Первые очки. Кто изобрел очки? История изобретения

Книги читают,
А грамоты не знают.
Глаз нет,
А видеть помогают.

Очки - это самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для улучшения человеческого зрения либо для защиты глаз от различных вредных воздействий.
Очки состоят из линз, стеклянных или пластиковых, удерживаемых оправой, с прикрепленными к ней дужками.

Линзы были известны человечеству еще в древности. Изготовляли их не из стекла, а из горного хрусталя и различных драгоценных камней: сапфира, аметиста, бериллия, рубина.

Такие линзы сначала использовались лишь в декоративных целях. В Египте вставки из драгоценных камней часто помещали в глаза скульптурных изображений. Например, у статуй фараона Рахотепа и его жены Нофрет, датируемых 2600-2575 г.г. до н.э., зрачки были изготовлены из отшлифованных прозрачных кристаллов горного хрусталя.

Подобные линзы ученые находят во время раскопок на Ближнем Востоке и по побережью Средиземного моря.
Древнейшая линза была найдена при раскопках древней Ассирии. Это так называемая линза Нимруда, возраст которой составляет более 3000 лет. Она была найдена в 1853 году Остином Генри Лэйардом при раскопках одной из древних столиц Ассирии в Нимруде. Линза представляла собой небольшой овальный полированный кусок горного хрусталя в форме линзы, около четверти дюйма толщиной, одна из его сторон имела плоскую, а другая выпуклую поверхность. Лэйард обратился за консультацией к известному физику в области оптики Дэвиду Брустеру, который заявил, что таинственный предмет, возможно, использовался "либо для увеличения, либо для концентрации солнечных лучей". Но, поскольку, по словам физика линза была "очень слаба", чтобы что-то воспламенить, вероятнее всего, что она служила для увеличения.


Также похожие линзы обнаружили в Гордионе, древней столице царя Мидаса в центральной части Турции. 23 линзы с оптическими свойствами выставлены в музее древней критской цивилизации в городе Ираклион на острове Крит. Не менее 50 линз было найдено на месте раскопок Трои, хотя только о немногих из них стало известно в печати.


На шведском острове Готланд в кладе, зарытом около тысячи лет назад викингами, в 1999 году найдены линзы сложной асферичной формы из горного хрусталя. На острове нет месторождения этого минерала, поэтому предполагают, что викинги привезли их из своих плаваний. Подобная форма линз была теоретически рассчитана лишь в 17 веке Рене Декартом. В своей работе он указал, что эти линзы будут давать отличное изображение, но еще долго ни один оптик не мог их изготовить. Остается загадкой, кто и для каких целей мог их отшлифовать тысячу лет назад. Следует заметить, что тысяча лет – возраст клада, а возраст линз может оказаться большим.


Самое первое из античных свидетельств существования линз - упоминание зажигательных стекол (двояковыпуклых линз, фокусирующих солнечные лучи, используемых для разжигания огня) в комедии древнегреческого писателя Аристофана "Облака" (424 г. до н.э.):
"Стрепсиад: Вы видели у аптекаря тонкий прозрачный камень, которым зажигается огонь?
Сократ: Вы имеете в виду стекло?
Стрепсиад: Именно так.
Сократ: Хорошо, что вы будете с ним делать?
Стрепсиад: Когда мне пришлют вызов в суд, я возьму этот камень, и, держа его напротив солнца, я на расстоянии растоплю все написанное в судебной повестке". (Вызов в суд был написан на восковой табличке для письма.)

Согласно записям Плиния Старшего (23–79 г.г. н.э.) зажигательные стекла использовались и в Древнем Риме. Также в его трудах впервые упоминаются корректирующие линзы: известно, что из-за своей близорукости Нерон смотрел бои гладиаторов через большой изумруд (предположительно, вогнутый). И Плиний, и Сенека (3 г. до н.э. – 65 г. н.э.) описывают увеличительный эффект стеклянных шаров, наполненных водой. Так, Сенека писал: "Даже самые маленькие буквы легко разглядеть через стеклянную линзу, наполненную водой". Предприимчивые владельцы харчевен украшали такими шарами свои витрины. Плоды, погруженные в воду, увеличивались в размерах, а блюда сквозь шары казались привлекательнее.
В IX веке н.э. арабский ученый Аббас ибн Фирнас нашел способ выплавлять качественное стекло из песка. Он же изобрел "читальные камни" - крупные линзы, помещаемые прямо на страницы манускриптов.

В X веке появилось достаточно убедительное научное сочинение из области оптики - "Книга оптики". Его создал арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен). Аль-Хайсаму были уже известны сферические стекла. Он довольно точно излагает особенности преломления световых лучей через такие стекла и высказывает очень важную мысль: "Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы". И именно этого ученого следует считать одним из первых предшественников создателей очковой оптики.

Вторым был францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294 г.г.). Он тоже писал о сегменте стеклянного шара, считая его хорошим средством для тех, у кого слабые глаза и даже подарил один такой шар Папе Клименту IV.

В 1240 году труд аль-Хайсама был переведен на латинский язык, и западноевропейские монахи стали изготавливать полукруглые стеклянные линзы. Эти линзы располагали прямо на поверхности текста рукописи, при этом получали значительное увеличение букв или рисунка. Таким образом, стареющие монахи с плохим зрением вновь обрели способность к чтению.

Вначале линзы делали из кварца или горного хрусталя. Однако, эти материалы были не дешевыми и не позволяли получать линзы хорошего качества. Секрет тонкого, бесцветного и прозрачного стекла был найден в XIII веке в Венеции. Тайна эта строжайше охранялась вплоть до XVI столетия.

Значительно подешевев, приспособления для чтения становились все более популярными. Немаловажную роль в этом сыграло появление оправы. Чтобы стекло линзы не скалывалось, её края стали оправлять деревянными или роговыми ободками. Но очень скоро стало понятно, что линза на ручке гораздо удобнее, чем линза, положенная на страницу книги.

А к концу XIII века появились и первые настоящие очки. Предполагаемый год изобретения очков - 1284, а создателем первых очков считается Сальвино Д"Армате, хотя документальных подтверждений этим данным нет.
Первая попытка определить авторство изобретения сделана Карло Роберто Дати (1619-1676 г.г.) из Флоренции с помощью Франческо Реди в работе "Очки, являются ли они изобретением древности или нет?", приписавший изобретение Алессандро Спина (? - 1313), монаху и учёному из Пизы. При этом предполагалось, что даже если очки были изобретены ранее неизвестным мастером, то поскольку Спина самостоятельно и только лишь по общему описанию воссоздал метод изготовления очков, слава изобретателя по праву принадлежит ему.

Первые документальные свидетельства существования очков относят к 1289 году, описания очков встречаются у немецких миннезингеров. 23 февраля 1305 года во Флоренции брат-доминиканец Джордано да Ривалто упоминал в проповеди: "Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним".
Подлинники самых ранних очков до наших дней не сохранились. Однако спустя короткое время очки стали появляться на лицах персонажей фресок и миниатюр в рукописях. Самое первое изображение очков приписывают Томмазо да Модена - на фреске 1352 года им нарисован портрет кардинала Гуго де Сен-Шер, пишущего с очками на носу.

Начиная с 1300 года, в уставах гильдии венецианских стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.
Однако долгое время они были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол.
Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы:– дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.
Конструктивно самые первые очки представляли собой два монокля, ручки которых были соединены штифтом. Эти очки водружались на нос, и держались там за счет трения в шарнирном соединении.
Самые ранние из сохранившихся очков хранятся в аббатстве Винхаузена (Германия). Эти очки с деревянной оправой датируются серединой XIV века, около 1330 года. Они были найдены в 1953 году при проведении ремонтных работ.


Первыми из найденных учеными очков считаются фрагменты очков с костяной оправой, обнаруженные в шведском монастыре Альвастра в период с 1922 по 1938 годы.


А самый ранний сохранившийся очечник также был найден в Германии в 1982 году.

В том же 1982 году во Флоренции были обнаружены единственные из сохранившихся ранних итальянских очков.

