Первые впечатления о камере FUJIFILM X-H1. Обзор системной фотокамеры FujiFilm X-M1

Fujifilm X-A10 представляет собой модель начального уровня, предназначенную для тех, кому при фото- и видеосъемке уже не хватает функционала и качества изображения, которые предоставляют смартфоны, а главное, хочется использовать сменные объективы, а готовность к полномасштабным инвестициям в дорогие и «продвинутые» камеры для профессионалов и энтузиастов пока не вызрела.

Несмотря на вполне доступную цену (примерно половина стоимости современного «навороченного» камерофона), Fujifilm X-A10 обладает почти всеми основными достоинствами современной беззеркальной камеры.

Для начала предлагаем посмотреть наш видеообзор Fujifilm X-A10:

Полное наименование Fujifilm X-A10
Старт продаж I квартал 2017 г.
Байонет Fujifilm X mount
Корпус композит
Сенсор (матрица) КМОП (CMOS) 23,6×15,6 мм APS-C
Число эффективных пикселей изображения 16,3 млн
Максимальное разрешение 4896×3264
Эквивалентная светочувствительность ISO 200—6400 (расширение до ISO 100—25600)
Разрешение фотоснимков 4896×3264, 3456×2304, 2496×1664, 4896×2760, 3456×1944, 2496×1408, 3264×3264, 2304×2304, 1664×1664, панорамы 2160×9600, 2160×6400, 9600×1440, 6400×1440
Формат файлов фотографий JPEG (Exif Ver 2.3) / RAW (RAF) / RAW+JPEG
Видео Full HD 1920×1080 30p/25p/24p (непрерывная запись до 14 минут);
HD 1280×720 60p/50p/24p (непрерывная запись до 27 минут)
Формат видео MOV H.264 с записью аудио в Linear PCM
Экспозамер TTL, 256 зон, многозонный, центровзвешенный, точечный
Экспозиционные режимы программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной
Экспокомпенсация ±3 EV с шагом в ⅓ EV (видео — ±2 EV)
Диапазон выдержек механического затвора 4—1/4000 с в программном режиме;
30—1/4000 с в остальных режимах;
выдержка от руки (до 60 минут)
Диапазон выдержек электронного затвора 1—1/32000 с
Выдержка X-синхронизации 1/180 с
Скорость непрерывной съемки 6 кадров/с (до 20 кадров в JPEG), потом 3 кадра/с (количество кадров ограничено емкостью карты памяти)
Автоматический брекетинг по экспозиции (±⅓, ±⅔, ±1 EV);
по видам фотопленки (до трех);
по динамическому диапазону (100%, 200%, 400%);
по светочувствительности (±⅓, ±⅔, ±1 EV);
по балансу белого (3 установки)
Автофокус контрастная детекция TTL по 49 зонам;
ручной, многозонный, точечный;
однокадровый и следящий
Баланс белого авто, пользовательский, прямая установка цветовой температуры (2500—10000K);
предустановки: ясно, тень, флуоресцентный (дневной, теплый, холодный), лампы накаливания, подводная съемка
Автоспуск 2, 10 с
Встроенная вспышка ведущее число 5 м при ISO 100 (7 м при ISO 200);
режимы работы: авто, принудительная, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, подавление эффекта «красных глаз» (плюс комбинации этого режима с режимами синхронизации), выключена
«Горячий башмак» нет
Дисплей ЖК, несенсорный, 1 млн. пикселей, откидной (до 180°), покрытие поля зрения ≈100%
Режимы фотосъемки улучшенный авто с сюжетными установками, программный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, с параметрами пользователя, ночь, спорт, пейзаж, портрет
Режимы моделирования фотопленки Fujifilm 6 видов: Provia (стандартный), Velvia (усиленный), Astia (мягкий), Classic Chrome, черно-белый, сепия
Динамический диапазон авто, 100% (без ограничений по ISO), 200% (ISO 400 и выше), 400% (ISO 800 и выше)
Улучшенные фильтры игрушечная камера, миниатюра, усиленный цвет, «высокий ключ», «низкий ключ», динамичные тоны, «рыбий глаз», мягкорисующий объектив, один цвет (красный, оранжевый, зеленый, синий, пурпурный)
Карты памяти один слот, SD/SDHC/SDXC UHS-I
Беспроводная связь Wi-Fi 802.11b/g/n
Интерфейсы USB 2.0 (Micro-USB), разъем для пульта ДУ RR-90, HDMI (Type D)
Батарея литий-ионная NP-W126S, до 410 снимков (с объективом Fujinon XF 35mm F1.4 R)
Размеры 117×67×40 мм
Вес с батареей и картой памяти 331 г
Цена в России (только корпус)

Виджет Яндекс Маркет

Цена в России (кит)*

Виджет Яндекс Маркет

* в комплекте с объективом Fujinon XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS II

Как видно из спецификаций, наша подопечная значительно «облегчена» в плане конструктивных особенностей: у нее нет видоискателя, а также «горячего башмака», к которому можно было бы подключить опциональный видоискатель. Сенсор изображения такой же большой, как и в старших моделях линейки, но предлагает разрешение лишь 16 Мп, а дисплей хотя и льстит любителям селфи, позволяя перевернуть его при съемке «лицом к себе», но не обладает чувствительностью к прикосновениям.

Зато возможности настройки разных параметров весьма богаты, и в этом плане Fujifilm X-A10 не уступит даже самым продвинутым системным камерам как самой Fujifilm, так и других производителей.

Конструкция и дизайн

Корпус камеры пластмассовый, но, тем не менее, достаточно солидный, не вызывающий особых сомнений в его прочности и надежности.

Сенсор, как и в других камерах серии Fujifilm X-A, обыкновенный байеровский, а не специфический X Trans, как у других, более дорогих камер производителя. Сохранена возможность моделирования видов пленки Fujifilm и внутрикамерного конвертирования картинки.

Камера продается в комплекте с несколькими объективами, из которых наиболее распространен Fujinon XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS II .

На передней панели помимо байонетного крепления и кнопки освобождения объектива расположен лишь прожектор подсветки автофокуса, он же — индикатор работы автоспуска.

Сверху располагаются основные органы управления и отсек для встроенной вспышки, которая может выбрасываться автоматически либо принудительно (вручную).
На задней панели, которая при фотосъемке для фотографа становится лицевой, установлены: дисплей, черное вертикальное колесо управления, пятипозиционный джойстик для навигации по точкам автофокусировки, меню и отснятому материалу, а также кнопки управления просмотром, записью видео и т. д.
Дисплей камеры не сенсорный, но откидывается для удобства кадрирования. В наиболее типичном случае его можно расположить под небольшим углом к вертикальной плоскости, чтобы компоновать кадр, немного опустив камеру вниз.
Вероятно, достаточно часто камера будет использоваться для съемки селфи. Для этого дисплей можно повернуть на 180° и развернуть «лицом к себе».
Конструктивные особенности рассчитаны на использование аппарата фото- и видеоблогерами. Например, при съемке селфи можно активировать спуск затвора не привычной кнопкой (ее в такой ситуации использовать неудобно), а нажатием на черное вертикальное колесо управления.
На верхней панели камеры расположены: главный селектор режимов съемки, горизонтальное колесо выбора параметров, кнопка спуска затвора, в основании которой установлен выключатель питания, и единственная программируемая функциональная кнопка.
На нижней панели под откидной крышкой скрывается отсек для установки батареи и карты памяти. В камере используются такие же литий-ионные аккумуляторы, как и во всех остальных моделях аппаратов системы Fujifilm X. Помимо этого, рядом имеется стандартная штативная резьба, которая расположена так, что ни батарею, ни носитель информации при работе со штативом заменить нельзя (нужно сначала снять камеру со штатива).

Управление камерой, в целом, организовано скромно. Нет не только механического селектора значений ISO и колеса экспокоррекции, но и переключателя режимов работы фокусировки с ручной на автоматическую. Впрочем, вполне вероятно, что начинающим не требуется ни то, ни другое.

