Социальный институт образования. Социальное образование – институт социализации

Введение

Последние два десятилетия в России стали временем серьезных перемен в области образования. Особую актуальность и значимость приобретает анализ исторического опыта образовательной системы предшествующих веков, который делает возможным осмысление фактов в данной сфере для выработки стратегии в будущем. Развитие социального образования в России характеризуется сложными и противоречивыми процессами, обусловленными воздействием множества различных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация различных сфер жизни общества, потребности и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания традиционных и современных подходов. Одним из таких направлений, сочетающих в себе лучшие традиции гуманизма российской системы образования и воспитания, направленные на решение проблем социальной и профессиональной активности человека, является социальное образование.

Современный этап развития Российской Федерации ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности, которое важно не только для международной интеграции,но и для развития общества в целом.

Основополагающая задача данной работы-это изучение современной социальной политики Российского государства, её развитие в сравнении с зарубежными странами, с целью рассмотрения перспектив развития социального образования, так как именно эта сфера жизни дает обществу гарантию в социальной защите, оказывает материальную, физическую и духовную помощь нуждающимся слоям населения.

Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия? дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, ? «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

с универсализацию;

с свободу выбора;

с инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры;

с участие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

Неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Термин «социальное образование» появился в трудах российских ученых в первой половине 90-х годов двадцатого века и был соотнесен с процессом профессиональной подготовки кадров для социальной сферы. Вместе с тем, данное понятие требует более детального рассмотрения и широкого понимания, т.к. развитие социального образования должно рассматриваться как способ и условие развития человека, а также российского общества в целом. Актуальность вопроса обусловлена еще и тем, что в самом процессе профессиональной подготовки по направлению «педагогическое образование», «социальная работа» имеет место быть отдельная учебная дисциплина «Основы социального образования». Для понимания специфики курса, его проблематики актуальным является анализ и осмысление самой сущности данного феномена. В целом, можно выявить ряд основных аспектов к пониманию исследуемого явления. В рамках первого понимание связано с формированием определенного типа личности, необходимого будущему нашего общества. Обоснуем позицию. Современная политика нашего государства направлена сегодня на построение гражданского общества. В этой связи важным становится вопрос формирования нового типа личности, на который ориентировано будущее нашей страны. Определение критериев такого типа личности связано с показателями, которыми представлена сама модель гражданского общества. В частности, она направлена на расширение негосударственного сектора в структуре общества. Он характеризуется развитием частно-предпринимательской сферы, формированием разного рода творческих союзов и объединений граждан, разнообразием общественных движений. Следовательно, растущий человек должен быть готов к тому, чтобы в будущем, с опорой на собственные силы, суметь создать свое дело, уметь реализовать личностные интересы для собственного развития, но и направить свои достижения на благо общества. Также ориентир общества связан с формированием у человека социально активной позиции, такого уровня мышления, который позволит четко понимать социальные процессы, происходящие не только в России, но и мировом сообществе, правильно их анализировать и адекватно оценивать. Уже растущий человек должен проявлять интерес к тем событиям, которые имеют место быть не только в пределах нашей страны, но и за рубежом, уметь понимать, как их развитие может отражаться на собственном будущем, будущем государства, и в целом человечества. Умение осмысливать данные тенденции объясняется усложнением общества и человека в целом, всех сфер общественной жизни, несформированностью навыков социального взаимодействия, культуры коммуникаций и т.д. Исходя из вышеизложенного, формирующаяся личность должна четко понимать происходящие вокруг неё социальные процессы и явления, а также с опорой на собственные силы уметь отстаивать свое дело, интересы, стремления. С.И. Григорьев и понимает социальное образование как формирование у людей умения взаимодействовать в обществе в рамках определенного социально-исторического пространства. По его мнению, от каждого человека сегодня требуется способность глубоко анализировать социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности, понимание научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и взаимосвязи интересов различных социальных групп и слоев . В.А.Никитин также подчеркивает, что результатом целенаправленного социального образования должно стать приобретение не только знаний, но и способностей к социальному мышлению и деятельности, то есть соответствующих умений и навыков анализа, оценивания, предвидения последствий социального развития и на этой основе содействия происходящим социальным процессам или противодействия им, если они противоречат интересам всех и каждого члена общества, выработка научно обоснованного многомерного социального сознания личности как активного и ответственного субъекта социальной жизнедеятельности (обыденной и профессиональной), что для современной России является важнейшим фактором развития вообще . Информацию о самом обществе, умениях взаимодействовать, навыки социального анализа студенты получают в рамках учебных дисциплин преимущественно социальной направленности. Ведь неслучайно, в процессе профессионального образования сегодня появились учебные предметы - социальные науки, предметом которых стала в широком смысле слова социальность как общественное явление, социальная деятельность, социальные идеи (социология, социальная философия и др.). Но в рамках курса «Основы социального образования» мы отталкиваемся от мысли, что сформировать соответствующий тип личности можно благодаря особому механизму - системе образования. Однако необходимо понять, какой должна быть сама система, чтобы сформировать такую личность, какие положительные тенденции из истории развития образования и современного её положения мы можем выделить, чтобы становление такого человека состоялось. Исходя из этого, первой группой изучаемых вопросов в рамках предмета «Основы социального образования» выступают: исторические аспекты развития образования, образование как феномен современного общества, его непрерывность, образование в системе мирового сообщества, современные зарубежные системы образования, вопросы содержания образования, нормативно-правовая база современного образования. Все вопросы изучаются с целью оценки системы образования на предмет её способности обеспечить условия для формирования личности, умеющей жить в обществе, грамотно оценивать окружающую действительность и т.д. Обратимся к анализу и обоснованию второго аспекта в понимании феномена социального образования. По мнению Е.И. Холостовой, социальное образование можно рассматривать как формирование систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры . Что может сегодня служить ориентиром, смыслом для растущей личности? Ответ мы находим снова в объективных предпосылках нашей современности. Это связано с мировой проблемой постепенного истощения ресурсов и как следствие поиска заменяющих их технологий. Но для их разработки нужен человек с гибким, нестандартным, аналитическим мышлением, активный субъект, готовый проявить инициативу, творчество для создания новых изобретений. Создание чего-то нового может стать для растущего человека определенным жизненным ориентиром, ценностью. А такие люди с развитым интеллектом должны составлять основу нации. Но для того, чтобы формировать такую личность, необходимы и новые образовательные технологии в процессе работы с обучающимися, которые развивают в человеке необходимые соответствующие способности, формируют систему жизненных ценностей, идеалов, социальных ориентиров. Следовательно, еще одним направлением курса «Основы социального образования» является изучение современных образовательных технологий (технологии обучения и воспитания), которые направлены на развитие самостоятельности учащихся, гибкости мышления, творчества. Стоит отметить, что в истории развития образования были те представители педагогического знания, которые понимали необходимость раскрытия в ребенке творческого начала, критического анализа, оценки изучаемых явлений. Это такие педагоги как М. Монтессори, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. Поэтому проблематика курса предусматривает изучение не только современных образовательных технологий, но и обращение к наследию, опыту, истокам зарождения данных направлений деятельности с обучающимися. Обратимся к третьему аспекту понимания сущности социального образования. Мы подчеркивали, что наше общество стремится к формированию особого типа личности как представителя гражданского общества, к тому, чтобы обеспечить её соответствующее социальное поведение, социальное функционирование. Это необходимо для достижения социального благополучия общества. Вместе с тем, в условиях современности мы наблюдаем достаточно высокий уровень неблагополучия многих слоем населения, рост асоциальных явлений. Это проявляется в увеличении числа неблагополучных семей, подростков девиантного, делинквентного поведения. Безусловно, возникает необходимость в развитии системы, которая направлена на поддержку нуждащихся с одной стороны, но и на формирование в каждом человеке такой позиции, чтобы каждый мог самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Эту политику организует государство через систему социального обеспечения как фактора социальной стабильности и также просвещения масс. Следовательно, важное место сегодня в обществе принадлежит системе подготовки кадров для социальной работы. Данные вопросы затрагивает в своих трудах В.И. Жуков . Ученый рассматривает социальное образование как подсистему образования, существующую на объектном и субъектном уровнях. Представляет интерес субъектный уровень социального образования. Он предстает как субъектный процесс (сам процесс профессиональной подготовки) и субъектный результат. Социальное образование как субъектный результат есть то новое интегративное качество личности, компетентность, которая формируется в процессе усвоения и связана с гибкостью мышления, умением анализировать, систематизировать информацию и т.п. По мнению других отечественных ученых, компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные (М.А.Чошанов и др.). Компетентность как обобщенные и глубокие сформированные качества личности, совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности рассматривает А.В.Хуторской. Ученый подчеркивает, что обучающийся должен уметь использовать накопленный опыт при решении конкретных задач или проблемных ситуаций . Таким образом, в процессе профессиональной подготовки у будущих специалистов социальной сферы должны быть сформированы такие качества, которые соответствуют типу личности будущего общества. Сам образовательный процесс рассматривается как развивающееся взаимодействие педагога и обучающегося, приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучаемых (И.П. Подласый). Этими свойствами студента и являются навыки анализа, приемы нестандартного, творческого мышления, гибкость, умения применять получаемые знания на практике, т.е. то, что поможет самому специалисту состояться в жизни и профессиональной деятельности, поможет справиться с трудной жизненной ситуацией. Это важно и в связи с тем, что сам социальный работник, обладая такими свойствами должен их формировать и у клиента. А социальная работа в сфере образования позволяет развивать необходимые умения еще у растущей личности. Исходя из вышеизложенного, социальное образование понимают как подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы. В рамках же курса «Основы социального образования» проблематика данного раздела включает в себя изучение зарубежного и отечественного опыта профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, международное сотрудничество в системе подготовки. Это необходимо для анализа имеющегося наследия и построения на этой основе более качественного образовательного процесса для специалистов социальной сферы. Также изучаются особенности социальной работы в системе образования. Студент должен осознавать, что в процессе будущей профессиональной деятельности он как грамотный специалист должен не только оказывать поддержку растущей личности, но и формировать у неё необходимые для жизни умения, корректировать их. Таким образом, феномен социального образования рассматривается в разных значениях, каждое из которых имеет собственное обоснование. В рамках дисциплины «Основы социального образования» выстаивается отличительная проблематика, исходя из основных аспектов понимания сущности исследуемого феномена.

Разнообразие форм, в которых происходит учебная деятельность обусловлено дифференциацией целей и задач образования в направлении более активного участия самого субъекта.

Люди осваивают и превращают в свое достояние имеющийся в обществе социально-культурный опыт не только в стенах образовательных учреждений. Многие формы обучения и учебы практиковались и на ранних стадиях человеческой истории, когда не существовало ни специализированных учреждений, ни специально подготовленных и работающих за особую оплату учителей. Знания, умения и навыки человек приобретает разными путями. Немаловажное значение при этом имеет опыт участия в различных видах деятельности и в ходе межличностных контактов, наложивший свой отпечаток на понимание жизненных проблем и на выбор способов их разрешения. Этот опыт может быть позитивным или негативным, однако, результаты такого "учения у жизни" являются, в определенном смысле, одним из не учтенных формализованным образом показателей образования.

Прояснению вопроса об образовании взрослых как социальном институте во многом способствует принятая в теории классификация способов освоения человеком социально-культурного опыта. Речь идет о формальном, неформальном и информальном образовании как специфических институциальных и неинституциальных формах приобретения знаний и умений.

Какие-либо общепринятые определения, характеризующие особенности формального, неформального и информального образования и различия между ними, пока не выработаны. В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Но поскольку речь идет о взрослом человеке, учеба которого так или иначе сопряжена с его жизненно важными интересами, в качестве такого критерия мы предлагаем считать возможные позитивные изменения в социальном статусе субъекта после завершения определенного периода, курса или программы.

Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца. Отсюда необходимая стандартизация учебных программ и нострификация, обеспечивающая взаимозаменяемость работников одного и того же профиля и уровня квалификации.

Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает права заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации.

Неформальное образование взрослых обычно сориентировано на пополнение знаний и умений в области любительских занятий и увлечений в какой-то области науки или искусства, со стремлением расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту, в сфере межличностных отношений, для компетентного участия в различных видах социальной деятельности.

Благодаря развитой сети неформального образования, обеспечивается свобода познавательной активности человека, расширение спектра его увлечений, обогащение духовного мира в целом. Через учреждения неформального образования также приобретаются знания и умения, необходимые в сфере труда, но не относящиеся непосредственно к технологическому содержанию профессиональной деятельности. Их совокупность иногда принято называть социально-экономическим образованием, поскольку имеется в виду экономическая, юридическая, политическая и иная учеба, расширяющая возможности участия человека в общественной жизни.

Термин "информальное образование" пока не имеет широкого хождения, он употребляется преимущественно теоретиками в области общих проблем образования и мало знаком широкому кругу практических работников. Однако реалия, которую он отражает, хорошо известна всем – это обучение и учение в процессе повседневной жизнедеятельности. Информальное образование – это освоение социально-культурного опыта, происходящее вне рамок педагогически организованного процесса и лишенное его основных атрибутов. Префикс "ин-" в слове, его обозначающем, употреблен в значении "без-". Это позволяет трактовать термин как образование без процедурных формальностей или неоформленное образование. По существу и содержанию это тот же процесс приобретения знаний и умений, углубления миропонимания и обогащения личностного потенциала, который мы видим в формальном и неформальном образовани. Отличие заключается в том, что он протекает вне стен учреждений, входящих в систему образования, а именно в социальных институтах, выполняющих иные функции в общественном разделении труда – в семье, сфере труда, в разного рода формальных и неформальных группах и объединениях.

Информальное образование – многоплановый процесс, структура которого в общем и целом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах социальной активности.

Виды информального образования пока не систематизированы. К числу основных могут быть отнесены:

Учение по методу проб и ошибок;

Стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы или способов разрешения практически значимых проблем;

Взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;

Приобретение новых знаний посредством современных информационных технологий (Интернет, интранет, базы данных и т.д.) и через средства массовой информации;

Обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры;

Эстетическое развитие в процессе любительской художественной деятельности;

Выполнение той или иной работы под руководством компетентного специалиста.

Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В этой связи в ряде стран обсуждается вопрос о сертификации результатов информального образования, т.е. о признании обществом реальной, а не только документально удостоверенной академической и профессиональной квалификации.

Информальное образование – это реалия неинституциального характера. Оно существовало всегда и будет существовать в дальнейшем. Никакая система образования, даже самая совершенная, не в состоянии обучить человека всему тому, что может понадобиться при разрешении проблем, возникающих в практической жизни. Народная мудрость "век живи, век учись", вероятно, имеет в виду именно этот вид пожизненной учебной деятельности.

В то же время вполне очевидна и ограниченность возможностей информального образования: оно бессистемно, подвержено случайностям и базируется на жизненном опыте человека, который неизбежно ограничен рамками эмпирически воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Это по силам лишь профессионально построенной образовательной практике.

Эволюция социального образования в последние годы

Глава 1. Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия? дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, ? «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

с универсализацию;

с свободу выбора;

с инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры;

с участие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

Неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Анализ системы образования в Волгоградской области

Как не прискорбно, но в современном мире немалая доля людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много утрачивают сам человек, иные люди, государство, общество...

Изучение социальных процессов в учебном коллективе

Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них...

Образование как объект социологического исследования

Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием и технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики XXI века сейчас; находятся в школьных классах и студенческих аудиториях...

Образование как социальный институт

Особую роль в становлении и развитии интеллигенции, в формировании интеллигентности как особого социального качества личности, качества, которое характеризуется специфической интеллектуальной деятельностью, рефлексивностью и духовностью...

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приемная семья - одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Социальное образование структурно состоит из трех основных уровней подготовки, первый из которых -- подготовительно-ориентировочный, второй -- реализация и контроль, третий -- саморазвитие...

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейся социальной культуре, социальное образование оставалось не вполне эффективным...

Социальная работа в системе социального образования

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования...

Социальный контроль в организации

Суть любого управления - достижение предприятием целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие...

Социология как наука о явлениях и процессах в обществе

Эволюция социального образования в последние годы

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность...

Элитное образование в России и США

Термин "элитное образование" используется в литературе неоднозначно, порой в разных смыслах. Прежде всего, элитным называют образование высокого качества (в англоязычной литературе - high quality education). Под ним понимают также образование...

Введение

Глава 1. Понятие социального образования

Глава 2. Эволюция социального образования в последние годы

1 Основные направления современного социального образования за рубежом

2 Современное российское социальное образование. Перспективы развития

Заключение

Список литературы

Введение

Последние два десятилетия в России стали временем серьезных перемен в области образования. Особую актуальность и значимость приобретает анализ исторического опыта образовательной системы предшествующих веков, который делает возможным осмысление фактов в данной сфере для выработки стратегии в будущем. Развитие социального образования в России характеризуется сложными и противоречивыми процессами, обусловленными воздействием множества различных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация различных сфер жизни общества, потребности и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания традиционных и современных подходов. Одним из таких направлений, сочетающих в себе лучшие традиции гуманизма российской системы образования и воспитания, направленные на решение проблем социальной и профессиональной активности человека, является социальное образование.

Современный этап развития Российской Федерации ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности, которое важно не только для международной интеграции,но и для развития общества в целом.

Основополагающая задача данной работы-это изучение современной социальной политики Российского государства, её развитие в сравнении с зарубежными странами, с целью рассмотрения перспектив развития социального образования, так как именно эта сфера жизни дает обществу гарантию в социальной защите, оказывает материальную, физическую и духовную помощь нуждающимся слоям населения.

Глава 1. Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия − дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, − «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

ñуниверсализацию;

ñсвободу выбора;

ñучастие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Глава 2. Эволюция социального образования в последние годы

1 Основные направления современного социального образования за рубежом

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность. Специалистов данного направления именуют как специалист-аниматор в сфере социальной работы.

«Составной частью подготовки специалистов по социальной работе является социально-культурная анимация (франкоязычная Швейцарии). Окончание школ социально-культурной анимации позволяет выпускникам работать в смежных областях. В немецкой Швейцарии на учебу принимаются студенты, имеющие опыт работы в сфере социально-культурной анимации. Подготовка приобретает характер «сопровождения профессии». В Швейцарии (г. Люцерн, г. Цюрих) введен специальный курс «Аниматор», в котором внимание уделяется «разработке теоретических концепций социально-культурной анимации и самостоятельной разработке исследовательских проектов, сопровождающих практику и направленных на обучение студентов роли посредника в социальной работе с молодежью».

В Австрии для подготовки кадров работников с молодежью существует специальная школа для обучения руководителей досуговыми центрами молодежи.»Школа сотрудничает с молодежными общественными организациями, представители которых входят в контролирующий орган школы, влияющий на выработку содержания и форм подготовки

Великобритании (графство Стаффордшир) действует Общенациональная организация по обучению специалистов, работающих с молодежью, которая обеспечивает им доступ к Высшим курсам, с последующим присвоением степени. Содержание программ подготовки направлено на овладение теорией межличностного общения, формирование умений создавать и поддерживать межличностные отношения, работать в команде, на развитие организаторских и аналитических способностей, стремления постоянно развивать и повышать знания и навыки профессиональной деятельности.

Система подготовки специалистов по социальной работе во Франции предусматривает «специальную программу подготовки теоретиков - ученых, которые должны пройти все уровни обучения и иметь опыт социальной работы. Содержание программы направлено на формирование навыков исследовательской работы в сфере социальной работы» .

Таким образом, профессиональная подготовка за рубежом имеет ряд особенностей: осуществляется в образовательных учреждениях с привлечением к процессу обучения ресурсов общественных организаций; она носит характер «сопровождения профессии», то есть будущие специалисты совмещают теоретическую подготовку и профессиональную деятельность; среди основных направлений деятельности будущих специалистов социальной сферы выделяют коммуникативное, социально-культурное, научно-исследовательское.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в зарубежной системе социального образования довольно мощно представлен практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке, что находит выражение в целенаправленной подготовке специалистов по социальной работе в общественных организациях. Этот опыт может быть учтен в отечественном социальном образовании при разработке специализаций и организации курсов повышения квалификации для специалистов по социальной работе.

2.2Современное российское социальное образование. Перспективы развития

Современная социальная ситуация в России, к сожалению, не вызывает достаточного оптимизма: крайняя дифференциация в доходах и уровне жизни, детская беспризорность, бюрократизм, стагнация среднего класса, деградация деревни, вспышки национальных противоречий и многие другие «проблемы российского общества делают достаточно умозрительными прогнозы некоторых «аналитиков» о скорейшем и чуть ли не «автоматическом» приобщении России к числу «цивилизованных» государств.» Способом практического решения социальных проблем в нашей стране может служить их непредвзятый кропотливый научный анализ и претворение его результатов в практику посредством широкого общественного обсуждения, изменения законодательства, ключевых кадровых перестановок и т. д.

Такая ситуация диктует необходимость качественных сдвигов в развитии социальной научно-образовательной сферы. Начало этому процессу было положено в ноябре 1991г., когда Постановлением Правительства РФ был открыт Московский государственный социальный институт (ныне Российский государственный социальный университет), и в государственные образовательные стандарты введена новая специальность «Социальная работа». В настоящее время в системе социального образования профессионально работают более 120 вузов России. Флагманом среди них, безусловно, является Российский государственный социальный университет(РГСУ): он возглавляет Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области социальной работы;на базе РГСУ сформирована Академия социального образования; в состав Университета входит 70 территориальных подразделений, охватывающих своей сетью значительную часть Российской Федерации. Это позволяет РГСУ разрабатывать единую стратегию социального образования, руководить ее практическим воплощением, добиваться конкретной отдачи в виде изменения социальной ситуации в стране в позитивном направлении.

В тоже время анализ научной литературы, материалов конференций, собственный опыт работы позволил выявить следующие тенденции в развитии социального образования: влияние зарубежного опыта теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов по социальной работе; введение отечественных Государственных образовательных стандартов (1995 и 2000 гг.), обеспечивающих единство образовательного пространства; многоступенчатость и непрерывность профессиональной подготовки; углубление и расширение специализаций подготовки по специальности «Социальная работа»; переход отечественного социального образования на западноевропейские образовательные стандарты (Болонская декларация министров образования стран Западной Европы, сентябрь 2003 г.).

«Выявленные тенденции социального образования свидетельствуют о необходимости поиска путей его оптимизации, под которой можно понимать выбор лучшего из возможных вариантов для данной ситуации, что требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, М.М.Поташник).Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки в вузе, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе»

Именно по этим причинам заслуживает внимания обращение к изучению опыта социального образования за рубежом. При этом мы отдаем себе отчет в невозможности и нецелесообразности прямого копирования зарубежного содержания в отечественное социальное образование.

Однако очень важно учитывать специфические особенности российского государства при реформировании системы социального образования, поэтому отечественные ученые активно ведут разработку и модернизацию учебных пособий, монографий, статей по проблемам социальной работы, выпускаются специализированные журналы: «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная работа», «Работник социальной службы»,ведется научная, исследовательская деятельность в данной области. Всё это способствует подготовке, переподготовке и повышении квалификации «современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также иметь высокие высокие духовно-нравственные качества».

Заключение

социальный образование политика общество

В заключение данной работы, можно сказать, что содержание и объем понятия "социальное образование" в современном российском обществе существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

В России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников, в настоящее время их численность перевалила за сотню. К тому же сейчас можно утверждать, что идет активное формирование многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Российский государственный университет. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они творчески подходят к разработке и реализации учебных планов и учебных программ, уделяют внимание современным обучающим технологиям, издают и редактируют лучшие учебники по теории и практике социальной работы, в наибольшей мере используют зарубежный опыт.

Также можно сказать, что проводимая современная государственная социальная политика, требующая некоторой модернизации, способствует социализации больших социальных групп, удовлетворению основных социальных потребностей и интересов уязвимых слоев населения. Последние, являясь причинами социального действия, способствуют формированию определенных социальных и политических групп. Посредством социальной политики регулируется социальная структура общества и социальные отношения. То есть от социальной политики зависит во многом социальная устойчивость общества, динамизм его развития.

Список литературы

1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. 2007

Кожевникова Л.М.,Седельников В.Г. Статья «Вопросы современного социального образования». Красноярск,2007

Обучение социальной работе: преемственность и инновации:Сб./под ред. Ш.Рамон и Р.Сарри; перевод с англ. под ред. Ю.Б.Шапиро. М.,1996

Словарь-справочник по социальной работе под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист,2000

Теория и практика социальной работы:отечественный и зарубежный опыт: в 2 томах/ Отв.ред. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова. М.,1993,Т.1

Холостова Е.И. Социальная работа:учебное пособие для вузов. М.,2007