Известные люди скопцы читать. Скопцы: самая загадочная и влиятельная секта кастратов в России

: Сим - Слюзка . Источник: т. XXX (1900): Сим - Слюзка, с. 223-227 () Другие источники : БСЭ1 : БЭАН : ЕЭБЕ : МЭСБЕ : МЭСБЕ : МЭСБЕ : ЭЛ


Скопцы - люди, подвергшиеся известной операции, а также последователи учения, возводящего ее на степень нравственной обязанности. Еще в языческой мифологии встречаются рассказы о случаях оскопления. Так, Веста, супруга Урана, вручила своему сыну Сатурну серп, которым он оскопил отца и затем сделался властителем вселенной; Сатурн же впоследствии был оскоплен своим сыном Юпитером. До сих пор с точностью неизвестно, где появились первые евнухи. История застает их во всех известных странах Древнего Востока: в Ассирии, в Персии, в Египте. По словам римского историка IV в. Аммиана Марцеллина, скопчество существовало еще во времена Семирамиды, ассирийской царицы, которая первая ввела евнухов. Это же мнение разделяет и Клавдиан (римский поэт конца IV и начала V в. по Р. Хр.). Существует также мнение о происхождении евнухов из Персии, из деревни Спада. О Навуходоносоре, царе вавилонском, предание говорит, что он повелел оскоплять всех военнопленных. О древности скопчества говорит и свидетельство Библии (книга Второзакония, книга пророка Исаии). В Деяниях Апостольских рассказывается о скопце-казначее эфиопской царицы Кандакии, которого окрестил апостол Филипп. У Иисуса Сираха тоже говорится о скопцах. От древних народов Востока скопчество перешло к грекам, у которых даже появились спекулянты, обратившие евнухов в предмет выгодной торговли: скупая невольников, они оскопляли их и перепродавали в гаремы азиатов. Мотивы для оскопления были весьма разнообразны. За исключением природного недостатка и грубых операций с врачебной целью, главной причиной, породившей скопчество, можно считать многоженство. Не доверяя верности своих многочисленных жен, властители восточных стран запирали их в гаремы, для охраны которых приставлялись евнухи, или скопцы. Обычай держать евнухов перешел от египтян к евреям, которыми он, однако, не одобрялся. Периандр, тиран коринфский, посылал детей для оскопления к Алиатту, царю мидийскому; но в общественном мнении греков оскопление считалось «безбожным нечестием». В Риме скопчество известно со времен Августа и Тиверия. При Адриане оскопление признано преступлением; при Константине Великом за него грозила смертная казнь; при Юстиниане Великом оскопителя наказывали оскоплением и отнятием имущества. Тем не менее, в Византии процветало евнушество; многие евнухи достигали высших должностей (см. Евнух). В Западной Европе евнухи нигде не играли роли, но оскопление производилось над детьми с целью сохранения на долгое время их дискантового голоса (см. Кастрат). Только в конце XVIII века папа Климент XIV под страхом церковного проклятия запретил эту операцию. В прежнее время оскопление применялось также как карательная мера за разные тяжкие преступления. В византийской истории известны также случаи политического оскопления; жертвой его был, напр., знаменитый константинопольский патриарх Игнатий. Антропофаги, по рассказам, скопят людей для утучнения их тела. Известны случаи оскопления из ревности, мести и пр. Самооскопление встречается из страха перед нуждою (чтобы не иметь детей), из боязни венерических болезней, для избежания воинской повинности, в припадке умопомешательства. Оскопление с религиозною целью встречается впервые тоже в древности, на Востоке. Таково было служение богине Кибеле, перешедшее во Фригию из Сирии и Финикии, а оттуда распространившееся в Греции и Италии. Жрецами этой богини были люди добровольно оскопившие себя. В христианском мире первый случай оскопления известен в III веке: знаменитый ученый Ориген оскопил себя во избежание соблазна, за что был лишен священства. Защищая себя, Ориген ссылался на превратно толкуемый текст евангелиста Матфея: «суть бо С. и т. д.». Оскопление как ересь появилась в III веке, независимо от влияния Оригена, в Палестине, в гор. Филадельфии, под названием валезианской ереси, до имени аравийского философа Валезия. В 249 г. эта ересь была предана проклятию; дальнейшая судьба ее неизвестна. Случаи скопчества продолжали встречаться, несмотря на строгость церковных законов, предававших виновников отлучению от церкви. Первый С. в России был пришлец монах Адриан, при св. равноапостольном кн. Владимире (1001). Затем следует Моисей многострадальный, оскопленный одной полькой (ум. в 1041 г.). В конце XI в. появляются на кафедре митрополии Киевской С. грек Иоанн II и Ефрем I (1090-1096). Еще известны древние С. - епископы: Смоленский - Мануил (1138-1147), Владимиро-Волынский - Федор (1136-1147) и Луцкий - Феодосий (1326). В первой половине XVIII в. производилось два дела о С.: в 1721 г. об иеродиаконе Иосафе и в 1740 г. о протопопе Андрее Иванове. Первое официальное свидетельство о появлении скопчества как ереси мы находим в указе императрицы Екатерины II от 1772 г., предписывающем расследовать дело о С., появившихся в Орловской губ. Один из главных виновных, Андрей Иванов, был сослан в Нерчинск, в каторжные работы. Другим распространителем скопчества был Кондратий Селиванов (см.). По смерти Селиванова начинается масса судебных процессов о С. Во избежание кары они переселяются за границу, особенно в Румынию. В 1871 г. между С. происходит движение, направленное против С., усвоивших мирские обычаи. Во главе его становится «святое избрание» из 40 членов, с главными вождями Куприановым и Лисиным; последний объявил себя вторым искупителем и царем Петром III, который по божеству выше Иисуса Христа, а по человечеству - выше государя. В 1876 г. Лисин приговорен к каторжным работам. Судебные процессы о С. не прекращаются и до самого последнего времени. По учению скопцов, отец искупитель, второй Христос (т. е. Селиванов) воплотился от Св. Духа и родился от Непорочной Девы (имп. Елизаветы Петровны) по благовествованию ей Иоанна Богослова. Он же есть «белый царь», Петр III Федорович. Общины, на которые разделяются С., называются кораблями . Каждый корабль управляется «кормщиком», власть которого в отношении к подчиненным безгранична. Второе место в иерархии С. занимает кормщица , или богородица. Богослужения, совершаемые С., называются «радениями». Собственно радения совершаются четырьмя способами: 1) «корабликом»: радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом; 2) «стеночкой»: становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (т. е. по солнцу, слева направо), прыжком; 3) «крестиком»: 4-8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга; 4) в «одиночку»: несколько человек выходят на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса. Эта пляска, которой С. предаются до одурения, естественно должна истощать силы, т. е., по взгляду С., ослаблять «злую лепость»; с другой стороны, действуя на радеющих как бы наркотически, она доставляет им особого рода вожделение. В первое время существования в России скопчества операция оскопления у С. состояла в отнятии (ампутации) одних только яичек («удесных близнят») с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Отсюда мистическое название: «огненное крещение». Впоследствии С. для операции оскопления стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а раскаленное железо - лишь для остановки кровотечения. При этом предварительно мошонка стягивалась выше захваченных яичек ниткой, тесьмой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной в холодной воде или смазанной деревянным маслом, спуском и другими мазями или свежим салом; иногда для остановки кровотечения рана посыпалась порошками квасцов, медного купороса и др. Рана затягивалась недели через 4-6 рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Этот род оскопления, практикуемый в настоящее время сектантами, называется у них «малая печать», «первая печать», «первое убеление», «сесть на пегого коня», «первая чистота». Однако такая операция, не лишая С. вожделения и даже возможности полового соития, показалась фанатикам недостаточною, и они решились на отнятие детородного члена. Эта операция, называемая ими «второю», или «царскою печатью», «второю чистотою», «вторым убелением», «сесть на белого коня», делается или вместе с отнятием яичек, или впоследствии. В отверстие мочеиспускательного канала ставят оловянные или свинцовые шпеньки. Рана затягивается при операции в один прием одним рубцом, во втором же случае - двумя рубцами. По присутствию рубца можно решить, было ли совершено оскопление, а по форме или очертанию его и направлению определить, каким образом была произведена операция оскопления. По наружному виду, цвету и плотности рубцов можно приблизительно определить время оскопления или, по крайней мере, свежее, недавнее или давнишнее его происхождение. Рубец никогда не изглаживается совершенно и остается у оскопленного на всю жизнь, вследствие чего эксперт всегда может опровергнуть показание С., что отсутствие яичек составляет у него будто бы природный его недостаток или что они уничтожены болезнью. Равным образом и при полуоскоплении (отнятии одного яичка) по присутствию характерного рубца всегда можно заключить о произведенной операции оскопления. Тем не менее, существуют некоторые врожденные недостатки и болезни, симулирующие оскопление. Таковы врожденное отсутствие яичек (anorchia duplex s. totalis) y анорхитов , представляющих большое сходство с так назыв. крипторхитами , или нутрецами. У последних или одно, или оба яичка задержаны на пути опускания их из брюшной полости в мошонку. Врожденное отсутствие одного яичка (monorchia, anorchia unilateralis) также может иметь место. Далее, существуют болезни, могущие повлечь за собою атрофию яичек; но придаток яичка при этом обыкновенно сохраняется, чем и пользуются для различения врожденной аномалии от патологической. Некоторые из указанных болезней могут оканчиваться исчезновением яичка с последующим рубцом на мошонке (ранение, большая часть новообразований, паренхиматозные воспаления яичка, переходящие иногда в нагноение, гангрена соседних частей, переходящая на яичко, и т. п. болезни), но этот рубец резко отличается по своей форме, направлению и проч. от рубцов после оскопления, и рассказы С. о случайном оскоплении почти никогда не соответствуют обстоятельствам дела. Отсутствие яичек как последствие хирургической операции также может иметь место. Туберкулезное поражение яичек составляет довольно обычную причину атрофии этих органов. Ко второй группе атрофии яичек (без рубца) относятся случаи исчезновения яичка вследствие поражения этого органа или соседних частей от некоторых болезней (напр., острого воспаления яичка, сифилитического воспаления яичек и др.) и случаи атрофии яичек вследствие поражения центральной нервной системы (например, после травматических повреждений мозга, вследствие органического страдания спинного мозга и других частей нервной системы). Ларрей описал совсем особенную форму атрофии яичек, наблюдавшуюся им у французских солдат при возвращении их из египетского похода; главнейшую причину этого страдания он находил во влиянии жаркого египетского климата. Существуют еще особенные способы оскопления; так, напр., мальчикам производят искусственную гипоспадию (путем искусственной перевязки члена). По Надеждину, существует (в Тамбовской губ.) особый род С. - перевертыши, - которые не лишают себя никаких частей тела, но, вероятно, еще c детства перекручивают себе семенные канатики. В секте проколышей, основанной Куткиным, употреблялось оскопление посредством прорезывания или прокалывания семенных канатиков. Впрочем, существование перевертышей , крученников и проколышей вполне не доказано. Кроме механических способов для произведения атрофии яичек, в делах о С. встречаются попытки произвести неспособность к половой деятельности внутренними средствами разного рода. Существуют еще разные воображаемые виды оскопления , приводимые в официальных делах и в предположениях некоторых писателей. У С. замечаемы были рубцы от порезанных ран и следствие ожогов расплавленною серою или раскаленным железом, расположенные на различных местах тела, преимущественно крестообразно (пятикрылые и шестикрылые ангелы). Встречались С. и с вырезанными грудями или сосками. У женщин , так называемых скопиц или скопчих , обыкновенно встречаются следующие повреждения: 1) вырезывание, вытравление или выжигание грудных сосков с одной или с обеих сторон (последнее - гораздо чаще); 2) отнятие части грудей (mammae) или полное отнятие (ампутация) одной или обеих грудей (последнее - гораздо чаще), так что на месте их представляются продольные рубцы; 3) разные надрезы, преимущественно на обеих грудях, расположенные в большинстве случаев симметрично; 4) вырезывание частей малых и больших губ, одних или вместе с похотником; 5) вырезывание верхней части больших губ вместе с малыми и похотником и последующее за сим неправильное сращение этих частей рубцом, значительно уменьшающим половую щель. Повреждения половых органов у так наз. скопчих производятся обыкновенно острорежущими орудиями. При этом эксперту надо иметь в виду врожденные аномалии, последствия различных случайностей, хирургических или акушерских операций, трудных родов и патологических процессов. Все эти повреждения половых частей у женщин не составляют безусловных препятствий к совокуплению , зачатию и беременности. Что касается вырезывания целых сосков и грудей, то, конечно, такое изуродование женщины делает ее навсегда неспособною к кормлению ребенка грудью. Настоящего оскопления у женщин не существует , так как для этой цели пришлось бы подвергнуть их таким операциям (вырезывание яичников, матки), которых сектанты сделать не в состоянии; операции, производимые у них на грудях и детородных наружных частях, не имеют такого влияния на общее состояние их здоровья и не так изменяют телосложение, как действительное оскопление мужчин. Между скопчихами встречаются женщины и девушки, не только не представляющие никаких уклонений от физиологического состояния, но даже красивые, румяные и цветущие здоровьем. Совсем иначе в этом отношении обстоит дело у скопцов. Телесные изменения или особенности у С. состоят в следующем. У С. малой печати, если оскопление было произведено над ними в младенчестве, детстве или в начале юношеского возраста, половой член остается обыкновенно на такой же степени развития, на какой он был до совершения кастрации; если же оскопление произведено позже, при наступлении возмужалости (прибл. с 20 лет или немного позже), то в объеме полового члена сравнительно с нормальным не замечается особенного различия; оскопление в зрелом и старческом возрастах оказывает в этом отношении еще меньше влияния. С. как малой, так и большой печати совершенно неспособны к оплодотворению; но С. первой группы, особенно оскопленные в возмужалом возрасте, сохраняют способность к совокуплению. Третье существенное изменение, которому подвергается организм С., состоит в неестественном изменении его голоса. Вместо мужественного тенора или баса кастраты, оскопленные в малолетстве, сохраняют на всю жизнь дискантный голос, что зависит от приостанавливающегося вследствие кастрации развития гортани. Кастрация, производимая над людьми по наступлении половой их зрелости, не имеет такого резкого влияния на голос, который становится лишь слабее, иногда хриплее. Если оскопление было произведено в детском возрасте или до наступления возмужалости, то волосы на лице (борода, усы и пр.), равно как в подкрыльцовых впадинах и около детородных органов или вовсе не растут, или бывают редкие, короткие, мягкие, в виде пушка; но на голове они растут беспрепятственно. Вообще телесное развитие кастрата, оскопленного в детстве, в периоде наступления половой зрелости всего ближе подходит к женскому организму. С течением времени тело получает вялый, одутловатый вид, лицо делается бледно-желтым, безжизненным, старческим, кожа становится мягкою и бледною, клетчатка и мышцы - дряблыми. В преклонных летах у кастратов замечаются большие животы, толстые ноги, отечные стопы. В духовной сфере у кастратов также замечаются разные уклонения от нормы; все, что составляет принадлежность мужского характера, остается у них недоразвитым. С. отличаются необыкновенно сильным прозелитизмом. Их задача - стараться всеми мерами о возможно большем распространении своего учения, или, точнее, об увеличении числа оскопленных. Живучесть скопчества поразительна. Средства, которыми поддерживается существование и облегчается распространение скопчества, двоякого рода: одно заключается в самом учении секты, другое - в организации ее как общества. Совращение часто происходит путем обольщения материальными выгодами, втягивания бедняков в долговые обязательства, найма в услужение мальчиков или покупки детей, преимущественно мальчиков. Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, является ее ученье о необходимости оскопления , но и его сектанты умеют подкрепить доказательствами, против которых трудно устоять человеку неграмотному или неразвитому. Во-первых, тексты из Библии, взятые вне соответствия с духом всего Христова учения, кажутся имеющими именно тот смысл, какой находит в них С. Кроме книг Св. Писания, С. и в книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, подыскивают выражения и целые фразы, по-видимому, прямо говорящие об оскоплении. Во-вторых, физическому страданию от операции и преследованию со стороны правительства С. стараются и успевают придать строго религиозный характер. Наконец, для слабых верою С. делают снисхождение, дозволяя отлагать на неопределенное время принятие оскопления и, во всяком случае, не обязывая к нему сразу по вступлении в секту. Как отдельное общество , секта С. представляет довольно стройное целое, с правильно устроенными путями взаимных сношений и со значительными капиталами. Вопрос о значении скопчества в судебно-психиатрическом отношении весьма труден и наименее разработан; всего вероятнее, что С. суть жертвы грубого невежества и мозг их не расстроен болезнью; следовательно, они не должны быть причисляемы к помешанным, а только к заблуждающимся.

Литература. Пилецкий, «О скопцах» (1819); H. Надеждин, «Исследование о скопческой ереси» (М., 1845 и Лонд., 1862); В. Кельсиев, «Сборник правит. сведений о раскольниках»; П. И. Мельников, в «Чтениях Общ. истор. и др. росс.» (1872, I-IV кн. и 1873, I кн.); Надеждин, «Записка о значении Селиванова и других лиц в скопческой ереси» (составлена в 1843 г.; т. же, 1872); Даль, «Записка о верованиях и обрядах скопцов» (составлена в 1844 г.; т. же, 1872); его же, «Выписка из дел о верованиях и обрядах скопцов», составлена в 1843 г. (там же); записки о скопцах, представленные министром внутр. дел Л. А. Перовским в Госуд. Совет и комитет министров, числом четыре (т. же, 1873; одна записка принадлежит Далю, три прочие изданы под редакции Н. Надеждина); Даль, «Записка о законодательстве против скопцов до издания Свода Законов» (составлена в 1845 г.; там же, 1873); Мельников, «Свод сведений о скопческой ереси из следственных дел» (там же, 1872); Варадинов, «История министерства внутренних дел» (VIII т., СПб., 1863); Евг. Пеликан, «Судебно-медицинские исследования скопчества, с краткими историческими сведениями» (с хромолитограф. рис., картами и политипажами; 2-е, доп. и испр. изд. СПб., 1875); Андреев, «Раскол и его значение в народн. русск. истории» (СПб., 1870); M. И. Венюков, «Заметка о С.» («Изв. имп. рус. географ. общ.», 1873); Протопопов, «Опыт истор. обозрения мистических сект в России» («Труды Киев. дух. акад.», 1867); Добротворский и Ивановский, «Основание и характер скопческой ереси» («Прав. соб.», 1875); П. Мельников, «Белые голуби» («Русский вестн.», 1869); Н. Сахаров, «Последнее движение в современном скопчестве» («Хр. чт.», 1877, сент. - окт.), А. Забелин, «Движение вперед в секте С.» («Древн. и нов. Россия», 1878); Кутепов, «Секты хлыстов и С.» (Казань, 1882; приведена полная литература русская до 1882 г.). Иностранная литература приведена в «Index-Catalogue of the Library of the Surgeon-General’s office, United States Army» (Vol. XIII, Вашингтон, 1892). См. еще Е. Шепилевский, «К казуистике повреждений наружных половых органов женщины. Скопческие операции» («Врач», № 3, 1882); Lapin, «Zur Casuistik der Verletzungen der äusseren Geschlechtsorgane des Weibes bei Skoptzen», отд. оттиск из «Archiv f. Gynäkologie» (т. XVII, тетр.1).

Эта секта обнаружилась в 1772 г. Основателем ее считается Селиванов. Одни признают его крестьянином Орловской губернии, называя то Кондратием, то Андреем, то другими именами, другие – исключенным из службы подпоручиком Владимиром Селивановым; иные же основателем скопчества считают известного хлыстовского лжехриста Андрияна Петрова. Селиванов принадлежал к хлыстовской секте и в одном из больших кораблей Орловской губернии, где кормщицей была Акулина Ивановна (см. о ней ниже), был объявлен «Сыном Божьим». Здесь он начал свою проповедь об оскоплении, как лучшем средстве уничтожить плотские влечения; здесь же нашел горячего последователя в крестьянине Тульской губернии, Александре Иванове Шилове. Этот последний признан у скопцов за предтечу искупителя. Проповедь Селиванова и Шилова вооружила против них многих членов корабля; тогда они удалились из Орловской в соседнюю Тульскую губернию. Там, в Алексинском уезде, они оскопили писаря одной фабрики Емельяна Ретивого (иначе Аверьянушку), принадлежавшего к хлыстовской секте. При его содействии скопчество стало распространяться, кроме местной фабрики, еще в с. Сосновке, Тамбовской губ., и в соседних селах. Всех оскопившихся к половине 1775 г. оказалось до 60 человек; между ними находились и дети. В Сосновке устроился первый скопческий корабль. Слухи об оскоплениях вызвали два следствия; результатом последнего было то, что Селиванов и Шилов были разысканы и сосланы – первый в Сибирь, второй в Ригу (в 1775 г.), откуда за оскопление солдат был переведен в Динамюндскую и, наконец, в Шлиссельбургскую крепость; там он и умер (в 1800 г.). Однако скопчество продолжало распространяться. К 1800 г., кроме губерний Орловской, Тамбовской и Тульской, где существовало раньше, оно явилось в губерниях Курской, Калужской, в Москве и окрестных селах, в Петербурге и его окрестностях. Сам Селиванов пропагандировал свое учение в Иркутске. Там, подобно некоторым другом самозванцам того времени, он стал выдавать себя за царя Петра III. Около 1795 г., убежав из Сибири, он явился в Москве, но чрез несколько времени был схвачен и отослан в Петербург, где, по словам скопцов, представлен лично имп. Павлу I. Тот распорядился заключить его в Обуховском доме умалишенных. С 1801 г. для скопчества настала благоприятнейшая пора, которую сами скопцы называют «счастливым временем», «золотым веком». Селиванов и другие скопцы были оставлены в покое и снова принялись за обычную деятельность. Наконец, в 1819 г. правительство взглянуло на них строже. Трое из пропагандистов скопчества были сосланы в Соловецкий монастырь, всем петербургским скопцам объявлена Высочайшая воля, чтобы впредь не производили оскоплений; сам Селиванов подвергнут увещанию и в 1820 г. сослан в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь; скопцов наряду с другими вредными сектантами не ведено избирать на общественные должности. Но эти меры не остановили распространения скопчества. К 1832 г. едва ли можно было найти такую губернию, где бы не существовало скопцов; даже в монастырях, куда ссылались сектанты, они заводили радения и находили последователей; Спасо-Евфимиев монастырь до самой смерти Селиванова (в 1832 г.) посещался скопцами из разных концов России, и оттуда увозились, как святыня, волосы, просфоры и остатки хлеба, полученные от Селиванова. При имп. Николае I меры против скопчества сделались гораздо строже. Оно признано самой вредной сектой, так что за простую принадлежность к ней грозилось преследованием. Такой признается она и доныне. Преследования заставляли некоторых скопцов уходить за границу и селиться в Румынии или Турции. Города Ясен, Бухарест, Галац, Измаил и сл. Николаевка (находящаяся близ границ между Россией и Румынией) сделались главными притонами их. В Галаце с 1871 г. началось так называемое новоскопческое движение, поставившее своей целью отчасти развитие теоретического учения скопцов, но более всего исправление религиозно-нравственного их состояния. Оттуда оно перешло и в Россию, где представителем его явился Кузьма Лисин, крестьянин Московской губернии. В своем учении и обрядности скопцы во всем сохранили сходство с хлыстами за исключением учения об оскоплении. Начало оскопления скопцы относят ко временам Христа и апостолов. По их учению, ветхозаветное обрезание служило прообразом великого таинства оскопления. Дабы открыть людям верный путь к чистоте и святости, Отец светов послал Своего Сына освободить людей от плотской жизни. Иисус Христос и принял оскопление от Иоанна Крестителя; на Тайной вечери Сам Он оскопил Своих учеников. Иуда же «шед удавися», т.е. женился. В научении оскоплению и заключается сущность самого искупления. Первые люди, говорят скопцы, были созданы с эфирными телами, бесплотными, т.е. не имевшими половых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на теле их образовались отличительные знаки мужчины и женщины; тела их из эфирных стали плотяными, и люд» предались «лепости», т.е. сладострастию. Так как половые органы на теле человеческом суть следствия греха, то их и должно уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. Оскопление есть огненное крещение, убеление, принятие чистоты; оно – Божие знамя, с которым скопцы пойдут на суд. Только при оскоплении можно предохранить себя от «лепости» и достигнуть полной чистоты. С Константина Великого , говорят скопцы, скопчество начало было падать; теперь же оскопление снова восстановлено. Когда люди снова стали предаваться «лепости», искупитель, в лице Селиванова, и явился на землю вторично с той же целью – проповедовать оскопление. Пришедший во второй раз искупитель явился в славе, в царском величии, не кто иной, как имп. Петр III Феодорович, как обещал Селиванов. Против него был заговор, но вместо него убит был один часовой, а «государь батюшка» успел скрыться. Рождение «государя батюшки» было славное и чудное. Он родился от чистой и непорочной девы – Елизаветы Петровны, которая также оставила престол и скрылась, под именем хлыстовской богородицы Акулины Ивановны, в Орловской губернии. Скопцы верят, что их искупитель жив и находится в Иркутской стороне и придет оттуда со славой и с полками последователей; в Петербурге сотворит страшный суд, после которого начнется вечное царство скопцов. Оскопление совершается как над мужчинами, так и над женщинами. Относительно способов оскопления не все скопцы согласны между собой. Большинство признает два вида оскопления – полное, под именем «царской или большой печати», и неполное – «малой печати»; но так называемые «старые», или «чистые», скопцы отвергают первый вид. В прошлом столетии явились еще особые толки «куткинцев», или «проколышей», «перевертышей», или «кручеников», и т.п., которые, не лишая себя половых органов, лишают себя только способности оплодотворения. Существуют особые «мастера» и особые лекарства для заживления ран. В настоящее время физическое оскопление производится скопцами и при помощи утонченных приемов. У них имеются даже особые лица, которые ездят за границу для обучения искусству производить операцию оскопления. Более опытные из этих лиц, как говорят, живут на Кавказе и именно в г. Баку. Лица, оскопленные в детском возрасте, сохраняют на всю жизнь дискантный голос, теряют всякую растительность волос, исключая головы, и имеют цвет лица бледно-желтый, безжизненный, но моложавый, а иногда старообразный и морщинистый. Если оскопление произведено над человеком зрелого возраста, то у него голос или вовсе не изменяется, или же изменяется, но мало: он становится слабее и хриплее. Волосы у таких лиц постепенно выпадают, становятся реже и короче. Под старость у скопцов бывают большие животы и тяжелая поступь. Скопцы отличаются замечательной долговечностью: мужчины живут сто и более лет. Оскопление имеет важные последствия и в духовной сфере. Вместо стремления к исполнению нравственного долга у скопцов развиваются такие пороки, как эгоизм, хитрость, лукавство, коварство, алчность к деньгам и т.д. Несмотря на оскопление, скопцы не освобождаются от плотских похотливых желаний. Поэтому у них иногда развиваются самые дикие страсти и самые гнусные пороки.

Скопцы после «малой печати» теряют только, способность оплодотворения, не лишаясь в то же время способности иметь физиологические отношения с женщинами. Скопчихи же даже после «царской печати» не лишаются способности рожать детей. Внутренние порядки и религиозный культ у скопцов – те же, что и у хлыстов, за весьма немногими разностями. Жестокость и бесчеловечность самой операции оскопления, сопровождавшейся, при ее примитивных способах, страшными болями, а иногда оканчивавшейся и оскопляемых, вследствие кровотечения или антонова огня, удерживали многих от скопческой секты и служили препятствием к ее распространению. Поэтому в Румынии, под влиянием Лисина и др., с 1872 г. началось движение в целях смягчения строгости и бесчеловечности скопческого лжеучения. Признав важное значение за оскоплением в борьбе с плотью вообще, румынские вожаки скопчества стали учить о так называемом духовном оскоплении. В прямом противоречии с первоначальным учением основателя скопчества, они утверждают, что нет нужды непременно принимать оскопление при самом вступлении в секту, что можно принять его, по усмотрению, и после, даже пред смертью, что можно, следовательно, быть членом скопческой секты без физического оскопления и только оскопив себя духовно, т.е. не допуская себя до осуществления плотских пожеланий. В таких скопческих обществах нашего времени есть лица и не оскопленные физически. Кроме того, многие из скопцов перестали верить в Селиванова, как единственного «Христа», имеющего произвести последний суд миру. Вследствие этого они отделились от староскопчества и основали особую секту, известную под названием новоскопчества, с хлыстовским учением о многократных воплощениях Христа.

Плавно переходим к Скопцам. Главное несогласие с Христововерами (хлыстами), ето- "свальный грех" и чуйственный еротизьм, который пронизывает- хлыстовство. Скопческим «мессией» был крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов. Он счел практику свального греха противной целям спасения и чтобы избавиться от нее, нашел способ избавиться от секса как такового. Скопцы на своих собраниях радения так же, как это делали хлысты. Но к той практике работы с телом, которая была существом хлыстовского ритуала, скопцы добавили еще одну, радикальнейшую. Само оскопление назвали- крещением, а по совершении этого, человек победил змия, и получает название- Белого голубя , почитается уже севшим на коня и причисляется к Новому Израилю. (хлыстов называли- "серыми голубями")
Главной Заповедью, для оправдания членовредительства, они считают- "И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну."(Матфей VIII, 8)

Он погиб в заключении в Суздальском монастыре (остроге) в 1832 году. Портреты Селиванова красуются в каждом скопческом доме. Его обычно изображают старцем в темно-синей одежде, петровской моды, с соболиной опушкой и с белым платком, повязанным вокруг шеи. Аскетические глаза строго глядят с худощавого, безбородого лица. Так же любили вешать портрет скопческой «богоматери», Акулины Ивановны, легендарной монахини времен Петра I, изгнанной из своего монастыря и, по слухам, также принадлежавшей к скопчеству, еще изображение апостолов Луки и Иоанна.

Есть такая байка, мол- Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова "Христа скопцов", после которой участь царя была решена:

Наш батюшка искупитель
Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»

Другая байка- На тайной вечери Христос оскопил учеников; оттого они и не могли молиться в Гефсиманском саду, имея дух бодр, но плоть немощну, будучи ослаблены операцией. Иуда же, в то время как апостолы были убелены, женился (так понимают скопцы слово удавился).

Основная молитва скопческих радений начиналась хлыстовским распевцем: «Дай нам, Господи, к нам Исуса Христа», а заканчивалась языческой формулой, знаменитой в русской литературе: «Свет тобою спасен, Государь души пашей, на сырой на земле, на матушке, на кормилице».
Вот описание,схода в Якутских краях- "Внезапно раздается электризующий всех возглас кого-либо из присутствующих. — О. дух, святой дух! Это восклицание служило призывом к пляске, к «божьей работе». Сначала все прыгали и кружились в общем хороводе, держа друг друга за руки, позже начиналось верчение в одиночку. Движения становились все быстрее и быстрее. В этом безумном верчении лица сливаются, а развевающиеся молитвенные сорочки шуршат, подобно парусам. И снова образуется круг. Присутствующие становятся, глядя друг другу в затылок и, подпрыгивая, движутся по этому кругу. Затем «святые», или «белые голуби», как они себя называют, ставши в круг плечом к плечу, начинают прыгать справа налево. Четыре или восемь человек становятся по углам помещения. Оттуда они прыжками поодиночке или попарно подвигаются к середине зало и таким же образом возвращаются обратно на свои места. Танцы эти длятся до полного изнеможения и. в конце концов, доводят скопцов до состояния безумного экстаза."

Постились скопцы- произвольно как и хлысты,в зависимости от греха, но общим днём поста являетя - 15 сентября, в память о наказании "Христа Селиванова" кнутом.

Якутия, с.Спасское Олекминского округа. 1897 год.

Первоначально операция оскопления проводилась путем отжигания яичек раскаленным железом. «Оскопление должно совершаться посредством железа, раскаленного до бела, коим отжигали у мужчин ядра, а у женщин соски», — доносили в Министерство внутренних дел. Для этого использовались два раскаленных меча, что ассоциировалось с фигурой креста. Впоследствии скопцы стали прибегать к режущим орудиям — бритве, ножу, косе, — но по-прежнему употребляли раскаленное железо для остановки кровотечения. Так "крещение огнем", то есть оскопление, соотносилось с"крещением духом", то есть состоянием экстаза, которое достигалось во время радений.

Скопили и женщин: целью было не символическое изменение статуса того или другого пола, как при обрезании или подобных операциях, а ампутация пола как такового. Отрезывание грудей «совершенно до костей» производилось до 1830-х годов; потом этот вид оскопления стал производиться реже, хотя и не вышел из употребления. Производилась и клиторэктомия. Все эти повреждения половых частей у женщин не составляют препятствия к коитусу, зачатию и беременности. Известны примеры, когда изуродованные таким образом женщины благополучно рожали. Впрочем, по данным судебно-медицинской экспертизы, в большинстве своем скопчихи были девственны. Среди множества обследованных экспертами скопчих бывали и «очень красивые, румяные, цветущие здоровьем женщины».

Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом. Так как мужики уже не могли плодиться,существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
-Оскопление малолетних родственников,
-Экономическое закабаление,
-Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления,
-Соблазнение деньгами, (наверное-основной, даже батрак, получал до 100руб. в год!)
-Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества.(не счастливая -первая любов!)))

Гонения на скопцов были всегда,но самые мощные при- Николае I. Основные места ссылки- Якутск, кавказ и по своей воле- бежали в Румынию. Легко было отличить- оскопленных в детстве, у них развивался - высокий рост и не пропорционально маленькая голова к туловищу, длинные ноги и руки. Пищевые запреты как и у хлыстов, но полный отказ от мяса, как у иноков. К бороде относились-не тошто бы по никониански вольно, а она не росла в связи с гормональным сбоем в организме.

"Скопцы в Сибире, выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков), но не брезговали и выращиванием арбузов, тыквы, разведением гусей, кур и уток. Ф. Кон в своих «Намских письмах» в 1890-х годах писал о Мархинском селении следующее: «Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни». Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения (учтем и то, что сектанты не тратились на развлечения). Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно гнездо вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников. Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью наших людей к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: «Вы не проводите «радений» — мы не отправляем вас в тундру». Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка."
Из книги «В Сибирь за мамонтом». Е. В. Пфиценмаиер

Поселение скопцов в с.Марха недалеко от Якутска.

В отличие от старообрядцев, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.
« Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы. »
Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:
« О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю! »
Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:
"Дожидайте, что скоро растворится неволя; ждите с часу на час, как бы милосердный батюшка, живой спас, не открылся бы вдруг у вас."

Так как у городские скопцы в основном были- менялы, у них скапливались большие капиталы. Деньги шли на "покупку" новых членов соопчества. Своего богатства и влияния скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у сестер Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тыс. рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн...Но с началом НЭПа многие из разоренных, вернулись в бизнес.Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса, состоявшегося в Ленинграде.Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, ушли в тень… Как сейчас обстоят дела, точно не известно, поговаривают что на Кавказе имеются не большие общинки, но со слов местных властей, они практикуют- "духовное оскопление"... но взятки то ни кто не отменял.)))

Мистический кастрат - исчезнувший русский тип. Пухлый мужчина с желтым бабьим лицом теперь не культурный феномен, а игра природы. В наши дни скопца не встретишь на ярмарке, да и ярмарку тоже не встретишь, разве только близ метро торгуют какой-нибудь белорусской завалью. Где скопцы держали меняльные лавки, теперь рестораны и гастрономы. На месте дома в Литейной части, где квартировал мессия Кондратий Селиванов, ныне располагается детский сад. Раньше, еще при Александре, в этом доме от скопца-спасителя принимали причастие светские дамы и генералы. Министр просвещения Голицын и генерал-губернатор Толстой сливались в молитвенном экстазе под чтение духовных стихов. Говорили, что и царь заявлялся к ересиарху. Впрочем, последнее - слухи.

Предтеча

Андрей Блохин

А начиналось все обыденно. Летним днем 1771 года Петр и Трофим, два однодворца из деревни Масловка, что в Орловской губернии, отправились купаться на реку. Когда мужики остались без одежды, заметливый Трофим не обнаружил у Петра гениталий. Однодворец с его пытливым умом не мог пройти мимо этого обстоятельства. Петр неохотно отвечал на вопросы Трофима, сказав лишь, что кастрировал себя сам, «единственно дабы не соединяться с женою плотски».

Попросил об увиденном никому не говорить. На том и разошлись наши купальщики. Трофим не выдержал и рассказал жене Дарье. Дарья заподозрила неладное и рассказала приходскому попу. Поп рассказал в духовном правлении, да к тому же отправил в правление Дарью для дачи показаний. Началось следствие.

Комиссия во главе со следователем Волковым выяснила следующее. За восемь лет до описанных событий в деревне объявился некто Андрей Блохин. Он был человек с биографией. Родившись в крестьянской семье, в 14 лет постреленок покинул родную деревню и отправился странствовать. Сначала Блохин ходил по дорогам России в одиночестве, через какое-то время прибился к двум нищим, слепому и поводырю. Ходили по ярмаркам, просили подаяние. Шесть лет ходили. На седьмой год в жизни Андрея произошла встреча.

Некто Михайло Никулин, хлыст, да к тому же учитель веры, познакомил Андрея с христовщиной. Секта хлыстов (христовщина) в XVIII веке переживала бурный расцвет. По России ходили христы и богородицы, впадавшие в исступление на радениях (молитвенных собраниях) и предрекавшие скорый конец света. Хлыстам запрещалось пить, курить и иметь плотские сношения.

Наш странник воспринял хлыстовские идеи чрезвычайно живо. Особенно юноше понравилась часть про плотские отношения. Поразмыслив, Андрей решил развить учение и прижег себе яйца каленым железом.

Придя в себя после операции, Блохин продолжил свое хождение по России. Но темпы были уже не те, и вместо бесцельного блуждания между ярмарками кастрат решил нести оскопление в массы, осев близ знакомой читателю Масловки. Первым под руку подвернулся некто Кондратий Трофимов, тоже странник и старый знакомый Андрея.

Вдохновленный проповедью, Кондратий взял нож, отправился в баню (гигиена!) и принялся резать. Вышло затруднение: решимости закончить начатое у робкого путешественника не оказалось. На счастье рядом оказался Блохин, а у Блохина под рукой снова нашлось каленое железо. Этим-то железом и было сделано все необходимое. С тех пор Кондратий сам научился проводить оскопление и стал ближайшим соратником и помощником Андрея.

Без помощников было никак. Блохинская идея попала на благодатную почву в Масловке и окрестных деревнях. Селения были повально хлыстовские. Кормчий местного корабля богородица Акилина Ивановна тепло встретила пришельцев и даже объявила Андрея своим сыном (Христом) и спасшимся Петром III одновременно (старушка считала себя Елизаветой, а про Гольштейн-Готторпскую династию слыхом не слыхивала). В течение ближайших восьми лет от желающих лишить себя гениталий не было отбоя.

В очередь к оскопителям выстраивались масловские пейзане. И даже учитель Михайло Никулин лег под нож к своему ученику. Только в ходе допроса Блохин упомнил 61 оскопленного.

Какой такой особой силой убеждения обладал этот беглый крестьянин, что люди с такой готовностью лишали себя половых органов, - неразрешенный вопрос. Да, Масловка и деревни вокруг - сплошь сектантские. Да, воздержание и умерщвление плоти. Да, последние времена. И все-таки? Все это подводит к ответу, но не является им.

Историк А. А. Панченко считает, что массовое увлечение кастрацией связано с насаждением картошки на русских полях. Привезенный Петром корнеплод вызывал у отечественного землепашца омерзение и долго не приживался. По легенде, сметливый мужик, которого черт заставил засеять картофель и принести всходы, вместо плодов бесовского растения подсунул нечистому собственные тестикулы. Бес был обманут, а мужик, пусть и не без ущерба для здоровья, избежал греха. Панченко предполагает, что также хотели поступить и масловские хлеборобы. Прямых доказательств этой версии нет ни в одном источнике, но ничего более убедительного наука пока не предлагает.


Крестьянам, желавшим обмануть лукавого, следствие запутать не удалось. Вслед за судебным разбирательством их ждало наказание. Рассудили: непутевые масловские мужики злого умысла не имели, а просто сбились с пути. Высекли батогами тех, что побойчее, а остальных распустили по домам и приказали местным властям следить за провинившимися, «дабы воздержаны были от всяких неистовств». Блохина отправили в Нерчинск, где он и сгинул среди сухой забайкальской степи.

Кондратий Трифонов, первый ученик Блохина, от суда сбежал. Посчитав, вероятно, что титулы в краю росомах и кедра навряд ли понадобятся учителю, сметливый ученик объявил себя Искупителем и в этом качестве отправился в путь. Сделавшись из Трифонова Селивановым, первозванный скопец нашел пристанище на фабрике Лугинина в Алексинском уезде Тульской губернии. Место было намоленное.

Фабричный писарь Ретивый и несколько рабочих оскопились, пока Блохин еще был на воле. Коллектив на фабрике оказался сплоченным. К приходу мессии сотрудники остались без гениталий почти поголовно.

Перед осевшим на фабрике мессией открываются широкие перспективы. Фабричные закупали сырье по деревням, снаряжая для этого экспедиции из числа сотрудников. Вместе с ними ездил по средней полосе и Селиванов, рисуя перед крестьянами заманчивые картины кастрации и дальнейшего спасения. Кондратий особенно полюбился мужикам деревни Сосновка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Крестьянин Сафон Попов, зажиточный сосновский большак, принял решение: с половыми органами необходимо расстаться всей семье. Сказано - сделано. Семью Попова Селиванов любил: не просидев на фабрике и пяти лет, искупитель переезжает к столь почитавшим его «детушкам». Покой и благоденствие, царившие тогда среди сосновских скопцов, вскоре были нарушены поминавшимся уже следователем Волковым. Селиванов вновь скрылся, успел даже добраться до Москвы, но в древней столице Кондратия все-таки схватили. Под конвоем несчастного самозванца провезут через Тулу, Тамбов, наконец Сосновку, где высекут на глазах у преданных поклонников. После экзекуции конвоиры, сжалившиеся над еретиком и умиленные плачем сосновцев, позволят подать ересиарху парного молока и продолжат свое невеселое путешествие в Сибирь. Сначала в Нерчинск, оттуда - до Иркутска, где и проведет ближайшие 20 лет своей жизни наш Кондратий.

Эти его злоключения позже лягут в основу автобиографии «Страды и похождения Кондратия Селиванова». Страсти Селиванова по Селиванову, вольные переложения библейского текста веселеньким раешным стихом («сижу я в Туле на крепком стуле») - скопческое евангелие. Хотя бы один список этого сектантского самиздата еще полтораста лет будет храниться в доме у каждого правоверного кастрата.

Дело Кондратия, прошедшего под конвоем добрую треть Евразии, в обжитой части России продолжили ученики.

В неспокойные 1770-е годы идея искалечить себя во спасение пришлась ко двору многим русским людям. То там, то тут по всей империи загорались новые очаги изуверства.

Вскоре к крестьянам подтянулись купцы и мещане. Резать себя начали и в Петербурге. Столичные купцы первой и второй гильдий открыли свои двери для дурковатых пророков и небогатых кастратов со всей России. В светлицах у негоциантов радели, в подвалах увечили вновь обращенных. И в каменных петербургских домах, и в темных деревенских баньках сотни, если не тысячи, принимают «царские печати» и «седлают белых коней» (все синонимы оскопления).

Купцы вкладывают свои деньги в привлечение новых верующих. У скопцов заводится капитал. С сектой пытались бороться, но особого успеха это не приносило. Оскопленных женщин (за неимением тестикул им прижигали соски и обрезали половые губы) выдавали замуж за солдат. Кастратов мужского пола в солдаты отдавали. На поверку эта мера оказалась непродуктивной и даже вредной. Стоило в полку завестись скопцу, а пуще того - нескольким, как пара десятков служивых разом лишали себя половых органов. Отчего эта идея так прижилась в военной среде, осталось неясным, однако скопцов начали отправлять в Сибирь, по следам Селиванова.


Проект камергера Елянского

Искупитель-батюшка Кондратий Селиванов

Селиванов провел в сибирской ссылке около двадцати лет. Сосновские «детушки» пытались вернуть своего наставника и раньше. Рядили даже экспедицию по велению пророчицы Анны Поповой, дочери знакомого читателю Сафона. Доброхоты дошли до Иркутска, сумели даже встретиться со своим «батюшкой», но выкрасть его им так и не удалось.

Несмотря на провал сектантской авантюры, в 1797 году, а возможно и раньше, Селиванов снова оказывается в России. За год до этого на престол взошел император Павел, и некоторые из выдававших себя за его умершего при неясных обстоятельствах отца получили амнистию. Вероятно, император виделся с ересиархом лично, но о чем они говорили - неизвестно. Так или иначе, по итогам встречи многострадальный ересиарх был направлен в Обуховский смирительный дом.

В тоскливой обстановке психиатрической лечебницы Кондратий сходится с неким Еленским, камергером польской короны. Проповедь Селиванова находит живой отклик в душе склонного к мистицизму поляка. Этот светский повеса, оказавшийся в заведении по политическим резонам, прерывает лечение с воцарением Александра Павловича. В 1802 году он берет на поруки Кондратия Селиванова, и тот выходит на волю.

Общение с лжехристом произвело переворот в камергерской душе. Проект обустройства России на новых началах рождается у придворного поляка тотчас же по выходе из смирительного дома. В общих чертах суть его заключается в следующем: любое государственное учреждение, будь то полк, военный корабль или государственный совет, должно иметь при себе пророка-скопца в качестве консультанта. Предусмотрительный Елянский понимал, что образный язык пророчеств не всегда будет ясен людям военным, и при скопце завещал иметь толмача. Селиванов должен был стать первым царским советником. Себе камергер отводил роль верховного главнокомандующего.

Письмо с изложением своего проекта Елянский отправил на имя государя. Неизвестно, был ли проект рассмотрен достаточно тщательно. Знаем лишь, что автор его вскоре после отправки был сослан в Суздаль, где и прожил остаток дней в монастырской тиши. Селиванов, лишившийся поручителя, в сумасшедший дом возвращаться не стал. С него было взято обещание прекратить кастрации, к которому он отнесся весьма формально, и лжехрист был оставлен на воле.


Золотой век

Искупитель-батюшка Кондратий Селиванов

Первые годы царствования Александра Павловича - время великосветского увлечения мистикой. Загадочное брали откуда только можно: и франк-масонство («Война и мир»), и святочные гадания с зеркалами и башмачками («Светлана») - все шло в дело. Ко двору пришлось и скопчество. Вышедший из Обуховской лечебницы Селиванов скоро сделался очень востребован в петербургском обществе. Он поселился в Литейной части, у богачей купцов Ненастьевых.

В доме на Ковенском переулке он занимал весь второй этаж. Среди позолоченных ангелочков и бутафорских облачков тучный и вялый старик в шлафроке, встречая посетителей, развалясь полулежал на подушках. Иногда он спускался вниз, к радеющим, махал им батистовым платочком, приговаривая: «Покров мой святой над вами». Чаще поднимались к нему: офицеры, барышни, министры принимали от него причастие - какую-нибудь баранку или сушку. За счастье почитали, если даст от себя несколько волосинок. Отстриженные кусочки мессии расходились по амулетам. В Ковенском переулке по вечерам было некуда встать карете. Радел весь Петербург. Экстатические пляски под «Дай к нам, Господи, Иисуса Христа» (зачин скопческой молитвы) потеснили вальс и мазурку. В 1805 году пронесся слух, что лично государь спрашивал у самозванца совета насчет ведения войны с Наполеоном, что вдохновило Пушкина на написание «Сказки о золотом петушке» («Вот он с просьбой о подмоге / Обратился к мудрецу / Звездочету и скопцу»).

Это время скопцы называли золотым веком. В памяти сектантов Александр Павлович стал своим государем, вторым после Христа-Петра III. Скопческое предание: Александра разбудили во дворце среди ночи. Сказали, надо ехать в Сенат.

Император, покорный обстоятельствам, оделся и поехал. Сенаторы потребовали снять штаны. Император снял. Император оказался скопцом, отчего сенаторы пришли в негодование и грозились убить монарха. На удачу, мимо сената проезжал великий князь Константин Павлович. Услышав шум, он забежал и саблей отрубил сенаторам головы, защищая брата от нападок сановников.

Конец скопческой вольнице пришел в 1820 году. Два офицера лейб-гвардии, светские юноши, да к тому же племянники князя Милорадовича, отрезали себе гениталии.

Поступок расстроил дядю до глубины души. По его настоянию Селиванов был отправлен в Свято-Евфимиевский монастырь в городе Суздале, где вел с монахами душеспасительные беседы и умер в 1832 году. Могила Селиванова стала местом паломничества. Адепты вырыли рядом с ней небольшие ямки и опускали туда баранки на веревочках, чтобы позже ими причаститься.


Искупитель вторый

Кузьма Лисин

По-женски полный и безбородый мужчина в черном сюртуке старинного кроя к смерти Селиванова превратился в городской типаж. Служит такой скопец в меняльной лавке, которую сам и держит, пьет чай с сахаром, экстатически пляшет в кругу единоверцев. По стенам в лавке - лубки и гравюры. Потом появились и фотографии. Фотографироваться скопцы любили. С изобретением фотоаппарата по всей России открываются сектантские фотоателье. Свои фотокарточки шлют друг другу скопцы от Риги до Олекминска. Канон скопческого фотопортрета: суровое лицо и белый платочек, положенный сверху отсутствующих гениталий в знак чистоты.

Женщину-скопчиху на улице не встретить. Она заперта в мастерской, где вместе с другими худосошными девицами плетет пояски и шелковое белье. Жизнь вроде монастырской: пост, труд и молитва. Принцип работы, что в мастерской, что в меняльной лавке, один. Детей из небогатых семей, родственников скопцов отправляют в город на приработок. Подросток работает и радеет и, слово за слово, принимает оскопление. Потом может вернуться в деревню, а может остаться в городе. Прямых потомков у скопцов по понятным причинам часто не находилось, и унаследовать лавку - пик скопческой карьеры.

Мастерские располагались, как правило, в невысоких, в два этажа, каменных домах. Рогожин из «Идиота» жил в таком, на углу Садовой и Гороховой. Ворота наглухо закрыты, за воротами - собаки. Из окон, плотно занавешенных, в канун праздников - молитвенный вой. Внутри - всегда порядок. Герань и кисея, чай из блюдца. Как и в лавках, фотографии по стенам. Портрет Селиванова. Из книг - Евангелие, «Страды», часто - русско-румынский разговорник, а в нем - немного румынских лей (скопцы бежали в Румынию от преследований). Благолепие нарушается запахом немытых ног: радеют босиком, оставляя обувь в прихожей.

По всей империи и за ее пределами (Румыния) скопцы обменивались фотографиями, пророками и деньгами. Пророки ходили по скопческим домам, пили чай, «ходили в слове» (пророчествовали по-скопчески). С ними передавались письма и деньги.

Старые девы и странные мужички, предрекающие Антихриста, поддерживали связь между сектантами по всей России. Все скопцы были заочно между собой знакомы и заочно доверяли друг другу. Потерять доверие значило оказаться выброшенным из общины во враждебный мир. Беднягу кастрата русское общество вне секты принимать отказывалось.

Верившие друг другу как себе изуверы в кратчайший срок могли собрать необходимую сумму в любой точке России. Надо выкупить подвоз хлеба в Сибири - пожалуйста. Собрать разменную монету для нижегородской ярмарки - ничего нет проще для русского кастрата.

Если случится, что общину разоблачат, - сектант проявит изобретательность и не выдаст своего оскопителя: кого-то посадил на рога бык, кто-то топором хотел срезать нарыв, кого-то покалечил француз в Отечественную войну, кто-то говорил, что так и было.

За пределами России скопцов не преследовали. В Бухаресте, Яссах и Галаце скопцы занимались извозом, закупая лошадей у новоросских единоверцев. Вместе с давлением властей скопцы-эмигранты утрачивают былую сплоченность и рвение. Все большее обмирщение сектантов (кто-то даже венчал своих произведенных до операции детей) не устраивало кастратов-ортодоксов. Ровно через сто лет после первого процесса, в 1872 году, в Галаце несколько верующих объявили себя «избранием» и стали блюсти скопческое благочестие на дому у богатого скопца Куприянова.

Среди ходивших к Куприянову был некто Кузьма Лисин. Роста он был среднего, с лицом вытянутым, аккуратным пробором на голове и блеском в маленьких глазках. Этот ничем не примечательный внешне человек полюбился Куприянову… Лидер «избрания» стал выделять Кузьму среди прочих и предсказывал ему великое будущее (мол, «прорастет древо от земли до неба»). Но все-таки Лисин, вероятно, переоценивал расположение Куприянова, когда предложил тому пожертвовать всем имуществом в пользу общего дела. Произошла ссора.

После размолвки Лисин в компании двух других «избранников» гулял в окрестностях Галаца, когда вдруг, взойдя на холм, провозгласил: «Я, Саваоф, в свое сына второго искупителя, ты мой сын возлюбленный». Товарищей своих скопец тут же провозгласил Иоанном Богословом и Василием Великим. Подумав, добавил, что Василий Великий справится и с обязанностями Богородицы, и стал величать спутника не иначе как «мать-благодать».

Момент для провозглашения нового Христа, Петра III и Селиванова в одном лице, видимо, был выбран удачный. Галацкие изуверы сочли появление Лисина вторым пришествием Искупителя. Новый лжехрист отправился покорять Россию. Пророки в городах и деревнях Молдавии и Новороссии признавали новоявленного Спасителя один за одним. План был таков: собрать армию из 144 тысяч скопцов и отправиться в Москву, где Лисин воссядет на престол и начнет вершить праведный суд над грешным миром. Скорый арест Лисина и его спутников, шедших уже в сторону Первопрестольной, не дал осуществиться этим амбициозным намерениям.


Последние времена

Провалившаяся лисинская реформация никак не затронула простого скопца. «Белые голуби», как называли себя верующие, как и раньше, плели пояски, меняли деньги, фотографировались, молились и богатели. В 1872 году, тогда же, когда арестовали Лисина, стала известна на всю Россию моршанская община. В подвалах скопческого дома обнаружили миллион рублей золотом. Моршанцы вели дела по всей России и налаживали торговлю с Лондоном. Найденные деньги конфисковали, но вплоть до самой октябрьской революции скопцы не унимались и продолжали наращивать капитал.

Революцию скопцы встретили скорее благосклонно. В первые годы советской власти сектанты - союзники большевиков, носители стихийного, народного социализма, так считает Ленин. При комиссариате земледелия создается ОргКомСект, орган, ведавший наделением сектантов землей и организацией совхозов на религиозных началах. Хлыстовский совхоз «Лесные поляны» находился под личным наблюдением умирающего в Горках Ленина. Издается газета «Сектант-коммунист». Главный инициатор сближения с религиозными меньшинствами, религиовед-большевик, председатель совнаркома, В. Д. Бонч-Бруевич состоит в переписке с несколькими скопцами, и те поздравляют его с установлением диктатуры пролетариата.

Разочарование, впрочем, приходит довольно скоро. Кастратов-капиталистов записывают в категорию лишенцев. Революционные массы взбудоражены рассказами о скопческих богатствах. Респондент Бонч-Бруевича Латышев в своем письме описывает нападение экспроприаторов на скопческую квартиру в Уфе.

Мужчин и женщин пытали, поднося горящие свечи к остаткам половых органов. Хотели знать, где зарыт клад. Некоторое успокоение приносит НЭП, да и то ненадолго: те, кому удалось хоть как-то поправить свои дела, теряют все вновь к началу первой пятилетки в 1928 году.

Через два года после того, как новую экономическую политику окончательно свернули, Советский Союз узнает из газет о судебном процессе над группой ленинградских скопцов. Жившие в доме на Ковенском переулке (в нем подвизался еще Селиванов) ткачихи фабрики им. Желябова были сплошь с изувеченной грудью и обрезанными гениталиями.

Следствие установило, что работницы не теряли связь со скопцами по всему Союзу, и группы в других городах также были раскрыты. Поклонение Селиванову-Петру III власти сочли за монархический заговор с целью свержения советского строя. Все выявленные скопцы были сосланы в лагеря.

Процесс 1930 года - последнее достоверное упоминание о секте скопцов. Латвийские газеты, правда, писали, что в Риге в 1994 году доживали еще свой век два старичка-кастрата, но ничего конкретного о них выяснить не удалось. Скопчество всего на 13 лет пережило породившую его империю и отправилось в прошлое вслед за лейб-гвардией, табелью о рангах и дореформенной орфографией.

Губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.

В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа . Это т. н. «духовные» скопцы (в их общинах оскопление не производится). От участников этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.

Структура и организация

Как отдельное общество, скопцы представляли собой довольно стройное целое, обладающее значительными капиталами. Себя они именовали «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» - хлыстов). Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе «корабля», обладал властью над прочими общинниками. Помогающая «кормщику» женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется «богородицей».

Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом . Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:

  • Оскопление малолетних родственников
  • Экономическое закабаление
  • Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
  • Соблазнение деньгами
  • Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества

Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, являлось её учение о необходимости оскопления, но и его скопцы подкрепляли аргументами, против которых было трудно устоять. Во-первых, тексты из Библии имеющие смысл, выгодный скопцам: кроме Св. Писания, скопцы и в иных книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, отыскивали выражения и целые фразы, говорящие об оскоплении. Во-вторых, физическому страданию от операции оскопления и преследованию со стороны правительства скопцы старались придать строго религиозный характер. Наконец, иногда делалось снисхождение, позволяющее отлагать принятие оскопления на неопределенное время или, по крайней мере, не обязывая к нему сразу же по вступлению в секту.

Религиозные взгляды

Трактовка христианства

Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12:

Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, вовсе не употребляли алкоголь, не курили, избегали родин, крестин и свадеб, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, вовсе не ругались. В отличие от членов старообрядческих общин, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников - «жеребцами», богослужения - «ржанием жеребцов», брак - «случкой», женатых людей - «жеребцами» и «кобылами», детей - «щенятами», а их мать - «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.

Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:

Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:

Мифология

Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I . Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова, после которой участь царя была решена:

Наш батюшка искупитель

Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»

Другая легенда, популярная у скопцов:

Как-то раз будят Александра I сенаторы и говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, - скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать» . Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец. Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить. Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец, и говорит гвардейцу: отвори ворота . Тот: не велено пускать . Константин вырывает у него шашку и одним движением отрубает ему голову. Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов. А спасенному Александру говорит: «эх ты, курицы испугался» .

Обряды

Обложка книги Н. Н. Волкова «Секта скопцов» , 1930 г.

Оскоплённая женщина, которой была удалена грудь

Оскопление

Внешние изображения
Нагой скопец

В первое время существования в России скопчества операция оскопления у скопцов состояла в отнятии (ампутации) одних только яичек («удесных близнят») с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Отсюда мистическое название: «огненное крещение». Впоследствии скопцы для операции оскопления стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а раскаленное железо - лишь для остановки кровотечения. При этом предварительно мошонка стягивалась выше захваченных яичек ниткой, тесьмой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной в холодной воде или смазанной деревянным маслом, спуском и другими мазями или свежим салом; иногда для остановки кровотечения рана посыпалась порошками квасцов, медного купороса и др. Рана затягивалась недели через четыре рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Этот род оскопления, практиковавшийся в начале XX века, назывался «малая печать», «первая печать», «первое убеление», «сесть на пегого коня», «первая чистота». Однако такая операция, не лишая скопцов вожделения и даже возможности полового соития, некоторым казалась недостаточною, и они решались на отнятие детородного члена, называвшееся «второю», или «царскою печатью», «второю чистотою», «вторым убелением», «сесть на белого коня». Она осуществлялась или вместе с отнятием яичек, или впоследствии (но не ранее, чем через несколько месяцев после «первой печати», иначе высока вероятность летального исхода), при помощи установки в отверстие мочеиспускательного канала оловянных или свинцовых шпенек. Рана затягивалась при операции в один прием одним рубцом, во втором же случае - двумя рубцами, которые оставались у оскопленного на всю жизнь.

Существовали также «третья печать» - удаление сосков, а в ряде случаев и «четвертая» - вырезание на боку у скопца треугольника (мотивация обряда неясна, но можно было бы предположить, зная более точно в каком именно месте делали вырез, что это знак прободенного копием ребра Иисуса Христа, распятого на кресте (треугольная форма соответствует форме наконечника копья).

К особым способам оскопления относится искусственная гипоспадия (путем искусственной перевязки полового члена), применявшаяся к мальчикам. В Тамбовской губернии существовал особый род скопцов - перевертыши , - которые не лишают себя никаких частей тела, но, вероятно, еще c детства перекручивают себе семенные канатики. В секте проколышей , основанной Куткиным, употреблялось оскопление посредством прорезывания или прокалывания семенных канатиков.

Зачастую «убелению» подвергались и женщины , входящие в скопческую общину. Существовали «печати» и для женщин: им удаляли половые губы, а в ряде случаев еще и клитор и груди . Однако в этом случае женщины не теряли способности к деторождению: советский исследователь скопчества Волков свидетельствует о примерах, когда покинувшие общину женщины даже выходили замуж и имели детей.

Радения

Радение «корабликом»

В дни накануне (ночью) некоторых больших праздников православной церкви скопцы устраивали собрания единоверцев в особых помещениях. На этих собраниях происходили особые богомоления скопцов - «радения », на которых они пели православные песнопения и скопческие «распевцы» или «стихи», принимали новых членов секты, ходили разными способами, надевая при этом особые белые одежды, длинные рубахи. У скопцов были и свои особенные праздники, посвященные каким-либо воспоминаниям из жизни основателя скопчества Селиванова; например, 15 сентября - день наказания Селиванова. В такие дни они также устраивали радения.

Существовало четыре способа радений:

  • «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая;
  • «стеночкой»: радеющие становились в круг плечом к плечу и ходили «посолонь» (то есть по солнцу, слева направо), припрыгивая;
  • «крестиком»: 4-8 человек становились по одному или по два в каждый угол и затем быстрым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно менялись местами;
  • в «одиночку»: несколько человек выходили на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» начинали кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надувались и шумели как паруса.

Эти пляски, которым скопцы предавались до одурения, истощали их силы, что, по мнению скопцов, ослабляло «злую лепость»; а с другой стороны, действовали на радеющих как бы наркотически, доставляя им особого рода наслаждение.

В культуре

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Н. Волков Секта скопцов. - Л. : «Прибой», «Печатный Двор», 1930. - 144 с.
  • Н. Н. Волков Скопчество и стерилизация. - М.-Л., 1937.
  • Ф. И. Федоренко Секты, их вера и дела. - М .: «Политиздат», 1965. - 358 с.
  • Н. М. Маторин К вопросу об идеологии скопчества // Критика религиозного сектантства. - второе, посмертное издание. - М ., 1974. - С. 178-182.

Ссылки

  • Есипов Г. В. Докладная записка д. т. с. Трощинского, о скопческом ересиархе Кондратии Селиванове (1802 г.) // Исторический вестник . - 1880. - Т. 2. - № 5. - С. 198.

Категории:

  • Православные секты
  • Христианские секты
  • Ереси
  • Еретические течения в христианстве
  • Добровольный или вынужденный отказ от сексуальности

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Хлысты
  • Яшин, Илья Валерьевич

Смотреть что такое "Скопцы" в других словарях:

    скопцы - ов; мн. Религиозная секта, возникшая в России в конце 18 в. (отделилась от хлыстовства), проповедовавшая спасение души в борьбе с плотью путём оскопления (кастрации) мужчин и женщин, отказа от мирской жизни. ◁ Скопец, пца; м. * Под стражей… … Энциклопедический словарь

    скопцы - скопцы, одна из сект духовных христиан. Возникла в 1765 в Орловской губернии, отделившись от наиболее фанатичной группы хлыстов. Основатели секты — А. Иванов и К. Селиванов. К. Селиванов считался членами секты царём Петром III и был… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    СКОПЦЫ - религиозная секта. Возникла в России в кон. 18 в., отделилась от хлыстов. Проповедовала спасение души в борьбе с плотью путем оскопления (кастрации) мужчин и женщин, отказа от мирской жизни. Современные скопцы заменили физическое оскопление… … Большой Энциклопедический словарь

    Скопцы - мн. Члены религиозной секты, возникшей в Российском государстве в конце XIX в. в результате отделения от хлыстов и проповедовавшей спасение души в борьбе с плотью путем оскопления, отказа от мирской жизни. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Эта секта обнаружилась в 1772 г. Основателем ее считается Селиванов. Одни признают его крестьянином Орловской губернии, называя то Кондратием, то Андреем, то другими именами, другие исключенным из службы подпоручиком Владимиром Селивановым;… … Справочник по ересям, сектам и расколам

    СКОПЦЫ - одна из изуверских старых рус. сект, выделившаяся из христововерия (см. Христововеры) в 60 70 гг. 18 в. и получившая первоначально распространение среди оброчных крестьян в ряде центр, губ. России. Основателем скопчества и его наибольшим… … Атеистический словарь

    Скопцы - люди, подвергшиеся известной операции, а также последователи учения, возводящего ее на степень нравственной обязанности. Еще в языческой мифологии встречаются рассказы о случаях оскопления. Так, Веста, супруга Урана, вручила своему сыну Сатурну… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Скопцы - религиозная секта в России, близкая к хлыстам (См. Хлысты). Возникла в конце 18 в., основателем считается К. Селиванов. Основа вероучения С. утверждение, что единственное условие «спасения» души «борьба с плотью» путём оскопления… … Большая советская энциклопедия

    Скопцы - При цар. дворах на Востоке С., т.е. мужчины, различными способами лишенные способности к деторождению (ср. Втор 23:2), использовались как стражники в гаремах (Есф 2:3,14; 4:5, в Синод. пер. везде евнухи) и на других придворных постах. В… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    СКОПЦЫ - религ. секта, возникшая в России в кон. 18 в. Основателем секты считается Кондратий Селиванов. По вероучению, культу и структуре орг ции С. близки к хлыстам. В основе вероучения С. лежит утверждение, что единств. условием спасения души является… … Советская историческая энциклопедия, Василий Розанов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Сочинение В. В. Розанова. Санкт-Петербург. Репринтное издание по технологии print-on-demand с…