Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Пересказ русской народной сказки

«Пузырь, соломинка и лапоть».

(Средняя группа)

Интеграция содержания образовательных областей:

Развитие речи, художественно-эстетическое.

Предварительная работа:

Рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

Надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей;

Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных;

Учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь детей;

Воспитательные задачи:

Воспитывать культуру поведения, умение пользоваться вежливыми словами.

Материалы и оборудование:

Посылка с мыльными пузырями.

Ход НОД.

Воспитатель:

Посмотрите, к нам пришла посылка, от кого она может быть? Давайте узнаем.

Открываем посылку, достаем мыльные пузыри и записку от Незнайки: «Ребята, я нашел на улице этот предмет, а что это такое, я не знаю. Может, вы знаете, что это?».

Воспитатель:

Ну что, ребята, догадались, что же это? (ответы детей).

Правильно, пузыри, а для чего они нужны? (Ответы детей).

А вы знаете какие-нибудь сказки про пузыри? (Дети вспоминают сказку «Пузырь,

Соломинка и Лапоть»).

Воспитатель:

Давайте я ее еще раз вам почитаю, а вы слушайте внимательно. Устраивайтесь поудобнее сказка начинается.

Воспитатель читает детям сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

Вопросы по содержанию сказки.

Про кого эта сказка? (Про Пузыря, Соломинку и Лаптя.)

Что предложил Лапоть Пузырю? (Переплыть на нем через реку.)

А почему можно на пузыре плавать. (Потому что он легкий и не тонет.)

Что ответил Пузырь? (Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег.)

А разве соломинка может достать до другого берега, какая она? (Она длинная, достает до другого берега.)

Как же они переправились на другой берег, что они придумали? (Лапоть пошел по Соломинке. Соломинка сломалась. Все упали в воду.)

А почему Соломинка сломалась? (Потому что она тонкая, а Лапоть тяжелый.)

Пузырь хорошо поступил? (Нет, над другими смеяться невежливо.)

А что нужно было Пузырю сделать? (Помочь Соломинке и Лаптю.)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили. Давайте поиграем с вами в игру «Надувайся, пузырь»

Воспитатель:

Отдохнули немного. А теперь я еще раз расскажу вам сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а потом вы сами мне будете ее рассказывать, а помогут вам в этом опорные картинки.

Воспитатель еще раз рассказывает сказку и предлагает детям ее пересказать, причем

начинает один ребенок, продолжает второй, а заканчивает третий - таким образом, дети

внимательно следят за рассказами других детей, не отвлекаются и все могут поучаствовать в пересказе. Оценивая пересказ сказки каждым ребенком, необходимо обратить внимание на последовательное изложение событий, на выразительность передачи диалогов действующих лиц.

Воспитатель:

А теперь я предлагаю нам самим превратиться в героев этой сказки.

(Артикуляционная гимнастика):

Пузырь – надуть щеки,

Соломинка – втянуть щеки,

Лапоть – сложить губы как при произнесении «о

Воспитатель:

Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили. Посмотрите-ка, у меня есть пузыри и они хотят поиграть с вами. Я сейчас буду их выдувать, а вы будете их ловить.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, все пузыри поймали. А теперь я еще раз расскажу вам сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а потом вы сами мне будете ее рассказывать.

Воспитатель:

Молодцы, ребятки, очень похоже!

Ребята, какой конец у этой сказки? (Грустный)

Давайте придумаем другой конец.

Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

(Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)

Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не

бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

Воспитатель:

И напоследок, я предлагаю поиграть с мыльными пузырями


Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит пузырю:

– Пузырь, давай на тебе переплывем!
– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега не берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась.

Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Чему учит сказка пузырь соломинка и лапоть?

Эта маленькая сказка очень поучительная и учит детей еще с детства понимать цену дружбы. Что в трудную минуту всегда нужно прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, подставить своему товарищу плечо.

Здесь же все произошло совсем наоборот – когда путь Пузырю, Соломинке и Лаптю, идущими в лес дрова рубить, преградила река, эта первая трудность показала, что они не по дружески относятся и не помогают к друг другу.

Если бы Лапоть перевез Соломинку и Пузыря на другой берег, то ничего бы и не случилось с ними. А так и закончилась быстро эта сказка, потому, что Лапоть упал в воду, добрая Соломинка переломилась, а глупый Пузырь лопнул.

Так и случается с такими, кто не ценит настоящей дружбы. Разве настоящие друзья так поступают?

Здравствуйте, рада видеть вас на моем занятии. Одна из частей нашего занятия - работа с информацией. В текстах, которые вы получите, будет явная и скрытая информация. Данную работу можно проводить с детьми разного школьного возраста. Однако, нужно подбирать тексты соответствующего уровня. В конце мастер-класса мы обсудим, какие умения мы с вами сегодня тренировали.

Итак, внимание на экран.

Цель: переправиться через реку и принести дров, иначе договор, который в дальнейшем вы будите составлять, будет являться не действительным. Участники с собой могут взять только 3 полена.

Данный мастер класс направлен на тренировку метапредметных умений таких как:

1.овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами (познавательные)

2. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи (регулятивные) , овладение логическими действиями сравнения, обобщения, анализа, синтеза. Построение рассуждений (логическое)

3. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (коммуникативные)

4. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. (регулятивные, коммуникативные)

5.готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (коммуникативные)

УСЛОВИЕ: нужно переправиться через реку и принести дров, иначе договор считается не действительным. Участники могут взять с собой из леса только 3 полена.

