Социальная опора пресвитериан в англии была представлена. Гражданская война в англии

Общие правила библиографического описания устанавливаются государственным стандартом.

1. Библиографическое описание книг и сериальных изданий.

1.1. Описание однотомных книг, монографий, учебников, сборников статей.

б) ссылка на весь источник: Салическая Правда:Русский перевод Lex Salica /Пер. Н. П. . Грацинский, А. Т. Муравьева; С введением Н. П. Грацианского. -Казань:Издание книжного магазина Маркелова и Шаранова,1913. -56 с.

в) двух авторов: Ангелов Д., Андреев М . История болгарского государства и права. Перевод с болгарского / Ангелов Д., Андреев М.; Под ред.: Кечекьян С.Ф. (Предисл.), Литаврин Г.Г. (Предисл.); Пер.: Михлин А.С., Михлина Н.Д., Сафронов В.М. - М.: Иностр. лит., 1962. - 456 c.

6.3. Выполнение тестовых заданий

Выполнение тестовых заданий является одной из форм контроля, которая позволяет оценить уровень знаний.

Тестовые задания охватывают ключевые аспекты содержания дисциплины «Истрия государства и права зарубежных стран», при этом опора в тестовых заданиях делается на нормативные первоисточники из различных периодов из государственно-правовой истории различных стран и регионов мира в различные периоды истории.

Необходимо вдумчиво без спешки подойти к решению тестовых заданий. В случае если какой-то вопрос вызывает затруднения, его можно временно пропустить и перейти к решению других тестовых вопросов. При этом нельзя забывать о пропущенном вопросе с тем, чтобы была возможность вернуться к его решению.

Примерные тестовые задания

1. Звание сенатора в Византии было:

А) наследственным

Б) выборным

В) по назначению Императора

Г) по назначению Папы Римского

2.Куриалы (декурионы) были обязаны:

А) собирать налоги с населения

Б)исполнять приговоры суда

В) нести военную службу

Г) нести грязные повинности

3.Патронат в Византии это:

А) переход крестьян-общинников под покровительство и защиту землевладельцев

Б) переход крестьян в монастырь

В) поступление крестьян на военную службу

Г) переход крестьян под власть болгарского царя

4. Дети об брака свободного и раба в Византии считались?

А) свободными

Б) рабами

В) литами

Г) париками

5.Император в Византии:

А) возглавлял православную церковь

Б)распоряжался светскими и церковными судами

В)не мог назначать своего преемника

Г)совмещал должность префекта претории Востока

6. Квестор рассматривал как судебный орган:

А)тяжкие уголовные дела

Б) дела о земельных спорах и завещаниях

В) дела о торговых спорах

Г) судебные дела в апелляционной инстанции

7. Прохирон – это

А) редакция Эклоги

Б)морской закон

В) краткое изложение законов для судей Василия 1

Г) краткое изложение законов для судей Льва Мудрого

8. По договору займа в Византии максимальный процент составлял:

9) Завещания в Византии:

А)оформлялись в письменном виде

Б) оформлялось в письменном виде с подтверждением свидетелями

В) было возможно в устной форме

Г) составлялось на латинском языке

10 За неумышленные (случайные) преступления в Византии:

А)не назначалось наказание

Г)ставили клеймо

11. Интересы вилланов нашли свое отражение в следующей статьей Великой Хартии Вольностей

Г) никакой.

12. В соответствии со статьей 2 ВХВ рельеф представлял собой:

А) выплата королю при получении земельного держания совершеннолетним наследником

Б) выплата королю денежных средств в начале войны

В) выплата королю при произведении его первородного сына в рыцари

Г) денежные выплаты вассалов своему феодалу за пользование землей

Д) Налоговый сбор за принятие наследства

13. Пособия и щитовые деньги взимались королем лишь с согласия:

А) архиепископа Англии и Папы Римского

Б) совета 25 баронов

В) общего совета королевства Г) собрания горожан

14. Для сбора совета 25 баронов было необходимо, в соответствии со статьей 61 ВХВ:

А) незаконное заключение в темницу одного барона

Б) заключение в темницу 2 служителей церкви

В) незаконное убийство 10 вилланов

Г) притеснение прав четырех баронов

15. Свободный человек мог быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, объявлен вне закона лишь:

А) по законному приговору равных его и по закону

Б) по личному решению короля

В) по решению совета 25 баронов

Г) по решению общего совета королевства

16. Общий совет королевства в соответствии со статьей 14 ВХВ входили:

А) Архиепископы, епископы, аббатов, графы и старшие бароны

Б) епископы и бароны

В) 25 выбранных баронов

Г) Архиепископы, епископы, аббатов, графы и старшие рыцари.

