Снятие блокады ленинграда. Война, блокада, Ленинград

18 января 1943 года Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной.

Начало наступления


Утром 12 января 1943 года войска двух фронтов одновременно начали наступление. Предварительно ночью советская авиация нанесла мощный удар по позициям вермахта в полосе прорыва, также по аэродромам, пунктам управления, связи и железнодорожным узлам во вражеском тылу. На немцев обрушились тонны металла, уничтожая его живую силу, разрушая оборонительные сооружения и подавляя боевой дух. В 9 час. 30 мин.началась артиллерийская подготовка: в полосе наступления 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а на участке 67-й армии - 2 часа 20 минут. За 40 минут до начала движения пехоты и бронетехники, удар по заранее разведанным артиллерийским, миномётным позициям, опорным пунктам и узлам связи нанесла штурмовая авиация, группами по 6-8 самолётов.

В 11 час. 50 мин. под прикрытием «огненного вала» и огня 16-го укрепрайона дивизии первого эшелона 67-й армии пошли в атаку. Каждая из четырёх дивизий - 45-я гвардейская, 268-я, 136-я, 86-я стрелковые дивизии, были усилены несколькими артиллерийскими и миномётными полками, истребительно-противотанковым артиллерийским полком и одним-двумя инженерными батальонами. Кроме того, наступление поддерживали 147 лёгких танков и броневиков, вес которых мог выдержать лёд. Особая сложность операции заключалась в том, что оборонительные позиции вермахта шли по обрывистому обледенелому левому речному берегу, который был выше правого. Огневые средства немцев были расположены ярусами и прикрывали многослойным огнём все подступы к берегу. Чтобы прорваться на другой берег было необходимо надёжно подавить огневые точки немцев, особенно в первой линии. При этом приходилось следить за тем, чтобы не повредить лёд у левого берега.

Эскадренный миноносец Балтийского флота «Опытный» ведет обстрел позиций противника в районе Невского лесопарка. Январь 1943 г.


Советские солдаты несут лодки для переправы через реку Нева


Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений

Первыми на другой берег Невы пробились штурмовые группы. Их бойцы самоотверженно проделывали проходы в заграждениях. За ними форсировали реку стрелковые и танковые части. После ожесточённого боя, оборона противника была взломана севернее 2-го Городка (268-я стрелковая дивизия и 86-й отдельный танковый батальон) и в районе Марьино (136-я дивизия и соединения 61-й танковой бригады). К концу дня советские войска сломили сопротивление 170-й немецкой пехотной дивизии между 2-м Городком и Шлиссельбургом. 67-я армия захватила плацдарм между 2-м Городком и Шлиссельбургом, началось строительство переправы для средних и тяжёлых танков и тяжёлой артиллерии (завершена 14 января). На флангах ситуация была более тяжёлой: на правом крыле 45-я гвардейская стрелковая дивизия в районе «невского пятачка» смогла захватить только первую линию немецких укреплений; на левом крыле 86-я стрелковая дивизия не смогла форсировать Неву у Шлиссельбурга (её перебросили на плацдарм в районе Марьино, чтобы ударить по Шлиссельбургу с южного направления).

В полосе наступления 2-й ударной и 8-й армий наступление развивалось с большим трудом. Авиация и артиллерия не смогли подавить основные огневые точки противника, а болота даже зимой были труднопроходимыми. Наиболее яростные бои шли за пункты Липка, Рабочий поселок № 8 и Гонтовая Липка, эти опорные пункты находились на флангах прорывающихся сил и даже в полном окружении продолжили сражение. На правом фланге и в центре – 128-я, 372-я и 256-я стрелковые дивизии, смогли к концу дня прорвать оборону 227-й пехотной дивизии и продвинуться на 2-3 км. Опорные пункты Липка и Рабочий поселок № 8 в этот день взять не удалось. На левом фланге наступление некоторого успеха смогла достичь только 327-я стрелковая дивизия, которая заняла большую часть укрепления в роще Круглая. Атаки 376-й дивизии и сил 8-й армии успеха не имели.

Немецкое командование, уже в первый день сражения было вынуждено вводить в бой оперативные резервы: соединения 96-й пехотной дивизии и 5-й горнострелковой дивизии направили на помощь 170-й дивизии, два полка 61-й пехотной дивизии (группа генерал-майора Хюнера) были введены в центр шлиссельбургско-синявинского выступа.

Утром 13 января наступление продолжилось. Советское командование, чтобы окончательно переломить ситуацию в свою пользу начало вводить в бой второй эшелон наступающих армий. Однако, немцы опираясь на опорные пункты и развитую систему обороны оказывали упорное сопротивление, постоянно контратаковали, пытаясь восстановить утраченное положение. Бои приняли затяжной и ожесточенный характер.

В полосе наступления 67-й армии на левом фланге 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей, при поддержке с севера 34-й лыжной бригады и 55-й стрелковой бригады (по льду озера) несколько дней штурмовали подступы к Шлиссельбургу. К вечеру 15-го красноармейцы вышли к окраинам города, немецкие войска в Шлиссельбурге оказались в критическом положении, но продолжали упорно драться.


Советские бойцы в бою на окраине Шлиссельбурга


Бойцы 67-й армии Ленинградского фронта передвигаются по территории Шлиссельбургской крепости

В центре 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада развивали наступление в направлении Рабочего поселка № 5. Для обеспечения левого фланга дивизии в бой ввели 123-ю стрелковую бригаду, она должна была наступать в направлении рабочего поселка №3. Затем для обеспечения правого фланга ввели в бой 123-ю стрелковую дивизию и танковую бригаду, они наступали в направлении Рабочий посёлок №6, Синявино. После нескольких дней боёв 123-я стрелковая бригада захватила Рабочий поселок № 3 и вышла к окраинам поселков № 1 и № 2. 136-я дивизия пробилась к Рабочему поселку № 5, но сразу взять его не смогла.

На правом крыле 67-й армии атаки 45-й гвардейской и 268-й стрелковой дивизий по-прежнему успеха не имели. ВВС и артиллерия не смогли ликвидировать огневые точки в 1-м, 2-м Городках и 8-й ГРЭС. Кроме того, немецкие войска получили подкрепления – соединения 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий. Немцы даже предпринимали яростные контратаки, используя и 502-й тяжёлый танковый батальон, на вооружении которого были тяжёлые танки «Тигр I». Советские войска, несмотря на ввод в бой войск второго эшелона - 13-й стрелковой дивизии, 102-й и 142-й стрелковых бригад, так и не смогли переломить ситуацию на этом участке в свою пользу.

В полосе 2-й ударной армии наступление по-прежнему развивалось медленнее, чем у 67-й армии. Немецкие войска, опираясь на опорные пункты – Рабочие посёлки № 7 и № 8, Липка, продолжали оказывать упорное сопротивление. 13 января, несмотря на ввод в сражение части сил второго эшелона, войска 2-й ударной армии не достигли серьёзного успеха ни на одном направлении. В последующие дни командование армии попыталось расширить прорыв на южном участке от рощи Круглая до Гайтолово, но без видимых результатов. Наибольших успехов на этом направлении смогла добиться 256-я стрелковая дивизия, 14 января она заняла Рабочий поселок № 7, станцию Подгорную и вышла на подступы к Синявино. На правом крыле на помощь 128-й дивизии, была направлена 12-я лыжная бригада, она должна была по льду Ладожского озера зайти в тыл опорному пункту Липка.

15 января в центре полосы наступления 372-я стрелковая дивизия наконец смогла взять Рабочие поселки № 8 и № 4, а 17-го вышла поселку № 1. К этому дню 18-я стрелковая дивизия и 98-я танковая бригада 2 УА уже несколько дней вели упорный бой на подступах к Рабочему поселку № 5. Его же с запада атаковали части 67-й армии. Момент соединения двух армий был близок.

К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов вели ожесточённый бой в районе Рабочего посёлка № 5, и их разделяло всего несколько километров. Немецкое командование, поняв, что удерживать окружённые опорные пункты уже нет необходимости, отдало приказ гарнизонам Шлиссельбурга и Липки пробиваться к Синявино. Чтобы облегчить прорыв силы защищавшие Рабочие поселки № 1 и № 5 (группа Хюнера) должны были держаться максимально долго. Кроме того, был организован контрудар из района Рабочего поселка № 5 по 136-й стрелковой дивизии и 61-й отдельной танковой бригаде, чтобы опрокинуть её и облегчить прорыв окружённых войск. Однако удар был отражён, было уничтожено до 600 немцев, в плен взяли до 500 человек. Советские воины, преследуя противника ворвались в посёлок, где в примерно в 12 часов дня войска 2-й ударной и 67-й армии соединились. Встретились войска двух армий и в районе Рабочего поселка № 1 – это были 123-я отдельная стрелковая бригада Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политической части майором Мелконяном и 372-я стрелковая дивизия Волховского фронта во главе с начальником 1-го отделения штаба дивизии майором Мельниковым. В этот же день был полностью очищен от немцев Шлиссельбург, а концу дня южное побережье Ладожского озера было освобождено от врага, а его разрозненные группы уничтожены или пленены. Были освобождены и Липки.

«Я увидел, - вспоминал Г.К. Жуков, - с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!» Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.


В. Серов, И. Серебряный, А. Казанцев. Прорыв блокады Ленинграда. 1943 г.

Однако нельзя было сказать, что ситуация полностью стабилизировалась. Общий фронт 67-й и 2-й ударной армий ещё не был достаточно плотным, поэтому часть окружённых немецких войск (около 8 тыс. человек), бросив тяжёлые вооружения и рассредоточившись, прорвались мимо Рабочего поселка № 5 в южном направлении и к 20 января вышли к Синявино. Немецкое командование, отвело отступающие войска на заранее подготовленные позиции по линии Городки № 1 и № 2 - Рабочий поселок № 6 - Синявино - западная часть рощи Круглая. Туда заблаговременно перебросили Полицейскую дивизию СС, 1-ю пехотную дивизию и соединения 5-й горнострелковой дивизии. Позднее командование 18-й немецкой армии усилило это направление частями 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий. Командование 67-й армии и 2-й ударной армии не исключало возможности проведения противником контрнаступления, с целью восстановления утраченных позиций. Поэтому войска двух армий прекратили наступательные действия и стали закрепляться на достигнутых рубежах.

18 января, как только в Москве получили известие о прорыве блокады, ГКО принял решение о форсированном строительстве на освобожденной полосе земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга должны были соорудить за 18 дней. Одновременно через Неву был построен временный железнодорожный мост. Железнодорожную линию назвали Дорогой Победы. Уже утром 7 февраля ленинградцы с большой радостью встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший 800 т. сливочного масла. Кроме того, вдоль южного берега Ладожского озера стало функционировать и автомобильное движение. Продолжала действовать и Дорога жизни. Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 700-600 грамм хлеба в день, служащие - по 500, дети и иждивенцы - 400 грамм. Увеличились нормы снабжения другими видами продовольствия.

Правда, Дорога Победы действовала в сложнейших условиях. Немецкая артиллерия насквозь простреливала узкий коридор освобожденный советскими войсками, так как путь проходил в 4-5 км от линии фронта. Составы приходилось водить под бомбежкой и артиллерийским огнем. Бывало, что осколки поражали и машинистов, и кочегаров, и кондукторов. Ремонт путей зачастую делался подручными средствами. С наступлением лета составы, вопреки всем существующим правилам, двигались по ступицу в воде. В результате артобстрелов и бомбардировок железнодорожное сообщение часто нарушалось. Основные грузопотоки по-прежнему шли по Дороге жизни через Ладогу. К тому же существовала угроза, что немцы сумеют восстановить положение.

Таким образом, крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной. Значительно было улучшено снабжение города продовольствием и товарами первой необходимости, а промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырьё и топливо. Уже в феврале 1943 года в Ленинграде резко возросла выработка электроэнергии, заметно увеличилось производство вооружения. Восстановление коммуникаций позволило непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, вооружениями и боеприпасами. Это улучшило стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.


Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов у Рабочего поселка №1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда


Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов около Рабочего поселка №5 во время операции по прорыву блокады Ленинграда

После того как войска 67-й и 2-й ударной армии образовали общий фронт и закрепились на новых рубежах, было принято решение продолжить операцию и выйти на рубеж Мустолово – Михайловский (по реке Мойка), а затем захватить Кировскую железную дорогу. 20 января Жуков доложил Сталину план Мгинской операции, подготовленный совместно с Ворошиловым, Мерецковым и Говоровым.

Однако немецкое командование уже успело хорошо подготовиться к возможному советскому наступлению. Заранее подготовленная оборонительная линия защищалась силами 9 дивизий, значительно подкреплённых артиллерией и авиацией. Противник перебросил под Синявино 11-ю и 21-ю пехотную дивизии, до предела оголив остальной фронт: от Новгорода до Погостья, под Ленинградом и Ораниенбаумом у Линдеманна осталось 14 пехотных дивизий. Но риск себя оправдал. К тому же наступающие советские армии были лишены манёвра, и им приходилось атаковать позиции противника в лоб. Соединения советских армий были уже сильно измотаны и обескровлены предшествующими жестокими боями за шлиссельбургско-синявинский выступ. Рассчитывать на успех в таких условиях было сложно.

20 января после артиллерийской подготовки армии пошли в наступление. 67-я армия силами 46-й, 138-й стрелковых дивизий и 152-й танковая бригады нанесла удар юго-восточнее 1-го и 2-го Городков. Армия была должна захватить Мустолово и обойти Синявино с запада. 142-я бригада морской пехоты, 123-я стрелковая бригада наступали на Синявино. 123-я стрелковая дивизия, 102-я стрелковая, 220-я танковая бригады имели задачу сломить сопротивление противника в районе 1-го и 2-го Городков и выйти к Арбузово. Но советские войска встретили мощное сопротивление и не смогли решить поставленные задачи. Успехи были незначительными. Комфронта Говоров решил продолжить атаки и выделили из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады. 25 января войска снова пошли в наступление, но, несмотря на ввод в сражение подкреплений, прорвать немецкую оборону не удалось. Упорные бои продолжались до конца января, но 67-я армия так и не смогла сломить немецкие порядки.

Схожим образом развивались события и на участке 2-й ударной армии. Войска были вынуждены наступать по болотистой местности, что лишило их должной поддержки артиллерии и танков. Немецкие войска, опираясь на сильные позиции, оказывали ожесточённое сопротивление. 25 января 2-я ударная армия смола захватить Рабочий поселок № 6. До конца месяца части армии вели тяжёлые бои за Синявинские высоты, часть рощи Круглой и рощу Квадратную в районе Рабочего поселка № 6. 31 января 80-я стрелковая дивизия даже смогла занять Синявино, но немецкие войска сильной контратакой выбили её. На других участках армия больших успехов не имела.

К концу месяца стало ясно, что наступление провалилось и реализовать план освобождения Невы и Кировской железной дороги пока не выходит. План нуждался в сильной корректировке, позиции немцев на линии: 1-го и 2-го Городков – Синявино – Гайтолово, оказались слишком сильными. Чтобы исключить возможные попытки врага восстановить блокаду, войска 67-й и 2-й ударной армий 30 января перешли к обороне на рубеже севернее и восточнее 2-го Городка, южнее Рабочего Посёлка № 6 и севернее Синявино, западнее Гонтовой Липки и восточнее Гайтолово. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Советское командование начинает готовить новую операцию, которую проведут в феврале 1943 года.


Сообщение Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда

Итоги операции

Советские войска создали «коридор» по берегу Ладожского озера шириной 8–11 км, прорвали длительную вражескую блокаду, которая душила Ленинград. Произошло событие, которого так долго ждали все советские люди. Появилась сухопутная связь между второй столицей СССР и Большой землёй. Были сорваны военно-стратегические замыслы немецкого военно-политического руководства в отношении Ленинграда – город предполагалось «зачистить» от жителей путём длительной блокады, голода. Была сорвана возможность непосредственного соединения немецких и финских войск восточнее Ленинграда. Ленинградский и Волховский фронта получили непосредственную связь, что увеличило их боевые возможности и значительно улучшило стратегическое положение Красной Армии на северо-западном направлении. Таким образом, операция «Искра» стала переломным моментом в битве за Ленинград, с этого момента стратегическая инициатива полностью перешла к советским войскам. Угроза штурма города на Неве была исключена.

Надо отметить, что прорыв блокады Ленинграда стал серьёзным ударом по престижу Третьего рейха в мире. Не зря военный обозреватель британского агентства Рейтер отметил, что «прорыв немецкой укрепленной линии южнее Ладожского озера является таким же ударом по престижу А. Гитлера, как и сокрушительное поражение немецких войск у Сталинграда».

Американский президент Ф. Рузвельт от имени своего народа прислал специальную грамоту Ленинграду «…в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи, изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии».

Советские воины в этом сражении показали возросшее воинское мастерство, нанеся поражение войскам 18-й немецкой армии. За мужество и героизм, проявленные в боях с гитлеровцами, 25 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, около 22 тыс. солдат и командиров были награждены орденами и медалями. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин в приказе от 25 января 1943 г. за успешные боевые действия по прорыву блокады Ленинграда объявил благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, поздравил их с одержанной над врагом победой. За мужество и героизм личного состава 136-я (командир генерал-майор Н. П. Симоняк) и 327-я (командир полковник Н. А. Поляков) стрелковые дивизии были преобразованы соответственно в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии. 61-я танковая бригада (командир полковник В. В. Хрустицкий) была преобразована в 30-ю гвардейскую танковую бригаду, а 122-ю танковую бригаду отметили орденом Красного Знамени.

О том, в каких сложных условиях проходила операция, и о мощи немецкой обороны на этом участке фронта хорошо говорят потери. Советские войска потеряли за период 12-30 января (операция «Искра») 115 082 человек (их них - 33 940 безвозвратные потери). Потери Ленинградского фронта - 41264 человека (12320 - погибшими), а Волховского - 73818 человек (21620 - безвозвратно). За этот же период были потеряны 41 танк (по другим данным, более 200), 417 орудий и минометов и 41 самолет. Немцы сообщают об уничтожении 847 танков и 693 самолетов (за период 12 января - 4 апреля). Советские источники сообщают, что за период 12 – 30 января немцы потеряли более 20 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными. Советские войска 7 дивизий противника.

В то же время советские войска не смогли победоносно завершить операцию. Группа армий «Север» по-прежнему была серьёзным противником, и немецкое командование своевременно отреагировало на потерю шлиссельбургско-синявинского выступа. Советские ударные группировки были ослаблены ожесточёнными боями за сильно укреплённый район и не смогли взломать новую немецкую оборонительную линию. Разгром мгинско-синявинской немецкой группировки пришлось отложить на февраль 1943 года. Ленинград, после прорыва блокады, ещё год находился на осадном положении. Полностью освободить город на Неве от немецкой блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе операции «Январский гром».


Памятник «Разорванное кольцо» Зеленого пояса славы защитников Ленинграда. Авторы мемориала: автор идеи памятника скульптор К.М. Симун, архитектор В.Г. Филиппов, инженер-конструктор И.А. Рыбин. Открыт 29 октября 1966 г.

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было! - Пишет Aki Rama по материалам статьи Д. Байды.

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации, определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года:

«После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…»

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148.478 снарядов. Историки описывают эти события следующим образом:

«Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Кунгуров, путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от реальности на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232.000 выстрелов!

Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили.

С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, чторазрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией.

Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым.

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом:

«Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамваи. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему.

А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх!!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей, но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день!

Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию, пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, найдите военные фото Сталинграда, который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

А вот так выглядел Дрезден после бомбардировки англо-американской авиацией в феврале 1945. Количество бомб сброшенных на город за 2 дня составило около 650 тысяч! Тогда на переполненный беженцами мирный город было сброшено 1 478 тонн фугасных и 1 182 тонны зажигательных бомб.

Как снабжался Кировский завод?

«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, самоходки САУ-152, к 1943 году освоили производство танков ИС-1, ИС-2 и САУ-152. По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев… Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»

Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машино-строительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение. И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё (металл нужных марок тысячами тонн), комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального.

Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию! Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства:

«Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. снарядов и мин, более 3 тыс. полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов…»

Странная блокада получается: 30 августа 1941 года было прервано железнодорожное сообщение с «большой землёй», а осенью 1941 года на Западный фронт были отправлены «свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения…»

Как можно было вывезти из «блокадного» Ленинграда такое колоссальное количество вооружений на Западный фронт, если железнодорожного сообщения уже не было? На плотах и лодках через Ладожское озеро под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии и самолётов, господствовавших в воздухе в то время?

Теоретически такое возможно, но практически очень маловероятно…

Куда девалась продукция Кировского завода?

«Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.

Первый вопрос - по способу доставки из осаждённого города в действующую армию и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное - 58 бронепоездов - всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос - это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!

Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!

«Историки» утверждают, что станки вращали вручную - это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!..»

Снарядов самим не хватало?

”Историки” также утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. Из работ «историков»:

”Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага...”

Всё-таки интересно - у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии?! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации!

Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально задана конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать…

Откуда бралась электроэнергия?

«На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время пишут так:

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций.

Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию.

На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод.

Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская ГЭС вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру - 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатт. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно, 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая. Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт)…

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:
- десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), - 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);
- десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),
- прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),
- много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт…

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.»

Откуда поступало продовольствие?

«Потребность в продовольствии города составляла (2 миллиона 544 тысячи жителей города - без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп - это общевойсковой паёк) - 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагона). Напомню, это без учёта численности войск и флота, и жителей области.

Проведённый 10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон - на 30 суток, мяса и мясопродуктов - на 33 дня, жиров - на 45 суток, сахара и кондитерских изделий - на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).

Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолёты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации.

С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения.

(За 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня. Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили).

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия (Википедия) (ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия (Википедия) (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки - это меньше суточной потребности города)…»

Давайте и мы с вами немножко посчитаем. Для того, чтобы полуторками перевезти 360 000 тонн грузов, необходимо совершить 360 000 / 1,5 = 240 000 поездок, которые были выполнены за 152 дня (округлим до 150 дней, нам здесь высокая точность не нужна). На одни сутки приходится 240 000 / 150 = 1600 поездок. В сутках мы имеем 60 х 24 = 1440 минут.

Из этого следует, что, для того, чтобы обеспечить 1600 поездок в сутки по «дороге жизни», необходимо было, чтобы автомобили двигались днём и ночью с интервалом чуть меньше 1 минуты!

Но ведь «дорогой жизни» был лёд Ладожского озера, расчищенный от снега (по глубокому снегу обычные автомобили ездить не могут). Для езды по льду такой интервал вполне приемлем, ведь лёд - это не асфальт, и превышение нагрузки сразу же приводит к катастрофе и длительной остановке всей колонны.

Если всё было так, как нам сообщают историки и пропагандисты тех времён, то у врага была очень простая задача: периодически постреливать из пушек по озеру и портить дорогу.

Ведь ледяную дорогу испортить очень легко, а вот «отремонтировать» быстро невозможно! Нужно расчищать объезд, а на это нужно несколько часов, ведь трактор туда не пошлёшь — он слишком тяжёл.

Поэтому утверждение о том, что за 152 дня по «дороге жизни» было перевезено 360 тысяч тонн грузов, не кажется правдоподобным хотя бы только в силу приведённых расчётов! А ведь ещё нужно было обеспечивать круглосуточную, ритмичную разгрузку, погрузку и заправку автомобилей, и этот конвейер не должен был останавливаться ни на минуту!

Ещё нужно было иметь достаточно транспорта и горючего, чтобы подвозить то, что нужно отправлять на «большую землю» и вывозить то, что привозилось в окружённый район.

А сколько же автомобилей было задействовано в этой операции? Это можно приблизительно подсчитать.

По карте легко определить, что расстояние, которое нужно было преодолевать по Ладожскому озеру составляет около 30 км. Если мы предположим, что автомобили двигались со скоростью около 30 км в час; добавим 1 час на погрузку и 1 час на разгрузку; то получим, что каждый автомобиль делал 8 рейсов в сутки.

Следовательно, для того, чтобы сделать 1600 рейсов в сутки, нужно было иметь 200 автомобилей.

Конечно, это идеальный расклад. В действительности и время в пути могло быть больше 1 часа, и автомобили выходили из строя по разным причинам. Поэтому для обеспечения указанного объёма перевозок, число автомобилей можно смело увеличить в 2 раза.

И все эти 400 полуторок нужно было постоянно заправлять бензином. Расход топлива у них составлял около 20 литров на 100 км. За сутки каждый автомобиль, проезжавший 480 км, расходовал, как минимум, 100 литров бензина. На весь парк автомобилей каждый день нужно было доставлять не менее 40 тонн бензина...

Эта, работа, вполне выполнимая в мирное время при постоянном и достаточном финансировании, в военное время при постоянном, целенаправленном противодействии противника становится непосильной, почти невыполнимой задачей.

Нет, я не сомневаюсь в том, что попытка организовать снабжение города и области таким образом могла иметь место. Но я абсолютно уверен, что результаты этой работы были совсем другими.

Похоже ли это всё на правду?

«К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъёмностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью).

Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться. Но заводы всё работали и работали (это факт).

Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны, и одну — после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только 636 танков КВ, и эти танки не пробивались немецкими пушками.

Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе…»

На имеющихся картах действительно хорошо видно, что войска Ленинградского и Волховского фронтов были разделены в районе Шлиссельбурга узкой полоской, шириной всего в 12 км!

И поверить в то, что войска этих фронтов, при огромном количестве мощной военной техники и боеприпасов, выпускавшихся в Ленинграде, не имели возможности отбросить немцев от Ладожского озера хотя бы на 20-30 км, просто невозможно!

Мало того, оказывается, в марте 1942 года произошло следующее эпохальное событие:

«29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областейпартизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало и неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам…»

Тем не менее, окружение прорвано не было, и причин этому мы пока не знаем…

ВЫВОДЫ

1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было.

2. Утверждается, что из Ленинграда к октябрю 1942 года было эвакуировано 1,5 млн. человек. Утверждается, что за время блокады в Ленинграде погибло около 1,5 млн. человек. Но перед войной в Ленинграде проживало всего 2,5 млн. жителей. Откуда могли взяться дополнительные 0,5 млн. чтобы погибнуть, и кто же работал 3 года на военных заводах, ежемесячно выпускавших сотни танков, тысячи пушек и миллионы снарядов? Общепринятая статистика по этим вопросам не выдерживает даже элементарного анализа.

3. Если, как утверждается, за 1,5 года из Ленинграда было эвакуировано 1,5 млн. человек, то снабжение продовольствием 1 млн. оставшихся людей было уже не очень трудной задачей. Если бы со снабжением всё было так, как нам рассказывают, то не было бы 1,5 млн. погибших от голода!!!

4. Элементарные подсчёты убедительно показывают, что ни автотранспортом, ни катерами и самолётами невозможно было обеспечить военную промышленность сырьём, материалами, инструментами и комплектующими.

5. Нет никакой информации об обеспечении города и промышленности достаточными мощностями электроэнергии. Для работы военных заводов, которые действительно работали, энергии нужно было в несколько раз больше, чем имелось по официальной информации.

6. Совершенно непонятно, куда девалась большая часть произведённой военной техники, особенно тяжёлой. Если в Ленинграде за 3 месяца было выпущено более 700 тяжёлых танков, то за 30 месяцев блокады их можно было сделать столько, что хватило бы раскатать в пыль всю Европу!

7. Пока нет никаких догадок по поводу причин, по которым немцы не разрушили работавший у них под носом (в 3-х километрах) Кировский завод, выпускавший военную технику всё время «блокады».

8. Так же неясны причины, по которым немцы не разрушили Ленинград артиллерией и авиацией, хотя поначалу имели большое преимущество в этих видах вооружений.

9. Нет вразумительных объяснений тому, что окружение района не было прорвано советскими войсками. Ленинградский и Волховский фронты в районе Шлиссельбурга разделяла полоска шириной всего в 12 км! Партизаны привозили продовольствие на телегах, а регулярные войска ничего не могли сделать. Абсурд!

10. Очень похоже на то, что вариации на тему «блокады» Ленинграда призваны замаскировать нечто, гораздо более серьёзное, чем то, что нам известно из общедоступной информации. Вполне возможно, что в то время происходили совсем другие события, для сокрытия которых не остановились перед миллионными жертвами, и которые тщательно скрывают до сих пор…

ПОСТСКРИПТУМ

С историей Второй мировой войны нам предстоит ещё разбираться и разбираться.

В ней много непонятных моментов. Непонятно, каким видом оружия германские войска уничтожили к зиме 1941 года около 20.000 (двадцати тысяч) танков РККА, при этом сами имели только 4171 танков и САУ.

Непонятно, как РККА потеряла ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104.840 танков и САУ, при этом, большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно.

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто, и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства, что вся эта блокада специально была организована так, чтобы убить как можно больше людей.

Одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны считается блокада Ленинграда. История сохранила множество фактов, свидетельствующих об этом ужасном испытании в жизни города на Неве. Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков почти 900 дней (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице перед началом войны, за время блокады только от голода умерло более 600 000 человек, ещё несколько десятков тысяч горожан погибло от бомбёжек. Несмотря на катастрофическую нехватку продовольствия, сильные морозы, отсутствие тепла и электричества, ленинградцы мужественно выстояли перед фашистским натиском и не отдали врагу свой город.

О блокадном городе сквозь десятилетия

В 2014 году в России отмечалось 70-летие блокады Ленинграда. Сегодня, как и несколько десятилетий тому назад, русский народ высоко чтит подвиг жителей города на Неве. О блокадном Ленинграде написано большое количество книг, снято множество документальных и художественных фильмов. Про героическую оборону города рассказывают школьникам и студентам. Чтобы лучше представить себе положение людей, оказавшихся в окружённом фашистскими войсками Ленинграде, предлагаем вам ознакомиться с событиями, связанными с его осаждением.

Блокада Ленинграда: интересные факты о значении города для захватчиков

Для захвата советских земель у гитлеровцев был разработан В соответствии с ним фашисты планировали за несколько месяцев завоевать европейскую часть СССР. Городу на Неве в процессе оккупации отводилась важная роль, ведь Гитлер считал, что если Москва - это сердце страны, то Ленинград - его душа. Фюрер был уверен, что как только северная столица падёт под натиском немецко-фашистских войск, боевой дух огромного государства ослабнет, и после этого его с лёгкостью можно будет завоевать.

Несмотря на сопротивление наших войск, гитлеровцам удалось значительно продвинуться вглубь страны и окружить город на Неве со всех сторон. 8 сентября 1941 года вошло в историю как первый день блокады Ленинграда. Именно тогда все сухопутные пути из города были перерезаны, и он оказался в окружении врага. Ежедневно Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам, однако не сдавался.

Северная столица находилась в блокадном кольце почти 900 дней. За всю историю существования человечества это была самая длительная и страшная осада города. что перед началом блокады часть жителей удалось эвакуировать из Ленинграда, в нём продолжало оставаться большое количество горожан. На долю этих людей выпали страшные мучения, и далеко не всем им удалось дожить до освобождения своего родного города.

Ужасы голода

Регулярные авиаудары - это не самое ужасное, что довелось пережить ленинградцам во время войны. Запаса продуктов в осаждённом городе оказалось недостаточно, и это привело к страшному голоду. Завозить продовольствие из других населённых пунктов мешала блокада Ленинграда. Интересные факты оставили горожане об этом периоде: местное население падало в прямо на улице, случаи каннибализма уже никого не удивляли. С каждым днём фиксировалось всё больше смертей от истощения, трупы лежали на городских улицах, и их некому было убирать.

С началом блокады ленинградцам стали выдавать по которым можно было получить хлеб. С октября 1941 года суточная норма хлеба для работников составляла 400 г на человека, а для детей до 12 лет, иждивенцев и служащих - 200 г. Но и это не спасло горожан от голода. Продовольственные запасы стремительно сокращались, и уже к ноябрю 1941 года суточную порцию хлеба были вынуждены уменьшить до 250 г для работников и до 125 г для остальных категорий граждан. Из-за нехватки муки он состоял наполовину из несъедобных примесей, был чёрным и горьким. Ленинградцы не жаловались, ведь для них кусочек такого хлеба был единственным спасением от смерти. Но голод не продолжался все 900 дней блокады Ленинграда. Уже в начале 1942 года суточные нормы хлеба повысились, а сам он стал более качественным. В середине февраля 1942 года жителям города на Неве впервые выдали в пайке замороженное баранье и говяжье мясо. Постепенно продовольственное положение в северной столице удалось стабилизировать.

Аномальная зима

Но не только голодом запомнилась горожанам блокада Ленинграда. История содержит факты того, что зима 1941-1942 годов была необычайно холодной. Морозы в городе стояли с октября по апрель и были гораздо сильнее, чем в предыдущие годы. В некоторые месяцы столбик термометра опускался до -32 градусов. Усугубляли ситуацию и обильные снегопады: к апрелю 1942 года высота сугробов составила 53 см.

Несмотря на аномально холодную зиму, из-за нехватки топлива в городе не удалось запустить централизованное отопление, отсутствовало электричество, было отключено водоснабжение. Чтобы хоть как-то обогреть жильё, ленинградцы использовали печки-буржуйки: в них жгли всё, что могло гореть - книги, тряпки, старую мебель. Измученные голодом люди не выдерживали холодов и умирали. Общее количество горожан, погибших от истощения и морозов, к концу февраля 1942 г. превысило 200 тысяч человек.

По «дороге жизни» и жизнь в окружении врага

Пока не произошло полное снятие блокады Ленинграда, единственным путём, по которому эвакуировали жителей и снабжали город, оставалось Ладожское озеро. По нему зимой переправляли грузовики и конные обозы, а в летнее время круглосуточно ходили баржи. Узкая дорога, совершенно не защищённая от бомбардировок с воздуха, была единственной связью блокадного Ленинграда с миром. Местные жители называли Ладожское озеро «дорогой жизни», ведь если бы не оно, жертв фашистов было бы несоизмеримо больше.

Около трёх лет длилась блокада Ленинграда. Интересные факты этого периода указывают на то, что, несмотря на катастрофическое положение, в городе продолжалась жизнь. В Ленинграде даже во время голода выпускалась военная техника, были открыты театры и музеи. Боевой дух горожан поддерживали знаменитые писатели и поэты, которые регулярно выступали по радио. К зиме 1942-1943 годов ситуация в северной столице была уже не такой критичной, как раньше. Несмотря на регулярные бомбёжки, жизнь в Ленинграде стабилизировалась. Заработали заводы, школы, кинотеатры, бани, удалось восстановить водоснабжение, по городу начал ходить общественный транспорт.

Любопытные факты об Исаакиевском соборе и кошках

По самый последний день блокады Ленинграда он подвергался регулярным артобстрелам. Снаряды, сравнявшие с землёй многие сооружения в городе, облетали стороной Исаакиевский собор. Неизвестно, почему фашисты не трогали здание. Существует версия, что они использовали его высокий купол в качестве ориентира для обстрела города. Подвал собора служил ленинградцам хранилищем для ценных музейных экспонатов, благодаря чему их удалось сберечь в целости до самого окончания войны.

Не только фашисты были проблемой для горожан, пока длилась блокада Ленинграда. Интересные факты свидетельствуют о том, что в северной столице в огромном количестве развелись крысы. Они уничтожали те мизерные запасы продовольствия, которые оставались в городе. Для того чтобы спасти население Ленинграда от голодной смерти, в него по «дороге жизни» из Ярославской области было переправлено 4 вагона дымчатых котов, считающихся лучшими крысоловами. Животные достойно справились с возложенной на них миссией и постепенно уничтожили грызунов, спася людей от очередного голода.

Избавление города от вражеских сил

Освобождение Ленинграда от фашистской блокады произошло 27 января 1944 года. Советским войскам после двухнедельного наступления удалось отбросить гитлеровцев от города. Но, несмотря на поражение, захватчики ещё около полугода осаждали северную столицу. Окончательно оттеснить врага от города удалось только после Выборгской и Свирско-Петрозаводской наступательных операций, проведённых советскими войсками летом 1944 года.

Память о блокадном Ленинграде

27 января в России отмечается день, когда произошло полное снятие блокады Ленинграда. В эту памятную дату руководители страны, церковные служители и простые граждане приходят на в Санкт-Петербурге, где в покоится прах сотен тысяч ленинградцев, погибших от голода и артобстрелов. 900 дней блокады Ленинграда навсегда останутся чёрной страницей в отечественной истории и будут напоминать людям о бесчеловечных преступлениях фашизма.

первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны, вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады

Наступавшие на Ленинград немцы и их союзники ставили категорической целью его полное уничтожение. Ставка советского командования допускала возможность сдачи города и заблаговременно начала эвакуацию ценностей и промышленных объектов.

Жители города не знали ничего о планах ни одной из сторон, и это делало их положение особенно тревожным.

О "войне тактик" на Ленинградском фронте и как это отражалось на блокадном городе - в материале ТАСС.

Немецкие планы: война на уничтожение

Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии - союзника и партнера Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда.

В сентябре 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти прямо заявил германскому посланнику в Хельсинки: "Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город".

Верховное главнокомандование сухопутных войск вермахта (ОКХ), отдавая 28 августа 1941 года приказ на окружение Ленинграда, определяло задачи наступавшей на город группы армий "Север" как максимально плотное окружение. При этом наступления на город силами пехоты не предусматривалось.

Вера Инбер, советская поэтесса и прозаик

10 сентября в Ленинград прибыл с особой миссией первый заместитель наркома НКВД СССР Всеволод Меркулов, который вместе с Алексеем Кузнецовым, вторым секретарем обкома партии, должен был подготовить комплекс мероприятий на случай вынужденной сдачи города противнику.

"Без всяких сантиментов советское руководство понимало, что борьба может развиваться в том числе и по самому негативному сценарию", - уверен исследователь.

Историки считают, что ни Сталин, ни командование Ленинградского фронта не знали об отказе немцев от планов штурмовать город и о переброске наиболее боеспособных частей 4-й танковой армии Гепнера на московское направление. Поэтому вплоть до снятия блокады этот план специальных мероприятий по выводу из строя важнейших стратегических объектов в городе существовал и периодически проверялся.

"В записных книжках Жданова (первый секретарь Ленинградского обкома ВКПб. - Прим. ТАСС ) на конец августа - начало сентября есть запись о том, что необходимо создавать нелегальные резидентуры в Ленинграде, имея в виду, что возможность продолжения борьбы с нацистами, с оккупантами может происходить в условиях, когда город будет сдан", - рассказывает Никита Ломагин.

Ленинградцы: в кольце неведения

Ленинградцы следили за развитием событий с первых дней войны, пытаясь предугадать судьбу родного города. Битва за Ленинград началась 10 июля 1941 года, когда гитлеровские войска перешли тогдашнюю границу Ленинградской области. Блокадные дневники свидетельствуют о том, что уже 8 сентября, когда город был подвергнут массированному артобстрелу, большинство горожан догадались о том, что враг рядом и трагедии не избежать. Одним из главенствующих настроений этих месяцев были тревога и страх.

"Большинство горожан очень плохо представляли себе ситуацию в городе, вокруг города, на фронте, - говорит Никита Ломагин. - Эта неопределенность была характерна для настроений горожан в течение достаточно долгого времени". В середине сентября о тяжелой ситуации на фронте ленинградцы узнавали от военных, которые оказывались в городе для передислокации и по другим причинам.

С начала сентября в связи с очень тяжелым положением с продовольствием стали меняться правила работы системы снабжения.

Ленинградцы говорили, что из магазинов исчезли не только продукты, но даже их запах, и теперь в торговых залах пахло пустотой. "Население стало думать о каких-то дополнительных путях поиска продовольствия, о новых стратегиях выживания", - поясняет историк.

"Во время блокады было очень много предложений снизу, со стороны ученых, инженеров, изобретателей, как решать те проблемы, с которыми город столкнулся: с точки зрения транспорта, с точки зрения разного рода заменителей продовольствия, заменителей крови", - говорит Никита Ломагин.

Особенно подействовал на горожан пожар на Бадаевских складах в первый день блокады, где сгорело 38 продовольственных складов и кладовых. Запас продовольствия на них был невелик и его могло хватить городу максимум на неделю, однако по мере ужесточения пайков ленинградцы все больше укреплялись в уверенности о том, что именно этот пожар стал причиной массового голода в городе.

хлебное зерно и мука - на 35 суток;

крупа и макароны - на 30 суток;

мясо и мясопродукты - на 33 дня;

жиры - на 45 суток.

Нормы выдачи хлеба на тот момент составляли:

рабочим - 800 г;

служащим - 600 г;

иждивенцам и детям - 400 г.

Настроения горожан ухудшались по мере изменений на фронте. К тому же противник активно проводил в городе пропагандистскую деятельность, из которой особенно распространена была так называемая пропаганда шепотом, распространявшая слухи о непобедимости немецкой армии и поражении СССР. Свою роль играл и артиллерийский террор - постоянные массированные обстрелы, которым город подвергался с сентября 1941-го и до снятия блокады.

Историки говорят, что совокупность трагических обстоятельств, нарушивших нормальное течение жизни ленинградцев, достигла пика к декабрю 1941 года, когда нормы продовольствия стали минимальными, из-за нехватки электричества встало большинство предприятий, практически перестал работать водопровод, транспорт, другая городская инфраструктура.

"Эта совокупность обстоятельств - это то, что мы и называем блокадой, - говорит Никита Ломагин. - Это не просто окружение города, это дефицит всего на фоне голода, холода и артобстрелов, прекращение функционирования традиционных для мегаполиса связей между работниками, инженерами, предприятиями, учителями, учреждениями и так далее. Разрыв этой ткани жизни - это был чрезвычайно тяжелый психологический удар".

Единственное звено, соединявшее городское пространство в условиях блокады, - ленинградское радио, которое, по выводам исследователей, объединяло и смыслом борьбы, и объяснением того, что происходит.

"Люди желали узнавать новости, получать информацию, эмоциональную подпитку и не чувствовать себя одиноко", - говорит Ломагин.

С конца сентября 1941 года, отмечают историки, горожане стали ждать скорого снятия блокады. Никто в городе не мог поверить, что она продлится долго. Эту веру укрепляли первые попытки деблокады Ленинграда, предпринятые в сентябре-октябре 1941 года, позднее - успех Красной Армии под Москвой, после которого ленинградцы ждали, что вслед за столицей гитлеровцы будут отброшены и от города на Неве.

"В то, что это надолго, никто в Ленинграде так и не поверил вплоть до самого января 1943 года, когда блокада была прорвана, - говорит исследователь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Ирина Муравьева. - Ленинградцы постоянно ждали прорыва и деблокады города".

Фронт стабилизировался: кто победил?

Фронт под Ленинградом стабилизировался 12 сентября. Немецкое наступление было остановлено, однако гитлеровское командование продолжало настаивать на том, чтобы кольцо блокады вокруг города сжималось теснее, и требовало от союзников-финнов выполнения условий плана "Барбаросса".

Он предполагал, что финские части, обогнув Ладожское озеро с севера, встретятся с группой армий "Север" в районе реки Свирь и тем самым замкнут второе кольцо вокруг Ленинграда.

"Избежать блокады Ленинграда в тех условиях было невозможно", - считает Вячеслав Мосунов.

"Вплоть до начала Великой Отечественной войны оборона Ленинграда строилась в первую очередь с условием того, что враг будет наступать с севера и запада, - отмечает историк. - Ленинградский военный округ, имевший самую обширную территорию, с самого начала боевых действий был ориентирован на оборону северных подступов к городу. Это было следствием предвоенных планов".

Александр Верт, британский журналист, 1943 год

Вопрос об объявлении Ленинграда открытым городом никогда не мог возникнуть, как это было, например, с Парижем в 1940 году. Война фашистской Германии против СССР была войной на истребление, и немцы никогда не делали из этого секрета.

Кроме того, местная гордость Ленинграда носила своеобразный характер - горячая любовь к самому городу, к его историческому прошлому, к связанным с ним замечательным литературным традициям (это в первую очередь касалось интеллигенции) соединялась здесь с великими пролетарскими и революционными традициями рабочего класса города. И ничто не могло крепче спаять эти две стороны любви ленинградцев к своему городу в одно целое, чем нависшая над ним угроза уничтожения.

В Ленинграде люди могли выбирать между позорной смертью в немецком плену и почетной смертью (или, если повезет, жизнью) в собственном непокоренном городе. Также ошибкой была бы попытка проводить различие между русским патриотизмом, революционным порывом и советской организацией или спрашивать, который из этих трех факторов сыграл более важную роль в спасении Ленинграда; все три фактора сочетались в том необыкновенном явлении, которое можно назвать "Ленинградом в дни войны".

"Для немецкого командования наступление обернулось фактическим военным поражением, - отмечает Вячеслав Мосунов. - Из состава 4-й танковой группы только один 41-й моторизованный корпус смог полностью выполнить свою задачу без дополнительной помощи. Ему удалось прорвать оборону 42-й армии, выполнить задачу по захвату Дудергофских высот. Однако использовать его успех противник оказался не в состоянии".

Две сестры моей бабушки жили в Ленинграде, когда фашисты окружили город. Одна погибла при бомбежке: рыть окопы на окраине города было необходимо, но опасно. Вторая же каким-то чудом пережила это жуткое время. Я была совсем маленькой, когда мы ездили к ней в Ленинград, но помню старенькую, маленькую бабушку и ее добрые и очень грустные глаза. Поэтому я с особым интересом изучала все, что мне встречалось о блокаде города на Неве.

По Дороге жизни

Ленинград, наверное, один из первых населенных пунктов, на которых споткнулся немецкий план стремительной войны. Ведь новый 1942 год Гитлер намечал встречать в Москве. Ленинград же планировалось разрушить совсем, снести с лица земли. И 8 сентября 1941 года армия Германии отрезала все сухопутные дороги к городу. Единственной ниточкой, соединявшей город с большой землей, было Ладожское озеро, которое простреливалось вражеской артиллерией. По Дороге жизни, так назывался путь, пролегавший по озеру, доставлялись в город:

  • продукты питания;
  • боеприпасы для армии;
  • медикаменты.

В это время в Ленинграде проживало около трех миллионов человек. Продовольственных запасов в городе оказалось немного. Продуктовые карточки были введены еще летом, практически сразу после начала войны. Но с первых дней блокады нормы выдаваемых продуктов стали резко уменьшаться. Быстро наступил голод. Особенно тяжелой стала лютая зима 1941–1942 годов.

Как долго продолжалась блокада

Когда я читаю подробности того, что происходило в это время в городе, меня бросает в дрожь. В то же время поражает, как люди в такой ситуации находили в себе силы верить в победу, в освобождение, работать, писать картины и музыку. Почти все 900 блокадных дней в городе не переставали работать театры, не прекращало вещание радио, на заводах делали танки, орудия и боеприпасы для фронта.

Только в январе 1944-го удалось освободить город. Почти 900 дней, точнее 871 день, длилась блокада Ленинграда, но город не сдался...


Бывая в Санкт-Петербурге, я обязательно посещаю Пискаревское кладбище, мемориал, где похоронены жители и защитники блокадного города.