Пузырь, соломинка и лапоть


Лапоть говорит пузырю:

Родился Лапоть из лыка (липовой коры) и топчет землю давно. Русский мужик сплел его, как сумел, и научился лапоть у этого мужика нехитрым житейским мудростям. Лапоть и построить, и починить может что-нибудь, в случае надобности. Как раз ему не хватало одного полена, чтобы починить прохудившийся пол в избе.

Узнал также старый лапоть, что в воде он не тонет: сквозь строки утечет вода, и следа не оставит. В земле-матушке долго не тлеет, если вымочить его в скипидаре на дегте березовом. Единственная проблема: нет полена у него, чтобы деготь добыть, да скипидар не в чем хранить.

Лапоть - предмет достаточно незатейливый, но видавший виды. Не зря именно Лапоть в сказке сразу предложил относительно верный путь. Лапоть может получить дополнительных 30 баллов, если он убедит всех участников в том, что переплывать реку они будут на пузыре

Пузырь, соломинка и лапоть

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают: как через реку перейти?
Лапоть говорит пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывем!
— Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Соломинка

Соломинка - баба хозяйственная. За домом следит да мужиков кормит. Вот и решила она полено принести, чтобы печь растопить. Взяться-то взялась, но вот силы свои не рассчитала. Соломинка слишком тонка, и вес путников она не выдержит. И правильно, нечего за неё хвататься, она «не железная». И так на себе все хозяйство тянет! Как говорится, «взялся за гуж, не говори, что не дюж». Но Соломинка уже давно ждет, что всю мужскую работу возьмут на себя Лапоть и Пузырь. Да и надеется она на то, что это был последний раз, когда она пошла за дровами.

Совет - трудись, но умей рассчитывать свои силы заранее, как говорится, «на берегу». Всегда стоит прикинуть предварительно - справишься с работой или нет. Соломинка получит дополнительных 30 баллов, если она предложит свой план передвижения, в котором все участники переправятся через реку самостоятельно.

Пузырь, соломинка и лапоть.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают: как через реку перейти?
Лапоть говорит пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывем!
— Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Что касается смеющегося Пузыря, то на ум приходит фраза: «Когда кто-то рискует сломать себе голову, то другие смеются. Почему? Психологи ещё не нашли точного объяснения этому феномену». Может, потому что он пустой? Но зачем пустоту сохранять? Смеяться нехорошо над теми, кто попал в сложную ситуацию. Можно ненароком и лопнуть. При желании лопнувший Пузырь можно склеить смолой.

Пузыри, как и воздушные шары, в воде не тонут и летают высоко. Чтобы вовсе не улететь, пузырю нужен небольшой груз. Но наш Пузырь не из тех, кто привык трудиться.

Обед ему подавай, а ложки нет. Вот и решил Пузырь попросить, чтобы Лапоть сделал ему деревянную ложку.

Пузырь получит дополнительных 30 баллов при условии, если он убедит всех участников, что переходить реку нужно по соломинке.


Мы, Соломинка, Пузырь и Лапоть, договорились о нижеследующем:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Безгранична мудрость народа, как и его творческое начало. Порой в нескольких строках русских народных сказок скрывается целый мир, множество смысловых пластов – и, за компанию, интересная история.

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», которую взрослые и дети могут прочитать ниже удобным для всех крупным шрифтом, до смешного короткая – полстранички, или того меньше. Интересно, что для бытовой сказки, в отличие от волшебной или от истории о животных, где обязательно присутствует элемент квеста (герои куда-то отправляются, выполняют какие-то задания, добывают волшебные предметы, спасают красивых девушек, побеждают чудовищ) это не редкость.

Зачин в сказке обозначен очень коротко, почти номинально (просто потому, что он по жанру должен быть). Первое предложение представляет читателю героев истории: жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. А потом говорится, что однажды они решили пойти в лес нарубить дров. Сразу напрашивается вывод, что под такими несколько абстрактными персонажами сказитель подразумевал реальных людей, и, быть может, даже был знаком с прототипами.

Итак, герои книги отправились в лес по важному делу – рубить дрова для обогрева жилища (в деревнях традиционные русские печки только на дровах и работали). По дороге компания встречает препятствие – реку. Ее нужно как-то переплыть. Стандартная по сути ситуация: начиная любое дело, несколько компаньонов обговаривают, как именно они будут преодолевать трудности, какие их особенности помогут успешно завершить работу.

Вот и Пузырь, Соломинка и Лапоть стали думать-кумекать, как же переплыть реку. Моста поблизости, видимо, не было. Лапоть – простой, рисковый мужик без особенных претензий, но с деловой жилкой – предложил Пузырю перевезти их с Соломинкой через водную преграду. Пузырь отказался – наверное, из важности, да еще и надулся при этом от обиды.

После Пузырь выдвинул предложение: Соломинка должна протянуться от одного берега до другого, чтобы по ней можно было перейти. План был, откровенно говоря, никудышный: Соломинка длинная, но хрупкая, она изначально могла не выдержать нагрузки. Странно, почему сама Соломинка не сказала ни слова против. Наверное, решила снести на себе все тяготы, как до сих пор делают большинство русских женщин.

На том и порешили герои текста. И зря. Соломинка протянулась с одного берега на другой, Лапоть пошагал по ней – и сломал. В результате оба упали в воду. А Пузырь, вместо того, чтобы попытаться помочь друзьям (или, на худой конец, компаньонам, товарищам) стал хохотать. Смеялся он, смеялся, да так перенапрягся, что взял – и лопнул.

Читайте русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте.