Прорвано блокадное кольцо ленинграда. День прорыва блокады ленинграда

МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Андрей Станавов. Разгром семи немецких дивизий и сухопутный коридор, пробитый вдоль берега Ладоги к задыхающейся в осаде северной столице, — в четверг, 18 января, исполняется ровно 75 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда. Войска Волховского и Ленинградского фронтов мощными ударами навстречу друг другу рассекли оборону вермахта и за несколько дней отбросили противника от берега Ладоги на 12 километров. Немцы в этой битве потеряли около 30 тысяч убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Спустя три недели после прорыва проложили железную дорогу, и в Ленинград пошли первые поезда с продовольствием и боеприпасами, улучшилась подача электроэнергии. О том, как советским войскам в ходе операции "Искра" удалось перекусить стальной ошейник гитлеровских дивизий, душивший город с сентября 1941-го, — в материале РИА Новости.

Неприступные километры

К решению об очередной попытке прорыва блокады Ленинграда ставка ВГК пришла на волне успехов советских войск под Сталинградом. Масштабное контрнаступление и окружение группировки Паулюса зимой 1942-го в корне переломило ситуацию на фронте, создав хорошие предпосылки для новых стратегических операций.

Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров оккупированной земли, вдоль и поперек перепаханной немецкими траншеями и противотанковыми рвами. Этот район лучше всего подходил для нанесения двух стремительных встречных ударов — с запада (изнутри кольца) и с востока.

За годы блокады вермахт успел здесь основательно окопаться. Так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой мощный укрепрайон, удерживаемый пятью прекрасно вооруженными и укомплектованными дивизиями группы армий "Север". Опасаясь прорыва, противник стянул сюда 700 орудий и минометов, а также до полусотни танков. Оборону в районе держал 26-й армейский корпус генерала Лейзера и части 54-го корпуса.

Многочисленные дзоты, опорные пункты и закопанные в грунт трофейные советские танки соединялись широкими валами из бревен и земли. Политые водой, валы схватывались на морозе и становились прочными, как бетон. Пространство между узлами сопротивления было перетянуто колючей проволокой, плотно заминировано и простреливалось перекрестным огнем. Сверху все это хозяйство прикрывали "Юнкерсы" и "Мессершмиты" 1-го воздушного флота люфтваффе.

Место встречи изменить можно

Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные "кулаки" под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й (Ленинградский фронт) и 14-й (Волховский фронт) воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота.

Блокада Ленинграда, "доска Маннергейма" и забытые уроки истории Петербуржец Павел Кузнецов через суд требует признать незаконной установку мемориальной доски маршалу Карлу Маннергейму. Представляющий интересы Кузнецова в суде юрист Илья Ремесло обращает внимание на исторические и правовые факты об участии финских военных в блокаде Ленинграда.

Атаковать условились одновременно с двух направлений, причем войска обоих фронтов по плану должны были встретиться у Рабочих поселков № 2 и 6. Если бы одна из сторон вышла туда раньше другой, то следовало прорываться дальше, до встречи со своими. Чтобы скрыть от противника подготовку наступления, технику и личный состав перемещали только ночью или в нелетную погоду, все обсуждения и совещания проходили в условиях абсолютной секретности. Историки отмечают, что полной картиной предстоящего удара владели не более полутора десятков человек. Это помогло — немцы чувствовали неладное, но до последнего не знали, когда и куда именно ударят русские.

© Инфографика


© Инфографика

Усиленные для прорыва 2-я ударная армия генерал-лейтенанта Романовского (Волховский фронт) и 67-я армия генерал-майора Духанова (Ленинградский фронт) были готовы к бою еще 1 января 1943-го, но в планы военных вмешалась погода. Из-за оттепели раскисли торфяные болота, а на Неве, через которую предстояло переправляться, подтаял лед. Операцию пришлось отложить на две недели.

Сталин так беспокоился за успех предстоящего наступления, что срочно отозвал с Воронежского фронта и отправил под Ленинград генерала армии Георгия Жукова, поручив ему координировать операцию. Тот проинспектировал части и пришел к выводу, что танков, пушек и боеприпасов на направлении главного удара все же недостаточно. Кроме того, он выявил ряд недочетов в тактике. С одобрения Сталина запасы снарядов пополнили, технику между подразделениями перераспределили более грамотно.

Битва у Ладоги

Утро 12 января. На участках прорыва загрохотали первые залпы советской артиллерии. Позиции немцев почти два с половиной часа методично утюжат из сотен сухопутных и корабельных стволов, по штабам и опорным пунктам массированно работает авиация. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп. Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем.

Тяжелых и средних танков у наступающих нет — их не выдержал бы тонкий лед, поэтому приходится довольствоваться поддержкой легких Т-60, БТ-5, Т-26 и бронеавтомобилями. Они, словно картонные, вспыхивают под ударами бронебойных снарядов противотанковых пушек гитлеровцев. Вскоре наступление 67-й армии захлебывается, к концу дня удается вклиниться в оборону противника всего на три километра. Темпы прорыва снижают непроходимые торфяники и минные поля.

Не легче обстановка и с внешней стороны кольца, в полосе атаки 2-й ударной, идущей с востока. На левом фланге наступают части 8-й армии. Немцы яростно сопротивляются. Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на пару-тройку километров к западу. Вскоре бойцы 327-й стрелковой овладели особо укрепленным опорным пунктом гитлеровцев — рощей "Круглая". Это первый сокрушительный удар по всей системе немецкой обороны в этом районе. Понимая серьезность ситуации, немецкое командование экстренно затыкает зоны прорыва тремя свежими пехотными дивизиями. Начинаются бесконечные изматывающие контратаки. Под угрозой окружения некоторые прорвавшиеся части 67-й армии откатываются назад.

Примечательно, что именно здесь, в ходе операции "Искра" под Ленинградом, советские войска впервые подбили и захватили новейшие немецкие тяжелые танки Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 — легендарные "Тигры", которые затем тщательно изучат специалисты в Кубинке.

Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка.

Рвущиеся навстречу друг другу войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяет лишь пара километров. Гитлеровцы лихорадочно перебрасывают с юга еще две дивизии — пехотную и эсэсовскую с говорящим названием "Полицай". Они с колес ввязываются в битву, но остановить стремительно смыкающиеся клещи двух советских ударных группировок уже не могут.

Утром 18 января части Ленинградского и Волховского фронтов встречаются в Рабочих поселках № 5 и № 1. Кольцо вокруг Ленинграда разорвано.

Коридор жизни

В тот же день ударные советские подразделения выбивают немцев из Шлиссельбурга, зачищают южный берег Ладоги, расширяют пробитый коридор до 8-11 километров и единым фронтом разворачиваются на юго-запад, в направлении обжитых и укрепленных немцами Синявинских высот. Однако взять их с ходу и продвинутся к Кировской железной дороге уже не получается — сказываются большие потери, солдаты измотаны боями, иссякают боеприпасы.

Кроме того, за последние дни гитлеровцы успели подтянуть сюда части пяти дивизий, десятки стволов артиллерии, превратив и без того неплохо укрепленные высоты в неприступную крепость. Предприняв несколько неудачных попыток штурма, войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к глухой обороне, удерживая завоеванный сухопутный коридор. Спустя каких-то три недели в Ленинград по нему пойдут первые поезда с боеприпасами, продовольствием и сырьем.

Эта победа досталась дорогой ценой . Войска Ленинградского фронта потеряли более 40 тысяч человек ранеными и убитыми, а Волховского — более 70 тысяч. И хотя днем полного снятия блокады Ленинграда в ходе Ленинградско Новгородской операции официально считается 27 января 1944 года, операция "Искра" позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. До этого с Большой землей город соединяла лишь знаменитая "Дорога жизни", проложенная по льду Ладожского озера. Летом продовольствие возили баржами и доставляли по воздуху. В общей сложности блокада длилась 900 дней и стала самой кровопролитной в истории человечества: от голода и артобстрелов погибло свыше 640 тысяч мирных жителей.

К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым. Летом 1942 года, после окончания обороны Севастополя, немцы смогли перебросить под Ленинград тяжёлые осадные орудия. Они вели огонь на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800-900 кг. Интенсивность артобстрелов возросла шестикратно. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания. Тем не менее, положение ленинградцев было несколько лучше, чем предыдущей зимой: по подводному кабелю в город поступало электричество - а по подводному трубопроводу - нефтепродукты. Ленинград снабжался продуктами по ледовой автомобильной дороге, а в дополнение к автомобильной дороге прямо по льду Ладожского озера строилась также и железнодорожная ветка.
К концу 1942 года основные силы ленинградского фронта (42-я, 55-я и 67-я армии), которым командовал генерал Л. А. Говоров, оборонялись на рубеже Урицк, Пушкин, южнее Колпино, Пороги, правый берег Невы до Ладожского озера. 67-я армия действовала в 30-километровой полосе вдоль правого берега Невы от Пороги до Ладожского озера, удерживая на левом берегу реки, в районе Московской Дубровки, небольшой плацдарм. Её 55-я стрелковая бригада обороняла с юга военно-автомобильную дорогу, проходившую по льду Ладожского озера. 23-я армия, находившаяся на Карельском перешейке, прикрывала северные подступы к Ленинграду. На Ораниенбаумском плацдарме находилась Приморская оперативная группа. Действия войск фронта и флота поддерживали 13-я воздушная армия и авиация Балтийского флота.



Краснознаменный Балтийский флот под командованием вице-адмирала В. Ф. Трибуца, базировавшийся в устье Невы и в Кронштадте, прикрывал приморские фланги войск фронта и поддерживал их действия авиацией и огнем артиллерии. Кроме того, удерживая ряд островов в восточной части Финского залива, флот надежно прикрывал западные подступы к Ленинграду с моря. Противовоздушную оборону города осуществляла Ленинградская армия ПВО в тесном взаимодействии с авиацией и зенитной артиллерией войск фронта и сил флота. Военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов воздушного противника части отдельного -Ладожского района ПВО.

Волховский фронт под командованием генерала К. А. Мерецкова действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На его правом крыле от Ладожского озера до Кировской железной дороги находились соединения 2-й ударной и 8-й армий. Правофланговая 2-я ударная армия силами четырех дивизий обороняла 15-километровую полосу от Новоладожского канала до Гайтолово.

Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. было вынуждено прекратить бесплодные атаки и отдало приказ войскам о переходе к обороне. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек».

Наиболее плотную группировку войск противник имел в Шлиссельбургско-синявинском выступе (глубина его не превышала 15 км). Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом (до 10—12 тыс. человек в каждой).

Лесисто-болотистая местность в районе Шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами. По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район. Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения.

Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. В этом документе, в частности, говорилось: «...Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта... Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении (на участке 1-й Городок — Шлиссельбург) с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Сннявино». Координация действий фронтов возлагалась на маршала Ворошилова.

По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала Романовского. В ее состав вводило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады (2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ). Задача армии заключалась в том, чтобы взломать вражескую оборону на участке Липка, Гайтолово и, нанося главный удар на Синявино, выйти на рубеж Рабочие поселки № 1 и №5, Синявино, а затем развивать наступление до соединения с войсками Ленинградского фронта. Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия. Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. П. Журавлева (около 450 самолетов).

На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М. II. Духанова. Но решению командующего фронтом задача армии состояла в том, чтобы, преодолев реку Нева по льду и сосредоточив основные усилия в направлении Марьино, Синявино, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург и соединиться с войсками Волховского фронта на рубеже Рабочих поселков № 2 и № 6. В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков. Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130—406 мм Краснознаменного Балтийского флота. Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С. Д. Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота (всего около 450 боевых самолетов).

Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление.

Особую сложность представлял прорыв обороны в полосе 67-й армии. Здесь позиции противника проходили по обрывистому обледенелому левому берегу Невы, имевшему превышение над правым. Расположенные ярусами огневые средства врага прикрывали многослойным огнем подступы к берегу. При форсировании Невы по льду и штурме переднего края вражеской обороны от войск требовалось максимальное напряжение сил. Важнейшим условием успеха при этом являлось надежное подавление огневых средств противника, особенно на переднем крае, огнем артиллерии.

В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й — 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения. В 67-й армии огонь по переднему краю обороны противника и в глубину ее до 200 м вели только орудия, поставленные для стрельбы прямой наводкой. Благодаря этому удалось в основном сохранить в целости лед у левого берега.

За 40 минут до начала атаки пехоты и танков штурмовая авиации Фронтов группами по 6—8 самолетов нанесла удары по узлам связи, опорным пунктам, артиллерийским и минометным батареям противника.

Наши войска вступают в Шлиссельбург

Как только окончилась артиллерийская подготовка, пехота, а за ней и лёгкие танки Т-70 из состава 67-й армии устремились по льду к левому берегу Невы. Под прикрытием заградительного огня артиллерии первыми противоположного берега достигли штурмовые группы, бойцы которых самоотверженно действовали, проделывая проходы в заграждениях. Стрелковые и танковые подразделения преодолели ледяное поле реки и, следу за огневым валом артиллерии, успешно атаковали врага. Упорное сопротивление противника, оборонявшегося между 2-м Городком и Шлиссельбургом, было сломлено. К исходу дня наступавшие в центре 130-я и 268-стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до трёх километров.

В полосе 2-й ударной армии наиболее ожесточенные бои развернулись за опорные пункты врага в деревне Липка, Рабочем поселке № и роще северо-западнее Гонтовой Липки. Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении. К исходу дня соединениям армии удалось прорва! первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2—3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражен" оперативные резервы.

С утра 13 января наступление продолжалось. Наибольшего продвижения удалось достичь в направлении Рабочего поселка № 5. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударным группировками фронтов не превышало 5—6 км. Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер. Немецкое командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши. Значительно at типизировалась вражеская авиация.

С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.

В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в районе Рабочих поселков № 1 и № 5. К концу дня южно побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненны группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий новый тяжелый танк Тигр.

Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. снарядов.

Тяжелое осадное орудие противника, захваченное советскими воинами под Ленинградом

18 января 1943 г., как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячнон борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной. С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943 года в городе резко увеличилась выработка электроэнергии, заметно возросло производство вооружения.

Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.

Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром » .

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей , переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинград а . Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда . Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда . Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко , но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. Всё это время попытки прорыва не прекращались. Героическая помощь гражданского населения и самоотверженность защитников Ленинграда спасли город от уничтожения. Как это удалось и какую цену пришлось заплатить.

С осени 1941 года город Ленинград был взят немецкими войсками в блокадное кольцо. Так как при штурме Ленинграда ожидались большие потери личного состава с обеих сторон, вражеское командование принимает решение попросту уморить мирных жителей голодом. Тем самым минимизировав для себя потери. Поэтому во время Ленинградской битвы основной целью армии Советского Союза было прорвать кольцо блокады.

В городе с самого начала не было достаточных запасов пищи. И это было известно как советскому, так и немецкому командованию. В городе хлебные карточки ввели ещё до начала осады Ленинграда. Сначала это было только превентивной мерой, и норма хлеба была достаточной – 800 граммов на человека. Но уже 2 сентября 1941 года она была снижена (блокадное кольцо было замкнуто 8 сентября), а в период с 20 ноября по 25 декабря норму урезали до 250 граммов хлеба рабочим и 125 граммов служащим, детям и иждивенцам.

Единственной связующей ниточкой осаждённого города со страной были берега Ладожского озера. По нему, сначала на судах, а позже по льду, в город доставляли продукты. Этим же путём продолжали эвакуироваться жители блокадного Ленинграда. Этот путь по Ладожскому озеру знали, как Дорогу жизни. Но, при всех стараниях и героизме работавших там людей, поток этот был недостаточным для спасения города. Хотя благодаря ему и удалось спасти тысячи и тысячи жизней. Передвижение по нему само по себе сопряжено с огромными опасностями. Кроме того, приходилось постоянно опасаться ударов вражеской авиации.

Дорога по Ладожскому озеру — «Дорога жизни»

События 1941 года

Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание. Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда. Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто. Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна.

Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения.

В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик.

Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца. Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра. Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов.

Атаки шли одна за другой. За период в 43 дня было произведено 79 атак. Задним числом можно говорить, что эти ужасные жертвы были напрасны. Пробить брешь в немецкой обороне не удалось. Но в то время, когда происходили эти кровопролитные бои, этот клочок земли был единственной надеждой на прорыв блокады Ленинграда. А в городе от голода буквально умирали люди. И умирали тысячами, просто идя по улице. Поэтому сражались без оглядки.

Мемориал «Невский Пятачок»

Попытки прорыва блокады Ленинграда в 1942 году

В январе 1942 г. войскам под Ленинградом приказали окружить и уничтожить 18-ю немецкую армию, располагавшуюся к югу от города. Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу. Седьмого января выступили Волховским фронтом. Неделя ушла и них на то, чтобы начать форсировать Волхов. Прорыв удался, и 2-я армия стала развивать успех, вклиниваясь в ряды противника. Ей удалось продвинуться на 60 км. А вот Ленинградский фронт со своей стороны продвинутся не смог. Три месяца 2-я армия удерживала позиции. А потом немцы отрезали её от основных сил, перекрыв, таким образом, возможность Волховскому фронту прислать подкрепление. Из группировок Ленинградского фронта пробиться не удалось никому. Солдаты оказались в окружении. Прорвать кольцо они не смогли. В течение четырёх месяцев 2-ю армию полностью истребили.

Летом поставили другую задачу, уже не настолько грандиозную. Войска должны были пробить небольшой коридор, чтобы стало возможным восстановить сухопутные связи с блокадным городом. На этот раз действовать начал Ленинградский фронт. Как казалось – безуспешно. Однако по плану, это продвижение должно было лишь отвлечь противника. Через восемь дней началось наступление Волховского фронта. На этот раз его удалось приблизить на половину расстояния до соединения с Ленинградским. Но и в этот раз немцам удалось отбросить советские войска на исходные позиции. В результате этой операции по прорыву вражеской осады, как и прежде, погибло большое количество людей. Немецкая сторона потеряла в этих боях 35 тысяч человек. СССР– 160 тысяч человек.

Прорыв блокады

Следующая попытка была предпринята 12 января 1943 года. Выбранный для наступления участок был очень сложным, а ленинградские солдаты страдали от истощения. Противник укрепился на левом берегу реки, который был выше правого. На склоне немцы ярусами установили огневые средства, которые надёжно прикрывали все подступы. А сам склон предусмотрительно обильно залили водой, превратив его в неприступный ледник.

Участвовавшие в наступлении ленинградские бойцы несколько месяцев напряжённо тренировались, буквально репетируя всё что, им предстоит выполнить во время атаки. В назначенный день утром одновременно с обоих фронтов грянули артиллерийские залпы, которые продолжались более двух часов. Как только смолкла артиллерия, начались прицельные авиаудары. А сразу вслед за ними вперёд пошли штурмовые группы. С помощью «кошек», багров и штурмовых лестниц они успешно преодолели ледяное заграждение и бросились в бой.

На этот раз сопротивление удалось сломить. Хотя немецкие группировки сражались отчаянно, им пришлось отступать. Наиболее жестокие бои были на флангах прорыва. Даже после того, как немецкие группы оказались там в окружении, они продолжали вести бой. Германское командование стало спешно посылать к месту прорыва резервы, стремясь заделать брешь и восстановить кольцо окружения. Но на этот раз им это не удалось. Коридор, шириной в 8 километров был отвоёван и удержан. Всего за 17 дней по нему были проложены автомобильная и железная дороги.

Снятие блокады Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году имел очень большое значение. Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.

План следующей военной операции был разработан, как и предыдущий, Говоровым. Он представил его в Ставку Верховного главнокомандующего в сентябре 1943 года. Получив одобрение, Говоров приступил к подготовке. Как и в случае с прошлой операцией, он стремился проработать всё до мелочей, чтобы добиться цели, понеся наименьшие потери. Операция началась 14 января 1944 года. Её конечным итогом должно было стать полное снятие блокады Ленинграда.

По всем правилам военного дела, начало вновь положила мощная артиллерийская подготовка. После этого с Ораниенбаумского плацдарма двинулась 2-я армия. Одновременно с этим, с Пулковских высот выступила 42-я армия. В этот раз им удалось прорвать оборону. Двигаясь, друг к другу навстречу, группировки этих армий в жарких боях вклинились глубоко во вражескую оборону. Они наголову разбили петергофско-стрельнинскую немецкую группировку.Блокадникам 27 января 1944 года удалось отбросить вражескую группировку на 100 километров от города. Страшная осада была, наконец, снята.

Понимая важность события снятия блокады Ленинграда, командующие Жданов и Говоров решились на беспрецедентный шаг – они обратились к Сталину с просьбой позволить произвести победный салют не в Москве, как это было принято, а в самом Ленинграде. Великому городу, выстоявшему в великом испытании, это было позволено. Двадцать седьмого января в ознаменование дня прорыва блокады Ленинграда, 324 орудия в городе дали четыре залпа.

Прошло уже несколько десятилетий. Люди, лично видевшие блокадный Ленинград состарились. Много из них уже умерло. Но вклад защитников Ленинграда не забыт. Великая Отечественная война богата трагическими и героическими событиями. Но день освобождения Ленинграда вспоминают и сегодня. Из семи отчаянных попыток прорыва, за каждую из которых тысячи бойцов заплатили своими жизнями, результативными оказались лишь две. Но эти достижения советскими войсками сданы уже не были. Попытки немцев восстановить блокаду остались безуспешными.

Блокада Ленинграда трагический период истории города на Неве, военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. Только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.

Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 872 дня.


В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные – по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 – 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.

Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города.

По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

25 марта 1942 было принято решение об очистки города от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.

В следующую блокадную зиму 1942-1943 гг. положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

Обороной города руководил вначале К.Е. Ворошилов, а после его отстранения – Г.К. Жуков, хозяйственной стороной занимался А.Н. Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А.А. Жданова. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ) южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В пробитом вдоль берега коридора за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

К концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к окончательной ликвидации блокады Ленинграда. 14 января 1944 силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда. К 27 января 1944 советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину.

После снятия блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне – августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня – Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия – звание Город-герой.

Т. С. Чечвий