Священнослужитель новомученик протоиерей ярослав савицкий 8 декабря. История в лицах

- ), протоиерей , священномученик

Женился на Ольге Федоровне. Дети: Леонид (1906 г.р.), Георгий (1907 г.р.), Нина (1911 г.р.).

Во время Первой мировой войны, в году, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря были эвакуированы из-под Гродно в центральную Россию. В году эвакуированный монастырь разместился в Александринском дворце в Нескучном Саду. Так семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В двадцатые годы он и члены его семьи были лишены избирательных прав.

В году сельскохозяйственную артель разогнали, а храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. В 1929 году отец Ярослав был назначен настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра села Ям Подольского района Московской области.

Когда о.Ярослав с семьей переехал в с.Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила прихожанка храма М.Ф.Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста о.Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было. По словам жителей с.Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его очень любили. Все отмечали его образованность, ум и силу характера Несмотря на открытые гонение на Церковь Христову, по свидетельству очевидцев, о. Ярослав открыто ходил по домам, утешал и наставлял паству. Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье батюшки, - у него было больное сердце.

В году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.

27 ноября года около двух часов ночи он был арестован по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Во время следствия содержался под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинения в антисоветской агитации он не признал.

Из свидетельских показаний:

"контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года. 18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков.".

«Ибо нет ничего тайного, что не
сделалось бы известным и не
обнаружилось бы».

(Лк. 8. 17)

С момента, когда отца Ярослава увез в неизвестном направлении «черный ворон», родные ничего не знали о судьбе батюшки. Никто из близких его не мог предположить, что когда-нибудь станут известны подробности последнего испытания и личной Голгофы пастыря. С крушением коммунистического режима были рассекречены «расстрельные» дела священнослужителей. Поэтому мы можем восстановить по точным датам и документам следственного дела № 20818 события последних дней жизни отца Ярослава.

25 ноября 1937 года заместитель начальника Управления НКВД Московской области майор Госбезопасности Якубович утвердил справку на арест «служителя культа священника Савицкого Ярослава Исаковича». Основанием для ареста согласно справке является то, что «Савицкий Ярослав Исакович будучи враждебно настроенный против советской власти и политики партии в среде населения активно проводит антисоветскую агитацию, распространяя клеветнические измышления против руководителей партии и правительства».

На следующий день сотруднику Подольского р/о Госбезопасности Лотаеву был выдан ордер № 3296 на производство ареста и обыска Савицкого Я. И. 27 ноября 1937 года ночью к дому, где жил отец Ярослав с матушкой Ольгой, подъехали на машине сотрудники УГБ Лотаев и Дубасов. Вместе с ними при обыске и аресте присутствовали сотрудник милиции и представители местной власти. На обороте ордера на арест рукой отца Ярослава написано: «ордер предъявлен 27/XI-37 г.» и поставлена подпись. Искать было нечего, так как кроме личных вещей никакого имущества в доме у арестованного не было. Сотрудники Госбезопасности изъяли лишь два документа: паспорт отца Ярослава и его сберегательную книжку. По результатам обыска составили протокол, подписанный сотрудником УГБ Дубасовым и представителями местной власти. За получение копии протокола расписалась матушка Ольга.

Батюшку отвезли в Подольск, в местное отделение УГБ. Здесь ему тотчас предложили подписать Постановление об избрании меры пресечения и предъявления обвинения, утвержденное еще 25 ноября 1937 года. В этом документе написано: «Священник Ярослав Исакович Савицкий… достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроенный против советской власти и коммунистической партии, в среде населения ведет активную к-р (т.е. контрреволюционную) агитацию, распространяя клеветнические измышления против руководителей партии и советского правительства». Отца Ярослава обвиняли по статье 58-10 Уголовного кодекса и до окончания следствия и суда определили содержание под стражей.

Вслед за этим сотрудник Подольского отделения УГБ Соколов заполнил Анкету арестованного. Тогда же состоялся единственный допрос отца Ярослава следователем по его делу сотрудником Подольского отдела УГБ Давыдовым. Текст этого протокола мы приводим полностью.