Очевидно, именно начинающим фотолюбителям адресованы «улучшенные фильтры», то есть возможности цифровой обработки снимков, начиная от эффекта «рыбий глаз» и активного цвета и кончая «высоким и низким ключами».

Меню

Электронное управление камерой изобилует разнообразными настройками. Пожалуй, учтено все, что только возможно, поэтому даже беглое перечисление опций, доступных для выбора и активации из меню, заняло бы слишком много места. Вместо того, чтобы разъяснять все подробно, мы просто приведем здесь пару десятков скриншотов, а за деталями можно обратиться к .

Получив представление о том, как устроена наша испытуемая, перейдем к лабораторному практикуму, чтобы выяснить, на что она способна при «стендовой стрельбе».

Лабораторные испытания

Разрешение

Зависимость разрешающей способности от светочувствительности очень стабильна. В случае с RAW максимальное значение составляет 90%, а это отличный результат. Разрешение практически не падает вплоть до ISO 3200 и незначительно падает далее до ISO 6400. RAW для темной сцены немногим хуже — на уровне 85%. С JPEG ситуация несколько иная: в светлой сцене камере не удается догнать RAW даже на минимальной светочувствительности, но относительное падение разрешения меньше — вся кривая проходит в районе 70%. Разрешение в темной сцене ведет себя похожим образом, но в среднем ниже на 10%, а начиная с ISO 3200 падает ниже 60%. В итоге можем констатировать очевидное: для лучшей детализации следует в любой ситуации снимать в RAW.

Отметим, что значительной деградации картинки нет. Даже зерно от шумодава в RAW начинает заметно проступать лишь на ISO 6400. Цвета остаются адекватными, да и в целом картинка весьма приличная даже при большом увеличении.

ISO RAW, светлая сцена RAW, темная сцена
200
400
800
1600
3200
6400

Шумы

Теперь посмотрим, как камера справляется с шумами. В таблицах ниже приведены значения для X-A10, X-A2 и X-T20. Младшая в этой группе X-A10, конечно, уступает по шумам модели класса Т, но при съемке в JPEG дает меньше шумов, чем старшие модели X-A2 и X-A3, а RAW у них практически одинаковый.

RAW, фильтр шумов выключен, светлая сцена
ISO Fujifilm X-A10
N=1,6
Fujifilm X-A2
N=1,6
Fujifilm X-T20
N=1,3
3200
6400
RAW, фильтр шумов выключен, темная сцена
ISO Fujifilm X-A10
N=3,5
Fujifilm X-A2
N=3,5
Fujifilm X-T20
N=3,0
3200
6400
JPEG, фильтр шумов выключен, светлая сцена
ISO Fujifilm X-A10
N=1,8
Fujifilm X-A2
N=1,9
Fujifilm X-T20
N=1,6
3200
6400
JPEG, фильтр шумов выключен, темная сцена
ISO Fujifilm X-A10
N=3,4
Fujifilm X-A2
N=3,5
Fujifilm X-T20
N=3,5
3200
6400

Автофокус

Скорость и точность автофокуса, конечно, далеки от топовых беззеркалок, но лучше, чем у некоторых зеркалок. Можно сказать, что общий балл у X-A10 такой же, как у контрастного автофокуса Canon 7D Mark II. В общем, он весьма неплох — и не хуже автофокуса более дорогой X-A3.

Контрастный (гибридный) АФ,
условия съемки
Fujifilm X-A10 Fujifilm X-T20 Fujifilm X-T2 Sony RX-100 IV Nikon D5500 Canon EOS 7D Mark II
−1 EV, точность (сумма баллов) 269 295 282 245 279 286
−2 EV, точность (сумма баллов) 267 284 278 200 253 265
−1 EV, скорость (затраченное время) 54,9 37,0 30,1 29,2 114 62
−2 EV, скорость (затраченное время) 53,3 43,0 42,0 29,3 119 62
Контрастный или гибридный АФ Fujifilm X-A10 Fujifilm X-T20 Fujifilm X-T2 Sony RX-100 IV Nikon D5500 Canon EOS 7D Mark II
Точность (средний балл) 8,9 9,7 9,3 7,4 8,9 9,2
Скорость (200 / затраченное время) 1,8 2,5 2,8 3,4 0,9 1,6

Скорость съемки

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась. Вторая скорость, как правило, беспредельна.

Режим Первая скорость Предел первой скорости Вторая скорость
JPEG Low 3,0 к/с
JPEG High 5,6 к/с
RAW+JPEG Low 3,0 к/с
RAW+JPEG High 5,2 к/с 4,0 с 2,5 к/с

Скорость в «быстром» режиме довольно высокая и вполне соответствует заявленным характеристикам. Правда, RAW+JPEG выдает скорее 5 к/с, чем 6. Но производитель утверждает, что этой скорости хватит на 20 кадров — тут все сходится. В «медленном» режиме скорость соответствует заявленной, а количество кадров, как и утверждается, ограничено лишь картой памяти.

Практическая съемка

Первое знакомство с Fujifilm X-A10 сразу позволяет удостовериться, что перед нами полноценная цифровая камера со сменной оптикой, в которой есть практически все, кроме видоискателя. Впрочем, те, кто будут ее использовать, наверняка имеют опыт съемки на смартфоны и «цифрокомпакты» и мало знакомы с классической компоновкой камер, оснащенных видоискателем. Поэтому им, как говорится, все равно.

Камера обретает полную функциональность уже через секунду с небольшим после включения питания. Визирование по дисплею страдает все той же болезнью, что и при использовании всех аналогов: на ярком солнце экран совершенно «слепнет», и порой приходится кадрировать наобум, исправляя недостатки повторной съемкой той же сцены.

Откидной дисплей прекрасно работает при «самосъемке», а также в тех ситуациях, когда хочется приблизить объектив к поверхности земли или воды и вообще снимать с максимально низкой точки.

Автофокус при хорошем освещении работает надежно, но не очень быстро: как правило, задержка для подтверждения наведения на цель составляет около секунды. При очень высоком контрасте картинки и в условиях недостатка света ошибки становятся систематическими и частыми. Нас это заставляло иногда вообще переходить в режим ручной фокусировки.

Полевые испытания мы проводили в основном с объективом Fujinon XF 23mm f/2 R WR. Если использовалась другая оптика, это будет указано отдельно.

При фотографировании мы использовали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях “A”),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого,
  • без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено,
  • режим работы затвора — электронный.

Первая фотография — Дворцовая площадь с видом на арку Главного штаба. Санкт-Петербург. F4; 1/1800 с.

Детализация очень хорошая — во всяком случае, до той степени, до которой ее позволяет создать объектив Fujinon XF 23mm f/2 R WR. Цвета переданы правильно. Облака на небе хорошо проработаны. Тональные переходы плавные, детали в тенях и светах различимы.

При искусственном свете картина не менее удачная, как по специфике баланса белого, так и по проработке деталей, особенно в ярких светах. На следующем снимке — интерьер кафе на Невском проспекте. Санкт-Петербург. F2; 1/60 c; ISO 500.

Подъема ISO до 3200 (и даже несколько выше) можно не замечать: шум, конечно, возрастает по сравнению с рабочим ISO 200, но остается мало заметным и при этом не отличается назойливым характером. Следующий снимок сделан в Эрмитаже при F14; 1/10 c; ISO 6400. Даже при таком уровне шумы все еще довольно терпимые.

Отметим еще одно важное обстоятельство: шумовые артефакты «не забивают» собой значимых деталей изображения и не сильно понижают контрастность картинки.

В некоторых ситуациях камера обнаруживает склонность к крену баланса белого в холодные тона. Впрочем, это может быть одной из черт «характера» оптики. Снимок храма Покрова На Нерли в Боголюбово Владимирской обл., представленный ниже, был сделан при помощи объектива Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS при полном его раскрытии, фокусном расстоянии 18 мм, выдержке 1/3000 с, ISO 200.

У снимка своеобразная цветность (она, заметим, легко корректируется в ходе постобработки), но нельзя также не отметить еще раз отличной детализации по всему полю изображения и плавности переходов светотени.