Своей формой они очень похожи на очки с фрески Доменико Гирландайо, изображающей святого Жерома.

Затем появились очки с арочной дужкой. Переносица таких очков была немного упругой, и прижимала ободки к носу. За счет этого они сидели на носу прочнее, чем просто штифтовые. 500 лет спустя этот принцип крепления очков был возрожден в конструкции пенсне.

Оправу таких очков делали из дерева, металла, кости, но они еще не крепились на лице. Такие очки просто держали в руках перед глазами.

До изобретения книгопечатания большого спроса на очки не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Случалось нередко, что очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство.

По некоторым источникам, именно очки, как признак высокой образованности и мудрости, изображали, когда хотели подчеркнуть эти качества в персонажах картин. Поэтому они часто встречаются в полотнах на религиозные темы с изображениями святых и их окружения.

Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной.

К концу XV века в Западной Европе появилось большое количество торговцев очками.

Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее - в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519 г.г.). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались довольно широко, и все же долгие годы их действие связывали с какой-то волшебной, таинственной силой. Некоторые окрестили их даже "проклятым инструментом дьявола". Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза. Во Франции до XVII века носить очки в обществе считалось дурным тоном.

Нет точных данных о том, когда появились первые очки на Московской Руси, однако о них уже знали в первой трети XVII века. Так, в "Расходной книге денежной казне" царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены "очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется".

Несомненно, наиболее древние из всех сохранившихся до наших дней русских очков - очки Патриаршей ризницы, находящиеся в Оружейной палате. Футляр их серебряный, снаружи позолоченный, грушевидной формы, а на обеих его сторонах «резаны в травах птицы». Переносье ковано из серебра и прикреплено к роговой оправе стекол маленькими заклепками. Состоит оно из двух частей, соединенных шарниром, это дает возможность складывать очки пополам и убирать в футляр.

Конструкцию очков постоянно пытались совершенствовать. Так, появились очки с прорезями на переносице. Это было попыткой повысить гибкость переносицы очков, чтобы не затруднять дыхание носом.

В XVI веке стали вшивать очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке и носили, словно карнавальную маску.

Очки также закрепляли петлями за ушами. Эта идея родилась в Испании и особенно прижилась в азиатских странах, ведь фиксировать очки на коротких азиатских носах было сложно.

К концу XVI века научились крепить очки на голову с помощью ленты или кругового шнурка.

Некоторые приспособления позволяли прикреплять очки даже на шляпу. Такой способ ношения очков был распространен среди дам и высокопоставленных сановников, так как при приветствии они никогда не снимали шляпы.

Анна Доротея Тербуш. "Автопортрет"

От изобретения очков до массового распространения очков с заушниками прошло 450 лет. Как и в случае самих очков, нельзя точно назвать изобретателя заушников (возможно, это был английский оптик Эдвард Скарлетт), однако сроки их появления известны - это первые десятилетия XVIII века.

Первые заушники заушниками не были. Эти боковые опоры очков поначалу были короткими, и опирались на виски, а не на уши. Поэтому такие очки в западно-европейских языках называли "височными". Для лучшей фиксации "височные заушники" оканчивались круглыми площадками. Их форма облегчала также и снимание-надевание очков - заушники не должны были цепляться за длинные волосы или парики, бывшие тогда повсеместной модой, введенной еще Людовиком XIV в конце XVII века.

В 1797 году оптик Дадли Адамс запатентовал очки, которые металлическим обручем крепились на лбу, а с этого обруча вниз на глаза опускались линзы.

В дальнейшем височные опоры очков удлинились, стали проходить над ушами, и охватывать чуть ли не всю голову. Проблема надежной фиксации очков перед глазами при сохранении комфортности была, наконец, решена. Такие удлиненные заушники имели шарнир или кулису посередине, чтобы их можно было раскладывать или раздвигать при надевании, и складывать обратно так, чтобы очки помещались в очечник.

До XVIII века многим приходилось носить с собой пару очков - для чтения и обзора вдаль. Существовали модели с двумя дополнительными подвижными линзами.

В 1760-х годах Бенджамин Франклин изобрел бифокальные очки с двумя линзами разного типа в одной оправе. Нижняя позволяла читать, верхняя - смотреть вдаль.

Диоптрическая нумерация стекол была введена в 1873 году. Но лишь в конце XIX столетия специалисты стали назначать очки, основываясь на научных данных. Было установлено, что глаз обладает рефракцией (способностью преломлять лучи света) и аккомодацией, то есть возможностью видеть предметы, расположенные на различных расстояниях.

Однако врачи заметили, что некоторым людям не помогают ни выпуклые, ни вогнутые, сферические стекла. Такой недостаток преломляющей способности глаз назвали астигматизмом (от греческого а-частица отрицания, stigme-точка); изображаемые предметы не собираются в одной точке на сетчатке: человек видит их расплывчатыми.

Первым обнаружил астигматизм (у самого себя) английский естествоиспытатель Томас Юнг. А сущность и симптомы этого дефекта зрения описал голландский офтальмолог и физиолог Франциск Корнелис Дондерс. Он доказал, что при астигматизме помогают цилиндрические стекла, сформулировал правила их подбора.

Помимо основной функции - улучшения зрения - очки быстро стали модным украшением, и в течение времени у них менялись и форма стекол, материалы, форма и цвет оправы. В некоторые периоды времени очки являлись чисто атрибутом моды (например, популярность у мужчин в XVII веке больших ярких очков).


С середины XVIII века по середину XIX века были популярны круглая форма стекол с дугообразной перемычкой. В дальнейшем носовая перемычка имела "К"- и "Х"-образную форму, а стекла стали овальными и восьмиугольными.


С XVIII века в аристократическом обществе стали модны лорнеты.
По одному из мнений, лорнет появился в XV веке, и его история возникновения связана с переворачиванием "верх ногами" обычных очков. Переворачивание очков, дужка которых, как правило, была загнута вниз, было необходимо для её использования как ручки.


По другому мнению, лорнет являлся изобретением английского оптика Джорджа Адамса, появившемся в 1780 году как аристократический вариант очков с дополнительной ручкой для их держания. В первых моделях лорнетов использовалась металлическая оправа с круглыми проемами для линз, соединённых полукругом для удобного размещения на переносице, к которой присоединялась при помощи шарнира рукоятка для возможности держания рукой. В 1818 году начали изготавливаться складывающиеся лорнеты, которые открывались и закрывались небольшим рычажком. Позднее появились автоматически складывающиеся и раскладывающиеся лорнеты, приводимые в действие нажатием пружины.


Почти два столетия, до начала XX века, лорнет являлся популярным оптическим аксессуаром. Наибольшее распространение он получил у женщин, поскольку напоминал не столько оптический прибор, сколько элемент украшательства, способствовал созданию атмосферы изысканности, мог быть инкрустирован драгоценными камнями, слоновой костью, перламутром и другими украшениями, а также давал возможность использования лорнета в качестве предмета жестикуляции.

Умение пользоваться лорнетом для дам постепенно переросло в искусство великосветской беседы. Существовал термин "лорнирование", обозначавший прямой взгляд сквозь лорнет с продуманным настроем, например, нарочито небрежно, пристально.


Среди мужчин, особенно офицеров и дипломатов, во второй половине XIX века были популярны монокли.

Монокль как оптический прибор был изобретён в XIV веке. Первоначально он представлял собой линзу, закреплённую на длинной ручке, которая держалась над текстом либо перед глазами. В XVI веке ручка монокля потеряла свою функцию, поскольку получило распространение зажатие монокля с помощью мышц лица.

Любителями монокля были английский политик Джозеф Чемберлен, португальский политик Антониу ди Спинола, французские поэты Жан Морреас и Жан Лоррен.
Наибольшее распространение монокли получили в Германии и России. Но, при этом, во время Первой мировой войны в России монокль вышел из моды и повсеместного употребления. Причинами этого считаются патриотические соображения: русские отказывались от использования монокля для демонстрации различия с "воинственными тевтонами", которые более "страстно" относились к моноклю, и не спешили от него отказываться в годы войны.
Среди последних любителей монокля в России отмечают писателя Михаила Булгакова. Уже в советский период, после получения первого писательского гонорара за публикацию в газете "Гудок", Булгаков приобрел на "толкучке" монокль и сфотографировался с ним.