Управление народного комиссариата внутренних дел СССР по Московской области
Управление Государственной безопасности
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА к делу № 20818
1937 г. ноября мес. 27 дня
Я, сотрудник Подольского РО НКВД МО Давыдов, допросил в качестве обвиняемого
1. Фамилия Савицкий
2. Имя и отчество Ярослав Исакович
3. Дата рождения 1882 год
4. Место рождения с. Пухлое Бельского уезда
Гродненской губ. (Польша)
5. Местожительство с. Ямы Подольского района Москов.
Области
6. Национальность и гражданство (подданство)
русский… СССР
7. Паспорт выдан отд. Милиции Подольского РО НКВД МО
8. Род занятий служитель культа священник
9. Социальное происхождение из духовного звания
10. Социальное положение (род занятий и имущественное положение)
А) до революции из духовного звания
Б) после революции из духовного звания
11. Состав семьи Женатый, в семье – жена Ольга Федоровна 1883 г. рожд., сын Леонид Ярославич 1906 г. работает неизвестно где, сын Георгий Ярославич 1907 г. в гор. Москве по постройке дома Советов, дочь Нина Ярославовна 26 л. четрежница в гор. Москве.
12. Образование (общее, специальное) Грамотный, окончил духовную семинарию
13. Партийность (в прошлом и в настоящем) нет
14. Каким репрессиям подвергался: судимость, арест и др. (когда, каким органом и за что)
А) до революции Не судимый
Б) после революции В 1933 году судился Подольским нарсудом за покупку церковных свечей (краденых)? И был приговорен к 5 годам лишения свободы. Мособлсуд освободил.
15. Какие имеет награды (ордена, грамоты, оружие и др.) при советской власти нет
16. Категория воинского учета – запаса и где состоит на учете
нет
17. Служба в Красной Армии (Красной гвардии, в партизанских отрядах), когда и в качестве кого, отношение к воинской повинности
не служил
18. Служба в белых и др. к-р армиях (когда и в качестве кого)
не служил
19. Участие в бандах, к-р организациях и восстаниях
не участвовал
20. Сведения об общественно-политической деятельности


Показания обвиняемого (свидетеля) Савицкого Ярослава Исаковича
27 ноября 1937 года:
«Вопрос: Сколько время Вы служите служителем религиозного культа священником?
Ответ: Я окончил Духовную семинарию в 1903 году, после чего был несколько месяцев школьным учителем, потом пришел на служителя религиозного культа псаломщика и прослужил до 1905 года. С 1905 года священник и до настоящего времени.
Вопрос: Кого Вы знаете из священников Подольского района?
Ответ: В Подольском районе я знаю священников, приходы которых расположены рядом с моим приходом – Емельяновича Якова из села Домодедова, Коротких Козьма из села Лукино. Я лично у них никогда не был, но они ко мне заходили.
Вопрос: Следствию известно, что Вы среди населения села Ям проводили антисоветскую агитацию, направленную против проводимых мероприятий партией и правительством. Изложите обстоятельства следствию.
Ответ: Я антисоветской агитации среди населения села Ям не проводил. Показания мои записаны с моих слов верно и мне прочитаны.
Савицкий.
Допросил Давыдов».


Из этого протокола совершенно ясно, что все было заранее решено и ничего следователь не собирался выяснять на допросе. Отец Ярослав не признал главного обвинения в антисоветской агитации, но это ничего не значило для беззаконного следствия. После этого единственного допроса отца Ярослава в тот же день отправили в Серпуховскую тюрьму. Следственное дело № 20818 было заведено на двух священников: отца Ярослава Савицкого и отца Косму Коротких, который служил настоятелем храма села Лукино неподалеку от Яма.

Ровно сутки понадобилось следователю Давыдову для того, чтобы составить и утвердить обвинительное заключение по делу. Следователь цитирует следующие слова, якобы сказанные отцом Ярославом и подтвержденные свидетелями: «Скоро будет всемирная война, все народы поднимутся войной на коммунистов, и тогда настанет конец советской власти. Народ заживет по старому, а всех притеснителей бог накажет своим судом» (орфография подлинника). И далее: «Советская власть никого не щадит, даже с святой церкви сдирает последние гроши». И еще: «На запрещение о хождении по домам с иконами в целях не распространения эпидемических заболеваний, Савицкий говорил: “Все равно не заглушить православную веру, вам скоро придет конец, народное терпение лопнет и придется вам отвечать за все притеснения”».


