Не платить за капитальный ремонт. Капитальный ремонт многоквартирного дома: обсуждаем, платить или нет? Кто должен платить, а кто нет

Обязаны ли жильцы платить взносы в фонд за капитальный ремонт?

Да, это обязанность. Оплата не вменяется только собственникам жилья, относящегося к аварийному фонду и отдельным категориям граждан, признанным социально наименее защищенными.

И пресловутое Определение №А-57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 года, на которое ссылаются , никоим образом не отменяет положения законодательства, оно является лишь ответом на вопрос законности фонда регионального оператора. И о том, какие полномочия он имеет.

А о том, что за капитальный ремонт платить нужно, без всяких кривотолков сказано в федеральном законодательстве РФ , которое пока еще силу не утратило.

Кто имеет право не платить?

Кто не обязан платить за капитальный ремонт общего имущества в МКД? Такие «касты» есть (Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15). Плата за капремонт для собственников жилья не является обязательной для:

Некоторым гражданам будут компенсированы расходы в размере до 50% : это инвалиды 1 и 2 групп, пенсионерам от 70 лет (одиноким или проживающим в семье только из лиц пенсионного возраста), инвалидам детства и тем, у кого ребенок-инвалид.

Отдельно стоит упомянуть обладателей квартир в новостройках . Закон ничего про них не говорит и в категорию «законных неплательщиков» не выделяет.

Хотя в их случае речь о ремонте пойдет не ранее, чем через пять-десять лет. Обязаны ли собственники жилья платить за капитальный ремонт, если здание, которому по той или иной причине понадобился ремонт, «моложе» 5 лет? В этом случае все работы по восстановлению нового многоквартирного дома возлагаются на строительную компанию.

Не платить не получится, но есть все основания надеяться, что их положение будет принято во внимание законодателями.

Смотрим положения закона

Плата за капремонт — обязательна или добровольна? Еще каких-то пару-тройку лет назад взносы эти действительно носили добровольный характер.

В 2014 году (с 1 июля) были внесены изменения в Федеральный закон №271-ФЗ . В частности, статья 13 «украсилась» пунктом 8.2, а он как раз и подразумевает минимальные взносы на капремонт.

Совершенен ли закон? На текущий момент действительно бросаются в глаза нечеткости , например отсутствие границы между текущим ремонтом и капитальным.

То есть на практике, разумеется, все понимают разницу в терминологии — текущий ремонт это мелкие исправления, такие как покраска, штукатурка, ремонт конструкций. К капитальному относятся уже более масштабные работы — усовершенствования конструкций, реставрация изношенных частей и т.д.

Но в том-то и дело, что графа в платежках от ЖКХ называется «текущий ремонт» . Но ведь жильцы и так за него платят, потому и возмущаются: почему обязуют платить еще?!

Возмущаться на самом деле следует только нечетким формулировкам закона , который не всегда можно правильно понять сразу. На самом деле деньги пойдут на предназначенные для этого цели.

Беда еще и в том, что граница между текущим и капитальным ремонтом зачастую весьма условна.

Другая причина недовольства обитателей домов — это складывание денег в, как они думают, «общий котел». То есть, предусмотрены две «копилки»:

  • специальный счет отдельного здания (устанавливается в согласовании с собранием собственников жилья);
  • счет регионального оператора.

Понятно, что последняя «копилка» более объемная и туда поступают взносы со многих домов. Обязательно ли платить в фонд капитального ремонта, ведь многие абсолютно справедливо не желают оплачивать чужие ремонты?

Но по уверению властей, этого опасаться не стоит — ведется строгий учет всех поступающих траншей и ни один дом не будет отремонтирован за счет другого.

Размер траншей в разных регионах России тоже варьируется . На его размер влияют многие нюансы, например, насколько старое здание, из какого материала построено, есть в нем лифт или нет, и т.д.

Отсутствие первого взноса и отсутствие оплаты после первого взноса: есть ли разница?

Взносы имеют предварительный характер , работы будут произведены, когда нужная сумма накопится на счету. ТСЖ может полностью взять этот процесс в свои руки и открыть собственный счет.

Правда, есть одно «но» — если срок подойдет, а окажется, что средств нет, собственникам придется брать кредит в банке.

Обязаны ли мы платить за капитальный ремонт дома, если нет договора? Бытует и такое мнение: если договор не подписан и не был произведен первый платеж (именно он является действенным подтверждением стороны о существовании договорных отношений), то и платить не надо.

При этом ссылаются на ст.425 ГК, регламентирующую принятие договора.

Статья 425. Действие договора

  1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
  2. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
  3. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
    Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
  4. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Так бы хотелось, но на самом деле все опять упирается в пресловутый Федеральный закон №271-ФЗ и .

Именно они, а не договор, диктуют хозяевам квартир, платить или нет . В нормативно-правовых актах четко прописана необходимость оплаты.

После принятия закона отведено восемь месяцев на то, чтобы хозяева квартир определились на общем собрании, кому они будут передавать взносы — региональному оператору или на спецсчет своего здания.

Потому как именно общее собрание собственников есть орган управления домом (ст. 44 ЖК), но — не есть последняя инстанция.

Если решение не принято, ничего страшного — региональный счет уже существует и любезно предоставлен муниципалитетом.

Обязательно ли платить за капремонт? Как видим, вопрос «можно ли не платить» не стоит вообще — оплачивать ремонт обязало законодательство . Выбор есть «куда перечислять взносы» — и тут собственникам предоставлена определенная свобода действий.

Стоит платить или нет?


Стоит, если не хотите неприятностей — это во-первых (потому что только страх наказания может заставить многих граждан соблюдать установленные правила).

И во-вторых , стоит, если желаете жить в пригодном для жизни доме — ведь все транши строго учитываются и за их счет ведется ремонт домов.

А значит, получается, что граждане платят не Управляющей компании, а самим себе.

Последствия

Неблагоприятные :

  • постепенно ветшающее здание (в нем жить не только неприятно, но иногда и небезопасно. Мало кому хочется, входя в лифт, гадать, доедет он благополучно до нужного этажа или нет);
  • уведомления от Управляющей компании;
  • просрочка платежей и начисление пеней;
  • судебное разбирательство.

Размер пеней будет зависеть от того, какие тарифы установлены в конкретном взятом регионе.

Отдельно следует упомянуть о том, как может отреагировать Управляющая компания. Коммунальщики имеют право уведомлять должника о просроченных взносах (официальный документ, почтовым отправлением с уведомлением под подпись), а затем применять санкции.

Сюда относится и отключение коммунальных услуг. Причем наличие несовершеннолетних детей не будет являться препятствием .

А меры воспоследуют (п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг). Вплоть до «тяжелой артиллерии» (иск с требованием выселения), потому как по заявлению заместителя министра строительства и ЖКХ А.Чибиса, положение сложилось почти что отчаянное .


Примерно одна четверть россиян не считает нужным выполнять предписания закона об обязательных взносах на капитальный ремонт. Разрешат ли власти кому-то не соблюдать закон — вопрос риторический.

Поэтому, задавая себе вопрос: «Обязан ли я платить в фонд капитального ремонта дома?», задумайтесь еще и вот о чем — лучший способ избежать проблем от неуплаты — это не допускать ее.

Для этого необходимо осознать, что пусть формулировки закона могут быть пока далеки от совершенства, но платите вы в любом случае себе и только себе — за комфортное и безопасное проживание.

Мероприятия по ремонту и техобслуживанию своих квартир и домов россияне традиционно возлагают на себя, лишь в крайних случаях пользуясь услугами специалистов. Такое отношение к содержанию собственного жилья входит в противоречие с новым законом, действующим с 2015 года, об услуг за капитальный ремонт. Конечно, он не относится к непосредственной жилплощади владельца квартиры и распространяется на сферу коммунального обслуживания и, на первый взгляд, вполне объективен и направлен на благо.

Однако необходимость рассчитываться за благие намерения властей собственными финансами заставляет детально вникать в тонкости нововведения, а также искать ответ на вопрос: если не платить за капремонт, что будет? Для одних он кажется риторическим, для других - поводом задуматься о возможных последствиях после принятия такого решения.

Во сколько обойдется?

Неточные данные о тарифах на новые взносы по коммунальным платежам - не редкость. Относительно выплат за капитальный ремонт можно утверждать то же самое. Средние тарифы, по которым устанавливается, сколько платить за капремонт, варьируются от 5 до 15 руб. за кв. м. То есть, регионы самостоятельно устанавливают размеры взносов, исходя из состояния, в котором находится местный жилой фонд. Самые высокие ставки отмечались еще в 2014 г., когда звучали цифры в 20-50 руб. На данный момент эксперты все же отмечают возможность применения современных технологий и материалов, а также вероятность увеличения межремонтных периодов.

Предположительно, эти факторы даже в наиболее запущенных субъектах не позволят поднять минимальную обоснованную цену выше 20 руб. за кв. м. К неприятным же моментам в этой части стоит отнести тот факт, что многие граждане уже столкнулись с высокой комиссией при оплате на почте и через сберкассы. В среднем она составляет 30-50 руб.

Кто должен платить?

Согласно закону, собственники многоквартирных домов в обязательном порядке должны оплачивать услуги по капитальному ремонту. Теперь стоит разобраться, нужно ли платить за капремонт всем владельцам квартир? По словам авторов закона, малоимущие слои населения пострадать не должны. В этой связи льготы по выплатам за капремонт получат те же граждане, которые на данный момент имеют их на все

Иными словами, и ВОВ, а также целый ряд граждан, которые включены в программы социальной поддержки, не входят в число тех, кто должен платить за капремонт и сопутствующие услуги. Выплата льгот будет осуществляться по старой схеме: в случае превышения расходов на оплату недвижимости после включения капитального ремонта на 10% семья получит право на субсидии.

Что входит в капремонт?

Чтобы оценивать целесообразность взносов за капремонт домов, стоит ознакомиться и с перечнем работ, включенных в этот пункт коммунального обслуживания. В него входит следующее:

  • ремонт кровельных покрытий и несущих конструкций;
  • восстановление и ;
  • ремонтные работы в подвалах;
  • приведение в порядок фундаментов;
  • обновление или ремонт инженерных систем (канализация, водоснабжение);
  • замена или установка лифтов.

Также в некоторых регионах планируется ревизия систем дымоудаления и пожаротушения, проведение технических и т. д. Но это пока единичные случаи, поскольку стоимость за капремонт на фоне расширения его масштабов существенно повышается. Так или иначе, описанные работы заставляют по-новому рассматривать вопрос: если не платить за капремонт, что будет? В данном контексте имеется в виду, что будет с домом, ведь именно количество аварийных и остро нуждающихся в ремонте многоквартирных домов мотивировало власти на столь радикальные меры.

Гарантии проведения ремонта

Есть немало людей, которые положительно рассматривают капремонт жилья. Платить или нет - для них такой вопрос не стоит, но при этом гарантии должны быть. Во всяком случае, многие хотят иметь уверенность, что деньги не разворуются, а будут использованы в соответствии с прямым назначением. Ответственность за это на себя возьмут региональные операторы. В их ведомствах формируются отделения, в числе задач которых значится проведение капремонта на средства, поступающие в региональные фонды по плану. Все многоквартирные дома включаются в специальные списки с реестрами, доступ к которым будет обеспечен любому плательщику. Таким образом, можно отслеживать расход средств и выполнение ремонта по каждому объекту.

Аргументы против взносов

Претензии к поправке со дня ее принятия поступают не только от рядовых граждан, но и от экспертов. В частности, целесообразность нововведения ставят под сомнение по той причине, что владельцы квартир не располагают в собственности общедомовым имуществом. Именно этот аспект и обосновывает саму постановку вопроса: за капремонт жилья платить или нет? Дело в том, что муниципалитет передает во владение лишь определенную площадь дома, однако чердак, кровельное покрытие, инженерные сети и подвал не входят в собственность конкретного жильца. Типичный пример, иллюстрирующий несправедливость такого подхода - это обязательство владельцев квартир на первом этаже вкладывать деньги в замену лифта.

В дополнение ко всему, неизвестны сроки, когда будет реализован намеченный план по улучшению состояния жилфонда. По этой причине многие собственники заведомо отказались платить за капремонт, так как на момент его осуществления они и вовсе сменят место проживания. Для справки: в некоторых регионах реализация ремонта растянута на десятки лет - и это только по документам.

Если не платить?

Сложно предсказать, какими на практике окажутся последствия для тех, кто откажется от такого сотрудничества с муниципалитетом. В теории владелец квартиры имеет право не оплачивать полностью все графы в коммунальной квитанции. Тем не менее остается вопрос: если не платить за капремонт, что будет? В фондах капитального ремонта отмечают, что люди, у которых появятся задолженности по данному пункту, будут получать уведомления. После этого, как и в случае с другими коммунальными службами, следует ждать судебного разбирательства. В соответствии с законом, к сумме задолженности каждый месяц также будут добавляться и проценты. Впрочем, с момента занесения дома в список подлежащих капитальному ремонту его собственники имеют право на самостоятельное определение формата сбора денег в «фонд ремонта».

Отмечается и появление слухов об отмене ежемесячных компенсаций для граждан, находящихся в категории социально защищенных. Это в первую очередь касается пенсионеров. То есть, если собственник этой группы не платит за капремонт, то для него аннулируется льгота в виде ЕДК. На деле такая мера не имеет оснований, поскольку денежная компенсация не распространяется на капремонт.

Как не платить законно?

Наиболее рациональным избавлением от новых обязательств может стать один из предложенных властями вариантов: использование арендных накоплений от сдачи нежилых помещений в доме и самостоятельная реализация ремонта за счет жильцов. Конечно, и в этом случае не избежать сбора денег, на которые также будет выполнен капремонт. Платить или не платить по квитанции - такой вопрос отпадет и перенесется на ответственность собрания домовладельцев.

Капремонт за счет дома

Этот вариант в качестве альтернативы удобен тем, кто не хочет платить коммунальным организациям и самостоятельно планирует выполнить ремонт. Схема вполне понятна и отработана в других сферах коммунального хозяйства: собственники на общем собрании решают открыть счет дома, из которого будет происходить финансирование мероприятий по техобслуживанию. В этом случае допускается законная приостановка выплат и можно не платить за капремонт региональным фондам. Однако важно учесть, что сумма на счете дома должна соответствовать минимуму, установленному региональными властями для проведения капитального ремонта. То есть самостоятельно собранные деньги должны соответствовать размеру совокупных выплат относительно конкретного дома.

Финансирование от аренды и рекламы

Практически каждый многоквартирный дом имеет нежилые помещения. Поскольку обязательная выплата взносов за капремонт предполагает, что все имущество здания находится во владении жильцов, то и распоряжаться им они могут на свое усмотрение. Так, например, за счет арендных доходов можно восполнить затраты на капремонт. Платить или не платить - в этом случае такой вопрос не становится. Более того, из личного кармана собственник квартиры и вовсе может ни копейки не вложить.

Но опять же, главное, чтобы суммы от сдачи в аренду нежилых площадей хватило на покрытие расходов на ремонт. В дополнение к этому способу можно отметить и возможность предоставления фасада в качестве рекламной площадки. Кстати, новый закон может стать поводом для проверки, как используется этот финансовый потенциал в доме. Наиболее активные члены самоуправления нередко получают доходы от сдаваемых помещений. Возможно, стоит их перенаправить на непосредственное улучшение состояния дома?

Аварийные дома - надо ли платить?

На данный момент это наиболее острый вопрос, которые затрагивает не только программу капремонта, но и процедуры расселения жильцов. В законе точно прописано, нужно ли платить за капремонт в аварийном жилье - нет, пока оно не исключено из программы. Тем не менее во многих регионах встречаются случаи, когда собственники квартир в неремонтопригодных домах жалуются на квитанции с пунктами об оплате за признанное аварийным, должно исключаться из перечня объектов, на восстановление которых собираются средства.

Подобные нестыковки возникают уже из других проблем. В данном случае это задержки с расселением. Люди жалуются, что пока они стоят в очереди, им приходятся оплачивать расходы на содержание потенциально непригодного для жизни дома. В этом плане интересен вопрос: если не платить за капремонт, что будет в случае с жильем, получившим статус аварийного? Власти указывают, что все денежные средства, собранные на такие дома, пойдут на их снос и реализацию программы расселения.

Заключение

Как известно, многие законы на первых стадиях внедрения обнаруживают существенные недостатки и в соответствии с ними корректируются. Скорее всего, это ждет и обязательный капремонт домов, поскольку его изъяны весьма ощутимо отзываются на финансовом благополучии граждан. При этом важно отметить и альтернативные возможности, которые были оставлены людям, желающим самостоятельно приводить свои дома в порядок. Правда, и в таких случаях не удастся избежать хлопот с организацией капитального ремонта. Ведь, помимо общего сбора денег с собственников, необходимо искать и нанимать подрядчика.

Так или иначе, на сегодняшний день в России миллионы домов нуждаются в проведении ремонта. Взять ответственность за содержание дома в свои руки или возложить ее на государство - решает каждое домоуправление в частном порядке. Но ясно одно: расходы на проведение капремонта ложатся на самих граждан, и это, пожалуй, главный недостаток новой поправки.

Каждый гражданин Российской Федерации знает о том, что представляет собой плата за капитальный ремонт. Однако далеко не все задумываются, на что именно эта плата уходит. За что каждый из нас ежемесячно отдает определенную сумму денег в ЖЭК? Как должен проходить капитальный ремонт многоквартирного дома, и как он проходит на самом деле? На все эти вопросы будут предоставлены ответы в статье.

Понятие капитального ремонта

Каждый многоэтажный дом рано или поздно начнет изнашиваться. Дабы не допустить аварийной ситуации, строения необходимо своевременно ремонтировать и модернизировать. Естественно, необходимая денежная сумма для проведения ремонтных работ не возьмется из ниоткуда. А потому оплачивать ремонтные работы обязаны сами жители.

Прежде чем давать характеристику правовых аспектов закона, регламентирующего ремонтные работы строений, необходимо чуть более подробно рассказать о том, что же входит в систему капитального ремонта. Какие процедуры и функциональные обязанности ЖЭКа здесь можно выделить? Если речь идет о минимальной совокупности услуг и обязанностей жилищной компании, то нужно выделить следующие функции:

  • замена, ремонт или установка разного рода внутридомовых коммуникаций; это отопление, водоснабжение, газификация и многие другие системы;
  • ремонт или замена лифтов;
  • ремонт или установка домовой кровли;
  • проведение работ в подвалах, укрепление фундамента;
  • ремонт или обновление фасада - герметизация швов, восстановление штукатурки, замена или обновление плитки, ремонт водостоков и т. д.

Таким образом, капитальный ремонт многоквартирного дома включает в себя довольно большое количество самых различных работ.

Общая характеристика законов о капремонте

Сразу стоит отметить, что на данный момент в России не существует какого-то единого законопроекта, целиком и полностью посвященного капитальному ремонту. Все функциональные обязанности, соединяющиеся в капремонт многоквартирных домов, регламентируются самыми различными законами и подзаконными актами. Здесь и отдельные пункты федеральных законопроектов, и определенные судебные постановления, и некоторые статьи Жилищного кодекса РФ. Однако наиболее крупный и известный закон здесь все же стоит выделить: это ФЗ № 271 - об изменениях в российском Жилищном кодексе.

До 2012 года в сфере жилищного хозяйства все было очень плохо. Неразбериху составляли как многочисленные юридические противоречия, так и отсутствие четкой системы законов, что могли бы регламентировать ремонт домов. Безусловно, существовал Жилищный кодекс. Однако до появления в декабре 2012 ФЗ № 271 и с ним все было не так, как нужно.

Какие изменения последовали с началом действия представленного нормативного акта? Основное, что здесь стоило бы отметить, - это то, что плата за капитальный ремонт стала взиматься с граждан (до этого ремонтом полностью занимались власти). Хорошо это или нет - вопрос спорный. Однако вряд ли удастся отрицать тот факт, что система взносов и исполнения работ стала удобнее. Но стала ли она справедливее и качественнее? Попытки найти ответ на этот вопрос будут обозначены далее.

Экскурс в прошлое

Как известно, А потому стоит перенестись немного в прошлое и попытаться вспомнить, как действовала система капитального ремонта ранее.

Еще в советские времена кровля домов стабильно обновлялась каждые 15 лет, фундамент ремонтировался каждые 25 лет, а крышами ЖКХ занималась каждый год. В принципе, и по сей день особо ничего не изменилось. Любая жилищно-управляющая компания устанавливает подобные сроки. Если же работы не проводить, то здание попросту приобретет аварийное состояние, а в конечном счете разрушится.

В СССР капремонт многоквартирных домов целиком лежал на властных структурах. Все строения находились в государственной собственности. Граждане были обязаны своевременно выплачивать определенную денежную сумму, а муниципалитет проводил все необходимые строительные и ремонтные работы. Однако с началом приватизации, вызванной распадом советской власти, большинство зданий перешли в руки частных собственников. Отныне жильцы перестали платить органам местного самоуправления.

Полнейшая неразбериха продолжалась до начала 2000 года. Многие дома устаревали, становились аварийными и непригодными для жизни. Именно поэтому власти решили принять более смелые меры. Была разработана программа капремонта. Чуть позже последовал и закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. Жильцов обязали выплачивать 5% от суммы, необходимой для осуществления работ по преобразованию жилья. Однако общая тенденция так и не приобрела положительной окраски: и по сей день многие дома попросту остаются без обслуживания.

Коммунальная плата за капитальный ремонт: размер по состоянию на 2017 год

Российским властям стоило бы обратить внимание на европейскую практику, предусматривающую обязанность каждого жильца создавать так называемый ремонтный капитал. Собирается определенная денежная сумма, которая впоследствии отправляется на осуществление работ по преобразованию жилья. Преимущество такой системы очевидно: все действия с финансами остаются на виду у каждого человека. Есть строгая отчетность, позволяющая тратить деньги строго по назначению; ни одна копейка не может уйти кому-то в карман.

Тем не менее в Российской Федерации подобная схема применялась бы с большим трудом. Основная преграда здесь - обыкновенная бедность населения. Многие граждане попросту не смогли бы своевременно вносить выплаты из-за банального отсутствия финансов. А какая система действует сегодня?

Властями был разработан тридцатилетний план (действовать он будет до 2042 года), согласно которому, сбором средств занимается муниципалитет. Эта же инстанция составляет график ремонтных работ для каждого отдельного дома. Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов (ФЗ № 271) гласит о необходимости выплачивать денежную сумму, равную как минимум 15 рублям за жилищный м 2 . Безусловно, власти гласят о "невероятной эффективности созданной системы" и о "тысячах качественно отремонтированных домов". Соответствуют ли эти утверждения сегодняшним реалиям? На этот вопрос каждый житель должен ответить сам. В качестве "вспомогательного материала" можно привести несколько тезисов из соответствующего законопроекта.

Основные программные нюансы

Каждый гражданин должен помнить о своих жилищных правах - стоит только открыть Жилищный кодекс и прочитать отдельные его положения. Далее будут приведены основные тезисы о том, что же представляет собой плата за капитальный ремонт. Закон говорит о следующих моментах:

  • Все сроки ремонта устанавливаются непосредственно муниципалитетом. В случае же нарушений граждане имеют право подать жалобу. Муниципалитет соберет комиссию и, в случае необходимости, постарается отремонтировать строение в нужные сроки.

  • Капитальный ремонт дома не может откладываться даже после того, как жители сами провели все необходимые работы по обновлению жилья.
  • Комиссия, состоящая из представителей жилья, оценивает капитальный ремонт, проведенный муниципалитетом.
  • Плата за капитальный ремонт регламентируется органами местного самоуправления. При этом пошлина может подвергаться корректировке, но только при условии уведомления об этом всех жильцов.

В законопроекте говорится и об основных видах льгот, которые обязательно должны учитываться местными властями. Об этом будет рассказано далее.

О льготах

Согласно Федеральному закону № 271, определенные группы граждан имеют право на ряд послаблений. Так, некоторые лица, о которых будет рассказано далее, способны выплачивать тариф не полностью.

  • семьи с тремя или более детьми;
  • инвалиды;
  • семьи, имеющие детей со степенью инвалидности;
  • военнослужащие, или же семьи погибших военных;
  • работники тыла или ветераны времен ВОВ;
  • семьи без кормильца;
  • почетные доноры;
  • обладатели разного рода государственных наград.

Сюда же стоит отнести и некоторые другие категории граждан. Все они прописаны в ФЗ № 271.

Расшифровка тарифов ЖКХ

Плата за капитальный ремонт дома складывается из множества самых различных аспектов. Здесь стоит выделить и размер жилья, и тип строения, и наличие тех или иных жилищных элементов (вроде лифта, лестничных площадок и т. д.).

  • дворовая территория;
  • уборка и ремонт лестничных площадок;
  • работа с мусоропроводом;
  • содержание и ремонт лифтовой системы;
  • работа с вентиляционными и канализационными каналами;
  • своевременный вывоз мусора с территории около дома и т. д.

Если же здания обладают каким-то своеобразным оборудованием, или же располагаются они в неудобных территориях, то взимание платы за капитальный ремонт может быть чуть выше установленной нормы. Необходимо также рассказать о том, как влияет специфика жилого дома на стоимость капитального ремонта. Закон регламентирует следующие моменты:

  • жильцы дореволюционных построек (как правило, такие постройки - это объекты культуры) должны выплачивать порядка 3 рублей за м 2 ;
  • люди, проживающие в "хрущевках", должны платить два рубля за м 2 ;
  • граждане, проживающие в панельных домах 60-80-х годов, должны выплачивать 2,2 рубля за м 2 ;
  • жители кирпичных домов должны платить минимум 2,5 рубля;
  • люди, проживающие в современных строениях, платят порядка 2,7 рубля.

Таким образом, тип жилищного строения также значительно влияет на стоимость проводимых ремонтных работ.

Последствия неуплаты тарифов

Как это ни странно, многие граждане попросту отказываются оплачивать тарифы на капремонт. Для этого они находят множество самых различных причин: это и несправедливое распределение финансов, и отсутствие какой-то "отдачи" со стороны муниципалитета (ведь часто жители домов просто не видят никаких ремонтных работ), и некачественное выполнение ремонта. Более того, некоторые лица и вовсе задаются вопросом о том, законна ли плата за капитальный ремонт.

Так или иначе, государство недолюбливает неплательщиков, а потому стремится всячески с ними бороться путем наложения санкций. Какие последствия могут настигнуть гражданина, отказывающегося оплачивать услуги жилищно-коммунальных компаний? Самые что ни на есть простые - штрафы согласно ставке банковского рефинансирования. Означает это, что человек обязан покрыть просроченные выплаты еще и 15% от необходимой суммы денег.

Если же дело и вовсе дойдет до суда, то в отношении гражданина могут быть приняты следующие меры:

  • подписка о невыезде;
  • отсутствие возможности брать кредиты в каком-либо банке страны;
  • присуждение пени;
  • выселение из дома (но это крайняя мера; необходимы многомиллионные долги, чтобы суд смог лишить гражданина имущества).

Самый простой пример здесь может выглядеть следующим образом: у гражданина есть в собственности квартира 50 м 2 ; долг гражданина - 3 тыс. рублей при просрочке в 30 дней. Муниципалитет присуждает пеню в 45 рублей. За год штраф может вырасти до 800 рублей. Таким образом, какого бы мнения о системе капитального ремонта ни был гражданин, своевременно выплачивать необходимую денежную сумму все же придется.

Экспертное мнение о системе оплаты капремонта

Споры вокруг выстроенной системы оплаты капитального ремонта ведутся уже давно. К какому мнению склоняется большинство экспертов?

Реальную ситуацию, по мнению большинства специалистов, нельзя назвать оптимистичной. С одной стороны, существующую систему оплаты капитального ремонта практически невозможно изменить: принят тридцатилетний план, а потому еще долгое время будут нерешаемы все обозначенные выше проблемы. Отсутствие в схеме банальной прозрачности, борьба с некачественными ремонтными работами, общественный контроль - все это может быть в полной мере реализовано, разве что, при европейской системе оплаты капремонта. Однако и такая система пока не может эффективно применяться в нынешних реалиях: все еще велик уровень бедности населения.

Решение проблемы

Какой может быть выход? Самый оптимальный вариант - ТСЖ. В определенном районе построен новый дом. Плата за капитальный ремонт здесь такая же, как и везде. Поскольку район был обустроен совсем недавно, жильцы не видят смысла отдавать деньги муниципалитету непонятно за что. Именно поэтому граждане решаются обустроить товарищество жилищных собственников. Отныне все выплаты становятся прозрачными и видимыми для большинства жильцов.

Естественно, и при таких условиях может возникнуть немало проблем. ТСЖ может быть организовано только при наличии действительно грамотных и активных председателей жилища. Если таковые имеются, вопрос встанет о наличии бюджета товарищества. У многих тут же появится вопрос: а является ли плата за капитальный ремонт обязательной? Ответ однозначно положительный. Каждый гражданин, входящий в товарищество, должен посильно способствовать развитию жилищный структуры и поддержанию ее в "здоровом" состоянии.

Квитанции за поступают гражданам ежемесячно, многие оплачивают их в указанном размере и не пытаются оспорить.

Что будет, если многоквартирного дома, попробуем разобраться.

После принятия Федерального закона о капитальном ремонте очень часто возникали споры и недопонимания в плане того, в каком размере начисляется взнос за капремонт, кто ответственен за его сбор и куда направляются средства.

Вся деятельность региональных операторов (фондов) и специально создаваемых комиссий регулируется Федеральным законодательством и действующим Жилищным кодексом.

Они также четко оговаривают, что оплачивать ремонтные работы капитального характера, касающиеся общего имущества многоквартирного дома, – обязанность собственника нежилых помещений и квартир, располагающихся в данном доме.

Кто и в каком размере начисляет взносы за капремонт

Согласно законодательству, право начислять взносы имеет либо региональный фонд (оператор), владеющий постоянно обновляемыми базами с собственниками недвижимости и площадью принадлежащих их помещений и квартир, либо специально созданное собственниками подразделение.

Ежемесячный капитальный взнос начисляется исходя из площади помещения и утвержденных субъектом федерации коэффициентов. В разных регионах страны он различен:

  • Москва и Московская область – от 8,3 до 17 рублей/метр квадратный.
  • Санкт-Петербург – от 3,5 рублей/метр квадратный.
  • Мурманск – от 3 рублей/метр квадратный.
  • Самара – от 5 рублей/метр квадратный.
  • Воронеж – от 6,5 рублей/метр квадратный.

Куда могут быть потрачены средства, собранные на капитальный ремонт

Виды деятельности, на которые могут быть потрачены средства, собранные жильцами на ремонтные работы капитального характера, направляются исключительно на ремонт общего имущества жильцов и собственников, и ни в коем случае не на косметических ремонт отдельных помещений и квартир.

В него входят:

  1. Работы по утеплению, реставрации, покраске и обновлению фасада здания.
  2. Ремонтные работы по реставрации и ремонту фундамента.
  3. Поддержание целостности подвальных помещений и мест общего пользования.
  4. Косметический ремонт лестничных маршей, вплоть до замены ступенек и ограждений.
  5. Восстановление крыши и кровли, текущий и капитальный ремонт.
  6. Поддержание работоспособности лифтов, лифтовых шахт, своевременный ремонт и замена лифтового оборудования.
  7. Капитальный и текущий ремонт инженерных систем и коммуникаций многоквартирного дома.
Если оператором средств, собранных на капремонт, является специально созданное подразделение жильцов многоквартирного дома, то собственники квартир и нежилых помещений вправе самостоятельно искать организацию, которая будет проводить все ремонтные работы. В противном случае выбор остается за субъектом федерации.

Программа по проведению ремонтных работ капитального характера утверждается ежегодно органами местного самоуправления и вывешивается на интернет-сайте для общего ознакомления.

Для кого установлены льготы по оплате взносов за капремонт

  • Собственники квартир в аварийных и ветхих домах, подлежащих сносу или расселению.
  • Лица, являющиеся арендаторами квартир и помещений, находящихся в многоквартирных домах, принадлежащих государству или муниципальному образованию.
  • Арендаторы помещений или квартир многоквартирного дома, располагающегося на государственных или муниципальных земельных участках.
  • Собственники недвижимости, которая должна быть изъята в собственность государства или муниципалитета.

Существуют и граждане, которые могут уменьшить размер платежа на сумму от 30 до 100%:

  1. Одинокие пенсионеры, собственники квартир, которые старше 70 и 80 лет.
  2. Лица с установленной инвалидностью 1 и 2 группы либо семьи, воспитывающие детей с установленной 1 или 2 группой инвалидности.
  3. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны и других боевых действий.
  4. Ликвидаторы техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС и испытаний в Семипалатинске.
  5. Лица, работающие на определенных специальностях в определенных населенных пунктах, например, педагоги на Крайнем Севере.

Что будет, если не платить за капитальный ремонт многоквартирного дома

Ежемесячные фактически приравнены к коммунальным платежам, поэтому их несвоевременное внесение или неуплата в течение длительного времени может нести за собой достаточно серьезные последствия:

  • Для начала представитель регионального оператора или комиссии многоквартирного дома будет на остаток долга и каждый месяц напоминать неплательщику о существующей задолженности письменно или по телефону.
  • При достижении долгом размера свыше 10 000 рублей должнику может быть вынесен запрет на пересечение границы государства.
  • Долг свыше 10 тысяч рублей может повлечь за собой инициацию судебного разбирательства, в ходе которого на имущество должника может быть наложен арест или оно может быть изъято из пользования гражданина и реализовано за долги.
Судебная практика 2017 года по поводу того, платить или нет взносы за капитальный ремонт, говорит о том, что крайние меры изъятие или арест долгового имущества обычно не применяются, жилье остается в собственности гражданина.

Судебная практика по вопросу капремонта в видео:

В 2017 году отзывы о том, стоит ли платить за капитальный ремонт, предлагают пару законных способов не вносить платеж ежемесячно:

  1. Провести деприватизацию — вернуть жилье, ранее приватизированное, из частной собственности в государственную.
  2. Провести общее собрание жильцов, на котором более 50% голосов будет за то, чтобы провести капитальный ремонт своими силами либо самостоятельно найти строительные бригады, которые проведут все работы.

Согласно Определению ВС РФ от 04.06.2014 N 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт для собственников жилья не является обязательной. Как это согласовывается со ст. 169 ЖК РФ об обязанности по уплате взносов за капитальный ремонт?

В.Чистяков, г. Липецк

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом согласно письму Минстроя России от 05.08.2015 N 24470-ОД/04 "По вопросу уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме" собственники помещений в МКД обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был ли заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором (Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из Жилищного кодекса исключена норма об обязательном заключении договора между собственниками помещений в МКД и региональным оператором).

В соответствии с положениями ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной нормы, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (п. 2 ст. 169 ЖК РФ).

Пунктом 8 ст. 170 ЖК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Более того, Конституционный Суд РФ 12 апреля 2016 года в Постановлении о взносах на капремонт (Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 169, ч. ч. 4 и 7 ст. 170 и ч. 4 ст. 179 ЖК РФ) признал взносы на капитальный ремонт, установленные Жилищным кодексом, законными, соответствующими Конституции РФ, указав, что право собственности включает в себя заботу об общем имуществе и о сохранности многоквартирного дома. Постановление КС РФ имеет прямое действие, не подлежит пересмотру и не может быть обжаловано, то есть взносы на капитальный ремонт придется платить и решение государства по этому поводу окончательное.

В частности, в Постановлении указано, что очередность проведения капитального ремонта в домах должна быть объективной и прозрачной. Жильцы, не согласные с решениями местных органов власти по этому вопросу, могут оспорить эти решения в судебном порядке, что и было сделано заявителем Н.В. Безуглым в Верховном Суде РФ 04.06.2014 (заявитель обратился с требованием об оспаривании Закона Белгородской области от 31.01.2013 "О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области", о признании его противоречащим ГК РФ), считая, что он незаконно возлагает на собственников обязанность платить взносы на капитальный ремонт.

Однако Верховный Суд РФ в своем Определении N А-57-АПГ14-2 отказал полностью в данном требовании, в частности указав на то, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Таким образом, оспариваемый Закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт.

На основании вышеизложенного в настоящее время плата за капитальный ремонт является обязательной (ссылки на исключения указаны в ст. 169 ЖК РФ).