В заключение приведем фото, сделанное в очень сложных для сенсора условиях: контровой свет, ярчайшие зоны облаков, сквозь которые светит солнце, глубокие тени и обилие мелких деталей. Это Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Владимирской обл. Объектив Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS при 18 мм и F8; 1/1250 c; ISO 200.

Как видим, света оказываются «выбитыми» только на месте самого солнца, в других зонах высокой яркости детали сохранены. Это означает, что мы имеем дело с сенсором достаточно высокого класса, который по некоторым своим характеристикам вполне достоин быть установленным в профессиональном, а не любительском аппарате.

Эти и другие фотографии можно посмотреть в галерее, куда мы решили собрать снимки без дополнительных комментариев. Данные Exif доступны при загрузке.

Фотографии профессионального фотографа Александры Мановцевой, снятые на камеры Fujifilm X-A3 и Fujifilm X-A10, можно найти в ее альбоме:

Съемка видео

Видео в стандарте Full HD, снимаемое нашей подопечной, вполне отвечает тем требованиям, которые могут предъявить к нему новички. Конечно, профессиональным его считать нельзя, но для блогеров и домашних просмотров оно пригодно.

Итог

Fujifilm X-A10 — любительская камера начального уровня, в которой все подчинено простоте и удобству. Она легка и компактна, но позволяет использовать полный комплект объективов, созданных для системы Fujifilm X. Это означает высокую степень преемственности аппарата и обещает побудить новичков не только совершенствовать свои навыки в фотографии, но и обновлять оборудование, сохраняя в полном объеме парк оптики и приспособлений.

Сенсор камеры дает возможность получать изображения высокого качества с хорошей детализацией, плавными светотональными переходами и достаточно точным балансом белого. Подъема эквивалентной светочувствительности до ISO 3200 можно не замечать, и даже при ISO 6400 качество снимков страдает не слишком сильно.

Fujifilm X-A10 вполне может обогатить опыт тех, кто доселе снимал только на компактные цифровые камеры и смартфоны, но наверняка будет полезной и более опытным фотолюбителям.

Благодарим компанию Fujifilm за предоставленные для тестирования камеру и объективы

Судя по всему, размытие модельного ряда – неизбежный процесс, о каких бы товарах речь не шла. Ни Apple со своими iPhone X/8/SE этого не избежала, ни Leica, в фотокамерах которой сегодня можно просто потеряться, ни Fujifilm. Компания, которая со старта своей X-серии делала ставку на ее эксклюзивность и элитность, постепенно наплодила сущностей, разобраться в которых с ходу не так уж просто.

Например, у Fujifilm сейчас сразу три «флагмана», если можно так выразиться в отношении фототехники. Наряду с классической с фирменным гибридным видоискателем также предлагается репортажная , а теперь еще и X-H1 – обе с более традиционным цифровым видоискателем, расположенным по центру - как в классических зеркалках. С ходу понять разницу в их позиционировании непросто, тем более что и по цене, и по скорости серийной съемки, и по тому, какие в них использованы сенсор и система автофокуса, эти камеры идентичны.

Ключевые отличия новинки – это уже упомянутая система стабилизации по матрице, измененная эргономика (это самая крупная камера в семействе Fujifilm), монохромный информационный экранчик на верхней панели, улучшенный видоискатель и расширенная функциональность при видеосъемке. Последнее можно считать видоопределящим фактором – по сути, это первая камера Fujifilm, которую всерьез предлагается использовать для видео. До этого возможность снимать ролики была для Fuji сугубо вторичной.

Насколько X-H1 изменит ситуацию на рынке универсальных аппаратов для фото- и видеосъемки и насколько она повлияет на восприятие компании в целом? Вот в том числе об этом мы и поговорим в обзоре.

Технические характеристики

Fujifilm X-H1 Fujifilm X-T2 Fujifilm X-Pro2
Сенсор изображения 23,5 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III 23,5 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III
Стабилизатор изображения 5-осевой Только встроенный в объективы
Эффективное разрешение сенсора 24,3 мегапикселя 24,3 мегапикселя 24,3 мегапикселя
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW
Формат видео MPEG 4 MPEG 4 MPEG 4
Байонет Fujifilm X mount Fujifilm X mount Fujifilm X mount
Размер кадра До 6000 × 4000 пикселей До 6000 × 4000 пикселей До 6000 × 4000 пикселей
Разрешение видео До 4096 × 2160 пикселей (24 кадра в секунду) До 3840 × 2160 пикселей (30 кадров в секунду) До 1920 × 1080 пикселей (60 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100, 25600 и 51200 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100, 25600 и 51200
Затвор
Электронный затвор: 1/32000 – 1 с;
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
электронный затвор: 1/32000 – 1 с;
длительная (Bulb): макс. 60 минут
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
Электронный затвор: 1/16000 – 1 с;
Длительная (Bulb): макс. 60 минут
Скорость серийной съемки До 8 кадров в секунду с механическим затвором, до 11 кадров в секунду с механическим затвором и батарейной ручкой, до 14 кадров в секунду с электронным затвором До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 14 кадров в секунду с электронным затвором До 8 кадров в секунду
Автофокус Гибридный, 325 точек, из которых 169 - фазовые, расположенные на матрице Гибридный, 273 точки, из которых 77 - фазовые, расположенные на матрице
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 256 точках, многоточечный/центровзвешенный/средневзешенный/точечный TTL-замер в 256 точках, многоточечный/центровзвешенный/средневзешенный/точечный
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 ступени ± 5 EV с шагом 1/3 ступени ± 5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет, внешняя комплектная Нет, внешняя комплектная Нет
Автоспуск 2/10 с 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Два слота SD / SDHC / SDXC(UHS-II) Два слота SD / SDHC / SDXC(UHS-II)
Дисплей 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях 3 дюйма, 1 620 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях 3 дюйма, 1 620 тыс. точек
Видоискатель Электронный (OLED с 3 690 тыс. точек) Электронный (OLED с 2 360 тыс. точек) Гибридный, оптический (92% охват) и электронный (OLED с 2 360 тыс. точек)
Интерфейсы HDMI, USB 3.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 2,5-мм разъем для пульта ДУ HDMI, USB, 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ, 3,5-мм разъем для наушников HDMI, USB, 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126 емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В)
Габариты 139,8 × 97,3 × 85,5 мм 132,5 × 91,8 × 49,2 мм 140,5 × 82,8 × 45,9 мм
Масса 673 грамма (вкл. батарею и карту памяти) 507 грамм (вкл. батарею и карту памяти) 495 грамм (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена , , ,

Внешний вид и эргономичность

Fujifilm X-H1 в бесконечных спорах о сравнении беззеркальных и зеркальных камер теперь обязательно попадет в одну лигу с a-серией Sony и – как обязательный пример мягкой иронии по поводу габаритов избавленных от пентапризмы аппаратов. X-H1 действительно очень большая – может быть, и не однозначно самая крупная “беззеркалка” на рынке, но точно одна из них. Тут и выступ для хвата на манер полнокадровой зеркалки, и внушительный информационный экран, и горб, в который спрятан электронный видоискатель. Очевидно, в случае с X-H1 разработчикам не ставили задачу создать компактную камеру, сместив приоритеты в сторону эргономичности.

Конечно же, аналоговые признаки Fuji на местах – на верхней панели растут два селектора, причем оба – двухэтажные. Менять диафрагму предлагают при помощи кольца на объективе. Тыльный экран – поворотный, причем не только в вертикальной плоскости, но и с возможностью отклонения, как на X-T2. Кнопки свободно рассыпаны по корпусу. При этом кольца экспокоррекции X-H1 недосчитался из-за все того же информационного экрана – все-таки превращать эту модель в совсем уж неподъемного монстра Fujifilm не собиралась.

