Проект по русскому языку: "семья слов". Создание продукта проектной деятельности

Русский язык

Тема урока: «Состав слова».

Пояснительная записка.

Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.

Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, илидля самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.

Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».

Урок можно проводить в клссах по любому УМК по русскому языку в начальной школе.

ХОД УРОКА

I. Тема. Цель урока

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»(Слайд 2) постанциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).

– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5).
– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах.

– Что называется корнем слова?

(На доске появляется определение корня слова).

– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».

(Слайд 8). (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

VI. Знакомство с окончанием (Слайд 9).

– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

Но что это?Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

(По щелчку появляются окончания слов)

– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания?

(Слайд 10) (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. (Слайд 11).

-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

V. Физкультминутка

– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).

– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у - и суффиксы –ил- , получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

А зачем нужны приставки и суффиксы?

VII . Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).

(См. «Задания для работы в группах)

VIII. Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 16).
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16,17)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 18, 19)

Для чего служит суффикс?

– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.

– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)

IX . Закрепление

– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).(Слайд 23)
– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».

– Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).

X. Итог урока

(Слайд 25).

XI . Задание на дом.

Начать тест
Использован шаблон создания тестов в PowerPoint
http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1002/1b/941e28d57398.png.html книга
http://forum.materinstvo.ru/uploads/journals/1315568882/j306502_1315581892.png книга
http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i204/1009/cd/5a708d8ef142.png.html девочка с книгой
http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i168/1009/16/56d6ff6ec534.png.html мальчик и девочка за партой
http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i167/1009/b9/69fd592169dc.png.html мальчик
http://s60.radikal.ru/i167/0809/09/2de75a8025ea.png чернильница, перо
http://forum.materinstvo.ru/journal.php?user=47804&print=151097 карандаш
Время: 0 мин. 47 сек.
Время: 0 мин. 25 сек.
ещё
исправить
Как называется общая часть родственных слов?
КОРЕНЬ
ОСНОВА
СУФФИКС
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется …
ПРИСТАВКА
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется …
ОКОНЧАНИЕ
КОРЕНЬ
ОСНОВА
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется …
СУФФИКС
ПРИСТАВКА
ОКОНЧАНИЕ
Укажи слова, которые соответствуют схеме:приставка, корень, суффикс, окончание:
ЗАМОРОЗКИ
ПОДРУЖКА
ПОДГОТОВКА
РАССКАЗЫ
КАРАНДАШИК
НЕНАСТНЫЙ
исправить
ответ готов!
Укажи слова, в которых есть суффикс:
ЕЗДОВОЙ
КОРАБЛИК
ПЛОЩАДКА
ПЛОЩАДИ
ПОХОДЫ
ПРИКАЗЫ
исправить
ответ готов!
Укажи слова, в которых нет приставки
СЛЕЗИНКА
СТАНЦИЯ
СЛЕПОЙ
СТАНЦЕВАЛ
СДЕЛАЛ
СДОБРИЛ
исправить
ответ готов!
Укажи слова с приставкой под –
ПОДСКОЧИЛ
ПОДДЕЛАЛ
ПОДОКОННИК
ПОДАВАТЬ
ПОДРУГА
ПОДОРОЖНИК
исправить
ответ готов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

Формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...


Проект урока русского языка
по теме:
Правописание
соединительной гласной
в сложных словах.
(3 класс)
Разработала Безбородова Е. А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 121
г. Нижнего Новгорода
Цель урока: научить детей обозначать буквой безударную соединительную гласную букву в сложном слове.
Задачи.
Повторить определение сложного слова.
Создать ситуацию успеха при повторении способов проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова.
Создать проблемную ситуацию, помогающую детям ощутить потребность в новых знаниях.
Формировать общепредметные умения. Ставить учебную задачу.
Формировать пошаговый и итоговый самоконтроль с помощью технологических карт.

Конспект урока.
Этап урока Содержание Ответы детей
1. Орг. момент Звенит звонок весёлый,
Ребят он в класс зовёт.
Лениться мы не будем,
И нас удача ждёт. 2. Актуализация
знаний Начинаем нашу работу с проверки домашнего задания. Как называются слова которые вы выписали? Докажите.
Расскажите, что вы знаете о сложных словах.
Запишите красиво буквы и о а е.
Какие звуки обозначают эти буквы?
Какой процесс происходит с гласными звуками в корне слова? От чего зависит позиция гласного звука?
Назовите пары гласных букв, обозначающих чередующиеся гласные звуки. Запишите их соединения.
Возьмите технологическую карту (ТК)
Какими словами можно назвать то, что изображено на рисунках?
Запишите эти слова в ТК с пропуском опасных мест.
Создание ситуации успеха.
Дети читают задание в ТК.
Подчеркни опасные места согласных звуков. Какую орфограмму ты выделил?

На доске и в ТК фиксируется схема проверки парного согласного звука в корне слова.
Подчеркни опасные места гласных звуков. Какую орфограмму ты выделил?
Как проверить написание этих букв?
На доске и в ТК фиксируется схема проверки безударного гласного звука.
Итак, что мы знаем?
Миролюбов, Добронравов и т. д. сложные слова.
В слове Миролюбов 2 корня - мир и люб. Однокоренные слова- мир и любить.
Слово, у которого 2 корня называется сложным. Чтобы выделить корни в сложном слове, надо подобрать 2 однокоренных слова.
Гласные.
Позиционное чередование гласных звуков.
От ударения.
И е о а
Носорог, листопад.
Н_с_ро_
Л_ст_па_
Парный согласный звук в корне слова.
Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук или сонорный. Проверочные слова падать, рога. В корне пишу буквы д, г.
Безударная гласная в корне слова.
Надо подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. Проверочные слова лист, нос. Пишу безударные гласные и, о.
Мы знаем, как проверить написание парного согласного в корне слова и безударного гласного в корне слова.
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Все ли опасные места гласных звуков мы проверили? Почему?
Как называется слово, в котором нам встретилось опасное место?
Где находится звук, который мы не смогли проверить?
Какой это звук, гласный или согласный?
Почему мы не можем сразу записать букву?
Что мы будем узнавать?
Учебная задача фиксируется на доске и в ТК в виде схемы.
Буква между корнями сложного слова называется соединительной гласной. Тема нашего урока правописание соединительных гласных в сложных словах. Нет. Звук находится не в корне. Мы не знаем правило.
Сложное.
Между корнями сложного слова.
Гласный.
Звук безударный.
Как обозначать буквой безударный гласный звук между корнями сложного слова.
.
4. Изучение нового материала. Дети читают задание в ТК и выполняют их.
Прочитайте слова.
Выделите в словах корни. Подчеркни гласную букву между корнями.
землекоп белоснежный
мореход садовод
камнепад водопад
Что вы заметили?
Запишите букву, которую подчеркнули в окошки.
Работа в парах.
Понаблюдайте за написанием соединительных гласных, подумайте, когда пишется е, а когда о?
Новое знание фиксируется в виде схемы на доске и в ТК.
Образуйте новые слова.
Пеший + ходить =
Лежать + бок =
Какую соединительную гласную вы написали?
Дополните правило.
Схема на доске и в ТК дополняется.
Прочитайте правило в учебнике на стр. 89. Сравните правило со своим открытием. Детям раздаются памятки с новой схемой и правилом для индивидуального пользования.
В 1 столбике между корнями пишется буква е, во 2 столбике – о.
После корня, который оканчивается на твёрдый согласный пишется буква о, после мягкого согласного – буква е.
Пешеход
Лежебока
Букву е.
После букв ж и ш пишется соединительный гласный е.
5. Первичное закрепление. Упражнение 126. Запишите сложные слова, вставляя соединительные гласные и обозначая орфограммы. Пишу водолаз. Однокоренные слова вода, лазить. Корни вод, лаз. Пишу соединительный гласный о, потому что перед ней твёрдый согласный звук.
6. Итог урока. С какой новой орфограммой познакомились?
Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
Когда пишется о?
Когда пишется е? Соединительный гласный в сложных словах.
О,е.
После твёрдых согласных.
После мягких согласных, ж, ш.
7. Домашнее задание. Упражнение 1 на странице 97. Выполняется аналогично упражнению 126, которое разбиралось в классе.

Ларионова Галина Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 27,

г. Тверь

Русский язык

3 класс

Тема урока: «Состав слова».

Пояснительная записка.

Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.

Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.

Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».

Урок можно проводить в клссах по любому УМК по русскому языку в начальной школе.

ХОД УРОКА

I. Тема. Цель урока

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» (Слайд 2) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию .

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).

Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5).
– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах.

Что называется корнем слова?

(Слайд 6)

(На доске появляется определение корня слова) .

Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

(Слайд 7).

- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».

(Слайд 8). (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

Продолжаем наше путешествие дальше.

VI. Знакомство с окончанием (Слайд 9).

На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

(По щелчку появляются окончания слов)

Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания?

(Слайд 10) (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. (Слайд 11).

- – Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

(Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).

V. Физкультминутка

Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).

Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у - и суффиксы –ил- , получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

VII . Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).

(См. «Задания для работы в группах)

VIII. Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 16).
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16,17 )
– Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 18, 19)

(Слайд 20)

Для чего служит суффикс?

Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.

(Слайд 21)

А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)

IX . Закрепление

Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются). лайд 23)
– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).

Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

(Слайд 24)

На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».

Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).

X. Итог урока

(Слайд 25).

X I . Задание на дом.