Владимир шухов. Великий инженер и изобретатель владимир шухов

2 февраля 1939 года умер Владимир Григорьевич Шухов, знаменитый русский изобретатель и ученый. Он известен как создатель знаменитой Шуховской башни. Но Шухов внес выдающийся вклад также в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта. Мы расскажем о пяти гениальных изобретениях Владимира Шухова.

Форсунка

Природа щедро одарила Владимира Шухова талантами. Он являлся крупнейшим специалистом в области строительной механики; нефтехимии, энергетики. Еще будучи студентом первого специального класса, Владимир Григорьевич сделал свое первое ценное изобретение: разработал собственную конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских своего училища.

Это изобретение было высоко оценено самим Дмитрием Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги «Основы фабрично-заводской промышленности» (1897 год). Принципы этой конструктивной системы используются и поныне. По системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные и крекинг-установки, трубопроводы, резервуары для нефти, нефтяные и водяные насосы, форсунки, баржи для перевозки нефти, воздухонагреватели, пространственные стержневые системы и висячие металлические перекрытия.

Метод перекачки нефти

Шухов разработал новый метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха и изобрел эрлифт (струйный насос) для нефтяной промышленности. Владимир Григорьевич Шухов — автор проекта и главный инженер строительства первого российского нефтепровода Балаханы — Черный Город, построенного для нефтяной компании «Бр. Нобель».

Ученый проектировал и затем руководил работами по постройке нефтепроводов фирм «Бр. Нобель», «Лианозов и К» и первого в мире мазутопровода с подогревом.

Трубчатые паровые котлы

В 1896 году Шухов изобрел новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении. В 1900 году его паровые котлы были отмечены высокой наградой — на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов.

Шухов и его помощник Гаврилов изобрели промышленный процесс получения автомобильного бензина — непрерывно действующую трубчатую установку термического крекинга нефти. Установка состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителя и ректификационных колонн. Изобретение оригинальных конструкций газгольдеров и разработка типовых проектов хранилищ природного газа емкостью до 100 тыс. куб. метров.

Гиперболоидные конструкции и сетчатые оболочки

Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций. Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню. Оболочка гиперболоида вращения явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся в архитектуре формой.

Владимир Шухов разработал конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек и использовал их в сотнях сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках.

Сооружение в 1919-1922 годах башни для радиостанции на Шаболовке в Москве явилось самой известной работой Шухова. Башня представляет собой телескопическую конструкцию высотой 160 метров, состоящую из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач с Шуховской башни.

Вращающаяся артиллерийский платформа

Владимир Шухов внес неоценимый вклад не только в строительство и промышленность, но и в военное дело. В частности, инженер изобрел несколько разновидностей морских мин и платформ тяжелых артиллерийских систем. Кроме того, он проектировал батопорты морских доков.

В частности, Шухов создал подвижную вращающуюся артиллерийскую платформу, которая легко вращалась усилиями одного солдата. За двадцать минут платформа превращалась из стационарной в транспортную и обратно.

Дата рождения: 28 августа 1853года
Дата смерти: 2 февраля 1939
Место рождения: Белгородский уезд Российской Империи

Шухов Владимир Григорьевич – один из известных русских ученых, сделавших вклад в развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Также Владимир Шухов известен как архитектор.

Владимир появился на свет в небогатой семье, которая жила в Курской губернии. Его отец, Григорий Петрович, был чиновником, прошедшим Крымскую войну. Мама, Вера Капитоновна, была также из семьи офицера.

Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место, мальчик побывал в Херсоне, Курске, а в гимназию отправился в Петербурге. Там он обнаружил склонности к математике, что подтвердилось тем, что ученик смог новым способом доказать теорему Пифагора.

Затем одаренный молодой человек продолжил обучение в Императорском техническом училище. Там он также проявил себя, придумав специализированный тип паровой форсунки. Естественно, что одаренный студент с отличием закончил обучение и был приглашен к П. Чебышеву как ассистент.

Отказавшись от этого заманчивого предложения, он отправился в США, для знакомства с достижениями в области промышленности этой страны. Именно там он познакомился с А. Бари, который курировал российскую делегацию.

Бари осуществлял помощь в закупке делегацией образов, заключении договоров и демонстрировал технические новинки.

После возвращения из этой командировки, Владимир стал служащим Варшавско-Венской ветки железной дороги. Параллельно решил продолжить обучение в Военно-медицинской академии, вольнослушателем.

Именно это время вышеупомянутый А. Бари выбрал для переезда Россию, пригласив Владимира в Баку, где зарождалась промышленная нефтедобыча.

Через три года он же пригласил Владимира на важную должность ведущего инженера в свою техническую контору. На Бари инженер проработал около сорока лет, сотрудничество было плодотворным для обеих сторон.

Во время работы именно Владимир открыл секреты крекинг-процесса и запатентовал ряд других разработок. Занимался он и вопросами транспортировки топлива, разработав и построив нефтепровод.

Кроме этого, он занимался изысканиями в области строительства, в частности, арочных конструкций. По проектам инженера создано около двух сотен башен различного назначения в различных странах.

Занимался он мостостроением и возведением промышленных зданий самого разного назначения – среди них элеваторы для зерна, доменные печи, даже подвижная сцена одного из театров.

Трудился инженер и над военными разработками – он работал в области как минных заграждений, так и конструирования самих мин.

В 30-х годах прошлого века ученый отошел от дел из-за начавшегося периода репрессий, так как боялся, что его деятельность нанесет вред семье. Он жил уединенно, стараясь по минимуму общаться с бюрократической системой, и скончался в 1939 году.

Достижения Владимира Шухова:

Написал труды в области строительства, нефтепереработки, теплотехники
Получил патенты на ряд разработок в промышленной переработке нефти
Изобрел процесс крекинга
Разработал метод эффективного сжигания мазута
Руководил постройкой первого нефтепровода на территории России
Некоторые разработки в области нефтепереработки актуальны и используются до сих пор
Автор Шаболовской радиобашни
Спроектировал полтысячи мостов
Лауреат премии Ленина

Даты из биографии Владимира Шухова:

1853 г. появился на свет
1863 г. начал обучение в гимназии Петербурга
1871 г. поступил в Императорское техническое училище
1876 г. стал дипломированным инженером
1877 г. приглашен в Баку
1880 г. стал главным конструктором фирмы, принадлежавшей Бари
1917 г. сотрудник «Паростроя»
1939 г. скончался

Интересные факты Владимира Шухова:

Наверное, самой знаменитой башней авторства инженера является Шаболовская. Она рекомендована к внесению в список ЮНЕСКО
Имел пятерых детей
Разработал уникальный проект по выпрямлению башни медресе Улугбека, которая пострадала во время землетрясения
Башни конструктора узнаваемы по ажурной конструкции

Мы продолжаем серию материалов об ученых, оставивших самый заметный вклад в истории человечества «Жизнь замечательных умов»

За один только разработанный и запатентованный процесс крекинга нефти имя Шухова должно остаться в человеческой памяти на вечные времена.

Родился Володя Шухов 16 (28) августа 1853 года в деревне Пожидаевке — курском имении своей матери, небогатой дворянки Веры Шуховой . Отец, надворный советник Григорий Петрович Шухов , был директором филиала Петербургского государственного банка, хорошо владел несколькими языками и дружил со знаменитым хирургом Николаем Пироговым . Мальчик был такой же, как и миллионы других мальчиков: в меру бесшабашный, без меры активный и страшно любопытный до всякой техники. Начальные понятия о чтении и счете ему дали дома, а в 11 лет определили в Пятую Петербургскую гимназию.

Вова и раньше любил считать и чертить разные мальчишеские изобретения, а тут он и вовсе расшалился. Дошло до того, что в 4 классе юный гимназист осмелился у доски доказать теорему Пифагора собственным способом, без рисования надоевших всем «Пифагоровых штанов». Учитель строго посмотрел на доску, на мальчишку, опять на доску, пожевал губу, поправил пенсне и подвел итог: «Правильно..., но нескромно». И вывел в журнале неудовлетворительную оценку.

Это не сломило в мальчике любовь к наукам. После успешного окончания гимназии он, по совету отца, в 1871 году поступил в лучшее техническое учебное заведение страны — Императорское московское техническое училище (ИМТУ), ныне нам известное, как Московский государственный технический университет имени Баумана. Преподаватели, среди которых били такие корифеи, как создатель аэродинамики Николай Жуковский, математик Алексей Летников, механик Дмитрий Лебедев , чувствуя огромный потенциал молодого студента, не стремились развить в нем скромность.

Напротив, они всячески поощряли и старательно развивали в нем настырность, амбициозность и веру в то, что любой технический вопрос можно решить нетрадиционным и красивым способом. Первым официально зарегистрированным изобретением еще студента Шухова была специальная паровая форсунка. До этого времени получаемый в процессе перегонки нефти мазут из-за тяжелого возгорания считался отходом и просто сливался в реки, моря и котлованы.

Первая в мире гиперболоидная башня Шухова, Нижний Новгород, фотография А. О. Карелина, 1896. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако форсунка Шухова, распылявшая с помощью создаваемого паровиком водяного пара густой мазут в топку, превратила его в хорошее горючее для паровых двигателей. Конструкция форсунки была так проста, оригинальна и надежна, что великий русский химик Дмитрий Менделеев , кстати, предрекавший мазуту, как виду топлива, большое будущее, даже поместил ее рисунок на обложке своей книги «Основы фабрично-заводской промышленности», а основные принципы ее системы используются инженерами и поныне. Силу форсунки почувствовал главный российский нефтяник того времени Людвиг Нобель , глава нефтяного гиганта «Товарищество братьев Нобель», старший брат знаменитого создателя динамита и основателя престижнейшей научной премии Альфреда Нобеля . В 1879 году он приобрел у Шухова патент на ее производства и начал оснащать ею паровые двигатели своих танкеров. Вот как описывали форсунку в журнале «Техник» в статье «Нефтяной пульверизатор Л.Э.Нобеля с вращающимся пламенем»: «Форсунка эта состоит из цилиндрической коробки с двумя цилиндрическими отростками: по нижнему отростку течет пар, по верхнему — нефть. Величина отверстий для пара и нефти может регулироваться от руки, и таким образом можно установить желательный приток нефти. ... Усовершенствование здесь заключается главным образом в том, что пульверизационное пламя имеет в топке вращательное движение вокруг горящей оси, через что достигается более полное сгорание топлива и совершенно равномерное нагревание... Пульверизаторы г. Нобеля изготавливаются на его собственном заводе и стоят около 130 рублей». Для сведения: 130 рублей российский чиновник небольшого ранга получал за год работы.

В 1876 году Шухов с отличием окончил училище. Защищать дипломный проект ему не пришлось, поскольку диплом и звание инженера-механика ему были даны «по совокупности заслуг». Патриарх российской математики Пафнутий Чебышев предлагал ему перспективное место ассистента, Жуковский звал остаться преподавателем, но Шухова влекла практика. Как лучшего выпускника его премировали годичной командировкой в технически продвинутые США (тогда их называли САСШ — Северо-Американские Соединенные Штаты). Тут он побывал на Всемирной выставке в Филадельфии (сегодняшнее — ЭКСПО), посетил паровозные заводы Питтсбурга и вернулся в Россию совершенно очарованным западным техническим прогрессом.

В Петербурге Владимир устроился в железнодорожное общество Варшава — Вена проектировщиком железнодорожных депо, но проработал там недолго. В 1876 году в Россию приехал очень деятельный американец русского происхождения Александр Бари . С Шуховым он познакомился еще в США, в Филадельфии, и именно разговоры с молодым инженером заставили Бари вернуться на родину предков. Основав в России собственное конструкторское бюро он тут же зазвал туда своего знакомого. Шухов сразу стал у него ведущим инженером и оставался им все дальнейшее время. «Моя личная жизнь и жизнь и судьба конторы были одно целое, — писал он потом в воспоминаниях, — ... Говорят А. В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я всё время оставался наёмным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения! Мне предоставлялся выбор заказов, расходование средств в оговорённом размере, подбор сотрудников и найм рабочих.

Кроме того, А.В. Бари был не только ловкий предприниматель, но и неплохой инженер, умевший оценить новизну технической идеи. Кто из предпринимателей того времени взялся бы за сооружение в шесть месяцев павильонов Нижегородской выставки, если они, даже построенные, вызывали сомнения в надёжности? Приходилось терпеть несправедливости в оплате труда ради возможности инженерного творчества. «...Мое основное условие работы в конторе: выиграть по контракту выгодный заказ, причем за счет более низкой, чем у конкурентов, стоимости и более коротких сроков исполнения и при этом обеспечить конторе прибыль не ниже, чем у других контор. Выбор темы конкурса — за мной».

Тогда в стране только начался нефтяной бум. В нефтеносных регионах Каспия крутились огромные капиталы, и Бари перевел основную свою контору, вместе с Шуховым, в Баку. Отрасль технически находилась в самом примитивном состоянии, нефть часто выкачивали ведрами из колодцев, перевозили исключительно в бочках, на осликах, хранили в выкопанных земляных котлованах, перегоняли с помощью самых примитивных установках, напоминавших самогонные аппараты. Поэтому не стоит удивляться тому, что наиболее прогрессивные нефтепромышленники, во главе с миллионерами Нобелями, Кокоревым, Лианозовым и другими сразу загрузили фирму заказами.

Гиперболоидная башня конструкции В. Г. Шухова в Николаеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Главной проблемой, стоявшей перед нефтяниками, была тогда транспортировка. Нефтедобыча росла такими темпами, что ослики не успевали размножаться и их банально не хватало. Поэтому первым заказом было проектирование и прокладка для компании братьев Нобель первого в Европе нефтепровода. Шухов блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Для того, чтобы избежать саботажа и диверсий местного населения, наживавшегося на ослиной транспортировке, трубы были закопаны на двухметровую глубину, а на насосных станциях и вдоль трубопровода были поставлены казаки, отражавшие набеги недовольных осло- и муловладельцев. Начинался он в самом центре Балахан, откуда шел до нобелевского нефтеперерабатывающего завода в Черном городе. На случай аварий или пожара на линии длиной около 13 километров было оборудовано 8 пожарных постов. Диаметр трубы был равен 3 дюймам (7,62 сантиметров), а продукт, подгоняемый специальными насосами, шел по ней со скоростью 1 метр в секунду. За сутки через нефтепровод прокачивалось до 1300 тонн нефти. Только за декабрь 1878 года по нему было перекачано 841 150 пудов нефти. В результате стоимость транспортировки от скважины до завода удалось довести сначала до 10 копеек (против 35 в бочке), а потом и вообще до полукопейки за пуд. Позже Людвиг Нобель писал об этом детище Шухова: «Какое значение имела эта первая железная труба... показывает тот факт, что перекачка нефти по ней обходилась менее 1 копейки за пуд, тогда как перевозка ее в арбах — до 9 копеек с пуда. Принимая во внимание, что для выделки одного пуда керосина требуется три пуда нефти, расходы заводчика уменьшились на 25 копеек с пуда». Вложенные Нобелями в трубопровод деньги, с учетом затрат на казаков и пожарников, вернулись меньше чем за год. Следующим шагом была прокладка Шуховым уже «керосинопровода» от завода до порта. Прознав об этом, собственные трубы стали заказывать и другие промышленники. Уже в 1879 году Шухов построил второй нефтепровод, протяженностью 12 километров, теперь по заказу купца Лианозова. В следующие три года он проложил еще три трубы по маршрутам Балаханы — Суруханский завод, Суруханский завод — Зыхская коса, Балаханы — Чёрный город.

Следующей проблемой, поставленной перед инженером опять же настырными Нобелями, было хранение и сбережение. Для равномерной и постоянной загрузки их гигантского нефтяного добывающе-перерабатывающего комплекса требовались большие хранилища. Ранее Бакинские нефтедобытчики хранили запасы своего сырья в специальных прудах под открытым небом. Такая примитивная технология хранения серьезно настроенных предпринимателей могла удовлетворить только на самом раннем этапе, но делать ставку на «озерные хранилища» было никак нельзя. Мало того, что часть нефти из таких, практически естественных, хранилищ просто пропадала, так они еще весьма часто горели. В США металлические специализированные нефтехранилища уже существовали, но они Нобелей не устраивали. Это были огромные, страшно дорогие и тяжелые прямоугольные железные сооружения, возводившиеся на мощном фундаменте. Инженер Шухов, уже достойно показавший свои таланты, и тут порадовал братьев. Спроектированное им цилиндрическое нефтехранилище с конической или плоской крышей и тонким дном возводилось на специально подготовленной подушке из обычного песка. Оно было значительно легче американского аналога за счет гениального Шуховского ноу-хау: толщина стенок в нем была непостоянной: у основания, где давление было наибольшим, они были значительно толще, чем наверху. Сам Шухов об этом в своей книге «О расчете нефтяных резервуаров» писал: «резервуар с переменной толщиной стенок имеет наименьший вес при условии, что объем всего железа дна и покрытия равен объему всего железа в стенках, необходимого для восприятия растягивающих усилий в поясах». Точные расчеты позволили ему максимально оптимизировать конструкцию. Высота хранилища была 11,4 метра, толщина листов металла, из которых оно клепалось, составляла 4 миллиметра (против 5 миллиметров у немцев и 6,35 — у американцев), вместимость — 160 000 пудов (примерно 2600 тонн) керосина. Все это, плюс еще множество инноваций, приводило к тому, что Шуховские хранилища, при одинаковой емкости, были дешевле американских на треть и значительно надежнее. Первое построили на деньги Людвига Нобеля на Балахнинских промыслах, там, где начинался нобелевско-шуховский нефтепровод. В самое короткое время они стали де-факто мировым стандартом. Только в России и только до 1917 года было построено более 20 000 хранилищ системы Шухова. Мировым стандартом они остались и по сию пору. Именно так: за прошедшие почти полтора столетия эти конструкции почти не изменились, настолько совершенными их создал Шухов.

Хранили в них и не только нефтепродукты. Если помните, в кинофильм «Белое Солнце пустыни» красноармеец Сухов сохранил жизни восьми жен бандита Абдулы именно в Шуховских нефтехранилищах.

Первые в мире металлические танкеры были построены тоже Нобелями, но заказали они их не Шухову. Обрусевшие шведы не верили, что в России даже самый гениальный инженер может создать путное морское или речное судно. Поэтому их «наливные баржи» конструировали и строили в Норвегии. Но когда русские купцы увидели, какие прибыли Нобели извлекают из своей нефтяной флотилии, они уже обратились к Бари, точнее — к Шухову. И он, на зависть Нобелям, разработал значительно более надежные, чем норвежские, отечественные танкеры. В 1885 году он, по заказу судовладельцев Баранова и Шитова построил две наливные баржи грузоподъемностью 640 и 800 т. Баржи были сравнительно маленькими, 70 м в длину и 10 в ширину. Однако уже к концу века размеры шуховских танкеров выросли до 150-170 м, а грузоподъемность — до 1600 т.

Установка В. Г. Шухова для термического крекинга нефти, 1931. Фото: Commons.wikimedia.org

Но главным подарком, который сделал нефтяникам Шухов, был, конечно, разработанный им крекинг-процесс, с помощью которого при перегонке из нефти можно было получать не только керосин, но и массу других ценных продуктов: бензин, моторные масла, соляру, мазут, асфальт, гудрон и целую кучу других полезных углеводородов. И все это в непрерывном процессе, без остановки для загрузки новой порции сырья и выгрузки отходов, что до того было просто немыслимо. Шухов запатентовал крекинг в 1891 году (патент Российской империи № 12926 от 27 ноября 1891 года). Хотя первую крекинг-установку для тех же Нобелей он построил двумя годами раньше.

В 1885 году компания Бари приняла участие в конкурсе на создание в Москве общегородского водопровода. За три года Шухов со товарищи полностью спроектировал систему водоснабжения второй столицы империи. Вместе с группой гидрогеологов он лично изъездил окрестности города для того, чтобы найти подходящие источники. Ими стали мытищинские ключи в бассейне Яузы.

Бари постоянно расширял свою деятельность и открывал отделения своей конструкторской конторы в крупнейших городах России. А Шухов требовал от него все новых и более сложных заданий. В начале 1890-х он погрузился в строительное дело, начав с проектирования железнодорожных мостов. За последующие годы в России по проектам Шухова их было построено 417. Это не значит, конечно, что он проектировал по 10 мостов в год, просто инженер создал несколько стандартных проектов экономичных и быстровозводимых мостов, которые в короткий срок можно было подогнать практически под любые условия.

Примерно тогда же он увлекся и тем, чем мы восхищаемся по сию пору — изумительными шуховскими потолочными стеклянными перекрытиями. В 1890 году в Москве был объявлен конкурс на постройку нового здания Верхних торговых рядов. Победил совместный проект архитектора Померанцева и инженеров Шухова и Лолейта. Владимир Григорьевич в нем отвечал, в частности, и за перекрытия галерей. Когда в 1893 году ряды, сейчас нам известные как ГУМ, открыли, люди ходили по ним задрав головы: настолько фантастически прекрасны были ажурные, будто бы сплетенные из воздуха, гигантские стеклянные потолки.

Металло-стеклянные перекрытия ГУМа конструкции Шухова, Москва, 2007. Фото: Commons.wikimedia.org

До этого времени Шухов в московской среде считался убежденным холостяком. Хотя романы время от времени крутил. В 1885 году он познакомился с будущей звездой МХАТа и будущей женой Чехова 18-летней Ольгой Леонардовной Книппер , однако знакомство это ни к чему не привело. Из-за чего именно произошел разрыв, нам неизвестно, но сама Книппер-Чехова потом в своих воспоминаниях писала: «Я вступала на сцену с твердой убежденностью, что ничто и никогда меня не оторвет от нее, тем более, что в личной жизни моей прошла трагедия разочарования первого юного чувства...». При этом она не уточнила, кто был виновником разочарования. А в 1886 году Шухов «закрутил» новый роман, теперь уже с молоденькой провинциальной бесприданницей, дочерью железнодорожного доктора, тоже 18-летней Анной Николаевной Мединцевой . Инженер познакомился с ней во время служебной поездки в Воронеж. И сразу влюбился в эту юную зеленоглазую красавицу. Анна ответила ему взаимностью, ее родители были совсем не против такой удачной партии, однако категорически против была мать Шухова. Владимир послушался строгую родительницу и постарался забыть девушку. Не тут-то было. Промучившись два года он, втайне от матери, привез Анну в Москву и поселил в специально снятой четырехкомнатной квартире на Новой Басманной улице. Больше пяти лет они жили гражданским браком, сначала тайно, а потом все более открыто. Наконец в 1894 году мать Владимира сдалась и дала свое благословение на брак, который состоялся незамедлительно. Шухов ни разу потом не пожалел о сделанном. Анна прожила с ним долгую жизнь, принесла супругу двух дочерей и трех сыновей и помогала ему даже в самые тяжелые времена, которые были уже не за горами.

Строительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, фотография А. О. Карелина, 1895. Фото: Commons.wikimedia.org

Но пока же у инженера случались одни удачи, причем одна за другой. В 1896 году он разработал и запатентовал новую, принципиально новую схему паровых котлов — водотрубную. Вскоре он получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В 1895 он получил патент на свои «сетчатые перекрытия в виде оболочек». Для проведения Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году компания Бари выстроили восемь больших выставочных павильонов, четыре из которых были покрыты висячими стеклянными потолками, а четыре других — цилиндрическими.

Но настоящим гвоздем выставки стал первый «гиперболоид» Шухова: огромная, 27 метров в высоту (9 этажей) водонапорная башня, в которой тяжеленный бак прочно держался на призрачной легковесной сетчатой изящной конструкции из тонких металлических стропил.

Если взять два кольца, соединить их серией параллельных равновеликих строп, а затем повернуть кольца относительно друг друга, то абсолютно прямые стропы образуют в пространстве кривую фигуру — однополостной гиперболоид. Это волшебное превращение прямых линий в объемные кривые фигуры восхищало Шухова еще в училище, но до поры он не мог себе представить, во что полезное его можно претворить. Система была хоть и красивая, но не прочная. Решение, посетившее Шухова в середине 1990-х было гениально простым. Шухов просчитал, насколько прочной будет конструкция, если в ней стропы, повернутые относительно оснований, скажем, вправо, компенсировать такими же, только повернутыми в противоположную сторону. Результат воистину превзошел все ожидания: получившаяся сетчатая гиперболическая конструкция была не только удивительно изящной, но и столь же удивительно прочной. При этом она обладала еще двумя сказочными особенностями: сказочной простотой и сказочной же дешевизной. Для ее постройки требовались лишь металлические кольца оснований, прямые металлические рейки и крепежные детали.

Построенная для выставки водонапорная башня держала на себе бак, в котором находилось 114 тысяч литров воды. На ее вершине была устроена смотровая площадка, на которую можно было попасть, поднявшись по винтовой лестнице. Башня обеспечивала водой всю выставку, а после закрытия ее выкупил и перевез в свое поместье Полибино под Липецком богатый помещик Нечаев-Мальцев. Там она стоит и по сию пору, охраняемая государством как памятник архитектуры и техники. После выставки компанию Бари завалили десятками заказов на строительство подобных башен во всех концах империи. И каждую башню Шухов, чуть по другому повернув стропила, изменив форму оснований, использовав вместо кругов — овалы, делал непохожей на другие. Самой большой из таких гипербалоидных башен стал 68-метровый (22 этажа) красавец Аджигольский маяк, построенный в 80 километрах от Херсона. И он тоже благополучно дожил до наших дней.

Разработанными Шуховым стеклянными потолками самых различных форм были в начале прошлого века только в Москве покрыты пассаж купчихи Веры Фирсановой («Петровский пассаж»), Музей изящных искусств ((ГМИИ им. Пушкина), гостиница «Метрополь», Московский главный почтамт, Бахметьевский гараж (центр современной культуры «Гараж»), Брянский (Киевский) вокзал и еще множество строений.

Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала в Москве. Фото: Commons.wikimedia.org

Во время первой мировой войны фирма Бари переключилась на военные заказы. Шухов в это время проектировал морские мины, батопорты морских доков, платформы для тяжелой артиллерии. Тут инженер опять же проявлял настоящие чудеса изобретательности. Например, он создал поворотную артиллерийскую платформу, которая спокойно вращалась одним солдатом и за полчаса превращалась из стационарной в платформу транспортную.

Революцию Шухов принял относительно спокойно. Бари, конечно, сразу эмигрировал. Он настойчиво звал за собой и главного инженера, однако тот так и не согласился. Так же он отклонил и многочисленные предложения различных западных компаний, мечтавших заполучить себе гениального русского. Шухов твердо знал, что новая власть, какой бы она не была, не сможет обойтись без инженеров, техников, механиков и конструкторов, а значит, без куска хлеба он не останется. «Мы должны работать и работать независимо от политики. Башни, котлы и стропила нужны, и мы будем нужны», — писал он в своем дневнике.

Проект башни на Шаболовке 1919 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Частично Шухов оказался прав. По крайней мере, большевики отнеслись к нему довольно лояльно. Контора Бари была национализирована и превращена в организацию «Стальмост» (сегодня — «ЦНИИ Проектстальконструкция»).

Рабочие избрали Шухова директором фирмы. Молодое государство сразу завалило компанию заданиями на постройку новых башен, мостов, перекрытий, резервуаров, трубопроводов, буровых, кранов и прочая, прочая, прочая.

Но полностью принимать Советскую власть гордый инженер не спешил. Более того, он не скрывал, что благословил сыновей на участие в Белом движении. Достаточно прохладным отношением отвечала ему и власть. В сентябре 1918 года его выселили из собственного дома на Смоленском бульваре, и он вынужден был с семьей переселиться в контору. Здесь они жили до переезда в квартиру сбежавшего Бари.

Но несмотря на все это инженер продолжал усердно работать. Если почитать его дневники, можно понять, что им двигало в эту сложную эпоху, что держало в стране и зачем он так старался, фактически — на благо большевиков. Шухов твердо верил, что большевизм возник как следствие развала страны. Стало быть, если ликвидировать этот развал, то и большевизм ликвидируется. И он отважно боролся единственным ему известным способом — хорошей и качественной работой. Поэтому, как бы ни пытались его противники во все следующие годы обвинить «буржуазного спеца» в саботаже или промышленной диверсии, им это до конца так ни разу и не удалось: во всех работах Шухова буквально ни к чему просто невозможно было придраться, даже при возникавшем у некоторых очень сильном желании. До конца не удавалось, а вот не до конца — сколько угодно. Ему припоминали и то, что он дружил с Колчаком, и то, что сыновья сражались с большевиками, при этом младший сын погиб, а один раз даже почти расстреляли. Спасла башня.

Молодой Республике Советов срочно требовался рупор, с помощью которого она смогла бы доносить свои идеи дол мирового пролетариата. В самом конце июля 1919 года тезка Шухова Владимир Ленин подписал постановление Совета рабоче-крестьянской обороны, по которому Народному комиссариату почт и телеграфов предписывалось «для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами Республики установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами наиболее совершенными и обладающими мощностью, достаточной для выполнения указанной задачи». Еще за несколько месяцев до этого постановления Шухов предложил новому правительству проект девятисекционной гиперболоидной башни, высотой 350 метров и весом 2200 тонн. Для сравнения, Эйфелева башня тогда имела высоту 305 метров, а весила в три раза больше. Проект, после постановления был принят, но в усеченном варианте. В стране было тяжело с железом, поэтому решено было ограничиться шестью секциями общей высотой 150 метров. При этом вес всей конструкции сокращался до вообще почти символических 240 тонн. 22 августа Государственное объединение радиотелеграфных заводов подписало с Шуховым договор на постройку башни. По нему работы должны были начаться в районе Шаболовки 29 августа и завершиться ровно через 8 месяцев, 29 марта 1920 года. Одновременно Шухов составил проекты еще 8 башен, высотой от 175 до 350 метров, поскольку предполагалось, что Шаболовская будет в стране первой, но отнюдь не единственной.

Но даже 220 тонн хорошего железа для первой башни достать было в воющей стране крайне сложно. Начало работ постоянно откладывалось. Потребовалось личное указание Ленина для того, чтобы Военный комиссариат начал выделять необходимые материалы. Работы по сооружению башни начались 14 марта 1920 года. Качество железа было далеким от совершенства и Шухову приходилось буквально налету перекраивать проект, приспосабливая его под реальное положение.

Башня на Шаболовке. Фото: Commons.wikimedia.org / Ivtorov

Секции, каждая — высотой в 25 метров, собирались на земле и потом, с помощью лебедок, поднимались наверх. В своих тетрадях Шухов писал: «Прессов для гнутья колец нет. Полок 4 дюйм х 0,5 дюйм нет. Тросов и блоков нет. Дров для рабочих нет... В конторе холод, писать очень трудно. Чертежных принадлежностей нет... Артель наша распадается. И.П.Трегубов полон негодования на малое вознаграждение. Он не скрывает своего насмешливого презрения ко мне как к лицу, не умеющему наживать и хапать... Неполучение пайка ставит в невозможные условия наши работы.... Верхолазы получают один миллион в день. Считая на хлеб — это 7 фунтов (2,8 кг., — В.Ч.), или менее 25 копеек за работу на высоте 150 метров...»

Тем не менее, строительство шло вполне успешно. До тех пор, пока не пришло время подъема 4 секции. «29 июня 1921 года, — записал в дневнике Шухов. — При подъеме четвертой секции третья сломалась. Четвертая упала и повредила вторую и первую в семь часов вечера». По счастливому случаю, никто из рабочих не пострадал. А вот строительство надо было начинать практически заново.

Комиссия, созданная для расследования аварии, в которую входили лучшие инженерные умы, пришла к выводу, что причиной стало плохое качество металла. В акте прямо было записано: «Проект безупречен». Но для новой власти мнение «бывших» значило мало, и Шухова начали вызывать на допросы в ВЧК. Наконец 30 июля 1921 года он записал в дневнике: «Приговор Шухову — условный расстрел». Это значит одно: пока достраиваешь башню, что больше никто другой сделать не может, — живешь, а там — посмотрим. Теперь любая ошибка могла стоить инженеру жизни. Но ошибок не было, и 19 марта 1922 года работа была с успехом сдана государственной комиссии.

В отличие от Эйфелевой башни, которую большинство парижан и практически вся мировая интеллигенция после постройки жутко ругали, называя безвкусной, уродливой, механистичной и даже позорной, шаболовское творение Шухова было принято практически сразу всеми. Москвичи полюбили ее сразу и бесповоротно, газеты рассыпались хвалебными статьями, и только архитекторы многозначительно молчали. Возвышавшуюся над городом башню сразу записали в одну из главных достопримечательностей столицы, наравне с кремлевскими Царь-пушкой и Царь-колоколом. Расстрел инженера пришлось отложить на неопределенное время.

Прочность конструкции, созданной Шуховым, была подтверждена в 1939 году, когда почтовый самолет задел толстый трос, протянутый под углом от вершины башни до земли, и там закреплен на бетонном основании. В результате трос вырвало из основания, самолет упал в соседнем дворе, а башня так и осталась стоять как ни в чем не бывало. Экспертиза показала, что ей даже не нужен ремонт.

После окончания гражданской войны и объявления НЭПа страна начала, наконец, восстанавливаться. И Шухов активно участвовал в этом восстановлении. С его именем связаны все крупнейшие стройки страны: Магнитка, Кузнецкстрой, Челябинский тракторный, завод «Динамо». В 1931 году инженер запустил в Баку первый в СССР нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг». Он восстанавливал разрушенные мосты, нефтепроводы, строил для плана ГОЭЛРО гиперболоидные высотные опоры ЛЭП и даже принимал участие в проектировании Московского метро. В 1928 году его избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929-м — ее почетным членом.

Баллотироваться в действительные члены 80-летний уже инженер категорически отказывался по принципиальным соображениям. Несмотря на прохладное отношение к большевизму, все свои патенты и гонорары по ним он передал государству. Между тем, один только патент на крекинг-процесс в США комиссия Синклера, — конкурента Рокфеллера по нефтяному бизнесу, — оценила в несколько десятков тысяч долларов (по сегодняшнему курсу — несколько миллионов), которые Шухов принять категорически отказался, заявив: «Я работаю на государство и ни в чем не нуждаюсь».

Гиперболоидные сетки шуховских башен на Оке, вид снизу, 1989 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Igor Kazus

Последним крупным проектом Владимира Шухова было выправление одного из двух минаретов знаменитого медресе Улугбека в Самарканде. Построенный еще в 1417 году он, после довольно сильного землетрясения в начале XX века, стал постепенно отклоняться от вертикальной оси. К началу 1920-х годов отклонение было уже хорошо заметно глазом и составило более полутора метров. Во избежание возможного падения его тогда закрепили тросами. В 1932 году Шухов взялся исправить ситуацию. Под его руководством бригада рабочих с помощью домкратов, лебедок и тросов за три дня вернула минарет в строго вертикальное состояние. В каком он продолжает пребывать и сейчас.

Мама Шухова обладала фантастической интуицией. Незадолго до смерти в 1920 году она увидела ужасный сон: фамильный склеп, а в нем — объятый пламенем сын Володя. Сон оказался вещим, правда, сбылся он спустя без малого 19 лет. 29 января 1939 года Шухов, как обычно, утром побрился и обильно побрызгался одеколоном. После чего неловко повернулся, и опрокинул на себя горящую свечу. Пропитанная одеколоном рубашка немедленно вспыхнула. 85-летний Владимир Шухов был доставлен в больницу с обширнейшими ожогами. Через пять дней, 2 февраля 1939 года он скончался. Похоронили инженера Шухова на кладбище Новодевичьего монастыря.

А еще Владимир Григорьевич Шухов любил спорт, велосипедом владел на уровне профессионального спортсмена и участвовал в соревнованиях. Страстно увлекался фотоделом и оставил после себя великое множество альбомов с фотографиями. Был заядлым театралом и даже построил для нового здания МХАТ в Камергерском переулке уникальную многоуровневую вращающуюся сцену.

Шуховские гиперболоидные башни продолжают строить до сих пор и будут строить еще долго, настолько совершенна их конструкция. Одна из последних значительных, высотой 610 метров, была построена в 2009 году в Гуанчжоу (Китай). На выставке «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже именно ее изображение использовалось как логотип.

Перекрытие-оболочка двора Британского музея (реконструкция), 2000 Фото: Commons.wikimedia.org / Andrew Dunn

На выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века», прошедшей в 2003 году в Мюнхене, был установлен ее позолоченный шестиметровый макет. А в 2006 году 160 участников Международной конференции «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» из 30 стран мира в своей декларации призвали включить этот «шедевр русского авангарда» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1999 году знаменитый архитектор Норман Фостер за сетчатое перекрытие двора Британского музея получил привилегии пожизненного пэра и титул Лорда. И он никогда не скрывал, что вдохновляли его в работе именно шуховские конструкции. В день 150-летия великого русского инженера он прислал в адрес руководства фонда по реставрации Шуховской башни письмо:

«Владимир Григорьевич Шухов был одним из величайших инженеров-строителей начала двадцатого века и, несомненно, ведущим инженером своей эры в России. Он был инициатором применения совершенно новых строительных систем, создав гиперболоидные конструкции двойной кривизны.

Радиобашня на Шаболовке, построенная в 1919 −1922 годах — это его шедевр. Эта конструкция великолепна и имеет величайшее историческое значение. В то время филигранная сетчатая конструкция была самым что ни на есть выражением технического прогресса — символом веры в грядущее.

... Я очень надеюсь, что Москва осознает свою возможность вернуть этому величественному шедевру принадлежащий ему по праву статус »

Тема: Творчество Ивана Петровича Шухова

1. Жизненный и творческий путь Ивана Шухова.

2. История романа И.Шухова «Горькая линия».

3. История романа И.Шухова «Ненависть».

Жизненный и творческий путь Ивана Шухова

Имя Ивана Петровича Шухова хорошо было известно советскому читателю. В настоящее время, не только читатель, но и специалист-филолог практически не знают его произведений «Горькая линия», «Ненависть», «Родина». Эти романы писателя, почти не читаемые современным поколением, являются фундаментом современной литературы Казахстана.

Иван Петрович Шухов родился 6 августа 1906 года в станице Пресновской, что расположена на Горькой Линии, Петропавловского уезда Акмолинской губернии (ныне Пресновский район Северо-Казахстанской области) в семье гуртоправа Петра Семеновича и Ульяны Ивановны Шуховых. С 1914 г. по 1917 г. И. Шухов учится в Пресновской начальной школе I отдела Сибирского казачьего войска. С 1918 г. по 1924 г. Шухов учится в Петропавловском педагогическом техникуме. В это время публикуются первые стихотворения в газете «Юный степняк». С 1925 г. по 1927 г. Шухов – студент Омского рабфака. В «Журнале крестьянской молодежи», «Крестьянском журнале» (Москва) печатаются его первые рассказы («За Альховской», «Ломь», «Перекрестки дорог»). В 1927 году молодой Шухов поступает в Высший литературно-художественный институт им. В.Я. Брюсова, который не закончил, поскольку в этом же году этот институт был закрыт. Участвует в московском журнале «Студенческая молодежь». С 1928 года сотрудничает в газете «Рабочий путь» (Омск), работает в газетах «Красная Башкирия» (Уфа) и «Волжская коммуна» (Самара). Приезжает в Новосибирск, где в газете «Советская Сибирь» публикует свои стихи и очерки. Этот год отмечен встречей и началом дружбы с Павлом Васильевым. В 1928-1929 гг. И.Шухов работает разъездным корреспондентом «Уральской областной крестьянской газеты» (Свердловск), сотрудничает с П.П.Бажовым. В этих годах в журнале «Рост» публикуется «Песня о джуте, красной звезде и большом джигите». В 1930 году Шухов переезжает в Москву, работает в редакции «Сельскохозяйственный рабочий». В 1931 году в московском издательстве «Федерация» выходит его первый роман «Горькая линия». В 1932 году в журнале «Земля советская» печатаются новеллы: «Выбор прицела», «Последняя песня Котур-Тага», «Черный круг». В этом же году в Москве выходит роман «Ненависть». В 1933 году в библиотеке «Огонька» (Москва, № 29) выходит сборник новелл «На казахстанском ветру». В журнале «Рост» (№ 21) напечатали главы из романа «Поединок» («Родина»), в журнале «Молодая гвардия» выходит пьеса «Последний поединок». В этом же году Шухов встречается с А.М. Горьким. В 1934 году Шухов становится членом СП СССР. В 1935 году журнал «Октябрь» публикует роман «Родина». 1936 год отмечен выходом на экраны кинофильм «Вражьи тропы» (по роману «Ненависть»). В этот же год роман «Родина» публикуется в Алма-Ате. В письме, адресованном Есениной А.А., Иван Петрович писал: «Работаю нервно, нервно. Виною этому, безусловно, проклятый 36-й год, причинивший мне столько катастроф и потрясений…». В 36-м году умирает сын Сережа, жена Белла уезжает жить в Москву, поскольку не может вынести сельской жизни (все это сопровождается постоянными ссорами с ней, за которыми последовал развод) и умирает Горький. Девятого мая 37 года в «Комсомольской правде» выходит статья, подписанная инициалами «В.В.», «Личная жизнь писателя Шухова». Статья, написанная «в духе компромата 1937 года – развязно, в устрашающе грозном, разоблачительном тоне, … обвиняла Шухова в «распутной жизни» и во множестве грехов». В этот же день она обсуждалась на заседании правления Союза писателей и была признана «правильной». Это была первая опала Шухова. В 1938 году в альманахе «Литературный Казахстан» была опубликована пьеса «Беглый огонь» (по мотивам романа «Ненависть»). В 1940 году публикуются «Поэмы о взращенном зерне» и роман «Действующая армия». С 1941 по 1943 гг. - Шухов – редактор пресновской районной газеты «Ударник». В это время он совершает поездки к воинам-землякам на Северо-Западный фронт. В газете «Ударник» публикуются его письма с фронта – «Дыхание Родины», «Боевые подруги», статьи: «Боевые будни», «Казаки – люди русские». В 1944 году Шухов совершает вторую поездку на фронт. В 1945 году работает над переводом романа С. Муканова «Ботагоз». В 1946 году журнал «Сибирские огни» публикует главы из романа «Метель». В 1948 году газета «Казахстанская правда» помещает рассказы И.П. Шухова «Жаркая жатва», «Запечатленный труд». В это время Шухов работает над переводом рассказа М.Ауэзова «Охотник с орлом», книги М.Габдуллина «Мои фронтовые друзья» и очерка Г.Мустафина «Джезказган». В 1949 году выходит в свет переработанный и дополненный роман «Горькая линия» (2 редакция). В 1950 году публикуется книга очерков «Облик дня». В 1952 в Казлитиздате (Алма-Ата) выходит книга И.П.Шухова «Избранное» с предисловием С.Муканова. В 1955 году журнал «Октябрь» публикует очерк «На целинных землях». В 1957 году в Москве выходит сборник очерков «Золотое дно» и переработанный роман «Ненависть». В 1958 году в Алма-Ате издается книга «Степные будни». В 1959 г. Шухов в составе группы советских писателей выезжает в США. Шухов – депутат Верховного Совета КазССР. В 1961 году выходит книга «Дни и ночи Америки». В 1963 в свет выходит «Избранное» в 4-х томах. В этом же году Шухов становится главным редактором литературно-художественного и общественно-политического журнала Союза писателей Казахстана «Простор». В 1970 году «Простор» печатает повесть «Колокол» (из автобиографического цикла «Пресновские страницы»). В 1972 г. в «Просторе» публикуется повесть «Трава в чистом поле». В 1975 г. выходит книга «Пресновские страницы». В 1977 г. Шухову присуждают Государственную премию КазССР имени Абая за книгу «Пресновские страницы». 30 апреля 1977 г. Иван Петрович Шухов скончался: он умер через три года после изгнания из «Простора». Поводом для второй опалы стал знаменитый ныне «роман Фредерика Форсайта «День шакала». Первый номер журнала велели конфисковать. Но Шухов упрямо выпустил и второй номер… На нем печатанье Форсайта закончилось …, и участь Шухова была решена». Важно отметить, что благодаря Шухову со страниц «Простора» впервые вышли к читателю классические ныне стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, неизвестные в то время произведения А.Платонова и Б.Пастернака. «Простор» вернул из забвения П.Васильева и А.Сорокина.

Каныш Имантаевич Сатпаев отмечал: «Удивительно талантливый писатель наш Иван Петрович. Колоритный язык, неповторимые красочные мазки и какая любовь к человеку, к его труду, к родной природе. Я с удовольствием читаю его целинные очерки, с нетерпением жду появления в газетах новых. Надо обладать истинно народным дарованием, чтобы так писать. Понимаете: я не только слышу запах степной полыни, я вижу приишимскую степь, улыбаюсь, как близкому знакомому, русому парню – комбайнеру, ощущаю на своих ладонях тепло и вес обмолоченного им зерна».

2. История романа И.Шухова «Горькая линия»

Выросшему в казачьей среде Шухову не были чужды проблемы казачества. Разделяя с казаками их радости и несчастья, победы и поражения, Шухов шаг за шагом проходит с ними путь истории, очерчивая гранью советской идеологизации жизнь казачьей общины предреволюционного периода от революционного, которым завершается роман «Горькая линия».

Роман «Горькая линия» выдержал несколько изданий. Авторы пособия «И. Шухов. Указатель литературы» указывают следующую последовательность выхода из печати романа «Горькая линия»: Москва: Федерация, 1931 г.; 2 издание, Москва: Федерация, 1932 г.; 3 издание, Москва: Советский писатель, 1934 г.; 4 издание, Алма-Ата: Казгослитиздат, 1940 г.; перераб. и доп. издание, Алма-Ата: Казгослитиздат, 1949 г.; Москва: Художественная литература, 1969 г.

««Горькая линия» много раз перерабатывалась Шуховым. Некоторые редакции резко отличаются одна от другой не только в деталях, но даже и в решительных поворотах сюжета». Исследователь А. Устинов говорил о композиционном единстве романов «Горькая линия», «Ненависть» и «Родина». «Есть основания, - пишет он, - что все крупные произведения Шухова – это ответвления одного большого замысла. В архиве писателя сохранилась тетрадка, на обложке которой дата – 1929 год и ряд названий: «Поединок», «Родина», «Ненависть», «Метель», «Горькая линия». В тетради - наброски сюжетных линий, в которых легко узнать ситуации известных нам романов. Нет здесь только названия романа «Действующая армия». Как это часто бывает, цельный вначале замысел большого романа при дальнейшем обдумывании, детализации раздробился на несколько самостоятельных частей – замыслов, которые могли бы составить программу всей писательской жизни. Собственно говоря, Шухов их вынашивал – и работал над ними – все тридцатые годы».

Предметом изображения в романе Ивана Шухова «Горькая линия» служит жизнь и быт сибирского казачьего войска, созданного по инициативе царского правительства с целью закрепления своей власти на обширных и богатых землях, усиления своего влияния в казахской степи, установления колонизации. Несомненно, что реалистическое изображение казахстанского казачества является в большей степени истиной, нежели романтические легенды. Читая первые страницы романа 31 года, читатель открывает для себя новый мир и погружается в иную сферу уникальных взаимоотношений, основанных на отношениях членов обособленного в силу своего исторического происхождения сословия. Раскатистой песней всадника автор романа показывает отношение казахского народа, кочевников к этому привилегированному, как считали сами казаки, сословию:

Где у белого света край,

Где степным дорогам конец,

Мне не скажет об этом орел,

Не ответит на это мудрец.

Поднимись, казах, на курган,

Посмотри, джетак, на восход,

Видишь, крепость, как зверь, легла,

Машет саблей сердитый урус.

Наиболее полно раскрывается сущность казачества через изображение семьи Бушуевых. Семья Бушуевых – квинтэссенция быта и социального статуса казачества. Семья Бушуевых является в большей степени зеркальным отражением нравов и быта казачества, чем какая-либо другая. В первой редакции романа «Горькая линия» состав семьи Бушуевых был следующий: Зосим Никоныч, глава семейства, Лукерья, его жена, старший сын Яков, его жена Олена, Федор, его супруга Фанька, младший сын Ленка. В ней одной сопряжены и жестокость, беспричинная злоба, беспочвенная ненависть, и искреннее сочувствие, сострадание, глубокое понимание чужой боли и душевной дисгармонии. Холодная скука и тягостное молчание - вот точные эпитеты, являющиеся сквозными в романе и передающие обстановку в доме, где живут родные по крови люди, но совершенно чуждые по духу. Неслучайно Шухов дает своим героям «говорящую» фамилию - Бушуевы, ведь в их душах кипят разные стихии: в одних - стихия зла, в других - стихия добра.

В первой редакции «Горькой линии» наиболее напряженные острые сцены обличают зверское и хищническое начало в казаках. Здесь четко проявляется, что любящий свой край, казачество, Горькую Линию, Иван Шухов относится к казакам строго, беспристрастно, с осуждением. Он не идеализирует казаков, наоборот, разоблачает их животную суть. Он вводит эпизоды, которые вызывают у читателя ненависть не к богатым, а к казакам.

Если в первой редакции романа национальный конфликт в степи был основным, то во второй редакции лейтмотивом всего произведения становится четкая социальная дифференциация. Социальное звучание сюжета, появившееся во второй редакции, подчеркивает историческое и художественное значение первой редакции. В окончательной редакции романа «Горькая линия» автор романтизирует идею дружбы между народами степи. Думается, что искусственность трактовки интернациональной дружбы, хотя это и не исторично, преследует благородную цель: во что бы то ни стало объединить в одну семью многочисленные нации страны, тем самым, искоренить шовинизм как явление, носящее массовый характер.

Даже вынесенное в заглавие словосочетание «Горькая линия» в большей степени характеризует события, не революционные, а исторические и бытовые, в основе которых личное неприятие к другим народам, действия героев, находящихся под властью нелепого тщеславия, высокомерия, гордыни, их взаимоотношения, порой заканчивающиеся бессмысленной дракой или смертью, и определяет атмосферу происходящего. Символична в этом ракурсе песнь всадника:

Легко бежит моя собака.

Запылилась ее белая нога.

Пусть не видит нас русский вор;

Он украл даже имя мое.

В степь собака моя бежит.

Вору русскому нас не догнать.

Гнев, как песня моя, летит.

Степь, как старый орел, молчит».

Во второй редакции «Горькой линии» Шухов существенно изменяет композицию произведения: кроме двух глав, появляется пролог, в котором дается завязка конфликта, носящего социальный характер, получивший развязку в конце произведения – осознанный приход станичников во главе с Федором Бушуевым к революции (имеется в виду бунт казаков, их объединение против атамана Муганцева и богатых ермаковцев, захват власти на Горькой Линии). В пролог Шухов намеренно в начале вводит драматическую ситуацию – самоубийство казака Седельникова, а только после раскрывает с помощью приведенного полилога казаков причины его смерти – долги, нерадостное будущее, предстоящее батрачество.

Начиная со второй редакции состав семьи Бушуевых претерпевает значительные изменения. Герои первой редакции (Зосим Никоныч, Лукерья, Федор, Ефания Марковна (Фанька, жена Федора), Лёнка, Яков, Олена) во второйи последующих редакциях либо поменяли имена, либо навсегда исчезли из художественного материала. Например, Зосим Никоныч в редакции 1949 года стал Егором Павловичем. Лёнка - младший брат Якова и Федора в романе 1931 г. - в издании 1940 г. меняет свой облик и имя. Впоследствии многие черты молодого Ленки будут переданы Федору. Начиная с редакции 1949 года, в романе действует героиня Настя, последыш в семье Бушуевых. Ефания Марковна (Фанька) в редакцию 1949 года не включена. Однако Шухов, лишая Федора жены, «дарит» ему невесту Дашу Немирову, вероятно, с целью «омолодить» героя.

3. История романа И.Шухова «Ненависть»

По воспоминаниям самого писателя, работа над «Ненавистью» заняла 8 месяцев. Главы, в которых изображались собрание в юрте, на хуторе, соревнование на уборке, и финал романа переделывались до 18 раз. Шухов признавался, что существует 18 рукописных вариантов этих глав. Роман «Ненависть» был впервые опубликован в 1931 году в журнале «Октябрь».

В основу сюжета романа «Ненависть» легли наблюдения писателя над жизнью одного из колхозов Казахстана, куда он неоднократно выезжал в качестве газетного работника, где проводил организационную работу по укреплению коллектива. «Таким образом из моего практического участия в повседневной работе этого коллектива возникла «Ненависть». Непосредственным же толчком к написанию романа послужило убийство баями тракториста – казаха Чаглинского зерносовхоза. Убийцы сдернули тракториста с беседки арканом, а трактор прошел степью двенадцать километров и встал около одной из построек совхозной экономии. Тут сядешь писать!» - так объясняет свое стремление к написанию романа «Ненависть» И.П. Шухов. Трагический случай, подтолкнувший писателя к созданию романа, неожиданно становится его финальной сценой.

Мотив «ненависти», заданный названием и реализуемый сюжетно-композиционным строем произведения, выражает замысел автора. Во всех редакциях мотив «ненависти» поддерживается характером пейзажа. Например, пейзажная зарисовка в начале романа (издание 1974 года), изображение борьбы орлов, таинственность встречи двух всадников (все это отсутствует в редакции 1931 года) задают с большим акцентом данный мотив. Заостренное авторское внимание на образе ненависти, царящей в степи, снижает объективность изображения и подчеркивает его искусственность и схематизм.

Как и в «Горькой линии», писатель меняет систему образов. В редакции 1931 г. система образов в романе бинарна: в ее основе конфликт между представителями старых воззрений и нового миропонимания. В издании 1974 года система образов намного сложнее, хотя и разрушает художественное единство произведения. Нужно отметить, что сюжетные линии, огромный состав героев «перекочевал» из романа «Поединок», задуманного Шуховым в 1931 г., в роман «Ненависть». Можно сказать, что Шухов уничтожает уже два произведения, которые по своей идейно-художественной концепции, предметно-тематическому и сюжетно-композиционному уровню были самодостаточными и оригинальными. Редакция «Ненависти» 1957 года – типичный случай контаминации текстов двух романов – «Ненависти» 1948 г. и «Родины» 1936 г.

Итак, «Ненависть» 1931 года – тот период, когда писатель находится на пике первой волны творческого подъема, в двадцать пять лет он получает признание. Впереди у писателя страшные и трагические годы. В библиографическом словаре «Русские писатели 20 века» И.В. Кондаков следующим образом характеризует положение Шухова в 1937 году: «Опала Горького и его смерть, смена руководства СП не облегчили положения Шухова. Его писательская слава быстро закатилась, на смену ей пришло настороженное и подозрительное отношение к «выскочке». … Годом позже руководство отделом культпросветработы ЦК ВКП(б) – А. Ангаров и Е. Тамаркин в докладной записке Сталину и др. секретарям ЦК от 3 мая 1937 констатировали, что «такая талантливая молодежь, как … Шухов («Ненависть»), вместо движения вперед покатились в своем творчестве назад (Лит. фронт: История полит. Цензуры. 1932-1946 гг. Сб. документов / Сост. Д.Л. Бабиченко. - М., 1994. - С.25). 9 мая 1937 на заседании секретариата СП его генеральный секретарь В. Ставский заявил, что Шухов «прикрывает антисоветскую деятельность» поэта П. Васильева, на что последовала реплика В. Гроссмана: «В следственные органы надо» (цит. по кн.: Перхин В.В. Рус. лит. критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. - СПб., 1997. - С.53). Тучи над молодым писателем сгущались, а заступников у него самого не оказалось». Шухов, испытав на себе все тяготы гонений и, соответственно, примерив на себя роль врага, издает «Ненависть» 1948 года. То есть Шухов перерабатывает роман «Ненависть» в тяжелой психологической атмосфере. Восхищение исследователей (а иногда и корректное обличение недостатков) 1931 – 1935 гг. сменилось ненавистными и бестактными выпадами в духе 1937 года по отношению как к самому автору, так и к его литературным критикам. Именно с 1937 года критика произведений Шухова носит «базарный» характер. К примеру, статья Л. Федорова «На полях критических статей» построена на эмоциональной дискуссии автора с работой В. Новинского. Так Федоров пишет: «В статье «Писатель и действительность» В. Новинский занялся конкретной критикой – стал разбирать творчество И. Шухова. В то время, когда он занимался этим анализом, еще не были известны факты систематического избиения и принуждения к абортам Шуховым его жены. Конечно, эти факты обрисовывают позорный моральный облик этого писателя. Однако, и не зная этих фактов, человек с художественным критическим чутьем не стал бы впадать в неистовый восторг по поводу творчества Шухова. Где, например, нашел В. Новинский у Шухова «приемы мягкого, лирического волнующего письма, любовного изображения жизни, настроений, чувств советского народа»?». «О романе Шухова «Родина» наша критика уже писала, - продолжает Л. Федоров. - Роман плохой, фальшивый. В. Новинский расточает этому роману, как и «Ненависти» того же автора, тяжеловесные комплименты, перемежая их столь же тяжеловесными упреками. «В «Родине» люди расставлены естественнее, - пишет критик (В. Новинский), - их столкновения протекают жизненно-правдиво. Их страстные переживания, конечно, личные, как и всякие переживания, но они в то же время отражают исторические процессы, их поступки индивидуальны, но из них складывается общий результат, определяющий волю каждого человека». Вдумайтесь в существо этих похвал. Ведь так впору писать разве только о Бальзаке. А все это Новинский говорит об убого-схематическом романе, где действуют мелодраматические злодеи – кулак Бобров, Кармацкая, мелодраматический герой Азаров, сермяжный богатырь Елизар Дыбин и сусальный мальчуган Тузик ». Вероятно, такого рода статьи послужили одной из причин «уничтожить» «Родину», соединив ее с «Ненавистью».

Таким образом, нравственный пафос ранних редакций романов Ивана Петровича Шухова резко противопоставляется господствующей морали поздних редакций. Первые редакции «Горькой линии» и «Ненависти» свидетельствуют о независимости художника от эстетики полуправды. Тема реальной угрозы разрушения индивидуальности в хаосе социального бытия является основной в новой идейно-художественной интерпретации ранних редакций романов. Прагматичное конъюнктурное истолкование художественной правды в поздних редакциях романов вызвано стремлением писателя сохранить свое литературное достояние, хоть и в измененном виде.

Литература:

1. Кирьянов С. Иван Шухов // Красная новь. – 1933. - № 4. - С. 198-209.

2. Резников Б. Заметки на полях одного романа // Литературный критик. – 1936. - № 12. - С. 117-128.

3. Новинский В. Писатель и действительность // Октябрь. – 1936. – Кн. 10. - С. 197-208.

4. Федоров Л. На полях критических статей // Литературный критик. – 1937. - № 8. - С. 162-163.

5. Синеруков А.Е. Разоблачение классовых врагов в романе И.П. Шухова «Ненависть» // Вопросы советской и зарубежной литературы: Научные труды Новосиб. гос. пед. института. – Новосибирск, 1970. – Вып. 63. - С. 43-53.

6. Ровенский Н. Талант и провинциальность. Литературные портреты. – Алма-Ата: Жазушы, 1966. – 215 с.

7. Караваева А. «Журналу «Сибирские огни»» // Сибирские огни. – 1946. - № 4. - С. 116-120.

8. Русские писатели 20 века: Библиографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. – М., 2000. – 808 с.

9. Синеруков А.Е. Работа И.П. Шухова над романом «Ненависть» // Вопросы литературы: Научные труды Новосиб. гос. пед. института. – Новосибирск, 1971. – Вып. 36.- С. 173–187.

10. Курова К. Иван Шухов. – Алма-Ата: Жазушы, 1981. – 304 с.

11. Устинов А. Возвращение к себе // Простор. - 1986. - № 8. - С. 105-110.

12. Устинов А. Писатель горьковской школы. К 70-летию И.П. Шухова // Простор. - 1976. - № 8. - С. 118-122.

13. Устинов А. Иван Шухов // Вст. ст. к кн.: И.Шухов. Избранное: в 2-х т. - Алма-Ата, 1978. - Т. 1. – С. 7-15.

В ладимира Шухова современники называли «человеком-фабрикой» и «русским Леонардо». Он развивал нефтяную индустрию и строительство, теплотехнику и судостроение, военное и реставрационное дело. По его чертежам прокладывали нефтепроводы и конструировали речные танкеры, возводили башни и строили заводы.

«Человек жизни» Владимир Шухов

Владимир Шухов родился в 1853 году в уездном городе Грайвороне Курской губернии. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец работал юристом, ревизором министерства финансов. Семья была небогатой и жила на жалованье главы семейства. По службе отца часто переводили: сначала в Курск, затем в Санкт-Петербург .

В 11 лет Владимир Шухов поступил в Пятую петербургскую гимназию. Уже тогда мальчик проявил способность к точным наукам, особенно к математике. В четвертом классе он создал собственное доказательство теоремы Пифагора - логичное и краткое.

В 1871 году Шухов с отличием закончил гимназию. Он поступил в Московское императорское техническое училище (сегодня - МГТУ имени Баумана). Среди его преподавателей были знаменитый математик Алексей Летников, ученый в области механики железнодорожного транспорта Дмитрий Лебедев, основоположник современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский. Они требовали от студентов безукоризненного знания физики и химии, математики и архитектуры. Владимир Шухов был усердным учеником: читал дополнительную литературу, с увлечением работал в мастерских училища. В 1874 году он создал свое первое изобретение, ценное практически. Это была паровая форсунка для сжигания жидкого топлива. Эта небольшая деталь сделала процесс более безопасным, удобным и экономичным.

Владимир Григорьевич Шухов - гимназист. Фотография: arran.ru

Владимир Григорьевич Шухов - студент Московского Императорского технического училища в Москве. 1875. Фотография: arran.ru

Владимир Григорьевич Шухов - инженер. 1877. Фотография: arran.ru

В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью. Николай Жуковский предложил ему вместе преподавать и заниматься наукой, а известный математик Пафнутий Чебышев пригласил работать в Петербургский университет. Однако Шухова не привлекали теоретические исследования, он мечтал заниматься изобретательством. «Я человек жизни» , - говорил он, поэтому и решил стать инженером-практиком.

В этом же году Владимир Шухов, как лучший выпускник императорского училища, отправился на год в США в составе научной делегации. В Америке было чему поучиться: здесь стремительно внедрялись новейшие технические идеи, а на инженерные разработки тратились огромные деньги разных благотворительных фондов.

Создатель нефтяной индустрии

Через год Владимир Шухов вернулся в Петербург, где устроился в чертежное бюро управления Варшавско-Венской железной дороги. Начались серые будни. Однако вскоре жизнь молодого инженера круто изменилась. Его разыскал успешный предприниматель Александр Бари, с которым Шухов познакомился еще в Америке. Бари заключил выгодный контракт с товариществом братьев Нобель, владельцами Бакинских нефтепромыслов, и предложил Шухову возглавить отделение его фирмы в Баку. Молодой инженер согласился.

Когда Шухов приехал на Бакинское месторождение, он увидел неорганизованность, многочисленные пожары и нефтяную слякоть. Нефть добывали ведрами и перевозили в бочках. Единственным полезным продуктом из нее тогда считался керосин - он шел на осветительные нужды. А бензин и мазут, получаемые при производстве керосина, считались промышленными отходами. Бензин испарялся, а мазут сливали в котлованы, которые загрязняли окружающую природу.

Двадцатипятилетний инженер стал внедрять на производстве свои новшества. Он устанавливал на оборудование паровые форсунки, цилиндрические резервуары, спроектировал первый трубопровод для перекачки нефти.

Нефтяная станция Товарищества «В.И. Рагозин и Ко» в Константинове на Волге. Построена по проекту В.Г. Шухова строительной конторой инженера А.В. Бари. 1881. Фотография: arran.ru

Резервуары Товарищества пароходства «Лебедь» в Царицыне на Волге. Построены по проекту В.Г. Шухова строительной конторой инженера А.В. Бари. 1882. Фотография: arran.ru

Начало трассы нефтепровода длиною около 3-х километров в городе Батуми от резервуарной станции Я. Нашауера. Построен по проекту В.Г. Шухова. 1886. Фотография: arran.ru

Но главное - Владимир Шухов открыл процесса крекинга, который позволял разделять нефть на фракции. Теперь при ее перегонке можно было получать не только керосин, но и моторные масла, солярку, мазут, бензин. Первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти Владимир Шухов сконструировал и запатентовал вместе со своим помощником Сергеем Гавриловым в 1891 году. Более широко его изобретение стали использовать немного позже, когда появилось большое количество автомобилей, работающих на бензине.

В конторе Бари Владимир Шухов проработал почти полвека. Здесь у него была свобода действий, так необходимая любому изобретателю.

«Человек-фабрика»

В начале 1890-х годов в жизни Владимира Шухова начался период наивысшего расцвета, который впоследствии один из его сотрудников назвал «сплошным триумфом ума и остроумия». Инженер стал больше уделять времени области металлических конструкций. Этот интерес у Шухова появился, когда он работал над конструкцией перекрытий Верхних торговых рядов (сегодня - ГУМ) на Красной площади в Москве . Для крыши здания он создал уникальные светопрозрачные перекрытия - арочные ферменные конструкции. Вес железных частей стропил составлял более 800 тонн, но, как писал композитор Александр Размадзе, «видом своим сетка перекрытий представлял собой нечто столь легкое и тонкое, что выглядело снизу паутиной с врезанными в нее стеклами» .

В 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде Владимир Шухов представил несколько своих изобретений в области металлических конструкций: уже известную арочную ферму и новые сетчатые покрытия. Также на выставке появилась водонапорная башня-гиперболоид, изобретенная инженером. Для ее создания Шухов взял два металлических кольца и соединил их равновеликими стропами, а затем повернул кольца относительно друг друга. Абсолютно прямые стропы образовали кривую фигуру - однополостной гиперболоид. Придуманная Шуховым конструкция была изящной и прочной, при этом простой и дешевой в сборке: для ее постройки требовались лишь металлические кольца оснований, прямые рейки и крепежные детали.

Здание строительного и инженерного отделов с сетчатым покрытием системы инженера Владимира Шухова. Фотография: arran.ru

Водонапорная башня построена по проекту инженера В.Г. Шухова для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Фотография: arran.ru

Мост через реку Енисей в Красноярске. Построен по проекту В.Г. Шухова. Руководитель строительства инженер-строитель Кнорре Евгений Карлович. 1899. Фотография: arran.ru

После Нижегородской выставки Владимиру Шухову стали поступать многочисленные заказы. Инженер спроектировал и построил сотни водонапорных башен, соорудил несколько железнодорожных мостов с пролетами, составил новый проект водоснабжения Москвы. Он изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина), Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража , залов и дебаркадер Киевского вокзала в Москве.

После государственного переворота 1917 года Шухов отверг многочисленные приглашения из-за границы. Он писал в дневнике: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны» . Фирму и завод Бари национализировали, Шухова выселили из особняка. Для инженера и его семьи наступили сложные времена.

«Отец [Владимир Шухов] жил при советской власти несладко. Он был противник одновластия и не мирился с ним в сталинскую эпоху, которую предвидел задолго до ее начала. С Лениным близко знаком не был, но любви к нему не имел. Мне он не раз говорил: «Пойми, все, что мы делаем, никому и ни для чего не нужно. Нашими действиями управляют невежественные люди с красными книжками, преследующие непонятные цели». Несколько раз отец был на волоске от уничтожения».

Сергей Шухов

В 1920 году в тюрьму попал младший сын Шухова. Чтобы освободить его, инженер передал Советскому государству все свои патенты стоимостью 50 миллионов золотом. Сына отпустили, однако он был настолько измучен и истощен, что так и не пришел в себя и умер. В том же году умерла мать инженера, следом - жена.

Шаболовская телевизионная башня. Построена по проекту Владимира Шухова. 1920–1922. Фотография: places.moscow

Однако Владимир Шухов продолжал упорно трудиться, за что современники прозвали его «человеком-фабрикой». Изобретатель спроектировал башню для радиостанции на Шаболовке в Москве: она состояла из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций высотой 160 метров. 19 марта 1922 года с нее начали транслировать первые радиопередачи. Архитектурный шедевр эпохи авангарда не просто выполняет свои функции - Шуховская башня включена в Список памятников культуры с охранным статусом, рекомендована на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Гиперболоидные башни такой конструкции строят и сегодня во многих странах мира.

Все крупные советские стройки первых пятилеток были связаны с именем Владимира Шухова. Инженер участвовал в реализации плана электрификации страны: он создал башенную конструкцию линии электропередачи через реку Оку. Спроектировал мартеновские цеха Выксунского, Петровского, Таганрогского заводов, завода «Азовсталь», запустил завод «Советский крекинг» в Баку.

В 1929 году Владимир Шухов получил Ленинскую премию за изобретение крекинг-процесса нефти, в 1932-м - звезду Героя труда и стал членом-корреспондентом Академии наук, а затем и почетным академиком. До конца дней он продолжал работать.

Владимир Шухов умер в 1939 году. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.