Габариты Fujifilm X-H1 – 139,8 × 97,3 × 85,5 мм. Для сравнения: у X-T2 – 132,5 × 91,8 × 49,2 мм. Сразу же притягивает взгляд толщина корпуса – это цена за внушительный выступ для хвата. Никаких компромиссов и необходимости покупать опциональную ручку - работать с X-H1 действительно комфортно. Можно удерживать ее в одной руке и снимать навскидку, можно плотно сжимать и вести аккуратно при видеосъемке. Это действительно «зеркальный» уровень комфорта при работе, сравнимый с тем, что мы получаем от Lumix GH5 – едва ли не главного конкурента новинки по мнению Fujifilm. Масса Fujifilm X-H1 также внушает уважение (и вызывает легкое чувство разочарования) – 673 грамма.

Цветовое решение только одно, увы. Fujifilm на сей раз предельно серьезна, никаких заигрываний с ретростилем. Так что X-H1 может быть исключительно черной. Изысканно красивой, как, например, все модели серии X100, ее тоже не назовешь – это брутальный инструмент.

При необходимости можно еще добавить ему суровости, купив и установив опциональную ручку вертикального хвата. В нее, помимо двух дополнительных батарей и клавиш-дублеров, спрятана пара разъемов – гнездо для внешнего зарядного устройства и выход на наушники.

Как ручка, так и сама камера защищены от влаги и пыли. Шасси X-H1 выполнено из магниевого сплава. Запас прочности и устойчивости к самым разным внешним воздействиям должен быть достаточным для любого фотографа. И хотя проверить ее возможности в разных климатических и погодных условиях у меня не было возможности, могу точно сказать, что как минимум на морозе и при снегопаде она не пасует. Интересно, как реагирует X-H1 на проливной дождь?.. Должна бы нормально - крышки все проложены резиной, прилегают к разъемам плотно.

На фронтальной панели Fujifilm X-H1 находится байонет с кнопкой высвобождения объектива характерной формы, переключатель режимов фокусировки, первый селекторный диск, программируемая клавиша, синхроразъем для вспышки и диод подсветки автофокуса.

Слева под единой крышкой спрятаны все разъемы: 3,5-мм для внешнего микрофона, порт USB 3.0 (microUSB) и microHDMI (Type D).

Справа находятся два слота для карт памяти стандарта SD. Оба работают с карточками UHS-II – это до сих пор настоящая редкость.

На верхней панели мы видим упомянутые сдвоенные селекторы – левый отвечает за регулировку ISO (его основание – за режимы протяжки/видео), правый – за выдержку (основание – за экспозамер). Между ними – многофункциональный разъем типа «горячий башмак», расположенный на выступе для видоискателя, в который по бокам вписаны отверстия стереомикрофона. Правее – кнопка спуска с язычком выключателя, клавиша, активирующая ввод экспокоррекции, и информационный монохромный экран с кнопкой, меняющей тип его подсветки (светлая или темная).

Снизу - отсек для батареи и карты памяти, а также резьба для штативной площадки. Они расположены далеко друг от друга – можно менять батарею прямо на установленной на штатив камере.

В врехней части тыльной панели прямо по центру – окошко электронного видоискателя с датчиком приближения и колесом диоптрийной регулировки. Слева – клавиши воспроизведения и удаления снимков. Справа – кнопки блокировки экспозиции и автофокуса, а также второй селекторный диск. Ниже мы видим вписанную в уступ для большого пальца клавишу вызова быстрого меню, джойстик управления точками фокусировки, пятипозиционную навигационную клавишу и кнопку смены отображаемой на дисплее информации. Ну, и конечно же, сам дисплей – с шарниром хитрой конструкции и сенсорной поверхностью.

Управление, видоискатель и дисплей

Следовало ожидать, что крупный корпус X-H1 позволит Fujifilm, которая давно славится своими гибким и заточенным под минимальное использование меню управлением, организовать максимально удобную схему. Но получилось, увы, с точностью до наоборот. Да, здесь используется хорошо проверенная схема с аналоговой регулировкой экспопары, селектор ISO – совсем не лишний, а «двухэтажные» кольца регулировки реализованы удачно, равно как и кнопочки блокировки селекторов. Проблемы в мелочах.

Исчезнувший переключатель экспокоррекции попытались заменить сочетанием «зажимай кнопку на верхней панели и крути диск на задней» – привыкнуть можно, но расположены эти два элемента относительно друг друга неудачно, пальцы приходится растопыривать в неестественном положении.

Быстрое меню в виде матрицы с мгновенным изменением настроек без перехода в подменю, как всегда, удобно, но кнопка его активации расположена просто провально – попадает прямо под большой палец. Не раз и даже не десять за время тестирования я не мог быстро поменять какие-то настройки, потому что не понимал, что мешает мне в этом зажатая совершенно случайно кнопочка с литерой Q. Редкий в мире серьезной фототехники эргономический просчет.

Еще одна странность заключается в применении сенсорного экрана – он здесь используется или для выбора точки фокусировки, или для спуска затвора/начала видеозаписи, а в основном меню он отключен.

В остальном управление X-H1 вполне привычно для людей с опытом использования камер Fujifilm. Даже есть пара бонусов вроде джойстика для быстрого выбора точки фокусировки, сразу двух селекторов, реагирующих на нажатие, и большого числа программируемых элементов.

На экран Live View можно вывести сетку, виртуальный горизонт, гистограмму – все это, правда, неочевидным образом настраивается через главное меню. Если вы предпочитаете строить кадр исключительно через видоискатель, на экране можно отобразить основные настройки.

Интерфейс камеры Fujifilm X-H1

Основной интерфейс сохранил логику последних моделей. Есть раздел «Мое меню», где можно прописать до 16 регулярно используемых функций. Сохранены и достоинства (возможность быстро перемещаться между разделами) и недостатки – некоторая нелогичность расположения настроек. Например, настройка Wi-Fi и его активация находятся в разных местах.

Дисплей на X-H1 почему-то установлен более простой, чем на X-T2 или X-Pro2, – это ЖК-матрица с диагональю 3 дюйма и разрешением 1 040 тыс. точек вместо трехдюймового ЖК с разрешением уже 1 620 тыс. точек. Объяснения этому просто нет – видимо, надо было на чем-то экономить. Зато есть шарнир, позволяющий менять положение экрана в двух плоскостях - на манер все того же X-T2. Если привыкнуть к необычной схеме (чтобы повернуть экран вбок, надо отодвинуть защелку), пользоваться им достаточно комфортно. К яркости и цветопередаче претензий нет.

Зато видоискатель на X-H1 очень хорош. Да, он не гибридный, как на X-Pro2 (должны же быть у нее свои уникальные особенности), но в своей цифровой лиге он может ходить среди лидеров – 0,5 дюйма, 3 690 тыс. точек, 100 % охват, коэффициент увеличения – 0,75x. К сожалению, обеспечить такой же уровень комфорта, как оптический видоискатель, он не может: даже притом, что картинка обновляется с высокой частотой и особо не стробит, задержка все равно чувствуется. Но по меркам ЭВИ он действительно хорош. Отдельно отмечу его расположение по центру с небольшим выступом – в отличие от ситуаций с X-Pro2 и камерами серии X-E, не упираешься носом в экран. Наглазник удобный, датчик приближения не гиперчувствительный, как у камер Sony a-серии, – отключить автопереключение между видоискателем и дисплеем не тянет.

К фотоаппарату можно подключать как внешнюю вспышку, так и пользоваться встроенной. В первом случае ее нужно будет включать через меню. Вспышки сторонних производителей с камерой не работают.

Впечатления от работы

Фотоаппарат смотрится выигрышнее и интереснее в сравнении с зеркалками и гибридными камерами из-за объектива. Он значительно светлее (светосильнее) традиционной китовой оптики (вроде 18-55/3.5-5.6 или 14-42/3.5-5.6), а также позволяет добиться хорошей глубины резкости. Набор элементов управления дает быстрый, почти мгновенный доступ к важным параметрам съемки; без сомнений, это ценится и молодыми пользователями, и уже опытными фотографами. По нашему опыту, заходить в главное меню понадобится только один раз, чтобы выставить системные настройки и указать какие-то свои личные предпочтения. В 95% ситуаций вам не придется нажимать ничего, кроме кнопок.

Фотоаппарат по своей концепции диаметрально противоположен беззеркальной системе Nikon 1 и беззеркалкам Sony NEX, где дебри меню - единственный способ качественно управлять камерой. И, тем не менее, меню Fujifilm традиционно отличается визуальной простотой. Для повышенного комфорта фотографов имеется одна программируемая клавиша Fn1. На нее можно назначить работу с ISO, параметрами автофокуса, распознавания лиц, цифровой зум и режимы симуляции пленки. Функция изменения чувствительности задействована на Fn1 по умолчанию. Как и в Canon G12, на экран можно выводить только съемочную информацию, а визирование производить через оптический видоискатель.

Fujifilm X10 - одна из немногих компактных камер, имеющая датчик уровня горизонта. Если честно, это далеко не самая необходимая вещь как в камерах вообще, так и конкретно в данной модели. Однако выстраивать композицию при съемке пейзажа с такой функцией - одно удовольствие.

В целом Fujifilm FinePix X10 можно рассматривать не только как качественную камеру, но и как вполне хипстерский аксессуар. Держать ее лучше двумя руками - так проще работать. Камера немного больше и тяжелее своего ближайшего аналога, фотокамеры Olympus X-Z1, который также располагает резким и светосильным зум-объективом.

Включается камера приблизительно за секунду, на фокусировку может тратиться от 0.5 до 2 секунд, в зависимости от освещенности и сложности сцены. В целом же камера шустрая, уверенно выполняющая свои функции.

Но есть и менее радостные моменты. К сожалению, с серийной съемкой все оказалось так же, как у конкурентов. Фотоаппарат делает до 6 кадров RAW+JPEG или до 7 JPEG, после чего либо задумывается до полной выгрузки изображений из буфера, либо переключается в режим съемки 2 кадра в секунду. Не будем сильно придираться: серийная съемка для компакта на хорошем уровне, а с быстрой картой памяти модель практически не доставит никаких неудобств.

Тестовые снимки, видео

Прежде, чем посмотреть на результаты ISO-тестов Fujifilm FinePix X10, следует кое-что прояснить. Камера честно выдает максимум в ISO 3200. На этом значении съемка возможна в любом из доступных разрешений (максимум 4000х3000 пикселей). На ISO 6400 максимальное разрешение снижается до 2816х2112, а на ISO 12800 - до 2048х1536.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего постоянного блога!
Сегодня я попытаюсь сделать обзор, а также привести результаты тестирования интересной новинки из портфеля компании Fujifilm – системной камеры Fujifilm X-A2.

Японская компания Fujifilm была основана в 1934 году и последние десятилетия незыблемо находится среди лидеров рынка фотографического оборудования мира, производя профессиональную и любительскую фотоплёнку, фотоминилаборатории, фотокамеры, расходные материалы для киноиндустрии и компьютеров, медицинскую технику и другие товары. Марка объективов Fujinon, выпускаемых компанией Fujifilm, известна профессионалам всего мира, которые успешно используют их с видеокамерами и фотоаппаратами.
Я тоже когда-то пользовался негативной фотоплёнкой Fujifilm, а после того, как в мире фототехники произошла цифровая революция, придирчиво выбирал не очень дорогого, но максимально широкого по своим творческим возможностям фото-друга, коим и стал фотоаппарат Fujifilm Finepix S5500, которому в этом году исполнится 10 лет! Да, он до сих пор работает, хотя уже потерял свой былой внешний лоск и кое-где на нём стёрлись надписи. Fujifilm доказал, что он может работать долго, радуя своего владельца сохранёнными воспоминаниями. Где он только ни побывал – и на вершине горы Демерджи был в насквозь промокшей под внезапным ливнем сумке, и на солнечном пляже, и под снегом в 25 градусный мороз. Я, конечно, не использовал его активно в последние годы, как в самом начале, так как обзавёлся полупрофессиональной техникой, но могу и сейчас его направить на решение самых трудных задач, и, уверен, что он с ними справится, хотя соревноваться ему с современной фототехникой уже ох, как не просто.
За 10 лет в качестве цифровой фотографии и в возможностях фототехники, конечно, произошёл большой скачок. Отснятые даже на “цифромыльницах” изображения теперь зачастую лучше выглядят, чем снимки, сделанные на профессиональную технику начала-середины 2000-ых годов. Этому в немалой степени поспособствовало усовершенствование технологии изготовления датчиков изображения и в не меньшей степени - развитие алгоритмов обработки изображений, реализованное в мощных процессорах фотокамер. Забегая вперёд, приведу сравнение внешнего вида фотокамер Fujifilm X-A2 и Fujifilm Finepix S5500, которые хоть и принадлежат к несколько разным подвидам (первая – системная камера со сменной оптикой, а вторая - суперзум), тем не менее, позволяют даже визуально определить качественный скачок в развитии фототехники, совершённый компанией Fuijfilm за эти годы.

ссылка на оригинал
ссылка на оригинал
Прежде всего, на современной модели бросается в глаза огромный экран, на котором можно просматривать опции настроек и изображения. Ну и разных режимов съёмки, скрытых в дебрях меню, тоже стало гораздо больше. Раньше в фотокамерах не было никаких примочек для дополнительной обработки изображения, теперь эти фильтры есть, а заодно даже появилась возможность беспроводной передачи снимков на компьютер. В 2005 году я об этом даже не мог мечтать!

ссылка на оригинал
Впрочем, оставлю, наконец, свои ностальгические воспоминания, перейдя конкретно к обзору комплекта Fujifilm X-A2 Double Kit.

ссылка на оригинал
Просто смотрите и наслаждайтесь эстетикой технического дизайна Fujifilm X-A2, получающего заслуженные награды от профессионалов.


ссылка на оригинал


ссылка на оригинал


ссылка на оригинал


ссылка на оригинал


ссылка на оригинал


ссылка на оригинал


ссылка на оригинал
Перед первым включением фотокамеры нужно полностью зарядить батарею, после включения меню настроек камеры выглядит так:


ссылка на оригинал
В меню, в принципе, всё понятно даже для фотолюбителя, но всё же я рекомендую предварительно ознакомиться с руководством пользователя фотокамеры. По крайней мере, я не ставлю перед собой цель написать второе руководство, которое заведомо будет хуже оригинального, поэтому перехожу к тестированию Fujifilm X-A2 в реальных условиях.

Тестирование

Для начала, пока не забыл, выражу своё удивление от поведения камеры во время фотосъёмки. Я, имея два зеркальных фотоаппарата, производящих приличный акустический шум во время спуска затвора, ожидал от незеркальной Fujifilm X-A2 полной тишины в работе и я ошибся. Во время съёмки камера издаёт несильный щелчок, а на корпус передаётся небольшая вибрация. Вибрация, конечно, несравнима с вибрацией при поднятии и опускании зеркала, но она есть. Шум происходит, как я думаю, от работы фокального затвора, применяющегося в X-A2. В общем, не проблема, но интересно. Связавшись затем с российским представителем компании Fujifilm, я выяснил, что только у электронного затвора вообще нет вибрации, эта опция доступна в более дорогих моделях камер. А в механическом затворе вибрация присутствует в любом случае, пусть и самая минимальная.
Шум матрицы.
Теперь, перехожу к исследованию характеристик электронного шума у матрицы Fujifilm X-A2 с включённой системой шумоподавления по умолчанию. Предметы фотографировались в лайт-боксе в ручном режиме установки экспозиции M, в качестве источника света использовались три люминесцентные лампы тёплого белого света. Баланс белого в камере был установлен в положение «Авто».
Вот пример сцены, а чуть ниже я приведу кропы кадров, сделанных при различной светочувствительности (от 100 до 25600).


ссылка на оригинал
Fujifilm X-A2, работающий в автоматическом режиме, зачастую даёт чуть более тёмную картинку, чем нам хотелось бы видеть на снимке. Это не страшно, так как экспозицию можно подтянуть в RAW-конверторе, даже при наличии изображения только формата JPG. Вот пример коррекции, показывающий насколько удачно известный программный движок SILKYPIX в RAW-конверторе, идущем в комплекте с камерой, справился с этой задачей.


