Процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования. Преобразование (реорганизация путем преобразования)

Этим летом Минфин выпустил разъяснения, касающиеся ряда процедурных моментов при реорганизации юридического лица в форме преобразования (Письмо от 29.07.2015 № 03‑11‑09/43662 ). В указанном документе речь идет о компании, применяющей систему налогообложения в виде ЕНВД, а также о налоговых последствиях такой реорганизации.

Что представляет собой процедура реорганизации в форме преобразования и каковы ее этапы? Какие налоговые моменты необходимо учесть при этом «вмененщику»?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в нескольких формах.

В рамках данного материала поговорим о реорганизации в форме преобразования.

Реорганизация в форме преобразования. Что это такое?

Согласно п. 5 ст. 57 ГК РФ реорганизация в форме преобразования представляет собой изменение организационно-правовой формы юридического лица. При этом права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (представленных на схеме), а также с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.

Условия и порядок реорганизации в форме преобразования в соответствующую организационно-правовую форму определяются решением учредителей о преобразовании .

Этапы реорганизации

Подготовительный этап: принимаем решение,
готовим документы и информируем ИФНС

Как уже было сказано, решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями. Затем в течение трех рабочих дней после даты его принятия в регистрирующий орган (ИФНС) в письменной форме сообщается о начале процедуры реорганизации, в том числе об избранной форме, с приложением самого решения (ст. 13.1 Закона № 129‑ФЗ ).

Форма уведомления о начале данной процедуры установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ .

Обратите внимание

Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется ИФНС по месту его нахождения (п. 1 ст. 15 Закона №  129‑ФЗ ).

На основании этого уведомления ИФНС в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица , а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона № 129‑ФЗ ).

В соответствии со ст. 14 Закона № 129‑ФЗ в налоговый орган необходимо представить установленный данной нормой пакет документов. Требования к оформлению документов закреплены в Приказе ФНС России от 09.06.2014 № ММВ-7-14/316@ .

Итак, что необходимо подготовить «вмененщику», принявшему решение о реорганизации, для представления в налоговый орган?

  1. Подписанное заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ .
  2. Учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (впоследствии один из экземпляров с отметкой контролеров выдается заявителю). Здесь следует отметить, что весь пакет документов, предусмотренный вышеуказанной статьей, может быть представлен через многофункциональный центр, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
  3. Передаточный акт (разделительный баланс).
В названном документе подлежат урегулированию вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности.

Согласно п. 5 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (далее - Методические указания ) дату утверждения данного документа вправе определить сами учредители. Она должна быть в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в их решении с учетом необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).

Составление передаточного акта (разделительного баланса) рекомендуется приурочить к концу года или дате составления бухгалтерской отчетности (квартала) (п. 4 Методических указаний ).

В статье 59 ГК РФ определены требования к передаточному акту: он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Документ может включать следующие приложения:

  • бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также дается их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления их передачи (оценка имущества производится по остаточной или текущей рыночной стоимости либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) - свой выбор учредители должны отразить в соответствующем решении);
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств, проведенной перед составлением передаточного акта (разделительного баланса);
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (к примеру, акты (накладные) приемки-передачи основных средств), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемой организации о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, внебюджетными фондами.
4. Документ об уплате государственной пошлины. Госпошлина уплачивается в размерах, установленных ст. 333.33 НК РФ . Так, за государственную регистрацию юридического лица госпошлина уплачивается в размере 4 тыс. руб. Однако в этой связи нельзя обойти вниманием позицию Минфина, выраженную в письмах от 29.06.2015 № 03‑05‑06‑03/37427 , 03‑05‑05‑03/37417 . По мнению чиновников ведомства, при реорганизации юридического лица в форме преобразования необходимо уплатить государственную пошлину в размере 22 тыс. руб. за регистрацию перехода права собственности на имущество. Свою позицию они мотивируют следующим образом. При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 122‑ФЗ права на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации. В силу положений ст. 17 данного закона, а также ст. 59 ГК РФ основанием для госрегистрации перехода прав на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт.

С учетом изложенного при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, переходящее в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимости, за совершение которой уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (22 тыс. руб.).

Отметим, что компетентные органы неоднократно указывали на необходимость уплаты госпошлины в подобных случаях (см., к примеру, Письмо Минфина России от 17.06.2015 № 03‑05‑05‑03/34999 ).

5. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона № 27‑ФЗ , а также на основании ч. 4 ст. 9 Закона № 56‑ФЗ . Как следует из названных норм, страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения о работающих у него застрахованных лицах, в частности, при реорганизации юридического лица. Исходя из изложенного законодательство указывает на обязанность подачи в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также на право налогового органа отказать в государственной регистрации, в том числе реорганизации, по причине наличия сведений о невыполнении указанной обязанности.

Обратите внимание

Налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в регистрации реорганизации на основании непредставления в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Ожидательный этап: ждем решения налоговиков и действуем сами

Закон № 129‑ФЗ обязывает «вмененщика» (как впрочем, любое реорганизуемое юридическое лицо) после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в средствах массовой информации (в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц) уведомление о своей реорганизации . Данное правило закреплено в п. 2 ст. 13.1 названного закона.

Обратите внимание

В уведомлении о реорганизации следует указать сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, а также описать порядок и условия заявления кредиторами своих требований. Кроме того, «вмененщику» необходимо в течение пяти рабочих дней после даты направления сообщения о начале процедуры реорганизации в ИФНС уведомить в письменной форме известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Госрегистрация реорганизуемого юридического лица осуществляется в срок, предусмотренный ст. 8 Закона № 129‑ФЗ : не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Завершающий этап: не забываем о бухгалтерских обязанностях

В силу п. 9 Методических указаний на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, должна быть составлена заключительная бухгалтерская отчетность .

Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

  • учредительных документов организации;
  • решения учредителей о реорганизации;
  • передаточного акта (разделительного баланса).
Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о вновь возникшей организации. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли.

В соответствии с п. 46 Методических указаний начиная с даты принятия учредителями решения о реорганизации в бухгалтерской отчетности, составляемой и представляемой в период проведения реорганизации , необходимо дополнительно отразить следующую информацию:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об организациях, участвующих в реорганизации;
  • дату составления передаточного акта (разделительного баланса);
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, их амортизация, выбытие) и обязательств (погашение (увеличение) задолженности) начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • формирование уставного капитала возникшей организации;
  • несоответствие (уточнение) данных передаточного акта (разделительного баланса) числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
  • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса.
Вступительная бухгалтерская отчетность составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности. При этом может отличаться размер уставного капитала (если собственники примут решение увеличить или уменьшить его). В таком случае перенос показателей должен быть осуществлен по правилам, установленным п. 44 Методических указаний .

Налоговый учет

Об уплате ЕНВД и сдаче декларации,
а также о праве остаться на «вмененке»

При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном ст. 50 НК РФ .

Обратите внимание

В соответствии с п. 9 данной статьи при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации последнему факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Более того, правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

Представить налоговую отчетность также должен правопреемник. При обнаружении последним в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего уплате, он обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить «уточненку» в порядке, установленном в ст. 81 НК РФ .

В пункте 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Следовательно, при обнаружении правопреемником в поданной реорганизованной организацией налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога, подлежащего уплате, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию реорганизованной организации за обозначенный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (см., к примеру, Письмо УФНС по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120357 ).

При этом, как отметил Минфин в Письме от 29.07.2015 № 03‑11‑09/43662 , необходимо следовать правилам, установленным в п. 2.6 Порядка заполнения декларации по ЕНВД , в котором говорится, что при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в том числе в форме преобразования одного юридического лица в другое) в титульном листе по реквизиту «по месту учета» указывается код «215», а в верхней его части - ИНН и КПП по месту нахождения организации-правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» отражается наименование реорганизованной организации.

Теперь что касается правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД после реорганизации организации. Чиновники, разъясняя данную ситуацию, указывают на п. 1 ст. 16 Закона № 129‑ФЗ (Письмо № 03‑11‑09/43662 ), согласно которому реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность . Поскольку при преобразовании юридического лица, уплачивавшего единый налог, возникает новое юридическое лицо, в целях применения им системы налогообложения в виде ЕНВД оно обязано подать в налоговый орган соответствующее заявление в порядке, установленном п. 3 ст. 346.28 НК РФ .

Напомним, в силу названной нормы организации, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения «вмененки» заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.

В целях избежания дополнительных проблем с налоговиками, возможно, стоит последовать рекомендациям компетентных органов. Заявить о себе как о плательщике, планирующем применять «вмененку» и после реорганизации, особого труда не составит, зато позволит обезопасить себя от ненужных налоговых споров. А они возникнут, как показывает практика. С одной стороны, специальных требований о том, что правопреемник реорганизованной организации - «вмененщик» должен заявить о продолжении использования спецрежима в виде ЕНВД, гл. 26.3 НК РФ не предусматривает. Кроме того, п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. И, как уже было отмечено, при указанном преобразовании вновь возникшая организация является правопреемником реорганизованного юрлица в части исполнения обязанностей по уплате налогов.

С другой стороны, по мнению контролирующих органов, право на применение спецрежимов не переходит к вновь возникшему в результате преобразования юридическому лицу от реорганизованной организации, поскольку деятельность преобразованного юридического лица прекращается.

Соответственно, новая организация вправе применять спецрежим в виде ЕНВД, только если подаст соответствующее заявление в вышеуказанном порядке.

Отметим, что подобным образом чиновники высказывались и ранее, правда, их разъяснения касались применения организацией иного спецрежима (УСНО), а не «вмененки» (см., к примеру, письма Минфина России от 07.02.2012 № 03‑11‑06/2/22 , УФНС по г. Москве от 08.10.2010 № 16-15/105637 ).

В то же время существует и прямо противоположная точка зрения, которую разделяет часть судебных инстанций. И несмотря на то, что судебные решения касаются применения организациями УСНО, полагаем, выводы, изложенные в них, актуальны и для «вмененщиков».

По мнению арбитров, правопреемство при преобразовании юридического лица позволяет вновь созданной организации использовать ту же систему налогообложения, что и прежняя организация. При этом подавать заявление о переходе на избранный спецрежим не требуется (см., к примеру, Постановление ФАС МО от 18.12.2012 по делу № А40-46740/12‑115‑273 ).

Судами принимается во внимание, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Поскольку правопреемство при преобразовании юридического лица путем изменения организационно-правовой формы носит универсальный характер, к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение того же спецрежима, что и до реорганизации (Постановление ФАС УО от 07.07.2011 № Ф09-4136/11 по делу № А50-25231/2010 ).

Вместе с тем нельзя не отметить и негативные для налогоплательщика судебные решения, в которых арбитры указывают: к вновь созданной организации право на использование того же спецрежима в порядке правопреемства не переходит. Чтобы реализовать это право, организация одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет должна направить в налоговый орган заявление о его применении (см., к примеру, Постановление ФАС СКО от 15.09.2008 №  Ф08-5418/2008 по делу № А32-3719/
2008-63/67
).

Направлено Письмом ФНС России от 07.09.2015 № ГД-4-3/15711@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ.

Утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Ликвидация ЗАО. Реорганизация компании путем преобразования (Селянина Е.)

Дата размещения статьи: 10.01.2015

Для того чтобы изменить структуру организации, в гражданском законодательстве предусмотрена процедура реорганизации (ст. 57 ГК РФ), под которой понимается прекращение или иное изменение правового положения юридического лица. Создаваемые при реорганизации новые организации являются в разной степени правопреемниками юридических лиц, прекративших свое существование.
Реорганизация юридических лиц регулируется нормами п. п. 1 - 5 ст. 58 ГК РФ и может быть осуществлена пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием (п. п. 1 - 5 ст. 58 ГК РФ).
В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации.

Формы реорганизации

Присоединение

Преобразование

Разделение

Выделение

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

При слиянии из нескольких юридических лиц образуется одна организация, в процессе присоединения к одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо, при разделении одна организация делится на несколько новых, в результате выделения из состава одной организации выделяются другие юридические лица, в случае преобразования происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.
Различные формы реорганизации преследуют и разные цели: укрупнение бизнеса, его разделение или смена организационно-правовой формы.
Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной. В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами. Например, учредители приходят к выводу, что их бизнес станет более эффективным, если его организовать в другой форме. При этом им кажется целесообразным разделить организацию между собственниками или, напротив, укрупнить за счет присоединения других компаний.
В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства. Например, с 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в гл. 4 ГК РФ. С этого момента юридические лица должны создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены указанной главой ГК РФ. Созданные ранее юридические лица должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов. С 1 января 2015 г. Федеральные законы об ООО и АО дополняются новыми положениями согласно изменениям ГК РФ.
Прежде всего изменения касаются акционерных обществ, которые с этой даты будут публичными либо непубличными. Прекращается деление на открытые и закрытые акционерные общества. Те из них, которые по факту размещают акции путем открытой подписки, в том числе на организованных торгах, будут публичными и обязаны добавить в свое наименование слово "публичное", т.е. "публичное акционерное общество". Остальные АО останутся непубличными и будут называться просто акционерными обществами.
В связи с изложенным необходимо провести реорганизацию организаций в форме преобразования, которая предусматривает в том числе и внесение изменений в учредительные документы организации.
На текущий момент зарегистрировано достаточно много акционерных обществ, которые создавались давно в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества или у которых размер уставного капитала не соответствует нормам действующего законодательства.
До изменения гл. 4 ГК РФ акционерные общества с количеством акционеров менее 50 могли вести реестр самостоятельно. Согласно новому порядку акционерные общества обязаны передать ведение реестра профессиональным организациям - независимым регистраторам, что влечет за собой дополнительные расходы в размере стоимости услуг регистраторов. При этом любые действия по реестру (выписки, продажа акций и т.д.) оплачиваются дополнительно. Регистратору придется также заплатить единовременно за "вступление" (формирование реестра). Однако не все ЗАО смогут справиться с такой дополнительной нагрузкой. Кроме того, если из-за недобросовестного ведения реестра у общества отсутствуют необходимые документы, то их придется восстанавливать.
Рекомендации
1. Если на общем собрании акционеров решено сохранить организационно-правовую форму акционерного общества, то, прежде чем обращаться к регистратору для заключения договора на обслуживание, следует удостовериться, что в обществе имеется реестр акционеров и проведена эмиссия акций. Если этого нет, то надо восстановить реестр и провести эмиссию акций.
2. Следует обратить внимание на размер уставного капитала: если он меньше допустимого, то придется принять меры по увеличению уставного капитала.
3. Если выполнение первых двух рекомендаций требует существенных затрат, то остается следующее:
- прекратить деятельность акционерного общества (ликвидировать АО) как не соответствующую новым нормам законодательства;
- преобразовать АО в общество с ограниченной ответственностью (ООО), что будет означать реорганизацию в форме преобразования.
Реорганизация в форме преобразования имеет ряд преимуществ:
- отпадает необходимость обращаться к регистратору, платить за обслуживание и т.д.;
- если не произведена эмиссия акций и не велся реестр акционеров, то процедура реорганизации допускает возможность этого уже не делать. Вопрос о защите прав незарегистрированных акционеров оговаривается отдельно;
- если уставный капитал меньше допустимого, то увеличить его можно в процессе реорганизации (не нужно проводить дополнительную эмиссию акций);
- в части затрат есть большая вероятность, что осуществить реорганизацию будет проще, чем привести в порядок дела акционерного общества в соответствие с новыми требованиями.
Таким образом, согласно вступившим в силу поправкам в ГК РФ запрещено создавать новые ЗАО. Организации, зарегистрированные ранее, могут продолжать работу в качестве ЗАО до первого изменения уставных документов - тогда им все же придется провести реорганизацию путем преобразования. Однако организациям невыгодно дожидаться формальных оснований для принудительной реорганизации, так как с 1 октября 2014 г. истек срок, до которого акционерные общества могли самостоятельно вести реестр акционеров.
Если организация не осуществит перерегистрацию и не передаст ведение реестра реестродержателю, то такой организации грозит штраф от 700 тыс. до 1 млн руб. за незаконное ведение реестра (п. 2 ст. 15.22 "Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг" КоАП РФ). На эту норму в Письме от 31.07.2014 N 015-55/6227 ссылается Банк России.
Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизуемого юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).

Порядок действий при реорганизации в форме преобразования

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении. Одновременно утверждается и передаточный акт. Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:
налоговый орган по месту нахождения организации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

К сведению. Формы уведомлений N Р12003 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) и N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" (утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).

Обратите внимание! Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации (п. 11 ст. 89 НК РФ). Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации - к ним долги предшественника по налогам не переходят (п. 8 ст. 50 НК РФ);
внебюджетные фонды (ФСС РФ и ПФР)
Уведомление можно подать в произвольной форме, поскольку закон не устанавливает требований к его содержанию. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
кредиторов
О реорганизации уведомляются все кредиторы, а также публикуется сообщение о реорганизации в Вестнике государственной регистрации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
После принятия решения о реорганизации организация продолжает составлять и представлять годовую бухгалтерскую отчетность, а если это предусмотрено внутренними документами организации, то и промежуточную отчетность, а также отчитываться по налогам и страховым взносам "в обычном режиме". Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.
Иными словами, организация считается реорганизованной путем преобразования с момента регистрации вновь возникшей организации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Особенности порядка уплаты "зарплатных" налогов и взносов состоят в следующем.
По общему правилу сведения о налоге на доходы физических лиц подаются в инспекцию не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Однако при реорганизации порядок иной. В Письмах Минфина России от 19.07.2011 N 03-04-06/8-173 и ФНС России от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@ указано, что при реорганизации прежняя организация как налоговый агент должна представить сведения о доходах физических лиц до момента прекращения своей деятельности.
Иными словами, подать отчетность по форме 2-НДФЛ с начала года до момента прекращения деятельности должна прежняя организация, а не компания-правопреемник.
Организация-правопреемник будет предоставлять работникам стандартные налоговые вычеты с момента начала их работы в новой организации с учетом заработной платы, полученной с начала того календарного года, в котором проведена реорганизация (п. 2 ст. 210 и п. 3 ст. 218 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.11.2006 N 03-05-02-04/179).
Если работнику у прежнего работодателя предоставлялся имущественный вычет, получать его автоматически у правопреемника он не сможет, так как в уведомлении о подтверждении права на имущественный вычет (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@) указан прежний работодатель.
Чтобы получить вычет у правопреемника, работник должен представить новое уведомление (Письма Минфина России от 25.08.2011 N 03-04-05/7-599 и ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/528@) и написать заявление на вычет (ст. 220 НК РФ).

Ситуация 1. Компания реорганизована путем преобразования ЗАО в ООО 10.09.2014. Обязано ли ЗАО представить в налоговую инспекцию справки по форме 2-НДФЛ или это может сделать правопреемник - ООО? За какой период необходимо отразить доходы в справках, если заработная плата сотрудникам за август 2014 г. была выплачена 15.09.2014 уже в новой организации?
В рассматриваемом случае ЗАО как налоговый агент не может от своего имени подать сведения о доходах сотрудников за прошедший календарный год в установленный законодательно срок до 01.04.2015 (п. 2 ст. 230 НК РФ), поскольку в сентябре 2014 г. прекратит свое существование. При этом возможность исполнения обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц правопреемниками реорганизованного юридического лица НК РФ не предусмотрена (Письмо ФНС России от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@). Поэтому сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ подаются реорганизуемой организацией за последний налоговый период, которым является период от начала года до дня завершения реорганизации (ст. 55 НК РФ).

Таким образом, справки 2-НДФЛ должны быть представлены реорганизуемой организацией (ЗАО) до момента прекращения своей деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ в целях исчисления НДФЛ датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который она начислена. Исключение предусмотрено только для случаев прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца.
Поскольку при реорганизации прекращения трудовых отношений не происходит, доход за сентябрь 2014 г. начисляется работникам только 30.09.2014. Из этого следует, что заработная плата, начисленная за сентябрь 2014 г. (в полном объеме), и налог с нее (НДФЛ) учитываются в справке 2-НДФЛ, представляемой ООО по итогам 2014 г.
В то же время датой начисления дохода за август 2014 г. является последний день месяца и, соответственно, доход подлежит отражению в справках 2-НДФЛ, представляемых ЗАО за 2014 г., даже в том случае, если заработная плата была выплачена только в сентябре 2014 г. (п. 2 ст. 223 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.02.2012 N ЕД-4-3/1692@).
Организация, производящая выплаты в пользу работников, должна представлять расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по итогам каждого отчетного периода. Такими отчетными периодами являются I квартал текущего календарного года, полугодие, 9 месяцев, календарный год (ч. 2 ст. 10 и ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

К сведению. Если реорганизация произошла в течение отчетного периода, то сдать расчеты в ПФР и ФСС РФ за предшественника - это обязанность преемника (ч. 16 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Для организации, которая будет реорганизована в порядке преобразования, последним расчетным периодом является период с начала года до даты завершения реорганизации, т.е. до момента прекращения ее деятельности (п. 4 ст. 10 Закона N 212-ФЗ). Если у прежней организации имелась задолженность по страховым взносам перед фондами, то погашает ее правопреемник. При этом не имеет значения, было ли ему известно о наличии такого долга до завершения реорганизации.

К сведению. По мнению Минтруда России (Письмо от 05.09.2014 N 17-3/10/В-5634), при определении базы для начисления страховых взносов новая организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в прежней, реорганизованной организации. У вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, т.е. со дня ее государственной регистрации. В Минтруде России полагают, что противоречий между нормами Трудового кодекса РФ и Федерального закона N 212-ФЗ нет, так как в Федеральном законе N 212-ФЗ регулируется порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, а в ТК РФ установлены способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Обращаем внимание на то, что в судебной практике сложилась противоположная позиция.
Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2013 N А19-2568/2013 указано, что после реорганизации трудовые отношения между работниками прежней реорганизованной организации и ее правопреемником продолжены, отчетность подлежит передаче правопреемнику, а база по исчислению страховых взносов реорганизованной организации подлежит учету при определении базы правопреемника.
В Определении ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-14361/13 сделан вывод о том, что при определении базы для начисления страховых взносов:
- правомерно учтены выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизуемой организации из ЕГРЮЛ;
- отчетность правопредшественника в части начисления оплаты труда работниками страховых взносов подлежит передаче правопреемнику;
- база по исчислению страховых взносов правопредшественника также подлежит учету при определении базы правопреемника.
Следует отметить, что еще в конце 2013 г. Минфин России и ФНС России указали, что, если их письменные разъяснения по вопросам налогообложения не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы при реализации своих полномочий должны руководствоваться указанными актами и письмами судов (Письма Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097).
На этом основании новая, реорганизованная организация в случае проверок ее деятельности имеет высокие шансы доказать, что правомерно учитывала суммы страховых взносов, начисленные организацией-предшественником.

Трудовые отношения при реорганизации компании в форме преобразования

При реорганизации организации, безусловно, возникает множество сложных и неоднозначных вопросов, при этом учредительные и организационные мероприятия являются лишь частью проблем, с которыми сталкивается руководство организации. В процессе любых преобразований одной из ключевых является проблема сохранения персонала, поскольку в подавляющем большинстве случаев отношения в организации меняются, пусть временно, но в худшую сторону. При реорганизации особенно важно сохранить бесперебойность бизнеса с тем, чтобы периоды неизбежных трудностей, связанных с организационными мероприятиями, были максимально короткими и незначительными.
Так, при смене организационно-правовой формы (например, при преобразовании ЗАО в ООО) прежнего акционерного общества уже не существует, изменяются наименование работодателя, его ИНН, возможна и смена юридического адреса, и понятно, что эти изменения не могут не отразиться на оформлении трудовых отношений с сотрудниками.
Рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих в сфере трудовых отношений при реорганизации организации путем преобразования.
Полагаем, что актуальность данного вопроса сомнению не подлежит, поскольку одной из важнейших задач при реорганизации является сохранение квалифицированного персонала и отсутствие случаев, когда серьезно ущемляются трудовые права сотрудников.
При реорганизации юридического лица в форме преобразования трудовые и коллективный (при его наличии) договоры сохраняют свое действие. Реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с сотрудниками реорганизованного юридического лица (ч. 4 ст. 43, ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда сотрудников.
Если в результате проведения мероприятий по реорганизации организации требуется внести изменения в условия трудового договора (например, изменяются место работы (территориально), должность, условия оплаты труда и т.д.), то соответствующие действия осуществляются уже новым работодателем.
Срок уведомления работников о предстоящей процедуре реорганизации законодательно не ограничен, но лучше сделать это сразу после принятия решения о реорганизации.
Следует знать, что в общем случае об изменениях условий трудового договора новый работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Если работник согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются. Однако если работник сам не хочет работать в новой организации, то основанием для его увольнения будет служить п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией).
Таким образом, если в результате реорганизации изменяются условия трудового договора, должностные обязанности работника, а также возникает необходимость сократить численность или штат работников, то действует общеустановленный срок предупреждения - два месяца, до истечения которых трудовые договоры не могут быть расторгнуты (ст. 180 ТК РФ).
Если сотрудники выражают согласие продолжить работу в новой организации, то заключать новые трудовые договоры с работниками прежней реорганизованной организации необязательно. Полагаем, что с каждым сотрудником следует заключить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору, как это предусмотрено ст. 57 ТК РФ.
Следовательно, если работник согласен работать в новой организации, с ним заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указываются измененное наименование работодателя, место работы и иные условия, отличные от ранее заключенного договора. Считаем целесообразным указать, что остальные условия договора, не затронутые в дополнительном соглашении, остаются неизменными, по ним работодатель и работник подтверждают все свои обязательства.
Факт реорганизации организации должен быть зафиксирован и в трудовых книжках. При переводе сотрудника в новую (реорганизованную) организацию записи в графе 3 трудовой книжки могут быть произведены следующим образом: "Закрытое акционерное общество "Строймонтаж" с 1 октября 2014 г. преобразовано в общество ограниченной ответственностью "Строймонтаж-М" (ООО "Строймонтаж-М")".
Если сотрудник выразил согласие работать в новой организации, то следующая запись в графе 3 трудовой книжки может быть такой: "Трудовой договор расторгнут в связи с переводом с согласия работника в общество с ограниченной ответственностью ООО "Строймонтаж-М" (п. 5 части 1 ст. 77 ТК РФ)".
В графе 4 трудовой книжки указывается основание: приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Ситуация 2. В компании происходит реорганизация путем преобразования. Сотрудница проработала в организации более 5 лет, но в новой организации ей не хотят предлагать никакой работы, ссылаясь на то, что работы для нее нет. Могут ли ее уволить в связи с реорганизацией?
Трудовым кодексом РФ (ч. 5 ст. 75) прямо установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

Ситуация 3. В связи с реорганизацией компании (изменяются организационно-правовая форма, ИНН, название) утверждается новое штатное расписание, при этом из него исключается должность начальника юридического отдела и включается должность главного юрисконсульта. Сотруднику предлагается занять новую должность, но от предложенной работы он отказывается. По какому основанию следует прекратить трудовой договор: согласно п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ либо п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?
Рассматриваемая ситуация не является редким случаем; во многих аналогичных ситуациях возникает вопрос, как уволить тех, чьи должности не предусмотрены в новом штатном расписании.
Статьей 81 ТК РФ установлен перечень оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Реорганизация в нем не поименована.
Согласно ч. 5 ст. 75 ТК РФ реорганизация организации-работодателя не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Данная позиция законодателя также отражена в Письме Роструда от 05.02.2007 N 276-6-0. Таким образом, учитывая отсутствие самостоятельного основания для расторжения трудового договора с работниками ввиду реорганизации, увольнение работников по этому основанию неправомерно.
По нашему мнению, при реорганизации работодатель должен известить сотрудников обо всех предстоящих изменениях. Напрямую законом данное извещение не предусмотрено, но в силу возможной значительности предстоящих изменений считаем, что такое извещение отвечает интересам обеих сторон.
Процедура извещения сотрудников о предстоящих изменениях аналогична процедуре уведомления об изменении условий трудового договора (ст. 74 ТК РФ). В соответствии с ч. 6 ст. 75 ТК РФ работник имеет право отказаться от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 75 ТК РФ. При отказе работника продолжать работу в связи с реорганизацией юридического лица - работодателя трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Если при проведении реорганизации трудовые отношения с работником не могут быть продолжены по причине отсутствия вакантных должностей, то расторжение с ним трудового договора возможно только на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников) с предоставлением всех соответствующих гарантий.

Ситуация 4. На момент проведения реорганизации в форме преобразования некоторые сотрудницы организации находятся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет. Как поступить с этими работниками? Можно ли сократить их должности?
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) (ст. 256 ТК РФ).
В данной ситуации сотрудницы, находящиеся в отпуске по уходу за малолетними детьми, не отказывались от продолжения работы в связи с проводимой у работодателя реорганизацией. Даже если бы работодателем было принято решение о сокращении численности (штата) работников, должность (соответствующая штатная единица), занимаемая работником, который находится в отпуске по уходу за ребенком, не могла бы включаться в число должностей (единиц), подлежащих сокращению (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Если работник на момент реорганизации находится в отпуске по уходу за ребенком, то ему не нужно писать новое заявление на отпуск и выплату пособия. Если на этот момент ему еще предоставляется пособие по уходу за ребенком, то прежняя организация выплачивает его до момента прекращения своей деятельности, а организация-правопреемник начинает его выплачивать в том же размере со дня перевода работника.
Полагаем, что размер пособий не должен измениться, поскольку расчет будет произведен на основании данных справки о сумме заработка.
По нашему мнению, при составлении нового штатного расписания (реорганизованной организации) следует предусмотреть в нем должности, занимаемые упомянутыми сотрудницами, до выхода их из отпуска по уходу за ребенком и лишь в дальнейшем решать вопрос о возможности обеспечения работой в организации с соблюдением требований трудового законодательства РФ.

Что касается распространенной ситуации, когда работник заболел до реорганизации и продолжает болеть после ее завершения, то отметим следующее. Правопреемник выплачивает пособия по временной нетрудоспособности по всем больничным листкам работников прежней организации, выданным как до, так и после ее реорганизации. При этом следует предупредить работника о том, что в листке нетрудоспособности следует указать название нового работодателя. В соответствии с п. 6 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н) данный листок выдается гражданину медицинской организацией по его желанию в день обращения либо в день закрытия.
Еще раз отметим, что при реорганизации юридического лица одной из важнейших задач является сохранение квалифицированного персонала. Практика свидетельствует о том, что конфликтные ситуации в этот период могут резко тормозить перемены и снижать эффективность реорганизации.

В жизни бывают перемены. Они касаются всех сфер жизни и существование компании не является исключением. Это заключается в изменении работы фирмы, переделывании штатного расписания или в реорганизации, процедуры, которая может затронуть компанию целиком.

Что такое реорганизация путем преобразования?

Каждая компания, промышленное предприятие или небольшая фирма – это определенная совокупность прав и обязанностей, который должны быть установлены в соответствующих внутренних документах. При решении провести реорганизацию следует понимать, что данная процедура предполагает передач прав иной организации. Этот процесс предпринимается в большинстве случаев при необходимости прекратить существование одного юридического лица или, проще говоря, уничтожении компании или фирмы.

Различается несколько форм реорганизации:

  • слияние, когда происходит объединение нескольких существующих мелких компании в более крупный конгломерат;
  • присоединение, когда происходит простое присовокупление мелкой фирмы к более крупной компании;
  • разделение, когда происходит выделение более мелкой структуры из состава крупного концерна или предприятия;
  • выделения, когда выделяется самостоятельная структура;
  • преобразования.

Реорганизация путем преобразования заключается не просто в прекращении существования организации, а изменение существующей организационной и правовой формы.

Осуществление данной процедуры может понадобиться в случаях смены собственника компании, при решении преобразовать открытое акционерное общество в закрытое или же при необходимости поменять круг обязанностей.

Данный процесс может быть организован только по решению собственников или учредителей компании. Он влет за собой возникновения такого понятия, как универсальное правопреемство, что предполагает формальное прекращение деятельности одного юридического лица и перехода всех имущественных и прочих прав последнего вновь организованной структуре (организационно-правовой форме).

Реорганизация – законодательное регулирование

Необходимость в реорганизации может возникать в силу различных причин, но при проведении данной процедуры обязательно соблюдение норм действующего законодательства. Следует отметить, что прямого раскрытия понятия «реорганизация юридического лица» в законе не предусмотрено, хотя подобное определение встречается в Гражданском Кодексе.

Существует большое количество подведомственных и нормативных актов, которые регламентируют процесс проведения реорганизации. Действующее разнообразие документов можно представить в следующем виде:

  • Указ Президента №1108, в котором прописываются методы совершенствования ГК РФ;
  • Постановление Правительства РФ № 110, регламентирующее процедуры регистрации и оформления учета юридических лиц;
  • Приказы Минфина РФ;
  • Федеральные законы;
  • методические указания органов регистрации юридических и физических лиц.

С точки зрения действующего права, процесс реорганизации подчиняется нормам существующих законодательных актов, при этом основа проведения процедуры закладывается соответствующими статьями ГК РФ. (57-60). При этом наблюдается постоянное совершенствование правового регулирования.

Пошаговая схема проведения процедуры реорганизации

Проведение процедуры реорганизации осуществляется в соответствии с определенной последовательностью действий, включающей в себя определенную последовательность действий:

  1. Принятие решения о необходимости проведения реорганизации. На первом этапе, при возникновении необходимости проведения реорганизации важно зафиксировать принятое решение перед началом осуществления непосредственной процедуры. В это время важно учитывать, что для принятия решения требуется созыв собрания участников общества. При этом для вынесения положительного вердикта требуется большинство голосов;
  2. Уведомление налогового органа о запуске процесса. Следующим шагом становится уведомление органа регистрации о начале процедуры. Данное уведомление должно быть послано не позднее 3 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения. После поступления уведомления в органы ФНС, в течение 3 дней делается запись в ЕГРЮЛ о реорганизации юрлица;
  3. Сдача документации в орган регистрации. После подготовки необходимого пакета документов и их нотариального заверения, следует передать весь пакет в регистрирующий орган, которым выступает территориальная налоговая инспекция. При передаче документов налоговый инспектор сверяет паспортные данные подающего лица с указанными в документах, раскладывает все бумаги в определенном порядке, выдает расписку в получении;
  4. Получение документа о начале процесса. День, в который необходимо получить указанные документы указывается в расписке, получаемой при подаче заявления в налоговую инспекцию;
  5. Оповещение кредиторов о процедуре реорганизации. В срок не позднее 5 дней с даты подачи заявления о начале реорганизации в орган регистрации юридическое лицо обязано уведомить всех своих кредиторов о начавшейся процедуре. При этом организация правопреемник будет автоматически брать на себя обязательства в исполнении прав и обязанностей реорганизуемой компании или фирмы. Кредиторы обладают правом потребовать исполнения прав досрочно, в случае невозможности такового, они могут инициировать прекращение обязательств;
  6. Публикация данных о реорганизации. Кроме письменного оповещения кредиторов законодатель обязывает юридическое лицо дважды сообщить информацию о совершении процедуры реорганизации, для чего подобное сообщение требуется опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации». Определена периодичность публикации, которая должна осуществляться дважды, срок между публикациями составляет не более календарного месяца;
  7. Сбор и подача документов, нужных для завершения процесса реорганизации. На этом шаге требуется подготовить документы для налоговой службы, которые будут финальными в процессе реорганизации.

При проведении процедуры в форме преобразования данный пакет документов будет включать в себя:

  • заявление по форме 12001;
  • пакет учредительных документов в количестве двух экземпляров;
  • договор о слиянии;
  • передаточный акт;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины;
  • документ, который подтверждает информирование территориального органа Пенсионного фонда.

Сдача документов в ФНС и получение пакета документов, подтверждающих регистрацию процедуры реорганизации. На 6 день после подачи требуемого пакета документов заявитель может обратиться в регистрирующий орган для получения:

  • свидетельства о регистрации процедуры реорганизации;
  • один экземпляр учредительных документов с отметкой органа регистрации;
  • листок записи сведении в ЕГРЮЛ.

При соответствующем заявлении данный пакет документов может быть выслан заявителю почтовым переводом.

Проверка ошибок в полученных документах. Обязательным этапом при проведении процедуры реорганизации является тщательная проверка полученных документов на предмет ошибок. Скорость исправления ошибки, которая может быть следствием простой невнимательности работника регистрирующего органа или программного сбоя зависит от времени ее выявления. Также следует учитывать, что согласно федеральному закону №129-ФЗ государственные реестры обязательно ведутся на бумажном носителе, которые имеют приоритет перед электронными.

Особенности проведения реорганизации

Одной из особенностей проведения реорганизации в виде преобразования является изменение ИНН, что относится к общему правилу. Согласно норме, прописанной в Порядке и условиях об индивидуальном номере налогоплательщика, в результате прекращения деятельности юрлица, вызванного реорганизацией в форме преобразования, действующий ИНН признается недействительным.

Датой постановки на учет в налоговый орган является дата подача сведений в ЕГРЮЛ. Процесс снятия юрлица с учета из ЕГРН совершается на основании получения выписки из ЕГРЮЛ, где содержаться данные о прекращении деятельности организации или предприятия. Приказ МНС РФ регламентирует порядок оповещения налоговой организации, на учете в которой состоит юрлицо, проходящее процесс реорганизации. В соответствии с принятым порядком, при снятии организации с учета в налоговом органе регулятор обязан направить соответствующие сведения не позднее рабочего дня с момента осуществления завершения процедуры снятия с учета.

Налоговые тонкости при реорганизации

При осуществлении процедуры реорганизации в форме преобразования существует несколько налоговых тонкостей, которые регламентируются законодательством. В частности, организация, прекращающая свою деятельность в форме преобразования, имеет право самостоятельно подавать налоговые декларации на последний день налогового периода, определяемый правилами статьи 55 НК РФ.

Правопреемнику, в свою очередь, потребуется подать декларацию по налогу на прибыль на предшествующий подаче налоговый период за компанию, подвергшуюся реорганизации.

Если говорить о возможностях получения льгот по уплате ЕСН, то законодательство не предусматривает подобного. Но суды имеют другое видение и существует немало решении Арбитражного Суда РФ, где допускается возможность сохранения имеющихся льготных прав.

При передаче имущественных и иных прав при реорганизации компании данная сделка не признается объектом налогообложения, и НДС не начисляется.

Реорганизация организации или предприятия в форме преобразования — очень длительный и сложный процесс, требующий от учредителей или лиц, занимающихся непосредственно осуществлением процедуры знания законодательства и бухгалтерии. Этот процесс касается не только простого правопреемства, но также затрагивает все сферы деятельности компании, включая налоги, прибыль, документооборот и всевозможные изменения в штатной структуре.

Вконтакте

Существует пять форм реорганизации юридического лица: реорганизация в форме преобразования , слияния, присоединения, разделения и выделения. Реорганизация путем преобразования заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица. Например, преобразование общества с ограниченной ответственностью (ООО) в закрытое акционерное общество (ЗАО).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация юридического лица влечет появление универсального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования.)

Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юридическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою "одежду" (организационно-правовую форму). Действующий закон в отдельных случаях допускает возможность использования преобразования с целью изменения юридическим лицом своего видового статуса путем превращения коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение. В конце 80-х - начале 90-х годов XX века в качестве разгосударствления государственного имущества (мягкой формы его приватизации) использовалось преобразование государственных предприятий в арендные и коллективные предприятия.

Реорганизацию предприятия в форме преобразования проводят в случае, если число акционеров закрытого общества превысит пятьдесят, так как в соответствии с законодательством, данное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое общество. Другой пример, если число участников общества с ограниченной ответственностью (ООО) превысит пятьдесят, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество (ОАО) или производственный кооператив.

Реорганизация в форме преобразования чаще всего затрагивает преобразование из юридического лица государственной формы собственности в акционерное общество, например, из унитарного предприятия в АО.

При реорганизации в форме преобразования , как правило, не изменяется величина имущества и обязательств юридического лица, что является отличительной особенностью реорганизации данного вида от других. На основании передаточного акта имущество и обязательства преобразуемого юридического лица передаются преобразованному лицу.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1. Проведение общего собрания участников (акционеров) общества на тему перехода в другую организационно-правовую форму. Более .

2. Уведомление налогового органа о проведении реорганизации (не позднее 3-х дней со дня принятия решения). Уведомление кредиторов о реорганизации в форме преобразования (не позднее даты принятия решения о реорганизации). Кредиторов необходимо уведомить в письменном виде и опубликовать сообщение о принятом решении в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц.

3. Получение требований кредиторов о погашении кредиторской задолженности, в т.ч. досрочном.

4. Составление реестра требований кредиторов, в котором должна быть отражена информация о наименовании, местонахождении кредитора, основаниях для требования о погашении задолженности, о сумме к погашению, неустоек, сумме штрафов.

5. Выверка расчетов с кредиторами и определение сумм кредиторской задолженности к погашению.

6. Погашение кредиторской задолженности до момента окончания реорганизации.

7. Начало процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставном капитале.

8. Проведение инвентаризации имущества и обязательств преобразуемого общества.

9.
Формирование передаточного акта. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о реорганизации и представляется вместе с учредительными документами для внесения изменений в учредительные документы существующего юридического лица. В передаточном акте целесообразно указать:

Общую информацию о реорганизуемом юридическом лице;
- передаточный баланс;
- отчет о прибылях и убытках реорганизуемого юридического лица;
- пояснения к передаточному балансу и отчету о прибылях и убытках.

Отсутствие передаточного акта приведет к отказу в государственной реорганизации.

10. Передача документов на государственную регистрацию.

11. Подача заявления в лицензирующий орган на переоформление лицензий. Если предприятие имеет лицензию на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию, то, согласно ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензиат - организация (его правопреемник) – обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.

12. Завершение государственной регистрации юридического лица – это дата государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

13. Составление акта приемки-передачи активов и обязательств – от правопредшественника правопреемнику.

14. Завершение процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставном капитале.

Перечень необходимых документов для проведения реорганизации приведен .

Сталкиваясь с необходимостью пройти реорганизацию предприятия, следует обращаться к профессионалам, разбирающимся во всех тонкостях действующего законодательства. В юридической фирме «Логос» клиенты всегда могут рассчитывать на грамотный и ответственный подход к делу и оперативные, четкие действия. В базовый пакет услуг по реорганизации в форме преобразования входит:

  1. Консультация клиента по выбору подходящей организационно-правовой формы вновь преобразованной организации, сбор и анализ документов
  2. Подготовка пакета необходимых документов для реорганизации предприятия
  3. Изготовление печати
  4. Подача объявления в вестник государственной регистрации юридических лиц
  5. Регистрация документов в МИ ФНС
  6. Уведомление кредиторов

Под реорганизацией в форме преобразования в соответствии гл. 4 ГК РФ подразумевается смена компанией своей организационно-правовой формы. Прежняя фирма прекращает свою деятельность, и создаётся новое юридическое лицо.

Одновременно в процессе реорганизации юридического лица путём преобразования меняются устав и иные учредительные документы. Все права и обязанности от старой компании переходят к новой.

В отличии от иных видов реорганизации (присоединения, выделения, слияния) начинает этот процесс одно юридическое лицо, но в итоге создаётся совершенно другое.

Налоговые последствия реорганизации в форме преобразования

Ст. 50 НК РФ гарантирует юридическим лицам со стороны государства соблюдение прав и законных интересов. При реорганизации компании новые налоговые обязательства не появляются, но ранее возникшие также не отменяются. В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ бремя уплаты налогов переходит к правопреемнику. Исключением могут быть случаи, которые связаны с проведением реорганизации в форме выделения с учётом некоторых оговорок.

Налоги, в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ, правопреемник должен будет уплачивать независимо от того, информирован ли он о наличии задолженности перед бюджетом у старой компании, или нет.

Обратите внимание! Все обязанности, которые были у первоначального предприятия, переходят к преемнику, поэтому осуществлять эту процедуру сознательно для того, чтобы уменьшить налоговые выплаты, нецелесообразно.

Сотрудники налоговой не смогут оштрафовать правопреемника за ошибки предшественника в случае, если до процесса реорганизации у него не были обнаружены какие-либо нарушения.

Компания, которая подлежит ликвидации, обязана составить заключительную бухгалтерскую отчётность на ту дату, которая будет предшествовать дате внесения записи о проведении реорганизации. Вновь созданное юридическое лицо обязано предоставить вступительную отчётность, то есть перенести бухгалтерские показатели из заключительной отчётности компании-предшественника.

После проведения преобразования режим упрощенного налогообложения или единого налога на вмененный доход может использоваться только в том случае, если правопреемник подаст соответствующее заявление в налоговую. Это нужно сделать в пятидневный срок с момента создания компании.

Особенности реорганизации в форме преобразования

После проведения реорганизации путём преобразования деятельность старого юридического лица прекращается, и создаётся новая компания. Происходит смена реквизитов фирмы. Из единого госреестра исключается присвоенный индивидуальный номер налогоплательщика преобразуемой компании, после чего правопреемник получает свой ИНН. Если изменяется правовая форма компании без осуществления реорганизации, то ИНН не меняется. К примеру, если из ОАО образуется ЗАО, то изменения в реестр не вносятся.

Реорганизация компании, проводимая в форме преобразования, рассматривается с юридической, экономической и макроэкономической точки зрения.

С юридической точки зрения после проведения реорганизации образуется новая фирма, наследующая все активы и пассивы старой.

С экономической точки зрения меняется внутренняя структура, менеджмент и организационно-правовая структура созданной компании, а все иные сферы деятельности остаются прежними.

С макроэкономической точки зрения баланс компании не меняется, поэтому преобразование будет для неё нейтральным процессом.

Для владельцев бизнеса, которые хотели бы расширить свою деятельность и достигли максимума участников, изменение организационно правовой-формы будет полезным. Но не во всех случаях преобразование компании будет свидетельствовать о грядущем укрупнении компании.

Причины реорганизации

Чаще всего присоединение применяют для того, чтобы компании могли, объединив уставные цели, достичь наиболее эффективного результата по использованию активов.

Юридическое лицо обычно планирует проведение реорганизации, исходя из нескольких причин:

  • падение спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги. При помощи реорганизации можно будет модернизировать производства и оборудования. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции;
  • поглощение бизнеса. Более сильная компания с целью увеличения конкурентоспособности поглощает другую;
  • разделение бизнеса. В случае, если учредители не могут между собой договориться, то они вправе разделить свои активы;
  • вывод активов из оборота юридического лица. Сделать это без нарушения закона нелегко. Но при создании нового юридического лица можно передать ему часть активов;
  • передача активов третьим лицам. Этот вариант целесообразен в случае запрета на совершение сделок первоначально созданному юридическому лицу;
  • использование специальных режимов налогообложения или применение налоговых льгот. Это приводит к увеличению объёмов производства и общей прибыли компании.

Порядок реорганизации путем преобразования

Процедура реорганизации в порядке преобразования включает в себя в несколько этапов.

  • учредители должны принять решение о реорганизации на общем собрании собственников. На этом же собрании согласовывается устав компании, обсуждаются условия проведения, участники принимают решение об обмене вкладами и долями в уставный капитал будущей компании;
  • в трёхдневный срок о начале процедуры нужно письменно проинформировать налоговую. Получив уведомление, налоговый орган делает запись в едином госреестре юридических лиц о начале процедуры реорганизации;
  • дважды (раз в месяц) для кредиторов в СМИ делается сообщение о проводимой реорганизации. Получив сообщения, кредиторы в месячный срок после последнего объявления имеют возможность потребовать досрочного погашения долгов;
  • избрание руководства компании. По закону, у предприятий, имеющих разную организационную форму, разная структура. В обязанности совета учредителей входит определение состава менеджеров, поручение руководству завершения всех действий по регистрации преобразования (получение требований кредиторов о выполнении обязательств, составление реестра контрагентов, сумм, которые требуется уплатить);
  • составление актов сверки и подписание их с партнёрами;
  • погашение кредиторской задолженности до завершения процедуры;
  • проведение учёта имущества, долговых и других обязательств;
  • составление и утверждение передаточного акта. В случае отсутствия данного документа государственный орган вправе отказать в регистрации реорганизации. В акте обязательно указание следующих сведений:
    • общей информации о предприятии;
    • отчёта о результатах финансовой деятельности;
    • передаточного баланса;
    • пояснений;
  • передача всех вышеперечисленных документов после их оформления на регистрацию в государственный орган;
  • ликвидация юридического лица.

Прекращение деятельности компании подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. После его получения осуществляются действия в следующем порядке:

  • снятие с учёта в налоговой инспекции, во внебюджетных фондах, органе статистики;
  • закрытие всех счетов;
  • уничтожение печати.

После этого вновь созданным юридическим лицом совершаются следующие действия:

  • повторная постановка на учёт во всех учреждениях в качестве нового юридического лица;
  • изготовление печати;
  • открытие счёта.

Необходимый перечень документов

Регистрация преобразования после ликвидации предприятия производится после передачи в налоговую службу следующих документов:

  • заявления установленной формы (Р12001) с подписью заявителя. Такое заявление должно представляться для каждой вновь созданной компании;
  • в комплекте документов реорганизуемого предприятия необходимо наличие:
    • кодов статистики;
    • устава;
    • выписки из реестра юрлиц;
    • свидетельства ОГРН.
Обратите внимание! В налоговую нужно передавать оригиналы или копии, заверенные нотариусом.

Необходимо предоставить два экземпляра следующих документов.

  • решения учредителей о реорганизации предприятия;
  • квитанции (чека) для подтверждения уплаты госпошлины;
  • передаточного акта, содержащего всю необходимую информацию;
  • справки, подтверждающей отсутствие задолженности перед пенсионным фондом;
  • бухгалтерского баланса (копии) за последний период отчётности;
  • сведений о кредиторской задолженности;
  • контактных данных.

Для вновь созданной компании необходимо наличие следующих сведений:

  • полного и сокращённого наименования;
  • кодов видов деятельности;
  • юридического адреса;
  • размера уставного капитала с указанной формой уплаты;
  • сведений о руководителе с указанием наименования его должности;
  • сведений о главном бухгалтере;
  • сведений об учредителях и их долях в уставном капитале;
  • информации о банке, в котором планируется открытие счёта;
  • контактных данных.

После предоставления вышеперечисленных документов и необходимой информации производится регистрация реорганизации предприятия налоговыми органами.

Сроки проведения реорганизации путем преобразования

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ государственная регистрация компании, созданной в процессе реорганизации путём преобразования, происходит после внесения записи в единый госреестр юридических лиц.

Заявление формы Р12003 рассматривается в течение трёх рабочих дней, и в этот же срок вносится изменение в госреестр. Заявление формы Р12001 о госрегистрации юридических лиц, созданных при помощи реорганизации путём преобразования, рассматривается в течение пяти рабочих дней.

Обратите внимание! Минимальный срок процедуры составит 3,5 месяца, не считая периода для подготовки собрания акционеров или участников компании.

Проведение реорганизации путём преобразования, слияния, разделения, выделения имеет отличительные особенности. Поэтому для осуществления данной процедуры лучше воспользоваться помощью наших юристов. В таком случае профессиональные специалисты окажут перечень необходимых услуг и проведут реорганизацию в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Это позволит исключить возможные риски, связанные с нарушением порядка проведения процедуры и отказом в регистрации преобразования компании.