Стандартные фразы, стандартные обвинения. Скорее всего, сам следователь изложил показания свидетелей так, чтобы подвести отца Ярослава под расстрельную статью. В тексте заключения сказано, что оба священника «в предъявленном обвинении себя не признали, но свидетельскими показаниями виновность в а/сов. агитации САВИЦКОГО Ярослава и КОРОТКИХ Косьмы подтверждается». Текст обвинения сформулирован так:
«На основании вышеизложенногго ОБВИНЯЮТСЯ: 1) САВИЦКИЙ Ярослав Исакович… в том, что САВИЦКИЙ среди населения систематически проводил а/сов. агитацию, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК».

1 декабря 1937 года 4-й отдел УГБ УНКВД МО рассмотрел дело по обвинению Савицкого Я.И. и Коротких К.Р. и постановил представить его на рассмоторение тройки УНКВД СССР Московской области. В тот же день судебная тройка при Управлении НКВД СССР по МО постановила: «САВИЦКОГО Ярослава Исаковича – РАССТРЕЛЯТЬ».


И последний документ, подшитый в деле – выписка из акта о том, что постановление тройки от 1 декабря 1937 года о расстреле Савицкого Ярослава Исаковича приведено в исполнение 8 декабря 1937 года. В один день с отцом Ярославом был расстрелян и священник села Лукино Косма Коротких. Вообще же в тот день – 8 декабря 1937 года на Бутовском полигоне было расстреляно 474 человека.

От момента ареста до расстрела отца Ярослава прошло двенадцать дней – столько времени понадобилось богоборческой власти для совершения своего беззаконного «правосудия». Место расстрела и захоронения священников Ярослава Савицкого и Космы Коротких – Бутовский полигон под Москвой. Сегодня известно множество мест, где совершались массовые казни и захоронения репрессированных. Но наверное, нет на нашей земле такого места, где было бы расстреляно столько священнослужителей, как в Бутово: на сегодняшний день известны имена 969 человек. Их гораздо больше, но нам не открыты пока имена всех, кто закончил свою жизнь в братских могилах бутовских рвов. Здесь покоятся останки наших архипастырей, пастырей, монахов и монахинь, простых верующих людей. Среди них – семь архиереев, во главе скорбного списка – митрополит Серафим (Чичагов), одиннадцать архимандритов, в их числе – последний настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Кронид (Любимов) с братией, множество известных священников, диаконов, иноков, псаломщиков, церковных старост, прихожан московских и подмосковных храмов.


На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года были прославлены в лике новомучеников Российских сто двадцать человек из числа тех, кто был расстелян в Бутове*. Среди них – и приснопамятный наш молитвенник священномученик протоиерей Ярослав Савицкий. (Священник Косма Коротких также прославлен на Юбилейном Соборе).
* Ныне прославлены уже 217 Бутовских новомучеников. Число их по мере изучения материалов архивов, очевидно, будет расти.


«Русской Голгофой» назвал Бутово Святейший Патриарх Алексий II. Здесь был воздвигнут уже в наши дни Поклонный Крест и освящен храм в честь новомучеников и исповедников Российских. Сюда приезжают паломники со всех концов нашей Русской земли, чтобы помянуть невинно убиенных и обратиться с молитвой к тем, кто спас нашу страну от духовной гибели и чьими молитвами мы живем и по сей день. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в четвертую субботу по Пасхе установлен день соборной памяти Бутовских новомучеников. Поэтому память священномученика Ярослава Ямского совершается трижды в году:

В день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января.

В день соборной памяти Бутовских новомучеников в четвертую субботу по Пасхе.

МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ РАССТРЕЛЯННЫХ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД

БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН

БУТОВО. СПИСКИ РАССТРЕЛЯННЫХ ЗА ВЕРУ

БУТОВО. РАСКОПКА ОДНОГО ИЗ ПОГРЕБАЛЬНЫХ РВОВ. ФОТО 1997 г.