Впоследствии он любил раздавать эту фотографию друзьям и знакомым. Существует предположение, что для Булгакова монокль стал "эпатирующим символом буржуазности", признаком скрытой оппозиционности советскому строю.
Ношение монокля женщиной воспринималось как признак эмансипированности и вызова условностям общества. Автор одного из мужских журналов писал, что "женщина едва ли может нанести больший урон своей изящной натуре, своему темпераменту, своему естественному нраву, чем тот, который она способна нанести себе моноклем".
Тем не менее, некоторые женщины следовали мужской моде и предпочитали носить именно монокли. Так, Жорж Санд наводила монокль на незнакомых мужчин, чем их соблазняла или шокировала. Носили монокль и обычные женщины.

В США первой примерила на себя монокль Джин Мэхэн-Униак.

«При ослаблении зрения не остаётся ничего другого, как слушать чтение рабов», — сетовал Цицерон .

К великому счастью для всех, у кого нет возможности слушать чтение рабов, в 1280 году неизвестный венецианский стекловар (такова одна из версий, сохранённая историей) пролил жидкую стекольную массу, которая застыла так, что одна сторона получилась ровной, другая — выпуклой. Возникла линза! Она преломляла световые лучи и, если сквозь неё посмотреть, увеличивала контуры предметов. Lens с латинского — «чечевица».

Английский естествоиспытатель монах Роджер Бэкон (1214-1294 гг.), считавший, что короткая жизнь не норма, а отклонение, рекомендовал для продления активного возраста различные алхимические выдумки: то золото, то ладан, то змеиное мясо, а то и дыхание девушек. Но он оказался прав, обратив внимание на ценность увеличительных линз для пожилых людей с плохим зрением. Бэкон называл их «приспособлением» и даже подарил на пробу одно такое «приспособление» папе Клименту IV .

Естествоиспытатель монах Роджер Бэкон. Фото: www.globallookpress.com

Первоначально линзы располагали прямо на поверхности текста работавшие с рукописями стареющие монахи. Это давало им возможность видеть буквы и рассматривать рисунки. Позже появилась линза на длинной ручке, которую держали перед глазами или над текстом, — монокль. А первые очки на переносице — это два соединённых вместе монокля.

На фреске Томмазо да Модены в итальянском Тревизо монах «брат Угоне из Прованса» изображён уже в очках — в оправе со стёклами на переносице. Это 1352 год.

Интересно

Очки с затемнёнными стёклами из дымчатого кварца китайцы изготавливали… для судей. Очки должны были скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору. А в промышленных масштабах светозащитные очки впервые изготовили по приказу Наполеона для французской армии, воевавшей в Египте.

В комплекте с париком

Самые древние сохранившиеся до наших дней очки хранятся в немецком аббатстве Винхаузен. Они в деревянной оправе, датируются 1330 годом. Нашли их во время ремонта, как это порой и случается с потерянными вещами, правда, спустя шесть столетий, в 1953 году.

Долгое время очки изготавливались лишь по заказу для состоятельных господ. По-настоящему массовыми и популярными их сделало книгопечатание с середины XV века. Очки стали продавать бродячие торговцы. Они же занимались подбором и назначением по прин-ципу: носить после тридцати, сорока, пятидесяти, шестидесяти лет... Когда в начале XVII века появились стёкла для близоруких, их стали называть «очки для молодых».

Первый набор стёкол для подбора очков изготовил в 1750 году англий-ский оптик Дж. Эскю . А 1873 году введено было понятие диоптрия и появилась диоптрическая нумерация стёкол. Однако лишь в конце XIX века стали назначать очки, основываясь на таких научных данных, как рефракция — преломление луча света, и аккомодация — способность глаза хорошо видеть предметы как вдали, так и вблизи.

В конце XVIII века появились очки, которые держались на ушах. А до этого они крепились за парик или шнурком вокруг головы. Дамы носили очки, прикреплённые к шляпе.

Признак гордыни

Книга древнего китайского философа Чао Цзи Ку , где упоминаются очки («иероглифы приобретали чёткость»), называлась «Разъяснение загадочных вещей». Людям принцип их действия часто казался сверхъестественным. В Средние века в Европе очки даже называли «вампирами, высасывающими глаза», а ведьм и чертей нередко рисовали именно в очках.

В стремлении улучшить зрение и что-то там «разглядеть» усматривали гордыню и дерзость не только барышни (вспомним лермонтовское «Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку»), а, что важнее, начальство. «Нечего меня разглядывать!» — кричал очкарикам любимец Павла I московcкий главнокомандующий Иван Гудович и даже запретил принимать посетителей в очках.

Памятник русскому полководцу Ивану Гудовичу в Анапе. Фото: Shutterstock.com

В Царскосельском лицее считалось, что «юноше смотреть на старших через оптические стёкла — дер-зость». Правда, были у такого запрета и свои плюсы. Близорукий лицеист Антон Дельвиг впоследствии писал: «В лицее мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны. Как я разочаровался после выпуска!»

История солнцезащитных очков длинна и запутана. Мы попытались разобраться, как человечество пришло к современным вариантам, начав с кожаной повязки с прорезью посередине.

Первые солнцезащитные очки

История солнцезащитных очков уходит в глубокую древность. Своеобразные предшественники современных очков изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, коры, тканей и других материалов, которые сегодня сложно представить на месте привычных линз. Первое приспособление для защиты глаз было найдено в гробнице Тутанхамона. Изготовлено оно было из двух очень тонких изумрудных спилов, соединенных бронзовой пластинкой. Полагают, что такие очки мог носить не только фараон Древнего Египта, но и другие привилегированные члены общества, так как похожие изобретения были найдены и в других захоронениях.

В Древнем Риме в качестве линзы нашел применение изумруд. Римский император Нерон использовал отшлифованный камень как лорнет, чтобы смотреть на гладиаторские бои. Для чего именно он это делал, однозначно ответить сложно. Например, некоторые историки связывают это с магическими свойствами изумруда, которыми наделяли камень в древности. По мысли того времени, изумруд позволял смягчать жестокость увиденного. Однако большинство скептиков все-таки склонны доверять более практичной версии: Нерон использовал такой лорнет, чтобы в солнечный день было легче разглядывать происходящее на арене.


«Темные очки» использовались и в Древнем Китае. Их носили судьи, правда не для того, чтобы в погожий день разгуливать по улицам и переулкам, а чтобы во время процесса скрыть свой взгляд и тем самым сделать свои эмоции менее понятными окружающим.

Первые солнцезащитные очки, которые защищали от снежной слепоты, использовались жителями Крайнего Севера и представляли собой куски древесной коры и другие материалы (в том числе кости) с прорезанными в них узкими щелями для глаз.

Также известны более поздние образцы из кости мамонта и других животных.

В своем романе «Сон в начале тумана» Юрий Рытхэу пишет: «Солнце вставало рано. Длинные тени от торосов и береговых скал быстро укорачивались. Ослепительно блистал снег. Чтобы не заболеть снежной слепотой, охотники пользовались специальными очками — тонкими кожаными полосками с узкими прорезями для глаз. Такие окуляры сильно ограничивали кругозор, зато можно было не опасаться коварных солнечных лучей».

Металлические защитные очки ненцев уменьшают, а не фильтруют световой поток

А Владимир Обручев в своем знаменитом романе «Земля Санникова» пишет: «С раннего утра весеннее яркое солнце ослепительно засверкало по снегам необозримой равнины Ледовитого моря, расстилавшейся на запад, север и восток от северного мыса Котельного острова. Всем пришлось надеть снеговые очки, чтобы не получить мучительной болезни глаз, которой на Крайнем Севере многие подвергаются весной.