17. Привилегии и свободы церкви в Великой Хартии вольностей закрепляют:

В) 1, 14, 22, 63

18. Король по ВХВ имел право без согласия общего совета королевства, проводить сборы с баронов в следующих случаях:

А) выкупа короля из плена, возведение первого сына короля в рыцари, и выдача замуж первой дочери короля

Б) возведение первого сына короля в рыцари, и выдача замуж первой дочери короля

Г) выкупа короля из плена, возведение первого сына короля в рыцари, и выдача замуж первой дочери короля, смерть жены

19. ВХВ предусматривает правило по которому никто не может быть арестован и заключен в тюрьму по жалобе женщины за исключением случая:

А) когда речь идет об убийстве мужа этой женщины

Б) когда она жалуется на человека низшего сословия

В) когда обвиняемый не является в суд

Г) когда обвиняемый родственник женщины

20. Король мог взимать пособия с города Лондона лишь в следующих случаях:

А) в случае пленения короля

Б) не мог вообще

В) в тех же случаях, что и с баронов

Г) мог взимать только щитовые деньги

21) Жупы в процессе образования Сербского государства представляли собой:

А) союзы из нескольких племен

Б) отдельные племена, не вошедшие в Сербию

В) большие патриархальные семьи

Г) независимые мелкие государства

22). Получение в 1217г сербским монархом титула короля от римского папы:

А) означало полную фактическую зависимость от Ватикана и католической веры

Б) представляло удачный внешнеполитический маневр между Римом и Византией

В) было сделано в целях борьбы с крестьянскими восстаниями

Г) произошло в силу необходимости удовлетворения личных амбиций монарха

23. Законник Стефана Душана был:

А) принят на Соборе высших светских феодалов Сербии

Б) переписан с Эклоги и Земледельческого закона

В) принять и введен в действие Римской католической церковью

Г)принят сербским королоем единолично.

24.В процессе образования Сербского государства задруги представляли собой:

А) патриархальные семьи

Б) племена

В) союзы племен

Г) примитивные государственные образования

25.Внешним фактором, повлиявшим на образование Сербского государства, было:

А) наличие активной внешней политики Византии

Б) образование иных славянских государств (Польши, Чехии)

В) связь с Киевской Русью

Г) активная торговля с соседними государствами

26.Источником Законника Стефана Душана являлись:

А) феодальные обычаи Сербии

Б) законодательство Стефана Немани

В) Зземледельческий закон Византии

Г) Акты Римской католической церкви

27.Законник выделяет следующие формы землевладения:

А)баштина, прония

Б) баштина, прония, прекарий

В) аллод и домен

Г)бенефиций, прония прекарий

28. В случае смерти землевладельца, по законнику Стефана Душана наследовать могли родственники:

А)до пятого рода

Б)до третьего рода

В)до четвертого рода

Г)до шестого рода

29. Ограничиенные в обороте земельные участки, в соответствии со статьей 58 Законника носили название:

А)баштина

В) прекарий

30. По Законнику Стефана Душана, в случае если истец не приходил на назначенное судебное заседание, а ответчик приходил:

А) дело рассматривалось в отсутствии истца

Б) ответчик освобождался от иска

В)заседние откладывалось

Г)решение выносилось без сторон

31. Политическая платформа диггеров в Англии включала в себя требование:

А) установления конституционной монархии и ликвидации крупной собственности

Б) установления республики с многообразием форм собственности

В)уничтожение частной собственности на землю

Г)выкуп государственных земель по льготным ценам

32. Согласно Трехгодичному акту от 15 февраля 1641г. парламент не мог быть распущен как минимум в течение:

Б) шести месяцев

Г) 100 дней

А) упразднить в течение месяца католические церковные приходы

Б)умеренно вводить новые налоги

В)прекратить войну с Испанией

Г)назначать советников, послов и должностных лиц, которым доверяет парламент

А) объявил Англию республикой

Б) конституционной монархией, но без Палаты Лордов

В)конституционной монархией с избираемой палатой лордов

Г) республикой с избираемым монархом

35. Орудие управления закрепило, что звание лорда-протектора:

А) является наследственным

Б) является выборным, и выбирает его Парламент

В) является выборным, и выбирает его Совет

Г) принадлежит только Оливеру Кромвелю и после его смерти должно быть упразднено

А) незаконность приостановки действия законов королевским повелением без согласия парламента

Б) порядок обсуждения финансовых биллей и ответственность короля за отказ от обсуждения

В) процедуру приостановки действия законов без согласия парламента

Г) порядок и сроки вступления в силу финансовых биллей

38. Согласно статье IКонституции США 1787г. право разбирательства дел по импичменту принадлежит:

Б)Палате Представителей

В)Верховному Суду

Г)Президенту

39. Согласно статье IIIКонституции США 1787г. споры между двумя и более штатами рассматриваются:

А)специальным третейским судом, создаваемым штатами

Б)Конституционным судом США

В)Верховным судом США

Г)Конгрессом

40. IIпоправка Конституции США 1787г. закрепляет:

А)право народа хранить и носить оружие

Б)неприкосновенность жилища

В)ограничение чрезмерности налогов

Г)ограничение на постой солдат в мирное время

41. В Декларации независимости США 1776 года соединенные колонии являются и по праву должны быть:

А) свободными штатами

Б) свободными и независимыми штатами

В) свободными штатами, объединенными в вечный союз

Г) независимыми штатами, объединенными международным договором

42. В Статьях конфедерации и вечного союза 1781 года Конгресс может рассматривать в качестве суда первой инстанции следующие категории дел:

А) дела о разбоях, совершенных в открытом море

Б) всех спорах и недоразумениях, возникших или могущих возникнуть между двумя или более Штатами.

В) дела о разбоях, совершенных в открытом море и всех спорах и недоразумениях, возникших или могущих возникнуть между двумя или более Штатами.

Г) никаких

43. В Статьях конфедерации и вечного союза 1781 года устанавливалось, что Комитет штатов:

А) пользоваться теми правами конгресса, какие будут от времени до времени предоставлять ему собравшиеся на конгрессе Соединенные Штаты

Б) Исполнять решения принятые Конгрессом, после прямого поручения Конгресса

В) осуществлять контрольные функции за сбором Штатами почтового сбора

Г) назначать руководство соединенной армией Соединенных Штатов

44. Социальная опора пресвитериан в Англии была представлена:

А) новым дворянством и буржуазией

Б) баронами, недовольными ущемлением своих феодальных вольностей

В) зажиточными крестьянами

Г) мелким рыцарством

А) не реже одного раза в три года

Б) не реже трех раз в год

В) шесть раз за каждые три года

Г) на три года с последующим после сессии парламента перерывом в три года

А) предписал выкуп рыцарских владений по рыночным ценам

Б) упразднил право короля и парламента на феодальную опеку

В) отменил феодальные рыцарские держания

Г) упразднил налоговые льготы для рыцарских держаний

А) обязательную регистрацию иностранных судов и уплату ими пошлин

Б) ввозить товары из Азии, Африки и Америки на судах принадлежащих английским гражданам

В) установить экспортные и импортные пошлины для морских перевозок

Г) не торговать с Португалией

48. Согласно Орудию управления лицо, избираемое в парламент должно быть:

А) с доходом в размере полугодового заработка для данной местности

Б) гражданином Англии и достичь возраста 25 лет

В) гражданином Англии и не состоять в католической вере

Г) лицом известным своей честностью, богобоязненным, хорошего поведения, иметь возраст в 21год

49. Приказ «HabeasCorpus» выдавался по письменной просьбе обвиняемого:

А) во всех без исключения случаях

Б) во всех случаях, кроме дел о государственной измене

В) в тех случаях, когда обвиняемому грозила смертная казнь или ссылка

Г) во всех случаях, кроме обвинений в совершении государственной измены или фелонии

А) без согласия парламента за пределы Лондона

Б) в католическую Испанию

В) за пределы английских, шотландских и ирландских владений без согласия парламента

Г) за пределы Англии без согласия парламента

Пресвитерианство (от греческого пресвитерос — старейшина ) — религиозное протестантское течение в христианстве , возникшее в 16-м веке как разновидность кальвинизма .