ВОРОТА БЫВШЕГО СПЕЦОБЪЕКТА БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН

БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА. ДВОР. ЗДЕСЬ ТАКЖЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ РАССТРЕЛЫ ОСУЖДЕННЫХ

СВИДЕТЕЛЬ ВЕЧНОСТИ

Священномученик Ярослав получил имя в честь святого благоверного князя Ярослава (в крещении Константина) Муромского* (память его празднуется 21 мая/3 июня), который прославился как просветитель Муромской земли. Это имя носили двадцать пять известных нам князей Древней Руси, и первый среди них – Ярослав Владимирович Мудрый (978–1054 гг.).
* Житие повествует, что в 1092 г. князь Ярослав испросил у своего отца Святослава Черниговского в удел Муром и направился в рязанскую землю вместе с сыновьями Михаилом и Феодором, духовенством, войском и слугами. Подойдя к городу, князь послал младшего сына Михаила убедить муромцев, чтобы они приняли князя без сопротивления. – Язычники убили Михаила и бросили его тело за стенами города, а сами стали готовиться к обороне. Когда Ярослав с войском окружил город, жители его смирились и согласились принять князя, однако обратиться к вере Христовой отказались.

Не принуждая язычников к принятию веры православной, Ярослав начал проповедовать христианство, не раз призывал к себе старейшин города, убеждая их принять веру христианскую. Князь построил церковь Благовещения на месте убиения сына. Его труды по просвещению язычников принесли плод: настал день, когда река Ока стала святой крещенской купелью для всех жителей города.

Ярослав построил в городе и селах множество церквей и монастырей и учредил в городе епископскую кафедру. До последнего дня жизни оставался он защитником бедных, вдов и сирот. После кончины в 1129 г. его оплакивали как отца и погребли в устроенной им Благовещенской церкви рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. В 1503 г. царь Иоанн Васильевич Грозный перед Казанским походом молился у гробницы муромских князей и дал обет построить каменную церковь над их мощами в случае победы. После взятия Казани он повелел начать постройку обетного храма; в это время были обретены мощи трех святых князей. По завершении строительства при храме был устроен монастырь.

После Крещения Руси каждый младенец получал имя из месяцеслова святых Православной Церкви. Во внутрисемейном обиходе вплоть до XVII века удерживалось и второе имя, (мирское). Большинство детей в русских семьях нарекали двумя именами. Некоторые из русских святых вошли в календари не с крестильными именами, а с традиционно славянскими, например, святой равноапостольный Владимир (в крещении Василий), святая равноапостольная Ольга (в крещении Елена), святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид).

Практически все славянские имена состояли из двух корней, связанных соединительной гласной. Второй корень, как правило, был «слав», то есть «славный»; кроме того, встречались имена с корнем «мир» (от «мер» – большой, славный), и «волод» – владеющий, богатый. Ярослав – древнее славянское имя, происходящее от слов «яр», «ярый», то есть сильный, горячий, крепкий, и «слав», то есть слава, славный. Таким образом, имя Ярослав означает: сильный в славе, сильный и славный, горячий или огненный в славе.

«По имени твоему тако и житие твое» – эти слова постоянно встречаются в житиях святых, в службах и акафистах. Через святого последующим поколениям светит благодатный свет его имени. Пророк Исаия так говорит об имени человека: «А рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прошедшие скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих» (Ис. 65, 15–16). В Откровении апостола Иоанна Богослова сказано, что после Страшного Суда люди получат новые имена, ведомые пока одному Богу: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17).


Священномученик Ярослав жизнью и подвигом исполнил свое призвание, отраженное в древнем славянском имени. Своей жизнью он явил силу Православия, силу своей горячей веры, и за это его прославил Сам Господь. Священномученик Ярослав поистине явился сильным в славе, в славе Божией. Его теплое предстательство и любовь ощущают те, кто обращаются к нему с мольбой о помощи и заступлении.