Солнце стоит еще низко, бесчисленные снежинки равнин, особенно после выпадения свежего снега, отражают лучи его миллионами крошечных зеркал своих ледяных пластинок, и получается такой яркий блеск, что глаза воспаляются. Человек слепнет на несколько дней и испытывает колющие боли, не дающие покоя. Даже самые темные очки недостаточны, если не украшены с обеих сторон ажурной сеткой из перламутра, мелкого жемчуга или бисера, закрывающей промежуток между лицом и стеклом. Туземцы носят самодельные очки, представляющие просто дощечку с узким прорезом, пропускающим минимум света, но и они не всегда спасают»

Еще существовал вариант очков из ткани, коры, древесины, а позже и метала. Они представляли собой своеобразные повязки, полностью закрывающие глаза, но с горизонтальной прорезью посередине. Такие очки сильно сужали область зрения, но зато в них можно было спокойно работать и при ярком солнце, и в окружении ослепляющих белизной снегов.

Как появились современные очки

В начале 20 века киноактеры часто носили темные очки, но не только для того, чтобы их не узнавали. Прежде всего, потому что их глаза постоянно краснели от мощных дуговых ламп на съемочной площадке, так как эти лампы излучают яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Массовое производство дешевых солнцезащитных очков началось в Америке в 1929. Сэм Фостер Грант продавал их на пляжах в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси.

Поляризованные очки появились в 1936, когда Эдвин Лэнд изобрел линзы с поляроидным фильтром.

Точкой отсчёта таких очков принято считать середину XVIII века, когда английский оптик Джеймс Эскью в 1752 году изобрел синее стекло. К сожалению для самого Эскью, его изобретение не произвело никакого впечатления на публику, и он сумел продать всего две пары. Настоящий прорыв произошел чуть позже, когда Наполеон заказал к своей Египетской экспедиции первую промышленную партию солнцезащитных очков.

Император приказал каждому солдату носить их ежедневно, чтобы защитить непривыкшие к столь яркому южному солнцу глаза европейцев. Сделаны очки были из затемненного сажей и лаком стекла и сильно искажали картинку. Однако со своей первоначальной задачей линзы более или менее справлялись. Есть подтверждения, что те солдаты, которые пренебрегали требованием императора, заработали себе по итогам многочисленные заболевания глаз. С тех пор оптики по всей Европе начали активно работать над изобретением комфортных цветных линз, которые бы одновременно могли защищать глаза от солнечного света и были бы достаточно прозрачными, чтобы не искажать картинку. Так постепенно начало появляться синее и зеленое стекло, которое по качеству было хоть и далеко от идеала, но уже лучше чем то, что предлагал Эскью.

В XIX веке очки с окрашенными линзами начали использовать не только военные. Они применялись для защиты глаз пассажиров первых железных дорог от дыма с ослепляющими искрами и угольной пылью. Примечательный для нашего повествования факт: в это же самое время врачом-офтальмологом Альбертом Фогтом было обнаружено, что ультрафиолет оказывает негативное влияние на глаза человека.


Новый толчок к изобретению солнцезащитных линз дали военные. Во время Первой мировой войны шли активные исследования по разработке цветных линз для пилотов, которым было жизненно важно защищать глаза от солнечного света. Существует легенда, что авиаторы даже сами покрывали прозрачные линзы очков акварельной каской, чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь.

Исследования в данной области привели к тому, что на рынке постепенно начали появляться уже вполне сносные солнцезащитные очки, которые позволяли человеку с комфортом находится на улице даже в полдень. В 1929 году американцем Сэмом Фостером была основана компания Foster Grant, которая запустила массовое производство и продажу доступных солнцезащитных очков. В оборот такие очки с темными линзами сразу взяли голливудские звезды, которым они помогали не только прятаться от поклонников, но и защищали от солнца их раздраженные светом мощных дуговых ламп глаза. Дело в том, что раньше на съемочных площадках часто использовались осветительные приборы, которые излучали яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Настоящий прорыв произошел в 1937 году, когда в продажу поступили первые высококачественные антибликовые очки компания Bausch + Lomb под брендом Ray-Ban. Изобретены они были, памятуя о жалобах пилотов времен Первой мировой войны, которые страдали от слепящего солнца. Компания презентовала новый вид стекол с зелеными линзами, которые, не ограничивая обзор, защищали глаза от солнца и впервые притупляли блики. Поспупившие в продажу очки каплевидной формы с тех самых пор и именуют «авиаторами».

Параллельно этому американский учёный и основатель корпорации Polaroid Эдвин Лэнд изобрел поляризационные линзы, которые идеально блокировали отраженные от различных поверхностей световые лучи и впервые защищали глаза от УФ-излучения. Благодаря этому изобретению, ношение солнцезащитных очков становилось еще более комфортным, а главное, безопасным.

В середине ХХ века производство солнцезащитных очков достигло своего пика. Вопрос качественных линз был решен, теперь за дело взялись дизайнеры. С того момента начинают изобретаться многочисленные оправы, меняется стиль, форма, а очки становятся не только предметом для защиты глаз от солнца, но и трендовым аксессуаром.

Самые известные модели оправ:

Авиаторы

Очки «Авиаторы» с зеркальным покрытием

Модель AN6532, прообраз «Авиатора»

Легендарная форма очков, придуманная для пилотов. Эти первые современные солнцезащитные очки гарантировали защиту от солнца летчикам, да и выглядели не в пример лучше предшественников. Благодаря своему виду быстро стали популярными не только среди пилотов, но и среди знаменитостей. Отличаются линзой каплеобразной формы и тонким металлическим ободком.

«Авиаторы», или «капельки» — это модель с большими каплеобразными линзами и тонкой металлической оправой. Во второй половине 1930-х и начале 1940-х годов группа американских фирмам Bausch & Lomb, American Optical, The Chas. Fischer Spring Co., Wilson Optical и Rochester Optical Co. выпускали по военному заказу защитные очки под названием AN6532 (Army/Navi, порядковый номер заказа 6531) в огромных количествах (несколько миллионов штук) для лётчиков и моряков. Несмотря на утилитарность, эти очки имели передовые свойства: каплеобразные и выпуклые линзы, пластиковые носоупоры и упор на лоб, пружинные дужки. Обычно применявшиеся в это время очки были круглые и имели только один упор на переносицу.

Впоследствии появились варианты без лобовой перекладины и с пластмассовыми заушниками (известный обладатель таких очков генерал Дуглас Макартур). Так как в те годы всё военное было в моде, эти очки стали популярны в народе и две фирмы вовремя сориентировались и стали в 1940-50-е годы продвигать подобные очки для гражданского использования. Bausch & Lomb возродила довоенный бренд Ray-Ban и название за очками закрепилось «Авиатор», а American Optical создала хоть и менее известный, но столь же харизматичный «Пилот».


Джеймс Дин в очках формы "броулайнеры"

Броулайнеры (клабмастеры)

Такие очки обожали голливудские красавцы 50-х годов вроде Джеймса Дина. Они отличаются комбинированной оправой, в области бровей пластиковыми вставками, а нижняя часть линз обрамлена в тонкий металлический ободок. Броулайнерами они называются потому, что верхняя линия очков практически прямая, подчеркивающая линию бровей. По сути это модифицированные «авиаторы».


Кадр из ффильма "Завтрак у Тиффани"

Вайфареры
Вайфареры — это очки в роговой или пластмассовой оправе, выпущенные фирмой Bausch & Lomb под своим брендом Ray Ban в 1952. Они имеют трапециевидную форму, сверху шире, и черную или цветную оправу

Такая форма оправ появилась через 20 лет после авиаторов. Вайфаеры стали первыми неметаллическими очками и тут же полюбились голливудским звездам. Особенно часто их можно встретить на героях фильмов 50-60-х годов, например, очки именно такой формы носила Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Они отличаются трапециевидной формой. Являются одной из наиболее популярных форм очков в мире.

Градиенты
Градиенты сверху темнее, внизу светлее. Поэтому чем выше, тем больше защита от яркого света.

Градиенты хороши тем, что их можно носить даже в помещении, например, в ночном клубе, не боясь споткнуться. Они также годятся для летчиков и водителей — нижняя часть для панели приборов, а верхняя, чтобы смотреть в окно.

Двойные градиенты сверху и внизу темнее, а в середине светлее.


Джон Леннон в "тишейдах"

Тишейды (ленноны)

«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону - одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60-70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное. Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно).

После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи». Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

В наше время тишейды бывают разноцветныe или с зеркальным покрытием, более крупных размеров, а также, как и другие очки, с пластмассовыми линзами.


Модель в очках "панто"

Панто

Как и тишейды имеют круглые линзы, но отличаются от последних положением дужек к оправе: те расположены выше середины. Плюс, часто линзы у панто немного сужаются книзу, походя на каплю. Пик популярности пришелся на 60-е годы.


Кадр из фильма "Тельма и Луиза" (на героине Сьюзен Сарандон очки в форме "кошачий глаз")

Очки Броулайн
Броулайн (по терминологии фирмы Ray Ban — Clubmaster 2156, 3016, 4132) появились в 1950-е в Америке. Название связано с тем, что утолщенная верхняя часть оправы повторяет линию бровей. Обычно нижняя часть оправы и перемычка металлические, а верхняя пластмассовая, но иногда пластмассовая перемычка может входить в состав верхней части.

«Кошачий глаз»
«Кошачий глаз» — очки в толстой роговой оправе с заостренными верхними углами. В основном их носят женщины[источник не указан 1377 дней].

Разновидность «кошачьего глаза» — так называемая «стрекоза» (большие круглые или квадратные линзы в толстой оправе). В наше время это скорее стиль ретро.

Очки cat-eye обожали все голливудские иконы от Мэрилин Монро и Одри Хепберн до Грейс Келли и Софи Лорен. Их отличает приподнятый и заостренный верхний внешний угол и довольно толстая оправа. Еще вариант подобный формы может называться «бабочкой» - такие очки более вытянуты и острее смотрят вверх.


Гранды

Гранды с огромными линзами чаще всего используются просто для красоты. Это самые дешевые очки с разноцветными линзами и оправами.

Гранды предохраняют не только от загара (чем крупнее, тем лучше), но и от посторонних взглядов.

Такие пучеглазые очки обожали Жаклин Кеннеди и Бриджит Бардо. Они прекрасно защищали от солнца и навязчивых поклонников. Отличаются круглой формой, закрывают значительную часть лица (брови и часть щек) и имеют выпуклые линзы.

Насадочные линзы
Насадочные линзы, также «флипы» или «клипы» — это гранды, которые прикалываются поверх оптических очков в качестве солнцезащитных (редко наоборот) и поднимаются в помещении

Дырочные
Дырочные, или перфорированные, уменьшают (а не фильтруют) световой поток с помощью не затемненных линз, а сетки с мелкими отверстиями, как у северных народов. Этим они напоминают занавеску на окне. Иногда перфорированные очки делаются также с линзами в дополнение к сетке — иначе они не защищают от ультрафиолета.

Кроме того, есть сведения, что эти мелкие отверстия обладают эффектом диафрагмы, наподобие камеры-обскуры, то есть повышают остроту зрения при нарушениях рефракции. Но, ограничивая поле зрения, для тонкой и точной работы они не годятся.

По степени защиты темные очки делятся на 5 категории по светопропусканию в видимой части спектра (источник):

Прозрачные 0 категория 100 — 80% светопропускания — рецептурные диоптрийные очки для ношения в помещении, в сумерках или ночью, водительские ночные очки, спортивные и защитные очки от снега и ветра.
Светлые 1 категория 80 — 43% светопропускания — очки для пасмурной погоды и как модный аксессуар.
Средние 2 категория 43 — 18% светопропускания — подходят для ношения в городе и для вождения автомобиля в среднеяркую погоду, в переменную облачность.
Сильные 3 категория 18 — 8% светопропускания — для защиты от яркого дневного солнца и для вождения автомобиля при сильном освещении.
Максимальные 4 категория 8 — 3% светопропускания — для максимальной защиты в условиях высокогорья, на горнолыжных курортах, в снежной арктике летом. Не предназначены для вождения автомобиля, так как в них плохо видно при переходе из света в тень.
Вне нормы — менее 3% — чрезвычайно тёмные ледниковые или арктические очки и специальные очки для защиты от излучений, например для сварки.

Сверху вниз: очки 1, 2, 3 и 4-й категории, а также сварочные очки

Специальные очки


Очки для моряка

Очки для космонавта

Очки для военных

Очки для защиты от лазерного излучения

Очки для газосварки
Спортивные очки

К спортивным очкам предъявляются особые требования. Они должны удобно и прочно сидеть на лице, иметь носоупоры и не должны запотевать; иногда могут иметь подвязывающую ленту на затылке (например, в лыжных видах спорта). Очки рекомендуют подбирать с помощью примерки разных моделей, так как удобная посадка конкретной модели зависит от индивидуального строения лица. Велоспорт, пробеги, триатлон, пляжный волейбол — вот далеко не полный перечень видов спорта, спортсмены которых активно используют солнцезащитные очки.

Очки для водных видов спорта, кроме того, должны иметь повышенную плавучесть и не запотевать.

Альпинисты и полярники путешествуют по снегу и льду, свет от которых сильно отражается (включая ультрафиолет) — особенно на большой высоте. Поэтому они используют так называемые снеговые очки — большие круглые затемненные линзы с кожаной обшивкой, не пропускающей свет по краям.


Базз Олдрин перед посадкой на Луну

Забрало шлема защищает глаза космонавта
Космические очки
В космосе нужна особая защита, так как там ультрафиолетовые и инфракрасные лучи не поглощаются атмосферой, как на Земле. Но солнцезащитные очки как внутри космического корабля, так и в открытом космосе не обязательны, поскольку и окна космического корабля, и забрало шлема слегка затемнены и снабжены тонким золотистым фильтром для отражения избытка лучей. Но некоторым космонавтам нужны очки с диоптриями, так как в условиях невесомости их зрение может временно снизиться.

Такие очки должны быть лёгкими, хорошо держаться и не спадать с головы, так как поправить их в скафандре может быть затруднительно. Считается[кем?], что оправа космических очков должна весить не больше 10 мг и не содержать ни винтов, ни шарниров, которые могут разболтаться: отлетевшие детали в невесомости не падают, а остаются висеть в воздухе и могут попасть в лёгкие человека и внутрь приборов.

Конструкция очков


Очки 1980-90-х годов с металлическим хромовым зеркальным покрытием

Очки 2000-х годов с интерференционным зеркальным покрытием. В сравнении с предыдущими разница малозаметна, но она есть: при искусственном освещении отражение имеет радужные оттенки

Лыжные очки с более характерным интерференционным покрытием — эффект масляной плёнки

Поляроид

Фотохромная линза на свету, частично прикрытая бумагой. Между светлой и темной частью виден второй уровень цвета, так как фотохромные молекулы расположены на обеих поверхностях линзы

Спортивные очки 1990-х годов с неодимовыми линзами

Неофановые очки с дополнительным затемнением

Существует несколько способов ограничения светового потока при помощи линз:

поглощение:
тонирование или затемняющая окраска стекла;
фотохромный эффект (линзы-хамелеоны) — внесение в линзу вещества темнеющего на солнечном свету;
поляризационный светофильтр — поглощение специальными плёнками или стеклом с кристаллами отражённого света от плоских поверхностей;
отражение:
зеркальное покрытие на основе нанесения на наружную поверхность линзы одного тонкого полупрозрачного слоя какого-либо не окисляющегося металла (хром, серебро, золото, платина);

Очки с нейлоновой полуоправой и сменными линзами
интерференция света при помощи многочисленных сверхтонких покрытий на линзах, которые по-разному преломляют лучи и создают эффект разноцветных зеркал. На этом же принципе основано антибликовое покрытие с обратной стороны линз.

