Церковные обряды в православии: обряд причастия. Что такое церковный обряд в православии

Установлена традиция совершения множества обрядов, по-разному влияющих на жизнь верующего человека, но при этом всегда устанавливающих его связь с Богом. Часть их пришла к нам из библейских времён и упомянута в Священном Писании, другие имеют более позднее происхождение, но все они, в совокупности со святыми таинствами, являются составными частями общего духовного фундамента нашей веры.

Отличие обрядов от таинств

Прежде чем начать разговор о том, что такое церковные обряды в православии, необходимо подчеркнуть их принципиальное отличие от иных форм священнодействий, которые называются таинствами, и с которыми их нередко путают. Господь даровал нам 7 таинств - это крещение, покаяние, миропомазанье, брак, причащение, елеосвящение, священство. При их совершении верующим незримо сообщается благодать Божья.

В то же время церковный обряд является лишь частью земной действительности, возводящей человеческий дух к принятию таинства и направляющей его сознание на подвиг веры. Следует помнить, что все обрядовые формы получают своё священное значение исключительно благодаря сопровождающей их молитве. Только благодаря ей действие может стать священнодействием, а внешний процесс - превратиться в обряд.

Виды православных обрядов

С большой долей условности все православные обряды можно разделить на три категории. К первой относятся богослужебные обряды, входящие в общий порядок литургической церковной жизни. Среди них совершаемый в Великую пятницу вынос святой плащаницы, круглогодичное освящение воды, а также освящение артоса (квасного хлеба) на Пасхальной седмице, церковный обряд помазание елеем, совершаемый на утрене, и ряд других.

К следующей категории принадлежат так называемые житейские обряды. В их число входит освящение жилища, различных продуктов, в том числе семян и саженцев. Затем следует назвать освящение благих начинаний, таких как путешествия или строительства дома. Сюда же следует отнести и церковные обряды по усопшему, которые включают в себя широкий спектр обрядово-ритуальных действий.

И наконец, третья категория - это символические обряды, установленные в православии для выражения определённых религиозных идей и являющиеся символом единения человека с Богом. В данном случае ярким примером может служить крестное знамение. Это тоже церковный обряд, символизирующий собой память о страданиях, перенесённых Спасителем, и одновременно служащий надёжной оградой от действия демонических сил.

Елеопомазание

Остановимся на некоторых часто встречающихся обрядах. Каждый, кому приходилось бывать в церкви на утрене (богослужение, совершаемое утром), становился свидетелем, а может быть, и участником обряда, при котором священник совершает крестообразное помазание лба верующего освящённым маслом, называемым елеем.

Этот церковный обряд носит название елеопомазание. Он символизирует собой Божью милость, изливаемую на человека, и пришёл к нам он из ветхозаветных времён, когда Моисей завещал помазывать священным маслом Аарона и всех его потомков - служителей Иерусалимского храма. В Новом Завете апостол Иаков в своём соборном послании упоминает его исцеляющее действие и говорит, что это весьма важный церковный обряд.

Соборование - что это такое?

Чтобы предупредить возможную ошибку в понимании двух имеющих общие черты священнодействий - обряда елеопомазания и таинства соборования, - требуется некоторое пояснение. Дело в том, что в каждом из них используется освящённое масло - елей. Но если в первом случае действия священника носят чисто символический характер, то во втором они направлены на призвание Божьей благодати.

Соответственно с этим, является более сложным священнодействием и совершается, согласно церковным канонам, семью священниками. Лишь в крайних случаях допускается его совершение одним иереем. Помазание елеем совершается семь раз, при этом читаются отрывки из Евангелия, главы из и особые, предназначенные для этого случая молитвы. В то же время церковный обряд миропомазания, как было сказано выше, заключается лишь в том, что священник, благословляя, наносит маслом знак креста на лоб верующего.

Обряды, связанные с концом земной жизни человека

Важное место занимает также церковный обряд похорон и последующие поминания усопших. В православии этому придаётся особое значение ввиду важности того момента, когда душа человека, расставшись с бренной плотью, переходит в вечность. Не касаясь всех его сторон, остановимся лишь на наиболее существенных моментах, среди которых особого внимания заслуживает отпевание.

Это заупокойное богослужение можно совершать над умершим лишь единожды, в отличие от панихиды, литии, поминаний и т. д. Заключается оно в прочтении (пении) установленных богослужебных текстов, причём для мирских людей, монахов, священников и младенцев их порядок различен. Цель отпевания - испросить у Господа отпущения грехов Его новопреставленному рабу (рабе) и даровать покой душе, покинувшей тело.

Кроме отпевания, православная традиция предусматривает и такой важный обряд, как панихида. Он также представляет собой молитвенное пение, но по продолжительности оно гораздо короче, чем отпевание. Совершать панихиду принято на 3-й, 9-й и 40-й день после кончины, а также в её годовщину, тезоименитство и день рождения покойного. При выносе тела из дома, а также при церковном поминовении усопшего совершается ещё один обряд заупокойного богослужения - лития. Она несколько короче панихиды и проходит также в соответствии с установленными правилами.

Освящение жилищ, еды и добрых начинаний

Освящением в православной традиции называются обряды, в результате которых на человека и на всё, что сопутствует ему в этой земной жизни, нисходит Божье благословение. Согласно учению церкви, вплоть до второго пришествия Христова в окружающем нас мире незримо будет творить своё черное дело враг рода человеческого - дьявол. Внешние проявления его деятельности мы обречены видеть повсеместно. Противостоять же ему без помощи Небесных сил человек не может.

Именно поэтому так важно церковными обрядами очистить наши жилища от присутствия в них тёмных сил, помешать лукавому войти в нас вместе со вкушаемой снедью или поставить незримые препоны на пути наших добрых начинаний. Однако следует помнить, что любой обряд, равно как и таинство, обретает благодатную силу лишь при условии неуклонной веры. Освящать что-либо, сомневаясь при этом в действенности и силе обряда, является пустым и даже греховным деянием, на которое нас незримо подталкивает всё тот же враг рода человеческого.

Водосвятие

Нельзя не упомянуть и обряд освящения воды. Согласно установившейся традиции, водоосвящение (водосвятие) бывает малым и великим. В первом случае оно совершается многократно в течение года во время молебнов и при таинстве Крещения. Во втором этот обряд производится раз в году - во время праздника Крещения Господня.

Установлен он в память величайшего события, описанного в Евангелии - погружения Иисуса Христа в воды Иордана, ставшего прообразом омовения всех грехов людских, происходящего во святой купели, открывающей людям путь в лоно Христовой церкви.

Как исповедоваться, чтобы получить отпущение грехов?

Церковное покаяние в грехах, независимо от того, умышленно они были содеяны или по неведению, называется исповедью. Являясь таинством, а не обрядом, исповедь не имеет прямого отношения к теме данной статьи, и тем не менее вкратце мы остановимся на ней ввиду её чрезвычайной важности.

Святая церковь учит, что каждый идущий на исповедь обязан прежде всего примириться со своими ближними, если имел с ними какие-либо раздоры. Кроме того, он должен искренне сокрушаться в содеянном, иначе как исповедоваться, не чувствуя за собой вины? Но и этого недостаточно. Важно ещё иметь твёрдое намерение исправиться и впредь стремиться к праведной жизни. Главным же фундаментом, на котором строится исповедь, является вера в милосердие Божие и надежда на Его всепрощение.

При отсутствии этого последнего и важнейшего элемента бесполезно и само покаяние. Примером этого может служить евангельский Иуда, раскаявшийся в том, что предал Иисуса Христа, но удавившийся из-за отсутствия веры в Его безграничное милосердие.

Учитель: Как вы понимаете эпиграф? Как его можно соотнести с темой урока?

Ученики: Молитвы, поклоны – это обряды и обычаи нашей церкви. Это священные действия православных христиан в форме прошения у Бога милости и благословения.

Учитель: Какие обряды вы знаете?

Ученики: К основным обрядовым действиям Русской Православной Церкви относят: молитвы, освящение жилища, освящение хлеба, яиц, куличей, крестные ходы и т.д.

Учитель: Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающие молитву, - это крестное знамение и поклоны, а также зажигание церковной свечи и лампады.

2 слайд

– Запишем в тетрадь определение обряд и формы обрядов.

Обряд – это совокупность действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления (словарь Ожегова).

Формы обрядов :

  1. Любое церковное богослужение (например, освящение воды)
  2. Таинство (таинство брака совершают в обряде венчания)
  3. Молитвы (их сопровождают крестным знамением, преклонением колен)

Крестное знамение

Слово “знамение” (сделать акцент, что ударение падает на первый слог ) означает “знак”. Таким образом, крестное знамение – это знак креста, его изображение. Христиане совершают крестное знамение, прося помощи и защиты у Бога, для свидетельства своей веры в Иисуса Христа, Его смерть на кресте, Его воскресение.

В наше время принято совершать Крестное знамение в след последовательности:

Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо.

До V века крестное знамение совершалось одним пальцем, скорее всего указательным. Наложение полного крестного знамения (лоб – живот - плечи) впервые упоминается в грузинских источниках – в “Житии святой равноапостольной Нины”. Крестное знамение с помощью двоеперстия стало использоваться после V века. Такой способ был принят для того, чтобы подчеркнуть единство Божественной и человеческой природы Христа. По тому как крестится человек, можно определить какого он вероисповедания. На прошлом уроке было предложено индивидуальное задание: “Использование двоеперстия”.

Ученик рассказывает подготовленный материал.

Учитель: Когда необходимо креститься?

  1. В начале, конце и во время молитвы.
  2. При приближении к той или иной святыне.
  3. При входе в храм и выходе из него.
  4. Перед тем, как поцеловать крест или икону.

Во всех значимых случаях жизни (опасность, испытание, радость, горе, труд и т.д.)

Поклоны

Учитель: После крестного знамения православные христиане совершают поклон. Как вы думаете, что означают поклоны?

Ученики: В православии поклоны означают смирение человека, сознание своей греховности и воздание чести Величию Божию.

Учитель: Церковный устав требует, чтобы православные христиане совершали поклоны в храме неторопливо и тогда, когда это нужно. Различают два вида поклонов: поясные и земные.

Поясные поклоны совершаются:

  1. По окончанию молитв
  2. При произнесении имени Господа или Богородицы
  3. При троекратном “Аллилуйя”

Земные поклоны

Для того чтобы знать, как вести себя в храме, не надо пытаться “выучить” все положения церковной жизни: следует просто почаще ходить в храм, а собираясь в него, думать о встрече с Богом, а не о том как отнесутся к действиям “новичка”.

Обычай ставить свечу

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. Зажигать свечи перед священными предметами – древний обычай. Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции.

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи. С одной стороны, это была необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего проходили по ночам. Но по другой, и главной, причине освещения имело духовное значение. Светильники, свечи использовались для того, чтобы изобразить Христа – Свет Несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме.

Когда на церковь гонения прекратились, обычай возжиг7ать свечи остался. Перед иконами святых, гробами мучеников принято возжигать свечи и лампады, как перед святынями.

Русско-византийские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак даже в самый солнечный свет. Это символизировало земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха, но в котором светит свет веры.

Учитель: Куда ставят свечи?

Ученики: Свечи ставят в ячейки подсвечников, оплавляя нижний край для устойчивости.

Учитель: Сколько ставят свечей?

Ученики: Церковная свеча – видимый знак горячей любви. Если в душе человека их нет, - свеча как знак ничего не выражает. Количество не имеет значения.

Учитель: Когда ставят свечи?

Ученики: Во внебогослужебное время и до начала богослужения.

Учитель: Воск в древности был приношением верующих в храм в качестве добровольной жертвы. Чистый воск означает чистоту людей, его проносящих. Воск приносится в знак нашего раскаяния и готовность к послушанию Бога подобно мягкости и податливости воска.

8 слайд

Освящение воды

У православных христиан есть обычай употреблять освященные в церкви хлеб и воду. Почти каждый верующий хранит себя бутылочку со святой водой и просфору.

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их приемников. Когда Иисус Христос принял крещение в Иордане, стихия воды освятилась и стала источником освящения для человека. Отсюда берет свое начало христианская традиция освящать воду в церкви. Считается, что такая вода получает благодатную силу освящать, исцелять, защищать и охранять от зла.

Освященная вода может храниться много лет, оставаясь свежей. Известен случай, когда преподобный Амвросий Оптинский послал бутылочку со святой водой смертельно больному человеку и тот исцелился.

Учитель: В каких случаях используется святая вода?

Ученики: 1. В таинстве крещения для погружения в купель. 2. При освящении храмов, жилых домов, построек. 3. Для окропления верующих на молебнах и во время крестных ходов. 4. Для раздачи верующим.

Учитель: Следует помнить, что, по учению Церкви, чудесные свойства воды открываются лишь искренне верующим.

9 слайд

Освящение хлеба

К хлебу было всегда особое отношение. Именно хлеб использовал Иисус Христос, говоря: “Ешьте, это тело Мое”, когда впервые совершил главное для христиан таинство – причащение.

Учитель: Как называют хлеб для причащения?

Ученики: Просфора.

Учитель: (ударение падает на последний слог) – так называют хлеб, который приносили для литургии. Он состоял из двух частей, что символизировало хлеб земной и хлеб небесный. Каждая часть просфоры изготавливается одна от другой, и только потом они соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НИКА (Победа).

Нижняя часть просфоры соответствует земному составу человека, верхняя часть с печатью – духовному началу в человеке.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа, в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку о здравии или об упокоении. Просфора является святыней и вкушается вместе со святой водой натощак.

Предлагаем вспомнить обряд освящения куличей и яиц. Ребята делятся своими впечатлениями.

Хочется напомнить, что освященные яйца нельзя выбрасывать, их нужно или съедать, или подобно испортившейся просфоре, относить в церковь или сжигать.

Итак, сегодня мы познакомились с основными обычаями и обрядами Православной Церкви: крестное знамение, поклоны, обычай ставить свечу, освящение воды и хлеба.

В жизни русских людей можно выделить две категории обрядов: православные и языческие. Одна от другой принципиально отличается. Примером могут послужить святочные гадания, которые не имеют никакого отношения к православию. Верующие определяют церковный обряд как лестницу, которая помогает разуму человека осмыслить и достичь неба. Среди церковных православных обрядов есть такие, что проводятся единожды и такие, что повторяются. Подобные обряды предназначены для того, чтобы их посредством на христианина восходило Господнее благословение.

Церковные православные обряды подразделяются условно на три категории. Первыая категория обрядов связанная с Литургией (вынос плащаницы, освящение артоса, помазание елеем, освящение води). Второй вид обрядов – житейские (освящение благих начинаний, поминовение усопших). Еще один вид обрядов – это символические, которые воспринимаются человеческим разумом как путь к общению с Богом.

Крещение

Одним из самых важных церковных обрядов является крещение. Сегодня его проводят над новорожденными, тем самых помогая им стать маленькой частицей Церкви и получить Божью благодать. Истинным христианином можно стать, только приняв крещение. Раньше крестили человека уже взрослого. Это объясняется тем, что он во взрослой жизни мог сам выбирать вероисповедание. Крещение проводится в несколько этапов: оглашение, покаяние и собственно крещение. Необходимым церковным обрядом, который проводится наряду с крещением, является также наречение имени. Младенца обычно нарекали на честь святых православной церкви.

Священное Писание рассказывает о том, что после сорокадневного потопа голубь принес Ною масличную ветку. Она символизировала примирение и спасение. Так сейчас также используется освященный елей, как знак благодати Господней. Во время обряда крещения елеем помазывают руки, ноги, уши, междорамие, грудь и чело ребенка. Говорят, что елей освещает мысли и желания человека.

Вступление в ряды верующих нового члена завершается Таинством миропомазания, состоящее из двух этапов: освящения мира и помазания.

Обряд бракосочетания

Следующим очень важным обрядом в православии считается Таинство брака. Обычаи и традиции этого обряда берут свои корни еще из древности. Заключение брака символизирует вечную любовь, освященную свыше. В браке у мужчины и женщины создаются идеальные условия для продолжения рода. На протяжении веков укладывались обряды и традиции, сопровождающие брак. Среди современных обрядов самые важные можно выделить такие: добровольное согласие молодоженов, благословение родителей, подарки, свидетели, брачный обед. Накануне свадьбы священник должен был объявить прихожанам о предстоящем браке, чтобы убедиться, что нет препятствий для его осуществления. Акт бракосочетания должен был быть занесен в специальные церковные документы. Рядом с брачным обрядом идет обряд венчания, который освещает связь между мужем и женой.

Перед самим браком проводят обряд обручения. Он состоит в том, что священнослужитель должен освятить кольца жениха и невесты, чтобы они стали символом бесконечной любви, уважения и терпения друг к другу. Говорят, что кольца должны быть ровными и гладкими, тогда и жизнь семьи будет такой же. Короны, которые во время венчания надеваются на головы, говорят о том, что с сегодняшнего дня молодожены получают благословенный венец Господний, который должны достойно пронести через всю свою жизнь вместе.

Обряд погребения

Завершающим обрядом, который проводится на земном пути человека – это его погребение. Этот обряд сопровождает переход от жизни земной к загробной. В православной традиции смерть мыслится как рождение человека для вечной жизни. Человеческое сознание не может постичь тайну разлучения тела и души. Приготовления и молитвы за душу покойного помогают ему спокойно покинуть наш мир и перейти в другой. Обряд погребения несколько отличается в зависимости от того, кого хоронят: младенца, священника, инока или мирского человека.

Над умершим единожды совершается обряд отпевания. Такие заупокойные службы, как лития или панихида повторяются. Во время отпевания молятся за усопшего и просят отпущения грехов, совершенных ним за жизни. Основная цель обряда – это обретение духовного покоя усопшим. Также отпевание помогает близким пережить утрату. Отпевания мирского человека происходит за три этапа. Так человека отпевают дома, в церкви и читают завершающие молитвы перед тем, как опустить гроб усопшего в яму.

Моление за усопших происходит во время панихид, которые по составу напоминают утреннюю. Совершают панихиду после смерти человека на 3-й, 9-й, и 40-й дни. Они могут быть общие и индивидуальные. Полную панихиду называют парастас. Когда тело покойного выносят из дома, то поют литию. Согласно церковному обычаю в гроб усопшего кладут кутью. Эта пища наделена мистическим значением. Ведь семена, посаженные в землю, прорастают и набирают жизни, так и человеку нужно войти в землю, чтобы переродится для неба.

Моления за усопших усиливаются с приближением церковных праздником. Христиане веруют, что душа усопшего после смерти попадает в чистилище, где огнем очищается от грехов, совершенных на земле. Молитвы, Литургии и панихиды за покойными помогают укоротить срок пребывания в чистилище и поскорее войти в небо. Кроме того, что заупокойные молитвы помогаю усопшим, они помогают и живим.

Кроме вышеперечисленных церковных обрядов существует еще ряд других. Однако крещение, венчание и погребение считаются самыми важными обрядами в жизни православного человека. Они наделены силой изменять в лучшую сторону материальную и духовную жизнь человека, приближая его тем самым к Господу. Другие многочисленные обряды, которые берут начало своей истории еще с древности также предназначены приносить пользу человеку и охранять его дом, семью, здоровье и жизнь от дьявольских влияний.

Отвлечемся на некоторое время от того, что Православное Богослужение является традиционной практикой, пришедшей к нам из глубин веков, и попробуем понять, почему оно должно быть именно ритуалом ?

В самом деле, если бы мы создавали его, исходя из каких-то самых общих представлений, прямо сейчас, разве обязательно было бы делать нашу религию столь строго формальной? Может быть, та свободная, импровизационная форма, которой придерживаются протестанты, тоже имеет право на существование?

Свобода декларативная и реальная

Начать, конечно, следует с того, что пресловутая “свобода” протестантизма гораздо более декларативна, чем реальна. В нашем американском университете в свое время решили построить “часовню всех религий”, здание которой было бы свободно от любой традиционной религиозной атрибутики и могло бы использоваться для проведения богослужений и ритуалов студентами любых религий.

И, действительно, формально требование было выполнено – ни к одному элементу убранства часовни нельзя было придраться. Но в общем архитектурном облике и интерьере настолько безошибочно угадывались протестанские формы, что часовню, кроме представителей различных протестанских конфессий, так никто никогда особо и не использовал.

И это очень характерное явление: даже когда протестанты искренне думают, что они свободны и руководствуются только велением своего сердца, на самом деле они тесно связаны теми новыми традициями, которые сложились в их среде за последние несколько сотен лет.

Наши незаметные ритуалы

Конечно, так обманываются не только протестанты. Большинство современных людей высокомерно фыркает, сталкиваясь с “архаичными и бессмысленными” ритуалами Православия, но, в то же время в своей собственной жизни они следуют множеству ритуалов, больших и малых, иногда неосознанно заимствованных в какой-то традиции, иногда придуманных самостоятельно.

Например, в среде советского студенчества, иронически и критически настроенного по отношению к любым и всяческим традициям, как религиозным, так и светским, в том числе и навязываемым им государством “новым советским”, родилось множество ритуалов, связанных со сдачей сессии. Назовем лишь несколько: “ловля халявы” зачеткой через форточку, вытягивание билета левой рукой, сон перед экзаменом с учебником под подушкой.

Аналогичные примеры можно найти практически в каждой светской субкультуре, в том числе и в тех, где, казалось бы, функциональность должна ставиться во главу угла: в корпорациях, государственных учреждениях, армии. Причем ритуалы обязательно существуют как “официальные”, навязываемые “верхами”, так и неофициальные, которые создаются и “свято” блюдутся (иногда даже несмотря на активное противодействие руководства!) в “низах”.

Жесткие ритуалы светских людей

Таким образом, если внимательно присмотреться, то оказывается, что ритуал – это одна из наиболее распространенных и типичных поведенческих особенностей человека, любого человека!

Причем люди светские для своих ритуалов выбирают иногда гораздо более жесткие формы и рамки, чем те, которыми попрекают последователей традиционных религий. Достаточно вспомнить армейскую “дедовщину” или распространенные в американских колледжах и университетах не менее унизительные и жестокие ритуалы “хэйзинга” новопринятых членов “греческих” братств и сестричеств (“хэйзинг” – ритуал инициации, часто проводится в виде оргий, ритуальных избиений (например, порок) и иных (иногда весьма причудливых) издевательств над новичками).

Ритуал – наследие язычества?

Без особого труда можно провести параллель таких традиций с первобытными языческими обрядами инициации, но вряд ли получится найти хоть какую-то аналогию в христианских обрядах.

Любопытно, что когда человек делает первые шаги в Церкви, то он чаще всего ищет более регламентированных норм поведения, чем те, которые реально даны христианам в соответствии со . О неофитских “свечных уставах”, их злоупотреблении “уставными” постами, “послушанием”, испрашиванием благословения на каждую мелочь (вплоть до чистки зубов и ношения нижнего белья!) написаны уже целые тома.

Ситуация совершенно парадоксальная, даже в какой-то степени комичная: при господствующем в миру убеждении, что Церковь навязывает своим членам чрезмерно много ненужных ритуалов, от которых невоцерковленные люди свободны, на самом деле Церковь освобождает своих чад от множества суетных ритуалов внешнего мира, вопреки постоянным попытками чрезмерно “заритуализировать” церковную жизнь в соответствии с воспринятыми ими с детства светскими нормами!

Ритуалы Церкви

А как быть с теми ритуалами, которые Церковь устанавливает?

В чем их принципиальное отличие от большинства ритуалов внешнего мира? Ответ прост: их отличает “формальная неформальность”. Существуют домашние ритуалы (утренние гигиенические процедуры, завтрак, обед и ужин в определенное время и с определенными блюдами и т. п.), о которых мы не задумываемся, потому что они не обременяют нас. Они естественны, но не потому, что полезны для нас (мы к ним привыкли настолько, что об их пользе вообще не задумываемся). Обычно этим самым ритуалам с самого раннего детства учат нас родители.

Церковь устанавливает такие же естественные ритуалы, но связанные с “гигиеной” нашей души. Утреннее и вечернее правило, например, можно сравнить с чисткой зубов или принятием душа; читая молитвы перед едой, мы как бы «моем душу». Исповедь сама Церковь в одной из молитв сравнивает с визитом ко врачу: “Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши”. Богослужение при этом будет соответствовать торжественным семейными событиям, на которых собирается вся семья. Конечно, как с любой аналогией, этим сравнением с семьей нельзя злоупотреблять. Но оно показывает, каким должно быть отношение к “формальности” и ритуалу в Церкви

Ритуал – порядок против свободы ?

Есть разного рода формальности и обязанности, которые унижают нас и ограничивают свободу нашей личности (бюрократические формальности, таможенный досмотр и др.). Семейные же формальности и обязанности (наряжание рождественской елки, открытие дачного сезона, поиски подарков родственникам, рассаживание за праздничным столом в определенном порядке и пр.) совершенно ничем нас не ограничивают. Мы воспринимаем их как проявление порядка в доме. Без них мы чувствовали бы дискомфорт.

Так же и в Церкви. Один наш новоначальный друг как-то признался: “В Церкви все, как в армии. Этим мне и нравится.” Но он еще пока не почувствовал, что порядок в Церкви – это не искусственный и безличный порядок войск, выстроенных на плацу, а прихожане на службе – не солдаты на параде. Это тихий и уютный порядок в Доме любящего Отца, а прихожане – радостные, послушные, добрые дети на семейном празднике.

Примером такой свободной, неформальной “формальности” в Церкви может служить отсутствие рядов скамеек в центральной части храма, наличие которых искусственно упорядочивало бы молящихся как в пространстве, так и во времени (как это принято у католиков и протестантов).

В наших, православных, храмах молящиеся не привязаны к одному фиксированному месту на протяжении всего Богослужения. Если мы понаблюдаем со стороны, то заметим, что прихожане перемещаются от одной иконы к другой, ставят свечи, могут подойти и что-то спросить за свечным ящиком; не все молящиеся приходят точно к началу службы и не все стоят на службе до конца. Даже если ты мчишься куда-то по делам, ты можешь заглянуть в церковь на несколько минут, чтобы помолиться в спокойной торжественной обстановке.

Ритуалы любви

Совершенно особое положение в жизни людей, принадлежащих к любым культурам, занимают ритуалы, которые условно можно было бы назвать “ритуалами любви”. Это и “этикет ухаживания” в поисках брачного партнера, и разного рода традиции, окружающие беременность и роды, и “общепринятые” нормы общения родителей и детей, а также различных родственников.

Каждый из нас без труда назовет множество примеров таких ритуалов из жизни тех культур и субкультур, с которыми он знаком: иногда замысловатых, иногда довольно простых, иногда уходящих корнями в седую древность, иногда родившихся всего несколько лет назад. Какие-то из этих ритуалов могут быть общими для целых народов, а какие-то ограничиваться рамками одной семьи.

Но общим для всех для них является то, что их соблюдение имеет безусловный приоритет, иногда люди могут совершать безумные поступки и даже рисковать жизнью ради следования одному из таких ритуалов (вспомним смертельно опасную ловлю рыбы ради удовлетворения “толгака” беременной жены героем “Буранного полустанка” Чингиза Айтматова или анекдотичные эскапады “героев-любовников” с целью добычи заветного букетика для любимой).

Дружба, как и вообще общение с приятными нам людьми, тоже имеет свои ритуалы. Например, один наш московский знакомый рассказывал нам, что он со своими институтскими товарищами на протяжении сорока лет ежегодно катался на лыжах 5 декабря – эта традиция пережила и тот государственный праздник, которому изначально была обязана своим возникновением – день Конституции. Конечно, и тут каждый может вспомнить массу примеров – традиционные рыбалки, шахматные партии, путешествия, прогулки и т. п.

Так вот, оказывается, что в человеческом поведении любовь, приязнь, и вообще любые близкие отношения с другим человеком осуществляются через постоянство и предсказуемость , т. е. неизбежно ритуализированы. Поэтому совсем не странно, а, наоборот, естественно то, что и Богослужение, в котором каждый из нас ищет объединения с Богом и Богочеловеком Иисусом Христом –– оказывается ритуалом.

Все ли ритуалы магичны

Тут нужно сделать одну важную оговорку, чтобы развеять распространенное заблуждение, которое, увы, просачивается даже в серьезные научные работы по вопросам религиозных ритуалов. Заблуждение это заключается в том, что, якобы, нет никакой разницы между камланием туземного шамана и чтением ектении православным священником, между кроплением “заговоренной от сглаза” водой в бытовых колдовских обрядах и святой водой в православных священнодействиях.

Магические обряды сопровождают человечество от зари цивилизации и до наших дней. Вот, к примеру, один из простейших вавилонских магических ритуалов, дошедших до нас на клинописных табличках, ему не менее трех тысяч лет: “Чтобы отсечь источник зла от человеческого жилья, собери, тонко разотри и смешай в горном меду семя (названы семь растений)… раздели смесь на три части, и закопай их под порогом ворот, и с правой стороны, и с левой стороны. Тогда болезнь, головная боль, бессонница и мор не приблизятся к этому человеку и к его дому в течение одного года.” (по классическому труду Генри Саггса (H. W. F. Saggs) “Величие, которым был Вавилон”).

А вот современный рецепт отведения порчи от жилища, найденный в Интернете во время написания этой статьи: “Взять граненый стакан, залить в него полстакана кипяченой воды и положить горстку земли, перемешанную с солью. Стакан ставится на левую руку, а правой рукой водить над стаканом со словами: “Злые люди, вот вам дом, а вот порог”, (произнести трижды), затем нужно выплеснуть все содержимое стакана на порог своего дома, а стакан разбить и выбросить.”

Нетрудно заметить, что принципиальной разницы между этими обрядами нет, они могли бы легко помещаться в одном и том же магическом сборнике – как в наши дни, так и несколько тысяч лет назад. И причина в том, что основополагающие принципы ритуальной магии всегда были и остаются одними и теми же: производишь определенный фиксированный набор действий и получаешь ожидаемый результат.

При том, что декларативно якобы связана с некими сверхъестественными силами, по своему существу она рациональна и прозаична до банальности, и сравнивать ее стоит с обыкновенной поваренной книгой: делаешь те и те операции, и получаешь на выходе холодец или торт. Если рецепт хорош, то чем точнее выполнишь его предписания, тем лучше получается искомый результат, и наоборот, перепутав или не выполнив что-то, можно закончить полной неудачей. И направлена чаще всего именно на какие-то сугубо бытовые, житейские нужды.

Церковные же обряды, с другой стороны, чаще всего не преследуют никаких конкретных утилитарных целей. Исключением являются “требные службы “, разного рода молебны: о здравии недужных, о дожде в засуху и других сельскохозяйственных нуждах и т. п.

Но даже в них гарантированное достижение результата отнюдь не предполагается. В составе любого православного Богослужения обязательно читается или поется молитва “Отче наш”, в которой есть обращение к Богу “да будет воля Твоя”.

Также часто в составе различных Богослужений используется тропарь “Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.” Славянизм “всякого бо ответа недоумеюще” переводится как “не ища себе никакого оправдания”. То есть обращаясь к Богу даже с самыми жизненно важными просьбами мы четко осознаем, что НИЧЕМ не можем мотивировать или задобрить Господа, у нас нет никаких “рычагов давления” на Него.

Кроме того, при проведении православных формальные, книжные предписания по тем или иным причинам почти никогда не выполняются буквально, во всей своей полноте. Особенно это касается как раз треб: один и тот же молебен в исполнении разных священников и в разных обстоятельствах может отличаться весьма существенно. По логике ритуальной магии это является совершеннейшим абсурдом: отступая от письменных предписаний исполняющий ритуал заранее обрекает себя на заведомую неудачу.

Церковный обряд – это НЕ ритуальная магия, церковный ритуал не является попыткой “заработать” спасение или некое благодеяние Божие. Мы спасаемся исключительно милостью Божией: почти каждая православная молитва содержит в себе прошение “Господи, помилуй”, это наиболее часто повторяемое словосочетание и при храмовом богослужении, и в частной молитве.

Ритуалы богослужения

В Ветхом Завете Бог дал своему народу традиционный и ритуальный чин Богослужения. Новый завет не внес особых изменений в принцип его осуществления, Иисус не научил апостолов никаким особым Богослужебным нововведениям, напротив, и Он Сам, и его ученики принимали активное участие в храмовых Богослужениях и синагогальной молитве. Но, принеся на Кресте Спасительную Жертву, Христос поставил Себя в центр обрядов Церкви. И сегодня эти ритуалы любви, переданные Церкви Святым Духом через апостолов, живы и здоровы.

Итак, мы соблюдаем ритуал определенным образом не потому, что таким образом он “действенен”, а потому, что следуем церковной традиции, т. е., в конечном счете, мы поступаем так из послушания Христу и Его Церкви. И это принципиально важно, потому что оказывается, что Бог поклоняется в ритуалах, которые Он Сам установил . Именно эти, “правильные” ритуалы, а не какие-то другие даны нам Богом как средство для открывания дверей наших сердец, для построения мостов, соединяющих нас с Ним и друг с другом.

Профессионалы и любители… в вере?

Традиционность и церковность Православных ритуалов автоматически означает, что совершаться они должны в общине Церкви и в непрерывной исторической перспективе. Если кто-то попытается создать независимую от апостольской Церкви общину и совершать в ней Богослужение, то он уподобит себя футбольному фанату, который, отправляясь во двор постучать о стенку или погонять мяч с друзьями, одевается в купленную на аукционе форму любимой команды и представляет, что он тем самым как бы становится профессиональным футболистом. Впрочем, в отличие от сектантов, любой поступающий так футбольный фанат понимает, что это не более чем фантазии.

Ритуалы у православных и протестантов

Теперь вернемся ненадолго к вопросу о свободных импровизацинных формах протестантского богослужения, которые по мнению самих протестантов столь превосходят нашу “пустую, анахроничную, легалистичную религию”.

Цель службы у протестантов: найти божественную радость и вдохновение через хорошие музыку и проповедь. Они идут в храм узнать что-то новое о Боге . Православные, ощущая Бога сердцем, идут к Богу , поклониться Тому, Кого они знают в непосредственном личном опыте. Фокус православной службы – алтарь, протестанской – кафедра проповедника. То, что для православных – святилище или молельня, для протестантов – аудитория, где люди – слушатели. Это подтверждается той терминологией, которая в английском языке, например, употребляется в соответствующих случаях.

Протестант хочет, чтобы его тронула служба. Ему ясно, что для нового вдохновения надо постоянно слышать что-то новое. Поэтому задача пастора и хора дать конгрегации этот новый опыт. В зависимости от их таланта и навыков когда-то им это удается, когда-то – нет, что приводит к бесчисленным разочарованиям и миграции из одной конфессии или секты в другую. Мы познакомились с этим на личном опыте в Америке, обитая в местах, где до ближайшей католической церкви час езды, а ближайшая православная церковь находится в 4-х часах езды.

В Православии же восприятие Богослужения не зависит от искусности проповедника и хора – именно благодаря ритуальности и формальности, о которой мы писали выше. Нет беспокойства, будет ли служба значимой. Конечно, восприятие каждого из отдельных прихожан затруднено в той или иной степени из-за невнимательности и греховности, но это уже не проблема качества службы как таковой. Дух Святый действует через саму службу, а не через тех, кто ее совершает.

Конечно, это справедливо только тогда, когда священно- и церковнослужители следуют установленным правилам православного Богослужения. Пока священник и хор следуют установленному порядку службы, они не могут вольно или невольно сделать ничего такого, что предотвратило бы встречу паствы с Богом.

Если они начинают от этого порядка отходить, даже по самым, казалось бы невинным и внешне благоразумным причинам, оправдывая изменения заботой об удобстве для прихожан, неопытностью хора и чтецов, неприспособленностью помещения и пр., последствия могут быть самыми катастрофичными.

Например, в одном из западноевропейских приходов, существует на протяжении десятков лет практика переноса праздников, в том числе даже самых главных, на воскресение, упрощения богослужебных чинов, изменения текстов и т.д. и т.п. Результат, который нам “посчастливилось” наблюдать, такой: событию Воскресения Христова перестали придавать значение; полностью исчезло почитание святых (даже таких великих как апостолы Петр и Павел, Иоанн Предтеча и др.); прихожане, а некоторые из них церковнослужители, каждую неделю исправно посещающие Богослужения на протяжении 5, 7 и более лет за это время не прочитали ни одной строчки Евангелия, не знают даже самых простых молитв таких как “Отче наш”, “Богородице Дево”, “Царю Небесный”, ни разу не исповедовались и не причащались; представления о Православии в целом у многих прихожан нет даже на зачаточном уровне, примером чему может служить тот факт, что они годами не посещают Литургию, будучи искренне убежденными что вместо этого достаточно ходить на сокращенную вечерню в субботу вечером.

Богослужение не изобретено людьми

Поэтому важно не забывать, что Церковное Богослужение не является изобретением людей – и не отдельным людям корректировать его просто по своей прихоти. Литургические службы Церкви – это воплощение указаний Христа Его апостолам относительно того, как мы должны Ему поклоняться. Сам Бог управляет актами Богослужения, сам Бог провозгласил его чин. Он установил и слова молитв. Архимандрит в книге “Видеть Бога как Он есть” пишет: ” “Время сотворити Господеви, (Пс.118:126) Владыко, благослови.” С такими словами обращается дьякон к иерею пред началом Литургии. Смысл этих слов: “Время (Самому) Господу действовать”. Итак, ЛИТУРГИЯ есть прежде всего Божественный Акт.” Именно благодаря этому православные получают и то вдохновение, которое ищут протестанты. Служба всегда хороша, поклонение всегда правильное, и получим ли мы это вдохновение зависит только от нас самих.

Протестанты, уходя из церкви после службы, часто задают себе вопрос: “Что сегодняшняя служба сделала лично для меня, что она дала мне?” Православного же такой потребительский вопрос вообще не заботит. Он ощущает полноту Церкви в себе. Будучи профессионалами на клиросе, например, мы знаем, что на определенной службе нами была допущена масса недочетов, в некоторых местах и хор пел фальшиво; прихожане же подходят после службы и, полные счастья и радости, от души благодарят за службу. На самом деле они благодарят не нас, но сами об этом не всегда догадываются.

Очистительный огонь

Мы хотим закончить эту часть цитатой из книги Мэтью Галлатина (Matthew Gallatin) “Жаждая Бога в земле обмельчавших колодцев”, бывшего известного американского проповедника-евангелиста, перешедшего в Православие после более чем 20 лет безуспешных поисков истинной церкви в протестантизме:

“Литургическое Богослужение как очистительный огонь. Он никогда не угасает. Бог ярко сияет в нем, во всей славе Своей. Когда я приступаю к нему [к Богослужению – прим. авторов ], я обязан предать себя Богу, являющемуся в нем. Я говорю слова, заповеданные Им. Я пою песни, которые Он призывает. Я молюсь молитвами, которые Он вложил в меня. Что Он желает, того я должен твёрдо держаться. Что Он хочет, я должен делать. Тут нет места заботе о себе или своих собственных желаниях. Что это Богослужение, как не возможность для меня стать таким как Христос?”

Церковные обряды в Православии

В жизни русских людей можно выделить две категории обрядов: православные и языческие. Одна от другой принципиально отличается. Примером могут послужить святочные гадания, которые не имеют никакого отношения к православию. Верующие определяют церковный обряд как лестницу, которая помогает разуму человека осмыслить и достичь неба. Среди церковных православных обрядов есть такие, что проводятся единожды и такие, что повторяются. Подобные обряды предназначены для того, чтобы их посредством на христианина восходило Господнее благословение.

Церковные православные обряды подразделяются условно на три категории. Первыая категория обрядов связанная с Литургией (вынос плащаницы, освящение артоса, помазание елеем, освящение води). Второй вид обрядов - житейские (освящение благих начинаний, поминовение усопших). Еще один вид обрядов - это символические, которые воспринимаются человеческим разумом как путь к общению с Богом.

Крещение

Одним из самых важных церковных обрядов является крещение. Сегодня его проводят над новорожденными, тем самых помогая им стать маленькой частицей Церкви и получить Божью благодать. Истинным христианином можно стать, только приняв крещение. Раньше крестили человека уже взрослого. Это объясняется тем, что он во взрослой жизни мог сам выбирать вероисповедание. Крещение проводится в несколько этапов: оглашение, покаяние и собственно крещение. Необходимым церковным обрядом, который проводится наряду с крещением, является также наречение имени. Младенца обычно нарекали на честь святых православной церкви.

Священное Писание рассказывает о том, что после сорокадневного потопа голубь принес Ною масличную ветку. Она символизировала примирение и спасение. Так сейчас также используется освященный елей, как знак благодати Господней. Во время обряда крещения елеем помазывают руки, ноги, уши, междорамие, грудь и чело ребенка. Говорят, что елей освещает мысли и желания человека.

Вступление в ряды верующих нового члена завершается Таинством миропомазания, состоящее из двух этапов: освящения мира и помазания.

Обряд бракосочетания

Следующим очень важным обрядом в православии считается Таинство брака. Обычаи и традиции этого обряда берут свои корни еще из древности. Заключение брака символизирует вечную любовь, освященную свыше. В браке у мужчины и женщины создаются идеальные условия для продолжения рода. На протяжении веков укладывались обряды и традиции, сопровождающие брак. Среди современных обрядов самые важные можно выделить такие: добровольное согласие молодоженов, благословение родителей, подарки, свидетели, брачный обед. Накануне свадьбы священник должен был объявить прихожанам о предстоящем браке, чтобы убедиться, что нет препятствий для его осуществления. Акт бракосочетания должен был быть занесен в специальные церковные документы. Рядом с брачным обрядом идет обряд венчания, который освещает связь между мужем и женой.

Перед самим браком проводят обряд обручения. Он состоит в том, что священнослужитель должен освятить кольца жениха и невесты, чтобы они стали символом бесконечной любви, уважения и терпения друг к другу. Говорят, что кольца должны быть ровными и гладкими, тогда и жизнь семьи будет такой же. Короны, которые во время венчания надеваются на головы, говорят о том, что с сегодняшнего дня молодожены получают благословенный венец Господний, который должны достойно пронести через всю свою жизнь вместе.

Обряд погребения

Завершающим обрядом, который проводится на земном пути человека - это его погребение. Этот обряд сопровождает переход от жизни земной к загробной. В православной традиции смерть мыслится как рождение человека для вечной жизни. Человеческое сознание не может постичь тайну разлучения тела и души. Приготовления и молитвы за душу покойного помогают ему спокойно покинуть наш мир и перейти в другой. Обряд погребения несколько отличается в зависимости от того, кого хоронят: младенца, священника, инока или мирского человека.

Над умершим единожды совершается обряд отпевания. Такие заупокойные службы, как лития или панихида повторяются. Во время отпевания молятся за усопшего и просят отпущения грехов, совершенных ним за жизни. Основная цель обряда - это обретение духовного покоя усопшим. Также отпевание помогает близким пережить утрату. Отпевания мирского человека происходит за три этапа. Так человека отпевают дома, в церкви и читают завершающие молитвы перед тем, как опустить гроб усопшего в яму.

Моление за усопших происходит во время панихид, которые по составу напоминают утреннюю. Совершают панихиду после смерти человека на 3-й, 9-й, и 40-й дни. Они могут быть общие и индивидуальные. Полную панихиду называют парастас. Когда тело покойного выносят из дома, то поют литию. Согласно церковному обычаю в гроб усопшего кладут кутью. Эта пища наделена мистическим значением. Ведь семена, посаженные в землю, прорастают и набирают жизни, так и человеку нужно войти в землю, чтобы переродится для неба.

Моления за усопших усиливаются с приближением церковных праздником. Христиане веруют, что душа усопшего после смерти попадает в чистилище, где огнем очищается от грехов, совершенных на земле. Молитвы, Литургии и панихиды за покойными помогают укоротить срок пребывания в чистилище и поскорее войти в небо. Кроме того, что заупокойные молитвы помогаю усопшим, они помогают и живим.

Кроме вышеперечисленных церковных обрядов существует еще ряд других. Однако крещение, венчание и погребение считаются самыми важными обрядами в жизни православного человека. Они наделены силой изменять в лучшую сторону материальную и духовную жизнь человека, приближая его тем самым к Господу. Другие многочисленные обряды, которые берут начало своей истории еще с древности также предназначены приносить пользу человеку и охранять его дом, семью, здоровье и жизнь от дьявольских влияний.

КСЕНИЯ