Условия обособления приложений. Понятие об обособлении











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
  • раскрыть роль обособленных членов в предложении;
  • формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
  • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

– Знакома ли вам тема урока?
– Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
– Сложная ли это тема?

2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).

– Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).

– Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении:

  • Наличие слов, зависящих от обособления.
  • Инверсивный порядок слов.
  • Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

Обособления выполняют следующие функции:

  • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
  • Насыщает предложение экспрессивным характером.

– Какие же нам знакомы виды обособлений ? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.

От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).

Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).

Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Члены предложения, выступающие в функции приложения.

Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.

4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)

– Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

5. Творческое задание (СЛАЙД 10).

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

6. Итоги урока

– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).

Условия обособления определений.

1. Всегда обособляются определения, относящиеся к личным местоимениям. Чужой для всех, ничем не связан, я думал вольность и покой замена счастию.

2. Определения в сочетаниях с местоимениями кто-то, что-то, все не обособляются, если трудно выделить главное слово, в этих случаях возникают комплетивные отношения, а все словосочетание является одним членом предложения. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

3. Обособленные согласованные определения, выраженные причастным и адъективным оборотом, стоящие после определяемого слова. Отец ее был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый.

4. Обособляются определения, стоящие в препозиции, если имеют обстоятельственное значение. Привлеченные светом лампы, бабочки летят в комнату. Бабочки (какие?) привлеченные светом лампы. Летят (почему?) привлеченные светом лампы.

5. Обособляются определения, относящиеся к отсутствующему в данном предложении, но воспринимаемому из контекста существительному. Смотри – вон, темный, бежит.

6. Несогласованные определения обособляются, если подчеркивается их смысловая значимость или если они находятся в одном ряду с согласованными определениями. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по бульвару.

7. Обычно обособляются значимые несогласованные определения, если относятся к имени собственному. Из памяти не выходила Елизавета Киевна. В мужском платье, жалкой улыбкой и кроткими глазами.

Они аналогичны условиям обособления определений.

1. Обособляются приложения, если стоят после определяемого существительного. Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет.

2. Обособляются приложения, относящиеся к нарицательному существительному, если оно имеет при себе пояснительные слова. Встретился им повар генерала Жукова, старичок.

3. Обособляются приложения, относящиеся к личному местоимению. Как охотник, я чувствую больше жалости к убиваемым животным.

4. В препозиции обособляется приложение с обстоятельственным значением. Прославленный разведчик, Травкин оставался человеком скромным.

5. Обособляется приложение, присоединяемое при помощи союза «как» с причинным значением. Как поэт нового времени, Батюшков не мог не заплатить дань романтизму.

Условия обособления обстоятельств . Обособленные обстоятельства часто называют дополнительными сказуемыми

1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. В любви считаясь инвалидом , Онегин слушал с важным видом.

2. Одиночное деепричастие обособляется, если указывает на время действия, причину, условие. Обычно такое деепричастие находится перед сказуемым. На столе, блистая , шипел вечерний самовар.


3. Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, если стоит после союза. Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть , мы не умеем искренне любить.

4. Обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом «несмотря на». Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.

Не обособляются обстоятельства, если:

1. Если выражены одиночным деепричастием, непосредственно примыкающим к сказуемому и близким по функции к наречию: читать лежа, делать шутя, живет смеясь. Она идет по жизни смеясь.

2. Деепричастии, представляющие собой по смыслу фразеологические обороты: работать засучив рукава, работать спустя рукава, бежать сломя голову, кричать не переводя духа, ринуться очертя голову . Исключение: судя по всему, по совести говоря (вводные слова).

3. Не обособляются выражения: начиная с, исходя с Начиная с утра льет дождь.

4. Не обособляются деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве ОЧП с необособленными обстоятельствами: Ребенок стоял с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.

К обособленным дополнениям относят субстантивные обороты с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, вместо. Этим оборотам присуще значение включения, исключения, замещения. Как правило, они обособляются, если имеют дополнительное значение. Это дополнительное значение приписывается им говорящим. Например: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке. На обособление данных конструкций влияет количественный фактор.

Предложения с уточняющими членами отличаются от предложений с полупредикативными членами. Назовем основные отличительные черты:

1. Семантика. Только полупредикативные члены содержат дополнительное сообщение. Уточняющие члены либо конкретизируют, либо поясняют сообщение.

2. Структура. Уточняющими могут быть не только второстепенные, но и главные члены предложения.

3. Союзы. Уточняющие члены могут присоединяться при помощи союзов то есть, иначе, или (= то есть). На лесных полянах цветет желтая пижма, или дикая рябинка . Некоторые медведи ложатся на зиму в утесах, то есть в щелях, гротах и пещерах .

4. Характер связи. Уточняющие члены могут быть связаны с уточняемыми при помощи присоединительных слов: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например. Бабушка очень любила грибы, в особенности рыжики .

В синтаксисе различаются уточняющие и поясняющие конструкции: при пояснении возникают отношения тождества, при уточнении – отношения части и целого.

Часто позицию уточняемого члена занимают местоимения и наречия, для которых характерно наиболее абстрактное значение. Например: Вверху, на палубе, перекликались матросы.

Уточнение может включать цепочку уточняющих членов, причем каждое последующее является уточняющим по отношению к предыдущему: Сейчас, ночью, после выхода из боя, казалась невероятной попытка японцев прорваться .


Обособление1 - сложное структурно-семантическое явление синтаксиса. Выясняя специфику обособления, нужно разграничивать условия (средства, способы) и причину обособления, которые нередко отождествляются.
Среди общих условий обособления наиболее важны интонация, порядок слов, наличие пояснительных слов, характер поясняемого слова и др. Многие из них известны как актуализаторы (см. с. 22-25).
Интонацию, сопровождающую обособление, А. М. Пешковский назвал «обособляющей». Для нее характерна соответствующая мелодика, паузы, ритм, логическое ударение и т. д.
Признавая обособляющую интонацию важным условием обособления, нельзя не отметить, что не во всех случаях обособления имеет место такой важный ее компонент, как пауза: Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (Горький) (после союза и, перед причастным оборотом паузы нет). И наоборот, пауза может быть при отсутствии обособления: Кружатся в воздухе \ оторванные ветром от кры- ши\ клочки зажженной соломы (Салтыков-Щедрин).
Важным условием обособления является порядок слов, чаще обособляются члены предложения при постпозиции. Однако и это условие не является универсальным.
На обособление влияет степень распространенности обособляемого оборота: Над родиной, полной покоя, Опускается сон золотой (Рубцов).
На наличие или отсутствие обособления может влиять характер поясняемого слова. Так, почти всегда обособляются определения, относящиеся к местоимению, а также обстоятельства, поясняющие (уточняющие) местоименные наречия (там, туда, оттуда, здесь и под.): Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин) ; Первыми двери к планетам мы, русские люди, открыли (Бау- ков); Вот здесь, на самом этом месте, стояла сплошная стена лесов (Салтыков-Щедрин).
Ни одно из названных условий не является универсальным, общим для всех случаев обособления. Нередко в одном случае сочетается несколько условий обособления, но не обязательно все.
Кроме общих условий обособления, есть и частные, которые будут отмечены при описании отдельных разновидностей обособления.
Очевидно, что рассмотренные условия - это по существу грамматические и лексико-грамматические способы, средства обособления, но не причина его. Причиной обособления является желание говорящего (пишущего) актуализировать (усиливать) смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-то часть высказывания.
Для иллюстрации этого положения рассмотрим следующий синонимический ряд:
  1. Люблю до дыр зачитанные книги (Матусовский).
  2. Люблю книги, зачитанные до дыр.
  3. Люблю книги, которые зачитаны до дыр.
  4. Книги зачитаны до дыр. Люблю такие книги.
Сближает эти предложения общее информативное и лексическое значение. Различаются они грамматическим значением - разной степенью предикативности выражений зачитанные до дыр, зачитаны до дыр, что проявляется в их оформлении, связанном с постпозицией и препозицией, с изменением формы причастия, с преобразованием причастного оборота в предложение. Порядок членов синонимического ряда (от 1 до 4) отражает рост степени предикативности (минимальной - у первого, максимальной - у последнего). Для обособленного оборота (2) характерна полупре- дикативность. Синонимика таких конструкций свидетельствует о богатстве синтаксических способов выражения близких, но не тождественных по семантике предложений. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством языковых средств.
Итак, признаки обособления: семантические - выделение или уточнение части высказывания; структурные - интонация (в устной речи), порядок слов, наличие поясняющих слов,
характер поясняемого слова и др. Обособленные члены предложения не всегда имеют всю совокупность структурных признаков.
По семантике предложения с обособленными членами делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами; предложения с уточняющими обособленными членами. Эти группы имеют и специфические структурные свойства, обусловленные их семантикой.

Еще по теме § 55. Понятие об обособлении:

  1. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функционально-стилистическая роль обособлений. Синонимия обособленных и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.
  2. § 32. Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов
  3. Предложения с обособленными членами. Понятие обособления, обособленных членов предложения. Функции обособленных членов предложения
  4. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функц-стил роль обособлений. Синонимия обособл и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.

Урок русского языка в 8-м классе по теме

"Понятие об обособлении"

Цель урока:

ввести понятие об обособлении , о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;

формирование умений:

    выявлять грамматические условия обособления,

    выделять интонационно обособленные члены предложения,

    правильно ставить знаки препинания.

Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

Воспитательная цель: воспитание интереса к русскому языку, его изучению.

Наглядность: дидактический материал, карточки с заданием, словари

Ход урока I. Организационный момент II. Синтаксическая разминка Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. - Запишем, объясним орфографию и пунктуацию. - Выполним синтаксический разбор предложения. - Мы сказали, что предложение осложнено однородными причастными оборотами. Как влияют обороты на смысл предложения? (выделяют, заостряют внимание на отрицательных качествах человека).

III . Введение нового материала.

Предложения на доске:

Свежий ветер подгонял лодку рыбака.

Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку.

Какие предложения более информативны, на ваш взгляд? Почему?

С помощью каких языковых средств достигается большая информативность? (добавлены второстепенные члены в виде оборотов и соответствующая интонация).

Обороты выделены, т.е. обособлены (новое понятие). Обособление – наша тема.

Подберите однокоренные слова к слову обособление: особа, особенный, обособиться, обособленный.

Послушаем учеников, работавших дома со словарями.

Особенный, значит не такой как другие, выделяющийся, выделенный. Обособление – выделение.

Запишем тему урока: «Понятие об обособлении»

IV . Уточнение образовательного объекта.

Сегодня мы будем с вами говорить об обособлении.

    Задайте себе вопрос: что я хочу знать по этой теме?

    Зачем мне это надо знать?

(Когда происходит обособление?

Зачем происходит обособление?

Нужно знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложении.)

Итак, цели мы себе поставили, теперь будем стремиться к их достижению.

V. Работа по теме урока 1. Работа с учебником – стр. 135, параграф 47 – чтение и анализ материала. - какие же члены предложения называют обособленными? (второстепенные, выделенные интонационно и знаками препинания) - какими знаками препинания могут выделяться обособленные члены? (запятыми или тире) - какому ученому-лингвисту мы должны быть благодарны за изучение и систематизацию признаков этого явления? (А.М. Пешковскому) - ученик подготовил сообщение об этом ученом, послушаем его. 2. Работа с упражнением 287 (устно) - прочитайте предложения выразительно, соблюдая указанную интонацию. - спишите отрывок №3, определите роль обособленных членов предложения и подчеркните их в соответствии с этой ролью. После выполнения: - так какие же члены предложения обособляются? Назовите их общим словом. (второстепенные) 3. – Мы говорили о большей информативности предложений с обособленными членами. Давайте это явление проследим на примерах. - запишем предложения:

Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)

(Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова – добавляет образности, украшает)

Куст сирени, растущий в палисаднике, зацвел.

(Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом – добавляет информацию о том, где растет куст)

Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.

(не желая нарушать этот мираж – обособленное обстоятельство – дополнительно сообщает о чувствах рассказчика)

Какие члены предложения могут обособляться? (второстепенные)

4. – творческая работа : составим из двух простых предложений одно с обособленными определениями,

Расскажите о знаках препинания в этих предложениях.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).

2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. (На вершине гор лежали густые облака, не позволяя нам различать их верхние очертания)

5. – Выполните задания на карточке , эти задания очень похожи на те, которые встретятся вам на экзаменационном тестировании в 9 классе. За них вы получите оценки в журнал.

6. Дополнительное задание – упр. 288 (по заданию)

7. Дополнительное предложение для разбора .

Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветренных листьях, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

V I . Итоги урока

Какие члены предложения называются обособленными?

Посмотрим на наши цели (Когда происходит обособление? Зачем происходит обособление?) – когда возникают определенные условия (необходимость замысла, место в предложении); обособление происходит для достижения большей информативности

VII. Домашнее задание

    сочинение: Вы – снег. Какой он? Царственный, величественный, искрящийся, сверкающий, порхающий. Или, может быть, тающий, ноздреватый, грязный, затоптанный, жалкий, осевший, пропитанный влагой.

Что чувствует снег? От первого лица напишите откровенное признание, включая в текст обособленные члены предложения – причастные и деепричастные обороты.

Приложение

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены).

A. Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения.

Б. При малейшей удаче он необыкновенно обод¬рялся.

B. Угрожающе рокочет море.

Г. Неожиданно застучала крупные капли дождя заставив нас искать убежище.

2. Укажите предложения, где определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется (знаки препинания не расставлены).

A. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.

Б. Туча нависшая над высокими вершинами то¬полей уже сыпала дождиком.

B. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

Г. Степь покрытая ярким ковром весенних цветов очаровала нас.

1.Это был великий дириж..р словесного оркестра состоявшего из одних духовых инструментов.

2.Вокруг писателя существовала особая жизнь отобра..ая им самим из окружающей его действительности и украше..ая его крылатым воображением.

3.Мы ловили на дли..ые шнуры-самоловы закинутые в море бычков и барабульку.

4.Пересекать равнину нужно по меже между хлебов заросших репейником.

5.Легкий сумрак эрмитажных залов тронутый темной позолотой казался мне свяще..ым.

7.Пр..ближался теплый фронт и облака не выдержав его натиска треснули.

Вариант 2

1. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом?

A. Ютившаяся под деревьями полутьма была полна запахов позднего лета.

Б. Можно было видеть лежавший в широкой из¬лучине город.

B. Верблюды навьюченные тяжелыми тюками то и дело падали.

Г. Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.

2. Выберите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).

A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.

Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.

B. Прыгающие ребятишки любовались на елку.

Г. Счастливые ребятишки любовались на елку.

3. Поставьте недостающие знаки препинания.

1.В поэме были описа..ы маски висевшие в комнате у Эйзенштейна.

2.Краски казались особе..о мягкими из-за осе..ей мглы неподвижно висевшей в воздухе.

3.Степь залитая лужами ползла навстречу.

4.Очевидно, жизнь на ветря..ой мельнице пропахшей мукой и старыми травами была удивительно хороша.

5.Что-то родное виделось нам в этом беззвучном тумане куривш..мся над прудом и в молчании близкой ночи.

6.Вернувшись в гостиницу он лег спать.

7.Сережа молчал пр..слушиваясь к чему-то.

Карточка

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.

2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.

Пешковский Александр Матвеевич (1878 - 1933)

А.М.Пешковский - выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова, представитель русской формально-грамматической школы, разрабатывал особый взгляд на русскую грамматику. Грамматика у Пешковского абсолютно реалистична: она начинается с формы, с того, что может слышать, видеть, сопоставлять каждый. А при всяком сопоставлении основой является смысл, т.о. его грамматика подкрепляется значением и им гарантируется.

Основной труд ученого - книга "Русский синтаксис в научном освещении" - переиздавался более 10 раз (1-ое издание в 1914 г.) и не потерял своей научной значимости до сих пор. В ней А.М.Пешковский разрабатывал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Учение о предложении и его главном признаке - предикативности, сказуемости - выступает у ученого основой его синтаксической теории. С помощью остроумных языковых экспериментов он показывает, что к грамматическим инструментам нужно относить и интонацию и в статье "Интонация и грамматика" (1928 г.) пишет об интонационной грамматике как особом разделе грамматики общей. Общая грамматика по Пешковскому должна изучать языковые формы: морфология изучает формы отдельных слов, синтаксис - формы словосочетаний; главными считаются синтаксические категории, поскольку именно они обеспечивают связность речи в предложении.

А.М.Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.

А.М.Пешковский много работал над созданием новых школьных учебников, выступал со статьями, посвященными изменению методики преподавания языка в школе, стремился сократить разрыв между школьной грамматикой и лингвистической теорией.

Можно просто сказать, что это - выделение на письме участков текста. Но, как и везде, здесь существует множество нюансов. В частности, есть разные виды обособления.

Обособление второстепенных членов предложения

На письме выделяться может практически любая часть речи, включая второстепенные.
В первую очередь выделение обстоятельств запятыми зависит от того, чем они выражены. Возможны следующие случаи.

Обстоятельство выражено деепричастием

Обстоятельство обособляется независимо от места, которое оно занимает по отношению к сказуемому, выраженному глаголом. То есть обособление оборотов, в том числе деепричастных, происходит совместно с обособлением обстоятельства.

Например: Испугавшись грозы, он вернулся в дом.

Если обстоятельство расположено в середине предложения, то его необходимо с двух сторон выделить запятыми. Это еще раз подтверждает, что ответ на вопрос, что такое обособление, просто. Это выделение куска фразы на письме.

Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.

Обстоятельство, которое выражается деепричастием или деепричастным оборотом, можно заменять придаточным предложением или сказуемым, так как оно приближено по значению к второстепенному сказуемому.

Ср.: Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.- Осенью он покинул дом и чувствовал тоску по родным краям.

1. Частицы только, лишь включаются в обособляемую конструкцию и также выделяются:

Зажегся свет, лишь на мгновение озарив все вокруг, и снова погас.

То есть это пример обособления второстепенных членов предложения, к которым относятся частицы.

2. Если деепричастная конструкция стоит после сочинительного / или союзного слова, то его нужно отделить от союза запятой.

Ср.: Она распахнула окно и, высунувшись на воздух, стала наблюдать за восходящим солнцем. - Она распахнула окно и стала наблюдать за восходящим солнцем, высунувшись на воздух.

3. Союз, не требует разделения при помощи запятой с деепричастием или деепричастным оборотом в том случае, если деепричастная конструкция неотделима от союза или союзного слова, т. е. ее нельзя убрать, не нарушив структуру предложения.

Ср.: Он любил делать необычные подарки, а поздравив друга, расплывался в улыбке от удовлетворения (невозможно: Он любил делать необычные подарки, а поздравил друга…). Но! Учитель не огласил оценки за контрольную, а, собрав дневники, выставил их туда. - Учитель не огласил оценки за контрольную, а выставил их в дневники.

Однородные деепричастия и деепричастные обороты, которые соединяются одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо, запятой разделять не нужно.

Лингвист работал над переводом, читая текст и слушая его запись.

Но в случае, если союз соединяет не два деепричастия, а другие конструкции, запятые ставятся:

Я взял письмо и, распечатав его, начал читать.

Когда эта часть речи не обособляется?

1. Деепричастная конструкция представлена фразеологизмом:

Он сидел сложа руки.

Но если фразеологизм является в предложении вводным словом, он выделяется при помощи запятых.

2. Перед деепричастной конструкцией стоит усилительная частица и:

Можно достичь успеха и не обладая богатством.

3. Деепричастие входит в и имеет зависимое союзное слово который (запятая обособляет главное предложение от придаточного):

Перед государством стоят важнейшие вопросы, не разобравшись в которых оно не сможет выйти на новый уровень в экономике.

4. Деепричастный оборот включает в себя подлежащее (запятая отделяет весь оборот от сказуемого):

На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась.

5. Деепричастие - однородный член с необособленным обстоятельством и связано с ним при помощи союза и:

Он бежал быстро и не осматриваясь по сторонам.

Когда еще обособление оборотов не требуется?

Не требуют и одиночные деепричастия, которые:

1. Окончательно потеряв свое глагольное значение, перешли в категорию наречий:

Мы шли не спеша. (Нельзя: Мы шли и не спешили).

2. Потеряли связь с глаголом и перешли в категорию служебных слов: начиная с, исходя из, смотря по:

Документы составлены исходя из результатов исследования. Однако в других контекстных ситуациях обороты могут иногда обособляться.

1) оборот с начиная с обособляется, если имеет уточняющий характер и не связан со временем:

Она говорит на многих языках, начиная с английского и немецкого.

2) оборот с исходя из обособляется в том случае, если по смыслу он соотносится с тем, кто производит действие:

Мы составили документы, исходя из результатов вашего исследования.

3) оборот с смотря по обособляется в том случае, если имеет уточняющее или присоединительное значение:

Пришлось действовать аккуратно, смотря по обстоятельствам.

Обособление в случае если обстоятельство выражено существительным

Всегда обособляется обстоятельство уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на / невзирая на (легко заменяется придаточными предложениями уступки с союзным словом хотя ).

Ср.: Несмотря на плохую погоду, отдых удался на славу. - Хотя погода была плохая, отдых удался на славу.

Частные случаи обособления

В следующих случаях обстоятельства могут обособляться запятыми:

1. Причины с предлогами благодаря, за неимением, вследствие, в силу и др. (легко заменяется придаточным предложением с союзным словом так как ).

Ср.: Сын, согласно с мнением отца, поступил на юридический факультет. - Так как сын был согласен с мнением отца, он поступил на юридический факультет.

2. Уступки с предлогами вопреки, при хотя ).

Ср.: Вопреки советам отца, сын поступил на медицинский факультет. - Хотя отец дал советы, сын поступил на медицинский факультет.

3. Условия с предложными конструкциями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (легко заменяется придаточным с союзом если ).

Ср.: Работодатели, в случае уменьшения прибыли, решили сократить штаб. - Если у работодателей уменьшится прибыль, они решили сократить штаб.

4. Цели и предложным сочетанием во избежание (легко заменяется придаточным с союзом чтобы ).

Ср.: Оплату, во избежание неудобств, произведите по карте. - Чтобы избежать неудобств, оплату произведите по карте.

5. Сравнения с союзным словом подобно .

Ср.: Таня закончила школу с отличными оценками, подобно старшей сестре.

В целом обособление оборотов с вышеперечисленными предлогами и предложными конструкциями является вариативным.

Что такое обособление при приобретении смысловой нагрузки?

Обстоятельства, которые выражены существительными без предлогов или с другими предлогами, обособляются только в случае приобретения дополнительной смысловой нагрузки, пояснительного значения или совмещения нескольких обстоятельственных значений.

Катя, после полученного ею негативного ответа, покинула гостиную.

Здесь обстоятельство совмещает два значения (время и причина, т. е. когда ушёл? и в связи с чем ушёл?)

Обратите особое внимание на то, что которые выражаются существительными, всегда следует выделять интонационно. Но присутствие паузы далеко не всегда говорит о присутствии запятой. Таким образом, всегда интонационно необходимо выделять обстоятельства, расположенные в начале предложения с обособлениями.

Тем не менее, запятую после подобного обстоятельства ставить не требуется.

Обстоятельство выражено наречием

Если обстоятельства выражены наречиями (наличие зависимых слов не имеет значения), то они обособляются только тогда, когда автор желает обратить на них больше внимания, когда они обладают значением сопутствующего замечания и прочее:

Через минуту, неизвестно каким образом, он добрался до деревни.

В данном предложении при помощи обособления подчеркивается неожиданность и странность произведенного действия. Однако подобные обособления в русском языке всегда носят авторский, факультативный характер.

Надеемся, что в статье нам удалось раскрыть ответ на вопрос о том, что такое обособление.