к исправлению, а к какой-то страшной зацикленности на грехах, обращенности к ним, которая не помогает с ними расстаться, а, наоборот, как бы примиряет с ними, убеждает: от них не избавиться. А плач не очищает душу, не делает ее светлее и мягче, но, напротив, истощает, обессиливает, лишает способности радоваться. И печаль совсем не похожа на богоугодную, поскольку к Богу не приближает и ревности ко спасению не прибавляет. Да и чудно было бы добрых плодов ожидать от того, что само плодом уныния является.

Я часто вспоминаю (стараюсь вспоминать), когда набегает на сердце облачко уныния, способное в одно мгновение превратиться в мрачную, черную тучу, преподобного авву Аполлоса. Патерик повествует о нем, что когда примечал он кого-либо из братии своей смущенным, унывающим то никогда не оставлял этого просто так, но немедленно вопрошал его о причине смущения и каждому обличал его сердечные тайны.

Он говорил: «Не должно быть печальным тому, кто предназначен к получению Небесного Царства. Да будут смущенными еллины! да плачут иудеи! да рыдают грешники! а праведники да веселятся!». И всегда меня это воспоминание утешает, радует, помогает от «облачка» освободиться.

Да, слов нет, к праведникам себя причислить трудно, что там - невозможно! Но разве можем мы и от предназначенности к отречься, увериться в том, что для нас оно недостижимо? Если так, то что в нас христианского останется? Где тогда надежда на милость Божию, где вера в Его любовь?

Мне и другой эпизод из Патерика часто на ум приходит - тогда более всего, когда совсем на душе непросто бывает. Об ином преподобном отце, к которому пришел как-то старый солдат, чего только не натворивший за долгую и страшную, наверное, жизнь свою. И что сказал, чем укрепил его сердце святой старец? Простым, но таким красноречивым сравнением…

Ведь и ты не выбрасываешь свой старый плащ, как бы ни был он изрублен и изодран, но чинишь, штопаешь его, снова надеваешь, потому что он тебе дорог. Так почему же ты думаешь, что Господь отвергнет тебя, хотя бы и был ты весь в прорехах и ранах греха?

…Так это отрадно - чувствовать себя этим ветхим, рваным, но снова починенным плащом. И быть уверенным, что и тебя не выбросят, не отринут, не отвергнут. Почему уверенным - да потому только, что наша неверность верности Божией не упраздняет. Он всегда верен. Всегда любит, никогда не оставляет, никогда не отнимает надежды.

А еще помогает справиться с унынием другое - не патериковое совсем. Понимание помогает простого такого факта - можно всю жизнь в этом тлеюще-унывающем состоянии провести и оттого ни жизни, ни света белого, Божьего не видеть. И так досадно от этой мысли становится, такая злость на уныние появляется, что убегает оно куда-то.

Бывает, конечно, и так, что наваливается оно как-то настолько сильно, настолько люто, что чувствуешь: еще немного - и раздавит тебя, и сил сопротивляться нет. И тут тоже помогает не патериковое вроде: у тех, кто напал на тебя, нет жалости, они не устают, они последовательны и усердны. И твои стенания о том, что нет сил, что ты «ничего не можешь», лишь раззадорят и воодушевят их. И выбор-то прост по сути: или найти силы, или пропасть. Вот и выбирай!

…Это, разумеется, все свои, человеческие средства. А разгоняет облака и тучи лишь Солнце Правды, Господь. Но когда? Только тогда, когда тянешься к Нему - из тех самых сил, которые кажутся последними.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, - яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния - гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние - обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются бо льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего - смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния - неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек - из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, - уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много - и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление - тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена - глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление - совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые - ангелы и злые - бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это - враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный - внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели - точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, - таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией - покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», - пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи - даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», - означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, - это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто - доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит - они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование - залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», - учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», - советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает - это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! - Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

, – это скорбное, стесненное состояние человеческого сердца, обусловленное воздействием на него различных неблагоприятных факторов.

Синонимы этого слова: отчаяние, скука, грусть, печаль, кручина, меланхолия, хандра.

В Православии уныние считается 8 смертным грехом .

Смертные грехи напрямую разрушают душу человека, а как следствие - и тело. Уныние иначе именуется злым разленением. При воздействии этой страсти человек ленится и не может принудить себя ко всякому спасительному делу. Ничто не радует и не утешает человека, он ни во что не верит и ни на что не надеется. Недаром говорится, что «унылый дух сушит кости».

Уныние, как грех, не исходит от нашего Создателя, но, как и другие подобные негативные , берет начало из преисподней.

Чувству уныния подвержены практически все люди, но одержимы этим духом становятся, в основном, те, кто склонен к чувству жалости самого себя, повышенной ранимости, обидчивости, самоосуждения, постоянного индульгирования на самом себе, завышенной самооценки. С такими людьми тяжело общаться. Они во всем видят повод со стороны других людей как бы обидеть посильней, укорить, принизить. Греховность уныния ставит свою печать на лицо такого человека, своеобразное клише, которое формирует его духовный мир со всеми вытекающими из этого последствиями. Каковы мысли в сердце человека, таков и он .

Библия, часто упоминая о сердце, подразумевает дух человека.

Внимательно исследуя Священное Писание, мы можем увидеть, что дух человека состоит из трех составляющих: совесть, интуиция, способность воспринимать голос Божий.

Душа также имеет три составляющие: ум, чувства, воля.

Иными словами, человек – это дух , вмещающий душу, и помещенный в тело.

Уныние , как одна из разновидностей греха , проникает в душу, приживается там, далее распространяется, как вирусная инфекция, за свои пределы и поражает дух человека, что крайне негативно сказывается на его духовном и физическом здоровье.

Прит.17:22 "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости."

Как известно, кости человека содержат костный мозг, в котором созревают клетки крови и иммунной системы, крайне необходимые для правильного функционирования всего организма. Недостаток этого вещества приводит к тяжким заболеваниям. Понаблюдайте внимательно за человеком, живущим постоянно в унынии , грусти, печали, депрессии. Многое расскажут о нем его походка, речь, жестикуляция, цвет лица, взгляд, манера общения.

Внешние признаки унылого духа

  • Апатия
  • Бессонница или повышенная сонливость
  • Отсутствие аппетита или наоборот - переедание
  • нарушение работы кишечника повышенная утомляемость
  • снижение сексуальных потребностей

Прит.15:13 Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает .

Последнее время медики все больше и больше приходят к выводу о непосредственном влиянии духовного и душевного состояния человека на его физическое здоровье.

Как уберечь себя от духа уныния ?

Пс.41:6 "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего."

Псалмопевец обращается с вопросом к своей душе. Он не прячется от проблемы, не закрывает на нее глаза, а вслух ставит вопрос душе: "что унываешь и что смущаешься?"

Отсюда следует:

1 Душевную проблему нельзя игнорировать. Ей нельзя позволить распространиться в наш дух. Ей надо взглянуть в глаза, разобраться с ней: откуда ветер дует, каковы причины ее возникновения.

2 Приказать своей душе, то есть принять волевое решение, возложить упование на своего Создателя, имеющего для человека выход из любой ситуации. Но это еще не все. Надо также принять решение, неважно, в каком состоянии ты находишься, тут же начать славить Бога и Спасителя своего. Поверьте, мрак в душе мигом рассеется, и в свете Его любви откроется вам выход из любой тупиковой ситуации. Не позволяйте духу уныния доминировать над вами.

Гал.6:9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

В послании к Галатам Апостол Павел богодухновенно повелевает делать добро окружающим людям, в первую очередь своим по вере, и притом, не унывать. Почему? Да потому, что грех уныния может свести на нет все старания человека в его добром делании и не принести плодов. Ослабеть мы можем, если позволять духу уныния доминировать над нами. Надо всегда контролировать свои мысли, исследовать их, откуда они, кто их хозяин?

Иак.1:17 "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…"

Из этого места Писания видим, что все лучшее, все совершенное, все доброе приходит к человеку от Бога. Это для нас, как ориентир для фильтрации наших мыслей. Все, что не от Бога, а это скорбь, теснота, мучение, уныние и прочее, необходимо отдать Отцу Небесному в молитве о духовной поддержке. Очень хорошо, если за вас помолятся утвержденные в Боге верующие.

Вот примерная молитва для освобождения от духа уныния.

Господи, я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Ты видишь сердце мое. Оно пленено духом уныния . Я признаюсь Тебе, что согрешил, когда допустил этот нечистый дух в свое сердце. Я не могу, Боже, сам избавиться от него. Очисти меня, Боже. Освяти Духом Своим. Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, дух уныния , оставь меня, уйти прочь. Я дитя Божье, и тебе нет части во мне. Господь Иисус заплатил за меня своей кровью, пролитой на Голгофе. Я искуплен от рабства греху и свободен. Во имя Иисуса. Аминь.

Произнеся эту молитву от чистого сердца, верьте, что Бог услышал вас и решение вашей проблемы уже имеется. Начните действовать по вере: независимо от ситуации в вашей жизни, доверьтесь полностью Богу, прославляйте Его, читайте Библию, делайте добро людям. Найдите себе какое-нибудь служение при поместной церкви, которую посещаете. И увидите: придет как заря, свобода в вашу жизнь, и радость, как утренние лучи солнца, согреет вас, и растают как пар, как густой туман, все ваши прежние проблемы. Пусть Бог благословит вас и даст вам мир. Аминь.

Посмотри обязательно видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

Всего доброго. С уважением,

Почему в христианстве уныние считается смертным грехом, хотя формально человек не делает другим ничего плохого? Что говорят об этом священники и психологи, и как лучше бороться с данным состоянием


Уныние в христианстве считается седьмым смертным грехом, и это вызывает неподдельное удивление у многих верующих. В обычном представлении грех – это причинение ущерба другому человеку, например, кража, убийство, зависть, измена. В случае с унынием ситуация сложнее: человек не доставляет никому никаких неудобств, и страдает в одиночку. Почему же такое состояние считается греховным, что говорит об этом психология, и как можно от него избавиться?

Уныние вполне естественно, так почему это грех

В любой период жизни у совершенно разных людей может возникнуть непреодолимая тоска, постепенно перерастающая в уныние. Это совершенно естественно, особенно если приходится сталкиваться с психотравмирующими ситуациями. Это может быть потеря работы, разлука с любимыми людьми, сложность в достижении поставленных целей. Почему же уныние считается грехом? По мнению святых отцов и богословов, такому состоянию подвержен определенный тип людей, которые «больны» еще одним грехом – гордыней. В состоянии гордыни человек считает, что в его проблемах и скорбях виноваты другие люди и обстоятельства. Ему начинает казаться, что все идет наперекосяк, и из таких ситуаций нет выхода. При этом он не пытается найти причину неудач в себе, своем поведении. Опасность, по мнению священников, заключается в том, что человек не желает принять Божью волю на происходящее и постепенно отворачивается от него, все больше погрязая в гордыне. В конце концов человек, доведенный до отчаяния собственными безрадостными мыслями, может совершить еще один тяжкий грех – самоубийство, который навсегда закроет грешнику путь в Рай.