Во все времена нелегко достичь святости, сегодня же трудно стать хотя бы достойным христианином. Ныне люди охвачены страхом, который подстерегает человека на каждом шагу. Этот страх въедается в душу, разрушая ее и лишая надежды и силы жить, творить, трудиться. «Избави мя от страха, иже от диавола ми пребывающа»,– молится Церковь в День Святой Троицы.
У отца Ярослава не было страха – он не боялся ни гонений, ни преследований, ни изгнания, ни мук, ни самой смерти. Поэтому он был спокоен пред лицом палачей. Те, кто пережили годы гонений на веру, говорят, что опытные следователи очень быстро определяли, с кем из священников или монашествующих бесполезно вести какую-нибудь игру или запугивать: они точно знали, что этих людей не сломить и потому поскорее передавали дело на суд «тройки», обычно заканчивающийся расстрелом.

«Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9),– сказал Господь, сила же человеческая всегда может разбиться о бо́льшую силу. Речь идет о той немощи, когда душу, послушную Богу, наполняет Божия сила и действует через человека. Дыхание Духа Святого наполняет эту немощь и ведет к победе. Но для этого человек должен отдать себя в руки Божии до конца. И тогда сила Божия может преобразить не только конкретного человека, но и страну и весь мир. Только простота и любовь неодолимы никем и ничем.


РОСПИСЬ АЛТАРЯ ХРАМА СВ. МЧЧ. ФЛОРА И ЛАВРА. СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ ДОМОДЕДОВСКИЕ — ЯРОСЛАВ, АЛЕКСАНДР, СЕРГИЙ, КОСМА, ПЕТР

Отец Ярослав вошел в вечность и стал за нас предстателем и молитвенником, оставаясь по-земному таким же простым, родным и близким. Он оставил нам завет – жить так же, как он, не страшась никого и ничего, любить людей, забывая себя, служить Богу и ближним самоотреченно, жертвенно, помня всякую нужду близких нам людей.

Любовь дается только Богом и дается даром, ее не купить, не продать, не выслужить. И никто никогда не сможет заслужить любовь, ибо она – дар! «Любить – это значит войти в такое отношение хоть к одному человеку, – а лучше ко многим – что себя не помнишь. Об этом говорит Господь: «Отвергнись себя» (Мк. 8, 34; Лк. 9, 23); так полюби, чтобы уже не помнился сам себе, чтобы можно было жить, глядя на другого. Тот, кто любит, живет уже для другого, себя не чует»,– говорит митрополит Антоний Сурожский.

Ненавистью или силой воли невозможно победить ненависть, ее можно победить только любовью. Те из наших архиереев, священников, монахов, простых верующих людей, кто поняли эту истину, победили своих мучителей, оставшись верными Богу и Церкви до конца. Вспомним, как поступил с убийцими любимого сына святой князь Ярослав: он простил их, не стал мстить, хотя мог бы сравнять с землей их город; и не только простил, но и молился об их просвещении. И тогда сила Божия победила – вчерашние язычники обратились ко Христу. Отец Ярослав жизнью и делами своими подражал своему небесному покровителю.

Его пример учит нас, что нужно жить и тогда, когда легче было бы умереть: например во время лютой болезни или в тяжких испытаниях. Владыка Антоний Сурожский так говорит об этом: «Иногда жить труднее, чем умереть, потому что это значит умирать изо дня в день. Порой легче мгновенно умереть, уйти в иное бытие с верой в милосердие Божие. Но жить из года в год свидетелем Божией любви, свидетелями того, что любовь сильнее ненависти, что вечная жизнь сильнее смерти и ничто не может отлучить нас от любви Христовой – так жить нелегко… Жить нужно для того, чтобы у Господа оставались свидетели того, что любовь побеждает всё!»

Именно так жили в годы гонений на веру многие наши архипастыри, пастыри, простые верующие люди, так жил и отец Ярослав. Греческое слово «мартос (μάρτυξ) » означает в переводе «свидетель» и «мученик». Недаром апостолы сознают себя именно свидетелями, а дело апостольства и есть по преимуществу свидетельство. Сам Господь сказал Своим ученикам: «Вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15, 27); «Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 48), то есть жизни Господа, Его страданий и Воскресения.

Отец Ярослав оставил нам пример того, как должно умирать – с верой, что уходишь в вечность, с радостью о том, что настала долгожданная встреча с Господом и с теми, кого мы любили на земле и с кем разлучила смерть. В его лице мы возглашаем славу и всем тем, кто во времена гонений на веру и Церковь Божию умирали со словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

Нам не ведомо, какая борьба происходила в душе отца Ярослава, что пережил он на своем пути к личной Голгофе. Но даже из скупых строк протоколов допросов открывается его мужество и спокойствие пред лицом гонителей. Ведь ни отец Ярослав, ни тем более следователь не могли и предположить, что когда-то эти секретные протоколы прочитают тысячи людей.


ИКОНА СЩМЧ. ЯРОСЛАВА ЯМСКОГО С ЕГО ОБРУЧАЛЬНЫМ КОЛЬЦОМ

В ямском храме святых мучеников Флора и Лавра есть икона священномученика Ярослава. Перед ней служатся молебны, поется акафист, и многие прихожане уже имеют личный опыт явления благодатной помощи, полученной по молитвам священномученика. Совсем недавно родственники отца Ярослава принесли в храм его обручальное кольцо, которое вставили в икону священномученика. Кольцо есть символ вечности, непрекращающегося бытия, оно также служит символом вечного союза. Недаром в Таинстве Брака жених и невеста обмениваются кольцами. Но кольцо является также символом духовного брака со Христом и Церковью. В житии великомученицы Екатерины сказано, как Господь даровал ей перстень, обручив ее Себе, сделав невестой Христовой. Когда видение кончилось, Екатерина увидела, что на руке ее сияло кольцо – дивный дар Небесного Жениха.

Когда посвящаемый принимает священный сан, то, по традиции Православной Церкви, он снимает с руки обручальное кольцо и кладет его к иконам. Тем самым он вступает в духовный брак с Церковью Христовой, отдавая свою жизнь служению Богу и пастве своей. Промыслом Божиим обручальное кольцо отца Ярослава принесли в храм, где он совершал свое служение, где его любят и почитают.

На иконах мученики изображаются с крестом, ибо в нем – вся полнота христианского исповедания, христианского подвига, стояния до смерти за истину Православия.

Святые Церкви Христовой – и прежде всего мученики –свидетели духовного мира, живые свидетели тайн вечной жизни. Мученик стоит на грани двух миров, видетельствуя о славе Божией. Отец Ярослав еще при жизни стал живым свидетелем славы Божией, свидетелем вечности во временном земном мире. И эта удивительная по полноте исполненность своего назначения делает священномученика Ярослава не только святым Русской Церкви, но и вселенским святым, одним из военачальников «богозваннаго полка страстотерпцев Христовых», как поется о том в службе мученикам, за Христа пострадавшим.


Священномученик Ярослав является святым не только Русской Церкви, но и Польской Православной Церкви. Село Пухлое (Пюхлю), где он родился, и Красностокский монастырь, где он служил первым священником, находятся ныне на территории Польши. Так что с прославлением священномученика Ярослава польская земля также обрела небесного покровителя, молитвенника и предстателя пред Богом. Православные люди Польши проявляют глубокий интерес к судьбе отца Ярослава. Именно из польских архивов стараниями православного священника отца Григория Сосны мы получили отчет Красностокского монастыря в Духовную Консисторию за 1913 год, в который включены послужные списки отца Ярослава и других священнослужителей обители, а также другие ценные материалы. Отец Григорий прислал книгу на польском языке, над которой он и его матушка Антонина работали не один год, – «Православные святыни Польши». Есть в ней и глава о чудотворной Красностокской иконе Божией Матери.

Когда мы чувствуем недостаток сил и решимости идти до конца за Христом, мы должны вспоминать о наших исповедниках и новомучениках, обращаться к их помощи и предстательству. Священномученик Ярослав – святой наших дней, нам не нужно углубляться в столетия, мы можем вглядеться в его жизнь – жизнь человека, который верил в то, что проповедовал и запечатлел свою верность кровью. И какое счастье, что даровал нам Господь возможность молитвенно обращаться к отцу Ярославу. Поэтому отец Ярослав – слава нашей Русской земли, не разделенной духовно никакими границами!


Протоиерей Ярослав
Савицкий

Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Вельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем. Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году - второй сын Георгий, а в 1911 году - дочь Нина.

М естом служения отца Ярослава в этот период был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время I Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Московскую губернию, а, точнее, в Екатерининскую пустынь Подольского уезда (сейчас - около г. Видное), где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом, семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол N 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении протоиерея Ярослава, очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу - палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-ые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923 -1925 гг».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерииинскрй пустыни в 1929 - 30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.

О тец Ярослав, стяжав мученический венец, предстоит Престолу Всевышнего и молится за нас. Память священномученика протоиерея Ярослава совершается в день его мученической кончины 25 ноября/8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января/7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

Житие

Священномученик Ярослав родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии в семье диакона Исаака Савицкого. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал сначала учителем, а затем псаломщиком. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне. У них родилось два сына и дочь.

Место служения отца Ярослава в этот период неизвестно, но есть основания предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время Первой мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Екатерининскую пустынь Подольского уезда Московской губернии, где в то время располагался мужской монастырь.
В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился Протокол № 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года. Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней. Собрание постановило: Оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца. Остальных четырех священников забрали в ополчение.
В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был возведен в сан протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении отца Ярослава очередной наградой: Отец Ярослав Савицкий перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу, палицею. На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: Удостоить.
В двадцатые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав.
В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали, а храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. В 1929 году отец Ярослав был назначен настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра села Ям Подольского района Московской области.
В это время строители светлого будущего провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная кампания обрушилась и на крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года. 18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков.
Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли и жить им стало негде. Их приютила прихожанка храма Мария Федоровна Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких прожила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери хозяйки дома, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было.
По свидетельству жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком и все прихожане его очень любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Эти качества, а также твердая вера и ревностность в пастырском служении вызывали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.
Отца Ярослава арестовали 27 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинения в антисоветской агитации он не признал.
Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года отец Ярослав был приговорен к расстрелу. Протоиерей Ярослав Савицкий был расстрелян 8 декабря 1937 года и погребен на полигоне Бутово под Москвой.

Декабрь 7th 2013 -

Память: 25 ноября/8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января)
Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Вельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом.

Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем.

Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика.

В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году — второй сын Георгий, а в 1911 году — дочь Нина.

Местом служения отца Ярослава в этот период был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году.

Во время I Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Екатерининскую пустынь Подольского уезда (сейчас — около г. Видное), где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом, семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол N 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея.

В ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении протоиерея Ярослава, очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу — палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-ые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923 -1925 гг».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерииинскрй пустыни в 1929 — 30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.

18 марта Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков». (Из материалов следственного дела. Показания свидетеля.) Людям «новой формации» сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах — крестьянах, которых ограбили и выслали из родных домов.

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила семья прихожанки храма Марии Федоровны Кишенковой. В ее доме (он сохранился до наших дней), в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было. По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Несмотря на открытые гонение на Церковь Христову, по свидетельству очевидцев, отец Ярослав открыто ходил по домам, утешал и наставлял паству.

Эти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава вызвали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом «за покупку свечей» и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение. Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава, — у него было больное сердце.

В обвинительном заключении отца Ярослава приводятся такие его слова, записанные рукой сотрудника НКВД: «Советская власть никого не щадит, даже и с святой церкви сдирает последние гроши». И далее после запрета ходить по домам с иконами отец Ярослав обращается к советской власти: «Все равно не заглушить православную веру, вам скорее придет конец, народное терпение лопнет и придется вам отвечать за все притеснения». Сейчас невозможно установить, говорил ли так сам отец Ярослав, или это только показания лжесвидетелей, но, в любом случае, безбожная власть не могла терпеть рядом с собой такую яркую и несгибаемую личность, какой был ямской настоятель.

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в «активной контрреволюционной деятель ности». Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал.

Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу.

Место захоронения отца Ярослава неизвестно.