ссылка на оригинал
А вот и обещанные примеры, показывающие уровень шумов на различных значениях ISO в оригинальных JPG.


ссылка на оригинал


ссылка на оригинал
По результатам этого теста можно сказать, что шумы на изображении практически отсутствуют вплоть до значения светочувствительности ISO1600. Со значения ISO3200 начинается некоторое ухудшение детализации и снижение чёткости границы переходов между областями различного цвета, вызванное работой системы шумоподавления, но шумы, как таковые, на изображении отсутствуют. На ISO6400 и ISO12800 начинает появляться шум, детализация изображения продолжает постепенно ухудшаться, но в целом изображение даже более качественное, чем у большинства современных цифрокомпактов на низких значениях ISO. Ну и если говорить уж совсем откровенно, то даже современные APS-C матрицы на любительских и полупро камерах выдают шум выше матрицы Fujifilm X-A2 уже после 1600 ISO. ISO25600 – предельное расширенное значение светочувствительности для Fujifilm X-A2, при этом значении ISO изображение становится чуть более светлым, мелкие надписи уже могут не читаться, шум выражен достаточно явно, но в целом картинка остаётся приемлемой по качеству для фотопечати и тем более - для использования на веб-страницах с последующим уменьшением и коррекцией. Цветопередача во всём диапазоне ISO остаётся достаточно реалистичной и не изменяется.
На мой взгляд, это превосходный результат, особенно по сравнению с полупрофессиональными и любительскими цифрозеркалками 2008-2010 годов, дающими явно выраженные шумы матрицы уже при ISO1600 – ISO3200.
Все тестовые фотографии в исходном разрешении можно посмотреть и скачать в моём альбоме: Тестовые фотографии Fujifilm X-A2 .
Автофокус.
Во время проведения фотосессии в лайт-боксе оказалось, что автофокусировка при слабом и более ярком уровне освещения у Fujifilm X-A2 проходит быстро и уверенно, итоговое изображение при этом радует глаз. А вот при очень слабом уровне освещения фокус “гуляет”, пытаясь зацепиться за какую-нибудь деталь изображения, но это происходит действительно только при очень слабом освещении. При съёмке видео в темноте автофокус тоже ведёт себя аналогично. Я думаю, что скорость работы автофокуса зависит от используемых объективов, на более дорогих и светосильных моделях автоматика будет работать более уверенно.
Светодиод подсветки автофокуса не очень яркий и в полной темноте качественно скомпоновать кадр с его помощью практически не успеваешь.
Фильтры.
Количество предустановок эффектов и фильтров имитации плёнки достаточно велико, они доступны как в самой фотокамере, так и в RAW-конверторе, позволяя сделать из исходного RAW файла почти всё, что душеньке угодно.


Как я уже упоминал раньше, в фотокамере есть целый ряд интересных творческих фильтров для фото, пример их работы можно увидеть на этой анимированной картинке:


Фотовспышка.
Встроенная фотовспышка показала свою корректную работу практически во всех условиях съёмки. Интеллектуальность фотовспышки приводит к тому, что на снимках практически отсутствуют пересветы близких объектов, обычно свойственные для простеньких вспышек, бьющих прямо в лоб. Свет вспышки удачно дополняет даже сложное освещение, ну а если вы снимаете предметы в лайт-боксе, вспышку можно принудительно направить на потолок лайт-бокса и получить при этом бестеневое освещение! Не беда, что ведущее число вспышки всего 7, компенсировать её недостаточную мощность поможет увеличение светочувствительности ISO в настройках камеры, либо использование внешних вспышек. Я, к примеру, поднял ISO до 3200.
Производитель рекомендует использовать фотовспышки Fujifilm EF-42, EF-X20 и EF-20. Первая, конечно, самая мощная и продвинутая, но протестировать работу Fujifilm X-A2 вместе с ними у меня просто не было физической возможности. Результаты работы встроенной фотовспышки я постарался свести воедино в одно анимированное изображение. Некоторая темноватость снимков в лайт-боксе вызвана внесённой отрицательной экспокоррекцией, а также тем, что фотокамера больше предпочитает “недодержать”, чем “передержать” изображение и это абсолютно правильно.


Цветопередача при использовании только света вспышки – превосходная.


ссылка на оригинал
Макро.
Настоящим макро, получающийся результат, конечно, назвать сложно, но в целом на снимках видны мелкие детали цветов и глубина резкости при этом, как и положено, стремится к нулю. Автомакро от 7 см - один из лучших показателей в классе, большинство конкурентов могут сфокусировать только с 30-40 см от объекта.
Макросъёмка при использовании объектива 16-50 мм.


ссылка на оригинал
Съёмка на максимальном ФР при использовании объектива 50-230 мм.


ссылка на оригинал
Портреты.
Портреты можно снимать как с использованием широкоугольного объектива, так и телевиком. Установка режима “Портрет” делает тона кожи немного более живыми, розоватыми, при этом также немного сглаживается фактура кожи, делая лицо более гладким. Я вряд ли когда-нибудь буду пользоваться этим режимом, так как являюсь любителем реалистичного изображения, но в целом подтверждаю: технология работает. С обоими объективами боке на портретах получается мягким, но с телевиком – более ярко выраженным.

оригинал, 16-50 мм, режим “Портрет”
оригинал, 50-230 мм, режим “P”
Качество “китовой” оптики.
Качество “китовых” объективов FUJINON SUPER EBC XC 16-50 1:3.5-5.6 OIS II и FUJINON SUPER EBC XC 50-230 1:4.5-6.7 OIS II оказалось выше, чем я ожидал. У них практически полностью отсутствует виньетирование и хроматические аберрации на всех фокусных расстояниях. Да, они не светосильны ввиду своей бюджетности, но дают прекрасную резкость и контраст даже на максимальном ФР.
FUJINON SUPER EBC XC 16-50 OIS II:

оригинал, ФР 16 мм
оригинал, ФР 50 мм
FUJINON SUPER EBC XC 50-230 OIS II:

оригинал, ФР 50 мм
оригинал, ФР 152 мм
Если изображение на тестовом фото где-то излишне кривится, то не стоит это принимать, как огреху объектива, просто измерительная мишень была напечатана на принтере на обычной бумаге, а снималось всё это с рук.
В целом же видно, что “китовая” оптика достаточно резкая и имеет неплохую передачу геометрии, ну а если же придирчивый читатель всё же найдёт небольшую “подушку”, то этот огрех легко может быть исправлен в RAW-конверторе.
Качество реального изображения.
Снимки, сделанные на объектив FUJINON SUPER EBC XC 50-230 F/4.5-6.7 OIS II:

оригинал, ФР 50 мм
оригинал, ФР 230 мм
Небольшой композиционный сдвиг вверх фотографий поезда вызван тем, что в пользовательском режиме отображения на экране внизу дополнительно выводится полоска ФР, которая при отсутствии сноровки может помешать вам правильно скомпоновать кадр, вы просто будете думать, что изображения под ней нет.

оригинал, ФР 205 мм
оригинал, ФР 50 мм

оригинал, ФР 230 мм
оригинал, ФР 230 мм

оригинал, ФР 50 мм
оригинал, ФР 230 мм

оригинал, ФР 50 мм
Одной из особенностей моего фотографического хобби является тяга к съёмкам при слабом или сложном цветном освещении, при этом повышенные требования возлагаются на технику, обеспечивающую такие съёмки. Это, прежде всего, малый шум матрицы, а также хорошая цветопередача на длинных выдержках. Естественно, я не мог не попробовать поснимать без штатива, используя прекрасные характеристики светочувствительности Fujifilm X-A2. Результатом я остался доволен.
Примеры снимков, сделанных на объектив FUJINON SUPER EBC XC 16-50 F/3.5-5.6 OIS II в достаточно сложных световых условиях:

ссылка на оригинал, ISO1600
ссылка на оригинал, ISO800

ссылка на оригинал, ISO800
ссылка на оригинал, ISO800

ссылка на оригинал, ISO1600
ссылка на оригинал, ISO3200
В вечернем сумраке фотоаппарат пытается сделать небо светлее, чем оно есть, поэтому приходится вводить отрицательную экспокоррекцию. При этом и выдержка становится более короткой, а значит фотография передаёт динамику движения прохожих. Автоматический баланс белого во многом правильно передаёт цвета.