Также существует ещё один способ снижения яркости света — применение неодимового (неофанового) стекла с оксидами редкоземельных элементов: оксида неодима или оксида дидима (смесь неодима и празеодима). Такие линзы имеют фиолетовый, коричневый и серый цвет и способны резко поглощать жёлтые лучи, из-за чего защитные очки с ними надевают во время работы стеклодувы. Ультрафиолетовые лучи такие стёкла тоже хорошо поглощают и в принципе могут использоваться для защиты от солнечного света. Из-за поглощения жёлтых лучей они усиливают видимость(как бы подсвечивают) красных, оранжевых, зелёных предметов и могут применяться водителями, поскольку обостряют видимость сигнальных огней

Широкие дужки ограничивают световой поток по краям

Исторически первыми применялись окрашенные линзы. Во второй половине 20-го века начали производиться линзы с металлическими зеркальными покрытиями. В 1960-70-х годах появились первые фотохромные, в 1980-х в массовом производстве поляризующие линзы и, наконец, тогда же изобретены самые высокотехнологичные линзы с интерференционным напылением. Последние изначально из-за необычно красочного внешнего вида представлялись как эксклюзивные и стоили дорого, несколько сотен долларов за пару очков.Сегодня, с развитием технологий и удешевлением производства, они стали массовыми и недорогими, и практически все современные зеркальные и зеркально-цветные линзы делаются интерференционными, совершенно вытеснив металлическое напыление.

Задняя сторона очков без антибликового покрытия (слева) и с покрытием (справа). Обратите внимание на окрашенные синие блики линз с покрытием

Поляризованные линзы делаются с применением веществ, которые имеют способность отфильтровывать плоскополяризованные лучи, чтобы уменьшить блики от горизонтальной, или почти горизонтальной, отражающей поверхности (например, воды, снега, мокрого асфальта) или рассеянный свет неба. Такие линзы можно делать из стекла, но в основном их производят из пластика, например с покрытием из поляроидной пленки. Поляроидная пленка задерживает 40-60% света, поэтому такие очки одновременно являются солнцезащитными.

Фотохромные линзы, иначе называемые «хамелеонами», темнеют от ультрафиолета. В помещении, где ультрафиолета нет, они постепенно светлеют. Фотохромные линзы делают из стекла, поликарбоната и других пластмасс.

Тёмные (сверху) и прозрачные (внизу) очки с диоптриями

Искусственное освещение на эти линзы обычно не действует, если в нем нет коротких ультрафиолетовых волн, которые излучает Солнце. От видимого света такие линзы темнеют гораздо меньше, так что для вождения они неудобны — оконное стекло автомобиля ультрафиолет не пропускает. Тем не менее, некоторые варианты фотохромных линз достаточно хорошо темнеют и в салоне автомобиля.

Фотохромные линзы обычно темнеют и светлеют меньше, чем за минуту, но полный переход из одного состояния в другое происходит от 5 до 15 минут, отсюда вытекает ещё один недостаток такого типа линз: при выходе на улицу, когда глаза ещё не приспособились к яркому свету, очки некоторое время не выполняют свою функцию.

В одних и тех же линзах могут одновременно применяться окраска, поляризация, градация, фотохромный эффект и зеркальное покрытие в тех или иных сочетаниях. Градация или градиентное затемнение — это когда линза сверху темнее, а внизу светлее. Очки с диоптриями тоже бывают достаточно темными или с эффектом «хамелеона», чтобы использовать их в качестве солнцезащитных. Вместо этого можно носить так называемые насадочные линзы — темные поверх оптических или наоборот.

Солнцезащитные очки с линзами разных цветов
Цвет линз зависит от модели, стиля и цели использования, чаще всего используются серые, зелёные, коричневые и жёлтые цвета.

Серые или дымчатые и серозелёные линзы поглощают все цветные лучи почти одинаково, сохраняют естественные цвета и считаются нейтральными.
Зелёные линзы раньше использовали повсеместно, но оказалось, что они, пропуская самые яркие лучи спектра, меньше всего достигают цели. Теперь зелёные линзы используются в специальных очках для больных глаукомой
Коричневые линзы немного искажают цвета, но увеличивают контраст.
Голубые и синие синие линзы больше всего задерживают желтые и оранжевые лучи (самые яркие); линзы используются при среднем и ярком свете, так как они увеличивают контраст, но не искажают цвета.
Оранжевые линзы увеличивают контраст и ощущение глубины, но искажают цвета.
Желтые также увеличивают контрасты, но почти не затемняют; потому такие линзы используются теми, кому нужно более чёткое видение в пасмурную и туманную погоду.


Янтарные линзы рекомендуются при искусственном освещении после темноты.
Розовые делают окружающий мир красочнее и обостряют резкость контрастов (знаменитое словосочетание «розовые очки»)
Фиолетовые линзы чаще всего используются просто для красоты.
При работе с компьютером можно использовать слегка затемнённые линзы, чтобы увеличить контраст.
Прозрачные линзы используются для защиты глаз от ветра, пыли и химикатов. В некоторых очках предусматривается замена линз, чтобы ими можно было пользоваться как при слабом утреннем и вечернем свете, так и в яркий полдень.
Линзы с зеркальным покрытием и с отражающим покрытием интерференционного типа может быть цветным, причём цвет зеркала не зависит от цвета линзы. Например, могут быть серые линзы с синим зеркалом или коричневые линзы с серебряным зеркалом. Эта зеркальная поверхность мало поглощает тепловые солнечные лучи и нагревается меньше линз без зеркала.

Металлические зеркальные покрытия бывают серебристые и металлически-жёлтые. Например на шлемах космических скафандров защитный светофильтр изготовлен напылением золота и имеет жёлтый цвет.

Интерференционные покрытия отличаются от обычных зеркальных гораздо бо́льшим цветовым разнообразием, так как их цвет зависит не только от применяемых веществ, но от количества и толщины преломляющих слоёв. В зависимости от толщины и количества они отражают ту или иную цветовую часть спектра от общего подающего светового потока и потому могут быть любых цветов от зеркально-серебристого до тёмно-фиолетового, а некоторые линзы переливаются цветами при рассматривании с разных сторон (эффект типа радужного отражения от масляной или бензиновой плёнки на воде).

Недостаток зеркальных и интерференционных покрытий в том, что оно обычно легко покрывается царапинами и теряют не только внешний вид, но и свою светозащиту и прозрачность

Солнцезащитные очки остаются важным изделием, без которого не проходит ни один показ мод. Они были и остаются неотъемлемой частью

Стоянок людей, проживающих в районах Крайнего Севера. Эти изделия выполнялись из древесной коры или костей, в которых проделывали маленькие отверстия для глаз. Такие примитивные очки уменьшали воздействие яркого солнечного света, но не фильтровали его, и соответственно были очень вредны для сетчатки.

Первое приспособление, которое отдаленно напоминало современные солнцезащитные очки, было обнаружено в гробнице Тутанхамона. Оно представляло собой две тончайших изумрудных пластины, соединенные друг с другом бронзовыми перегородками. Естественно, такой роскошный аксессуар могли позволить себе не все египтяне, простые смертные защищали верхнюю часть лица раскрашенными кусками папируса.

В средневековом Китае судьи использовали особые конструкции, состоящие из двух закопченных кусочков кварца. Правда, они не защищали их глаза от солнца, а применялись для того, чтобы скрыть эмоции и выражение глаз во время судебного процесса. Именно эти приспособления попали в Европу благодаря итальянскому путешественнику Марко Поло. Первоначально для изготовления очков использовались драгоценные камни, но это был довольно дорогостоящий материал, и на смену изумрудам и сапфирам пришло обычное стекло. На многих средневековых миниатюрах и фресках встречаются изображения слепых с черными очками.

В середине 18 века англичанин Джеймс Эскью начал проводить эксперименты с тонированными , он считал, что синий или зеленый цвет стекол может способствовать коррекции зрения. Однако изобретенные им очки не являлись солнцезащитными.