Как видно из названия, особую роль в пресвитерианстве играет организационная структура церкви, в основе которой лежит выборность руководства (пресвитеров).

История зарождения пресвитерианства тесно связана с Шотландской протестантской революцией , которая пришлась на 1559-1560 годы. Основателем данного религиозного течения можно считать Джона Нокса , являвшегося учеником Кальвина . Закономерно, что после победы протестантов и организации ими собственной церкви , пресвитерианство позаимствовало многие черты кальвинизма . Изначально пресвитерианство отрицало необходимость посредничества со стороны духовенства в отношениях человека и Бога , в противоположность католической церкви. К 1567 году пресвитерианство со своим верховным органом — генеральной ассамблеей шотландского духовенства и мирян , и выборными органами управления на местах (конгрегации ), — окончательно утвердилось как доминирующая религия в Шотландии .

Следующий этап развития пресвитерианства связан с деятельностью Эндрю Мелвилла (1545-1622). В это время усиливается независимость церковных структур от государства при одновременном росте автономии отдельных приходов . Заслугой Мервилла является возникновение специальных органов самоуправления — пресвитерий, в состав которые входили пасторы, богословы и пресвитеры.

И на сегодняшний день пресвитерианство удерживает религиозный приоритет в Шотландии , — действующая церковь Шотландии включает более одного миллиона верующих.

Закономерно, что в Англии пресвитерианство не могло занять ведущие позиции, как это случилось в Шотландии, так как здесь ей конкуренцию составляло англиканство , поддерживаемое на государственном уровне. Таким образом, проникновение пресвитерианства в Англию связано с так называемым "теневым путём ", в результате реализации которого оно постепенно совмещалось с господствующим англиканством .

Распространение пресвитерианства в Ирландии , связано с переселением туда многих шотландцев , в результате на сегодняшний день эта религия занимает по числу верующих второе место в Северной Ирландии.

Разумеется, колонизация Америки сопровождалось миграцией туда из Старого Света больших масс пресвитериан, которые основали там несколько церквей. В настоящее время в США и Канаде пресвитерианство является самой распространённой религией среди протестантских течений (например, в США проживают четыре миллиона пресвитериан).

Что касается особенностей пресвитерианского вероучения, то следует выделить следующие:

  • Догмат о божественном предопределении , т.е. изначально предопределено, будет человек спасён или нет — повлиять на это с помощью совершения добрых или злых поступков невозможно;
  • Единственный глава церкви — Христос ;
  • Библия является высшим правилом , регламентирующим вопросы веры и жизни;
  • Повышенное внимание к обряду крещения ;
  • Практика группового исполнения псалмов и общего причастия ;
  • Отрицание посреднической роли церкви при общении с Богом ;
  • Исключение догматов о канонизации святых ;
  • Большое внимание проповедям , которые чащи читаются, чем произносятся;
  • Молитвы , произносимые во время службы, являются в основном импровизацией пастора .

Культ пресвитерианства , как и многих других протестантских течений, отличается простотой и минимализмом . В храмах отсутствуют иконы, изображения распятия, алтари, свечи, не звучит органная музыка.

Сегодня пресвитерианство получило наибольшее распространение в таких странах как США, Англия, Канада, а также некоторых бывших британских колониях . В мире насчитывается около 59-и миллионов пресвитериан .

И, в более широком понимании, реформатской церкви .

Основы пресвитерианства

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом . Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения , божественном предопределении , непогрешимости Святого Писания , а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами , избираемыми прихожанами.

В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии , США , Канаде и Австралии . Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии . Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки . Пресвитерианство очень развито в Республике Корея (Южная Корея).

История пресвитерианства

Пресвитерианство в Шотландии

Пресвитерианство зародилось в период протестантской революции в Шотландии в - гг. Его возникновение связано с деятельностью Джона Нокса , радикального протестанта и ученика Жана Кальвина . Победа протестантов в 1560 году позволила им приступить к созданию новой церковной организации, основанной на отказе от необходимости посредничества духовенства в отношениях человека с Богом. Доктрина пресвитерианства («пресвитерианский символ веры ») была утверждена в г. шотландским парламентом. Одновременно началось создание новой церковной организации, в основу которой были положены автономные церковные приходы, подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендантам, которые должны были прийти на смену епископам (полностью не реализовано). Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян. На уровне приходов создавались «конгрегации», в состав которых входили пасторы и наиболее авторитетные прихожане. После свержения Марии Стюарт в г. пресвитерианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Шотландии.

Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1545-1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей. Под его влиянием была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии - специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Борьба между адептами «чистого пресвитерианства» и сторонниками сохранения епископального устройства велась на протяжении конца XVI-первой половины XVII веков и завершилась только после Английской революции ликвидацией епископата. «Вестминстерское исповедание », принятое в г., зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции г. Акт о веротерпимости ( г.) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии.

Пресвитерианство в Англии и Ирландии

В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины». В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии , в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями. Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды) пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву. В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды . Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пресвитерианство"

Отрывок, характеризующий Пресвитерианство

Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.
В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление.
Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой. - 170.50 Кб

Важно отметить и то, что население сильно страдало и от широко применявшейся системы постоя войск. Оно должно было предоставлять жилище и пищу для определенного числа солдат, взамен чего выдавались расписки от командиров частей для последующей оплаты. Однако оплата всегда задерживалась из-за финансовых затруднений парламента. Постой вызывал острое недовольство населения. Армия же была раздражена тем, что парламент постоянно задерживал жалованье солдатам и офицерам.

Все это и создало после гражданской войны ту своеобразную ситуацию, при которой армия стала опорой индепендентов - партии радикальной части буржуазии и нового дворянства (джентри).

Не требуя уничтожения королевской власти, индепенденты, однако, стремились к ее значительному ограничению и утверждению власти парламента, а по существу к обеспечению политических прав нового дворянства и буржуазии. Их стремление к уничтожению монополий, используемых верхушкой буржуазии в ущерб интересам других буржуазных групп, а также интересам крестьянства и ремесленников, их недовольство налоговой политикой пресвитериан и решительная позиция в вопросе об ограничении королевской власти обеспечивали им на этом этапе борьбы поддержку широких народных масс.

Индепендентская партия пользовалась большой популярностью в армии, особенно среди офицерства. Во главе ее стояли виднейшие руководители армии - Кромвель, Айртон, один из идеологов этой партии и автор всех важнейших программных ее документов, некоторые крупные деятели Долгого парламента, как Генри Вен младший, Генри Мартен и другие.

Таким образом, борьба между пресвитерианами и индепендентами нашла свое отражение в нараставшем конфликте между парламентом и армией.

2. Конфликт парламента с армией и борьба политических сил.

Пресвитериане хотели избавиться от такой грозной силы, какой была армия «Нового образца»; в ней они видели опору своих противников-индепендентов и левеллеров. К тому же армия мешала им договориться с королем. Вожди пресвитериан Голлис и Степлтон выступили инициаторами роспуска армии.

Имея большинство в палатах, пресвитериане могли действовать наверняка. 19 февраля 1647 г. палата общин в спешном порядке приняла решение о роспуске армии 12 . В Англии должно было остаться не больше 6 тыс. солдат, остальную часть армии пресвитериане хотели направить в Ирландию, где в это время эмиссар Карла I граф Ормонд, с согласия короля, готов был сдать парламентской армии Дублин, чтобы втянуть парламент и его армию в длительную войну с ирландскими повстанцами и использовать последних в качестве резерва роялистской партии.

Принимая решение о роспуске армии, парламент не рассчитывал встретить сопротивление. Пресвитериане надеялись на лояльность руководителей армии и, прежде всего, ее главнокомандующего Ферфакса, явно симпатизировавшего пресвитерианам. Кромвель, в свою очередь, уверял палату, что армия подчинится приказу о роспуске. Пресвитериане не могли не видеть, что Кромвель боится активности солдат и их самостоятельных действий. Понимая, что роспуск армии является ударом и по его партии, Кромвель, тем не менее, не принимал твердого решения, опасаясь дальнейшего усиления активности солдат и их вмешательства в политическую борьбу в стране. Однако солдаты были настроены иначе. Среди них и среди части офицеров велико было недовольство политикой пресвитериан, усугублявшееся неуплатой задолженности по жалованью, которая к этому времени достигала огромных размеров: пехоте парламент задолжал жалованье за 80 недель, кавалерии - за 43 недели. Не случайно Кромвель писал в это время о настроении в армии: «Никогда еще люди не были так ожесточены, как теперь».

Несмотря на весьма сложную ситуацию, пресвитериане не думали отступать от своего плана. Они надеялись при содействии Ферфакса все же отправить недовольную часть армии в Ирландию, не скупясь ни на какие обещания. Однако парламентским уполномоченным после длительных переговоров удалось завербовать всего лишь около 2 тысяч человек вместо намеченных 12 тысяч.

Несмотря на примирительное отношение армейского командования к решению парламента, армия в своем подавляющем большинство отвергла его. Это было результатом определенного влияния левеллеров, особенно Лильберна. Бакстер, известный пуританский проповедник, а во время гражданской войны – капеллан одного из кавалерийских полков, прекрасно знавший настроения солдат, свидетельствовал, что солдаты «настроены против короля и против всякой власти, кроме народной». Бакстер также сделал весьма интересное наблюдение: «Памфлеты Лильберна цитируются солдатами как статьи законов».

Сопротивление армии парламенту означало, что армия все больше превращалась в грозную для пресвитериан политическую силу. Начало борьбы с парламентом создало в армии еще более благоприятные условия для развертывания агитации сторонников Лильберна. Конфликт между армией и парламентом при наличии колебаний среди армейской верхушки выдвинул левеллеров, близкую солдатским массам демократическую группировку в армии, на первый план.

2.1 Политические течения.

Одной из важнейших особенностей английской революции XVII века является своеобразное идеологическое оформление ее социально-классовых и политических целей. В преддверии и в ходе революции определились два лагеря, представлявших противоположные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители «старого», феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем «очищения» англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, независимой от королевской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто светский характер, во многом объяснялась особой ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме пуританизма, выполнявшего идеологическую функцию в процессе мобилизации сил революции.

Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20-30-е гг. XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен, как в церкви, так и в государстве.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения: пресвитериане, индепенденты и левеллеры.

Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан. Пресвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или «конституционным», развитием революции, а затем переходом к гражданской войне. 13

Индепенденты, политическим лидером которых стал Оливер Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свобод слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания, независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. «Индепендентский», радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившийся затем в военную диктатуру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к реставрации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте «Народное соглашение» (1647 г.) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы «общего права». Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбы с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступали с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма, однако их влияние на ход событий было незначительным.

Выступавший за сохранение существующих порядков лагерь сторонников короля составляли придворная аристократия и феодальное дворянство, а также обладавшая большими материальными богатствами и значительным влиянием среди части населения англиканская церковь.

2.2 Конфликт между парламентом и армией.

Пресвитерианское большинство в парламенте после пленения короля решило избавиться от армии и лишить опоры индепендентов. К весне 1647 г. армии было не выплачено жалование на сумму 330 тысяч фунтов стерлингов, и решение о роспуске армии вызвало возмущение солдат и офицеров. В конце апреля 1647 г. солдаты выбрали своих представителей, называвшихся агитаторами, и собрание агитаторов 7-16 мая 1647 г. учредило первый в мире Совет солдатских агитаторов 14 . Парламент пошел на уступки, выплатив жалование за два месяца в счет долга, но эта подачка не остановила солдат. Весной 1647 г. группа агитаторов подала в парламент петицию, которая изобличала его в нарушении вольностей и привилегий англичан, а также требовала уничтожения церковной десятины, отмены монополий, передачи верховной власти палате общин, лишения права вето короля и лордов, политического равноправия всех сектантов, дешевого судопроизводства и ведения дел в суде на английском языке.

Перечисленные требования входили в программу левеллеров, т.е. той группы индепендентов, которая проповедовала наиболее радикальные идеи уравнительности, получившие наиболее полное отражение в их программе «Народное соглашение» (1647). Парламент арестовал петиционеров, а петицию приказал сжечь рукой палача. Но это были символические акции, главным же было решение парламента о роспуске такой своенравной армии. Начиная с 1 июня 1647 г. Кромвель, как и ряд других командиров, встали в этой борьбе на сторону армии, которая, не доверяя парламенту, доставила короля в свой лагерь 15 .

Движение левеллеров, особой части радикальных пуритан, оказало в узкий промежуток времени сильное влияние на развитие событий в Англии. С 1646 г. группа левеллеров в Лондоне говорила, что парламентское противоборство с королем и суверенность парламента могут быть обоснованы только в том случае, если суверенитет исходит от народа. Но если народ является сувереном, то парламент-не более чем представительство народа. И беднейшие, и самые богатые обладают равными правами голоса, утверждали левеллеры. Они выдвигали требования реформ (в дополнение к перечисленным выше): перераспределение права голоса, ликвидация монархии и палаты лордов, выборы шерифов и Верховного суда, проведение правовой реформы, гарантии собственности копигольдеров, ликвидация огораживания, собственности церкви, воинской повинности, акцизных сборов, привилегией пэров, корпораций и торговых компаний.

Левеллеры имели широкую поддержку среди подмастерьев и мелких мастеров Лондона. Они быстро установили свое влияние на агитаторов. Агитаторы проповедовали в армии еретическую демократию и пользовались столь большим влиянием в армии, что с ним не мог не считаться даже Кромвель.

Описание

Целью данной работы является рассмотрение политической борьбы в Англии после первой Гражданской войны. В данной курсовой работе раскрывается сущность конфликта парламента с армией и борьба политических сил.
В рамках достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Определить политические и экономические результаты первой гражданской войны.
2. Проследить процесс развития конфликта парламента с армией и борьбу политических сил.
3. Изучить итоги противостояния.

течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии, правое крыло пуритан. Выступали против королевского абсолютизма и поддерживавшей его англиканской церкви, сыграли важную роль в Английской революции XVII в. В 1640-1648 гг. фактически у власти до т. н. Прайдовой чистки. Как религиозное течение П. - разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРЕСВИТЕРИАНЕ

англ., ед. ч. presbyterian, от греч. presbuteros - старший) - приверженцы ортодоксально-кальвинистских церквей (см. Кальвинизм) шотл.-англ. происхождения; политич. партия периода английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианская церковь в Шотландии была основана учеником Кальвина Дж. Ноксом; здесь уже в 1560 парламентом был принят пресвитерианский символ веры, а в 1592 пресвитерианская церковь была окончательно признана государственной. В 70-е гг. пресвитерианские общины возникли в Англии; П. составляли правое крыло пуритан. Олигархич. устройство пресвитерианской церкви (гл. роль в церк. управлении играли пресвитеры -старейшины, что передавало фактич. руководство церк. общинами в руки наиболее богатых прихожан) делало ее удобной для наиболее богатой части пуритан. От демократич. направлений пуританизма П. отличало требование строгого единообразия церк. культа, церк. централизации. С началом революции П. приобрели значение политич. партии, выражавшей интересы богатого купечества и банкиров Лондона, а также части зем. аристократии, связанной с капиталистич. формами произ-ва в с. х-ве. В собравшемся в 1640 Долгом парламенте П. имели значит. большинство и фактически стояли у власти до конца 1648; первоначально в их руках находилось и руководство парл. армией (граф Эссекс, граф Манчестер и др.). П. стремились использовать в качестве политич. орудия своего господства новую пресвитерианскую церковь, сменившую в качестве государственной старую англиканскую: после того, как в 1643 с Шотландией была заключена "Торжественная лига и ковенант" (см. "Ковенант"), пресвитерианство было введено в Англии в качестве обязательного для всех вероисповедания (декларировано постановлением 23 дек. 1644 т. н. Вестминстерского собрания (заседавший в 1643-49 кальвинистский синод); оно же выработало т. н. Вестминстерское исповедание, ставшее пресвитерианским символом веры). Однако узкоклас. политика П., к-рые считали революцию законченной, боялись народа, стремились к соглашению с королем, не соответствовала интересам не только нар. масс, но и широких слоев буржуазии и нового дворянства, группировавшихся вокруг индепендентов. В кон. 1648 после изгнания из парламента большей части П. (см. Прайдова чистка) власть перешла к индепендентам. В дальнейшем П., настроенные монархически, перешли в лагерь контрреволюции и способствовали реставрации Стюартов (1660). В качестве религ.-церк. течения пресвитерианство, кроме Шотландии и Англии (где П. получили свободу вероисповедания в 1689), распространилось в США (здесь пресвитериан больше, чем в к.-л. другой стране), нек-рых бывших англ. доминионах и колониях. По существу пресвитерианскими являются и другие ортодоксально-кальвинистские церкви (называемые чаще реформатскими). Лит.: Stephens J. V., The Presbyterian churches, divisions and unions, in Scotland, Ireland, Canada and America..., Phil., 1910.