ссылка на оригинал, ISO4000

ссылка на оригинал, ISO4000, -1EV
ссылка на оригинал, ISO4000, -1EV

ссылка на оригинал, ISO4000, -1EV
ссылка на оригинал, ISO4000

ссылка на оригинал, ISO4000
ссылка на оригинал, ISO2000

ссылка на оригинал, ISO400
ссылка на оригинал, ISO6400

ссылка на оригинал, ISO6400
Если честно, то работа шумоподавителя Fujifilm X-A2 при высоких ISO показалась мне несколько агрессивной, поэтому я немного покопался в настройках программы RAW-конвертора и добился изображений, напоминающих по фактуре шума плёнку. Это получилось сделать потому, что матрица у Fujifilm X-A2 шумит несравнимо более равномерно, я бы даже сказал, «благородно», чем, скажем, матрица у фотокамеры Pentax K20D, у которой после многих последовательно отснятых на длительной выдержке кадров уже при ISO200 начинают идти грубые цветовые шумы, располагаясь в основном по столбцам матрицы. Ничего, что здесь есть зерно, на фотобумаге оно не будет видно, зато на экране получилось более живое и менее причёсанное изображение.
ссылка на оригинал, ISO800
ссылка на оригинал, ISO4000
ссылка на оригинал, ISO4000
При съёмке обычными широкоугольными объективами (не tilt-shift) городских пейзажей обязательно проявляется проблема дисторсии, т.е. искажения перспективы высоких зданий и объектов, которые как бы начинают наклоняться вовнутрь кадра.


Как оказалось, эти искажения легко можно исправить силами RAW-конвертора, главное только снять главный объект с запасом снизу и с боков.

Вот примеры кадров с исправленной дисторсией.

ссылка на оригинал, ISO1600, -0,67EV
ссылка на оригинал, ISO1600
Я заметил, что при съёмках ночью или в сумерках, красные светящиеся надписи из-за длительной экспозиции получаются жёлтыми.

ссылка на оригинал, ISO1600, -1EV
ссылка на оригинал, ISO400
Съёмка в помещении в условиях смешанного освещения прошла довольно успешно, а в тестировании фотокамеры Fujifilm X-A2 невольно, сам того не ведая, принял популярный телеведущий Дмитрий Дибров, выходец из моего родного города. Fujifilm X-A2 не ударил в грязь лицом, показав потенциальную способность к репортажной съёмке.

ссылка на оригинал, ISO3200, -0,67EV
ссылка на оригинал, ISO1600

ссылка на оригинал, ISO6400
ссылка на оригинал, ISO400

ссылка на оригинал, ISO1600
Единственно, что мне не очень понравилось у “китовых” объективов, так это переотражение света ярких объектов на линзах при ночной съёмке, это бывает заметно на огнях уличных фонарей. Скорее всего, виноват опять же бюджетный уровень просветляющего покрытия линз.

ссылка на оригинал
ссылка на оригинал
Качество работы стабизизации изображения в объективах – выше всяческих похвал. Я без труда получил чёткие ночные снимки с выдержкой ¼ секунды! Это, естественно, без применения штатива.

ссылка на оригинал
ссылка на оригинал
Съёмка со штатива тоже показала прекрасное качество изображения (ISO640, F7,1, 5 сек.). По этому фото я было насчитал 14 лепестков диафрагмы в объективе FUJINON SUPER EBC XC 16-50 F/3.5-5.6 OIS II, но спецификация объектива говорит только о 7.


ссылка на оригинал
Динамический диапазон.
Динамический диапазон через меню можно изменять от 100 до 400%, либо выставить его в положение “Авто”. Максимальное значение доступно только при значениях ISO800 и выше, на ISO400 максимальный динамический диапазон равен 200%, на ISO200 и 100 – 100%. Не могу сказать, что снимки при изменении динамического диапазона волшебно преображаются, на вид просто изменяется контрастность изображения, а оно соответственно становится более равномерным. Небо при этом немного теряет свой драматизм. Если вы выставите значение ДД в “Авто” и будете снимать в RAW – не прогадаете, в любом случае потом сможете скорректировать картинку в конверторе.
Дисплей.
Дисплей – достаточно хорош по яркости и цветопередаче, но будет удобен людям с идеальным зрением. Мне, как пользователю очков, сейчас гораздо более удобен видоискатель, в котором можно ввести диоптрическую поправку, к тому же электронный видоискатель очень удобен при съёмках в яркий солнечный день, а также при съёмке динамичных объектов. В Fujifilm X-A2 он, к сожалению, не предусмотрен, но это плата за удешевление конструкции. Кстати, можете удивляться, но в моём старом Fujifilm Finepix S5500 он есть!
Прекрасно, что инженеры Fujifilm предусмотрели увеличение яркости дисплея при съёмке на солнце, это даёт хотя бы минимальный комфорт при работе с камерой, хотя настроиться на пролетающий высоко в небе самолёт будет трудновато.
Помимо собственно изображения, на дисплей выводится масса информации о режимах съёмки, ну а количество получаемой информации можно настроить в зависимости от того, что вам будет достаточно видеть на экране. Полезной, к примеру, бывает гистограмма яркости, либо фокусное расстояние при ручной фокусировке.


ссылка на оригинал


ссылка на оригинал
Поворотный дисплей позволяет делать фотографии, как держа камеру на вытянутых руках над собой, так и опустив её до уровня земли, в результате можно получить такие фото, которые раньше на обычных зеркалках можно было бы сделать, только если лечь на землю.


ссылка на оригинал, ISO800
Селфи.
Кто сейчас не знает, что такое “селфи”? Говоря по-простому, это запечатление своего лица на фоне красот природы, архитектурных памятников и природных катаклизмов. Занимается селфи, в основном, молодёжь. Главное при этом - иметь чувство меры и не довести своё увлечение до опасных для себя и общества проявлений. Так, у нас недавно погибла одна из школьниц, забравшаяся для селфи на железнодорожную цистерну, прямо под высоковольтный провод, а где-то за рубежом студент умудрился выстрелить себе в голову из травматического пистолета. Что я могу сказать на это? Только одно – люди, берегите себя!
Я, не являясь поклонником селфи, всё же протестировал эту возможность съёмки на Fujifilm X-A2, качество съёмки селфи оказалось гораздо выше, чем у любого смартфона или рядовой цифромыльницы, да и делать автопортрет теперь гораздо удобнее, правда вот смотреть на себя в высоком разрешении я просто не смог – на фото прекрасно видны все поры и огрехи кожи лица, а также те волоски, что плохо побрились. В общем, красивые молодые девушки, наверное, будут довольны и с удовольствием покажут в социальных сетях свои милые личики, ну а мне осталось только максимально уменьшить фото…


Скорость включения.
Камера включается реально быстро, даже без активации режима Quick Start. Пока камеру приведёшь в рабочее положение (снимешь крышечку объектива и направишь его в нужном направлении), камера давно успевает включиться и выйти на рабочий режим. Если камера уснула от бездействия во включенном состоянии, то нужно нажать кнопку спуска так, чтобы она проснулась. Проверку количества отснятых на одном заряде аккумулятора кадров я решил не проводить, так как это весьма примерная вещь, зависящая от многих факторов, даже от типа используемой карты памяти и насколько дольше камера пишет файлы на неё, заставляя фотографа держать её включённой. Естественно, если постоянно лазить по меню и настройкам, количество отснятых кадров тоже будет меньше заявленных производителем. Ну и, конечно, ещё один пожиратель энергии - вспышка, которую я использую явно не в 50% кадров, а только в случае необходимости.
Съёмка видео.
Съёмка видео не является сильной стороной фотокамеры Fujifilm X-A2, это, как бы, считается приятным бонусом. На диске режимов работы даже нет такого режима, отмеченного соответствующим значком. Из настроек в меню - только установка разрешения MOV файла (1920х1080 или 1280х720), а также установка режима работы фокусировки. В результате светочувствительность для съёмки будет использована та, что указана для фото-режима, использующегося в данный момент. Как показала практика, при сильном ветре микрофоны так же захлёбываются, как и на других камерах, а при очень слабом освещении автофокус начинает плавно «гулять» туда-сюда, ловя яркие детали. Иногда даже днём автофокус, потеряв объект, продолжает его искать. Возможно, это поправят в дальнейших прошивках Firmware, но пока-что на сайте Fujifilm имеется только та единственная версия 1.00, что прошита в камере. Настраивать фокус при видеосъёмке вручную достаточно неудобно, особенно в яркий солнечный день и при не идеальном зрении снимающего.
Примеры видео на хостинге YouTube:
1920x1080:




1280x720:

При просмотре записанного видео меня посетило чувство использования в Fujifilm X-A2 грубого преобразования разрешения матрицы, приводящего к ступенькам на диагональных линиях, пришлось загрузить видео в видео-редактор и сделать там скриншот. Ступеньки однозначно видны, а вот от чего они появляются, знают только разработчики, при этом в разрешении 1280x720 ступеньки наиболее отчётливо видны.


ссылка на оригинал
На видео ночного неба я так же заметил шумы.


ссылка на оригинал
Примеры видеороликов в оригинальном качестве можно скачать с Dropbox:
Пример видео 1
Пример видео 2
Пример видео 3
Пример видео 4

Программное обеспечение.

Производитель прилагает к фотокамере CD с программным обеспечением, но я предпочёл его скачать с официального сайта. ПО - достаточно разнообразно и включает в себя RAW FILE CONVERTER EX 2.0 на основе популярного движка SILKYPIX, программу MyFinePix Studio для печати, просмотра, импорта изображений и обмена ими через социальные сети, и утилиту автокопирования изображений на персональный компьютер FUJIFILM PC AutoSave, позволяющую передавать файлы через встроенный в фотокамеру модуль Wi-Fi.
К RAW-конвертору у меня претензий нет, это превосходная программа, правда местами очень странно переведено на русский язык её меню. Например, что такое «вкус» применительно к настройкам?

ссылка на оригинал
ссылка на оригинал
В RAW-конверторе присутствуют практически все необходимые инструменты для настройки баланса белого, имитации фотоплёнки, коррекции уровней светов, цвета, резкости, шумоподавления и геометрических искажений… Даже тот же динамический диапазон можно изменять, не заморачиваясь его включением через меню. Размер файлов RAW меня тоже удивил, при матрице в 16,3 Мп они имеют объём 25 МБ. Для сравнения, в 14 Мп Pentax K20D объём RAW файла 11 МБ. Похоже, все эти лишние мегабайты содержат добавочные биты цветности, обеспечивая более реалистичную цветопередачу.
В принципе, можно не устанавливать никакие программы, кроме RAW-конвертора, так как камера автоматически распознаётся операционной системой, после чего можно вручную скопировать файлы изображений и видео в необходимую папку.


MyFinePix Studio - вполне удобная программа, периодически обновляющаяся через интернет.





Настройка программы Fujifilm PC AutoSave неплохо расписана на официальном сайте, но там пока-что отсутствует перевод на русский язык.




Сама программа русифицирована и я ею удачно воспользоваться для передачи файлов с фотоаппарата на свой ноутбук.








Передача файлов через Wi-Fi идёт помедленнее, чем через USB, но в целом это удобно, если под рукой нет кабеля. Хотя, обычно в ноутбуках имеется кардридер, куда можно установить SD карту, тогда перенос большого массива файлов будет гораздо веселее. Я скопировал через Wi-Fi довольно большое количество файлов, включая видео, все файлы передались корректно, без ошибок и обрывов связи.



Воспользовавшись программой Fujifilm Camera Application для Android, можно передавать файлы с фотоаппарата на смартфон или планшет, а также воспользоваться их возможностями геопозиционирования для привязки снимков к местоположению. Снимки можно передавать как уменьшенные до разрешения 3 Мп, так и в оригинальном размере. Я во время тестирования связал камеру с планшетом.



Итог

Наверное, я не смог в своём обзоре на 100% продемонстрировать все возможности Fujifilm X-A2, как и написать руководство по эксплуатации этой камеры, чего я откровенно и не стремился сделать. Моей целью было посеять зерно знаний в умах читателей, знаний о технических возможностях фотокамеры и о том, как эти возможности вам с камерой в руках потом можно будет использовать. Вдумчивый фотограф-любитель или, даже, профессионал, сможет выжать из Fujifilm X-A2 всё, на что она способна, ну а начинающий фотограф сможет воспользоваться всеми наработками инженеров Fujifilm, постаравшимися предусмотреть интеллектуальные режимы съёмки для пользователей с полным отсутствием теоретического багажа знаний по фотографии. Уверен, после овладения азами творчества, в них проснётся интерес к дальнейшему самосовершенствованию.
Некоторые нарекания вызывает эргономика выступа на правой передней части корпуса камеры, который призван обеспечить надёжное удержание корпуса в руках фотографа. Надёжный хват получается только с использованием левой руки, придерживающей объектив. Возможно, это проблема только для крупных мужских рук, которой не будет в руках женщины или ребёнка, но обычная зеркалка сидит в руках гораздо удобнее, даже без батарейной ручки. Но, опять-таки, есть решение в виде дополнительного хвата.
Я долго думал, чего мне не хватает в Fujifilm X-A2? Наверное, электронного видоискателя, возможности делать HDR снимки и сшивать панорамы, качественной видеозаписи. Однако, трудно записать в слабые стороны фотоаппарата то, что в него не заложено производителем, поэтому скажу так: комплект Fujifilm X-A2 Double Kit полностью оправдал и даже превзошёл все мои ожидания. Его можно смело порекомендовать не только для семейного использования, как позиционируют камеру и набор маркетологи производителя, но она прекрасно подойдёт для репортажной съёмки журналистам небольших газет и веб-сайтов. Используя высокие значения ISO и серийную съёмку, на ней можно «надёргать» много неплохих кадров с пресс-конференций или презентаций, особенно если добавочно приобрести к ней вспышку Fujifilm EF-42. Любителям ночных сцен камера, несомненно, тоже очень понравится, а вот любителям видео-творчества лучше подобрать что-нибудь другое.
При аккуратном обращении камера сможет прослужить не один год, производитель заявил срок службы изделия в 5 лет, предоставляя двухлетнюю гарантию, но я уверен, камера может прослужить и дольше.
Если бы я оценивал достоинства фотокамеры Fujifilm X-A2 по 10-балльной шкале, то я бы выставил такие оценки:
качество изготовления – 10,
функциональная насыщенность – 9,
качество изображения – 9,
эргономика – 8.

Плюсы:

- превосходное качество получаемого изображения и файлов JPG,
- безупречное качество изготовления корпуса фотокамеры и объективов,
- отличная светочувствительность матрицы, позволяющая делать снимки при слабом освещении,
- прекрасное оптическое качество «китовых» объективов, практически полное отсутствие виньетирования и хроматической аберрации,
- превосходная работа системы оптической стабилизации изображения в объективах, позволяющая делать чёткие снимки даже ночью,
- множество творческих возможностей фотокамеры с использованием готовых предустановок и полностью ручных настроек,
- широчайшие возможности RAW-конвертора при преобразовании RAW в JPG и TIFF,
- “Авторежим” с распознаванием до 58 типов сцен, что очень полезно для начинающих.

Минусы:

- качество видеозаписи оставляет желать лучшего,
- при недостаточной освещённости объекта съёмки автофокус на китовых объективах «гуляет».