В начале 20 столетия ношение стало набирать обороты. Этому способствовали звезды немого кино, которые защищали глаза от яркого режущего света киностудии. Массовое производство очков началось с 1929 года, когда американец Сэм Фостер предложил потребителям свои изделия под маркой Foster Grant. В 1936 году появились первые очки с поляризованными линзами, которые Эдвин Лэнд. Именно с 30-х годов прошлого века началось триумфальное шествие солнцезащитных очков по всему миру.

Источники:

Солнцезащитные очки для водителей являются не просто красивым и стильным аксессуаром, но и необходимым элементом безопасности. Они защищают от ярких солнечных лучей, бликов, световых отражений. И таким образом снижают риск возникновения ДТП.

Поначалу может показаться, что солнцезащитные очки для водителей точно такие же, как и любые другие. Но разница заключается в наличии специальных линз с особыми покрытиями, обеспечивающих водителю лучшее видение дороги.

Хорошее острое зрение за рулем жизненно необходимо каждому водителю. Это позволяет вовремя увидеть препятствие, быстрее среагировать, и, следовательно, повышается вероятность избежать ДТП.

Все автомобилисты сталкиваются с различными неблагоприятными погодными условиями. В частности, это могут быть солнечные лучи, бьющие прямо в лобовое стекло и мешающие нормальному обзору, блики от мокрого асфальта и других подобных поверхностей. Все это может негативно сказаться на зрении водителя. Снизить остроту, нарушить восприятие цвета и формы различных объектов, стать причиной сухости глаз, а значит, и частого моргания, рези, беглого взгляда. Избежать всех этих трудностей можно благодаря специальным солнцезащитным очкам для водителей.

Как правило, модели очков для автомобилистов отличаются цветом линз. Обычно это желтый, оранжевый, желто-коричневый оттенки. Такой выбор цвета объясняется тем, что он лучше блокирует фиолетовый спектр солнечных лучей. Однако у каждого цвета есть еще и другие назначения.

Желтые линзы нужны в период , пасмурной погоды, тумана, дождей. Они позволяют автомобилисту лучше видеть в ночное время, снижают яркость света фар встречных машин.

Красно-коричневые, оранжевые, желто-коричневые линзы специально ориентированы на дневное время. Они нужны тем, кто предпочитает быструю езду, поскольку повышают контрастность, делают контуры предметов более резкими.

Главная особенность солнцезащитных очков для водителей в том, что практически все линзы для них имеют поляризационный эффект. Он нужен для блокировки горизонтально направленного света и позволяет отсекать блики, лучи, яркие отражения. Как раз все то, что может помешать автомобилисту в процессе вождения.

К сожалению, большая часть очков для водителей имеет одно-два направления действия. То есть, если линзы ориентированы на защиту от лучей и бликов, то их нельзя использовать ночью – они лишь ухудшат зрение автомобилиста. И наоборот, очки для ночной езды совершенно не подходят для дневного времени. Однако есть уникальные линзы, сочетающие в себе поляризационный эффект и фотохромную технологию.

Фотохромные линзы темнеют при воздействии ультрафиолетовых лучей и вновь становятся прозрачными при их отсутствии.

Они нужны для тех водителей, кто живет или часто находится в местности с постоянно меняющейся погодой. Чтобы не приходилось менять одни очки на другие, и были придуманы такие уникальные линзы. Они помогают устранить даже яркие и ослепляющие блики внутри автомобильного салона, что еще больше облегчает жизнь водителю.

Особенностью солнцезащитных очков автомобилистов является то, что они всегда имеют большой угол обзора. Поэтому встретить классический вариант практически невозможно. Почти все подобные изделия выполнены в спортивном стиле.

Также такие очки дают глазам отдохнуть и помогают видеть все немного четче. Они даже существенно уменьшают риск возникновения и развития катаракты и дистрофии сетчатки. Желтые линзы, несмотря на опасения многих водителей, вовсе не искажают и не приглушают сигнальные огни или огни светофора.

Совет 3: Солнцезащитные очки - не просто летний аксессуар!

Солнцезащитные очки привычно рассматриваются в качестве примера одного из модных летних аксессуаров. Современная медицина недооценивает значимость оптических приборов из линз как защиты от солнечного излучения.

Солнечное излучение может вредить зрению – это факт. Ультрафиолетовое излучение способно вызвать разные болезни глаз. Учеными выяснено, что для зрения вредна и чрезмерная яркость освещения. Косметологи тоже рекомендуют ношение солнечных очков при ярком свете. Потому что в таких условиях, при постоянном напряжении глаз происходит зрачковое сужение. Как следствие, человек щурится. В результате появляются « лапки» - мимические морщины, избавиться от них практически невозможно.


Помощь солнцезащитных очков заключается в том, что они предотвращают появление морщин у глаз. А ещё способствуют сохранению яркой радужной оболочки глаз. Очки, как правило, носят на переносице. Здесь, по версии специалистов точечного массажа, располагаются особенные точечные места. Когда наблюдается раздраженность либо агрессия, следует надавить на эти магнитные точки – наступает расслабление организма. Это одна из положительных функций ношения очков. Если выбирать очки от солнца, думая о своем здоровье, то надо научиться ориентироваться в разных их типах.


Наиболее популярны косметические очки – их можно отнести к группе самых немедицинских аксессуаров. Потому что такие очки совершенно не защищают от солнечного излучения, а предназначены лишь для создания имиджа. Универсальный тип очков рекомендован для ношения в тех регионах, где наблюдается сильное и среднее солнечное освещение. Это район средней климатической полосы. Если собираться в путешествие к вершинам высоких гор либо в северные регионы, то непременно надо запастись такими очками, которые наиболее защитят от яркого солнечного излучения. К солнцезащитным очкам относят очки с поляризованными линзами. Это очки специализированной категории. Они защитят водителей от бликов на сырой дороге. А также любителей некоторых видов спорта – лыжников и пловцов - от возникающих бликов: на снежной и водной поверхности.


Большая роль отводится тому, из какого материала сделаны очки. Стекло в большей степени защищает от солнечного излучения, чем пластик. Но, самое главное, что покупка солнцезащитных очков должна производиться в оптике. Это специализированный магазин, где выбрать очки помогут специалисты. Выбирая такой аксессуар, как солнцезащитные очки, необходимо помнить о сбережении зрения.

Оптические очки – прибор для коррекции зрения, состоящий из двух линз и оправы с дужками.

История

Доисторический период и античность

История оптики неразрывно связана с работами мыслителей и естествоиспытателей доисторического периода. Первые инструменты для оптических исследований появились в результате наблюдений за тенью, отражением и преломлением света в драгоценных камнях, воде и т. д. Мысли, гипотезы, теории, связанные со зрительными эффектами, были развиты древнегреческими и индийскими философами. В 1880-х годах, при раскопках Трои археологом Генрихом Шлиманом, были обнаружены хрустальные линзы, изготовленные за 2500 лет до н.э. В 1877 году в Швеции была найдена двояковыпуклая линза из горного хрусталя, созданная в 500 году н.э. Несмотря на большое количество находок, ученые так и не обнаружили упоминаний о том, что этот предмет использовался для коррекции зрения.

Средние века

В IX веке испанский ученый Аббас ибн Фирнас первым предложил применять линзы для чтения. На протяжении многих лет он занимался расшифровкой древних манускриптов. Для чтения античных писем Аббас ибн Фирнас стал выплавлять и использовать линзы из кварцевого песка.

В X веке арабский ученый Ибн аль Хайсам написал научное сочинение на тему оптики, в котором рассказал об особенностях преломления световых лучей через стекло и высказал мысль:

«Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы».

Описание способности линз создавать увеличенное изображение предмета также нашло отражение в трудах английского ученого и философа Роджера Бэкона (1214–1294). В одном из своих трудов он писал: «Прозрачные тела могут быть так обработаны, что отдаленные предметы покажутся приближенными и наоборот, так что на невероятном расстоянии будем читать малейшие буквы и различать мельчайшие вещи, а также будем в состоянии усматривать звезды, как пожелаем». В своих работах Роджер Бэкон советовал людям с плохим зрением при чтении использовать кусок стекла сферической формы, расположив его выгнутой стороной к глазу. В XII веке западноевропейские монахи начали изготавливать полукруглые стеклянные линзы из кварца. Их располагали прямо на поверхности текста рукописи и, таким образом, получали значительное увеличение рисунка или буквы. Стареющие монахи с плохим зрением вновь обрели способность к чтению. Чтобы стекло не скалывалось, края линз оправляли роговыми или деревянными ободками. В качестве исходного материала также использовали берилл. Впоследствии линза, изготовленная из этого полудрагоценного камня, получила название «brill», что нашло отражение в немецком языке (нем. «Brille» — очки).

Линзы из берилла использовал и итальянский поэт Франческо Петрарка, зрение которого с годами ухудшалось.

Предполагаемой датой создания очков ученые называют 1284 год. При переливании жидкой стекольной массы в форму, итальянский стеклодув Сальвино Армати пролил некоторое количество на гладкую поверхность. Когда стекло застыло, мастер заметил, что одна его сторона осталась плоской, а другая стала несколько выпуклой. Сальвино Армати посмотрел сквозь стекло на предметы и понял, что оно визуально увеличивает их. Ему пришла в голову мысль соединить две линзы с помощью оправы и использовать этот прибор при дальнозоркости.

В 1300-1301 годах Венецианский государственный совет дал распоряжение производить только прозрачные стекла. Из-за трудности их изготовления на протяжении многих лет очки имели очень высокую цену. Короли, князья и другие представители высших сословий включали их в свои завещания. Существовали примеры, когда очки носили не в силу необходимости, а из желания продемонстрировать свое положение в обществе. На протяжении нескольких веков, изображая на картинах человека в очках, художники подчеркивали его высокий статус или образованность.

В 1305 году Джордано да Риальто, хранитель библиотеки монастыря в Венеции, написал в своем дневнике:

«Вот уже минуло 20 лет, как открыто одно из самых необходимых искусств в мире, призванных улучшить зрение. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним».

Первое изображение человека в очках содержится на фреске церкви Тревизо, сделанной в 1352 году монахом Томмазо да Модена.


В XIV веке был изобретен монокль. Первоначально он представлял собой одну линзу, закрепленную на длинной ручке, которую держали над текстом либо перед глазами.
Известный итальянский живописец, ученый Леонардо да Винчи первым сделал попытку переноса естественнонаучного знания из оптики в прикладную область. Он описал и построил графическую модель человеческого глаза, «чтобы увидеть, какую функцию выполняет роговая оболочка в отношении зрачка, вели сделать из хрусталя нечто ей подобное» .

В Китае очки получили широкое распространение в эпоху правления династии Мин (1368-1644). Они были привезены из Европы через арабских и персидских купцов. В летописи китайского двора (примерно 1410 г.), упоминается, что султан Малакки преподнес в дар императору десять оптических приборов. Чтобы скрывать свое отношение к приговору во время его оглашения, китайские судьи носили очки, изготовленные из дымчатого кварца. В них за темным стеклом не было видно выражения глаз.

В середине XV столетия, когда книгопечатание получило широкое распространение, еще больше возросла потребность в очках.
В XV веке в Европе был создан лорнет. Его история возникновения связана с переворачиванием «вверх ногами» обычных очков, таким образом, дужка была загнута вниз и выполняла функцию ручки. В этот период также существовали складывающиеся в рукоять лорнеты.

Состоятельные дамы заказывали у мастеров приборы, выполненные из благородных металлов и украшенные драгоценными камнями. Такие очки просто держали в руке перед глазами. Оправу изготавливали из дерева, металла, китового уса, кости, черепахового панциря.

Эпоха Возрождения

В XVI веке жесткое соединение линз было заменено на шарнирное.

Очки по-прежнему имели высокую цену, и ими пользовались преимущественно высшие слои общества. Иногда по величине стекол очков специалисты определяли принадлежность владельца к тому или иному классу общества. Размер линз испанских грандов был равен ладони.

В XVI веке появились пружинные очки, их носили на переносице, иногда крепили к шляпе. В XVI-XVIII веках такой способ ношения прибора был распространен среди дам и высокопоставленных сановников, так как при приветствии они никогда не снимали головной убор. В XVI веке появились очки, которые крепились по контуру головы металлическим обручем, с которого вниз на глаза опускались линзы.

В XVI веке было создано пенсне. Его стекла скрепляла медная или железная пружина. Чуть позднее были придуманы кожаные прокладки под металл, чтобы не травмировать кожу носа. К концу XVI века к пенсне стали крепить круговой шнурок или ленту, с помощью которых оптический прибор удерживался на переносице. В тот период потеряла свою функцию ручка монокля, поскольку получило распространение его зажатие с помощью мышц лица.

В XVI веке появились очки для близоруких, с вогнутыми стеклами. Изначально носить их было крайне неудобно, так как они не имели дужек и крепились к переносице при помощи распорки. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Папа Римский плохо видел отдаленные предметы и, отправляясь на охоту, всегда надевал очки.

XVII – XVIII века

В XVII веке в Англии существовала Почетная гильдия стекольщиков. Чтобы пройти путь от подмастерья до мастера, необходимо было учиться в течение девяти лет, а после этого сдавать экзамен комиссии.

Точных данных о том, когда появились очки на Руси, не сохранилось. Первое упоминание об оптическом приборе нашло отражение в «Расходной книге денежной казны» за 1614 год. В ней значилось, что «для царя у московского гостя были куплены очки хрустальные с одной граненой стороной, и другой – гладкой» . Наибольшее количество оптических приборов ввозилось в Россию из Западной Европы: в 1670-1672 годах поступило 5892 пары. Наиболее старинные очки хранятся в Оружейной палате. Здесь находятся оптические приборы, оправа которых выполнена из золота и серебра. В Государственном историческом музее хранятся образцы очков с оглоблями и заушниками.

В начале XVIII века для ношения очков были изобретены боковые опоры. Поначалу они были короткими и опирались на виски, а не на уши. В Западной Европе их называли «височными». Впоследствии такие опоры удлинились и стали проходить над ушами. Они имели кулису или шарнир посередине — таким образом, очки можно было раскладывать или раздвигать при надевании. Линзы стали изготавливать меньших размеров, а круглые опоры заушников покрывали бархатом. В XVIII веке низшие слои населения покупали на улицах очки невысокого качества с оправой из проволоки.

В начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт создал очки с закругленными дужками и носоупорами. В конце XVIII столетия Бенджамин Франклин изобрел бифокальные линзы, нижняя часть которых была предназначена для работы вблизи, а верхняя позволяла получить четкое изображение удаленных предметов.



В 1750 году английский оптик Дж. Эскю изготовил первый набор пробных стекол для индивидуальной подборки очков. Его опыт повторил немецкий ученый Иоганн Пауль Хирн в 1778 году.

XIX и XX век

В 1818 году начали изготавливать складывающиеся лорнеты, которые открывались и закрывались небольшим рычажком. Позднее оптические приборы стали оснащаться пружиной. Наибольшее распространение лорнет получил у женщин, которые использовали его в качестве . Дужки выполняли из золота и серебра и украшали драгоценными камнями.


В 1873 году была введена диоптрическая нумерация стекол. Физики, занимавшиеся оптикой глаза, предложили меру близорукости или дальнозоркости «diopter» (в переводе с греческого – «видящий насквозь»). Система определяла фокусное расстояние линзы, корректирующей зрение.

В начале XX века компания изготовила лорнет из платины и морских раковин для княжны Лобановой-Ростовой. Прибор был украшен бриллиантами и сапфирами. В настоящее время он хранится в Оружейной палате Московского Кремля. В 1913 году князь Феликс Юсупов заказал в Cartier лорнет с 442 бриллиантами. В России лорнеты выпускала ювелирная компания Fabergе.

Пенсне, монокль и лорнет имели распространение до окончания Второй мировой войны, после которой уступили место современным очкам.