Уныние души: психология состояния



Что думает психология об унынии души? Такое состояние считается предвестником депрессии, и возникает вследствие неразрешенных внутренних конфликтов либо продолжительного стресса.
Внутренние конфликты – это когда ожидания не соответствуют реалиям. Этому подвержены люди с меланхолическим складом характера, которых малейшая неприятность выбивает из колеи на долгое время. А если такие события происходят постоянно – человек впадает в уныние и перестает пытаться хоть как-то влиять на происходящие события.
Человек перестает радоваться тому, что еще недавно делало его счастливым, теряет жизненные ориентиры, происходящее кажется ему безрадостным и бессмысленным. Постепенно некогда полноценная жизнь превращается в унылое существование, когда ничто не радует и не побуждает к действию. На консультацию к психологу люди приходят крайне редко, и то тогда, когда пациенту может потребоваться помощь психотерапевта для разрешения возникшей ситуации.

Можно ли уныние приравнять к скуке

Часто возникает вопрос: уныние и скука – это одно и то же? Не совсем. Скука – это первая «ступень» к скатыванию в уныние, когда человек начинает переставать получать удовлетворение от своей жизни. Такое состояние, при своевременном выявлении, поддается коррекции. Для более успешной работы над собой можно проконсультироваться с психологом, который подскажет «больные места» и поможет их скорректировать.
В случае с унынием работа со специалистом будет продолжительной, при затяжной депрессии может потребоваться прием антидепрессантов.

Лекарство от уныния – методы спасения



Лекарства от уныния будут различными у психологов и священников.
Советы психологов:
  • Следует принять тот факт, что с унынием придется бороться самостоятельно, при пассивном поведении оно никуда не денется, а лишь усилится. Здесь крайне важно волевое принуждение, без этого невозможно избавиться от данного состояния
  • Можно вспомнить, какие хобби и занятия доставляли радость раньше, и снова начать это делать, даже если не хочется.
  • Отыскивать радостные моменты в прошлом, в настоящем также концентрироваться на позитиве
  • Если человек чувствует, что ему сложно справиться самому, следует обратиться к психологу. Он поможет посмотреть на ситуацию со стороны, отыскать «болевые точки» и провести коррекцию
  • В некоторых случаях уныние это не психологическая, а физиологическая проблема. Это может происходить из-за нарушений в работе эндокринной системы, или быть, наравне с другими симптомами, предвестником различных заболеваний. Поэтому нелишним будет пройти медобследование на выявление возможных скрытых патологий
  • Больше времени проводить на природе, потреблять свежие овощи и фрукты, чтобы исключить авитаминоз
  • Занятия спортом также способствуют повышению серотонина «гормона радости» и помогут бороться с унынием
  • Ароматерапия, массаж являются вспомогательными средствами, которые благотворно влияют на душевное состояние
  • Общаться с дорогими и любимыми людьми, чтобы не чувствовать одиночества и ощущать свою значимость для других
Основной совет священников сводится к следующему: борьба с унынием будет успешной в том случае, когда человек сможет побороть гордыню и стяжать смирение в душе. Этот путь нелегкий, и начинают его с чтения Библии для понимания своих слабостей. Затем следует контроль собственных эмоций и страстей, который приводит к появлению смирения.
Важно! Стоит оговориться, что данный путь избавления от уныния является гораздо более сложным, чем советы психологов, но в конечном счете гораздо более эффективным.

Молитва от уныния и отчаяния – чтоб наверняка



В борьбе с грехом уныния и отчаянием поможет молитва таким святым, как Николай Угодник, Богородица, Иоанн Кронштадтский, Великомученица Варвара.
Чтобы творимая молитва принесла покой в душу, следует учитывать следующие моменты:
  • Молиться нужно в тихом, укромном месте, где ничто не будет отвлекать внимание или мешать
  • Текст молитвы следует читать не спеша и вдумчиво, чтобы понимать каждое слово
  • Произносить слова можно как вслух, так и про себя
Как только чувство тоски начнет подступать, следует читать молитву, даже если нет желания. Священники говорят, что усердная молитва Богу поможет человеку преодолеть данное состояние.

Как бороться с унынием: видео

Ниже можно посмотреть видео, в котором рассказывается о том, как лучше и эффективнее бороться с унынием: