Сложноподчиненное предложение с примерами. Сложноподчиненные предложения примеры со схемами

Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Такое предложение состоит из двух частей: главной и подчиненной (придаточной ). Придаточная часть может стоять перед главной, после нее или внутри нее. Части сложного предложения отделяются запятой.

Подчинительные союзы НЕ являются членами предложения. Союзные слова являются членами придаточной части сложного предложения.

Как отличить союз от союзного слова?

1. Союз можно опустить или заменить синонимом. Союзное слово можно заменить только самостоятельным словом.

2. К союзному слову можно поставить вопрос и можно определить, каким членом предложения оно является.

3. На союзное слово падает логическое ударение.

Слов что, как, когда могут быть и союзами, и союзными словами.

Виды сложноподчиненных предложений

Определительные

Изъяснительные

Обстоятельственные

поясняют имя существительное или местоимение главной части

поясняют слово (чаще всего сказуемое) главной части

обозначают место, время, цель, причину и др. того, о чем сообщается в главной части

отвечают на вопросы определения

отвечают на падежные вопросы

отвечают на вопросы обстоятельств

стоит всегда после определяемого слова

чаще всего стоит после главной части


Я понял – этот тот самый дом, где я хотел бы прожить всю жизнь.

Сестра решила узнать, подходит ли это лекарство для лечения простуды .

Когда я легла спать , в дверь постучали.

Виды придаточных предложений

Вопросы

Союзы

(НЕ являются членами предложения)

Союзные слова

Указательные слова

(являются членами предложения)

Определительные

какой, который, каков, чей, кто, что, где

тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой

Изъяснительные

вопросы косвенных падежей

что, чтобы, как, будто, как будто, словно

кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько

Обстоятельст-венные

места

где, куда, откуда

там, туда, оттуда, везде, всюду

времени

как долго?

с каких пор?

до каких пор?

на сколько времени?

когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, до того как, после того как

тогда, до тех пор

сравнения

насколько?

как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем - тем

так, настолько

образа действия и степени

как? каким образом? в какой мере? до какой степени?

что, чтобы, как, как будто, словно, точно

как, насколько

так, такой, таким образом, настолько

цели

зачем? с какой целью? для чего?

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы

для того, затем, с тем

условия

при каком условии?

если, когда, кабы, ежели, коли (коль)

в том случае, тогда

причины

по какой причине?

потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что

потому, оттого, ввиду того, вследствие того

следствия

что из этого следует?

уступки

несмотря на что?

вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что

В русском языке можно выделить особую группу сложноподчиненных предложений, придаточные части которых не являются ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это предложения с придаточными присоединительными . Они содержат дополнительное, добавочное сообщение к содержанию главной части. К ним нельзя поставить вопрос.

Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно 19 июня 2015

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

Видео по теме

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.


Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».


СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).


Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

СПП – это конструкции, состоящие из 2 и более предикативных частей, связных подчинительной связью (с помощью союзов и союзных слов).

*** К истории вопроса:

История изучения СПП начинается с работ Ф.И. Буслаева. Он отождествлял ПЧ с членами предложения. Т.о.., Буслаев выделял подлежащные (Тот, кто идет мне навстречу. хорошо мне знаком), сказуемостные (Каков поп, таков и приход), определительные, дополнительные и обстоятельственные ПЧ.

Ф.Ф. Фортунатов делил в зависимости от средств связи на союзные и местоименные.

Н.С. Поспелов и его последователи (Белошапкова, Максимов) избирают за основание для классификации структурно-семантический принцип. Учитываются средства связи как в ПЧ, так и в ГЧ. Поспелов также находит место для БСП в системе СПП. Именно классификация Поспелова лежит в основе современной классификации.

Специфика СПП в том, что между частями СП обнаруживаются отношения неравноправия. Одна часть оказывается грамматической доминантой, другая – подчиненной частью, зависимой только в грамматическом отношении, но не в смысловом.

СПП различаются характером синтаксической связи между придаточной и главной частями : Сс присловной, соотносительной (коррелятивной) и прифразовой связью.

По структуре СПП делятся на расчлененные (двучленные предложения, т.е. предложения с прифразовой связью) и нерасчлененные (одночленные предложения, это предложения с присловной и соотносительной связью).

Семантико-структурная классификация может быть представлена следующим образом: сложноподчиненные предложения с придаточной частью

Определительной,

Изъяснительной,

Обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, степени, меры, условной, уступительной, следствия, цели);

Сложноподчиненные предложения с придаточной присоединительной;

Сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной;

Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями;

Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями.

1. Спп с присловной связью

Это предложения, в которых придаточные обнаруживают присловную зависимость, т.е. распространяют слово как лексико-морфологическую единицу, такие сложноподчиненные предложения по сути своей как бы находятся на границе между простыми и сложными предложениями, и отношения между частями в них напоминают отношения словоформ в составе словосочетания.

В конструкциях с присловной связью можно выделить контактную рамку, т.е. место соединения главной и придаточной части.

Это [дом, который] построил Джек.

К предложениям с присловной связью относятсякак к самому древнему и поэтому наиболее богатому с т.зр. ср-в связи типу предложений.

К СПП с присловной связью относятся:

1.1. СПП с прид. ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ

Ср-ва связи : союзы что, чтобы (в сочетании с глаголом прош. вр. – усл. накл.), как и все союз. слова (мест.-нар. зачем, почему, как, когда и др., отн. мест. кто, чей, который, каков и др.), союз. частица ли (может располагаться дистантно по отношению с контактным словом).

Контактным словом в главной части являются глаголы (со значением речи, мысли и интеллектуального действия, чувств и воздействия, волеизъявления, модальные глаголы и др.), требующие обязательного восполнения, краткие прилагательные и слова категории состояния.

Часто прид. изъясн. передает косвенную речь, поэтому активно используются союзные слова.

Прид. часть (ПЧ) обычно располагается в постпозиции, но может находиться в интерпозиции (Проверьте, правильно ли напечатаны ваши данные, и распишитесь ) и перед гл. частью (ГЧ) (Когда начнутся экзамены, студенты не знали ).

1.2. СПП с прид. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ

Ср-ва связи : союзы что, чтобы и все союз. слова.

Контактным словом является существительное.

Опред. СПП делятся на

Опред.-выделительные

Подчеркивается индивидуальность предмета, входящего в ряд однородных (Это была та маршрутка, которую я ждал. )

Опред.-описательные

Это был человек, чей взгляд меня смущал.

В большинстве случает союзы и союзные слова находятся контактно . Исключение составляет союзное слово который , оно может находиться дистантно

если относится к деепр. обороту: Это задача, решив которую можно двигаться дальше

если относится к инфинитиву: Это задачи, решить которые мы с вами обязаны.

ПЧ находится в постпозиции или в интерпозиции, но никогда не в препозиции (в кодифицированной речи).

1.3. СРАВНИТЕЛЬНО-ОБЪЕКТНЫЙ тип прид. (КОМПАРАТИВНЫЙ)

Ср-ва связи : союзы чем, нежели .

Контактное слово:

Сравнительная степень прилагательного или наречия: Его взгляд был теплее, чем вчера; Мы натопили комнату теплее, чем вчера

Слова местоименного происхождения иной, другой, иначе, по-другому: Теперь я думаю иначе, чем три года назад

Любая часть с союзами чем и нежели – придаточная часть, а не сравнительный оборот.

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Сложные предложения, это общеизвестно, представляют собой структуры, в которые входит более одного простого предложения. разделяются на три вида:

  • сложные бессоюзные (СБП),
  • сложносочиненные (ССП),
  • сложноподчиненные предложения (СПП).

Каждый вид имеет собственные особенности, но в речи их роль похожа: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, так же как бессоюзные, делают речь максимально информативной, позволяют передать разные семантические отношения, выразить стилистические особенности речи. ССП, СБП, СПП чаще всего употребляются в книжной речи. Для они часто оказываются громоздкими.

Сложноподчиненные предложения - один из самых сложных и разнообразных видов синтаксических конструкций.

Называют ССП такую синтаксическую конструкцию, в которой части связаны или союзными словами. Из этого вытекает, что в СПП части не равноценны. Зависимая часть называется придаточным предложением. Та часть, которой она подчиняется - главной. Союз или союзное слово входят в придаточное. (Когда ему стало жарко , Максим вышел на балкон. Она не пришла на праздник, потому что настроение было испорчено .)

Части СПП связаны структурно и по смыслу. Часто случается так, что главная часть просто непонятна, а потому не может существовать без придаточной. (Она чувствовала, что ее глупая выходка еще будет иметь последствия . Я тот, кто прекратит, наконец, это безобразие ).

В зависимости от союзов и значения придаточной части, сложноподчиненные предложения делятся на виды. Некоторые филологические школы делят придаточные предложения на две группы: определительные и дополнительные. Однако большинство ученых придерживаются другого мнения, подразделяя сложноподчиненные предложения на 10 видов по значению придаточных. Именно эта классификация изучается в школе.

Отвечают на вопрос (Какой?). В них придаточные присоединяются союзами (куда, откуда, который, чей и пр.) либо союзными словами (чтобы, словно, точно, будто).

*Примечание. Союзные слова являются членами предложения, союзы - не являются.

Примеры. Из квартиры напротив доносились крики (какие?), которые не давали уснуть. В окно виднелась равнина (какая?), откуда изредка доносилось непонятное громыхание. Я видел ее такой (какой?), будто она только сошла с фотографии.

Сложноподчиненные предложения с для связи частей используют союзы (как, что, чтобы, будто), союзные слова (кто, откуда, как). Придаточные в них отвечают на это главная примета придаточных изъяснительных. (Она еще раз уверилась в том (в чем?), что делегация задерживается. Она вернула поцелуй тому (кому?), кто так долго этого ждал. ).

Сложноподчиненные с придаточными образа действия (Как? В какой степени? Насколько?) используют союзы (как, словно, точно и пр.), союзные слова (насколько). (Он подготовился настолько (насколько?), насколько позволяло время и его скудный ум. )

Придаточные места (Где? Откуда?) используют союзные слова (где, там, куда и им подобные) (Я буду жить там (Где?), где солнце каждый день ныряет в море .)

Придаточные времени (Во сколько? Насколько?) присоединяются при помощи относительных слов (до тех пор пока, когда, прежде и т.п.) (Я буду повторять до тех пор (До каких пор? Сколько?), пока ты не запомнишь. )

Существуют другие виды сложноподчиненных предложений - это подчиненные с придаточными

Условия (Я прощу тебя (при каком условии?), если ты исправишь свою ошибку.)

Причины (Я очень удивилась, по той причине, что не была готова к его выходке.)

Цели (Я вернусь, чтобы мы могли сделать мир прекраснее. )

Сравнительными (Мы так обрадовались, как будто Вера была нам родней. )

Уступительными (У него все валилось из рук, как бы Сенька не старался. Вопреки шепоту, сопровождавшему ее повсюду, Нелли ходила с гордо поднятой головой.)

Следствия (Он раскричался, так что дело принимало плохой оборот. )

Присоединительные (Он был неправ, в чем и поспешил добровольно признаться.)